ПРОЕКТ
проект на тему

Голубятникова Евгения Анатольевна

Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью, ощущать гордость за свою страну. Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности русского народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей самодельную куклу. Бесценность работы с народной куклой понять не трудно. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад  общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №2 «Рябинка»

г.Малоярославец

ПРОЕКТ

«Куклы из бабушкиного сундучка»

Воспитатель МДОУ детский сад №2 «Рябинка»

Голубятникова.Е.А

г. Малоярославец

2017г.

                                                     Обоснование необходимости проекта

    Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью, ощущать гордость за свою страну. Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности русского народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей самодельную куклу. Бесценность работы с народной куклой понять не трудно. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память.

    Почему мы выбрали куклу, как средство приобщения детей к народной культуре? Кукла – первая игрушка, поэтому она близка и понятна ребенку. Рукотворная тряпичная кукла – часть народной традиции.  Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые талантливые творцы кукол – дети. Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности. Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых.

Занятия с детьми народной куклой помогают просто и ненавязчиво рассказать о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, его истории. Такие занятия учат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать. Вместе с тем, в процессе занятий формируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, развивается мелкая моторика – все эти качества и навыки пригодятся ребенку для успешной учебы в школе.*

Проблема. Мир народной куклы чрезвычайно интересен и разнообразен. Нам сейчас сложно представить всё богатство русской кукольной традиции, потому что она почти полностью исчезла из повседневного быта. Современный рынок изобилует яркими, интересными, но порой бесполезными, а иногда и вредными, с точки зрения воспитания и развития детей, игрушками. Работать над этой проблемой необходимо. И одним из возможных путей её решения является изучение народной куклы в игре современных детей.

_____________________________________________________________________________

*Проект по приобщению детей к истокам русской национальной культуры «Куколка тряпичная – игрушка отличная»

Автор: Бочалова Е.В., воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №23» (г. Новочеркасск, Ростовская область

Цели и задачи Проекта

Духовно-нравственное воспитание дошкольников является важнейшей задачей современного образования.  Актуальность этой задачи отражена в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, методологическую основу которого составляет Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

            Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в дошкольном детстве закладывается система нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру, обществу, семье и самому себе.

        

           Цель проекта формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа через образ традиционной народной куклы.

          Задачи:

1. Формировать интерес к народным традициям и духовным ценностям русского народа. 2.Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с  куклами.

3. Обогащать и активизировать словарь детей.

4. Познакомить с  видами народных тряпичных кукол.

5. Способствовать развитию мелкой моторики рук.

6. Расширять кругозор детей на фольклорной основе.

Каждый возрастной период характеризуется неповторимыми особенностями, которые необходимо знать и учитывать для достижения эффективных результатов в работе по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. Именно младший возраст называют "золотой порой" духовно-личностного становления. В этом возрасте расширяются контакты ребенка с внешним миром. Появляется потребность в познании мира.

Для младших дошкольников   характерно  выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями.  И здесь на помощь нам приходит народная тряпичная кукла.

Традиционная тряпичная кукла – это не только основной источник игр, но и самое доступное и эффективное средство обучения и воспитания детей.

Любая традиционная народная кукла - оберег, берегиня или сделанная просто "детишкам для забавы", обладает чудесной индивидуальностью и при этом чрезвычайно проста в изготовлении. Чем и привлекательна для  педагогов. 

            В духовно-нравственном воспитании большая роль принадлежит не только дошкольной образовательной организации, которую посещает ребёнок, но и семье. Вся воспитательная работа должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действия воспитателя и родителей. Огромное значение имеет пример взрослых: в первую очередь, родителей и других близких членов семьи. На эпизодах из жизни семьи у дошкольников формируется представление о том, «что такое хорошо, а что такое плохо». Воспитателю необходимо помочь родителям осознать, что именно в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные нашими дедами и прадедами, и что в первую очередь родители главные ответственные за воспитание своих детей. В силу этого, важным принципом реализации проекта является взаимодействие педагогического коллектива ДОО с семьями воспитанников. 

 Взаимодействие  с  семьями воспитанников.

- Консультация: «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре».
- Мастер класс: «Изготовление народной куклы закрутки».
- Совместное изготовление с детьми кукол для мини – музея.
- Составление альбома «Народная тряпичная кукла»
- Консультация: «Народная кукла в игре современных детей».
- Подбор картинок, иллюстраций, фотографий .
- Подборка стихов, загадок, пословиц и поговорок о труде.

Планируемые результаты:

В ходе реализации проекта духовно-нравственного воспитания младших дошкольников планируется достижение следующих результатов:

  • повышение интереса к народной игрушке – кукле-самоделке, к материалам и способам ее изготовления.
  • увеличение словарного запаса детей: кукла- самоделка, кукла-самокрутка, тряпичная кукла.
  • повышение интереса детей и уровня знаний о народной культуре, истории, обычаях, традициях предков.

Участники проекта:

воспитанники младших групп ДОУ, родители,  педагоги детского сада.

Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей

Методы и технологии реализации проекта:

Методы реализации проекта

1. Наглядно-действенный метод:

-     показ сказок (педагогом, детьми);

-     рассматривание  книжных иллюстраций;

-     проведение дидактических и музыкально-дидактических игр;

-    чтение педагогом художественной литературы;

2. Словесно-образный метод: 

-    чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;

-    загадывание и отгадывание загадок;

-    рассматривание наглядного материала;

         -   чтение сказок и стихотворений  воспитателем с последующей драматизацией;

-  проведение  разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);

3. Практический метод :

- организация продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация;

- изготовление кукол к сказкам;

- организация  вечеров с родителями, для родителей;

- организация продуктивной деятельности

 Принципы разработки и реализации Проекта

Принципы построения содержания Проекта

1. Принцип соответствия образовательного процесса возрастно-психологическим закономерностям развития ребенка.

Подбор педагогом содержания и методов работы по духовно-нравственному воспитанию осуществляется в соответствии с возрастными особенностями детей. Все специфические виды детской деятельности (игра, творчество, коммуникативная и познавательно-исследовательская деятельность) используются с учетом особенностей возраста и задач развития, которые должны быть решены в дошкольном детстве.  

2. Принцип интеграции всех образовательных областей ФГОС ДО.

Содержание образовательной деятельности в одной конкретной области тесно связано с другими областями, при этом связующим центром всех областей является духовно-нравственное воспитание. Такая организация образовательного процесса соответствует особенностям развития детей раннего и дошкольного возраста.

3. Принцип культурно-исторического подхода.

Содержание проекта опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России:  человеколюбие, справедливость, вера в добро.

4. Принцип деятельностного подхода.

Содержание проекта реализуется, преимущественно, в активных формах – практических видах деятельности, имеющих созидательную, нравственную направленность (совместные с детьми игры, праздники)

Принципы реализации Проекта

1. Принцип индивидуализации образовательного процесса. 

Построение образовательной деятельности дает возможность для индивидуальной траектории развития каждого ребенка, учитывающей его специфические особенности, а также –  предоставляющей ему возможность выбора различных видов деятельности, проявления инициативности и самостоятельности.

2. Принцип вариативности.

Образовательное содержание предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом его актуальных и потенциальных возможностей усвоения этого содержания, а также –  его интересов, мотивов и способностей. Данный принцип предполагает работу педагога с ориентацией на зону ближайшего развития ребенка, что способствует актуализации как явных, так и скрытых его возможностей.

3. Принцип сотрудничества  ДОО с семьей. Сотрудничество с семьей, открытость в отношении семьи, уважение семейных ценностей и традиций.

4. Принцип социального партнерства и использования ресурсов местного сообщества. 

Проект  предполагает, что ДОУ устанавливает отношения сотрудничества не только с семьями детей, но и с другими организациями и лицами, которые могут способствовать обогащению социального или культурного опыта детей, их приобщению к отечественным культурным традициям (в форме проведения совместных проектов,  праздников и т.п.).

     Мы задали себе вопрос, а что знают наши дети о народных игрушках? Как часто они играют в них? Много ли народных игрушек в семье? Проанализировав игры детей и результаты опроса родителей, бесед с ними по данной теме, можно обозначить проблему: народные традиции утрачивают свое значение, дети не только не играют в народные игрушки, но и мало что о них знают. Поэтому мы решили разработать проект «Куклы наших бабушек».

Мы считаем, что данный проект актуален, потому что народное искусство всегда понятно и всеми любимо. Каждое изделие несет в себе добро, радость, тепло рук мастера и фантазию, которая увлекает и детей и взрослых. Народная игрушка доступна детскому восприятию, так как несет в себе понятное им содержание, которое конкретно и лаконично.

Для реализации проекта использовали:

дидактический материал:

технические средства обучения (аудио-видео аппаратура);

методические средства обучения (аудио-видео записи, методическая и учебная литература, учебные пособия, методические разработки и т. д.);

народные куклы.

Материальные ресурсы:

инструменты (ножницы);

схемы, эскизы;

лоскутки различной формы и размера;

природный материал;

нитки разных цветов и толщины.

Мы разработали план работы по Проекту.


 Рабочий план реализации Проекта

  1. Подготовительный этап – сентябрь
  2. Основной этап – октябрь - апрель
  3. Заключительный  - май

Сроки проведения

Тема занятия

Задачи занятия.

Форма проведения.

Краткая характеристика занятия (литературный ряд, зрительный/музыкальный ряд, практический материал и т.д.)

Взаимодействие с семьей (рекомендуемые задания для совместной деятельности, литература для домашнего чтения и др.)

Месяц

Неделя

сентябрь

Знакомство с народной куклой

Задачи:

Познакомить детей с традиционной тряпичной куклой.

Формировать знания о разнообразии и назначении кукол.

Беседы:  «Моя любимая игрушка» «Какие куклы бывают?»

«Почему куклу ….. так называют?»

Рассматривание иллюстраций с тряпичными куклами.

