Модель организации и результативности работы дошкольной образовательной организации по защите прав и достоинства ребёнка
учебно-методическое пособие на тему

Выдра Ольга Викторовна

Организация работы по профилактике и сопровождению семей, находящихся в социально опасном положении, на ранней стадии социального неблагополучия и семей «группы риска». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл model_raboty_s_semyami_nruppy_riska.docx18.28 КБ

Предварительный просмотр:

Модель организации и результативности работы дошкольной образовательной организации по защите прав и достоинства ребёнка

Защита детей - одна из важнейших функций всех взрослых, соприкасающихся с детьми. Своевременное выявление семей «группы риска» помогает не только прекратить нарушение прав ребенка в семье, но и начать своевременную и продуманную работу с неблагополучной семьей. Очень часто эти меры предотвращают развал семьи, изъятие ребенка из семьи, лишение родителей родительских прав, совершение правонарушений подростками и взрослыми людьми. Это возможность предотвратить появление будущего преступника и еще одного социального сироты.  

Семьи «группы риска» — это семьи, в которых дети ограничены в своих правах.

Работа по профилактике и сопровождению семей, находящихся в социально опасном положении, на ранней стадии социального неблагополучия и семей «группы риска» проводится в отдельных блоках.

 Блок 1. Организационно-управленческая деятельность

Работа с семьями «группы риска» в детском саду начинается со сбора данных для социального паспорта ДОО. Для этого ему требуется информационная помощь воспитателя, родителей, администрации садика и других организаций (отдела опеки, детской поликлиники и т.д.).

   Социальный паспорт включает в себя следующие разделы:

 характеристика семей по количеству детей в семье;

 характеристика семей по уровню дохода (на основе оценки своего дохода родителями);

 характеристика семей по языку общения (русскоязычные, двуязычные, плохо владеющие русским языком, не владеющие русским языком (один из родителей не владеет русским языком);

 характеристика семей по уровню образования (среднее, среднее специальное, неполное высшее, высшее, родители имеют ученую степень);

 выделение в особую группу детей, растущих с опекунами или в семьях приемных воспитателей;

 выделение в особую группу детей с особенностями в развитии;

 выделение групп детей, растущих в неполных семьях (воспитываются матерью, отцом);

 выделение группы детей из семей безработных;

 выделение группы детей из семей беженцев и вынужденных мигрантов (если имеются);

 выделение группы детей из семей военнослужащих (если имеются);

 выделение группы детей, родители которых алкоголики, наркоманы, находятся в местах заключения, жестоко обращаются с детьми, психически неуравновешенные, педагогически несостоятельные и т.д.;

 выделение группы детей, родители которых являются студентами.

   К «Сведениям о семьях с опекаемыми и приемными детьми» прилагаются копии документов, подтверждающих отнесение семей к этой категории: постановление администрации, состав семьи, справку о регистрации, а так же в случае необходимости сопутствующие документы по изучению благополучности семьи: акты посещения семей, характеристики на детей и т.д.

   К «Сведениям о семьях с детьми-инвалидами» - копию справки об инвалидности, копию удостоверения и так же в случае необходимости сопутствующие документы по изучению благополучности семьи: акты посещения семей, характеристики на детей и т.д.

   Для правдивости сведений желательно прилагать:

 к «Сведениям о многодетных семьях» - справки о составе семей и т.д.

 к «Сведениям о малообеспеченных семьях» необходимо представлять справку о постановке на учет в органах соц. защиты.

 К «Сведениям о неполных семьях» - свидетельства о рождении, разводе родителей или другие подтверждающие копии документов.

   По каждой категории заводится отдельная папка.

Эти сведения обновляются 2 раза в учебном году: в начале учебного года (в октябре) и в середине учебного года (январе).

   Отдельный пакет документов ведется с «неблагополучными» семьями. На каждую семью заводится папка «Карта индивидуального социально-педагогического патронажа»:

1. Характеристика на ребенка (написанная воспитателем)

2. Акты контрольного обследования материально-бытовых условий

3. Состояние здоровья ребенка (заполняется мед.сестрой)

4. Посещаемость ребенком ДОУ

5. Результаты наблюдения за ребенком 

6. Результаты анкетирования детей и родителей

7. Заключение по результатам социально-педагогического обследования

8. Социальный паспорт семьи

9. Выписки протоколов ПМПк

10. План индивидуальной работы с семьей (составляется совместно с родителями)

11. Список оказанных видов помощи данной семье

12. Ходатайство о постановке семей на учет в КДН, ОДН, ГБД

13. Сигнальные карты

14. Оказанные виды помощи данной семье

15. Ходатайство о снятии семьи с учета (указать причину снятия).

