Опыт работы "Народные календарные праздники,как средство художественно-эстетического развития дошкольников"
методическая разработка на тему

Филимонова Наталья Владимировна

Опыт работы "народные календарные праздники, как средство художественно-эстетического развития дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_folklor.docx71.52 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 20"

ЕМАНЖЕЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Опыт работы.

Тема:  «Народные календарные праздники, как средство художественно-эстетического развития дошкольников»

Подготовила

                                              Филимонова Наталья Владимировна

                              музыкальный руководитель

                                                 высшей квалификационной категории

                                               2015г

  Оглавление:

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ……………………………………………………………………………

  1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ………………………….

2. МУЗЫКАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА………………………………………………………….

3. ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В МУЗЫКАЛЬНОМ ФОЛЬКЛОРЕ...

4. ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………………………

                          Пояснительная записка.

       «Воспитание, лишенное народных корней – бессильно» К. Д. Ушинский

       «Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа. Как ни сложна, ни темна психология национальной связи, мы можем однако утверждать, что мы не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнутся, чтобы присущие душе нашей силы могли получить развитие.»

В. В. Зеньковский.

        Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязычных культур.

     Издревле человек строил свою жизнь в соответствии со сменой времен года, и народный календарь, который складывался веками и включал все наблюдения человека за природой. Когда на Русь пришло христианство, оно слилось с традиционной культурой и духовно обогатило ее. Обряды, сельскохозяйственные работы были приурочены к определенным дням и находились под покровительством христианских святых. Духовность надо воспитывать с самого раннего детства. В народе говорится: «Нет дерева без корней, дома – без фундамента». Трудно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшествующих поколений.  К сожалению, народные обычаи уходят из нашей жизни. Только бабушки в деревнях помнят, какими словами приманить весну, как зайти в новый дом.

      Д. С. Лихачев писал: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… национальные отличия сохранятся и 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний». Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности.

      Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только   историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя, как личность любящую свою Родину, свой народ и все, что связанно с народной культурой: русские народные праздники, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы, устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки. В народных праздниках заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении.    К. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…» именно поэтому мои интересы обратились к нравственным ценностям, к национальной культуре  нашего народа.

     В системе музыкального дошкольного воспитания русская традиционная культура представлена песнями, попевками, играми, хороводами. Однако материал русского фольклора детям выдается определенными элементами, что нарушает целостное восприятие ребенком русской национальной культуры. Через синтез игры, песни и танца ребенок знакомится с традициями, обычаями, духовной жизнью своего народа, что создает основы его национальной культуры.

         Создавая ребенку ситуации общения, взрослые способствуют тому, что он начинает ориентироваться в происходящих ситуациях и получать ответы на множество вопросов, поэтому важна совместная работа с воспитателями групп старшего дошкольного возраста, которые имеют возможность проводить работу с детьми в группе (игры, фантазирование, игры – придумывание, народные игры, работа с народным календарем, работа в уголке по фольклору).

      Народные праздники по своей природе педагогичны, они всегда включают в единое праздничное действие и детей и взрослых. Русский народный праздник всегда был открыт для новизны, изобретательности, впитывая в себя церковную, православную религиозную обрядность. Приходится с печалью и сожалением говорить, что народная культура праздника в наши дни значительно подорвана.

        Сказанное выше справедливо по отношению к культуре празднования годовых праздников. О годовых праздниках в народе говорили: «В такой день у Бога все равны», «Всякая душа празднику рада».  Традиционно каждый годовой праздник – это соборная, т.е. общая организация детско-взрослой жизни. Он естественно ориентирован на создание благоприятной воспитательной среды для детей разных возрастов, рассчитан на детскую подражательность, образное мышление, на этически оформленное копирование моделей поведения взрослых, воспроизводство в символической форме тех реальных действий, которые непроизвольно подготавливают в игровой форме к взрослой жизни.

                           Основные цели и задачи:

Цель: Формировать у детей первоначальные представления о народных праздниках, истории и жизни русского народа.

Задачи:         

 - Создать систему работы по приобщению детей к народной культуре, через народные праздники.

 - Формировать устойчивый, познавательный  интерес к народному искусству.

 - Воспитывать желание возродить лучшие традиции русского народа.

 - Привлечь родителей в воспитательно – образовательный процесс. Знакомство и проведение народных календарных праздников, их обычаями и традициями.

 - Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детей.

 - Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю.

 - Формировать систему знаний о русской народной праздничной культуре и истории.

 - Создавать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детей.

                                                Методы работы:

  1. Анализ психолого - педагогической литературы,
  2. Идивидуальная беседа,
  3. Наблюдение,
  4. Анализ продуктов детской деятельности.
  5. Развитие у детей творческих способностей
  6. Знакомство с произведениями народной музыки и песенного фольклора (частушки, колядки, хороводы), где продекларирован гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей.
  7. Развитие потребностей в художественно-эстетической деятельности и изучении истории культуры уральского региона.

                             

                             

                                  ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

            Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребёнка. Понятие эстетического развития включает в себя две составляющие:

  1.  Формирование эстетического отношения к миру, в том числе к освоению и активному преобразованию окружающего пространства;
  2. Художественное развитие, приобщение к искусству и художественной деятельности под влиянием окружающей среды у ребёнка формируется основы эстетического сознания, художественного вкуса.

На Руси религиозные праздники вплетались в народные, придавая им возвышенность и святость. А народные обряды, обычаи вносили в религиозные праздники жизнерадостность, красоту, неповторимость, оригинальность. Это наша культура, история, а православие-основа духовной жизни русской нации. Формы и способы подачи могут быть самыми разнообразными. Что подтолкнуло меня к русскому искусству? Давно заметила необычайный интерес детей к русскому искусству. Люблю русскую музыку, песню. Воспитывать любовь к русскому искусству и с его помощью развивать музыкальные способности - такую задачу поставила перед собой.

Ребенку доступно и понятно народное творчество, а значит, и интересно. Я решила, расширить репертуар русских народных песен, хороводов, игр, изготовить необходимые атрибуты, костюмы, т. е. спланировать работу так, чтобы на музыкальных занятиях, в быту, в праздничный день звучала русская песня.

Начала с чтения специальной литературы о музыкальном и устном фольклоре и русских народных инструментах. Все это пригодилось в моей дальнейшей работе. Старалась, чтобы на занятиях в каждом виде детской музыкальной деятельности звучали русские народные мелодии.