Игровая ситуация «Придумай кукле имя»

Рассматривание семейного альбома, рассказ родителей о своих игрушках.

октябрь

Народная игровая кукла

Задачи:

Познакомить с народными игровыми куклами.

Развивать интерес к игровой кукле «Зайчик на пальчик»

Научить разыгрывать с помощью тряпичных кукол различные ситуации.

Беседа: «Моя любимая кукла»

Стихи о куклах авторы: Г. Заславская, Л. Рубальская, В. Берестов .
Потешки. Поговорки. Загадки.

Д/игра «Узнай по описанию»

Рисование «Зайки на лужайке»

ноябрь

Из чего делали кукол?

Задачи:

Познакомить с материалами из которых делались куклы.

Расширять знания о свойствах ткани.

Д/игра «Завяжи узелок»

Разыгрывание игровой ситуации «Новый платок для куклы (повязывание платка на кукол)

Создание коллекции лоскутков (совместно с родителями)

декабрь

Кукла «Пеленашка»

Задачи:

Научить мастерить куклу- пеленашку.

Совершенствовать мелкую моторику рук: сворачивание, скручивание, завязывание.

Учить применять игрушку в сюжетных играх.

Игровая ситуация «пеленание куклы»

Сворачивание в рулон полотенца, ленты.

Изготовление куклы – пеленашки.

Слушание аудиозаписи русских народных колыбельных песен

Слушание аудиозаписи русских народных колыбельных песен

январь

Тряпичная кукла «Хороводница

Задачи:

Учить внимательно наблюдать за изготовлением куклы «Хороводница»

Развивать интерес к куклам на палочках.

Учить крутить палочку между ладошками.

Разыгрывание игровой ситуации «Куклы водят хоровод» с музыкальным сопровождением народной музыкой.

Прослушивание народных песен, потешек. прибауток

Изготовление куклы «Хороводница»

февраль

Кукла «Колокольчик»

Задачи:

Учить внимательно наблюдать за изготовлением куклы «Колокольчик»

Воспитывать интерес к изучению русской народной культуры.

Беседа о добре. Куколка «Колокольчик» - это куколка добрых вестей.

Д/игра «Хорошо – плохо»

 Чтение М.А. Лубяная «Колокольчик»

март

Встреча весны

Задачи:

Познакомить с обычаями и традициями встречи весны на Руси.

Познакомить с куклой «Веснянка»

Разучивание песенок, закличек.

Разучивание хороводной игры «Весна – красна»

Игровое упражнение «Заплети кукле косу»

Досуг «Встреча весны»

Рисование «Весна – красна»

апрель

Кукла «Бабочка»

Задачи:

Научить мастерить куклу «Бабочка».

Совершенствовать мелкую моторику рук: складывание, завязывание.

Учить применять игрушку в сюжетных играх.

Изготовление куклы «Бабочка»

Чтение

Д/ игра «Найди свой цветок»

Рисование «Бабочки на лугу»

Сочинение сказки про бабочку

Чтение сказок «Сказка о принцессе-бабочке, мечте и паучке», «Сказка о бабочке», стихов Л. Максимчук, А. Павловой, Л. Мелеховой.

май

Мини – музей народных кукол «Куклы из бабушкиного сундучка»

Задачи:

Продолжать развивать интерес к народной игрушке.

Формировать навыки театрализованной деятельности.

Беседа: «О чем расскажет сундучок» - каждая кукла несет в себе русские народные традиции. Презентация.

Театрализованная деятельность

Изготовление кукол для мини – музея.


Оценка эффективности реализации проекта

Наш проект оказался содержательным. Это подтверждают те конечные продукты, которые созданы в процессе реализации проекта, и желание детей продолжить знакомство и изготовление других видов обрядовых кукол. Было начато создание мини-музея самодельных кукол «Куклы наших бабушек»; оформлена мини-книжка «Рассказы наших бабушек» и папка-передвижка для родителей «Играйте с ребенком в народные игры и игрушки». Мамы и бабушки тоже не остались в стороне, активно включились в реализацию проекта.

На этом мы не остановимся, работу продолжим дальше. Теперь детки знают, что в старину наши предки были гораздо ближе к природе. Они в ней жили. Природа их кормила, поила, одевала, помогала изготовлять жилища. Взрослый человек мог в природе найти всё, что нужно для жизни. Так и дети с малых лет учились присматриваться к природе и подбирать всё, что может пригодиться в игре и из чего можно изготовить игрушки. Конечно, те игрушки не такие яркие, как современные, но в старину дети любили их ничуть не меньше, чем наши дети любят сейчас свои.

Литература:

1.Проект по приобщению детей к истокам русской национальной культуры «Куколка тряпичная – игрушка отличная»

Автор: Бочалова Е.В., воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №23» (г. Новочеркасск, Ростовская область)

2.О.Л. Князева, М.Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ: Детство-Пресс, 2004.

3.Елена Беретнева, Наталья Догаева «Кукольный сундучок», издательство «ООО Белый город», Москва.

4. Интернет ресурс: http://www.maam.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.

Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...

пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация

педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...