УЧАСТИЕ В РАБОТЕ ГОРОДСКИХ МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
материал

Колмакова Оксана Владимировна

 МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ.

                         
Я знаю, этот мир прекрасен, 
Раз в нём такие люди есть, как ВЫ! 
Вы в детские сердца несёте сказку 
И пониманье музыки, искусства, красоты. 
Вы вкладываете душу и старанье, 
Чтоб каждый праздник получился просто класс!!! 
От всей души, с любовью, с уваженьем, 
Все это, МУЗРУКИ, для вас!! 

Пусть воспитатели вас ценят, 
Пусть балуют вниманьем и теплом 

Не оставляя тёплые слова признанья 
На следующий день иль на потом. 
Родители пусть труд ваш уважают, 
Пусть добрым словом вспомнят вас не раз!! 
Детишки безгранично обожают, 
И утренники будут супер класс!! 
Начальство пусть поменьше придирается, 
Побольше помогает лучше вам!! 
И солнце пусть почаще улыбается - 
                                                          Вам, самым лучшим в мире, МУЗРУКАМ!!                                                                                                

Скачать:


Предварительный просмотр:

Берегите музыкального руководителя!

          А.И.Буренина

   Заведующая дошк и нач

школьного образования ЛОИРО

Как-то незаметно для всех наступил 21-й век. И этот факт заставляет размышлять о многих проблемах — личных и общественных, частных и глобальных. И поскольку наш журнал адресован музыкальным руководителям детских садов, мы невольно задумались: а что же произойдет с данной категорией специалистов в будущем? И чем наш журнал может помочь, что посоветовать?

Безусловно, на страницах нашего журнала для педагогов будет много нового практического и теоретического материала для работы с детьми, будет репертуар для проведения досуга детей и взрослых, организации интегрированных занятий и т.д. Мы также продолжим публикации в рубрике «Юридическая консультация», которst, надеемся, будут способствовать отстаиванию законных прав наших коллег.

Мы хотим обратить внимание наших читателей на самую главную проблему в российском музыкальном воспитании — сохранение самого музыкального руководителя как профессионала.

Музыкальный руководитель детского сада — это особая профессия. И появилась она относительно недавно — в послевоенные годы (1948 г.). До этого музыкальным воспитанием занимались сами воспитатели. Иногда им помогали музыканты, которые приходили в детский сад, когда нужно было подготовить и провести праздник. И с тех пор, как появилась такая должность, которая и называлась-то по-разному: «музыкальный работник», «музыкальный воспитатель», «музыкальный руководитель» — сформировалось в обществе представление, что музрук нужен, в основном, для того, чтобы у детей был праздник. То есть, что профессия эта — что-то среднее между аккомпаниатором и массовиком-затейником.

Наверное, многим со стороны кажется, что работа эта легкая, «праздничная», не требующая особых талантов. Ну, подумаешь, что тут сложного: детей поразвлекать да праздник провести! Поэтому и отношение к профессии музыкального руководителя сложилось вполне определенное: работа «не пыльная», занимает неполный рабочий день и т.д.

Наверное, именно это отношение и привело к такой вопиющей несправедливости, когда труд музыкального руководителя, имеющего двойное образование (музыкальное — кстати, дорогостоящее и трудоемкое — и педагогическое), оплачивается соответственно на один разряд ниже, чем труд воспитателя или учителя, когда надо доказывать, что музыкальный руководитель — педагог, что работает с детьми, обучает их музыке и поэтому имеет право на пенсию по выслуге лет.

Увы! Добиться справедливости пока еще очень сложно.

Но и этого мало!

Несмотря на мизерную оплату труда (зарплата музыкального руководителя, как и воспитателя ДОУ, ниже прожиточного минимума), работа в последние годы становится все сложнее и сложнее. Помимо обычных обязанностей (проведение музыкальных занятий с детьми, подготовка их к праздникам, консультирование родителей по вопросам музыкального воспитания и т.д.), появилось еще одно требование: диагностика музыкального развития детей.

По каким методикам? Зачем? Чтобы доказать результативность своей работы? А разве без специальной диагностики (таблиц с формальными цифрами, кружочками разных цветов и т.д.) педагог не может проанализировать свою работу, рассказать о проблемах и достижениях своих воспитанников?

Точно так же продолжаются поиски различных форм планирования, в которых была бы отражена вся работа музыкального руководителя. Возникает вопрос: а для кого и для чего нужен план? Для детей, педагога или для проверяющих лиц? А если для педагога, тогда и дадим возможность ему самому определять, как, в какой форме и в каком объеме он будет планировать свою работу.

Итак, резюмируем: в последнее время зарплата музыкального руководителя становится все ниже, а требования — все выше. Хотя проблема не только в зарплате, но и в отношении администрации и управленцев к этой категории специалистов.

И что же в результате? Все больше и больше детских садов остаются без музыкального руководителя. После окончания музыкальных училищ и институтов мало кто из молодых специалистов приходит в детский сад. На курсах повышения квалификации в основном обучаются педагоги старше 40 лет. Еще 5–10 лет — и музыкальных руководителей почти не останется.

Что же делать? Может быть, можно как-то выправить положение, удержать уникальных специалистов — музыкальных руководителей детских садов (кстати, только в нашей стране эта профессия имеет столь широкую творческую направленность)?

И в связи с этим мы обращаемся к Вам, уважаемые методисты, заведующие и главные специалисты всех уровней!

Посмотрите на наших музыкальных руководителей!

Это они не имеют права болеть, так как без них не будет праздника у детей.

Это они должны все уметь делать: играть на музыкальном инструменте, петь, плясать, рисовать, шить, стихи сочинять, сценарии писать и т.д.

Это они должны всегда улыбаться, поднимать настроение детям и их родителям.

Это они должны постоянно учиться, закупать новую методическую литературу, аудиокассеты, видеофильмы и т.д.

Это они должны быть всегда красивыми, модно и со вкусом одетыми, так как музыкальные руководители — «лицо» учреждения.

Это они должны быть психологами и дипломатами, умеющими договориться со всеми специалистами в детском саду, администрацией, родителями по поводу организации праздника.

Это они несут все из дома: краски, бумагу, ткани, одежду и всевозможные атрибуты для проведения занятий и праздников с детьми.

Это они в выходные дни и по вечерам сочиняют новые сценарии.

Это они… да всего не перечислить.

И если мы хотим, чтобы они не уходили с работы, чтобы они приходили к нам после окончания музыкальных училищ и институтов, чтобы они могли спокойно работать, реализуя свое творчество, свое призвание к профессии, надо о них заботиться и создавать условия.

Какие? Вот, пожалуй, несколько таких требований:

уважать и ценить труд музыкального руководителя, не заставлять его подменять воспитателей или других работников детского сада (конечно, с учетом желаний самого музыкального руководителя);

создавать хорошее, приподнятое настроение и не допускать стрессовых ситуаций на работе (ведь плохое настроение музыкального руководителя может отразиться и на настроении детей);

не требовать копирования опыта других педагогов, если он не соответствует возможностям, наклонностям музыкального руководителя;

оказывать материальную поддержку в приобретении нот, пособий, музыкальных инструментов, костюмов, атрибутов и других материалов, необходимых для работы (поскольку музыкальный руководитель не может все оплатить из своей мизерной зарплаты);

И последнее, но, пожалуй, самое важное — создание творческой, доброжелательной атмосферы, стимулирующей работу педагога-музыканта.

Берегите музыкального руководителя!

Может быть, именно он научит детей красоте и тем самым спасет мир!



Предварительный просмотр:

                               И швец, и жнец, и на дуде игрец…

Несколько слов в защиту вымирающей профессии

Т.Э. Тютюнникова, музыкальный руководитель и учитель музыки Центра образования № 1679 г. Москвы, канд. искусствоведения.