Русская песня - это то, что вдохновило меня на работу с детьми по ознакомлению с русским народным искусством. Обилие гласных, простой ритмический рисунок, интересное содержание делают русские народные песни незаменимыми в работе над протяжным пением, хорошей дикцией. Кроме того, русская народная песня обладает огромной художественно-воспитательной ценностью: формирует художественный вкус ребенка, обогащает речь типично народными выражениями, эпитетами, поэтическими оборотами (зимушка-зима, травушка- муравушка, рассыплюся яблонькой, Ваня-простота, незнакомы детям и звучат непривычно (коромысел, Сенечки и др.), они проявляют живой интерес к содержанию, быстро запоминают текст, с большим удовольствием поют песни «А я по лугу», «Гармошка-говорушка», «Балалайка», «Во кузнице», «Блины» и другие. Эти песни хороши еще тем, что их можно инсценировать.

На музыкальных занятиях дети познакомились и с движением русской пляски,

Кроме песен и плясок, мы разучивали игры с пением, хороводы и потешки с движениями. Короткий текст потешки легко усваивается детьми. Яркий образ, динамичность вызывает у них желание двигаться. Эти игры и потешки дети переносят в свободные игры. Так были инсценированы потешки «Пирог», «Ладушки - ладошки», «К нам коза пришла», « Барашеньки-крутороженьки», а в дальнейшем использованы на обрядовых праздниках. В играх часто пользуюсь игровыми зачинами, т.е. водящего выбираем по считалочке. Дети это делают с большим удовольствием. Считалки дают возможность освоить песенно-ритмическую основу народных игр.

Большую помощь в ознакомлении детей с народно-прикладным искусством оказывают воспитатели: хохломой, гжелью, дымковской игрушкой, русской матрешкой. Хочется сказать, что вся работа по ознакомлению детей с народно-прикладным искусством пронизана в нашем детском саду духом творчества, радости и любви к русскому народу.

В древней Руси празднование Нового года сопровождалось величанием, поздравлениями. Этот праздник назвали - Святки от слова «святой». Люди с шутками и прибаутками ходили от дома к дому и колядовали - пели поздравительные песенки-колядки, в которых выражали добрые пожелания хозяину дома в новом году. В ответ колядующих полагалось угощать, одаривать подарками. Этот момент я использую с детьми. Дети вместе со взрослыми ходят по группам и желают хозяевам добра, светлых деньков, чтобы в дому прибыло и никогда не убыло. Дети рядились в костюмы  и с большим удовольствием исполняли песенки-колядки, играли в игры, плясали под русскую народную музыку.

 Следующий большой праздник- масленица. На Руси он начинается за восемь дней до Великого поста, после вселенской субботы. Масленицу отмечают семь дней. Пекут блины, приглашают гостей, сами ходят в гости. Отсюда и поговорка: «Не житье, а масленица». Масленичным веселым обрядом издревле приписывалась магическая сила. По древнему календарю масленица - рубеж старого и нового года - начало весны.

За неделю до праздника начинаю знакомить детей с названиями дней масленичной недели: первый - встреча, второй - наигрыши, третий - лакомки и т. д. Рассказываю, какое значение придавалось обрядам и играм в эти дни. Ребята узнают, например, что блин- знак богатства, что молодежь любила прыгать через костер, так как огню приписывалась очистительная сила. В последний день готовили и наряжали чучело Масленицы, а затем сжигали его, прогоняя морозы, ветры, вьюги и непогоду. Праздник мы проводим в первую половину дня, на улице. Предварительно украшаем площадку. Поверх пальто дети надевают элементы карнавальных костюмов, маски, колпаки. На празднике много сказочных героев: Баба Яга,  Лиса Весна и др. На наш праздник приходила Масленица «белая, румяная, коса длинная, трехаршинная, платье синее, ленты красные, лапти желтые головастые».

Было и угощение блинами и сжигание масленицы. Праздник полон искрометного веселья, неподдельной детской радости.

Праздник - Троица (другие названия - Семик, Березка). Он соединяет Весну с летом. Символом праздника является березка, поэтому основная часть ей и посвящается. Дети с удовольствием поют песни о берёзке, играют в народные игры. Знакомя детей с музыкальным фольклором и проводя повседневные занятия, я убедилась, что совместная деятельность детей и взрослых приводит к более успешному усвоению материала, так стараюсь включать в репертуар совместное пение детей и взрослых.

Таким образом, некоторые  праздники проводятся на основе фольклорного материала. Так, впитывая с детских лет русские традиции, народный дух, дети не утрачивают связь с историей прошлых лет.

Проделанная работа не могла не отразиться на успехах детей. Они стали активнее, эмоциональнее, расширились их представления об окружающей действительности, обогатился словарный запас, повысился интерес к музыке. Ребята лучше, чем раньше, поют, быстро узнают знакомые мелодии, движения их стали более раскованными, более выразительными, а это значит - развилась музыкальная память, слух, чувство ритма.

Русская песня, русское поэтическое слово становятся близкими детям и любимыми ими, способствуют пробуждению любви к родной природе, национальному искусству, развитию интереса к истории народа, его быту, а значит и к фольклору, как источнику развития народной культуры в музыкальном воспитании ребенка дошкольника. Проводя с детьми работу по ознакомлению с народным творчеством, стараюсь не забывать и о классической музыке, где знакомлю детей с композиторами всех времён, песнями современных авторов, танцам, при этом большую помощь оказывает постоянно приобретающиеся диски, литература, которые в дальнейшем использую на праздниках и развлечениях. Этот репертуар включаю также на праздниках: «Осенний праздник - Кузьминки», «Новый год», «23 Февраля», «8 Марта», «До свиданья, детский сад» и др. Разрабатывая сценарии праздников, стараюсь их делать каждый раз неповторимым с прошлым праздником. Это даёт мне толчок работать творчески, искать новые подходы к работе, проведению мероприятий в детском саду.

            Опыт работы в детском саду по приобщению детей к русской народной культуре является результатом многолетних наблюдений, практических наработок, в основе которых лежит теория развития ребенка, как личности, его социализация. Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольниками окружающей их социальной действительности имеет решающее значение  в становлении основ личности. С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности. Проанализировав уровень воспитанности детей, пришла к выводу, что у них недостаточно формируется нравственно-эстетические чувства, воспитывается любовь к Родине.

    Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.

   Актуальность темы моего опыта работы заключается в том, что изменения, происходящие в нашем обществе, заставляют нас по-новому взглянуть на народные традиции, праздники. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живем. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. На мой взгляд, именно система знаний, представленных в опыте работы поможет нашим воспитанникам в дальнейшем ощутить себя носителями великой русской культуры, национальных традиций русского народа и родного края.

