Инновационный проект «Новая организационно-экономическая модель консультационного центра на базе дошкольной образовательной организации, обеспечивающей психолого-педагогическую и консультативную помощь родителям детей от 0 до 3 лет, не посещающих ДОО»
проект на тему

Максимова (Верховых) Галина Александровна

Новизна и оригинальность инновационного проекта состоит в том, что расширено сотрудничество педагогов ДОО и семьи:  

- во-первых, взаимодействие с родителями детей раннего возраста начинается задолго до поступления ребёнка в детский сад;

- во-вторых, осуществляется оказание бесплатной консультативной помощи родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка раннего возраста;

- в-третьих, оказывается помощь родителям в выявлении различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии у детей, не посещающих образовательные учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_ip_ns-portal.docx19.9 КБ

Предварительный просмотр:

Авторы представляемого опыта

Прокопенко Юлия Александровна,

заместитель заведующего по УВР

Верховых Галина Александровна,

педагог-психолог

Инновационный проект

«Новая организационно-экономическая модель

консультационного центра на базе дошкольной образовательной организации, обеспечивающей психолого-педагогическую и консультативную помощь родителям

детей от 0 до 3 лет, не посещающих ДОО»

Обоснование проекта. Актуальность для развития системы образования, соответствие ведущим инновационным направлениям развития образования Краснодарского края.

В настоящее время с одной стороны, происходит демократизация жизни ребёнка, расширяются его права и свободы. С другой одновременно резко сужается пространство детской жизнедеятельности, ребёнок лишается права на игру, а информационное пространство для детей часто ограничивается телевидением и компьютером, что негативно влияет на его первичную социализацию. В российском обществе изменилось само отношение взрослых к детям, причем можно обозначить резкую поляризацию родительских позиций от детоотвержения до детоцентризма. Социальные психологи отмечают расшатывание традиционных механизмов передачи знаний и нравственных ценностей искажение взаимоотношений родителей и детей, а ведь именно в раннем детстве ребёнок открывает для себя мир человеческих отношений, смысл различных видов деятельности и общественных функций людей. Безусловно, поменялись и задачи ДОО. Одной из основных определяющих в ФГОС ДОО является взаимодействие семьи и дошкольного учреждения, через развитие инициативы родителей в новых формах и способах взаимодействия. Это возможно при создании специальных условий в ДОО для овладения и использования информации об оптимальных условиях образования и воспитания детей раннего возраста в рамках индивидуального подхода к каждой семье, которую могут предоставить специалисты консультационного центра. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования в Краснодарском крае осуществляется в соответствии с Федеральным законодательством РФ и законодательством Краснодарского края, в связи с этим, одной из основных задач всей системы образования Краснодарского края является «Взаимодействие с семьей для полноценного развития ребенка в период дошкольного детства». Значимость инновационного проекта консультационного центра обусловлена поиском новой организационно-экономической модели психолого-педагогической и консультативной помощи родителям детей раннего возраста в форме консультационного центра для родителей (законных представителей), обеспечивающих получение детьми от 0 до 3 лет дошкольного образования в форме семейного образования. Процесс развития образовательных систем характеризуется максимальным развитием способностей ребенка,  стандартизацией системы дошкольного образования, совершенствованием научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения ДОО в процессе инновационной деятельности. Решающую роль в эффективности развития ребенка на любом возрастном этапе играет семья.

Нормативно-правовое обеспечение инновационного проекта

- Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры» (статья 64, Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ»);

- Письмо министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 19.05.2016г.  № 47-8392/16-11 «Об открытии консультационных центров»;

- Приказ УО администрации муниципального образования Туапсинский район от 26.08.16 № 853 «О разрешении организации и функционирования консультационного центра для родителей (законных представителей), обеспечивающих получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования в МБДОУ ДС № 22 «Голубок» г.Туапсе».

Проблема, решаемая в ходе инновационной деятельности.

 Степень теоретической и практической проработанности проблемы.

За последние 20 лет был пройден сложный путь от падения авторитета системы образования и полной отстраненности родителей от воспитания детей из-за смены социальных и семейных ценностей, к признанию социумом необходимости предшкольного обучения и важности развития детей раннего возраста. Уникальность семьи как института воспитания заключена в том, что именно в ней закладываются основы личности ребенка, помимо этого, воспитательное воздействие в семье наиболее продолжительное. Среди различных функций семьи (экономическая, репродуктивная, воспитательная, терапевтическая) важнейшими функциями для формирования готовности к обучению являются социализирующая и эмоционально-нравственная. Это происходит потому, что семья выступает ячейкой первичной социализации ребенка. Для становления личности ребенка, его нравственных качеств, имеет значение не только тип семейных отношений, но и преобладающий эмоционально-психологический климат в семье.

Ученые Л.М. Денякина, В.В. Зайцева, Н.Д. Никандров указывают в своих исследованиях на «кризис семьи». В качестве признаков они перечисляют следующие: резкое снижение жизненного уровня малообеспеченных семей и повышение комфортности и материальной обеспеченности детей из обеспеченных семей вследствие болезненного перехода к рыночным отношениям, что привело к нивелированию привычной системы ценностей,  резкому падению авторитета родителей и педагогов. Помимо того, духовный, экономический, политический, социальный кризис привел к увеличению числа семей с социальной, психологической или структурной дезорганизацией.

