Материалы к конкурсу "Педагог года - 2018"
презентация к уроку (старшая, подготовительная группа) по теме

Солодянкина Ирина Анатольевна

Опыт работы Пояснительная записка к презентации

Опыт работы Презентация

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Конкурс профессионального мастерства «Педагог года - 2018» Номинация «Дошкольник года» Солодянкина Ирина Анатольевна, м узыкальный руководитель МБДОУ № 41 «Уголёк» Междуреченск МКУ «Управление образованием Междуреченского городского округа» Развитие социальной уверенности детей через обучение игре на музыкальных инструментах в орфовских традициях

Слайд 2

Цель: развитие социальной уверенности детей и взаимодействия со сверстниками и взрослыми через обучение игре на музыкальных инструментах в орфовских традициях. «Великая задача, стоящая перед современным учителем музыки, состоит не в том, чтобы воспитать более опытных профессиональных музыкантов, но в том, чтобы создать такой тип социального контекста … музыкального взаимодействия, который приведёт к истинному развитию и приобщению общества к музыке в целом» Кристофер Смолл 2

Слайд 3

З адачи: создавать атмосферу комфорта и доверия; дать возможность каждому ребёнку свободно импровизировать на шумовых инструментах; создать атмосферу творческого исследования звуковых возможностей каждого из инструментов и исполнительских приёмов; учить детей понимать дирижёрские жесты; развивать способности детей к организованной игре в ансамбле под управлением дирижёра; развивать творческое воображение и слуховую фантазию в триединстве: речь, музыка, движение; поддерживать стремление к познанию нового. 3

Слайд 4

В своей работе я помогаю детям: быть ориентированными на другого, выражать это в действии (сделать что-то для него, оказать помощь, разделить радость); устанавливать эмоциональный контакт с другим: принимать позицию сверстника, прочувствовать его состояние, сопереживать; уметь договариваться, достигать согласия в общем деле и понимать другого, имея при этом возможность выразить собственное мнение и сделать личный выбор; определять цель совместного действия и средства для её достижения, предвидеть конечный результат и обсуждать место и роль каждого в совместном действии. 4

Слайд 5

Участники образовательных отношений Дети Родители Педагоги Специалисты Музыкальный руководитель 5

Слайд 6

Формы работы 6 Индивидуальная В парах Подгрупповая Групповая

Слайд 7

Создание развивающей среды 7

Слайд 8

Применяем знания в различных видах музыкальной деятельности 8 Играем и поём Играем и танцуем

Слайд 9

Играем в оркестре Родители Дети 9

Слайд 10

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ДИАГРАММА УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ (НА НАЧАЛО И КОНЕЦ 2016-2017 УЧЕБНОГО ГОДА) (Экспресс – диагностика готовности к школе Е.К. Вархотова ) СРАВНИТЕЛЬНАЯ ДИАГРАММА УРОВНЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ДЕТЬМИ В ГРУППЕ (НА НАЧАЛО И КОНЕЦ 2016-2017 УЧЕБНОГО ГОДА) ( Игра «Секрет» Г.А. Урунтаева ) Подготовительная группа № 10 (занимающаяся по данной методике) Подготовительная группа № 8 10



Предварительный просмотр:

Развитие социальной уверенности детей через обучение игре на музыкальных инструментах в орфовских традициях

Актуальность. В настоящее время педагоги всё чаще  обращают внимание на появление у воспитанников социальной неуверенности. Это дети, не умеющие гармонично взаимодействовать сами с собой, с социумом, с внешним миром.

Чаще всего в психолого-педагогической практике неуверенность на уровне внешних поведенческих проявлений встречается как некоммуникабельность, застенчивость, тихость, аутичность, то есть как гипоактивность. А также может проявляться как гиперактивность, в виде непослушания и агрессивности. И то и другое – гиперактивность и гипоактивность – формы часто неадекватных защитных механизмов социально неуверенных детей.

Для гармоничного развития каждый ребёнок нуждается в том, чтобы он находился в атмосфере любви и психологического комфорта. Музыка и является одним из важнейших средств гармоничного развития личности и выполняет определённую  социальную функцию.

Музыкальные инструменты всегда  притягательны для детей, ведь это  символ музыки и «орудие» музыканта, с помощью которого он реализует свою вдохновенную деятельность.