     Прошлое, настоящие и будущее связаны в личности каждого человека, в творческой деятельности каждого народа. Если эти связи рвутся – теряются ориентиры движения вперед, снижаются эффективность и темпы естественного развития каждого человека и общества в целом.

    Праздник в детском саду – особый день для ребенка. Именно светлые воспоминания детства во многом помогают человеку во взрослой жизни. Известно, что дети от природы наделены неординарными способностями, поэтому так необходимо создать максимально благоприятные условия для их развития. Кроме этого постепенно углубляются и усложняются знания и представления ребенка о конкретно-исторических, бытовых, природных явлениях и понятиях. Выстраиваю взаимосвязь изучаемого материала с сезонными и временными особенностями, праздничными датами, с крестьянским земледельческим календарем, использую наглядность, сочетаю интеллектуальную и творческую активность ребенка на занятии.

        В своем опыте работы я наметила следующие приоритеты:

   - Окружающие предметы, воспитывающие чувство красоты, любознательность, должны быть национальными.

    - Широко использую все виды фольклора (сказки, песни, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

    - Основное место занимают народные праздники и традиции. В них фокусируется накопленные веками наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Основными критериями результативности являются:

     - Проявление у ребенка познавательного интереса к культуре и истории русского народа. Дети стали чаще задавать познавательные вопросы: почему?, зачем?, как?

    - Дети овладели элементарными навыками использования информации для реализации своих познавательных интересов и потребностей.

    - Активно участвуют в народных праздниках, развлечениях, играх, ярмарках.

    - Умение и желание импровизировать в детских видах деятельности на тему русского народного творчества.

      В своем опыте работы я опиралась на духовно-нравственный потенциал отечественных традиций. Использовала разнообразные виды и формы проведения занятий: познавательные беседы, театрализованные представления, экскурсии, викторины, досуги, развлечения, праздники, мини – выставки, посиделки.

      Разработала перспективный план по ознакомлению детей с русской народной праздничной культурой для всех возрастов. В соответствии с планом составлены сценарии праздников, развлечений, занятий: «Один день из жизни крестьян», «На Кузьму - Демьяна», «Троица»», «Яблочный спас», «Осенняя ярмарка», «Сороки» и др. народные праздники представляют собой единое  праздничное действие и детей и взрослых с включением церковной православной религиозной обрядности.

         . В детском саду регулярно проводятся народные праздники: «Осенние посиделки», «Масленица», «Зимние колядки» и др. Активными участниками которых являются взрослые и дети. При разработке сценария народного праздника особое внимание уделяется подбору словесно-музыкальных, драматических, игровых и хореографических произведений обрядово-календарного фольклора. Произведения соответствуют содержанию праздника, высокохудожественные, интересные и доступные для детей. Главным показателем успешности праздника является эмоциональная окрашенность атмосферы. Эту атмосферу определяет естественность поведения детей, заинтересованность, радостные эмоции. Чем больше на празднике сюрпризов, тем больше праздник соответствует главному назначению – радовать детей. Насыщенность народного праздника творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям.

     С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности. Проанализировав уровень воспитанности детей, пришла к выводу, что у них недостаточно формируется нравственно-эстетические чувства, недостаточно знаний об истории своего народа, его традиций.

    Со второй младшей группы начала знакомить детей с народным фольклором: потешками, пестушками, колыбельными, народными песенками и др.

     От возраста к возрасту усложняю задачи по слушанию и воспроизведению фольклора, знакомлю детей с народным костюмом. Дети уже с большим интересом относятся к народным праздникам. В средней группе начинают инсценировать народные песни, узнают о традициях праздниках русского народа. Дети старшей группы знакомятся уже с церковными праздниками: «Рождество», «Пасха», «Троица» и др.   К подготовительной группе дети уже имеют багаж знаний народного фольклора: поговорок, пословиц, потешек, в которых метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Дети по-другому относятся к труду взрослых, восхищаются мастерством человеческих рук.

    Использую традиционный для русской культуры земледельческий календарь, в котором отражен ритм годовой жизни природы и человека во взаимодействии с ней, православный календарь, который выступает как форма народных традиций и памяти об истории страны и мира, календарь памятных дат,  который напоминает о различных явлениях и событиях русской классической культуры.

      Осуществляю развитие музыкальных способностей, эмоциональной сферы, творческой деятельности воспитанников, используя  разные виды и формы организации музыкальной деятельности: занятия, развлечения и праздники, музыкальные вечера.
    Составила и апробирую  планирование по ознакомлению детей с народной праздничной культурой в различных видах музыкальной деятельности. Для этого подобрала репертуар для всех возрастных групп. Составила картотеку  народных игр, песен,  хороводов,  закличек, используемых в народных праздниках.

      Основным подходом моей работы  является ранее формирование базовой культуры ребенка, его личности, начиная с дошкольного возраста. Формирование понимания ребенком, что каждый человек, независимо от возраста – часть своего рода, народа; что у каждого человека есть Родина: близкие и дорогие ему места, где живет он, его родственники.   Взаимосвязь всех этих направлений подчинена достижению главной цели – воспитанию интеллектуально развитых детей, формированию в маленьком человеке устойчивых нравственных категорий: любви к Отечеству и окружающим его людям.

    Основными методами работы являются наглядно-слуховой, информационно-рецептивный и репродуктивный, которые применяются с учетом принципа дидактики (от простого к сложному).  

     Наглядно-слуховой метод является ведущим методом музыкального воспитания, так как без него неосуществимо восприятие музыки. Используя этот метод, побуждаю детей к сравнению, сопоставлению. Например, сопоставление «живого» звучания и грамзаписи, сравнение двух (трех) произведений, контрастных между собой. Детям старшего возраста предлагаю различить варианты исполнения одного и того же произведения.

         Информационно-рецептивный метод применяю для передачи знаний о музыке, композиторах, исполнителях, музыкальных инструментах, поясняю музыкальные произведения, которые они слушают, учу самостоятельно применять освоенные исполнительские творческие умения и навыки. С помощью этого метода провожу поэтические сравнения с картинами природы, метафоры, эпитеты, позволяющие охарактеризовать связи звуковых образов с жизнью.

         Одно из направлений беседы – характеристика эмоционально-образного содержания музыки: чувств, настроений, выраженных в произведении. Информационно-репродуктивный метод развивает образную речь детей. Дети начинают понимать, что в музыке может быть выражено не только веселое и грустное настроение, но и множество самых разнообразных чувств и их оттенков – нежность, взволнованность, торжество, светлая грусть, скорбь и т.д.

