СООТВЕТСТВИЯ М.МОНТЕССОРИ ОСНОВНЫМ ИДЕЯМ И ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья на тему

Садовничая Нина Васильевна

В статье отражены основные направления системы М.Монтессори, соответствующие основным принцыпам и подходам ФГОС ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл m.montessori_2.docx24.36 КБ

Предварительный просмотр:

СООТВЕТСТВИЯ М.МОНТЕССОРИ ОСНОВНЫМ ИДЕЯМ И ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Садовничая Нина Васильевна

ГБДОУ детский сад №14

Кронштадского района г. Санкт-Петербург

Современная система дошкольного образования, на основании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», утверждена в статусе полноправного и значимого уровня образования, ведь обучение в дошкольном образовательном учреждении обретает статус первой ступени начального образования, целью которого является создание условий для разностороннего развития каждого ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.

С появлением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, признается безусловная ценность и уникальность личности подрастающего поколения, пропитывая образовательное пространство идеями личностно-ориентированного подхода. Реализация инновационных целевых установок и принципов системы дошкольного образования определяют выбор таких форм и методов обучения и развития, при которых ребенок дошкольного возраста ощущает потребность узнавать что-то новое, проявлять стремление к самостоятельным поступкам, позитивно взаимодействовать с окружающими [4]. Одной из систем, нацеленных на развитие индивидуальное развитие детей дошкольного возраста, выступает педагогика Марии Монтессори.

Свою оригинальную теорию свободного воспитания и развития итальянский педагог сумела довести до технологического уровня и с успехом реализовать на практике. Несомненно, М. Монтессори был накоплен огромный практический опыт, который был проанализирован и обобщен, благодаря чему родилась эксклюзивная методика воспитания, направленная на стимулирование познавательной активности ребенка – развитие способности к креативным самостоятельным решениям, формирование творческих способностей и богатого воображения [5]. Педагогика, направленная на гармоничное сочетание интеллектуального и физического развития при оптимальном психологическом фоне, не теряет актуальности и в настоящее время, в условиях реализации ФГОС ДО. Основные идеи педагогической системы воспитания в условиях современного образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения можно представить следующими принципами, опираясь на труд О.Н. Сафалиевой:

  1. поддержка разнообразия развития ребенка – развитие ребенка обусловлено его личностным путем, в связи с эти его деятельность должна быть максимально разнообразна и представлена возможностью и правом выбора материала для деятельности, активности, общения.
  2. личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых, работников системы образования и детей – образовательная деятельность должна основываться на взаимодействии взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности, социальные особенности развития каждого ребенка.
  3. уважение личности ребенка – уважении человечного достоинства ребенка, формирование и поддержка положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях, а также использование в образовательной деятельности форм и методов работы, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей дошкольного возраста.
  4. реализация в формах, специфических для периода онтогенеза основных потребностей формирующейся личности, таких как познавательные, исследовательские, потребности в творческой активности, художественно-эстетическом развитии в форме игры [3].

На основании вышеизложенного можно говорить о том, что выделенные принципы способствуют реализации личностного и образовательного потенциала, которые в свою очередь, невозможно достичь без особой предметно-пространственной среды, в которой развивается ребенок. Наиболее значимым принципом в теории свободного воспитания является развивающая среда – именно благоприятная, искренняя и взаимопроникающая среда способствует более глубокому развитию личности ребенка. Анализ научно-методической литературы показал, что пространство в системе Монтессори, должно удовлетворять потребности в общении и совместной деятельности детей и взрослых, в двигательной активности, в уединении, быть содержательно-насыщенным, трансформируемым, полифункциональным, вариативным, доступным и безопасным [5]. Тем самым, можно говорить о том, что предметно-пространственная среда способствует установлению эмоционального благополучия и возможности самовыражения ребенка.

Следующим принципом, отраженным в ФГОС ДО является «поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности» [6]. М. Монтессори утверждала, что ребенку необходимо вырабатывать самостоятельность в решении поставленных перед ним задач. Детская инициативность и самостоятельность, заложенная природой в ребенке, преобразуется в «абсорбирующий разум», который автор характеризует как «приобретение знаний и опыта посредством своей жизни» [1]. Исходя из данного принципа, задачей взрослого является не обучение, а помощь «разуму ребенка в его работе над своим развитием» [1].

