Развитие мышления в дошкольном возрасте
презентация на тему

Ивченко Александра Александровна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_myshleniya_-.pptx280.96 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие мышления в дошкольном возрасте

Слайд 2

Мышление непрерывно связано с речью. В речи оформляется процесс рассуждения. Мыслительный процесс начинается с осознания проблемной ситуации, с постановки вопроса. Средствами решения задачи выступают такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение .

Слайд 3

Развитие мышления в младенчестве 1 этап развития мышления - " преддействие " (1-4 месяца ). Проявляется сенсорная активность ребенка, который ощупывает и осматривает случайно задетые предметы . • На этом этапе важно располагать предметы таким образом, чтобы ребенок мог достать их из разных положений (лежа на спине и на боку). Следить за разнообразием предлагаемых предметов , нужно стараться подбирать такие игрушки, которые при прикосновении издают звуки.

Слайд 4

К 3-4 мес. Особым в развитии предметных действий выступает развитие реакции хватания . Ребенок может не только удерживать игрушку, но приближать ее ко рту и захватывать ртом. Малыш манипулирует с предметом и в дальнейшем усваивает предметное действие.

Слайд 5

2 этап развития мышления - "простых" и "результативных" действий (4-7 месяцев ). Проявляется в активном обследовании предметов для раскрытия их свойств. Ребенок, применяя по отношению к предмету случайное действие, устанавливает связь с теми свойствами, которые проявляются при бросании, качании или похлопывании. Когда опыт действий уже накоплен (после 6 мес.) ребенок совершает действие, чтобы получить результат (он бросает, чтобы услышать звук). На этой стадии ребенок все предметы обследует одинаковыми способами: трясет, стучит, бросает, берет в рот.

Слайд 6

Малыш начинает наблюдать, как с помощью одного предмета можно воздействовать на другой, он фиксирует в сознании результат своих действий и стремиться его повторить . Эта стадия развития мышления выглядит следующим образом:

Слайд 7

3 этап развития мышления - "соотносящих" действий ( 7-9 месяцев ). Проявляется в том, что ребенок соотносит предмет с определенным местом в пространстве и части с целым предметом. Ребенок открывает возможность направить движение предмета в определенную сторону и установить различные пространственные отношения: под, над, в, за. На этом этапе ребенок уже по внешнему виду предмета понимает, какие действия с ним можно совершать.

Слайд 8

4 этап развития мышления - функционального действия (10-15 месяцев ). Теперь ребенок не только действует с предметом, он ищет именно тот предмет, который необходим ему для выполнения определенного действия, он использует знакомые способы для действия с другими предметами, он изменяет предмет, чтобы открыть новые свойства, приводит два предмета во взаимное соответствие . Примите во внимание, что развитие мышления в младенчестве - это основа будущей любознательности ребенка!

Слайд 9

Особенности развития мышления в младенческом возрасте: к концу 1 года жизни ребенок постигает некоторые простейшие причинно-следственные связи, которые в восприятии не даны; мышление, не являясь самостоятельным процессом, функционирует внутри восприятия, оно включено в практические манипуляции с предметами; возникают предпосылки развития любознательности.

Слайд 10

Развитие мышление в раннем детстве После первого года жизни появляются принципиально новые двигательные возможности в освоении ребенком предметно-пространственной среды: ребенок научился самостоятельно ходить, доставать и переставлять предметы . Эти особенности являются физической основой для развития предметной деятельности, психологической основой - становится развитие простейшего анализа и сравнения по определенному признаку. К примеру , если ребенок до года хаотично надевает кольца пирамидки на штырь и соотносит только отверстие и палочку, то ребенок от 1-1,5 лет собирает пирамидку от большого кольца к маленькому, примеривая каждое к последующему по размеру.

Слайд 11

Умение примеривать один предмет к другому по определенному признаку является показателем развития таких мыслительных операций, как анализ и синтез. " Примериванию ", как способу решения практической задачи обучает ребенка взрослый в различных дидактических играх: пирамидки, матрешки, шнуровки, мозаики .

Слайд 12

По мере накопления опыта соотносящих действий формируется наглядно-действенное мышление ребенка, которое характеризуется способностью воздействовать на один предмет с помощью другого предмета-орудия. При этом ребенок анализирует не только признаки и свойства предметов, но и пространственные условия . То есть, если предмет находится далеко или высоко от ребенка, он способен найти в своем окружении такое орудие, с помощью которого он мог бы достать интересующий его объект.

Слайд 13

Если Вы будете внимательно и длительно наблюдать за ребенком, то заметите, что вначале использование орудия носит случайный характер ( малыш случайно замечает, что какой-то из предметов помог ему достичь цели ). Теперь произойдет переключение - ребенок будет озадачен тем, чтобы найти средство или орудие для реализации своей цели. Здесь закладываются зачатки причинно-следственных связей, состоящих в том, что действие, осуществляемое с помощью орудия, приводит к изменению другого предмета.

Слайд 14

Наглядно-действенное мышление ребенка характеризуется отвлеченностью и обобщенностью. Это значит, что в предмете, который ребенок выбирает как орудие, он ориентируется только на один значимый для выполнения цели признак , отвлекаясь от всех других . Если ребенок понял, что палкой удобно доставать предметы, то он будет использовать все похожие предметы с этой целью. Кроме того, ребенок будет использовать одно и то же орудие для реализации разных задач. Здесь ребенку помогает его опыт, образная память и представление о результате и последовательности действий.