         Репродуктивный метод применяю для закрепления усвоенного материала, повторения.  Использую задания двух уровней: в первом – отрабатываю знаний.способы применения знаний по образцу; во втором -  дети выполняют вариативные задания, которые требуют переосмысливания и творческого применения усвоенных .

ТРАДИЦИОННЫЕ НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ, КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.

             У каждого народа своя национальная культура. В фольклоре люди с древнейших времён выражали свои взгляды на жизнь, природу, общество и человека. Эти воззрения, основанные на жизненном опыте и мудрости, передавались молодому поколению в художественной форме. Люди стремились воспитывать молодёжь, развивая чувство прекрасного, прививая юному поколению такие качества как честность, любовь к труду, гуманное отношение к человеку, преданность человеческим идеалам.  Долгое время народное искусство не преподавалось; не воспитывалось отношение к нему как к национальному достоянию.

            В наше время, когда происходит переоценка ценностей, идёт активный поиск новых методов массового музыкального образования и воспитания, на первый план выдвигается задача воспитания личности ребёнка, обладающего базовой культурой, формирование его культурных потребностей и эмоциональной отзывчивости.

            Народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение, поэтому изучение фольклора, как средства музыкально - эстетического воспитания ребёнка представляется возможным только при условии взаимосвязи этих трёх компонентов.

            В каждом разделе программы музыкального воспитания - слушание, пении, движении можно найти материал, взятый из детского фольклора. В младших группах: песенки: «Ладушки», «Петушок»… хороводы: «Ходит Ваня», «Кто у нас хороший»; В старших группах попевки: «Чикалочки», «Патока с имбирём», «Лиса по лесу ходила», «Скок- поскок». Хороводы: «Ворон», «Калина», «Как на тоненький ледок» и многие другие песни, хороводы, танцы. Каждая песня, прибаутка, потешка связана с интересными, важными для развития ребёнка движениями, которые удовлетворяют его потребности в двигательной активности.

           Детский фольклор имеет несколько направлений в работе с детьми. Установление и формирование доверительных и ласковых отношений между взрослым и ребёнком. Главное в отношениях это яркое проявление любви и расположения. Взрослый использует активные жесты, поглаживая - снимает напряжение и отчуждённость, помогающих установить контакт.   Детский фольклор это не только выразительная речь, но и разнообразные движения: игры на дудочке, на балалайке, на гармошке. Ребёнок учится пантомимике, яркой мимике и жестам, эмоциональности в речи и в движениях.

             В течении года с детьми разучивается немало пословиц, поговорок, прибауток на занятиях с воспитателями и на музыкальных занятиях.  Вечера досуга проводились в течении года и посвящались смене времён года: «Как хлебушек родится», «Здравствуй, гостья зима», «Масленица», «Посиделки», «Жили-были крестьяне».

            Своим содержанием, наполненным играми, забавами, приговорами, песнями, эти вечера досуга помогают детям пополнить свой эмоциональный запас, избавится от стеснительности, неуверенности в себе, напряжения. Русские народные песни, игры направлены на развитие у детей коммуникативности, общение со сверстниками и взрослыми.

          Фольклорный материал доступен детям, он быстро разучивается, запоминается своей яркостью. Например, любимые игры детей: «Гори, гори ясно», «Плетень», «Жмурки», «Золотые ворота». Русские народные песни легко инсценируются.  На материалах народного творчества решаются задачи развития умения чувствовать художественный образ, развивать способность улавливать звучность, музыкальность, поэтичность речи, а так же способность различать красоту и богатство русского  языка - его точность, меткость. Фольклор имеет место и в современных ритмах, позволяют детям не только вспомнить знакомых героев, но и путём движения выполнить задачи эмоционального плана.

          На досугах с фольклорным материалом знакомим детей с бытом народа, костюмами. Переодевание детей в костюмы преображает их, рядом со взрослыми они чувствуют себя артистами, поднимая своё настроение. Дети знакомятся с предметами быта русского народа. В детском саду сделана печь, горшки, прялка, передники, сарафаны, кокошники и многое другое. Через фольклор мы передаём детям знания о нашей Родине, её истоках, традициях народа, его культуры, тем самым, прививая любовь к Родине. Никакая техника, телевидение не заменит живого русского языка, который должен знать большой и маленький житель России.

          Работа может строится следующим образом:

       ОСЕНЬ – используются вечера досуга, посиделки: «Что нам осень принесла», «Жатва». «Как хлебушек родится». Во взаимосвязи с этими темами идёт работа и по театрализованной деятельности, которая помогает детям познакомиться с народным творчеством действенным образом. Дети старших и подготовительных групп готовят для показа малышам народные сказки «Теремок», «Репка», «Колосок», «Как коза избушку построила», «Три медведя». В постановках сказок используются хороводы, народные песни и костюмы.

          ЗИМА - Работа тесно переплетается с явлениями общественной жизни человека. Досуги «Зимушка - зима», «Зимние забавы»,  «Колядки». Большое внимание уделяется знакомству детей с русским бытом, с образом жизни городских и деревенских жителей. Помогает сориентироваться в прошлом и настоящем. Проводим сказочные представления на зимнюю тематику: «Рукавичка», «Морозко»,.

        ВЕСНА – проводим досуги «Весна - красна», «Как природа расцвела», «Масленица», «Ярмарка в мамин день». И опять подключается работа по театрализованной деятельности.

       ЛЕТО – Время проведения народных, хороводных, подвижных игр на улице, рассматривание окружающего с использованием пословиц, поговорок, потешек. Проводим досуг «Троица»

           Формирование  культурных потребностей и эмоциональной отзывчивости неразрывно связано с изобразительной деятельностью. Изобразительная деятельность дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребёнка. Однако эти возможности будут реализованы лишь тогда, когда дети почувствуют радость и удовлетворения от созданного ими. Рисование является едва ли не самым интересным видом деятельности детей дошкольного возраста. Известно, что детское творчество – явление уникальное. Многие педагоги и психологи придают большое значение занятиям художественным творчеством во всестороннем, особенно эстетическом развитии личности ребёнка. При этом нельзя забывать о роли эмоций в осуществлении изобразительной деятельности. Они влияют на развитие ребёнка, его взаимосвязь с особенностями мира его чувств и переживаний. От того, какие переживания вызывают у ребёнка персонажи кукольного театра, герои книги, мир природы, зависит раскрытие их выразительного образа в композиции рисунка.