Сколько раз я слышала на семинарах в разных городах России слова благодарности за статью «Труппа или группа», опубликованную в журнале «Дошкольное воспитание», столько же раз звучал вопрос: «Мы с вами согласны, но что нам делать — нам не разрешают, не позволяют, запрещают, заставляют». В статье речь шла об изменении самой формы праздников в детском саду, о той роли, которую по сути своей должен исполнять музыкальный руководитель, не превращаясь поочередно и одновременно в массовика-затейника, режиссера-сценариста, педагога-репетитора для Дедов Морозов и Водяных, работника сцены со стремянкой в руках, дизайнера по костюмам и изготовителя их из подсобных материалов, а также художника-монументалиста, гримера, суфлера и т.п. и т.п. По совместительству со всем этим ему полагается быть чутким и вдумчивым педагогом, высококвалифицированным музыкантом, творческим до предела своих возможностей, но при этом кротким и терпеливым к любым выражениям неудовольствия со стороны сотрудников и администрации.

Где еще есть специалисты, безропотно выполняющие такое количество разнопрофильных обязанностей, не предусмотренных их основной профессией? Нигде! Нам кажется, настало время взглянуть на эту проблему вполне серьезно. В Москве уже давно ощущается реальная нехватка музыкальных руководителей, многие сады не имеют их вообще. Да и средний возраст работающих неуклонно приближается к пенсионному. Выпускники училищ и музыкально-педагогических факультетов вузов даже не помышляют идти работать по основной специальности, рассматривая такой поворот событий как страшную несправедливость судьбы-злодейки. В чем причина?

Эмоционально-психологические перегрузки, которые испытывает на протяжении всей своей работы добросовестный музыкальный руководитель, отвечающий единолично за праздники и все, что с ними связано, ЧУДОВИЩНЫ! Об этом должны знать руководители всех уровней, особенно заведующие и методисты детских садов.

Его психические затраты огромны даже в случае помощи музыкальному руководителю со стороны воспитателей, потому что это именно он создает эмоциональное поле для 6-8 детских праздников, можно сказать живет пару десятилетий «душой наизнанку». Это добровольно-принудительная эксплуатацией эмоциональной сферы человека, а у музыканта эмоция — его главный профессиональный инструмент!

Где же выход? Он, как нам кажется, есть только один и очень простой: перераспределение ответственности.

Чтобы не быть голословной, я расскажу об опыте своего учреждения, Центра образования № 1679 г. Москвы. У нас за утренник каждой конкретной группы в детском саду отвечают воспитатели этой группы совместно с музыкальным руководителем. Это значит, что воспитатели волнуются о том, какой будет общий сюжет праздника, сказочные персонажи, сюрпризы, они подбирают тематические стихи и учат их с детьми, придумывают аттракционы и готовят все необходимое для них, считают количество стульчиков в музыкальном зале перед утренником, волнуются о том, кто зажжет елку и откуда будет заходить Дед Мороз.

Конечно, все вопросы обсуждается с музыкальным руководителем — по необходимости. Я иногда узнаю, какие конкретно будут развлекательные аттракционы за 15 минут до утренника, когда мы в последний раз сверяем с воспитателями план. Это и есть конкретная ответственность воспитателей: сами выбрали игру, посоветовались, приготовили, провели. Если нужно музыкальное сопровождение, то работаем и договариваемся вместе, не нужно — я полностью доверяю этот пункт праздника воспитателям и о нем даже не думаю.

Те наши воспитатели, которые еще три года назад понятия не имели где и что можно найти, что подойдет для их детей, как имеющееся можно переделать, чтобы оно подходило, сегодня замечательно со всем этим справляются. У нас для них доступны все сборники готовых сценариев, журналы, книги, с которыми обычно работает музыкальный руководитель. Методисты и заведующие детских садов могут напомнить своим особо несогласным с таким подходом сотрудникам, что предмет «основы музыкального воспитания» обязательно читают всем будущим воспитателям. Так что у них для успешной работы на ниве подготовки праздников есть по крайней мере теоретическая база. А главное, что читают этот предмет для того, чтобы его знание применялось на пользу общего дела!

На наш взгляд, все что не требует прямого участия музыканта, может и должно быть перепоручено воспитателям группы, родителям и сотрудникам детского сада. Во многих садах есть прекрасно рисующие методисты, настоящие модельеры повара и дизайнеры среди нянь. В нашем учреждении сложилась традиция, что музыкальный зал к праздникам украшают родители каждой группы по очереди. Организацией этого увлекательного дела занимаются воспитатели группы. Кроме того, мы давно отошли от рисования чего-нибудь тематического на ватмане, отнимающего уйму времени при изготовлении. Украшение в зале часто бывает лишь связками шаров, несколькими гирляндами, бумажными поделками детей, свисающими с потолка на ниточках. Наш девиз: нарядно и просто.

Если такой взгляд на проблемы музыкального руководителя кому-то покажется несправедливым, то полезно вспомнить, что у воспитателей на двоих один праздник в данный период времени, а у музыкального руководителя их не меньше четырех, а то и восемь. Поэтому в нашем саду в получасовом перерыве между двумя праздниками музыкальный руководитель обычно отдыхает, сидя в методическом кабинете, в то время как воспитатели и родители следующей группы заносят в зал нужное и выносят из него все ненужное. «Мы готовы», — говорят они, и это означает, что дети уже стоят перед дверью музыкального зала.

Конечно, так было тоже не всегда, но так стало всего за три года! И это теперь норма, которая всеми принимается. Более того, воспитатели стали сами хотеть быть творцами всего, что делается в их группе, в том числе и праздников. Им не подходят сценарии, даже очень хорошие, созданные кем-то другим. Такой сценарий, говорят они, как платье с чужого плеча. Ответственность ведь это не только обязанности, но также и возможность проявить свое творчество, это путь к самовыражению, очень плодотворному сотрудничеству.

Несколько слов о сценариях. В традиционном варианте мы их не пишем или вернее сказать, почти отошли от этого. У нас есть ПЛАН праздника по пунктам, который за 2-3 недели сообща составляется из материала, который есть у музыкального руководителя и воспитателей. Кроме того, ведущий на празднике не говорит стихами, он все слова говорит просто и естественно, как в жизни прозой. Это очень облегчает участь ведущего — не надо учить столько стихов и весь праздник бояться их забыть. Зачем сложно, когда можно просто! Вместо проговаривания стихов, которые обычно никто не слушает, он может почувствовать себя вдохновенным, раскрепощенным и попробовать создать атмосферу общения, обращаясь обычными словаминепосредственно к детям и родителям.

Ведущий — душа праздника, он обязательно должен иметь пространство для импровизации, непосредственного реагирования на ситуации, свободного общения с детьми. Иначе вместо атмосферы душевного тепла, раскрепощенности получим отчет «передовиков производства» и «победителей соцсоревнования». А это уже никаким боком отношения к детскому празднику не имеет.

За неделю до утренника в каждой группе между воспитателями и другими сотрудниками четко распределяются организационные обязанности.Музыкальный руководитель на самом празднике отвечает только за музыку в прямом смысле этого слова. Шапочки, платочки, стихи, вход и выход, последовательность, атрибуты — все неизбежные, а часто и забавные приключения по этой части находятся в сфере личной заботы воспитателей или родителя. Кроме того, что бы ни произошло на празднике, у нас никогда не бывают в этом виноваты дети. Во первых потому, что за детский праздник отвечают взрослые, а во-вторых потому, что это жизнь со всей прелестью ее неожиданностей. Она всегда богаче любых инструкций.

Всенародного «разбора полетов» после праздников у нас тоже не бывает. Мы все уважаем друг друга в коллективе настолько, что оставляем право сделать выводы о каких-то ошибках тем, чьи это были непреднамеренные ошибки. Мы при любых неожиданностях исходим из мысли, каждый старался сделать лучшее, на что способен. Кроме того, ошибка — условие нашего дальнейшего развития, мы из нее делаем выводы и идем дальше.