Успешность социализации старших дошкольников, особенно робких, детей с низкой самооценкой, воспитанников с ОВЗ можно обеспечить через их игру на музыкальных инструментах в различных видах музыкально-эстетической деятельности. Поэтому возникла необходимость систематизировать имеющиеся в теории и практике эффективные подходы к обучению дошкольников игре на музыкальных инструментах.

Теоретическое обоснование.  В дошкольной педагогике накоплен немалый положительный опыт использования музыкальных инструментов в работе с детьми с целью активизации музыкального развития и творчества и влияния восприятия музыки на психическую деятельность ребенка.

Н.А. Ветлугина утверждала, что игра на инструментах развивает взаимоуважение, доброжелательность, чувство коллективизма.

Инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах, организатором  детского оркестра уже в 20-е гг. стал известный музыкальный деятель и педагог Н.А. Метлов. Над проблемой развития музыкальных способностей детей в данном виде исполнительства работали многие известные педагоги.

Известный австрийский композитор Карл Орф, руководствуясь теорией Шульверка, разрабатывает классификацию музыкальных инструментов, которая нашла отражение в системе работы с воспитанниками старшего дошкольного возраста.

Современным пропагандистом совместного музицирования стала Т.Э. Тютюнникова – известный талантливый музыкальный педагог, кандидат искусствоведения, последователь орфовских традиций и автор программы музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Тутти», в центре которой творческое музицирование и стремление сделать всех единомышленниками и друзьями, партнёрами в совместном творчестве, когда дети учатся у взрослых, а взрослые у детей.  

Процесс обучения невозможен без использования чётко структурированного пособия «Развитие музыкальных способностей детей» И.М. Каплуновой и И.А. Новоскольцевой. В подборе музыкального и познавательного материала мне помогло пособие И.М. Каплуновой «Наш весёлый оркестр».

Изученные работы послужили теоретической основой представленного опыта.

Сущность. Для меня игра на детских музыкальных инструментах – это такая форма работы, которая даёт возможность охватить всех воспитанников. Мои воспитанники знают все музыкальные партии, но для этого партии должны быть лёгкими. Во время занятия дети меняются инструментами, а, следовательно, играют другие партии. Нет никакого разделения на способных и остальных. Наоборот, неуверенные в себе дети, да и «проказники», из обычных исполнителей вырастают в солистов.

Для формирования положительного отношения к взаимодействию с другими детьми ребёнку необходим собственный опыт сотрудничества, который даёт прочувствовать важность общих целей, необходимость учёта интересов других детей.  Когда дети учатся играть в ансамбле (оркестре), они стремятся исполнять пьесы дружно, слушая друг друга. А я как педагог побуждаю детей проявлять всё большую уверенность в совместных действиях, ведь от неё завит конечный результат.

В основу моей педагогической работы над музыкальным исполнением положено формирование и развитие метроритмического чувства, в котором могут сплетаться декламация, звучащие жесты, пение и простейшие движения под музыку. Воспитанники,  педагоги и родители на совместных мероприятиях участвуют как равноправные партнёры в процессе совместного музицирования.

Таким образом, цель моей  работы - развитие социальной уверенности детей и взаимодействия со сверстниками и взрослыми через обучение игре на музыкальных инструментах в орфовских традициях.

Нужно отметить, что работу в этом направлении, я начинаю вести с  младшего дошкольного возраста, который является подготовительной ступенью к основной работе по данному направлению.

  Задачи:

  • создавать атмосферу комфорта и доверия;
  • дать возможность каждому ребёнку свободно импровизировать на шумовых инструментах;
  • создать атмосферу творческого исследования звуковых возможностей каждого из инструментов и исполнительских приёмов;
  • опираться на внутреннюю активность воспитанников, учитывать их интересы;
  • учить детей понимать дирижёрские жесты; развивать способности детей к организованной игре в ансамбле под управлением дирижёра;
  • развивать творческое воображение и слуховую фантазию;
  • поддерживать стремление к познанию нового.

В своей работе я помогаю детям (принципы):

  • быть ориентированными на другого, выражать это в действии (сделать что-то для него, оказать помощь, разделить радость);
  • устанавливать эмоциональный контакт с другим: принимать позицию сверстника, прочувствовать его состояние, сопереживать;
  • уметь договариваться, достигать согласия в общем деле и понимать другого, имея при этом возможность выразить собственное мнение и сделать личный выбор;
  • определять цель совместного действия и средства для её достижения, предвидеть конечный результат и обсуждать место и роль каждого в совместном действии.