Основанием для диагностической работы и последующих действий по работе с семьей и оказанию помощи ребенку является не его жизнь в семье той или иной категории, а сигнал, поступающий от общественных организаций, учреждений образования или здравоохранения или от частных лиц, наблюдающих конкретного ребенка в его реальной жизни. 

Блок 2. Работа с детьми

Цель: своевременное выявление проблем, возникающих в семьях, и оказание квалифицированной психолого-педагогической помощи детям в возникающих трудностях. Работа с детьми строится по следующему алгоритму: диагностика - психолого - педагогическое сопровождение - развивающее направление работы - коррекционное направление работы.

Блок 3. Работа с родителями

1. Оформление папок-передвижек специалистами ДОО. Цель: психолого-педагогическое просвещение родителей («Трехлетний, ребёнок-какой он?», «Тепло семьи», «Как справиться с детской истерикой?», «Детские конфликты», «Семейное воспитание», «Агрессия — что это такое?» и т.д.).

2. Родительские собрания, семинары, консультации, тренинги. Цели:  формирование активной педагогической позиции родителей, помочь осознать родителям стиль семейного воспитания, который они применяют в своей семье; проследить зависимость стиля воспитания и всестороннего развития личности;  предоставить родителям информацию об особенностях адаптации ребёнка к детскому саду, помочь родителям выстроить взаимоотношения с ребёнком так, чтобы адаптация прошла наиболее благоприятным образом.

3. Приглашение родителей на открытые занятия. Цель: привлечение родителей к участию в жизни детского сада, педагогическое просвещение родителей.

4. Индивидуальное консультирование родителей специалистами по возникающим вопросам. Цель: помощь родителям в разрешении возникающих трудностей в воспитании, обучении и развитии детей.

5. Участие в общественных, спортивных и музыкальных мероприятиях в детском саду и в общегородских конкурсах, выставках, фестивалях: «Дорога и дети», «Мамочка любимая моя» и т.д. Цель: сплочение семьи, привлечение родителей к участию в жизни детского сада.

6. Практикумы для родителей: - «Оказание первой медицинской помощи ребёнку». - «Способы закаливания ребёнка летом». - «Витамины на грядке» (домашние рецепты витаминных блюд).

Блок 4. Работа с педагогическим коллективом

Цель: формирование психолого-педагогической компетентности педагогов по вопросам своевременного выявления семей, находящихся в социально опасном положении, на ранней стадии социального неблагополучия и семьей «группы риска» и работы с данными семьями.

1. Семинары, консультации для педагогов. Цель: формирование психолого-педагогической компетентности педагогов по вопросам своевременного выявления семей, находящихся в социально опасном положении, на ранней стадии социального неблагополучия и семьей «группы риска» и работы с данными семьями (ответственные: старший воспитатель, педагог-психолог).

2. Тренинг «Формирование коммуникативной компетентности педагогов». Цель: формирование умения педагогов эффективно строить свое общение с родителями и детьми (ответственный: педагог-психолог). 3. Семинар «Способы саморегуляции» Цель: научить педагогов техникам и приёмам саморегуляции и релаксации (ответственный: педагог-психолог). 4. Индивидуальные консультации педагогов со специалистами ДОО (ответственные: специалисты ДОО).

Блок 5. Работа со специалистами других учреждений и служб профилактики

Таким образом, работа в ДОО по своевременному выявлению семей «группы риска» и семейного неблагополучия в них на ранних этапах кризиса, использование в дальнейшем новой технологии сопровождения такой семьи во многих случаях позволяет оказать семье необходимую для реабилитации социально-психологическую помощь и предотвратить не только изъятие ребенка из семьи, но и преступность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей по защите прав и достоинств ребёнка в семье

В уголок для родителей:"Памятка для родителей по защите прав и достоинств ребёнка в семье"...

Памятка для родителей по защите прав и достоинств ребёнка в семье.

Правила и наставления для родителей в воспитании детей...

Презентация к выступлению на научно-практическом семинаре "Организация образовательного процесса с детьми раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации" Тема "Система помощи семье. воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии"

Выступление на городском научно-практическом семинаре "Организация образовательного процесса с детьмм раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации"и презентация к нему. Тема выст...

Памятка для родителей По защите прав и достоинства ребёнка в семье

Памятка для родителей По защите прав и достоинства ребёнка в семье...

«Модели реализации STEM-образования в практике работы дошкольной образовательной организации»

Теория развития ребенка Ф. Фребеля. Разработал обширную, детальную для его времени, почти законченную систему дошкольного воспитания, основу которой составляла хорошо проработанная дидактика...