Методическая разработка по теме : "Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"
методическая разработка (старшая группа) на тему

ГБДОУ  Детский сад  № 103   Калининского района.  г. Санкт-Петербург.

Составили: воспитатель Кальная Т.Е. и Алексеева О.А.

 

Методическая  разработка  по теме:  «Патриотическое воспитание детей дошкольного  возраста»

 

Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста – привить любовь к Отечеству.

 

Задачи:

 

1. Формирование гражданственно-патриотического отношения и чувства сопричастности:

- к семье, стране;

- к природе  родного края;

- к наследию своего народа.

 

2. Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа.

 

3. Воспитание патриотизма и чувства гордости за свою страну.

 

Планирование работы по патриотическому воспитанию. 

 

    Основной задачей дошкольного учреждения является патриотическое воспитание детей. Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ и желание сохранять и приумножать богатство своей родины.

Задачей воспитателя   является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице , городу, стране; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду;  формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах, знакомство детей с символами государства; развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту.

Патриотическое воспитание ребенка – очень сложный педагогический процесс. В основе него лежит воспитание и  развитие нравственных чувств. У каждого народа свои сказки и все они передают от поколения к поколению нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.           Произведение устного народного творчества не только формирует любовь к традициям своего народа, но и способствует развитию личности в духе патриотизма.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и страной, ее столицей и символами.

Задача педагога - отобрать из массы впечатлении, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных ; труд людей; традиции; общественные события и т.п. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающие интерес. Поэтому начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам хорошо его знать. Он должен продумать, что целесообразней показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данного края  и в каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольника представления о том, чем славен родной край. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми, как наш город Санкт-Петербург, город со совей определенной Великой культурой, традициями.

Роль семьи в патриотическом воспитании и развитии ребенка.

 

Быть гражданином – значит сознательно и активно выполнять гражданские обязанности и гражданский долг перед обществом и Родиной, обладать такими качествами личности, как патриотизм, гуманное отношение к людям и живой природе.

 Зачатки этих качеств надо формировать в ребенке как можно раньше. С первых лет жизни пробуждать в нем любовь к родной земле, воспитывать черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином.

 Малыш впервые открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как «труд», «долг», «честь», «Родина». Чувство Родины…Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке - это корни.  связывающие его с родным домом и ближайшем окружением.  Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

 Проанализировав отношение детей к понятию «Родина»  были поставлены следующие задачи, для повышения уровня знаний детей :

 - закрепить у детей элементарные знания о месте жительства (дом, улица, название города)

 - расширить знания детей о природе родного края,

 - познакомить детей с историей и современностью родного города, и города Санкт -Петербург;

 - сформировать у детей представление о различных сторонах жизни родного города, его жителей.

 - способствовать развитию интереса к изучению города, в котором мы живём; формированию патриотического отношения к малой родине.

 Работу по ознакомлению дошкольников с родным городом проводилось по следующим направлениям:

 - природа родного края;

 - история города;

 - символика

 - достопримечательности города;

 - труд взрослых.

 Мы стали работать в данном направлении, нами созданы

 - уголок в группе  «Мой город Санкт -Петребург»,  

 - проведены проекты «Родословная моей семьи»

 

 Привлекаем родителей  к активному участию в городских конкурсах, праздниках. Ведь совместная деятельность сплачивает детей и родителей.

 Дети с детства должны проявлять своё оптимистическое отношение к жизни города. Поэтому с детьми были организованы экскурсии на  объекты нашего города .

 Ведь получить эстетическое наслаждение от панорамы города, сделать столько открытий – все это величайшие стимулы душевных движений, обостряющих детские впечатления. Такие прогулки и мероприятия надолго остаются в памяти ребенка.

 Но ребенку надо показать Санкт –Петербург не только как красивый город, но и  показать трудовую жизнь горожан . Эти понятия раскрываются ребенку благодаря непосредственным жизненным наблюдениям за трудовыми и общественными делами родителей. Задача взрослых – помочь ребенку в осмыслении доступных ему социальных явлений, а по возможности и приобщении его к жизни нашего города.

 Мы проводим совместные праздники и семейные гостиные. Родители вместе с детьми ухаживают за участком для прогулки.

 Для родителей оформляется уголок с  данной информацией .

 

                           Список литературы

• Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. –М.:ЦГЛ,2005

• Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников.М:ЦГЛ,2005.

• Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание).-М.:УЦ «Перспектива»,2011.

• Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников.-М.:ВАКО,2005.

• Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей / Авторы-составители: Антонов Ю.Е., Левина Л.В., Розова О.В., Щербакова И.А. – М.: АРКТИ, 2003.

• Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром.-М.: ТЦ Сфера, 2005.

• Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / авт.- сост. Александрова Е.Ю. и др.-Волгоград: Учитель, 2007.

• Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждений. –М.: ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2006.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста»

Иван Петрович Павлов, русский физиолог, определил сенсорную систему как часть нервной системы, состоящую из: воспринимающих рецепторов, которые получают стимулы из окружающей среды, нервных путей, по ...

Методическая разработка по теме «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста»

Методическая разработка по теме «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста»...

Методическая разработка по теме: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Методическая  разработка  по теме:  «Патриотическое воспитание детей дошкольного  возраста». Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреж...

Методические рекомендации по формированию патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Методические рекомендациипо формированию патриотического воспитания детей дошкольного возраста...

Методическая разработка по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста с ОВЗ и инвалидностью "Чистый ручеек души"

Представленная методическая разработка направлена на: обновление содержания воспитания, внедрение форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте в сфере духовно-нравственного воспитания дош...

Методическая разработка по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Тематический день «Я – патриот»

Данный материал поможет интересно и познавательно провести  "День Защитника Отечества": познакомиться с песнями военных лет, узнать о русских богатырях, родах войск, закрепить знания о ...