Сущность и основные понятия интерактивного обучения
консультация на тему

Кузнецова Жанна Олеговна

информация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_2.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сущность и основные понятия интерактивного обучения

Одна из важных для дошкольного возраста деятельность – это общение. Оно – необходимое условие для развития личности. Поэтому задача педагога и воспитателя – специально организовать данную деятельность, создавая внутри нее атмосферу сотрудничества, взаимного доверия – детей друг с другом, детей и взрослого.

Смысл понятия «интерактивные методы» складывается из понятия «метод» и «интерактивный». Метод – способ целенаправленного взаимодействия педагога и участников для решения педагогических задач. В понятии же «интеракции» можно выделить два слагаемых: «интер» - между, «акция» - усиленная деятельность между кем-либо.

Интерактивные методы – это усиленное педагогическое взаимодействие, взаимовлияние участников педагогического процесса.

Интерактивный – означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо.

Интерактивное обучение – это диалоговое обучение, построенное на взаимодействии детей с учебным окружением, образовательной средой.

Сущность интерактивных методов состоит в том, что обучение происходит во взаимодействии всех детей, включая педагога. При этом воспитатель часто выступает лишь в роли организатора процесса обучение, лидера группы, создателя условий для инициативы дошкольников.

Образовательный процесс, в основе которого лежит интерактивное обучение, организован таким образом, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.

Идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Одна из целей интерактивного обучения состоит в создании комфортных условий обучения.

Интерактивная деятельность предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному решению и принятию наиболее общих, но значимых для каждого участника задач.

Особенности интерактивного обучения

Во-первых,  интерактивное педагогическое взаимодействие характеризуется высокой степенью интенсивности общения его участников, их коммуникации, обмена деятельностями, сменой и разнообразием их видов, форм и приемов.

Во-вторых, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии детей со своим опытом и опытом своих друзей.

В-третьих, часто задания не предполагают одного правильного ответа, исключается доминирование как одного выступающего, так и одного мнения.

В-четвертых, для интерактивного обучения характерна целенаправленная рефлексия участниками своей деятельности и состоявшегося взаимодействия.

В-пятых, интерактивное обучение направлено на изменение, совершенствование моделей поведения и деятельности участников образовательного процесса.

В-шестых, в ходе интерактивного обучения дети учатся формулировать собственное мнение, правильно выражать мысли, строить доказательства своей точки зрения, слушать другого человека.

В-седьмых, в ходе диалогового общения у участников формируется умение критически мыслить, рассуждать, решать противоречивые проблемы. Они учатся взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения. При такой организации, ребенок может выразить свое мнение, дать оценку, отказаться от своей точки зрения, изменить ее.

Формы организации интерактивного взаимодействия:

  1. Индивидуальная (каждый участник выполняет задание самостоятельно);
  2. Парная (задание выполняется в паре);
  3. Групповая (задание выполняется в подгруппах);
  4. Коллективная или фронтальная (все участники выполняют задание одновременно);
  5. Планетарная (группа участников получает общее задание);

Методы интерактивного обучения

В настоящее время методистами разработано немало форм и методов групповой работы для обучения. Наиболее известные из них:

 - case-study((кэйс студиа)  анализ конкретных, практических ситуаций);

 - интерактивные и ролевые игры;

 - «мозговой штурм»;

 - дискуссии и дебаты;

 - метод проектов;

 - метод ассоциаций.

Эти формы эффективны в том случае, если на занятии обсуждается какая-либо проблема в целом, о которой у детей имеются первоначальные представления. Кроме того, обсуждаемые темы не должны быть закрытыми или очень узкими.

Характерными особенностями интерактивных методик являются:

  1. Наличие участников;
  2. Наличие четко оговариваемых правил;
  3. Наличие цели;
  4. Взаимодействие участников;
  5. Групповая рефлексия;
  6. Подведение итогов.

Для дошкольников более подходящими методами обучения являются игры. Характерное отличие ролевой игры – условность действий.

Цель игры – развитие навыков и отношений, а не углубление знаний. Проведение ролевых игр, способствуют развитию мышления, решению проблем, пониманию других людей. Через игру участвующие могут лучше понять собственные действия, избавиться от страха за последствия своих ошибок.

Главное в организации интерактивной игры с дошкольниками – создание условий. Под интерактивной игрой понимается совместно организованная познавательная деятельность. В такой игре дети не только узнают новое, но и учатся понимать себя и других. Проведение интерактивных игр, формируется на подборе педагогом заданий и упражнений для группы детей.

Дошкольников знакомят с проблемой,  которую предстоит решить, с целью, которой надо достичь. Цель задания должны быть четко сформулированы воспитателем.

Детей информируют о правилах игры, дают им четкие инструкции.

В процессе игры, дети взаимодействуют друг с другом для достижения поставленной цели.

По окончанию игры (после небольшой паузы, призванной снять напряжение) анализируются результаты, подводятся итоги. Анализ состоит из концентрации на чувствах, которые испытали дошкольники, и обсуждения, что понравилось, что вызвало затруднение, как развивалась ситуация, каков результат.

Важно, чтобы дети получали удовольствие от игры, попробовав себя в новой ситуации. Не следует путать интерактивную игру с ролевой и деловой игрой.  Ролевая игра напоминает театр: в ней решение проблемы не является основным. В процессе деловой игры происходит формирование профессиональных навыков.