РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И РАЗВИТИЮ СПОСОБНОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ
материал

Колмакова Оксана Владимировна

      Дошкольное детсво является очень важным и благоприятным периодом для выявления и развития способностей детей. Развитие музыкальных способностей является одним из средств формирования личности ребенка. Они в результате обучения развиваются, дифференцируются.  Необходим системный подход к работе и создание условий выявления и развития  музыкальных способностей детей дошкольного возраста и формирование творческого мышления, а именно:

- наличие предметно-развив среды, стимулирующей разнообразную деятельность ребенка;

- атмосфера  доброжелательности, сотрудничества и заботливости к ребенку"

- наличие личностно-ориентированной воспит-образ системы (методич обеспечение, программы);

- использование традиционных и нетрадиционных методов и приемов, игровых технологий;

- реализация творческих способностей  детей в самостоятельной деятельности;

- участие детей в праздниках и развлечениях, выставках и конкурсах;

- тесное сотрудничество с семьей. 

     Создавая предметно-развивающую  среду и условия для развития, воспитания и обучения способных детей, предоставляем возможность воспитанникам проявить и продемонстрировать  индивидуальность и творчество.  Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую, творческую, музыкальную активность детей, возможность самовыражения. Музыкальный зал – центр музыкального развития – среда эстетического развития, место постоянного общения ребенка с музыкой.  Зал оснащен муз. центром, пособиями, атрибутами, муз. игрушками и инструментами, музыкально-дидактическими играми. Дети в танцах, песнях, игре на муз. инструментах учатся создавать худ. образы. Наличие нестандартных наглядных пособий и авторских дидактических игр помогает детям развивать творческий потенциал, музыкальность, воплощать свои идеи и знания в жизни. Собрана большая коллекция разных видов театра, сделанными своими руками и руками родителей. Детям очень нравиться  исследовать и играть с ними. Особенно дети полюбили театры, сделанные своими руками из бросового материала. Праздники и развлечения, концерты, флеш-мобы, посиделки с родителями и т.д. -  те немногие формы работы с детьми, где они могут творчески реализовываться, показывая свои таланты. Дети танцуют, поют, играют на музыкальных инструментах, показывают театральные постановки, сказки, обыгрывают  инсценировки и попевки, показывают собственные сочиненные сказки разными видами кукольного театра.

     Большое место в моей педагогической работе отводится  разработке и внедрению проектной и экспериментальной  деятельности, которая  всегда имеет положительный успех. Разрабатываются, сочиняются и внедряются авторские сценарии сказок, праздников и развлечений, где каждый ребенок проявляет себя, получает  положительную  эмоциональную психоразрядку и применяет накопленные знания, умения и навыки в социуме.   

      По принципу свободы выбора воспитанниками дополнительных платных образовательных  услуг,   в нашем детском саду организована работа нескольких кружков. Мною создан и много лет функционирует кружок под названием «Ансамбль «Веснушки». Дети старшего дошкольного возраста развиваются и самореализуются по нескольким направлениям, могут себя показать в пении, танцах, музыкально-театральной деятельности, играми с бусами, что является новым направлением в дошкольной жизни. Мною разработана  и апробирована рабочая Программа по дополнительному образованию, платный кружок "Ансамбль "Веснушки", которая ориентирована на детей старшего дошкольного возраста. Программа охватывает как одаренных детей, так и ребят с ОВЗ. Одаренным дошкольникам кружковая деятельность дает возможность показать свой потенциал, развивать талант, уметь нестандартно и креативно решать  цели и задачи в творческой направленности. Детям с ОВЗ помогает не только развивать разносторонние качества лисностного роста, но и самоутвердиться, самореализоваться в социуме. 

     Выступление ансамбля  всегда ждут и приветствуют родители и гости на праздниках и развлечениях. Также мы тесно сотрудничаем со школой (выступление, поздравление наших детей всегда ждут, радостно и доброжелательно встречают школьники и учителя на праздниках). Дети реализуют свои творческие способности и в самостоятельной деятельности, применяют знания в жизни. Родители являются активными  соучастниками в работе ансамбля. Помогают в выступлениях, принимают участие в конкурсах, открытых занятиях, сами играют роли. Золотые руки родителей помогают пополнять нашу театральную мастерскую.  В тесном сотрудничестве с ними  проводим совместную практическую деятельность детей и взрослых (проекты, музыкальные совместные номера, картины из бус, конкурсы, праздники и развлечения, театрализованные представления, работа с лэпбуками, музыкально-дидактическими играми).  С родителями  и детьми  установлены отношения доброжелательного  сотрудничества и партнерства.  Организована информационная среда для родителей (консультации, фото-выставки, выставки,  буклеты и т.д),  выступления на родительских собраниях, общение на страницах нашего сайта "Ансамбль "Веснушки", интернет общения.

                                                         

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анкета выявления одаренности

Анкета № 1

Проявление специальных способностей (по А.И. Савенкову).

Для выявления одаренных к определенным видам человеческой деятельности детей А.И. Савенков предлагает рассматривать следующие личностные свойства и характеристики (на вопросы отвечать «да», «нет»):

1. В сфере изобразительно-художественной одаренности:

-                     в рисунках нет однообразия. Ребенок оригинален в выборе сюжетов. В рисунках много разных предметов, людей и ситуаций;

-                     становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит хорошую музыку, прекрасно выполненную скульптуру, вещь;

-                     способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.;

-                     любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке;

-                     охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды);

-                     обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение;

-                     любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем;

-                     может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.

2. В сфере музыкальной одаренности:

-                     проявляет большой интерес к музыкальным занятиям, пению;

-                     чутко реагирует на характер и настроение музыки;

-                     хорошо поет;

-                     вкладывает много энергии, чувств в игру на инструменте, в песню или танец;

-                     любит музыкальные записи;

-                     стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку;

-                     хорошо играет на каком-нибудь инструменте;

-                     в пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение;

-                     сочиняет собственные оригинальные мелодии.

3. В сфере литературной одаренности:

-                     любит писать и сочинять рассказы и стихи;

-                     может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта;

-                     рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;

-                     придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях. Оставляет главное, наиболее характерное;

-                     выбирает в своих рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает;

-                     склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем;

-                     умеет в характере изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.

4. В сфере артистической одаренности:

-                     легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других;

-                     интересуется актерской игрой;

-                     меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека;

-                     разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт;

-                     склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения;

-                     стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает;

-                     с большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания;

-                     любит игры-драматизации.

5. В сфере технической одаренности:

-                     интересуется механизмами и машинами;

-                     может чинить легко испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых приборов, машин, механизмов;

-                     любит разбираться в причинах и капризах механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск»;

-                     любит рисовать чертежи и схемы механизмов, разбираться в них;

-                     читает (любит когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов;

-                     любит обсуждать полезные события, изобретения, часто задумывается об этом;

-                     проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (модели летальных аппаратов, автомобилей, кораблей);

-                     быстро и легко осваивает компьютер.

6. В сфере лидерской одаренности:

-                     инициативен в общении со сверстниками;

-                     сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей;

-                     легко общается с детьми и взрослыми;

-                     улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное;

-                     часто руководит играми и занятиями других детей;

-                     склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для возраста;

-                     другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям;

-                     обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.

7. В сфере спортивной одаренности:

-                     энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений;

-                     любит участвовать в спортивных играх и состязаниях;

-                     часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников;

-                     бывает быстрее всех в детском саду, в классе;

-                     движется легко, грациозно, имеет хорошую координацию движений;

-                     любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках;

-                     предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол);

-                     физически выносливее сверстников.