Вместе с тем, в настоящее время образованность и интеллект все больше относятся к разряду национальных богатств, а духовное здоровье человека, разносторонность его развития, широта и гибкость, стремление к творчеству и умение решать нестандартные задачи превращаются в важнейший фактор реализации образовательного потенциала страны и края. Таким образом, процесс развития дошкольного образования в современном мире характеризуется максимальным развитием способностей ребенка посредством внедрения инновационных форм работы с их родителями (законными представителями). В этих условиях, родителям (законным представителям) необходима консультационная помощь специалистов ДОО в проблеме воспитания детей, организации образовательного процесса в условиях семейного образования для оказания поддержки всестороннего развития личности детей и обеспечения равных стартовых возможностей их детям при поступлении в общеобразовательные организации.

Анализ опыта консультативной работы К.Л. Печора, Л.Г Голубевой, М.В. Лещенко, С.А. Козловой на базе кафедры поликлинической педиатрии позволил выделить ряд проблем, возникающих при воспитании детей раннего возраста (1-3лет):

1. В условиях семейного воспитания у детей раннего возраста чаще запаздывают в развитии психические новообразования. Это негативно отражается на дальнейшем развитии ребенка.

2. Около 75% детей раннего возраста имеют девиантное поведение (стойкие проявления негативизма и упрямства). Распространены неврозоподобные состояния (тики, заикание и др.)

3. Функциональная незрелость ребенка приводит к снижению его адаптационных возможностей к изменениям внешней среды и окружения.

4. В среднем на 34,0% - 44,3% наблюдается увеличение частоты случаев отклонений в речевом развитии. Среди проблем особое место занимает развитие речи. Дети раннего возраста с ограниченным словарным запасом ярко выделяются на фоне сверстников. Это «группа риска» по речевой патологии. Основной особенностью речи этих детей является выраженная дефицитарность экспрессивного словаря и связанная с ней «задержка речевого развития».

Для решения данных проблем, с целью улучшения качества реализации ООП ДОО у педагогического коллектива возникла идея апробации инновационного проекта консультационного центра, где родители могут получить квалифицированную помощь по развитию и воспитанию раннего возраста детей.

Консультационный центр представляет собой объединение специалистов ДОО, организуемое для комплексной поддержки семей, обеспечивающих получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования. Нетрадиционной формой взаимодействия с семьей является библиотека игр и педагогической литературы по адаптации к ДОО, а также обратная связь через интернет-ресурсы (вопрос-ответ). Интеграция семейного и общественного воспитания детей, анализ теории и практики является важнейшим условием сохранения, укрепления социального, эмоционального и физического здоровья детей, развития.

Положительный результат достигается при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество в образовательном процессе между специалистами консультационного центра и родителями детей раннего возраста, не посещающих ДОО.  

Современное дошкольное образовательное учреждение не может сегодня успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства. Поэтому ДОО взаимодействует с психолого-медико-педагогической комиссией Туапсинского района, основное назначение которого — обеспечение психологического здоровья и эмоционального комфорта детей; психологическое сопровождение детей в период адаптации и создание благоприятных условий для развития личности ребенка. Специалисты консультационного центра в случае выявления различного вида нарушений развития у детей рекомендуют обратиться за дальнейшей помощью в психолого-медико-педагогическую комиссию Туапсинского района.

Современная семья нуждается в систематической помощи специалистов в силу того, что не только старшее поколение (бабушки, дедушки), но и родители не всегда понимают особенности развития современного ребенка, а имеющиеся в арсенале традиционные методы воспитания недостаточно эффективны. Вследствие этого необходимо усилить внимание к подготовке специалистов психолого-педагогического профиля, нахождению новых моделей взаимодействия с семьей, дифференцированной помощи семьям в зависимости от ее типа, структуры, этапа становления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье.

Обучающие коррекционно-развивающие занятия для родителей – одна из вариативных форм работы логопеда в консультационном центре дошкольной организации. Задачи логопедической помощи семье в де...

Статья «КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР В ДОУ, КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОКАЗАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ, ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ И КОНСУЛЬТАТИВНОЙ ПОМОЩИ РОДИТЕЛЯМ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, В ТОМ ЧИСЛЕ ОТ 0-3 ЛЕТ»

В статье отражен опыт дистанционной работы Консультационного центра на базе МБДОУ «Детский сад №18 «Звёздочка» г. Воркуты, оказывающего методическую, психолого-педагогическую, диагно...

Просвещение родителей в условиях дошкольной образовательной организации как психолого-педагогическая проблема

Семья является уникальным первичным социумом, который дает ребенку не только помощь в развитии и формировании основных навыков для жизни, но и поддержку, ощущение психологической защищенности, «...

Организация работы консультативного пункта на базе дошкольной образовательной организации

Организация работы консультативного пункта на базе дошкольной образовательной организации...

Исследовательский проект «Ранняя помощь семье на базе дошкольной образовательной организации» г. Москва

Раннее развитие считается одним из значимых этапов жизни, определяющих здоровье, благополучие, обучение и поведение на протяжении всего жизненного цикла. Это период больших возможностей, на протяжении...

Консультация для родителей "Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста" в рамках работы Консультационного центра по оказанию методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителя) н

Внимание - это процесс, при котором происходит отбор нужной информации и неприятие лишней.Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, расп...