Как и все в нашей жизни, праздники бывают когда-то похуже, когда-то лучше, иногда очень хорошие, но они лишь небольшая часть нашей совместной работы в саду, поэтому отношение к ним хоть и трепетное в смысле эмоций, но спокойное. Праздники текут своим чередом, не превращаясь в образцово-показательное стихийное бедствие. Стремление к совершенству — вещь необходимая, но фанатизм тут ни к чему, особенно если принять во внимание, что объектом его приложения в саду, как правило, становятся дети.

И уж совсем несправедливо и неконструктивно требовать совершенства во всем только от музыкального руководителя. Его нервная система истощается именно от жестких требований каждые два месяца выдать для зрителя идеальный продукт. Так не работает ни один профессиональный театр, к слову сказать. Пусть воспитатели или методисты хоть на минутку представят, что им каждые два месяца нужно будет показать открытое развлекательно-увлекательное занятие для родителей минут на 45-60. Думаю, что большинству такая работа покажется фильмом ужасов. Вот поэтому и нужно беречь музыкальных руководителей! Они в саду абсолютно уникальные специалисты.

С давних времен известно, что трудней всего изменить сознание. Мы живем и действуем так, как думаем. Если уверены, что от нас ничего не зависит, то так и происходит. Дорогие мои коллеги, вы должны это понять настолько, чтобы возмутиться своим несправедливым положением в детском саду, если таковое ощущается. И тогда все постепенно изменится в соответствии с вашими убеждениями.

Я не призывая ни к каким революциям и потрясениям, тем более открытым конфликтам. Всегда можно найти 1-2 единомышленников, с которыми попробовать сделать первый шаг к совместному творчеству и совершенно иной жизни в коллективе. Дорога любой длины начинается с этого первого шага. Не надо пытаться словами переубедить непримиримых, они к вам сами придут через какое-то время и скажут: «А мы хотим сделать вот так и уже придумали сюжет. Подскажите, где взять музыку». Это будет вашей совместной победой над старым, давно изжившим себя мышлением, которое не дает каждому расти в уникальном сотрудничестве друг с другом.



Предварительный просмотр:

СООБЩЕНИЕ НА ГМО МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

ТЕМА:

«Компьютерные технологии в развитии

 познавательных способностей детей

 старшего дошкольного возраста»

Подготовила:

        Колмакова О.В.

Музыкальный руководитель

ясли-сада «Подснежник»

Причины интеллектуальной пассивности детей зачастую объясняются ограниченностью их интеллектуальных впечатлений и интересов. Преодолеть нежелание воспитанников искать и получать знания поможет использование в дошкольном учреждении компьютерных технологий, которые позволят по-новому организовать процесс обучения и развития.

Наиболее эффективная форма организации работы с компьютером в детском саду – проведение медиазанятий с применением мультимедийных презентаций. Она дает возможность оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития и значительно повысить эффективность психолого-педагогической деятельности.

Цель электронного пособия – развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через использование современных информационных технологий.

Задачи мультимедийных презентаций

Мультимедийные презентации – удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. те факторы, которые могут долго удерживать внимание ребенка.

Использование мультимедийных презентаций на занятиях

Компьютерные презентации могут быть использованы на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста.

Требования к проведению медиазанятий

Работа с применением электронного пособия строится в несколько этапов:

  • знакомство детей с компьютером как современным инструментом для обработки и использования информации;
  • применение мультимедийных презентаций на диагностическом, коррекционно-развивающем, контрольном занятиях.

Используются для группового и индивидуального обучения, а также как целое занятие или его часть:

  • на этапе диагностики;
  • введения нового материала;
  • закрепления материала;
  • контроля знаний.

Индивидуальные медиазанятия проводятся в кабинете педагога, а групповые – в кинозале детского сада, оснащенном мультимедийным проектором и экраном.

Занятия проходят с соблюдением требований санитарного законодательства. Лучшее время для работы с компьютером – утренние часы или вторая половина дня после дневного сна. Занятия для детей 5–7 лет проводятся не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: вторник, среду, четверг. Непрерывная продолжительность работы с компьютером на развивающих игровых занятиях для детей 5 лет не превышает 10 мин, для детей 6–7 лет – 15 мин.

Для снижения утомительности компьютерных занятий обеспечена гигиенически рациональная организация рабочих мест: соответствие мебели росту детей, достаточный уровень освещенности. Экран монитора находится на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см.

После занятия обязательно проводится гимнастика для глаз.

 

Принципы проведения занятий

5 принципов проведения занятий

1. Принцип развивающего обучения (педагогу  важно знать уровень развития каждого ребенка, определять зону его ближайшего развития, использовать вариативность презентаций согласно этим знаниям).

2. Принцип систематичности и последовательности обучения (педагог  должен устанавливать взаимосвязь между полученными знаниями, переходить от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному, возвращаться к ранее исследуемым проблемам с новых позиций).

3. Принцип доступности (содержание знаний, методы их сообщения должны соответствовать возрасту, уровню развития и подготовки детей, их интересам).

4. Принцип индивидуализации

5. Принцип связи с жизнью (педагог  и ребенок должны уметь устанавливать взаимосвязь между процессами, находить аналоги в реальной жизни, окружающей среде).

Эффективность использования мультимедийных презентаций

Практика показала, что при условии систематического использования в развивающем процессе мультимедийных презентаций в сочетании с традиционными методами обучения, эффективность работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста значительно повышается.

Об эффективности говорят следующие позитивные факторы:

  • дети лучше воспринимают изучаемый материал за счет того, что презентация несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, не умеющим читать и писать;
  • у воспитанников повышается мотивация к работе на занятии за счет привлекательности компьютера и мультимедийных эффектов. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей;
  • полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения;
  • презентации позволяют моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты или спутника, превращение куколки в бабочку и т. д.).

На родительских собраниях и консультациях также можно представить  родителям воспитанников  презентации. Многие из них могут заниматься  с детьми дома, используя диск с презентациями. Это помогает родителям закрепить знания, полученные детьми на занятиях с педагогом. Умелое сочетание традиционных и информационных средств зависит от квалификации и мастерства педагога, методики, которую он применяет, уровня владения компьютером.

Рекомендации для педагогов по использованию мультимедийных презентаций на занятиях

 

1.     Презентация редко обходится без средств наглядности. Их задача – придать выступлению убедительность. Правильное использование этих средств значительно оживит презентацию и зафиксирует материал в памяти.

2.     Средства наглядности желательно применять только тогда, когда они могут усилить воздействие высказывания.

3.     При демонстрации слайдов и обращении к аудитории лучше всего стоять слева от экрана (если смотреть из зала). В силу того что мы читаем слева направо, сначала слушатели будут смотреть на педагога, а потом переведут взгляд направо на экран, где представлена более подробная информация.

4.     Педагог будет выглядеть естественно, если расположится под небольшим углом к детской аудитории. Можно занять более "сильную" позицию, полностью развернувшись лицом к дошкольникам.

5.     Быстро посмотрев на изображение (предмет), можно жестом левой руки привлечь к нему внимание аудитории. Жест должен быть очень коротким. Затем следует снова повернуться и обратиться к аудитории.

6.     При временном выключении проекционного оборудования или перерыве в показе слайдов желательно переместиться в центр кабинета и продолжить презентацию.

7.     Если использовать средства наглядности больше не предполагается, рекомендуется встать вполоборота к детям слева от оборудования и продолжить занятие.

8.     Не следует:

– говорить, повернувшись спиной к детям;

– читать конспект занятия;

– загораживать демонстрируемое изображение;

– допускать, чтобы используемое средство играло главную роль в презентации; 
– выдавать раздаточный материал во время презентации.



Предварительный просмотр:

Обмен опытом по работе с программой

«Ладушки»

Колмакова О.В.

муз. руководитель

МДОУ я.сад «Подснежник»

Хочется поделиться опытом своей работы по освоению программы «Ладушки» И. Каплуновой и И Новоскольцевой

В наше время перед педагогом встаёт выбор программы, ориентируясь на которую, он будет работать. Выбор велик, программ много. Нужно найти ту, которая бы отвечала требованиям педагога, ДОУ, была доступна детям, удобна в работе с воспитателями. Есть программы, ориентированные на одарённых детей (например «Гармония» Тарасовой), но в обычном детском саду развивающего вида дети с разными возможностями, с разным развитием.

Программа «Ладушки» И. Новоскольцевой и И . Каплуновой рассчитана как раз на «обычных» детей, которые в процессе музыкального воспитания раскрываются, находят свою нишу. Программа подразумевает всестороннее музыкальное воспитание и образование без углубления в какой-либо раздел.

Разработка занятий сделана с учетом физических и психических возможностей детей.

Цель программы - музыкально-творческое развитие детей в процессе различных видов музыкальной деятельности: музыкально-ритмических движений, инструментального музицирования, пения, слушания музыки, музыкально-игровой деятельности (плясок, игр, хороводов).

Основная задача программы - введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой.

Основные методические принципы: создание непринужденной обстановки , целостность подхода в решении педагогических задач, соотнесение музыкального материала с природным, народным, светским и частично историческим календарем . Программа включает в себя разработку музыкальных занятий на каждый месяц, а также поурочные конспекты для младшей и средней групп.

По этой программе я начала работать несколько лет назад. Как специалист, постоянно ищущий чего-то нового, я была в поиске новых форм работы, методической литературы, программы, которая была бы наиболее проста в освоении и выполняла все те задачи, что перед нами ставит музыкальное воспитание.

С программой «Ладушки» я поверхностно ознакомилась из периодической педагогической печати. Как оказалось в дальнейшем, притягательным было не только название. Хотя в название вложен определённый смысл. Как объясняют сами авторы в начале программы

«Лада»- старое русское имя; в народной поэзии: родной, любимый, возлюбленный.

«Лад»- согласие, мир, порядок, добрые отношения; строй       музыкального произведения, сочетание звуков и созвучий.

                                                                                                                 

«Ладить» - быть в ладу, жить в согласии, дружно...

«Ладно» хорошо, знак согласия, удовлетворения, достаточности.

«Ладонь» - внутренняя сторона кисти руки, где сосредоточено

«Ладушка» - ласковое обращение от слова «Лада».

«Ладушки» - первая детская игра.

Ранее были разработаны авторами планы на месяц, где был расписан репертуар, задачи, методические рекомендации.

В конце программы давалось приложение, нотный материал.

Сейчас выпущены сборники с подробными конспектами к каждому занятию с нотным приложением и дисками. Скоро выходят сборники с конспектами для подготовительной и ясельной групп, а пока в работе сборники для детей младшей, средней и старшей групп.

Основана программа на хорошо знакомой программе Васильевой.

Принцип построения занятий традиционный, но с введением необычных игровых моментов и вариантов.

Ещё раз замечу, что основной задачей авторы видят введение ребёнка в мир музыки с радостью и улыбкой. Эта задача совпадает с задачей комплексной программы «Радуга», по которой работает наш детский сад.

Рассмотрим главные задачи программы «Ладушки»:  

Подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений.

Заложить основы гармонического развития (развития слуха, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных музыкальных способностей.

Приобщить детей к русской народно-традиционной и мировой музыкальной культуре.

Подготовить детей к освоению приёмов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям.

Развивать коммуникативные способности (общение детей друг с другом, творческое использование музкальных впечатлений в повседневной жизни).

Познакомит детей с многообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме.                                                                          

Задачи программы «Радуга» по музыкальному воспитанию таковы: Развитие эмоциональной отзывчивости к музыке и эстетического вкуса. Развитие слухового восприятия, внимания, памяти. Знакомство с инструментами. Развитие

чувства ритма, темпа. Выявление индивидуальной склонности к музицированию, поддержание, развитие её.

Как видим, задачи схожи, обе программы направлены как на общее, так и на индивидуальное развитие ребёнка.

Если грамотно подойти к изучению программы «Ладушки» и применять её на практике, то поставленные задачи решаются легко и непринуждённо. Это становится возможным благодаря продуманности построения занятия, репертуара, практического материала.

В программе «Ладушки» предусмотрено использование на занятиях наглядного материала:

иллюстрации и репродукции малые скульптурные формы дидактический материал игровые атрибуты музыкальные инструменты аудио- и видеоматериалы «живые» игрушки (воспитатели и дети, одетые в соответствующие костюмы)

Необходимо было подготовить все эти атрибуты. Что -то было, что-то нужно было сделать, приобрести.

Изготовила дидактические игры, о которых нужно сказать отдельно.Большое внимание в программе уделяется развитию ритмического слуха. Специально разработана система по развитию чувства ритма. Отдельно выпущен сборник «Этот удивительный ритм», в котором подробно описаны ритмические игры, дан наглядный материал, рассказано, как изготовить необходимые игры. Методика условно разделена на четыре ступени: I — младшая группа,  II — средняя,  III — старшая и IV — подготовительная.

         Игры проводятся в лёгкой, непринуждённой форме, очень нравятся детям. Все эти яркие, красочные жучки, грибочки, солнышки детям полюбились. Любят они играть в паровоз, в который можно посадить кого угодно — и ёжика, и белочку, и поросёнка, а можно вставить фотокарточку ребёнка.

Дети с удовольствием прохлопывают, простукивают на палочках, проигрывают на музыкальных инструментах ритмические цепочки с длинными и короткими звуками и знают, что короткий звук зовётся «ти», а длинный - «та».

Объясняю детям свойства звуков, что они бывают не только короткими или длинными, но и громкими и тихими, высокими и низкими.

«Гусеничка» , которая «приползает» в гости к ребятам, всегда вносит элемент импровизации в занятие. Детям хочется и поздороваться с ней, и придумать ей имя. А я предлагаю прохлопать или проиграть «пузики» гусенички, ведь на каждом пузике -горошинки, которые изображают длинные и короткие звуки.

Всё это позволяет заниматься ритмическим воспитанием интересно, не скучно, дети ждут занятия с нетерпением.

Авторы программы заостряют внимание и на пальчиковых играх, которые как помогают детям отдохнуть, расслабиться, так и укрепляют мышцы пальцев и ладоней , что помогает в игре на музыкальных инструментах, в рисовании, письме.

Игры подобраны для каждого возраста разные, соответствующие развитию детей. Запоминаются быстро и легко, соответственно развивается детская память и речь.

Авторы советуют все пальчиковые игры и считалки, используемые на занятии, переписать на отдельные карточки.    Это действительно облегчает

работу, не нужно прерывать занятие на поиск игры в сборнике. Игры можно применять и на утренниках, и на развлечениях.

Так же советуют в папки - передвижки помещать как песенки, изучаемые на занятиях, так и пальчиковые игры с объяснением, для чего это делается.

Работа по изготовлению именно таких папок запланирована мною на лето, чтоб к следующему учебному году родители получали более полную информацию.

Я уже вкратце отметила, что музыкальные занятия, разработанные И. Новоскольцевой и И. Каплуновой, имеют чёткое построение:

а) музыкально-ритмические движения

б)        развитие чувства ритма, музицирование

в)        пальчиковая гимнастика

г)        слушание музыки
д)распевание, пение

е) пляски, игры, хороводы.

Это способствует чёткой организации деятельности детей, есть время и отдохнуть, и плодотворно поработать. Дети на таких занятиях не устают, если, конечно, педагог будет доброжелателен к детям, как просят об этом сами авторы.

Каждое занятие объединено какой- то идеей, темой.

Большое значение музыканты всегда уделяли слушанию музыки на занятиях по музыкальному воспитанию.

Авторами программы изменен подход к разделу "Слушание музыки\Благодаря яркому и характерному музыкальному материалу дети достаточно легко смогут выразить свое отношение к музыке словесно, через движение, в рисунке. В интересной и доступной форме познакомятся с творчеством разных композиторов. Предлагаемый фольклорный материал внесет в занятия радостные минутки.

Авторы предлагают слушать музыкальные произведения с выразительной мелодией, яркой тембровой окраской и соответствующим тому или иному музыкальному образу ли герою характером.

Например, в младшей группе дети слушают

русскую плясовую музыку, марши, колыбельные, программные пьески — например «Дождик» Любарского, «Медведь» Ребикова и другие.

В средней группе авторы предлагают слушать такие пьески, как «Грустное настроение» Штейнвиля, «Полянка» русская народная мелодия, марши, польки, вальсы, «Кот и мышь» Рыбицкого и т. д.

В старшей и подготовительной группе в разделе «слушание

музыки» большое внимание уделяется слушанию произведений П.И.Чайковского. В старшей группе это пьесы их цикла «Детский альбом», в подготовительной — цикл «Времена года».

Интересно, что звучание пьес из «Детского альбома» представлено в двух вариантах: в первом случае пьесу исполняет ансамбль «Виват», во-втором — симфонический оркестр; некоторые пьесы исполняются на фортепиано.

Мною сделана презентация «П.И. Чайковский», где в кратце рассказывается о биографии композитора, творчестве, помещён фотоальбом с фотографиями Чайковского и его саратников.

Слушаем музыку обычно сидя на коврике с обязательной для младших дошколят присказкой вначале:

Дети -Мы тихонечко сидим И готовим ушки

Потому что мы хотим Научиться слушать! Педагог — Где ребятки ваши ушки? Дети — Наши ушки на макушке!

Как   предлагают создатели программы, я стараюсь использовать и видеоматериалы. Так мною приобретён DVD диск с мультфильмами, созданными к музыке Чайковского («Детский альбом»), Шостаковича (Танцы кукол), Глинки («Камаринская»). Сделана видеозапись «Колыбельной Светланы» из кинофильма «Гусарская баллада» . При прослушивании пьесы «Мышки» Жилинского с детьми просматриваем отрывок из мультфильма «Кот Леопольд».

Дети достаточно легко выражают свое отношение к музыке словесно, через движение, в рисунке. Выставляют свои работы в группе на выставке — стенде.

Также авторы приводят параметры для диагностирования детей по программе «Ладушки».

Авторами разработана диагностика детей каждой групы. Наблюдения провожу незаметно для детей, для себя отмечая умения детей. Иногда прошу помочь воспитателя понаблюдать вместе со мной за детьми по определённым параметрам.

Диагностику предлагается проводить по основным четырём параметрам: ~ движение —чувство ритма —слушание музыки —пение.

В каждом параметре предусмотрены подпункты. Например, в диагностике старшей группы слушание включает в себя шесть подпунктов, по которым легко можно проверить развитие ребёнка.

Песенный репертуар, подобранный авторами, доступен детям и легко

разучивается.

Дети старшей группы полюбили такие песенки , как русская народная «Жили был у бабушки серенький козлик», «От носика до хвостика» Парцхаладзе, «У матушки четверо было детей» немецкая народная, с любовью и переживанием поют песенку «Кукушка» Попатенко и другие.

Ребяткам средней группы так пришлась по душе русская народная песенка «Три синички», в фонограмме которой мычит настоящая корова, что они готовы были петь на каждом занятии, хохотали и веселились.

Песенка «Топ топоток» с её задорным характером полюбилась ребяткам младшей группы . Я раздавала деткам палочки и после исполнения песенки детки скакали на палочках, как на лошадках. Большую помощь оказывает то, что весь репертуар записан на CD диски. Наличие выписанного музыкального материала и аудиозаписей устраняет проблему поиска нотного и аудиоматериала. Фонограммы очень качественные, в нужном темпе, адаптированы для детского исполнения.

Дети очень любят дети исполнять песенки под фонограмму. Да и в работе музыкальному руководителю помогает то, что весь репертуар есть в записи на CD

дисках. Удобно и то, что если воспитатель отсутствует на занятии и нужно что-то показать, какое-либо движение, игру, на помощь приходит фонограмма.

Музыкальное воспитание является синтезом различных видов деятельности. Мне хотелось бы охватить многое, хотя углубленно заниматься всем одновременно невозможно. И меня привлекла театрализация.

Я веду театральный кружок. И программа «Ладушки» мне в этом тоже выступает помощником. В сказки и спектакли я включаю и музыку к слушанию, и песни, и пляски. В кружковой работе задействую всех детей. Бездействующих у нас нет. Кто-то выступает в роли костюмера, кто-то в роли гримёра. Все дети — и хор, и танцевальный ансамбль, сопровождающий всё действо.

Создается творческая атмосфера, которая помогает раскрыться каждому ребенку как личности, применять собственные возможности и способности. В кружковой работе также помогает сборник «Ладушки. Музыка и чудеса» - музыкально-двигательные фантазии.

Для развития актёрского мастерства (речи, мимики, жестов) использую считалки и пальчиковые игры, рекомендованные Каплуновой и Новоскольцевой в программе по музыкальному воспитанию.

Авторами также разработаны другие пособия. Серия «Ладушки» состоит из: Праздники в детском саду; Игры, аттракционы, сюрпризы;

Топ-топ, каблучок (танцы в детском саду),

Музыка и чудеса (развитие музыкальной фантазии);

«Как у наших у ворот» (русские песни в детском саду);

«Левой-правой!» (марши в детском саду);

Развитие чувства ритма;

Ансамбль ложкарей в детском саду;

Оркестр в детском саду;

Вечера развлечений;

Слушание музыки в детском саду;

Комплексные занятия;

Спортивные вечера развлечений в детском саду;

Играем в театр;

Праздники в детском саду;

Колыбельные песни.

Пособие «Мы играем,рисуем, поём: комплексные занятия в детском саду» -большая помощь музыкальному руководителю. В пособии дана разработака системного комплекса занятий , кототорый направлен на личностное развитие детей средствами разных видов художественной деятельности. Пособие включает в себя нотный, стихотворный и наглядный материал.

Как видим, программа «Ладушки» предусматривает комплексное освоение искусства, на чём в наше время заостряется большое внимание, так как интеграция становится главной задачей.

По двигательной активности выпущен сборник «Топ-хлоп» в двух частях с музыкальным приложением.

Пособие «Игры, атракционы, сюрпризы» поможет в организации досугов и праздников.

Пособие «Ах, карнавал» может быть использовано на новогоднем утреннике и других праздниках.

И авторы обещают ещё много интересного. Так на какие же методические принципы предложили опираться аторы программы:

Создание непринуждённой обстановки.

Целостный подход в решении педагогических задач:

а)        обогащение детей музыкальными впечатлениями через пение, слушание, игры и
пляски, музицирование;

б)        претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности.

в)        приобщение к народной культуре.

Принцип последовательности.

Соотношение музыкального материала с природным, светским, народным и
частично историческим календарём.

Принцип партнёрства.
Принцип положительной оценки.

Все эти принципы помогают мне в главной цели музыкального воспитания детей — прививать любовь к музыке, к культуре своего народа.

Программа "Ладушки" поможет превратить каждое занятие в маленький праздник.



Предварительный просмотр:

                 РОЛЬ МУЗЫКИ В ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(из опыта работы Колмаковой О.В. муз. рук-ля МДОУ я.с. «Подснежник»)

Издавна музыка признавалась важным и незаменимым средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. В Древней Греции даже существовало учение, в котором обосновывалось воздействие музыки на эмоции человека. Доказывалось, что некоторые мелодии укрепляют мужество и стойкость, другие же, наоборот, изнеживают.

Видный психолог Б.М. Теплов писал: «В наиболее прямом и непосредственном смысле содержанием музыки являются чувства, эмоции, настроения». (Психология музыкальных способностей.— M.; Л., 1947. — С. 7.)

Особенностью музыки является то, что она может с огромной непосредственностью и силой передавать эмоциональное состояние человека, все богатство чувств и оттенков, существующих в реальной жизни.

Музыка обладает возможностью передавать смену настроений, переживаний, динамику эмоционально-психологических состояний. Каждое музыкальное произведение имеет, таким образом, некую «чувственную программу» (термин психолога В.Г. Ражникова), разворачивающуюся во времени.

Музыка может и изображать какие-либо конкретные явления действительности — шум волн, завывание ветра, плеск ручейка, пение птиц — путем звукоподражания.

Музыка, в том числе и не связанная со словом, выражает и определенные мысли, вызывает обобщения. Но возникают они посредством эмоционального восприятия звуков, мелодий, когда слушатель прослеживает развитие, столкновение характеров, тем, сопоставляет различные образы в частях произведения.

Музыкальный образ создается определенным сочетанием средств музыкальной выразительности. Например, грозный характер можно передать достаточно громкой динамикой, низким регистром в соединении со сдержанным темпом. Нежный характер — спокойным темпом, мягкой динамикой и размеренным ритмом. Роль отдельных музыкальных средств  в создании образа; бывает неодинакова. В каждом музыкальном образе доминируют определенные средства выразительности.

Роль и место музыки в развлечениях неодинаковы. Если в концертах она является ведущей, то в театральных представлениях и спектаклях музыка вводится для углубления их эмоционального воздействия на детей, в определенной мере выполняя  роль музыкального оформления. Музыка в сказках сильно усиливает эмоциональные переживания героев, создает положительный фон для  отображения действий и характеров героев. Например: в сказке «Репка» показанной в МДОУ «Подснежник» каждому герою соответствовала музыка, характеризующая характер героев. Выход трудолюбивых деда и бабки  сопровождался звуками деревни, песня бабушки про любимую коровушку  нежная, ласковая. Выход любимой внучки очень милой и трогательной в музыке звучал такими же нотами, как и внешний вид и характер внучки. Напротив,  музыка для собачки была более спортивная, живая, бодрая, как и собачка.  Чтобы не было пауз нужно тщательно продумать все ньюансы, все моменты, отработать мельчайшие подробности. Включать звук фонограммы постепенно усиливая его, а не сразу неожиданно громким звуком начинать музыкальные оформления.

      Использовать музыку нужно и в кукольном театре. Выход зайчика или медведя сопровождается соответствующей по настроению и характеру музыкой. Восприятие персонажей тогда происходит более глубоко, осознанно. Можно показать детям музыкальный концерт из кукол би-ба-бо. В гости к детям приходит Филя, обожающий песенки. Он выступает в роли конферансье, объявляет игриво артистов, которые приехали на гастроли. Постепенно выступающие зверюшки исполняют песни соло или дуетом, затем в конце все вместе. В качестве песен используется детские популярные песни в исполнении детских ансамблей (фонотека).

Также, развивая воображение у детей, используется некоторые этюды, игры используем музыкальное сопровождение. Например: детей просят изобразить тех животных, которых они могли себе представить после прослушивания музыки. Или исполнить танец под контрастную музыку. Дети с удовольствием включаются в такие игры и учатся фантазировать, сливаться с музыкой.

Воздействие музыкой на детей в виде музыкального оформления  занимает не последнее место в театральной деятельности.  Она помогает более глубоко воспринимать и сопереживать чувства, характер и действия  в театральной деятельности детей.



Предварительный просмотр:

Компьютерные технологии в развитии познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста

(сообщение на ГМО муз. рук-лей

Колмаковой О.В. МДОУ я.с «Подснежник»)

Причины интеллектуальной пассивности детей зачастую объясняются ограниченностью их интеллектуальных впечатлений и интересов. Преодолеть нежелание воспитанников искать и получать знания поможет использование в дошкольном учреждении компьютерных технологий, которые позволят по-новому организовать процесс обучения и развития.

Наиболее эффективная форма организации работы с компьютером в детском саду – проведение медиазанятий с применением мультимедийных презентаций. Она дает возможность оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития и значительно повысить эффективность психолого-педагогической деятельности.

Цель электронного пособия – развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через использование современных информационных технологий.

Задачи мультимедийных презентаций

Мультимедийные презентации – удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. те факторы, которые могут долго удерживать внимание ребенка.

Использование мультимедийных презентаций на занятиях

Компьютерные презентации могут быть использованы на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста.

Требования к проведению медиазанятий

Работа с применением электронного пособия строится в несколько этапов:

  • знакомство детей с компьютером как современным инструментом для обработки и использования информации;
  • применение мультимедийных презентаций на диагностическом, коррекционно-развивающем, контрольном занятиях.

Используются для группового и индивидуального обучения, а также как целое занятие или его часть:

  • на этапе диагностики;
  • введения нового материала;
  • закрепления материала;
  • контроля знаний.

Индивидуальные медиазанятия проводятся в кабинете педагога, а групповые – в кинозале детского сада, оснащенном мультимедийным проектором и экраном.

Занятия проходят с соблюдением требований санитарного законодательства. Лучшее время для работы с компьютером – утренние часы или вторая половина дня после дневного сна. Занятия для детей 5–7 лет проводятся не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: вторник, среду, четверг. Непрерывная продолжительность работы с компьютером на развивающих игровых занятиях для детей 5 лет не превышает 10 мин, для детей 6–7 лет – 15 мин.

Для снижения утомительности компьютерных занятий обеспечена гигиенически рациональная организация рабочих мест: соответствие мебели росту детей, достаточный уровень освещенности. Экран монитора находится на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см.

После занятия обязательно проводится гимнастика для глаз.

 

Принципы проведения занятий

5 принципов проведения занятий

1. Принцип развивающего обучения (педагогу  важно знать уровень развития каждого ребенка, определять зону его ближайшего развития, использовать вариативность презентаций согласно этим знаниям).

2. Принцип систематичности и последовательности обучения (педагог  должен устанавливать взаимосвязь между полученными знаниями, переходить от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному, возвращаться к ранее исследуемым проблемам с новых позиций).

3. Принцип доступности (содержание знаний, методы их сообщения должны соответствовать возрасту, уровню развития и подготовки детей, их интересам).

4. Принцип индивидуализации

5. Принцип связи с жизнью (педагог  и ребенок должны уметь устанавливать взаимосвязь между процессами, находить аналоги в реальной жизни, окружающей среде).

Эффективность использования мультимедийных презентаций

Практика показала, что при условии систематического использования в развивающем процессе мультимедийных презентаций в сочетании с традиционными методами обучения, эффективность работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста значительно повышается.

Об эффективности говорят следующие позитивные факторы:

  • дети лучше воспринимают изучаемый материал за счет того, что презентация несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, не умеющим читать и писать;
  • у воспитанников повышается мотивация к работе на занятии за счет привлекательности компьютера и мультимедийных эффектов. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей;
  • полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения;
  • презентации позволяют моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты или спутника, превращение куколки в бабочку и т. д.).

На родительских собраниях и консультациях также можно представить  родителям воспитанников  презентации. Многие из них могут заниматься  с детьми дома, используя диск с презентациями. Это помогает родителям закрепить знания, полученные детьми на занятиях с педагогом. Умелое сочетание традиционных и информационных средств зависит от квалификации и мастерства педагога, методики, которую он применяет, уровня владения компьютером.

Рекомендации для педагогов по использованию мультимедийных презентаций на занятиях

 

1.     Презентация редко обходится без средств наглядности. Их задача – придать выступлению убедительность. Правильное использование этих средств значительно оживит презентацию и зафиксирует материал в памяти.

2.     Средства наглядности желательно применять только тогда, когда они могут усилить воздействие высказывания.

3.     При демонстрации слайдов и обращении к аудитории лучше всего стоять слева от экрана (если смотреть из зала). В силу того что мы читаем слева направо, сначала слушатели будут смотреть на педагога, а потом переведут взгляд направо на экран, где представлена более подробная информация.

4.     Педагог будет выглядеть естественно, если расположится под небольшим углом к детской аудитории. Можно занять более "сильную" позицию, полностью развернувшись лицом к дошкольникам.

5.     Быстро посмотрев на изображение (предмет), можно жестом левой руки привлечь к нему внимание аудитории. Жест должен быть очень коротким. Затем следует снова повернуться и обратиться к аудитории.

6.     При временном выключении проекционного оборудования или перерыве в показе слайдов желательно переместиться в центр кабинета и продолжить презентацию.

7.     Если использовать средства наглядности больше не предполагается, рекомендуется встать вполоборота к детям слева от оборудования и продолжить занятие.

8.     Не следует:

– говорить, повернувшись спиной к детям;

– читать конспект занятия;

– загораживать демонстрируемое изображение;

– допускать, чтобы используемое средство играло главную роль в презентации; 
– выдавать раздаточный материал во время презентации.



Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия с детьми старшей группы

«Золотая рыбка на Байкале»

Муз. рук-ль МБДОУ я-с «Подснежник»

Колмакова О.В.

Группа: старшая

Тип занятия: интегрированное

Цель занятия:  воспитывать у детей чувство любви  к своему краю через

слушание и  сравнивание  музыкальных произведений

Задачи:

Образовательная:

-формировать познавательные интересы в связи с восприятием музыки разного характера, настроения (музыка спокойная, игривая, красивая, таинственная и грозная, страшная, свирепая)

-расширять представления и знание детей о свойствах песка, познакомить  с приемом рисования (контурное обсыпание).

Развивающая:

-продолжать работу по обогащению словаря детей прилагательными, познакомить со значением новых слов: шторм и штиль.

-развивать творческое воображение детей в процессе восприятия музыки, передавая свои эмоции и впечатления в рисунке на песке.

-развивать мелкую моторику рук, тактильно-кинестическую чувствительность

Воспитательная:

-уметь понимать и выполнять поставленную задачу

Оздоровительная:

-использование  элементов  здоровьесберегающих технологий (песочная терапия).

Методы:

Объяснительно-иллюстративный,  игровой,  беседа, творческий

Форма организации деятельности: подгрупповая

Средства обучения:

Оборудование: для рисования на песке, ширма (волны),

Наглядный материал: «золотая рыбка», ткань для волн, фото Байкала (разного характера) и картин

Раздаточный материал: на каждого ребенка – стол, емкость с песком, рыбка – формочка, салфетка влажная.

Предварительная работа: беседы о Байкале, разучивание пальчиковой гимнастики,  умение работать с песком (воспитатель)

Вводная часть:

Здравствуйте,  детишки,

Девчонки и мальчишки.

Сегодня к нам в гости

Пришли разные гости.

Поздороваемся с гостями

И присядем вместе с вами.

Основная часть:

М.Р: Ребята, а умеете ли вы узнавать звуки? Давайте попробуем.

Звучит фонограмма. Дети угадывают шум дождя, звук грозы, пение птиц, шум моря.

Рыбка: Здравствуйте, ребята!

М.Р:  Что за гостья к нам пожаловала?

Рыбка:  Я – золотая рыбка,  живу  в  большом и красивом море. Услышала шум волн и приплыла к вам в гости.

М.Р: Мы очень тебе рады, а у нас тоже есть очень красивое и большое озеро, как оно называется, ребята? Байкал!

Рыбка: Что-то я о таком не слышала!

М.Р: Находится озеро Байкал в республике Бурятия, а местные жители уважительно называют озеро Байкал морем.

Ребенок:

Море бывает разным, Черным бывает и красным.

 Бывает море веселым, Чаще бывает соленым.

А я люблю Священный  Байкал. С ласковой, нежной волною.

Люблю, как рыба, плескаться, Плавать, нырять, кувыркаться.

Рыбка: Как интересно, а расскажите  мне  про Байкал, какой он?

М.Р: А знаешь, золотая рыбка, мы тебе не только расскажем, но и покажем какой бывает наш Байкал, правда дети? Предлагаю вам, слушая музыку известного композитора Эдварда Грига изобразить волны на Байкале.

Фантазия на тему: «Волны Байкала» (музыка спокойная)

Эдвард Григ.  Штиль.  Фото Байкала

М.Р.: Молодцы, дети, но почему вы изобразили именно такие волны? (потому что светит  солнце, ветра нет и вода  тихая, спокойная).  На Байкале штиль – это  когда тихая, безветренная погода. Музыку какого характера мы прослушали? (да, тоже спокойная, красивая, таинственная, волшебная)  

Рыбка: Ребята, а у вас на Байкале всегда бывает  штиль?

М.Р: Конечно нет, бывает и шторм - когда дует сильный ветер, волны поднимаются  очень высоко, бьются о камни. Давайте покажем нашей рыбке как это бывает. Слушаем музыку и передаем характер произведения на волшебной ткани. Почему волшебной? Потому что она оживает только в ваших руках.

Звучит Вступление к опере «Садко» Римского-Корсакова. Фото  сердитого Байкала.

Фантазия на тему «Бушующее море» (при помощи ткани)

М.Р: Молодцы, дети! Садитесь, пожалуйста!  Подскажите дети рыбке, музыка  какого характера звучала?  (бушующая, страшная, грозная, сильная, свирепая, взволнованная).  Это был сильный шторм! Мы прослушали два произведения, музыка была одинаковая или разная? Почему?

Вот такой у нас бывает наш батюшка Байкал, золотая рыбка!

Рыбка:  Ребята, мне так хочется  показать и рассказать о Байкале  своим подружкам, рыбкам.

М.рук: Не расстраивайся, золотая рыбка, мы для твоих подружек оставим рисунки на песке, пусть они любуются, правда, дети? Но сначала мы приготовим свои пальчики и сделаем пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика «Рыбки»

Пять маленьких рыбок играли в реке               ладони сомкнуты, округлены, волны

Лежало большое бревно на песке

И рыбка сказала: «нырять здесь легко»              ныряющие движение

Вторая сказала : «ведь здесь глубоко»              качаем сомкн ладонями (отрицание)

А третья сказала: «мне хочется спать»              рыбка спит

Четвертая стала чуть-чуть замерзать            (быстро качаем кистями рук – дрожь)

А пятая крикнула: «здесь крокодил!»           ладони раскрыты и закрыты – рот

Плывите отсюда, чтоб не проглотил                 волнообр движ сомкн ладонями

Наши пальчики готовы к  творчеству. А рисовать вам поможет Наталья

Валерьевна. Занимайте свободные места.

Воспитатель напоминает детям правила безопасности работы с песком, объясняет новый метод «контурного обсыпания»  и направляет работу детей.

Рисование на песке. Краткое рассматривание работ.

М.Р: Молодцы, дети. Золотая рыбка обязательно покажет  ваши работы своим подружкам.

Рыбка: Спасибо большое, у вас просто замечательные и талантливые  дети, вы меня многому научили. За ваши старания дарю вам  рыбок, которые исполнят ваши самые заветные желания..

М.рук:

Кто у нас не бывал и Байкала не видал

Всех мы рады пригласить, на Байкале погостить!

До свидания, дети!



Предварительный просмотр:

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ

ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

      ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ В ЗДОРОВОЙ СЕМЬЕ

МУЗ. РУКОВОДИТЕЛЬ:

КОЛМАКОВА О.В.

            Цель: закрепление представления детей и взрослых о пользе витаминов,   воспитание привычки к здоровому образу жизни.

Оборудование и материалы: пазлы  картин; муляжи овощей и фруктов и разных предметов; 2 шайбы, 2 клюшки, кегли.

 Персонажи:

  доктор «Неболейкин» (мед. халат, парик, очки, чемоданчик)

 «Болейкин» (шарф длинный, очки или веснушки, шапочка, валенки, теплый желет, градусник с температурой 40)

 

Предварительная работа: беседа с детьми «Моё здоровье»; рассматривание иллюстраций «Профессия – врач»; сюжетно-ролевые игры «Поликлиника»,

«Семья»; презентации о полезных продуктах.

Словарная работа: закрепление в речи детей понятий: «Здоровье», «Фрукты», «Овощи», «Витамины», «Закаливание»,

Ход развлечения:

Ведущий: Здравствуйте! Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы убедиться, какими за лето выросли красивыми, ловкими, здоровыми, сильными дети и родители. И встреча-то наша сегодня необычная – семейная.

Поприветствуем друг-друга, скажем всем: «здравствуйте» (все приветствуют). Что-то мало каши летом ели. Ну-ка сначала дети…..(дети приветствуют). А теперь родители…..(родители)

Как вы догадались, речь у нас пойдет о здоровье! И чтобы было интересно, мы разобьемся на две команды. Команды становись!

Команды родителей и детей становятся  в две шеренги.

Чтоб размяться, настроиться на игру, нужно сделать зарядку. На зарядку становись!

«веселая зарядка» (под веселую музыку дети за ведущим повторяют движения)

Молодцы! Как настроение! Посидите, отдохните и на гостей посмотрите……

Под веселую музыку в зал заходит Доктор Неболейкин, здоровается, на  ходу прощупывает пульс, слушает детей, взрослых……

Неболейкин: Здравствуйте мои дорогие. Я – доктор Неболейкин. А как вы думаете, почему меня так зовут? Да, я ни когда не болею, у меня и мама, и папа, и бабушка и дедушка никогда не болеют. А что нужно делать человеку, чтобы не болеть? Молодцы, дети, нужно вести здоровый образ жизни, заниматься спортом, закаляться, кушать витамины — чтобы быть всегда здоровыми и красивыми как наши мамы и папы, и как я  - доктор Неболейкин!

Под грустную музыку в зал заходит Болейкин (обвязан шарфом, чихает, кашляет, под мышкой градусник с температурой 40, охает)

Ведущий: А это еще к нам пожаловал?

Неболейкин: О! Так я ж его знаю, это мой друг – Болейкин. А почему его так зовут, как вы думаете? А почему он болеет? Он даже не знает, что такое спорт, что надо чистить зубы по утрам, надо умываться, закаляться, кушать витамины. А что такое витамины? В каких фруктах и овощах они содержаться? Для чего они нужны нам?  В вашей семье вы кушаете витамины?

Болейкин: Ой, мне плохо, ой, мне жарко, мне нужны эти ваши….как их…витамины……

Неболейкин:  Вот тут у меня припасены витамины, про которые вы и говорили, только….. (роется в своем чемоданчике, охает, ахает) Пока я к вам бежал – все перемешал!

Ведущий: Доктор Неболейкин не переживай – посмотри сколько у тебя здесь шустрых и быстрых друзей. Поможем доктору?

Конкурс №1 «ВИТАМИНКИ»(объясняет конкурс Неболейкин)

На двух столах, стоящих напротив команд, лежат овощи и разные предметы(вредные продукты) . Нужно разобрать овощи и фрукты в одну корзину, остальные вредные предметы оставляют на столе. Выигрывает та команда, которая первая справится с заданием.

Второй раз играют зрители.

Неболейкин: Вот молодцы  дети, хорошо знаете полезные продукты.  

Болейкин: (держит в руке  ОБРУЧ.)

Неболейкин:  Ты чего это?

Болейкин: Да вот, решил хала-хуп покрутить, но вот беда (пытается крутить, но ни чего не получается) ни как не крутится.

Неболейкин: Эх, ты, посмотри, как это делают наши мамы и девочки…..(вызывают одну  маму и одну девочку)

Конкурс для мамы и девочки  «Хала-хуп» (кто дольше покрутит обруч)

Неболейкин: Мы немного поиграли и наверное устали,

                       Предлагаю всем вам встать,  ваше тельце поразмять!

Игра-танец «4 шага»

Болейкин:  Ох, как я устал! У меня рученьки дрожат, у меня ноженьки дрожат, голова кружится и весь я такой слабый!

Неболейкин: А вы не устали? Вот, посмотри Болейкин – кто спортом занимается, правильно питается, ведет правильный образ жизни, тот ни когда не устает.  

Болейкин: Зато я знаю загадки  для ума! Слушайте, думайте и отвечайте:

Загадки (кто отгадывает, Неболейкин дает по витаминке)

Живут через дорожку, а друг друга не видят (глаза)

между двух светил я в середине (нос)

всегда во рту, а не проглотишь (язык)

У, какие, всё знают! а такие загадки отгадаете?

Что надо делать по утрам, чтобы быть бодрым и здоровым? (зарядку)

Как называют спортсмена, катающегося на коньках под музыку? (фигурист)

Как называют людей, которые купаются зимой в проруби? (моржи)

Как называется игра, в которой ногой забивают мяч в ворота? (футбол)

Что забивают в ворота хоккеисты? (шайбы).

Неболейкин: Команды, становись! Сейчас мы будем  играть в хоккей!

Болейкин: А можно мне попробовать?

Неболейкин: Конечно! Вот смотри! Нужно взять клюшку и передвигать шарик через препятствия (показывает),  потом добежать до старта и отдать клюшку и шарик  другому игроку. Выигрывает  та команда, которая прибежит первая.

Конкурс № 3. «Хоккеисты».

Болейкин: Все! Не хочу я больше болеть! Хочу быть здоровым как дети..(машет веником) зато я люблю париться в бане и знаю, что это очень-очень полезно! Вот сейчас мы и попаримся!

Игра «Банька» (объясняет ведущий)

Болейкин и Неболейкин садятся на стулья напротив команд в шапочках банных и ноги опущены в тазики. Задача команд взять веник, добежать до персонажа, «папарить» и прибежать обратно, передать другому веник.

Ну-ка скажите мне-

Мама утром чистит зубы?...да

Папа тоже чистит зубы?.....да

Ну а вы зубки прочищаете?...да

И лицо свое вы умываете?...да

Ваша семья всегда закаляется?...

Летом и зимой водой обливается?

А спортом семья занимается?

Зимой на коньках катается?

А в футбол вы играете?

А мышцы качаете?

Витамины употребляете?

Соки выпиваете?

А хотите вы болеть? …нет

А вы будете болеть?....нет

Неболейкин: Конечно, в семьях, где занимаются спортом, дети  ни когда не будут болеть, правда?

Болейкин: Я вам честно обещаю, буду, буду, буду, буду физкультурой  заниматься, качаться, обливаться и не болеть ни когда! Честное слово!

Неболейкин: Ну что, поверим, ребята ему? И тебя тоже будут называть Неболейкин!

Болейкин: А кто же из команд победил?

Ведущая: А я думаю, что у нас нет проигравших, мы ведь все спортом занимались и вас повеселить старались, а получилось это у нас или нет, мы будем судить по вашим аплодисментам.

Болейкин: Нам пора прощаться, мне очень у вас понравилось.

Неболейкин: Будьте здоровы! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ работы городского методического объединения за 2014-2015 учебный год

В публикации представлен анализ работы за год городского методического объединения "Вариативность образовательного процесса". Также создана презентация, где можно увидеть фотоотчет каждого заседания м...

План работы городского методического объединения «Физическое развитие детей дошкольного возраста»

Цель: Повышение педагогического мастерства воспитателей по физическому развитию детей дошкольного возраста в ДОУ....

Сборник методических материалов по результатам работы городского методического объединения педагогов, работающих с дошкольниками за 2016 - 2017 учебный год.

В сборнике представлены программно-методические материалы, разработанные с учетом  современных ФГОС дошкольного образования, рекомендации, статьи, конспекты занятий, подготовленные участника...

План работы Городского методического объединения учителей-логопедов и учителей-дефектологов г.Троицк Челябинская область.

В рамках реализация методического объединения учителей-логопедов осуществляется повышение профессионализма учителей-логопедов, развитие их творческого потенциала в соответствии с новыми требованиями Ф...

План работы городского методического объединения на 2017-2018г.г. Консультация «Составление адаптированной программы для логопедической работы с детьми с ЗПР»

План работы городского методического объединения учителей-логопедов дошкольных образовательных учреждений на 2017-2018 учебный год.Консультация «Составление адаптированной программы  для ло...