8. В сфере интеллектуальной одаренности (по А.да Хаану и Г. Кафу):

-                     хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей;

-                     обладает хорошей памятью;

-                     легко и быстро схватывает новый «учебный» материал;

-                     задает очень много продуманных и оправданных ситуацией вопросов;

-                     любит читать книги, причем по своей собственной «программе»;

-                     обгоняет своих сверстников по учебе, причем не обязательно является «отличником», часто жалуется, что на официальных занятиях ему скучно;

-                     гораздо лучше и шире многих своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно (о мировой политике, экономике, науке и т.д.);

-                     обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла, рассудителен не по годам, даже расчетлив;

-                     очень восприимчив, наблюдателен, быстро, но не обязательно остро, реагирует на все новое и неожиданное в жизни.



Предварительный просмотр:

         Предпосылки одаренности детей дошкольного возраста.

     

     Проблема выявления одаренности детей сложна и требует привлечения специалистов высокой квалификации. Дошкольный возраст является сензитивным для усвоения творческих моделей взаимодействия со средой. Ребенок уже обладает определенной самостоятельностью, навыками самообслуживания, социальной, общественной и учебной жизни. Дети приобретают умение учиться, ими усваиваются основные социальные конвенциональные нормы. Появляющийся на этой основе личностный диссонанс между возможностями и требованиями среды, отношением к ребенку окружающих порождает потребности в новых средствах самовыражения. Малыш в одно и то же время старается вести себя как взрослый, хочет признания своей «самости», однако удовлетворение большинства потребностей все еще зависит от взрослых.

     У дошкольника кардинально изменяется самосознание, у него возникает пристальный интерес к эмоциональной жизни близких, сверстников. Отсюда столь характерное для этого возраста стремление к дружескому общению, контактам со сверстниками и взрослыми. Учитывая данные особенности дошкольного возраста, необходимо создавать условия для развития одаренности и строить специальные программы, направленные на выявление и развитие творческого потенциала детей.

     Одно из направлений, позволяющих развивать одаренность, - художественно-эстетическое. Оно основывается на категориях эстетики – науки, изучающей закономерности природы, чувственного освоения действительности. Именно художественно-эстетическое воспитание через формирование нравственных представлений призвано решать задачу развития творческого отношения к окружающей действительности, что составляет базис для появления предпосылок одаренности.

     Развитие у детей дошкольного возраста одаренности может успешно решаться средствами разных видов искусства.

     В русле художественно-эстетического воспитания необходимо через синтез различных искусств создать такую систему, которая способствовала бы не только положительной динамике какого-либо одного вида одаренности, но гармоничному развитию личности дошкольника. Процесс художественно-эстетического воспитания сложен и многогранен. Однако в нем могут быть выделены некоторые главные моменты, составляющие основную модель этого процесса.

     Первым компонентом модели (по Н.А. Ветлугиной) можно назвать формирование у ребенка эмоционально-нравственного отношения. В процессе приобщения детей к искусству педагог должен так организовать свою деятельность, чтобы дать им возможность эмоционально пережить произведение, стать участником действия.

     В качестве второго компонента выступает формирование у ребенка способности к самообучаемости, которая должна формироваться у каждого ребенка в различных видах деятельности и давать возможность правильно организовать свою поисковую деятельность, самостоятельно находить новые знания, усваивать их. В области искусства ребенок учится самостоятельно конструировать художественный образ, находить выразительно-изобразительные средства для его передачи, действовать с ним в воображаемой ситуации, экспериментировать.

     

     В художественно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста большую роль играют совместные действия: игра, коллективное рисование, музыкальные занятия, театрализованные представления и т.п. В группе сверстников дети могут не только поделиться своими эмоциями, видением мира, но и получить обратную связь на определенные модели поведения, т.е. дети учатся взаимодействию с социумом.

     Третий компонент модели – формирование индивидуальных художественно-эстетических свойств личности. В эстетике такие индивидуальные качества объединяются понятием «эстетический вкус». В дошкольном детстве формируются предпосылки вкуса, эмоционально-оценочное отношение ребенка к окружающей действительности, в котором сосуществуют эмоциональное и рациональное. О сформированности такого отношения свидетельствует степень сознательности, проявляемая в детских оценках и мотивировках, которые они дают этим оценкам.

     Педагог должен постепенно подводить детей к самостоятельной оценочной деятельности, вначале совместно с ними оценивая различные ситуации в жизни, отношениях между людьми, в природе, произведениях искусства. Необходимо приводить собственные суждения, затем предлагать детям проблемные вопросы, когда необходимо сделать выбор в соответствии со сформированным у них художественно-эстетическим отношением и дать этому выбору сознательную мотивировку.

     В художественной деятельности дошкольников обязательно присутствует оценочный этап, когда детям предлагается оценить собственную работу и  работы сверстников, мотивировать свою оценку.

     Первые нравственные представления и понятия наиболее успешно формируются у детей под воздействием произведений искусства. Художественно-эстетическое воспитание детей обеспечивается с помощью разнообразных методов: побуждение к сопереживанию; убеждение при формировании первоначальных проявлений эстетического вкуса; метод поисковых ситуаций, побуждающий детей к самостоятельным действиям, творчеству. Формы организации художественно-эстетического воспитания могут быть различными: в непосредственно образовательной деятельности, в самостоятельной деятельности, художественном труде, во время праздников, развлечений.

     Особое внимание в современном дошкольном образовании уделяется интегрированным занятиям, в которых воспитательные задачи реализуются средствами разных видов искусства. Характерная особенность этих занятий – объединение заданий по определенным темам.

     В процессе художественно-эстетического воспитания дети с помощью педагогов и специалистов, а также самостоятельно учатся использовать художественно-выразительные средства всех видов искусства для передачи замысла. Совместные действия педагога с детьми, общение со сверстниками создают необходимые условия для развития одаренности.



Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ОТ РЕБЕНКА

Чем проповедь выслушивать,
мне лучше бы взглянуть.
И лучше проводить меня, чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха и поймут все без труда.
Слова порой запутаны, пример же - никогда.

Тот лучший проповедник, кто веру в жизнь провел.
Добро увидеть в действии - вот лучшая из школ.
И если все мне рассказать, я выучу урок.
Но мне ясней движенье рук, чем быстрых слов поток.

Должно быть можно верить умным словесам.
Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам.
Вдруг я неправильно пойму прекрасный твой совет -
Зато пойму, как ты живешь: по правде или нет.
(Мудрость ребенка)



Мы, родители и взрослые, готовы всегда давать советы своим детям. Но давайте, и мы прислушаемся к их советам.

"Памятка родителям от ребенка" - это не только своеобразный монолог ребенка, отстаивающего свои права, свой суверенитет, но и открытое приглашение взрослых к диалогу и взаимопониманию.
***
Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.
***
Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.
***
Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой. Я откликнусь с большей готовностью на ваши инициативы.
***
Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставить последнее слово за собой.
***
Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить - это поколеблет мою веру в вас.
***
Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю или делаю что-то только затем, чтобы просто расстроить вас. А то затем я попытаюсь достичь еще больших "побед".
***
Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: "Я вас ненавижу". Я не имею буквально это в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.
***
Не заставляйте мня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став “плаксой” и “нытиком”.
***
Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
***
Не позволяйте моим дурным привычкам привлекать ко мне чрезмерную долю вашего внимания. Это только вдохновит меня на их продолжение.
***
Не поправляйте мня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо большее внимание на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.
***
Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. По некоторым объективным причинам мой слух притупляется в это время, а мое желание сотрудничать с вами становится намного слабее. Будет нормально, если вы предпримете определенные шаги, но поговорите со мной об этом несколько позже.
***
Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, открыв, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.
***
Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки - смертный грех. Я должен научиться делать ошибки, не чувствуя, что я ни на что не годен.
***
Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать. Я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.
***
Не требуйте от меня объяснений, зачем я это сделал. Я иногда и сам не знаю, почему поступаю так, а не иначе.
***
Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.
***
Не забывайте, я люблю экспериментировать. Таким образом я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.
***
Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я учусь на собственном опыте.
***

 

Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне чересчур много внимания.
***
Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, вы увидите, что я вообще перестану задавать их вам и буду искать информацию где-то на стороне.
***
Не отвечайте на глупые и бессмысленные вопросы. Если вы будете это делать, то вскоре обнаружите, что я просто хочу, чтобы вы постоянно мной занимались.
***
Никогда даже не намекайте , что вы совершенны и непогрешимы. Это дает мне ощущение тщетности попыток сравняться с вами.
***
Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Значение имеет то, как мы его проводим.
***
Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойство. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.
***
Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без понимания и ободрения, но похвала, когда она честно заслужена, иногда все же забывается. А нагоняй, кажется, никогда.
***
Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я стану ваши другом. Запомните, что я учусь, больше подражая примерам, а не подвергаясь критике.
***
Я хочу быть уверенным, что родился от вашей любви друг к другу а не только от сексуального удовольствия. Ссоры между вами подтверждают мои самые страшные опасения.
***
Если вы мне говорите, что любите меня, а потом просите что-то сделать для вас, я думаю что нахожусь на рынке. Но тогда я с вами буду торговаться и поверьте, что я окажусь с прибылью.
***
Для мня важно знать от вас что правильно, а что нет. Но более всего мне важно увидеть в ваших поступках подтверждение того, понимаете ли вы сами что правильно, а что нет.
***
Если я вижу, что вы любите больше брата или сестру я вам не буду жаловаться. Я буду просто нападать на того, кому вы больше уделяете внимание и любви. В этом я вижу справедливость.

 

                                                                                             


Домашний беспорядок вреден для интеллекта детей!

           Доцент Стивен Петрилл (Stephen Petrill) и его коллеги из университета Пенсильвании (Pennsylvania State University) обнаружили стойкую связь между беспорядком в доме и развитием ребёнка — неорганизованность, шум и теснота негативно влияют на интеллект детей.
Исследователи обратились к базе данных близнецов, родившихся в Великобритании между 1994 и 1996 годами, в результаты они собрали информацию о почти 8 тысячах 3-4-летних англичан.
Рассматривая различия между полностью генетически идентичными близнецами и близнецами, которые имеют половину "общих" генов, учёные надеялись выявить обособленно влияние генов и окружающей среды. 
Связь между так называемыми "хаотичными" домами и интеллектуальным развитием ребёнка наблюдалась и прежде, но что оказывает наибольшее влияние — социально-экономический статус (СЭС), генетика или сама окружающая среда — не было ясно.

 В результате группа Петрилла подтвердила известный факт: чем дома богаче, а родители образованнее, тем лучше развивается ребёнок. 
Однако выяснилось, что домашний хаос негативно влияет на познавательные навыки детей независимо от СЭС.

"Если ребёнок находится в действительно неорганизованном доме, трудно себе представить, что он сможет нормально учиться. Такая среда не является достаточно тонкой для того, чтобы познавать мир", — заключил соавтор работы Роберт Пломин.

(Robert Plomin).
(Источник: New Scientist, август 2004)

 


 

Некрасивых детей родители любят меньше?

        Канадский доктор Эндрю Харрелл (Andrew Harrell) из университета Альберты (University of Alberta) пришёл к выводу, что родители лучше заботятся и уделяют больше внимания красивым детям. 
Группа Харрелла наблюдала за родителями с 2-5-летними детьми в 14 различных супермаркетах. Привлекательность каждого ребёнка была оценена по 10-бальной шкале.

Всякий раз исследователи отмечали, сидел ли ребёнок в тележке, было ли ему позволено самостоятельно ходить по магазину, и, если да — то, как далеко он мог отойти от родителей.

Выяснилось, что среди красивых детей в тележках по всем правилам безопасности находились 13,3%, а среди наименее привлекательных — 1,2%.
Наблюдатели также заметили, что менее привлекательным детям родители чаще позволяли самим блуждать по супермаркету. Всё это, по мнению Харрелла, говорит о том, что безопасность красивых детей беспокоит пап и мам значительно больше.

Доктор полагает, что мы подсознательно уделяем больше внимания привлекательным детям просто потому, что они — наш лучший генетический материал.

"О привлекательности как предсказателе поведения, особенно — в плане воспитания, известно давно, — сообщил доктор, отец пятерых детей и дедушка трёх внуков. — Большинство родителей будет реагировать на результаты нашей работы с возмущением и тревогой. Они скажут "я люблю всех своих детей, независимо от их привлекательности". Но мы просто наблюдали, что делают люди".

Кстати, о выгодах привлекательной внешности учёные говорят всё чаще: недавно, к примеру, выяснилось, что красивые люди, как правило, имеют более высокий статус и лучше материально обеспечены. Так что в справедливости поговорки "не родись красивой, а родись счастливой" можно усомниться.

(Источник: EurekAlert, апрель 2006)


 

Дети говорят глазами

 

        Дети говорят глазами. Сразу же после рождения их взгляд говорит и понимает все, потом глазами малыш воспринимает и запоминает мир. Глазами младенец устанавливает контакт с окружающим миром. Об этом свидетельствует открытие итальянских ученых, о котором сообщает журнал Proceedings of the National Academy of Sciences: младенец обладает способностью общения при помощи взглядов с самого рождения и готов сразу же принимать все посылаемые ему сигналы. Исследование проводилось группой ученых во главе с психологом Терезой Фаррони из университета города Падова и Дино Фарагуна, директором отделения педиатрии госпиталя Monfalcone в Гориции и Birkbeck College Лондонского университета.

"Встречаться взглядом с другими – самая мощная форма общения", – поясняет Фаррони, добавляя, что дети уже в трехмесячном возрасте улыбаются меньше, когда взрослый перестает на них смотреть. Во время кормления мама и ребенок смотрят друг на друга, потому что общаются таким образом. 

Эксперты наблюдали за взглядами 105 новорожденных двух, трех дней жизни при помощи видеокамеры, в то время как младенцы на экране компьютера смотрели на женские лица, представленные в виде обычных фото или измененные при помощи различного освещения, когда на лице либо можно было уловить взгляд, либо нет. Результаты оказались таковы: даже в самые первые дни своей жизни новорожденные ориентируются и чаще смотрят на лицо того, кто к ним обращается. 

"Такая потрясающая способность фиксировать взгляд, – говорит Фарагуна, – является фундаментальной предпосылкой для дальнейшего развития способности индивидуумов общаться друг с другом".

 

Это исследование свидетельствует также о том, что люди рождаются уже с "социальным мозгом", иными словами, готовым принимать стимулы извне, взаимодействовать, воспринимать опыт. Они обучаемы.


(Inopressa, переведено из La Republika, ноябрь 2005)

        


 

Девочка, которая ничего не боится

 

        Родители и воспитатели пятилетней Эшлин Блокер описывают ее одним словом – бесстрашная. Девочка не чувствует боли и не знает, что такое опасность. Она спокойно есть обжигающую пищу и не плачет, когда падает и ударяется о твердый асфальт.

 

Таких людей как Эшлин в мире очень мало – около сотни человек в мире, из которых 17 проживают в США. Это качество медики классифицируют как врожденную нечувствительность к боли и отсутствие потоотделения, обусловленные генетическим расстройством CIPA. И это очень опасная болезнь, поскольку боль есть средство защиты организма от возможных травм.

 

В свои пять лет Эшлин имеет уже массу ушибов, порезов и ожогов и выглядит, как боксер после схватки на ринге. Первый шрам она заработала в три года, прикоснувшись к кипящему титану и не почувствовав ожога.

 

Ее родители находятся в постоянном напряжении, стараясь оградить дочь от миллиона опасностей.



Предварительный просмотр:

Колмакова О.В.

Музыкальный руководитель

МБДОУ ясли-сад «Подснежник»

комбинированного вида

Конспект с использованием авторской

музыкально-дидактической игры

«Музыкальный куб»

для детей старшего дошкольного возраста

Предварительная работа: Разучивание с детьми музыкальных инструментов (название, внешний вид, классификация) русского и бурятского народа. Изготовление карточек  с изображением муз. инструментов рус и бур народа,  подготовить раскраски с изображением муз. инстр. русского и бурятского народа. Подготовить фонограмму со звуками муз инстр. соответствующей темы. Изготовление картинок с изображением русской и бурятской девочки и муз инстр-пазлов (бурятские и русские муз. инстр)

Интеграция образовательных областей:

Основная образовательная область –Художественно- эстетическое развитие;

 (Цель: Закрепление знаний о русских и бурятских народных инструментах).

