Предметно-развивающая среда
консультация по теме

Канзычакова Надежда Николаевна

ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА  ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХАКАССКОГО ЯЗЫКА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_v_dou.docx18.3 КБ

Предварительный просмотр:

ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА  ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХАКАССКОГО ЯЗЫКА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Каждый день стараюсь не уйти от понимания того, что моя группа – это не масса детей, а   каждый из них уникален в своей неповторимости!

Стараюсь, чтобы родители поняли, что ценю и уважаю личность каждого ребёнка. Для меня очень важно создать тёплые и доверительные взаимоотношения не только с детьми, но и с их родителями.

Я давно размышляла над этим вопросом и поняла, что доверительные отношения с родителями складываются только после того, как они видят искреннее, заботливое и справедливое отношение к их ребёнку. Да, я использую в своей работе различные современные методики развития детей, творчески подхожу к воспитанию и развитию ребёнка, но приоритетным считаю формирование нравственных основ через эффективное взаимодействие с родителями, обращение к семейным традициям.

Ведь семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную и творческую активность. Другими словами в семье осуществляется первичная социализация ребенка.

Прежде всего, я пытаюсь донести до детей ценность семейных отношений и традиций.

Поэтому родители первые помощники в создании в групее предметно-развивающей среды.

        Предметно-развивающая среда – это необходимый инструмент в организации педагогического процесса. Она стала неотъемлемой частью образования. Её необходимо организовать так, чтобы она помогала в работе с детьми, а не отвлекала от работы, чтобы она гармонично вписывалась в образовательный процесс, а не нарушала его.

        Поиск новых педагогических технологий личностно-ориентированной педагогики и взаимодействия между педагогом и ребенком заставил по-новому посмотреть на функции предметной среды и определить место педагога и ребенка в этой среде.

        Существуют следующие функции предметно-развивающей среды:

1. Организующая (как предметы расположены, в каком порядке, для какой цели).

2. Воспитывающая (воспитание отношения друг к другу педагога и ребенка, ребенка и ребенка, ребенка и материала, используемого в образовательной деятельности).

3. Развивающая (какие психические  и познавательные процессы задействованы  в образовательной деятельности, и как они развиваются при работе ребенка с  материалами).

ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

Культура народа изучаемого языка:

1. Литература.

2. Музыка.

3. Обычаи и нравы.        

Интеллектуальные способности:

1.Коммуникативные (хакасский язык, как средство общения).

2.Познавательные.        

Психические процессы:

1. Память.

2.Мышление.

3.Внимание                

Личностные качества:

1.Доброта.

2.Любовь к людям другого народа, другого языка.

  Если среда носит название «предметно-развивающая», то понятно, что предметы, которые входят в нее не могут быть просто какими-то игрушками, кубиками, картинками. Они должны развивать что-то в детях. Что?

        Это могут быть:

1. Представления о культуре хакасского языка:

а) литература (сказки, потешки, стихи, рассказы, скороговорки);

б) музыка (песни, танцы, музыкальные инструменты);

в) обычаи и нравы хакасов (образ жизни, работа, досуг, учеба, игры детей, спорт).

2. Интеллектуальные способности:

а) собственно хакасский язык, как средство общения;

б) познавательные (растительный и животный мир, птицы, насекомые, особенности климата, география).

3. Психические процессы:

а) память;

б) внимание;

в) мышление.

        Развитие психических процессов поспособствует общему развитию ребенка, что окажет ему большую помощь при учебе в школе.

4. Личностные качества:

а) доброта друг к другу при выполнении заданий и пользовании материалами из среды (уступить, поблагодарить, одолжить);

б) любовь к людям другой страны, национальности, привычек, уклада жизни, принятия другого человека таким, какой он есть;

в) уважение к носителю другого языка, как к личности с его особенностями.

        При построении предметно-развивающей среды необходимо учитывать следующие принципы:

1. Принцип эстетики.

2. Принцип интеграции с другими образовательными областями в ДОУ.

3. Принцип возрастного учета.

4. Принцип целесообразности.

5. Принцип дифференциации обучения и развития ребенка.

6. Принцип наглядности.

7. Принцип позитива.

        Рассмотрим данные принципы по порядку.

1. Принцип эстетики.

        Материалы, используемые в работе с детьми, должны иметь красивый внешний вид. Если педагог пытается развить у ребенка эстетический вкус, это невозможно сделать, если у материалов, с которыми он соприкасается в образовательной деятельности или  в режимных моментах, будет неряшливый, некрасивый, убогий вид. Это не будет способствовать восприятию ребенком лексики, звуков. Информация на карточке или картинке, которая с трудом воспринимается зрительно и тактильно, не оправдывает своей цели ни обучающей, ни воспитывающей. Психологически это будет ребенка отталкивать от образовательного процесса.

2. Принцип интеграции с другими образовательными областями в ДОУ.

        Взаимодействие между образовательными системами, программами в ДОУ находит свое широкое применение при построении предметно-развивающей среды. Педагог хакасского языка, продумывая  работу с детьми, учитывает тематические особенности педагогического процесса. Такие темы, как «Моя семья», «Животные»,

«Погода», «Цвета», «Цифры», «Игрушки» отражаются в других  образовательных областях таких, как «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».  Поэтому, педагог использует тематические карточки, игрушки, литературных персонажей хакасского фольклора, картинки, спортивную атрибутику, маски с животными, рамки-вкладыши, пазлы, строительные наборы, детскую посуду и так далее во взаимной работе с воспитателями, физинструктором, музыкальным руководителем.