Слайд 15

Особое место в развитии наглядно-действенного мышления играет речь взрослого, который комментирует все действия малыша, координирует и направляет их. С помощью речи взрослый фиксирует в сознании малыша результат действий и ставит новые проблемы . В возрасте 1-3 лет начинают складываться мыслительные операции ( м.о .) Элементарные м.о . выступают в различении и сравнении признаков: - цвета, формы, величины. -сравнение и обобщение.

Слайд 16

Особенности развития мышления в раннем детстве: Мышление возникает и функционирует в предметной деятельности; Освоение предметных действий подводит ребенка к самостоятельному становлению некоторых связей между целым и частью или двумя предметами; Ребенок решает практические задачи с помощью наглядо -действенного мышления; Включение речи в процесс решения малышом мыслительной задачи организует его, придавая целенаправленность; У ребенка появляются первые м.о .: сравнение и обобщение, формируется при освоении предметных , орудийных, действий. Представление о результате и условиях действий говорит о зарождении наглядно-образного мышления к дошкольника.

Слайд 17

Развитие мышления в дошкольном возрасте Главным достижением развития мышления в раннем детстве являются представления. Теперь ребенок может думать о том, что выходит за пределы конкретной ситуации. За дошкольный период у ребенка возникают 3 формы мышления: наглядно-действенная, наглядно-образная и понятийная .

Слайд 18

Как происходит смена форм мышления? Наглядно-действенная Дошкольник познает новые связи и отношения сначала только в процессе решения практической задачи. Например , бросает предметы в воду, чтобы проверить будут ли они плавать. В практической деятельности ребенок от выделения простых связей и отношений переходит к более сложным, отражающим причины и следствия.

Слайд 19

Наглядно-образная Накопленный в процессе множества попыток опыт, позволяет дошкольнику заранее составить в голове план решения и сформулировать словесно ее решение. Происходит это благодаря изменениям со стороны речи и мыслительных операций: речь теперь предваряет действие, а анализ и синтез становятся способами умственной деятельности.

Слайд 20

Ребенок рассуждает вслух, сопоставляя и обобщая, перебирая возможные варианты, аргументируя, обосновывая выводы. Он использует аналогии, пытаясь объяснить неизвестное с помощью известного. Объяснения и рассуждения ребенка своеобразны, в них преобладает субъективизм, опираются дети на случайные признаки, поэтому рассуждения поверхностны и противоречивы, но при этом оригинальны.

Слайд 21

Это связано со следующими причинами : недостаток опыта, а, значит, нечеткость и ограниченность знаний; несформированность способов умственной деятельности; недостаточная критичность мышления. Особенность детских рассуждений не только недостаток, но и достоинство мышления малыша, потому что помогает при недостатке знаний справиться с потоком информации и объединить разнообразные и непонятные явления в целое.

Слайд 22

Понятийная К 6-ти годам у дошкольников изменяется характер обобщений, дети от внешних признаков переходят к более существенным. Обобщение на основании существенных родо -видовых признаков позволяет освоить классификацию, в которой дети опираются на понятия. Старшие дошкольники оперируют многими понятиями предметного и социального содержания. Обобщенные представления и возникающие вслед за ними понятия складываются в первичную картину мира.

Слайд 23

И хотя познание по-прежнему происходит на наглядно-образной основе, но ребенок подходит к пониманию объективных законов логики и готовится к понятийному мышлению. К концу дошкольного возраста ребенок способен согласовывать и обосновывать свои суждения и самостоятельно делать выводы.

Слайд 24

Особенности развития мышления в дошкольном возрасте: Ребенок решает мыслительные задачи в представлении, мышление становится внеситуативным ; Освоение речи приводит к развитию рассуждений как способа решения м.з ., возникает понимание причинности явлений; Детские вопросы выступают показателем развития любознательности и говорят о проблемности мышления ребенка; Появляется иное соотношение умственной и практической дея-ти , когда практические действия возникают на основе предвари-тельного рассуждения, возрастает планомерность мышления; Ребенок переходит от использования готовых связей и отношений к «открытию» более сложных; Возникают попытки объяснить явления и процессы; Складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость, пытливость.

Слайд 25

"Не обрушивайте на ребенка лавину знаний…. - под лавиной могут быть погребены пытливость и любознательность. Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми цветами радуги". В.А. Сухомлинский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сказка, как способ развития мышления детей дошкольного возраста"

Шаблонное, однообразное повторение одного и того же зачастую убивает у ребенка интерес к обучению. И дети лишаются радости открытия, постепенно теряя творческую активность. Поэтому  ...

консультация для воспитателей " Развитие мышления в дошкольном возрасте"

       Мышлением называется отражение связей и отношений между предметами и явлениями действительности, ведущие к получению новых знаний....

Развитие мышления детей дошкольного возраста методом нетрадиционного рисования

Определенное достоинство рисования по сравнению с другими видами деятельности в том, что этот вид творчества требует согласованного участия многих психических функций. По мнению многих ученых, детское...

Статья "Развитие мышления детей дошкольного возраста методом нетрадиционного рисования

в данной статье вы узнаете,как с помощью нетрадиционных техник рисования, развивать у ребенка мышление....

"Развитие мышления детей дошкольного возраста методом нетрадиционного рисования

в данной статье вы узнаете,как с помощью нетрадиционных техник рисования, развивать у ребенка мышление....

"Развитие мышления детей дошкольного возраста методом нетрадиционного рисования

Данная статья подскажет вам, как с помощью нетрадиционных техник рисования развивать мышление у дошкольников....