В организационное обеспечение опыта было включено тесное сотрудничество с родителями воспитанников, с воспитателями групп, создание условий: организация развивающей среды:

 предметной (музыкальный уголок в группах; наличие методической, музыкальной, нотной литературы; комплект шумовых и детских инструментов, демонстрационный, раздаточный материал, дидактический материал; альбомы, книжки-малышки);

организационной (праздники, выставки, экскурсии, встречи, досуги, развлечения);

психологической (мотивация, учет возрастных особенностей, совпадение интересов детей и родителей).

 Проведенное среди родителей анкетирование показало, что знаний для  запланированной работы недостаточно. Поэтому были проведены групповые и индивидуальные консультации «Домашние музыкальные занятия», «Шумовое оформление сказок и рассказов», «Самодельные музыкальные инструменты для сопровождения речевых игр».

В помощь воспитателям были проведены: индивидуальные занятия,  консультации; мастер-классы по изготовлению и использованию на занятиях с детьми нетрадиционных шумовых инструментов, проведению музыкальных сказок-знакомств с шумовыми и музыкальными инструментами.

Работа по обучению игре на музыкальных инструментах в орфовских традициях в старшем дошкольном возрасте проходит в четыре этапа.

Первый – это знакомство с произведением (это может быть не только музыкальная пьеса, но и песня, танец, стихотворение, сказка и пр.). На этом этапе педагог с детьми выразительно читают текст (или придумывают его), затем ритмично декламируют его (ритмодекламация), а потом пропевают. Общность выразительных средств речи, движения и музыки, доступность и лёгкость речевой импровизации являются основой для творческих действий детей.

Вторым этапом является использование в элементарном музицировании звучащих жестов – хлопков, шлепков по бёдрам, груди, притопов, щелчков пальцами и пр.. Игра звуками своего тела есть первая бессознательная импровизация ребёнка, которая даёт удивительную эмоционально-двигательную разрядку (поэтому и существует у всех народов мира).

Звучащие жесты как форма темброво-ритмической работы не имеет аналогов по доступности, эффективности и своим творческим  возможностям телесного освоения ритма (в сочетании с речью и движением). На этом этапе дети работают в в парах, подгруппах, всей группой,  что помогает устанавливать эмоционально окрашенные отношения между детьми, эмпатию, учит бережному отношению друг к другу.

        Следующий, третий этап ˗ использование на занятиях нетрадиционных шумовых инструментов ˗ это одновременно  знакомство с их устройством и звукоизвлечением.  То есть, на этом этапе звучащие жесты (в орфовской педагогике) «переносятся» на различные инструменты, за каждым звучащим жестом закреплён какой-нибудь инструмент: за щелчками пальцев ˗ треугольник, за хлопками – бубны, тамбурины, деревянные шумовые инструменты, притопы – это барабаны и т. д..

В ходе работы дети чередуют различные тембровые краски, (инструменты и их сочетания), которые соответствуют  настроению предложенной музыки, а также  обсуждают, какие инструменты понадобятся для игры. При этом стараются учитывать желания каждого в выборе музыкального инструмента.

И, наконец, на четвёртом, завершающем этапе произведение получает свою исполнительскую «законченность». Закрепляются инструменты за каждой партией, репетируется концертное исполнение. Но всегда есть место для импровизации способов исполнения, ритмической основы, динамических возможностей.

При всей скромности своей партии дети активно и увлеченно участвуют в исполнении классической, народной, эстрадной или детской музыки. Они учатся слушать сопровождение, игру друг друга, придерживаться общего темпа исполнения, одновременно начинать и заканчивать произведение. Все это позволяет добиться согласованности в игре, т.е. овладеть навыками «чувства ансамбля».

Полученный  результат:  систематическая работа по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах в оркестре дала возможность не только закрепить полученные в процессе музыкальной деятельности знания, совершенствовать музыкальный слух, сдружить детей, научить их взаимодействию, но и развить самостоятельность детей, их творческую деятельность. В группах в самостоятельной деятельности ребята с удовольствием играют в  сюжетно-ролевые игры «Концерт», «Мы музыканты», выступают друг перед другом, используя различные составы ансамбля.

Музыкальный опыт, который дети приобрели на занятиях, позволил успешно применить полученные знания на праздниках, развлечениях. Они перестали испытывать страх перед выступлениями. Дети стали полнее воспринимать окружающий мир, вслушиваться в него, наблюдать. Взаимоотношения в группе изменились на более гармоничные, изменилось отношение к себе, выросла самооценка, умение осознавать и выражать свои чувства.

По отзывам родителей воспитанников и наблюдениям педагогов, специалистов дети начали проявлять интерес к музицированию  на детских музыкальных инструментах в повседневной жизни, стали более уверенными, активными, заинтересованными в положительном конечном результате.

Актуальность выбранного приоритетного направления в музыкальном воспитании старших дошкольников подтверждается и выявленными запросами родителей воспитанников, 40% которых не исключают возможность продолжения музыкального воспитания в музыкальной школе.

Мой опыт работы подтвердил, что ход развития музыкальных способностей дошкольников очень индивидуален. Однако игра детей в оркестре способствует развитию  уверенности в себе и своих способностях, сотрудничеству и социализации.

Можно сделать вывод: полученные результаты полностью соответствуют целям и задачам опыта.

Практическая значимость:  мой опыт могут использовать педагоги, музыкальные руководители, а так же родители (законные представители) воспитанников, для реализации образовательной области «Художественно – эстетической направленности».

Природа очень мудро определила радость жизни как основную эмоцию детства: ребёнку до школы надо освоить гигантский объём знаний и умений. А наиболее эффективно, согласно исследованиям психологов, человек учится в состоянии счастья и радости! Радость – это даже не эмоция или состояние, это качество детства. Все дети научатся в разной степени, поскольку одинаковых результатов, в принципе, не может быть. А счастливые, ребятишки унесут с занятия максимум того, что сегодня каждый из них может унести.

Литература:

  1. Буренина А. И., Тютюнникова Т. Э. «Тутти»: Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста [Текст] – СПб.: РЖ «Музыкальная палитра», 2012.
  2. Каплунова И. М., Новоскольцева И. А. «Ладушки»: Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста [Текст] – СПб.: «Невская нота», изд. второе, переработанное, 2015.
  3. Каплунова И. М. «Наш весёлый оркестр»: методическое пособие [Текст] (Библиотека программы «Ладушки»). – СПб.: «Невская нота», 2013.
  4. Каплунова И. М. «Ансамбль ложкарей»: методическое пособие [Текст] (Библиотека программы «Ладушки»). – СПб.: «Невская нота», 2015.
  5. Развитие социальной уверенности у дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Коллектив авторов, научный руководитель Ю. А. Лебедев [Текст] – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
  6. Тютюнникова Т. Э. «Элементарное музицирование с дошкольниками»: Программа музыкального воспитания дошкольников [Текст] – М., 2011.
  7. Тютюнникова Т. Э. «Весёлая шарманка». Шумовой оркестр для детей: методическое пособие [Текст] – М.: АСТ, 2007.
  8. Тютюнникова Т. Э. Уроки музыки. Система К. Орфа [Текст] – М.: АСТ, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе Семеновой Веры Сергеевны на конкурс "Педагог года - 2018" в номинации "Воспитатель года - 2018"

Эссе Я- Воспитатель!Вечер. Как же я устала. Ноги еле-еле несут меня домой. Как хорошо на улице! Позади шумный, но очень продуктивный день: сделали с ребятами поделки, разучили новую песню, повтор...

Материалы конкурса "Воспитатель года 2018"

Материалы, представляемые для участия в муниципальном этапе Вснроссийского профессионального конкурса "Воспитатель года - 2018"...

Материалы конкурса "Воспитатель года России- 2018"

Эссе, видеоприветствие, методические разработки....

Участник муниципального этапа конкурса «Учитель года – 2018» в номинации «Воспитатель года – 2018»Конкурсное испытание «Учебное занятие»

МДОУ «Ельниковский детский сад №1»Ельниковского муниципального района Республики Мордовия     Саитова Галина Викторовнавоспитательучастник муниципального этапа кон...

Саитова Галина Викторовна воспитатель участник муниципального этапа конкурса «Учитель года – 2018» в номинации «Воспитатель года – 2018»

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОНКУРС«УЧИТЕЛЬ ГОДА - 2018»Номинация «ВОСПИТАТЕЛЬ ГОДА- 2018»ВоспитательМДОУ «Ельниковский детский сад №1»Ельниковского муниципального районаРе...

Воспитатель года-2018(материалы)

Воспитатель года-2018(материалы)...