        Интеграция в использовании материалов среды (групповой и по изучению хакасского языка) способствует лучшему усвоению и развитию коммуникативных умений и навыков у детей. Образовательный процесс идет в одном русле, наблюдается некая общность в организации обучения детей.

3.   Принцип возрастного учета.

      В основном педагог хакасского языка занимается с группой детей одного возраста. Это дети старшей группы или подготовительной. Но в некоторых детских садах есть разновозрастные группы. Все это необходимо учитывать не только при построении образовательного процесса, но и при создании развивающей среды.

        Работать с материалами среды должно быть интересно детям разных возрастов. Они должны соответствовать их уровню развития, восприятия и понимания.

         Содержание некоторых тематических карточек смогут освоить только старшие дошкольники. Деткам младшего возраста нужно будет сопоставлять содержание карточки на родном языке, а затем на хакасском.

4. Принцип целесообразности.

        Прежде чем вносить какой-то материал в развивающую среду, педагогу следует спросить себя: «Зачем этот материал нужен?», «Какая у него цель?», «Для какого возраста он белее необходим?», «Поможет ли эта карточка, игрушка в освоении хакасского языка?».

        Если педагог не собирается обучать детей буквам хакасского алфавита, то зачем они тогда присутствуют в развивающей среде? У материалов должна быть своего рода гармоничность и взаимосвязь друг с другом и с общими целями обучения иностранному языку. Если эта связь не прослеживается, то какой смысл эти материалы держать?

5. Принцип дифференциации развития и обучения ребенка.

   У каждого ребенка свой путь развития и обучения. Одни детки одарены в изучении иностранных языков, другим этот процесс дается сложнее. Поэтому в развивающей среде должны быть материалы и простые в использовании, и сложные по содержанию (особенно если группа разновозрастная).

6. Принцип наглядности.

    У детей дошкольного возраста сильно развито зрительное восприятие предметов и явлений. То, что они могут созерцать своими глазками, намного более прочно усваивается мозгом. Поэтому наглядность нужно широко использовать в процессе изучения хакасского языка. Лучше всего, если наглядный материал будет:

        1. Эстетичным;

        2. Ярким по цветовой гамме;

        3. Соответствующий тематике изучаемого материала;

        4. Оригинальным по содержанию и оформлению.

7. Принцип позитива.

        Все, что педагог делает с детьми, должно вызывать у ребенка только положительные эмоции. Невозможно общаться с ребенком, если у педагога грубый голос, неряшливый вид, грязь под ногтями, слишком серьезное выражение лица, отсутствует мимика, блеск в глазах. Такому педагогу (а он также является частью развивающей среды) будет нелегко не только обучать детей чему-то, но и вообще общаться с ними.

        Если на карточке черного цвета изображен какой-нибудь страшный гоблин, это не вызовет положительных эмоций. Если на занятии нет атмосферы доброжелательности или присутствует авторитарный тип общения, он не будет играть в игру или петь хакасскую песенку с удовольствием.

        Все содержание предметно-развивающей среды должно способствовать повышению интереса у ребенка к изучению хакасского языка, а не подавлять его стремления и действия.

Одним из ведущих принципов обновленного процесса воспитания является принцип культуросообразности. Это означает, что воспитание основывается на общечеловеческих ценностях, строится в соответствии с особенностями традиционной культуры нации. Поэтому обучение хакасскому языку занимает особое место в дошкольном образовании. Он не только знакомит с культурой республики изучаемого языка, но и путём сравнения оттеняет особенности национальной культуры. Иными словами, содействует воспитанию дошкольников в контексте диалога культур.

Хакасский язык, являясь существенным элементом культуры народа – носителя языка и средством его передачи другим, способствует приобщению детей к культуре страны изучаемого языка, ознакомлению с праздниками, традициями, литературными произведениями, символами государств, способствует формированию культуры общения, содействует общему развитию и воспитанию детей.

Исходя из вышесказанного, предлагаю  в группах ДОУ «Уголки хакасского языка» расширить со следующими разделами:

· Символы Хакасии (флаг, герб, гимн)

· Клендарно-обрядовые праздники

· Литературные  герои Хакассии

· Достопримечательности Хакасии

· Традиционные игрушки Хакасов ()


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

предметно-развивающая игровая среда в дошкольном образовательном учреждении

Игра -это ведущий вид деятельности дошкольников и один из способов проявления и выражения себя, своих чувств, мыслей, отношения к окружающему миру....

Предметно-развивающая игровая среда самых маленьких

особености организации предметно-развивающей игровой среды для детей 2-3 лет...

Ранний возраст Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста

Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста...

Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста.

Общеизвестно, какую неоценимую роль в развитии ребёнка играет предметно-развивающая среда. Ведь предметная среда – это не только набор тематических зон, самое главное – это «среда обитания» малыша, в ...

Предметно - развивающая, игровая среда в 1 младшей группе

В период детства маленький человек активно познает окружающий мир. И наша задача — сделать окружение для ребенка ярким, интересным, запоминающимся, эмоциональным, активным, мобильным. Правильно ...