          Соединяя эмоциональный мир ребёнка с его изобразительной деятельностью на основе восприятия кукольного театра. Это научит понимать, ценить окружающий мир; сформирует у дошкольников чувство любви к театру, взаимосвязь понятий «труд», «результативно» и «чувства» и, самое главное, эмоциональную сферу ребёнка, умение понимать своё эмоциональное состояние, регулировать своё собственное поведение, формировать положительную самооценку, способность распознавать чувства других людей.

        Необходимо также учитывать специфику дошкольного возраста и применять в работе с детьми основные педагогические средства, такие беседы, наблюдения, рассматривания иллюстраций к сказкам, просмотр спектаклей кукольного театра, слушание музыки, знакомство с художественной литературой. Основными художественными произведениями, конечно, будут сказки. По сюжетам знакомых сказок можно с детьми ставить спектакли. Изучение театрализованной игры с участием мимики, пантомимики, игр с пальцами проходит через «художественное слово»- это скороговорки, потешки, поговорки, стихотворения. У детей дошкольного возраста заметен большой интерес к театрализованной деятельности. Важно научить ребёнка отражать свои эмоции в рисунках, то есть рисовать кукольный спектакль. Кроме того на занятиях необходимо знакомить детей с творчеством художников-иллюстраторов, а также проводить комплексные занятия, на которых у детей развивались бы способности сопереживать героям сказок, эмоционально реагируя на поступки действующих лиц. Для развития эмоциональной сферы ребёнка нужно знакомить детей с различными изобразительными средствами в создании выразительного образа и обучать детей использовать сочетание различных изобразительных материалов в рисовании. Постоянное внимание детей следует направлять как на средства выразительности (линии, краски, расположение предмета в рисунке), так и на содержание определённого сюжета, для того чтобы они почувствовали красоту и отметили значение изображаемого. В первую очередь необходимо обращать внимание детей на характеристику изображаемых персонажей, на их позы, жесты, выражение лиц, а также характерные детали. Формирование умения передавать замысел своими словами в виде диалогов и монологов, в виде речи героев помогает активизировать творчество детей, направляет на развитие способностей художественного восприятия и выразительных средств посредством искусства. Важнейшим условием развития творческого воображения и эмоционального благополучия является семья. Ведь ребёнок как личность формируется, прежде всего, в семье. Поэтому качество обучения непосредственно зависит от связи с семьёй. Эту связь можно осуществить через консультации, беседы, выставки детских рисунков, показ спектаклей.

        Приобщение к прекрасному начинается с пробуждения и развития души ребёнка с его самых первых дней. Тёплые между родителями и внимание к своему чаду, эстетическая атмосфера дома, игрушки, напевы народных колыбельных песен у кроватки – всё это умиротворяет сознание и душу ребёнка, настраивает на общение и развитие добрых чувств, облегчает первые шаги большую, тревожною и совсем непонятную для него жизнь.  Если ребёнка дома окружают доброта и забота, гармония отношений взрослых, красивые простые вещи, книги игрушки, то это уже залог пробуждения души, каковы бы темперамент и уровень способностей у него ни были. Наши отношения всегда зеркальны. На добро мы всегда отвечаем добром, зло стараемся нейтрализовать, а красота мира формирует нашу внутреннюю красоту, развиваясь и приобретая зрелость, становится активной художественной силой, творчески влияющей на реальность.Постижение искусства и мира в целом прямо пропорционально глубине человеческой личности. Чем раньше мы начинаем «копать» вглубь, тем богаче, сложнее и выразительнее предстаёт перед всеми нами мироздание.Чтобы дети познали прекрасное, это должны хорошенько усвоить и очень сильно захотеть взрослые. И, конечно, лучше всего ходить с ребятами в музеи, где есть подлинные произведения искусства.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

 Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. Особую значимость приобретает понимание народной культуры как жизненной и эффективной системы воспитания, обучения основам культуры.

Музыкальный фольклор рассматривается как часть народной культуры, её «систематизирующий фактор», «специфический язык» (К.В.Чистов). Подобное понимание подчёркивает смыслообразующую роль фольклора в народной культуре.

Известна значимость традиций в народной культуре. Существенна их роль с точки зрения педагогики – как «установившегося порядка», воплощенного в устном опыте народа, преемственность и воспроизводство которого призвано обеспечить воспитание.

Важнейшее свойство народной музыки - устность, «бесписьменная традиционность» (И.И. Земцовский), где определяющим фактором является интонация, возникающая в процессе живого интонирования и несводимая к нотной записи. В условиях устного способа передачи музыкальный фольклор является не только произведением искусства, т.е. «конечным результатом акта создания» (Г.В. Лобкова), а, прежде всего, средством «трансляции» традиционного опыта культуры в социокультурном пространстве.

Реализация специфики и возможностей музыкального фольклора, представленного характерными свойствами, такими как традиционность, устность, синкретизм, вариативность, коллективность, функциональность является важнейшим условием приобщения детей к народной культуре.

Суть комплексного подхода ученые видят в междисциплинарном объединении методов различных наук с целью выявления внутренних и внешних взаимосвязей фольклорного текста, разностороннего анализа художественных средств (М.А. Енговатова, Н.Н. Гилярова, А.М. Мехнецов, Н.И. Толстой и др.) и т.д.

Растущая потребность в комплексных исследованиях фольклора объясняется происходящими в наши дни качественными изменениями понимания феномена народной культуры, осознанием «содержательного единства всех ее видов, жанров и форм, единства механизмов культуры, ее категорий и ее “языка” (С.М. Толстая).

.Приобщение детей к народной культуре как направление отечественной педагогической мысли стало активно разрабатываться в 80-90-е годы ХХ столетия, когда в условиях изменения концепции воспитания происходит активное обращение к народному опыту как основанию жизненного пространства, его духовно-нравственного наполнения.

Культурный опыт интенсивно осваивался на народных праздниках. Происходило усвоение присущих каждому из них традиционных составляющих: «своей» идеи, круга действующих лиц, репертуара и т.д. Важна была и реализация структуры праздника, где ученые выделяют: зачин (встреча), действия по обозначению его пространства (поздравительные обходы, катание на лошадях, шествия и т.д.), «развлечения на горушке» (хороводы, пляски, набор игровых форм, театрализованные представления и т.д.), пирование и перегащивание. В музыкальной составляющей подчеркивается яркость, эмоциональная приподнятость, использование специфических приемов (“гукание”, диалоговое и антифонное пение, скандирование и др.)