- Познавательное развитие 

- Речевое развитие;

- Социально - коммуникативное развитие;

Оборудование и материал: 

  • куб (на каждой стороне куба изображен рисунок по заданию игры)
  • карточки, раскраски, пазлы, с изображением русских  и бурятских  инструментов
  • цветные карандаши (фломастеры)
  • разрезная картинка с изображением Незнайки
  • муз. центр, фонограмма со звуками муз. инстр.

Мотивация: Узнать таинственного незнакомца, который прислал музыкальный куб

Цель: Закреплять знания и повышать интерес к музыкальным инструментам русского и бурятского народа

Задачи:

Образовательные:

-Учить обобщать картинки муз. инструментов и распределять их по группам.

-Закреплять слуховые представления о  муз. инструм.

 Развивающие:

-Развивать образное мышление, память, воображение.

-Развивать творческую активность.

-Развивать слуховое внимание.

Воспитательные:

- Воспитывать доброжелательное отношение к народам нашего края, терпимость и уважение.

-Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи.

-Воспитывать  у детей усидчивость и внимательность, соревновательный характер. 

Ход игры:  

        Здравствуйте, ребята. Посмотрите, у меня в руках необычный музыкальный  куб. Прислал нам его таинственный незнакомец. А вы хотите узнать, что это за куб и кто его нам прислал? Тогда нам нужно выполнить задания, покрутив его. За каждое выполненное задание  вы получите частицу разрезной картинки, а в конце игры мы с вами сложим эти частицы и посмотрим, кто же нам прислал этот необычный подарок.  Попробуем? Тогда повторяйте за мной: «Кручу, верчу, все знать хочу!» (дети повторяют, педагог крутит куб).

        1 сторона куба: Посмотрите, что показывает нам куб? Это Российский флаг. Вам нужно из нескольких  картинок  выбрать только русские музыкальные инструменты.   (дети выполняют задание, называют инструмент, педагог наблюдает, направляет и если надо помогает и вручает первую частицу от разрезной картинки).  Молодцы!   Продолжаем игру? Говорим вместе: «Кручу, верчу, все знать хочу!» (дети повторяют, педагог крутит куб).

       2 сторона куба: Что сейчас нам показывает куб? Флаг Бурятии. Посмотрим, сможете ли вы выбрать из предложенных картинок только бурятские музыкальные инструменты.  (дети выполняют задание, называют инструмент, педагог наблюдает, направляет и если надо помогает, затем  вручает вторую  частицу от разрезной картинки).  Молодцы!   Продолжаем игру? Говорим вместе: «Кручу, верчу, все знать хочу!» (дети повторяют, педагог крутит куб).

      3 сторона куба: Что изображено на этой стороне  музыкального куба? Правильно, карандаш.  Как вы думаете, что это обозначает? (предположение детей) Вот вам  раскраски-половинки, нужно дорисовать музыкальный инструмент и раскрасить его, затем его назвать   (дети выполняют задание, педагог наблюдает, направляет и если надо помогает, затем вручает третью  частицу от разрезной картинки).  Молодцы!   Продолжаем мы игру? Говорим вместе: «Кручу, верчу, все знать хочу!» (дети повторяют, педагог крутит куб).

         4 и 5 стороны куба, находящиеся напротив друг друга:  Что же здесь изображено? Это  ноты! Предлагаю прослушать звучание муз. инструментов. Вы внимательно слушаете, затем называете – какой инструмент прозвучал. (дети слушают звучание русских и бурятских муз. инструментов, называют, получают четвертую и пятую частицу от картинки). Осталось совсем не много и мы узнаем имя нашего незнакомца. Говорим вместе: «Кручу, верчу, все знать хочу!» (дети повторяют, педагог крутит куб).

          6 сторона куба: Слушайте внимательно! Нужно выбрать любую большую картинку и подобрать к ней соответствующие маленькие  картинки - пазлы. Например: если на картинке изображена бурятская девочка, значит мы подбираем  бурятские муз. инструменты, а если русская девочка – то рус. муз. инстр. Понятно? Тогда начинаем… (дети выполняют задание и получают  последнюю  часть от картинки-гостя).  Молодцы.  Все задания выполнены. Осталось нам узнать, что за таинственный незнакомец нам прислал такой чудесный куб. Берем все части разрезной картинки и составляем вместе. И кто же это? Правильно, Незнайка.  Спасибо ему за то, что подарил нам такой чудесный музыкальный куб и собрал нас вместе.  Мы провели прекрасно время, правда, ребята?  Вам понравилось?  Давайте вспомним, что мы делали? (ответы детей) Вы такие молодцы! Давайте друг другу скажем спасибо за прекрасную игру. Всем вам ребята,  спасибо и до свидания!

           

       

         Дидактическая игра соединяет в себе несколько игр, доступных детям старшего дошкольного возраста. В игре можно использовать любую сторону куба, по желанию педагога.  Правила игры увлекательны и содержат несколько вариантов игр разного уровня сложности: от изучения только русских музыкальных инструментов, выполняя те же задания на кубе,  затем только бурятских музыкальных инструментов, далее соединить русские и бурятские муз. инструменты. Таинственного незнакомца можно выбрать любого из понравившегося педагогу персонажа.

     



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Как развивать творческие способности у детей?»

Самое ближайшее окружение для ребенка детский сад и семья. Именно здесь у него впервые формируется правильное отношение к творческой деятельности. Важным моментом художественного развития детей является условия, при которых задается общее направление, согласованность воспитателей и родителей. И в детском саду и дома ребенок должен чувствовать себя членом близкого ему коллектива. Он должен знать, что его труд это частица большого и интересного дела, которое приносит радость всем.
      Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других.
       Творческие способности – это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
       Художественное детское творчество - деятельность ребёнка, проявляющаяся в виде импровизаций и создания рисунков, вышивок, лепных поделок, художественных композиций, аппликаций, литературных произведений и пр. ДТ в области искусства способствует художественному образованию и развитию эстетического вкуса у ребёнка.
       Изобразительное детское творчество является самым массовым среди детей младшего возраста. Оно создает основу полноценного и содержательного общения ребёнка с взрослыми, положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, отвлекая их от грусти, страхов и печальных событий.
       Литературное детское творчество: первые элементы появляются у ребёнка в возрасте 3 лет, когда он начинает хорошо говорить, манипулировать звуками и использовать слова в разных сочетаниях. В этот период, литературное детское творчество является частью игры: ребёнок одновременно рисует, сочиняет изображенную историю, напевает и пританцовывает. Постепенно литературное творчество у детей приобретает выраженное направление (поэзия, проза), приходит понимание социальной ценности литературного произведения, а также значимости процесса его создания. Более массовый характер литературное детское творчество приобретает в период обучения в школе, когда дети пишут сочинения, эссе, очерки и рассказы.
        Техническое детское творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности. Техническое детское творчество — это конструирование приборов, моделей, механизмов и других технических объектов на уроках труда и на внеклассных занятиях (кружки, курсы, центры детского и юношеского творчества).
        Музыкальное детское творчество является одним из методов музыкального воспитания детей и проявляется в изучении музыкальных произведений композиторов. Оно, как правило, не имеет ценности для окружающих, но оно важно для самого ребёнка. Это синтетическая деятельность, проявляющаяся в разных видах: игра на музыкальных инструментах, ритмика, пение. Элементы его проявляются одними из первых, когда у ребёнка появляется способность к движениям под музыку.
Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Первые годы жизни ребенка – самые ценные для его будущего, и надо как можно полнее использовать их. Точнее говоря, первые толчки к развитию творческих способностей.


      В каком же возрасте необходимо начинать развитие творческих способностей ребенка?


     Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Если говорить о конкретных способностях, которые лежат в основе различных видов творческой деятельности ребенка, то самой ранней по развитию является музыкальная способность. Многие ученые сходятся к мнению, что она начинает развиваться еще в утробе матери. Когда мама слушает музыку, она испытывает определенные эмоции, которые передаются ребенку, именно это позволяет в дальнейшем реагировать эмоционально на ту или иную музыку. Именно эмоциональная окрашенность музыки заставляет ребенка еще не осознанно двигаться в такт мелодии, или засыпать под мелодичную, спокойную музыку. Благодаря этому в дальнейшем у ребенка развивается чувства музыкального ритма, такта и музыкальный слух.
     Позднее развивается изобразительное творчество (1, 5 года). Это связано, со способностью ребенка держать, карандаш, кисточку, уметь передавать увиденные образы. А в 4-5 лет ребёнок начинает изображать узнаваемые предметы. Самым поздним в своем формировании являются техническое детское творчество. Это связано с тем, что дети накапливают определенный опыт, позволяющий им экспериментировать, преображать и создавать что-то новое. Хотя основа к данному виду творчества лежит в тот период, когда ребенок берет в руки кубики и конструктор. Пытается создать из них что-то свое.
       Как развивать творческие способности ребенка.
Творческие способности имеют свои составляющие. Это свойства личности, позволяющие смотреть на этот мир с новой точки зрения, отойдя от стандартного мышления. Это те способности, которые лежат в основе творческого мышления. Учитывая их, психологи определи или выделили основные направления в развитии творческих способностей детей:
•Развитие воображения. Воображение — способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими. Развивается во время игры когда ребенок представляет предметы которыми играет (берет кубик и говорит, что это - стол, а может - это чашка).
•Развитие качеств мышления, которые формируют креативность. Креативность — способность принимать и создавать новые идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления. На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка — способность решать задачи, используя предметы и обстоятельства необычным образом. Или умение видеть в одном предмете другой.
Можно развивать, не используя специального оборудования. Посмотри на облака, на что они похожи. Найти необычную веточку и тоже придумать, на что она может быть похожа. Нарисовать круг, пусть ребенок что-то дорисует, чтобы получился предмет, или просто назовет, на что это может быть похоже.
Условия успешного развития творческих способностей.
Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. Выделяют шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей.
1. Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.
2. Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это, возможно, заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.
Как создавать развивающую среду. Когда мы хотим обучить ребенка читать, мы покупаем кубики с буквами, вешаем, буквы на предметы чтобы он их хорошо запомнил. Также чтобы ребенок рисовал, ему нужно место и условия, где он сможет это делать свободно, не испортив вещи. Дать ему возможность работать с различными материалами – пластилин, массы для лепки, краски, карандаши и т. п.
3. Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается "до потолка" своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период малыш вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется, взрослые позволяют ему это делать, они решают их за него). У ребенка закатился далеко под диван мяч. Родители не должны спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, если ребенок может решить эту задачу сам.
4. Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т. д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.
5. Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей. Самое главное здесь - не превращать свободу во вседозволенность, а помощь - в подсказку. К сожалению, подсказка - распространенный среди родителей способ "помощи" детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.
6. Давно известно, что для творчества необходимы комфортная психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству, проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям, не свойственным реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.



Предварительный просмотр:

ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК В ВАШЕМ ДОМЕ

     Прогресс цивилизации зависит исключительно от одаренных людей - это известно. Не секрет и то, что черты характера, свидетельствующие о творческом потенциале, можно (и нужно!) обнаружить достаточно рано. Однако в какой степени творческие импульсы ребенка укоренятся в его характере, зависит от родителей. Семья способна развить или уничтожить творческий потенциал ребенка еще в период его дошкольного развития.

                      Как распознать у ребенка незаурядные способности?

     Частые проявления одаренности - ранняя речь и большой словарный запас плюс необыкновенная внимательность, ненасытная любознательность и отличная память. Хотя не все талантливые дети сызмальства поражают родителей этими данными. Профессионалы устанавливают одаренность ребенка по следующим критериям: выдающийся интеллект, хорошая обучаемость (схватывает информацию на лету), творческое мышление, нетривиальные способности в области искусства...

ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ. КТО ОНИ?

     Это, прежде всего, - дети, но обладающие большими способностями к высоким достижениям и выдающимся результатам в различных сферах деятельности.

     Широко распространено мнение о том, что одаренные дети, обладая большими способностями, могут добиваться всего сами. Это не всегда так!

В зависимости от возраста ребенка выделяют три категории одаренности:

Дети, выделяющиеся необычно быстрым темпом умственного развития, высоким уровнем интеллекта в целом (такие дети относительно чаще встречаются в дошкольном и младшем школьном возрастах).

Дети с обычным интеллектом, но резко выделяющиеся в определенных видах занятий (например, в математике или какой-нибудь другой области науки). Такие дети могут обнаруживаться в подростковом возрасте.

Дети, которые пока не достигают успехов в каких-либо видах учения или творческих занятий, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью суждений, незаурядными умственными резервами. Это случаи, когда можно говорить о потенциальной, или «скрытой», одаренности. Умственные возможности таких учащихся нередко раскрываются уже в старшем школьном возрасте.

Особенности, которые можно заметить у Вашего ребенка:

1. Интеллектуальный тип. Дети этого типа одаренности точно и глубоко анализируют учебный и внеучебный материал, склонны к философскому осмыслению материала. Для них характерен высокий интеллект, развитый ум, благодаря которому они легко усваивают разные предметы. Они умеют самостоятельно получать знания и сами читают дополнительную литературу.

2. Академический тип. Дети данного типа также отличаются высоким интеллектом, однако на первый план выходят особые способности именно к обучению. Дети этого типа одаренности, прежде всего, умеют блестяще учиться. К числу академически одаренных учащихся часто относятся медалисты.

3. Художественный тип. Этот вид одаренности, как правило, проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности – музыке, танце, живописи, скульптуре, сценической деятельности. Есть дети, у которых обнаруживается целый «веер» различных художественных способностей: ребенок и поет, и танцует, да еще и превосходно рисует, однако, есть и ребята лишь с одной ярко выраженной способностью такого рода.

4. Креативный тип. Выражается в нестандартности мышления, непохожем на других взгляде на мир. Нежелание этих детей идти «в ногу» со всеми остальными и является основой их одаренности, на которой и строится их нестандартное видение мира. Для того, чтобы увидеть подлинные творческие способности этих учеников, им нужно предлагать нестандартные темы сочинений, особые творческие задания или исследовательские проекты.

5. Лидерская или социальная одаренность характерна для детей, обладающих способностью понимать других людей, строить с ними отношения, руководить ими. Лидерская одаренность предполагает высокий уровень интеллекта, хорошо развитую интуицию, понимание чувств и потребностей других людей, способность к сопереживанию, яркое чувство юмора, помогающее им нравиться другим людям.

6. Психомоторная или спортивная одаренность. Детей, относящихся к данной группе, отличает: энергичность, стремление к участию во всевозможных соревнованиях, подвижных спортивных играх, быстрота реакции, легкость в движениях, их хорошая координация, физическая выносливость.

ПРОЯВЛЕНИЕ ОДАРЕННОСТИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВОЗРАСТА

     Если одаренность проявилась рано. (0 - 3 лет)

Уже спустя 5-7 дней после появления на свет, одаренные дети чаще и дольше рассматривают фигурки сложной формы, выделяя движущиеся и объемные предметы. А к концу первого месяца появляются признаки зрительного, слухового, двигательного сосредоточения.

Для одаренных детей на ранних этапах развития характерна высокая чувствительность к новизне ситуаций, проявляющаяся в более ярко выраженной и стойкой реакции на новый предмет, звук, изображение.

Ребенок проявляет постоянную любознательность ко всему новому.

У одаренного малыша раньше происходит превращение детских вопросов из необходимого средства общения в звено самостоятельного мышления.

Музыкальное дарование проявляется сравнительно рано. До 2-3 лет об этом можно судить лишь по косвенным признакам: младенец затихает при звуках музыки, появляется улыбка, он активно гулит. Такие дети различают все мелодии, которые слышат, и точно их интонируют.

Художественная одаренность проявляется в острой наблюдательности, сильной впечатлительности, способности все вокруг видеть в красках, цветовых контрастах, замечать необычное, красивое и запоминать надолго.

Математическая и шахматная одаренность проявляется в быстром и радостном освоении арифметических действий.

Литературное дарование раскрывается позднее. Ребенок настроен на музыку слов, его завораживает звучание рифм.

Ранняя одаренность требует к себе бережного и внимательного отношения. Жить с такими детьми и воспитывать их, - значит постоянно решать творческие задачи по созданию условий для дальнейшего раскрытия способностей.

    Одаренность в дошкольном возрасте (3 – 7 лет)

Если у Вашего ребенка:

отличная память в сочетании с ранним языковым развитием,

чрезвычайное любопытство в отношении того, как устроен тот или иной предмет, отчего мир устроен так, а не иначе,

проявляется способность отслеживать несколько процессов одновременно,

живое воображение, изобретательность и богатая фантазия,

отличное чувство юмора, он любит смешные несоответствия, игру слов, шутки,

повышенные математические способности в плане вычислений и логики,

устойчивая концентрация внимания и большое упорство в решении различных задач,

обостренное чувство справедливости, опережающее нравственное развитие,

наблюдаются трудности в общении со сверстниками,

высокий энергетический уровень (малая продолжительность сна),

зрение часто нестабильно, испытывает затруднения фокусирования с близкого расстояния на дальнее (от парты к доске),

то можно говорить о наличии у него отличительных черт, характерных для одаренных детей.

Что делать родителям?

Отвечайте на все бесчисленные вопросы. Одаренные дети в 3—4-х летнем возрасте очень любопытны и готовы исследовать все стороны окружающего их мира. В поиске ответов на свои вопросы они упорней, чем средний ребенок. Здесь очень важно проявить терпение, доброту и уважение. Используйте эти вопросы для того, чтобы стимулировать ребенка к дальнейшим исследованиям и опытам.

Не делайте излишнего упора на занятиях, так как учебные программы скорее суживают мышление ребенка, а не расширяют его. Традиционные занятия уделяют слишком большое внимание логическим, цифровым и линейным процессам. Для ребенка дошкольного возраста более естественно мышление интуитивное, ассоциативное, которое лучше всего развивается в игре, и может подавляться ранними интенсивными занятиями с использованием строго организованных материалов, подобных школьным учебникам.

В одаренном ребенке надо развивать самые разные интересы.

Например, активно вовлекать в групповые занятия музыкой, ритмикой, сценическим искусством и т. д.

Выделите ребенку место для его коллекций, экспериментов и любимых занятий. Такие занятия могут принимать форму элементарного природоведения (пусть даже в городском дворе), а обычный сад или огород могут подтолкнуть ребенка к изучению химии, иностранного языка (все растения имеют латинские названия), агрономии. Эстетическое удовольствие, получаемое ребенком от цветения разных растений, наблюдение за насекомыми, опыляющими цветы, могут заинтересовать его биологией и энтомологией. Подобные занятия воспитывают в ребенке трудолюбие и радость познания плодов собственного труда.

Если ребенок отказывается спать днем, родители могут заменить сон тихими играми: чтением, решением кроссворда, прослушиванием сказки и т. д. Одаренный ребенок весь день «крутится на высоких оборотах», поэтому иногда их надо и снизить. Да и родителям необходима передышка.

Объединиться в создании «групп по интересам». Папы и мамы могли бы использовать собственные способности и устраивать для всех детей занятия вместо дневного сна, от которого многие дети упорно отказываются. Например, организовать занятия иностранным языком, так как в дошкольном возрасте «языковые» центры мозга впитывают информацию наиболее эффективно. Занятия, стимулирующие групповые дискуссии, также хороши: это прекрасная возможность прояснить мысль, предложить идею и выслушать мнение других.

Избегайте создания «эффекта ореола». Помните, что ребенку необходимо с ранних лет сталкиваться с ситуациями, в которых он не блещет, не достигает вершин. Ребенок может принимать участие и получать удовольствие от занятий, в которых не преуспевает. Успех приходит не всегда и не во всем. Неудача — вещь нормальная, случающаяся со всеми.

Оградите малыша от общественного неодобрения и негативной реакции сверстников, бабушек и дедушек. Сейчас не время критики! Кроха должен укрепиться в своей позиции, тогда ему будет легче развиваться.



Предварительный просмотр:

МБДОУ ясли-сад «Подснежник»

комбинированного вида

ПРОЕКТ

«РИСУЕМ БУСАМИ»

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

КОЛМАКОВА ОКСАНА ВЛАДИМИРОВНА

г.Северобайкальск

Проект

«РИСУЕМ БУСАМИ»

Вид проекта:  групповой

Сроки: долгосрочный

Участники: дети ансамбля «Веснушки», родители, муз.рук-ль

Возраст детей: 5-7 лет.

Продукт детской деятельности:

Создание картины из бус, нарисованные детьми

Актуальность:

В наше современный, стремительный, загруженный работой  век,  родителям порой нет достаточной возможности  проводить  с детьми свое свободное время. Дети сами устраивают себе игры без родителей. Но что это за игры? Основное количество детей сидят за электронными играми в компьютере или планшете, а то и в телефоне, портя при этом свое здоровье, замыкаясь в себе. Надо взрослым научить детей занимать себя играми, которые идут детям на пользу и при этом творчески и умственно дети развиваются. Воспитание красоты в детях, чувство эстетики и развитие многих качеств, а также умений и навыков ребенка нужно развивать и все-таки находить время для игр с детьми. Предлагаем проект для детей и взрослых, который позволит объединиться взрослым и детям, дать волю фантазии, провести с пользой свободное время и научить детей и взрослых играть в игры, которые приносят пользу.

Бусы — это не только элементы украшения, соответствующие тому или иному костюму, бусы — это и полет вашей фантазии, а для ребенка — это еще и доступный и эстетически притягательный материал. 

 О дидактической пользе бус можно говорить очень много: это и развитие мелкой моторики, и формирование навыков пространственной ориентировки, и приобретение детьми положительного опыта коммуникации, и знакомство с сенсорными эталонами и т.д. Важно хотя бы раз дать детям попробовать поиграть с бусами, и мы увидим, как наши неутомимые дети замолкают, сосредоточенно выкладывая из бус свой «шедевр», как они ловко перебирают пальцами бусы разных размеров и какое удовольствие от этого получают! Можно играть в бусы неограниченно, так как выкладывать различные образы, придумывать о них сказочные истории будет интересно всем и старшим и младшим.

Красота никого не оставляет равнодушными, особенно, если эта красота – картины, «нарисованные» бусами!

Краткое описание проекта:

Проект основан на методике «Бусоград», которую разработала известный педагог, музыкант, почетный работник нашего образования РФ Майя Ивановна Родина. Использование бус в работе с детьми очень увлекательно и нравится детям. Наш проект должен раскрыть в детях творческое начало, фантазию, а главное научить детей работать в коллективе, проявлять свои личностные качества, ориентироваться в пространстве. Все это пригодится в дальнейшей жизни ребенка.

Проект будет реализовываться через систему игровых занятий с детьми. Дети научаться бережно относиться друг к другу, общаться в коллективе, придумывать свои «картины», думать и развивать пальцы рук. Проект объединит в одной общей игре - рисование картины.

 Цель проекта: объединение детей в использовании нетрадиционной технологии рисование бусами.

Задачи проекта:

  • развитие речевых и коммуникативных навыков;
  • развитие мелкой моторики, памяти, воображения и фантазии детей
  • освоение сенсорных эталонов;
  • формирование личностных качеств: внимания, терпения, эмпатии, фантазии и др.;
  • формирование навыков пространственной ориентировки,

Принципы построения проекта

Проект отличается творческим подходом к развитию творческих способностей детей дошкольного возраста, учитывает их психофизиологические особенности и строится на следующих принципах:

•  личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку, его возможностям и способностям;

•  учета индивидуальных особенностей детей в ходе познавательно – развивающих игр;

•  системного подхода в организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста;

•  интеграции разных видов художественно-творческой деятельности воспитанников;

•  ориентации на творческое осмысление детьми дошкольного возраста, творческое самовыражение.

Взаимодействие с семьей:

  • Консультация для родителей «Бусоград» для ребенка!»

Ожидаемый результат:

В результате реализации проекта:

  • Дети и родители познакомятся с новой  инновационной технологией М.И.Родины «Бусоград» и апробируют ее в игре.
  • Дети станут более плотно общаться друг с другом, используя предложенную нашу методику работы с бусами
  • Дети приобретут опыт общения в коллективе взрослых и детей, применяя коммуникативные качества.
  • У детей  будет более развита фантазия, творчество  с помощью  «рисования картин бусами», закреплены сенсорные эталоны, ребенок научится ориентироваться в пространстве  и доставлять удовольствие от игры себе и взрослым.
  • Дети научаться использовать данную методику в свободной самостоятельной деятельности.

План реализации проекта:

Реализация данного проекта рассчитана на один месяц (апрель)

1 этап – организационный

  • Изучение методики  по интеллектуально-творческому развитию детей 2-7 лет М.И.Родины
  • Подбор наглядного  и дидактического материала
  • Подбор фонотеки для использования на игровых занятий в виде фона.
  • Приобретение бус по количеству детей
  • Приобретение ткани для основы картин
  • Изготовление папки-передвижки по теме для родителей

2 этап – основной

  • Проведение игровых занятий по расписанию (коллективных, подгрупповых и индивидуальных)
  • Знакомство с бусами, их использованием и бережном отношением к ним
  • Освоение приемов и методов использования бус
  • Составление небольших картинок из бус
  • Просмотр слайдов-презентаций по теме

3 этап -  заключительный

Продукт деятельности по использованию предложенной методике:

  • Картина из бус, сделанная коллективом детей ансамбля
  • Картина, сделанная совместно с детьми
  • Фото-стенд по теме проекта



ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

 - М.И.Родина, А.И.Буренина «Кукляндия: учеб-метод. пособие по театрализованной деятельности. – СПб.: Изд-во «Музыкальная палитра», 2008. - г.112 с. :

 -   Родина М.И. «Бусоград или волшебные игры Феи Бусинки: Методическое пособие по интеллектуально-творческому развитию детей 2-7 лет. - СПб.: РЖ «Музыкальная палитра», 2014-35

-    интернет-ресурсы



Предварительный просмотр:

                    Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

ясли-сад «Подснежник» комбинированного вида

                  Принято:                                                  Утверждаю:

                  На педагогическом совете                     Заведующий МБДОУ я/с «Подснежник»

                  Протокол №___________                       комбинированного вида

                                                                                     _______________________Л.Е.Зыкова

ПРОГРАММА

ДОПОЛЬНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

АНСАМБЛЬ

 «ВЕСНУШКИ»

2021-2022

учебный год

Музыкальный руководитель:

Колмакова Оксана Владимировна

г.Северобайкальск

2021 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность — изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для интеллектуального развития детей, а также развития их творческих способностей представляет танцевальная, вокальная,  театральная деятельность, игры с бусами, а взаимодействие ребенка, педагога и семьи показывает наивысший результат вхождения ребенка в социум. В связи с этим, в ДОУ введены дополнительные кружки. Так как в наше современное время детям  хочется не только заниматься одним видом деятельности, но и еще пробовать себя в разных направлениях, поэтому возникла мысль объединить несколько направлений в единое целое, интересное детям  и собрать их в ансамбль. Слово «ансамбль» переводится слово как «вместе, одновременно, совместно».   

 Настоящая программа нацелена на  детей дошкольного возраста 6-7 лет (подготовительная группа «Веселые ребята»), в которой дети занимаются пением, танцами ,  театральной деятельностью  и играми с бусами. Она разработана на основе обязательного минимума содержания по танцевальной, вокальной и театральной  деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе, приведенной в конце данного раздела. Из инновационных технологий в работе с детьми использовано методическое пособие по интеллектуально-творческому развитию детей  М.И. Родина «Бусоград» или «Волшебные игры Феи Бусинки».

Программа направлена на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Цель программы — развитие творческих способностей детей средствами танцевального, вокального и театрального искусства.

Задачи программы

  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в

том числе  эмоционального благополучия детей

  • создание благоприятных условий  развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными  особенностями  и  склонностями   развития, способностей и  творческого  потенциала  каждого  ребёнка
  • формирования общей культуры личности детей
  • формирования социокультурной среды, соответствующей   возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
  • привлечение семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования

Программа предполагает проведение двух занятий в неделю (вторую половину дня). Продолжительность занятий - 30 мин.

 Основная форма  – игровое занятие.

Основные виды деятельности программы – игра, общение, познавательно-исследовательская, музыкальная  деятельность.

В занятие включены:

  • знакомство с театром, работа с театральными многоплановыми  видами (пальчиковый, на магните, би-ба-бо, ростовые, театр актера и т.д.)
  • скороговорки (для развития речи и памяти)
  • пальчиковая гимнастика (для развития мышления, произвольного внимания и памяти, интеллекта и моторных способностей, профилактика и снятие утомления, развитие творческих и аналитических способностей )
  • дыхательная гимнастика (укрепление здоровья детей - расширение грудной клетки для большего забора воздуха, способствующего насыщению кислородом детского организма, тренировка сердечной мышцы и дыхательной мускулатуры, развитие голоса при исполнении песен)

Педагогический анализ знаний и умений детей,  диагностика проводится 2 раза в год: вводный — сентябрь (октябрь), итоговый — май.

В конце учебного года педагог представляет самоанализ работы за учебный год.

Программа охватывает следующие  образовательные области

 1.«Художественно-эстетическое развитие»  предполагает развитие

предпосылок ценностно-смыслового  восприятия  и  понимания   произведений искусства (словесного, музыкального,  изобразительного),  мира   природы; становление эстетического отношения  к  окружающему  миру;   формирование элементарных  представлений  о  видах  искусства;  восприятие     музыки, художественной  литературы,  фольклора;  стимулирование     сопереживания персонажам  художественных  произведений;  реализацию     самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

2.«Речевое развитие» включает владение речью как  средством  общения  и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной,   грамматически

                 правильной  диалогической  и  монологической  речи;  развитие    речевого

                 творчества;  развитие   звуковой   и   интонационной       культуры речи,

фонематического  слуха;  знакомство  с   книжной   культурой,   детской литературой

3. «Социально-коммуникативное развитие», где дети  знакомятся и учатся ценить моральные  и нравственные ценности, развитие общение и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности,, целенаправленности своих действий,  развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного отношения к сверстникам и взрослым, чувства принадлежности к своей семье, формирование  основ безопасного поведения в быту, социуме и природе.

4. «Физическое развитие»  включает в себя двигательные навыки выполнения  упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма.  Развитие  координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки). Овладение подвижными играми с правилами. Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере,  охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья.

5. «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.  Развитие воображения и творческой активности, формирование представлений о себе, других людях, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира  (форме,  цвете,  размере,  

  материале,  звучании,  ритме,   темпе, количестве, числе, части и целом  пространстве  и  времени,    движении и покое,  причинах и  следствиях  и  др.),  о  малой  родине  и   Отечестве. Представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках,  о  планете  Земля  как  общем  доме    людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Основополагающий принцип программы  -  интеграция образовательных областей.  

Результат освоения Программы – это целевые ориентиры (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.)

       

НЕДЕЛЯ

СОДЕРЖАНИЕ

 С

 Е

 Н

 Т

 Я

 Б

 Р

 Ь

        2-3 неделя

         4 неделя

Набор детей в ансамбль (реклама, списки)

Коммуникативная игра «Здравствуйте»

Коммуникативные танцы в кругу

Ознакомительные беседы о театре, видах театра.