Подход М. Монтессори к образованию базируется на универсальных принципах развития человека, неотъемлемых как для педагога, так и для родителей. Не основании данного постулата, важнейшей задачей становится взаимодействие участниками образовательного процесса, в частности – с семьей. В Федеральном государственно стандарте дошкольного образования обозначено, что для создания социальной ситуации развития детей, предполагается «взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность» [6]. Для организация домашнего пространства, которое станет продолжением деятельности и внутренних процессов ребенка, начатых в ДОУ, а также для знакомства с ролью взрослого, выступающего в роли помощника в педагогике Монтессори, необходимо выстраивание партнерских отношений с родителями воспитанников.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на «признание значимости и весомости дошкольного детства, влечет за собой повышение требований к качеству дошкольного образования, призывает к изменениям в педагогическом воздействии с одностороннего влияния «педагог-ребенок» на более многогранное и объемное взаимодействие» [3]. Современное образовательное пространство встает перед выбором педагогических методик, имеющих личностно-ориентированную направленность, а также способных удовлетворить все запросы государства в отношении развития ребенка дошкольного возраста. Такое требование отражено в теории свободного воспитания, призывающего обеспечить эмоциональное благополучие через личностно-ориентированный подход к каждому ребенку – уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям.

Резюмируя вышеизложенное, можно говорить о том, что в практическую деятельность работников системы дошкольного детства входят педагогические системы и методики, которые заняли свое прочное место в образовательном пространстве, доказав свою значимость, эффективность и продуктивность – в данном случае, педагогическая система М. Монтессори. В данной статье нами было изучено и представлено соответствие педагогической концепции М. Монтессори основным идеям и требованиям ФГОС дошкольного образования, которые выражены в принципах развивающей среды, детской инициативности и самостоятельности, в выстраивании партнерских отношений с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, а также в личностно-ориентированной направленности педагогики свободного воспитания.

Список литературы:

  1. Беляев В.И. История социальной педагогики: учебное пособие для студентов направления подготовки бакалавров 050400.62 «Психолого-педагогическое образование» вузов региона: 3 ч. / В.И. Беляев, Т.А. Савченко; М-во образования и науки РФ, Северо-Восточный гос. ун-т. - Магадан: СВГУ, 2014. – 249 с.
  2. Салаватова О.А. Развитие детей по системе Монтессори // Таврический научный обозреватель, 2016. – №11-1 (16). – С.147-148.
  3. Сафаралиева О.Н. Основные идеи педагогической системы М. Монтессори в условиях реформации современного образовательного пространства // Муниципальное образование: инновации и эксперимент, 2015. – №5. – С.58-62.
  4. Серых Л.В., Репринцева Г.А. Внедрение педагогики М.Монтессори в дошкольные образовательные организации Белгородской области // Вестник БелИРО, 2015. - №2. – С. 118-125.
  5. Тарасова Н.М. Актуальность метода М. Монтессори в современном образовании // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова., 2016. – №1. – С.182-189.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: Центр педагогического образования, 2014. – 32 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования»

Взаимодействие  и  общение со взрослыми и сверстниками является важнейшим фактором, во многом определяющим развитие ребенка как человека общественного. Это взаимодействие является исходным м...

«Инновационные педагогические технологии в образовательном процессе в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования» «Метод проектов в образовании дошкольников»

Способность снизойти до влечений ребенка и руководить имиприсуща лишь душе возвышенной и сильной. Мишель МонтеньНа сегодняшний день, в современных научно-методических изданиях и описаниях педагогическ...

ДОКЛАД «Модель выпускника дошкольного учреждения в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования»

В докладе раскрываются  целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО....

Рабочая (учебная) программа для детей среднего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №56 «Северяночка»     РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКО...

Рабочая учебная программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для груб общеобразовательной направленности детей от 2 до 7 лет в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования.

Программа направлена на формирование физических качеств дошкольников, имеет приоритет оздоровительной направленности, направлена на физическую  подготовку дошкольников к школе, на профилактику на...

Планирование НОД детей дошкольного возраста по образовательной области "Речевое развитие"(в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования)

План -конспект НОД "Лиса Алиса" по образовательной области "Речевое развитие" во второй младшей группе...