Важную роль в воспитании дошкольников играет детский фольклор, ведущим признаком организации которого является единство поэтики, музыки, манеры исполнения и функции произведения (М.Н. Мельников). Его особенность обусловлена народным художественным мышлением и требованиями народной педагогики. К примеру, в подговорках, потешках, детских песенках, прибаутках объединены импровизационность, изобразительность, ритмичность и наставительность (М.Ю. Новицкая). Это своеобразная школа игры, призванная обеспечить ребенку адекватный способ познания окружающего мира (А.М. Мартынова). Детский фольклор - прежде всего культура диалога, он ориентирован на взаимодействие, необходимость слушать и отвечать. К сказке, созданной детям в назидание, привлекал вымысел, несущий глубокий жизненный смысл. Детский календарный фольклор давал интонационно-поэтическую, образную форму общения с окружающим миром. Функциональность является важнейшим условием приобщения детей к народной культуре.

С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? О чем мечтали?

Ответить на эти и подобные вопросы - значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.

Педагоги нашего детского сада посчитали необходимым донести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать ребят в национальных традициях. Для этого мы обратились к истокам русской национальной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков. Нами были отобраны следующие направления:

  1. Составление перспективного плана работы с включением причисляемых к фольклору словесных, музыкальных, хореографических видов народного творчества во все формы организации музыкального воспитания.
  2. Проведение познавательных бесед о народном творчестве, праздниках, обрядах.

Ориентируясь на имеющиеся теоретические сведения об особенностях русских народных песен, о неразрывной связи их с бытом, трудом, жизнью крестьян, а также праздниками и обрядами, на которых они звучали. Большую помощь оказывают аудиозаписи подлинных образцов народных песен в исполнении выдающихся певцов и фольклорных ансамблей. Ознакомление детей с живым песенным фольклором и сопутствующая этому образовательная деятельность повышают уровень их знаний, расширяют общий и музыкальный кругозор, психологически подготавливают к осознанию важности народной музыки, пробуждают интерес к ней. Особенно необходимым является осознание важности задачи как можно более ранней перестройки музыкального слуха и мышления ребенка, которые в современном мире преимущественно складываются и формируются в условиях и под воздействием традиционных, обыденных мотивов и ритмов массовой песенной культуры. Педагог вносит свой посильный вклад в процесс приобщения ребенка к лучшим образцам поэтического, музыкального, игрового фольклора, противопоставляет примитивные интонации окружающей дошкольника современной развлекательной музыки богатому совершенством выражения интонационному словарю музыки народной.

3.        Работа с детьми по формированию певческих навыков.

Решение задачи развития певческого голоса ребенка дошкольного возраста предполагает активную работу со специально подобранным репертуаром. Сам характер народных песен («поющийся» текст, удобный ритмический рисунок напева, одинаковые по длине и небольшие по объему фразы) способствуют выработке легкого, льющегося звука, ровных по интонированию гласных. Зная особенности голосового аппарата дошкольника и его возрастные возможности, следует использовать унисонное пение с детьми при исполнении уже ранее выученных попевок и песен различных жанров. Процесс формирования одного из самых сложных и важных певческих навыков - дыхания - происходит при этом наиболее эффективно. Это объясняется тем, что в мелодии каждой напевной песни используются отдельные звуки большей, чем остальные, длительности.

Пение напевных песен, удлиняя выдох и углубляя вдох, активизирует главную дыхательную мышцу- диафрагму и вырабатывает при этом умение постепенного расходования воздуха. Таким образом, напевные народные песни являются певческим материалом, который необходимо использовать для выработки нужных качеств певческого дыхания.

4.        Исполнение песен с детьми без музыкального сопровождения.

В процессе обучения пению без сопровождения у детей формируются такие важные певческие навыки, как напевность исполнения и чистота интонирования. Умение детей петь без сопровождения является хорошей тренировкой и воспитанием внутреннего слуха, т. е. способности слышать музыку и ее отдельные элементы как бы « про себя», без предварительного повторения звуков вслух. Необходимой на первоначальном этапе обучения пению дошкольников является поддержка голоса ребенка педагогом, который, как правило, первым начинает петь песню и пропевает с детьми ее наиболее сложные фрагменты.

5.        Музыкально-образовательная работа.

В музыкально-образовательной деятельности детей одной из задач является освоение дошкольниками элементов музыкальной грамоты. Педагог формирует представления детей о таких средствах выразительности, как темп, динамика, регистр, тембр, в процессе ознакомления с известными и доступными жанрами детского фольклора, включения его во все виды исполнительской деятельности. При этом использование произведений устного народного поэтического творчества для музыкального развития детей является не менее важным, чем работа с песенным материалом.

6.        Использование пения в сочетании с хореографическими движениями при инсценировании знакомого детям фольклорного репертуара.
           Естественной  формой  исполнения  народной  песни  является   выражение  ее содержания в хореографическом движении. Сопровождение пения движением способствует развитию у ребенка музыкально-ритмических навыков, влияет на качество хорового звучания, чистоту интонирования. У детей укрепляется дыхание, улучшается дикция, вырабатывается навык согласованности движения с музыкой. Решение задачи отражения в движении содержания и характера музыкального образа помогает развивать у ребенка дошкольного возраста воображение, активизировать его творческие проявления.

7.        Включение    фольклорного    материала    в    праздники,  развлечения, самостоятельную деятельность.

         Разученные на занятиях песни, танцы, импровизации становятся близкими и доступными ребенку дошкольного возраста, когда включаются в его повседневную жизнь, используются в самостоятельной деятельности. Известно, что большой интерес у детей вызывают выступления на праздниках и различных по тематике развлечениях.

Взрослый организует участие дошкольников в массовых хороводных играх и плясках, инсценировании шуточных песен, частушек, индивидуальных сольных выступлениях, что позволяет детям наиболее полно проявит свои музыкальные и творческие способности, вызывает состояние психоэмоционального комфорта, побуждает к дальнейшему освоению музыкального фольклорного репертуара.

8. Знакомство с русскими народными играми.

Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства. Видимо, надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества является национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. Игры развивают ловкость. Быстроту движений, силу, меткость, приучают к сообразительности, вниманию.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ, КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

         Музыка играет особую роль в нравственном и эстетическом воспитании ребёнка. Благодаря своей одухотворённой энергии музыка вызывает у детей эмоциональный отклик раньше других искусство, насыщая ребёнка бесценным эмоциональным опытом.

Понимание важности музыкального искусства в развитии и формировании гуманистической сущности личности заставляет задуматься о наиболее эффективных формах организации педагогического процесса. Главная задача состоит в том, чтобы помочь ребёнку развиваться как уникальному существу, проявляющему свой творческий потенциал, выбирающему при этом оптимальные виды деятельности.