Муз.игра «Паровоз»

Муз. игра «Жуки и комары»

Рассказ – презентация о театре «Театры мира»

Мимическая игра «Мое настроение»

Пальчиковая гимнастика «Грибок»

Скороговорка «На траве дрова»

Муз.игра «Тетя Весельчак»

Диагностирование детей        

 

  О

  К

  Т

  Я

  Б

  Р

  Ь

        2-3 неделя

          4-5 неделя

Игра на ложках. Оркестр ложкарей

Импровизация «Осенний лист»

Пальчиковая игра «Гости»

Скороговорка «Чумазенький»

Дыхат.гимнастика «Пушок»

Музыкальная игра «Чучело»

Игра на ложках. Оркестр ложкарей (выступление на осеннем празднике)

Коммуникативная игра «Посорились -Помирились»

Упражнение на дыхание «Перчатки»

Скороговорка «Бык тупогуб»

Стихотворение «Кто хочет разговаривать»

Н

О

Я

Б

Р

Ь

         1-2-ая неделя

          3-4-ая неделя

«Театральный словарик»

Слушаем и смотрим сказку. Разбор по ролям. Разучивание

Пальчиковая гимнастика

Дыхательная гимнастика

Скороговорка «Этой щеткой чищу зубы»

Муз. игра «Веселый бубен»

  «В гостях у сказки» (дебют сказки)

Скороговорки

Дыхательная гимнастика

Флешмоб (разучивание)

Муз.игра «Весело-грустно»

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

          2-3-ая неделя

 4-ая неделя

«Мы в автобусе сидим» коммуник обуч. игра

Ростовые куклы. Изучение и практика.

Поход в театр. Как вести себя в театре.

Дыхательная гимнастика

Скороговорки

Муз.гра «Карусель»

Беседа «Мы в театре были»

Виды театра

Дыхательная гимнастика

Пальчиковая гимнастика «Замок», повторение пройденных

Скороговорки (повторение)

Я

Н

В

А

Р

Ь

         2-3-ая неделя

4-ая неделя

«Театральный словарь» «Бусоград»

 «Виды театра»

Лэпбук-работа по подгруппам

Скороговорки

музыкальная игра «Тетя Весельчак», «Опаньки»

«Поход в театр» импровизация

Мимическая игра «Смайлики 2» и «Мое настроение»

«Читаем стихи» (выбираем лучшего чтеца)

Муз. игра  «Замри!» и по выбору детей

Знакомство с русской нар.сказкой. Слушание, просмотр, обсуждение.

Муз. игра «Валенки»

Заучивание текста сказки, распределение по ролям, работа по ролям, разучивание музыкального материала (песен и танцев)

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

       1неделя

       2-3-я неделя

4-ая неделя

Работа над сказкой (продолжение)

Скороговорки

Дыхательная гимнастика

Пальчиковая гимнастика

Выступление детей ансамбля перед детьми мл. возраста (актерское мастерство)

Запись сказки на видео. Показ родителям. Обсуждение. Работа над ошибками

Разучивание нового музыкального материала

Возвращение в  Бусоград  (маторика рук! правила поведения, правила работы, упражнения, работа по подгруппам, коллективно и индивидуально,

  М

  А

  Р

 

  Т

1 неделя

2-ая неделя

3-4-ая неделя

КАРТИНЫ ИЗ БУС- сочинительство  и конкурс

Пальчиковая гимнастика. Скороговорки.

Театр по выбору

Музыкальная игра «Паровоз»

«Путешествие в лес»

 Настольный театр.

Скороговорки, пальчиковые игры

Музыкальная игры «Цветные платочки»

Муз. игра «А ну-ка. повтори»

А

П

Р

Е

Л

Ь

          2-ая неделя

3-я неделя

4-ая неделя

«Кукольный театр» механизм работы с куклой би-ба-бо, дикция и вход в образ

Скороговорки

Дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика

Игра на внимание «Что внутри»

«Кукольный театр» + ростовые куклы

Работа с куклами в парах, подгруппами. Сочинение сказок.

Музыкальная игра «Зоопарк»

 Подготовка к выпуску детей ансамбля, распределение по ролям, заучивание муз материала и стихов

М

А

Й

          1-2-ая неделя

 

          3-4-я неделя

Подготовка атрибутов, закрепление ролей, музыкального материала.

Скороговорки и муз.игра «Цветные платочки»

Выпускной праздник детей ансамбля

                     

                                           

 

  1.  
  2.  
  3.  
  4.  
  5.    
  6.    
  7.  
  8.  
  9.  
  10.  
  11.  
  12.  
  13.  
  14.  
  15.  
  16.  

                     

                                       

             

ПОНЕДЕЛЬНИК

16-50-17.20

ЧЕТВЕРГ

16-50-17.20

       

   

         

                                                    ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПЕДАГОГАМИ

  1. Беседа на тему «Внешний вид ребенка»
  2. Консультации, сообщения, беседы
  3. Сотрудничество по посещению детей, передача информации родителям
  4. Организация детей на праздниках и развлечениях (выступления детей ансамбля)
  5. Подготовка и изготовление атрибутов на праздники и развлечения
  6. Организовать в группах совместно с педагогами индивидуальную музыкально-танцевальную, вокальную и театральную деятельность детей в тематических уголках группы для самостоятельной деятельности детей
  7. Распределение ролей, разучивание и обыгрывание на утренниках и досугах –

вхождение в образ!

                 

                                                               ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ

  1. Для родителей организовать индивидуальное взаимодействие (беседы, сообщения и т.д.  по расписанию: вторник, среда и пятница с 16.00 до 17.00)
  2. Оформлять ежемесячно стенд ансамбля «Веснушки», где содержится вся информация для родителей (консультации, объявления, задания, информации, текст песен, фотографии)
  3. Объединить родителей ансамбля в исполнении совместной музыкально-театральной деятельности для детей
  4. Сотрудничество родителей в организации детей на выступлениях ансамбля
  5. Совместное общение в информационной группе в Вайбере
  6. Размещение информации по кружку на сайте детского сада,

 в платных услугах-кружок «Веснушки» (личный сайт педагога)

  1. Подготовка и организация выпускного праздника
  2.  Папки-передвижки по теме ежемесячно.

                             

                         

1.Танцы в детском саду. Н.Зарецкая, З.Роот. Москва -2006г.

2. Музыкально – двигательные упражнения в детском саду Москва -2007.

3. Музыкальные сценарии для детского сада Москва – 2006г.

4. Лучшие музыкальные игры для детей. Агапова, Давыдова Москва -2006г.

5. Музыкальные занятия в детском саду. Бугаёва. Сталкер -2005г.

6.  Коллекция идей (театральная и художественная деятельность в детском саду и начальной школе) Туфкрео Р.А, Кудейко М.В. Москва -2004

7.Общение педагога с родителями в ДОУ. Зверева О.Л., Кротова Т.В.. Москва - 2009

8. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду Аресенвская О.Н. Волгоград -2011

9. Танцевальная мозаика. Воронина Е.А.  С-Петербург. 2010г.

10. Бусоград или волшебные игры Феи Бусинки. Методическое пособие по интеллектуально-творческому развитию детей 2-7 лет.  М.И.Родина, «Музыкальная палитра» Санкт-Питербург 2014

11. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей. Н.М.Щетинин

12.  Речевая гимнастика для дошкольников.  Н.В.Новотворцева

13. Ладушки . Каплунова И., Новоскольцева И.  Программа по музыкальному       воспитанию детей дошкольного возраста. – СПб.: ООО «Невская нота», 2010;

  1.  «Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей». Агапова И.А., Давыдова М.А. - М.: ООО «ИКТЦ ЛАДА», 2009; Борисенко М.Г., Лукина Н.А. «Наши пальчики играют». – СПб.: «Паритет», 2003;

  1.  Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков 5-6 лет.

                 Г.А. Османова, Л.А. Позднякова -  М., из-во Каро,2007г.