Развивающая среда детского сада как условие реализации вариативных образовательных программ и дифференцированного подхода к развитию ребенка.
консультация на тему

Шульгина Наталья Викторовна

Данный материал представляет собой консультацию для педагогов по созданию развивающей среды в группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_-matsokinoy_t.m.docx36.32 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающая среда детского сада как условие реализации вариативных образовательных программ и дифференцированного подхода к развитию ребенка.

Вопрос создания развивающей предметно-пространственной среды на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Основополагающей целью ФГОС дошкольного образования является создание такой развивающей среды, которая сможет обеспечить творческую деятельность каждому ребенку, позволив ему наиболее полно реализовать собственные возможности, осуществлять дифференцированный  подход к каждому  ребенку, быть полифункциональной, вариативной, насыщенной, доступной, безопасной  (слайд № 3)

В центре развивающей предметно-пространственной среды стоит ребенок с его запросами и интересами, а образовательное учреждение (педагогический коллектив) предлагает качественные образовательные услуги, нацеленные на развитие самобытности, уникальности и индивидуальности каждой личности. Поэтому  задачи  ДОО по организации развивающей предметно-пространственной среды (слайд №4) следующие:

  • повысить теоретические знания всех педагогических работников в вопросах современного подхода к организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования;
  • педагогам и специалистам провести проблемно-ориентированный анализ РПП среды в ДОУ и разработать план по её оснащению;
  • сформировать развивающую предметно-пространственную среду в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования в 2015- 2016 учебном  году.

(слайд №5)

Т.е.,  организовать РПП среду при сохранении лучших традиций системы ДОО с учётом возраста,  интересов детей и отражением содержания образовательных областей:

1. «Социально-коммуникативное развитие»

2. «Познавательное развитие»

3. «Речевое развитие»

4. «Художественно-эстетическое развитие»

5. «Физическое развитие

В такой среде ребенок-дошкольник активно включается в познавательную творческую деятельность, развивается его любознательность, воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, а самое главное – происходит развитие личности. Предметная среда детства обеспечивает разные виды деятельности ребенка-дошкольника и становится основой для его самостоятельной активности.

В нашем ДОУ мы создали РПП среду по   парциальным  программам (слайд №6)

  • Чтение  по кубикам  Н. Зайцева;
  • программе Волошиной Л.Н. «Играйте на здоровье";
  • Программе художественно-эстетического развития И.Лыковой «Цветные  ладошки»;
  • О.П.Радыновой «Музыкальные шедевры»;
  • Парциальной  программе «Белгородоведение». Т.Стручаевой, Н.Епанчинцевой
  • Технологии М.Монтессори

(слайд №7). Реализуя по ОО «Физическое  развитие» парциальную образовательную программу "Играйте на здоровье"  автора  Волошиной Л.Н., мы обучаем детей элементам спортивных игр, развиваем их двигательные способности и спортивные наклонности. Весь материал программы даёт детям возможность формировать гармонично развитого ребенка, умеющего управлять собственным поведением, строить положительные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, способного реализовать свой двигательный потенциал.

(слайд №8) Для игры баскетбол на спортивной  площадке  и  спортивном зале  имеются  баскетбольные кольца, (слайд №9 ), для  игры в  волейбол -  сетка волейбольная, мячи. (слайд №10). Приобретены   наборы  для  игры  в городки,  в теплый период времени оформляется  городошное  поле; (слайд №11) для игры в  бадминтон имеются ракетки  и  воланы, (слайд №12);  для игры в теннис -  (слайд №12) ракетки и пластмассовые шарики, столы  теннисные изготовлены  из старой  мебели;  для игр в футбол - мячи футбольные,  ворота складные,  для игр в  хоккей  -   клюшки, шайбы.   В каждой группе в спортивном уголке  находится  оборудование  для  выноса  на прогулку и организации  спортивных  игр (слайд №14).  Дети  с удовольствием  играют  в спортивные  игры, тем самым  повышается  их двигательная активность, развивается общая моторика, ловкость.

Главное это то, что использование технологий, заложенных в программе, позволяет нам добиваться благополучного эмоционального состояния наших воспитанников и развить их стремление к занятиям физкультурой и спортом.

(слайд №15). По образовательной области «Речевое  развитие» в  старших и подготовительных  к  школе группах реализуем технологию  Н. Зайцева «Чтение  по кубикам» с целью обучению детей складовому чтению. Приобретены  авторские пособия: таблицы со складами, аудиокассеты, методические рекомендации к технологии.

(слайд №16 ) Кубики Зайцева – это набор картонных кубиков разного размера и цвета, на грани которых нанесены склады. Кубики со складами склеивают и наполняют разным содержимым: деревянными палочками (для кубиков с глухими звуками), металлическими крышечками (для «звонких» кубиков), бубенчиками или колокольчиками (для кубиков с гласными звуками). В результате, кубики отличаются: по звучанию; цвету: «золотые» (желтые) – для складов с гласными,  «железные» (серые) – для звонких складов,  «деревянные» (коричневые) – для глухих складов, белые-зеленые – для знаков препинания,  по размеру: большие и большие двойные, как бы склеенные – для твёрдых складов, маленькие, и маленькие двойные – для мягких складов. 

Занятия с кубиками Зайцева проводятся в игровой форме, в движении. В процессе обучения чтению дети много поют, пишут указкой  по таблице.

        (слайд №17) На  стенах  групп  расположены  таблицы-тренажеры, которые входят в учебные комплекты с кубиками. С их помощью дети осмысляют, закрепляют и повторяют пройденный материал.  С помощью методики  Зайцева дети учатся «писать» в первую очередь, а не читать, писать складами по таблицам (указкой) или по кубикам, «пока не зачитают».

(слайд №18) Педагогами ДОУ изготовлены дидактические  игры  по методике Зайцева  «складовые картинки», карточки для чтения.

Методика Н.А. Зайцев, помогает научить детей читать складовым способом, способствует изучению грамматики русского языка первого  класса (жи и ши;  ча и ща пишутся  с буквой а,  имена  собственные  пишутся  с  заглавной  буквы, в конце  предложения ставится  точка…), что обеспечивает подготовку  к обучению грамоте  в школе.

        (слайд №19) По ОО  «Художественное- эстетическое развитие», раздел «Музыка»  реализуется программа  «Музыкальные  шедевры» О.П.Радыновой  с  целью  формирования основ  музыкальной  культуры  дошкольников.  Реализация  задач программы  осуществляется  в таких  видах  деятельности, как  слушание  музыки, музыцирование на детских музыкальных инструментах, импровизация.

        (слайд №20) Методическое  обеспечение программы:  серия  книг по  6  темам  «Настроения, чувства  в музыке»,  «Песня, танец, марш», «Музыка  о животных и птицах», «Природа и музыка», «Сказка  в музыке», «Музыкальные  инструменты и игрушки», (слайд №21)  аудиокассеты, диски с классической  музыкой,  (слайд №22) детские музыкальные инструменты: металлофоны, ксилофоны, вермоны, свирели, дудочки, цимбалы, румба, бубны, барабаны, набор треугольников.

        (слайд №23) Русские народные музыкальные инструменты: трещотки, деревянные ложки, бубенцы, колокольчики.

        (слайд №24) Предметы-заместители  детских музыкальных  инструментов: маракасы, шуршалки, кастаньеты, ритмические палочки, кубики, баночки с разными наполнителями, самодельные погремушки, «палочка дождя».

        

        (слайд №25) Программа художественного  воспитания, обучения  детей  2-7 лет «Цветные  ладошки» И.Лыковой реализуется  в ДОУ  с  целью   формирования  эстетического отношения и творческих способностей  в изобразительной  деятельности.

        Для  ее реализации   в ДОУ  приобретены программа и  методические  пособия  для  каждой возрастной группы,

- (слайд 26) технологические карты по рисованию, лепке, аппликации и конструированию из природного материала для создания детьми технологически сложных образов (по методу «шаг за шагом») и обучения планированию работы.

- (слайд 27) незавершенные композиции для выставочных коллективных работ по сюжетной аппликации и рисованию;

- (слайд 28) серия альбомов для детского художественного творчества «Наш вернисаж», «Мастерилка», альбомы для  художественного творчества;    обучающие раскраски;

- (слайд 29)педагогами изготавливаются  подвесные  мобили  по различным темам в соответствии  с календарно-тематическим планированием;

(слайд 30). В уголках  изобразительной  деятельности и мини-музеях- находятся предметы декоративно-прикладного искусства,  дидактические настольные игры по ознакомлению с цветом, формой, жанрами живописи.

        Работа  по программе  способствует эмоциональному подъему  у детей, полное исключение скованности и страха в выборе материала и техники выполнения работ на занятиях, в самостоятельной творческой деятельности. Ощутимо проявилось стремление детей экспериментировать в сочетании техник и доступного материала в лепке, рисовании, аппликации. Дети с нетерпением ожидают этой увлекательной деятельности.

(слайд 31) С октября  2015  г. ввели обучение дошкольников  по парциальной  программе  «Белгородоведение» Т. Стручаевой, Н. Д.Епанчинцевой. В  группах  созданы  уголки  патриотического  воспитания, краеведения, в которых размещен  материал о родном крае: фотографии  достопримечательностей, альбомы  истории города, книги местных авторов, геральдические  знаки: гербы, флаги.

(слайд 32) С  целью  знакомства  с  историей  быта  русского народа в целом и города  Шебекино  в  ДОУ  создана  комната народного  быта, где  находятся старинные предметы: прялка, ступа, гребни, сундук, лавки, дорожки, предметы одежды женского и мужского костюмов, рушники, салфетки. (слайд 33) В  группах имеются   мини-музеи предметов  народного  быта, музей пасхального  яйца.

(слайд 34) Педагоги  дают  возможность детям  изучать  малую родину через  знакомство  с историей  и культурой, творчеством поэтов, писателей, художников, артистов  и  спортсменов через  рассматривание репродукций картин, чтение произведений, рассматривание  фотографий, слушание  аудиокассет, просмотр  видеозаписей  выступлений  артистов  города.

В ДОУ имеются

  • тематические фотоальбомы «Город вчера  и сегодня», «Наши спортсмены», «Известные люди  нашего города»;
  • детские произведения белгородских писателей и поэтов;,
  • предметы декоративно – прикладного искусства;
  • одежда и атрибуты народных праздников.

        Реализация  этой программы   способствовует приобщению детей  к  культуре родного  края, традициям, возрождению обычаев  ,  воспитанию  патриотов  своей  родины.

(слайд 34)  Для обучающихся по системе М. Монтессори в ДОУ, педагогами групп компенсирующей  направленности создана развивающая среда, оснащенная дидактическими материалами и предметами. Все материалы расположены на открытых стеллажах,  для детей в свободном доступе. Всего 5 центров (зон по системе М. Монтессори- математическая, сенсорная, языковая, зоны науки, практической жизни).

Принцип стабильности-динамичности  - позволяет изменять пространство, его предметное наполнение внутри каждой зоны.

Принцип открытости – закрытости –дает возможность детям открывать себя, развивать свои способности, используя тот материал, который вызывает интерес.

Так как каждому ребенку необходимо проявление врожденной потребности в активности, самопроизвольности, педагоги  предоставляют им свободу выбора, свободу самостоятельной работы. Спутником в работе с детьми является девиз Монтессори: «Помоги мне это сделать самому».

           Большое  внимание уделяется свободной деятельности детей в подготовленной среде, когда каждый ребенок вправе сам выбрать:

материал;

длительность работы с ним;

способ работы с материалом - индивидуально или совместно с кем-то.

Принцип комплексирования и гибкого зонирования  - реализуется через создание непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу (упражнениями в практической жизни, речевыми, математическими, сенсорными).

Принцип эстетической организации среды, в самом оформлении материалов: яркости, красочности, неповторимости.

Принцип  индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка решается в личностно-ориентированном взаимодействии ребенка и взрослого,  активное саморазвитие ребенка и усвоение им социального опыта реализуется благодаря использованию Монтессори- материала, который имеется в единственном экземпляре и каждому ребенку приходится  договариваться со сверстниками о порядке работы с ним, делиться, уступать.

        Благодаря  созданной  развивающей  среде и реализации инновационных  технологий    наши воспитанники  будут хорошо  подготовлены к  обучению в школе, творчески  развиты, самостоятельны инициативны, умеющие управлять собственным поведением, строить положительные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, что соответствует требованиям ФГОС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный подход к организации предметно-развивающей среды детского сада.

ФГТ- условия изменения предметно-развивающей среды детского сада. В данной презентации рассматриваются центры развивающей активности детей....

Презинтация для воспитателей"Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды"(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)

Презинтация для воспитателей "Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды "(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)...

Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования Кадровые условия реализации Программы (опыт работы)

Данная статья посвящена актуальной проблеме современного образования - профессиональным компетенциям педагога - дошкольника, приведены краткие результаты проекта, реализованного в дошкольном образоват...

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга»         РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА КАК ОДНО ИЗ У...

Требования ФГОС к развивающей предметно – пространственной среде, как к одному из условий реализации основной образовательной программы.

Концепции построения предметно – развивающей среды. Принципы построения развивающейпредметно - пространственной среды (РППС) Требования ФГОС к развивающей предметно – пространств...

ФГОС-условие изменения предметно-развивающей среды детского сада в подготовительной группе .

Предметно-развивающая среда детства-это система условий, обеспечивающая возможность осуществления детской деятельности и предусматривающая ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного ф...