При отборе содержания и методов работы  мы поставили перед собой следующие воспитательно-образовательные задачи:

1. Вариативность моделей познавательной деятельности.

2. Интегративность, определяющая взаимодействие различных видов искусств.

3. Поддержание интереса у детей к познанию жизни своих предков, генетическая связь с которыми подтверждается укладом, обычаями жизни родных и близких. 

Организация работы проводится по трем направлениям:

  1. Занятия познавательного цикла.
  2. Совместная деятельность взрослых и детей.
  3. Самостоятельная деятельность детей.

                                      ЗАНЯТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЦИКЛА

Они раскрывают основной сюжет. Внимание детей при этом обращается на выявление особенностей сезонных природных явлений, их характеристики, их взаимосвязь с трудовой, обрядовой деятельностью человека, направленной на бережное, почтительное отношение к природе. На занятиях познавательного цикла дети знакомятся с народными приметами, обрядовыми действиями, народными играми, потешками, пословицами, произведениями устного народного творчества и народным фольклором.

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ

Здесь решаются задачи, направленные на формирование интереса к познанию народной культуры. Так гармоничное соотношение сезонного труда и развлечений, как нравственная норма в народной жизни будет убедительно доказана, если вместе с детьми устроить «Капустник», на котором и дело сделать, и повеселиться.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

Взрослый создает специальные условия, обеспечивающие свободную деятельность детей, способствующую реализации творческого замысла, проявлению инициативы, фантазии. Представления, полученные в организованной взрослым познавательной деятельности, дети используют в народных бытовых, подвижных играх, самостоятельной деятельности.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Реализация данного содержания на практике способствует решению задачи целостного эстетического развития ребенка, расширяет возможности влияния искусства на духовный мир человека, предполагает формирование ребенка - творца, духовного ценностного ядра личности и параллельно делает уклон на приобретение необходимых творческих навыков.

                                                 СОДЕРЖАНИЕ

                                                      РАЗДЕЛ I

                       «Детский музыкальный фольклор»

                       ТЕМА 1. «Потешки, приговорки, заклички».

Жанровое разнообразие обращение к различным видам природы; о животных; о материнской любви, ласке; о частях тела. Их использование в повседневной жизни, раскрытие возможности детского голоса, сила голоса его звонкость, эмоциональная темпераментность, естественность. Работа над точным интонированием мелодии с музыкальным сопровождением и без него. Развивать первоначальные творческие проявления детей в пении, умение самостоятельно находить ласковые интонации в пении.

              ТЕМА 2. «Колыбельные песни, пестушки».

Предназначение данных произведений. Постижение народно-попевочного словаря, лежащего в основе разнообразия музыкальных оборотов мелодии. Упражнять в чистом интонировании мелодий, включающих квинту (вверх), в умении удерживать интонацию на одном звуке. Добиваться протяжного напевного пения.

               ТЕМА 3. «Считалки, дразнилки, частушки».

Цель данного вида фольклора - использование в игровой деятельности. Развитие музыкального слуха, памяти, певческого дыхания голосового аппарата. Учить придумывать индивидуальные варианты традиционных фольклорных образов, соответствующих творческим способностям и исполнительским возможностям детей.

РАЗДЕЛ II

«Народные песни»

                   ТЕМА 1. «Календарные песни».

Песня как средство общения человека с природой. Объединение по тематике и сюжетам (связь со временем года, тема урожая, труда). Учить детей в пределах кварты точно передавать движение мелодии. Следить за четким и ясным произношением слов, выполнять логическое ударение в музыкальных фразах.

                     ТЕМА 2. «Свадебные песни».

Особенности поэтического изложения и мелодии. Знакомство со звеньями свадебной игры (сватовство, смотрины, девичник, прощание с родным домом, венчание, встреча молодых в доме жениха). Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, привитие интереса и любви к ней. Различение выразительных средств музыки - темп, динамика, регистр. Выявление их роли в создании музыкального образа. Умение сравнивать произведения различных жанров. Учить детей высказываться об эмоционально - образном содержании песни.

                      ТЕМА 3. «Лирическая песня».

Жанровое разнообразие (грустные и удалые; глубоко печальные и грозно -мужественные). Развивать умение детей свободно и непринужденно вести мелодическую линию, не теряя звонкости и полетности голоса. Тренировка дыхания. Учить петь, выразительно используя различные интонации, исполнительские краски. Следить за правильным, четким произношением слов. Учить контролировать слухом качество пения.

РАЗДЕЛ III

«Игровой фольклор»

                                  Тема 1. Песенный припев.

Его основная функция (связь частей, задачи игры, концовка). Обработка навыков пения. Передача образа, характера в пении.

                        Тема 2. «Движения, театрализованное действо».

Работа над движениями, диалогами к играм. Двигаться в соответствии с характером музыки, передавать в движении содержание текста песен. Приучать прислушиваться к логическому заключению музыки. Подводить детей к умению выразительно передавать игровой образ.

РАЗДЕЛ IV

«Хоровод»

                Тема 1,2. «Виды хороводов. Основные элементы русского хоровода».

Виды хороводов; хореографический (движение), песенный драматический (разыгрывание сюжета).

Обработка хореографических движений. Добиваться выразительной передачи танцевально-игровых движений, их ритмичности в сочетании с пением. Самостоятельное изменение движений в связи со сменой частей хоровода.

 ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В МУЗЫКАЛЬНОМ ФОЛЬКЛОРЕ

        Диагностика выделенных показателей в ходе контрольного эксперимента проводилась в форме индивидуальных и фронтальных исследований при выполнении детьми специально разработанных заданий

Уровни владения детьми народным музыкальным фольклором:

  1. Наличие элементарных знаний о народных традициях.
  2. Знание народных инструментов.
  3. Владение основами малого фольклора (потешки, считалки, поговорки).
  4. Багаж народных игр.
  5. Формирование певческих навыков.
  6. Эмоциональная отзывчивость при восприятии произведений фольклора.
  7. Художественно-творческое развитие.

Методика выявления уровня владения детьми народным музыкальным фольклором

Определение уровня владения детьми музыкальным фольклором осуществляется в непринуждённой беседе с ребенком. Используются игровые приёмы и многочисленные наглядные предметные пособия, детские музыкальные инструменты.

В предлагаемой ниже таблице представлены материалы, раскрывающие уровневую оценку каждой из семи показателей владения детьми народным музыкальным фольклором.

Показатели

Уровни

Баллы

Эмоциональная отзывчивость при восприятии  русского народного фольклора

 У ребёнка отмечается яркое эмоционально оценочное отношение к музыкальному фольклору, умение самостоятельно охарактеризовать музыку, применяя художественно образное описание.

4 балла

У ребёнка имеется эмоционально оценочное отношение к музыкальному фольклору: он обладает умением охарактеризовать музыку, но после словесной помощи взрослого.

3 балла

У ребёнка имеется эмоциональное отношение к музыкальному фольклору, может охарактеризовать музыку после словесной помощи взрослого с опорой на немузыкальные компоненты (используется зрительная наглядность или моторные действия).

2 балла

Наличие элементарных знаний о народных традициях

Ребёнок отлично отвечает на вопрос муз. рук. о народном празднике (по желанию ребёнка) а также ребёнок без помощи взрослого сам рассказывает о празднике и традиции выбранных им самим народном празднике.

4 балла

Ребёнок хорошо отвечает на вопрос, но после словесной помощи взрослого (задачи аналогичные)

3 балла

Ребёнок различает праздники и традиции с опорой на немузыкальные компоненты (используется зрительная наглядность).

2 балла

Формирование певческих навыков

Ребёнок самостоятельно быстро и правильно воспроизводит  незнакомую мелодию (по усмотрению муз. рук.).

4 балла

Ребёнок правильно воспроизводит песню или мелодию после оказания ему моторной помощи.

2 балла

Багаж народных игр

Ребёнок отлично знает несколько народных игр, называет их без помощи взрослого (3-4 игры).

4 балла

Ребёнок правильно отвечает на вопрос взрослого после словесной помощи взрослого (2-3 игры).

3 балла

Ребёнок правильно отвечает на вопрос взрослого после оказания ему моторной помощи (показ действий к игре или название игры)

(1-2 игры).

2 балла

Владение основами малого фольклора (потешки, считалки, поговорки)

Знание перечисленных жанров малого фольклора

( 5-6).

4 балла

Знание перечисленных жанров малого фольклора

( 4-5).

3 балла

Знание перечисленных жанров малого фольклора

( 3-4).

2 балла

Знание  русских народных инструментов

Ребёнок отлично различает тембровые свойства музыкального звучания русских народных инструментов

(по усмотрению муз. рук).

4 балла

Ребёнок хорошо различает тембровые отношения русских музыкальных инструментов после словесной помощи характеризующей звучание инструментов.

3 балла

Ребёнок различает тембровые свойства музыкальных  инструментов после оказания ему моторной помощи

(предлагается поиграть ребёнку на инструменте и даётся характеристика особенности звучания).

2 балла

Художественно-творческое развитие

Ребёнок свободно сочиняет или исполняет оригинальную песню или танец («свою» песню или танец).

4 балла

Ребёнок сочиняет и исполняет песню или танец после словесной помощи взрослого (элементарная словесная помощь).

3 балла

Ребёнок сочиняет и исполняет песню  или танец после оказания моторной помощи (предлагается образец исполненный взрослым, который исполняется вместе с муз. рук.).

2 балла

Анализ и обобщение полученных результатов

(даёт возможность получить общую картину уровня развития детей русским музыкальным фольклором)

Список детей

Показатели уровня развития детей русским музыкальным фольклором

1

2

3

4

      5

     6

7

Общая оценка

Уровень развития

1.

   

   

2.

3

2

4

3

4

4

2

3.

2

4

3

3

3

3

2

4.

3

2

4

3

4

3

3

5.

2

3

3

4

4

3

3

6.

3

3

3

3

4

3

2

7.

2

3

3

3

4

4

2

8.

3

3

3

3

3

4

3

9.

3

2

2

3

4

3

2

10.

2

3

3

4

3

4

3

Уровень развития музыкальности ребёнка определяется суммой развития семи основных показателей деленных на общее количество показателей - 7.

Итоговый показатель уровня развития музыкальности ребёнка рассчитывается по формуле:

Уровень музыкального развития = 1+2+3+4+5+6+7

                                                                         7

1 -  эмоциональная отзывчивость при восприятии народного фольклора

2 - наличие элементарных знаний о народных традициях

3 - формирование певческих навыков

4 - багаж народных игр

5 - владение основами малого фольклора (потешки, считалки, поговорки)

6 - знание русских народных инструментов

7 – художественно-творческое развитие

Примерные нормы оценки уровня владения детьми русским музыкальным фольклором (в баллах)

Уровни

Итоговые показатели (в баллах)

Оптимальный

3,5-4 балла

Высокий

2,4-3,4

Средний

1,3-2,3

Описательная характеристика уровней владения русским народным фольклором ребёнка дошкольного возраста

IV (оптимальный) уровень владения народным музыкальным фольклором - 3,4-4 балла.

Ребенок обладает устойчивым интересом к музыкальной деятельности, ярким эмоционально-оценочным отношением к музыкальным образам, выраженным в музыкальном произведении, умением охарактеризовать музыку, применяя художественно-образное описание, самостоятельно дает жанровую характеристику музыкальных произведений, отличается творческим отношением к различным видам музыкальной деятельности и прекрасной музыкальной памятью.

III (высокий) уровень владения народным музыкальным фольклором - 2,4-3,4 балла.

У ребёнка отмечается положительный интерес к музыке. Он обладает эмоционально-оценочным отношением к музыке и умением охарактеризовать её. С помощью элементарных наводящих вопросов взрослого правильно даёт жанровую характеристику музыкальных произведений и рассказывает об общем характере музыки. Отличается хорошей музыкальной памятью.

II (средний) уровень владения народным музыкальным фольклором - 1,3-2,3 балла.

У ребёнка отмечается интерес к музыке. Он обладает эмоционально-оценочным отношением к музыке и умением охарактеризовать её. Определить жанр при условии оказания ему словесной помощи с опорой на зрительную наглядность или моторную помощи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы педагогического коллективва по художественно-эстетическому направлению развития дошкольников

В статье представлены основные виды органиации детской деятельности по художесственно- эстетическому развитию, работа педагогов дополнительного образования по изодеятельности, ритмике и в компьютерном...

Инновационная педагогическая технология в художественно – эстетическом направлении развития дошкольников.

Развитие и совершенствование личности ребенка невозможно представить без реализации ее эстетических и творческих потребностей. Этим целям созвучна природа творческого развития в системе эстетического ...

Педагогический опыт по «Театрализованная деятельность, как средство для всестороннего развития дошкольников»

Данный опыт описывает виды театрализованной деятельност при работе в ДОУ с детьми второй младшей группе....

Консультация для родителей "Народные праздники как средство духовно - нравственного развития дошкольника"

​Консультация для родителей «Народные праздники как средство духовно-нравственного развития дошкольника»«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей ...