Методическая разработка
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Программа Духовно-нравственного воспитания для старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_duhovno-nravstvennomu_vospitaniyu.docx38.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                      «Центр развития ребенка - детский сад №7»

                     

                     

                      Рабочая программа

                                      по духовно- нравственному

                                   воспитанию «Наше   наследие»

                        (с учетом ФГОС дошкольного образования).

                        Составлена на основе учебно-методического

                                             пособия «Добрый мир»

                                             под. ред. Шевченко Л.Л.

                                                             

                                                                                      

                                                    2016-2018г.        

                                             Содержание.

  1. Пояснительная записка.
  2. Цель программы.
  3. Задачи программы.
  4. Основные направления программы.
  5. Характеристика образовательного  процесса. Методы и формы работы.
  6. Механизм реализации программы.
  7. Участники реализации программы.
  8. Целевые ориентиры.
  9. Формы совместной деятельности образовательного учреждения с семьей.
  10. Формы совместной деятельности образовательного учреждения с воспитанниками.
  11. Цель взаимодействия.
  12. Кадровый потенциал.
  13. Материально – техническое обеспечение.
  14. Предметно – развивающая среда.
  15. Учебно – тематический план.
  16. Список литературы.

                                     Пояснительная записка.

                                               Актуальность.

Меняются времена, эпохи, люди.

Но вечным остается стремление человека к добру,

Любви, свету, красоте, истине.

Происходящие сегодня в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей. В обществе сформировались новые установки и ценности, появились непривычные критерии оценок явлений, происходит вытеснение духовных потребностей. Вечные ценности: Добро, Истина и Красота – постепенно отодвигаются на задний план. Фактически наблюдается потеря значимости таких жизненных ценностей, как гражданственность, патриотизм, семья, любовь, дружба; ослабление воспитательной функции семьи.

В связи с этим педагогами нашей дошкольной организации было принято решение: углубленно заняться вопросами духовно – нравственного воспитания дошкольников. С этой целью была создана творческая группа, которая составила программу, направленную на развитие и воспитание духовно-нравственных ценностей. В настоящее время имеются все необходимые правовые акты на федеральном уровне. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ.Постановление от 15 мая 2013г. №26 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству содержания и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г.№1155 «ОБ утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г. №1014 г. «Об утверждении порядка и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам дошкольного образования» Устав ДОУ Основная образовательная программа дошкольной образовательной организации. В частности, Конституция Российской Федерации глава 1 статья 28, закон РФ «Об образовании» 2007г. глава 2 статья 14 пункт 2, закон «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26.09.1997 № 125 ФЗ статья 3 пункт 1 и статья 4 пункт 2, Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности.  02.08.1999 года заключен Договор о сотрудничестве МО РФ и Московской патриархии РПЦ. МО РФ разработано Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура» (приложение к Письму МО России от 22.10.2002 года №14-52876ИН/16). Положение о рабочей программе педагогов дошкольной образовательной

Рабочая программа для детей 5-6 лет (старшая группа) и подготовительная к школе группа (6-7 лет), соответствует комплексно-тематическому планированию  по программе:   «Добрый мир» под редакцией Шевченко Л.Л.  Рабочая программа включает краеведческий материал и проектную деятельность.

Под содержанием духовно-нравственного воспитания предусматривается система ценностей, понятий, идеалов, нравственных действий, поступков, подлежащих освоению в ходе воспитательного процесса.

 

Содержанием данной рабочей  программы, построенной в соответствии с отечественным педагогическим наследием и основана на научных теориях о единстве духовного и материального бытия человека, направлено на организацию процесса духовно-нравственного воспитания ребёнка.

Содержание программы предусматривает осуществление различных видов деятельности, направленных на практическое воплощение по отношению к  близким, природе.

 Средством духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста является введение их в православную культурную и народную традицию через праздники, через знакомство с музыкальными и живописными произведениями на евангельские темы, через знакомство со святынями родного края (города).   

Организация проведения воспитательно-образовательного процесса по духовно-нравственному воспитанию,  с детьми старшей и подготовительной к школе групп строится по образовательным областям:

- физическое развитие;

- социально – коммуникативное развитие;

- познавательное  развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие.

Детский сад работает в режиме инновационной площадки.  В декабре 2016 года стал победителем регионального конкурса «Детский сад - Лидер образования Воронежской области». Дошкольное учреждение  показало также лучшие результаты в рамках регионального проекта «Создание инновационных моделей предметно-пространственной развивающей среды, обеспечивающих эффективную реализацию основной образовательной программы дошкольного образования» и получило право на статус стажировочной площадки.

 Реализуя Программу развития, образовательную программу ДОУ педагогами разрабатывается образовательная система на основе метода педагогического проекта. Метод педагогических проектов актуален и очень эффективен. Он даёт возможность в течение месяца работать по выбранной теме во всех режимных моментах и вовлекать в этот процесс родителей воспитанников, узких специалистов, социум и т.д. Работа над проектом включает деятельность педагогов, детей и их родителей. 

Содержание рабочей программы включает «Целевые ориентиры возможных достижений детей», что соответствует требованиям Федеральных Государственных стандартов дошкольного образования ( приказ № 1155 от 17 октября 2013 г. Министерства образования и науки РФ).

 

Работа нашего детского сада направлена на приобщение детей к православным традициям и духовным ценностям русского народа через изучение исторических событий, отечественной культуры, своеобразие родного края и страны в целом. Большую роль в приобщении детей к истокам народно культуры играют православные и народные праздники. Они создают особый ритм духовной жизни человека, обращая его к культурно- историческим традициям нашего народа. В своей работе большое внимание уделяем художественно- эстетическому воспитанию детей. В литературной, музыкальной, изобразительной, танцевальной, театральной  деятельности происходит развитие художественно- творческих способностей, формируются основы эстетического сознания, начала художественной культуры. Огромное  внимание уделяем экологическому и музыкальному воспитанию детей.

В рамках организационно-педагогической работы в детском саду проводились выставки и конкурсы  детских рисунков, муниципальные и региональные  конкурсы на которых наши воспитанники занимали призовые места:

- районный конкурс в рамках Международного дня семьи:

номинация «История моей семьи» 2 место;

номинация «Семейные традиции» 3место (2 ребенка);

номинация «Традиции моей семьи»  2 место, 3 мест ;

номинация «История моей семьи» 1 место;

- районный конкурс рисунков «Моя любимая мамочка» 1 место(2ребенка),

 2 место(2ребенка), 3 место;

-районный конкурс рисунков «Защитники нашего Отечества1 место(2ребенка), 2 место (2ребенка), 3 место (2ребенка);

- муниципальный этап Всероссийского конкурса «Неопалимая Купина» 1 место;

- районный конкурс «Старая, старая сказка» 1 место»

-региональный конкурс по благословению Преосвященнейшего Андрея, епископа Россошанского и Острогожского. Номинация за яркость образа» в конкурсе рисунков «Мамочка моя» 1 место;

-региональный конкурс «Красота Божьего мира». Номинация «Моя семья и друзья» 1 место;

-Грамота победителя конкурса духовной поэзии «Живое слово». И.О. Благочинного Калачеевского церковного округа (Иерей Евгений Бей).

- всероссийском фестивале - конкурсе «Танцевальный калейдоскоп»,

 1 место танцевальный ансамбль «Дробушечка»;

 всероссийском фестивале- конкурсе  хореографического искусства «Кубок Придонья», лауреат 3 степени танцевальный ансамбль «Дробушечка».

       

 Педагоги являются победителями, призерами и лауреатами профессиональных конкурсов:  

- регионального творческого конкурса авторов - разработчиков проектов профессиональных сетевых сообществ (Максименкова Н.А. – победитель),

- муниципального этапа всероссийского этапа профессионального конкурса  «Воспитатель года » (Зеленкова С.В.- 1 место, Максименкова Н.А. - участник),

- всероссийского конкурса «Толерантность в современном мире» (Попов С.В.-диплом 3 степени).

- творческого конкурса  мягкой игрушки Хопёрского государственного заповедника

- городского Экологического конкурса «С экологией через всю жизнь»

- городского смотра – конкурса «Сделаем наш город красивым и чистым» (победитель)

- регионального епархиального  педагогического конкурса «Православная дидактическая игра» (победитель)

Цель Программы:

1. Сохранение духовно-нравственного здоровья детей. Приобщение их к нравственным и духовным ценностям.
2. Изучение истории, культуры, природно-экологического своеобразия своего края, России.
3. Стремление возродить традиции семейного воспитания.

                                         Задачи Программы:

1.Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали. Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро. Пресекать (в разных формах) безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребенка.
2. Создать условия для восприятия целостной картины мира.
3. Формировать чувство любви к Роди не на основе изучения национальных культурных традиций.
4. Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас.
5. Развивать музыкальную культуру, приобщать к хоровому пению, классической, духовной и народной музыке.
6. Осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию, укреплению воли и выносливости.
7. Прививать трудовые навыки, учить выполнять простейшие бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.
8. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с основами право славной педагогики и психологии, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада).

                         Основные направления Программы.

Система духовно-нравственного образования и воспитания включает следующие направления:

-обращение к духовно-нравственным традициям и ценностям своего народа;

-формирование духовности дошкольников через эстетическое развитие детей;

-сотрудничество семьи и МБДОУ;

-формирование потребности в здоровом образе жизни;

-экологическое воспитание.

                         Характеристика образовательного процесса.

                                       Методы и формы работы.

Содержание образовательного процесса определяется следующими характеристиками:

-соблюдение требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;

-ориентация на социальный заказ, разностороннее развития ребенка, его готовность к саморазвитию;

-взаимосвязь содержания программ, обеспечивающих непрерывность образования.

                             Механизм реализации Программы.

Механизм реализации программы учитывает формы духовно- нравственного просвещения и воспитания в дошкольном учреждении. Для достижения цели программы необходимо выполнение поставленных задач через реализацию основных программных мероприятий за период2016-2017годы.

                             Участники реализации Программы.

Участниками являются воспитанники в возрасте 5-7 лет, педагоги дополнительного образования, музыкальные руководители, воспитали, родители. В нашем детском саду создан положительный микроклимат, обстановка доброжелательного отношения между взрослыми и детьми. Дети коммуникабельны, эмоциональны. С удовольствием и желанием ходят в детский сад. Регулярно анализируя свою роботу, мы пришли к выводу: чтобы добиться больших успехов в духовно- нравственном воспитании детей, важно создать единое духовно-нравственное образовательное пространство: семья и дошкольное учреждение.

                                           

                                   Целевые ориентиры.

I. Принципы духовно-нравственного воспитания. 

Основной принцип духовно-нравственного воспитания - построение жизни на основе требований христианского совершенства (свободное признание правила - «Уклонись от зла и сотвори благо»),

Гуманистическая направленность воспитания (отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития) реализуется путем формирования отношения к себе, к миру и с миром (любовь к ближним).

Природосообразностъ (воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту).

Кулътуросообразностъ (воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной куль туры, в данном случае православия, и особенностями, присущими традициям тех или иных регионов). 

Светский характер образования и законности (соответствие действующему законодательству РФ).

                  II. Принципы отбора содержания образования. 

Научность и каноничность (сочетание современных достижений педагогики и психологии с каноничностью).
Учет требований типовых программ.
Многоуровневостъ (показ широкой картины мира с учетом возрастных возможностей детей).

                    III. Принципы организации занятий. 

Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения; вариативный подход.

Формы совместной деятельности образовательного учреждения с семьей.

Программа предусматривает проведение совместных праздников с семьями воспитанников,  ( Рождество, Вербное воскресение, Пасха, Троица, Масленица, день семьи и верности, именины и т.д.), что позволяет воссоздать духовно – нравственный уклад детской жизни, определяет духовное содержание и нравственный характер общения ребенка с окружающими людьми, миром.  Перед праздниками проводится предварительная работа: оформление дошкольниками с родителями выставок поделок, рисунков. В детском саду также проводим день открытых дверей, используем наглядности: информационные стенды для родителей, папки передвижки, выставки детских работ. Родители принимают активное участие в помощи образовательному учреждению (участие в подготовке праздников, изготовление костюмов).

 Для родителей проводится лекторий на духовно – нравственные темы: «Роль семьи в духовно – нравственном воспитании ребенка», «Роль православия в истории России».

    Формы совместной деятельности образовательного учреждения с воспитанниками:

-виртуальные экскурсии по святым местам;

-театрализованные  представления;

-праздничные досуги и развлечения;

-сюжетно-ролевые игры и игры-драматизации;

-игры-путешествия;

-разыгрывание нравственно-этических ситуаций;

-художественно-продуктивная деятельность.

                                     Цель взаимодействия.

Создание на территории детского сада, наиболее благоприятных условий для развития личности ребенка, обеспечение единства требований, условий, подходов, линий для оказания оптимальной педагогической помощи в становлении духовного опыта ребенка.

Реализация в ДОУ  комплекса педагогических условий, направленных на организацию пространства духовного общения: организация предметной среды; смысловое общение с природой, искусством, другим человеком (ребенком, взрослым); эстетизация личного и окружающего пространства.

Обеспечение преемственности закономерностей, принципов, методов педагогической поддержки становления духовного мира ребенка в ДОУ.

Создание единой стратегии в работе с родителями.

Обеспечение профессионального роста педагогов.

 Осуществление внешних связей:

-со школой ;

- с культурно – образовательными учреждениями (музыкальная школа, детско – юношеский центр, детская районная библиотека,  районный дом культуры, дом ремесел);

- с научно – методическими учреждениями;

- организация совместных мероприятии.

                                        Кадровый потенциал:

-старшей воспитатель;

-педагоги дополнительного образования;

-музыкальные руководители;

-педагог-психолог;

-учителя логопеды;

-воспитатели;

-руководитель театрально студии;

-руководитель танцевального кружка.

                            Материально-техническое обеспечение:

-музыкальный зал;

-музыкальный синтезатор;

-музыкальный центр;

 -DVD-плеер;

-ноутбуки;

-сканер;

-принтеры;

-цифровой фотоаппарат;

-имеется выход в интернет;

-мультимедийные установки;

-интерактивная доска;

-беспроводной микрофон;

-акустическаяч система.

                                    Предметно-развивающая среда;

-аудиовизуальные пособия;

-атрибуты для музыкального и театрального творчества;

-тематические наборы игрушек;

-информационные средства воспитания и обучения;

-индивидуализированные ресурсы.

                                    Учебно-тематический план. 

Предлагаемый нами курс включает занятия следующих циклов: «Мир вокруг нас»; «Дерево добра»; «Край, в котором ты живешь»; «История в архитектурных памятниках»; «О чем рассказывает крепость?»; «О чем поет колокол?»; «Православная Россия нв лицах»; «Православная культура»; «Хозяева и хозяюшки».

                                    «Мир вокруг нас» 

Занятия данного блока открывают детям путь к нравственно-религиозной стороне познания окружающего мира, обращают их внимание на его богатство, красоту и разнообразие, учат видеть отличие мира, созданного руками человека, от мира природы (нерукотворного); понимать необходимость бережного отношения ко всему живому, к природным богатствам, как единственную возможность их сохранения, способствуют развитию творческой личности ребенка.

Тематика занятий: «Рукотворный и нерукотворный мир»; «Земля, космос природные явления»; «Разнообразие животного мира»; «Многообразие растений»; «Зачем птице крылья?»; «Зачем нужна вода?»; "Если бы не было воздуха" «Мир - наш дом»; "Умеем ли мы видеть" "Питание, отдых, здоровье, болезни" «Жизнь человека»; «Времена года - вес на»; «Времена года - лето»; «Времена года - осень»; «Времена года - зима»; "Рыбы" «Насекомые»; «Пресмыкающиеся, земно водные».

                                    «Дерево добра» 

«... дерево доброе приносит и плоды добрые...».
Евангелие от Матфея, гл. 7, ст. 17

Занятия данного цикла на основе литературных произведений (сказки, рассказы, стихотворения) учат детей различать добро и зло, дают представления о нравственной свободе человека, помогают увидеть красоту нравственных поступков. Основные задачи занятий: научить ребенка видеть в себе движения к добру и злу и различать их, воспитывать желание делать выбор в пользу добра, следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие), формировать христианское отношение к ближним.

Тематика занятий: "Добро и зло: справедливость", «Мать и дитя»; «Семья, дом»; «Святые семьи»; "Послушание и непослушание" «Братья и сестры»; "О дружбе и друзьях" верность»; «Кто мой ближний?»; "Жадность и щедрость"; «Правда и ложь»; «Как мы ходим в гости?»; «Имя»; «Родина»; "Совесть"; «Благодарность»; «Порядочность»; «Вечность»; «Воздержание, терпение»; «Талант»; "Осуждение, смирение" «Зависть»; "Милосердие, сочувствие" «Трудолюбие»; «Чистое сердце»; "Память"; «Предательство»; "Прощение"; «Скромность»; «О дружбе мальчиков и девочек»; «Храбрость и трусость»; «Добрые слова и добрые дела»; «Книги — наши друзья»; «Бедность и богатство».

«Край, в котором ты живешь», «История в архитектурных памятниках», «О чем поет колокол?», «Православная Россия в лицах» 

Занятия данных циклов знакомят детей с родным городом (история, памятники архитектуры, природно-географические особенности, историческое значение города в жизни России, святыни и памятные места родного края), с историей Российского государства, государственной символикой, жизнью русских героев, великих полководцев, святых подвижников, досточтимых людей земли русской.

Основные задачи циклов: воспитывать чувства любви к своему городу, своей стране, уважения и признательности к основателям города, его защитникам, к людям, прославившим Россию; гордости за историческое прошлое Калачеевского края, русского государства.

Тематика занятий цикла «Край, в котором ты живешь»: «История возникновения родного города»; «Герб города»; «Улицы и здания города»; «Парки города»; «Памятники города»; «Город - село».

Тематика занятий цикла «История в архитектурных памятниках»: храмы и соборы (города, в котором мы живем).

Тематика занятий цикла «О чем поет колокол?»: «Для чего нужны колокола?»; «Откуда колокол пришел?»; «Колокола-гиганты»; «Как льют колокол?»; «Имена и судьбы колоколов»; «Форма колокола»; «Колокольные звоны»; «Страницы истории»; «Колокола и их судьбы».

Тематика занятий цикла «Православная Россия в лицах»: «Наши предки. Крещение Руси» («Откуда пошла земля русская?», «Святая равноапостольная княгиня Ольга», «Святой равноапостольный князь Владимир», «Святые князья Борис и Глеб», «Святой князь Владимир Мономах», «Святой блаженный Василий», «Святой преподобный Нестор», «Святые Антоний и Феодосии Киево-Печерские»). «Святые покровители г. Печоры» («Святой преподобномученик Корнилий», «Святой преподобный Марк», «Святой преподобный Иона», «Святая праведная Васса», «Святой преподобный Лазарь»).

«Их почитают на Руси» (святые великомученики, блаженные, преподобные, старцы, патриархи).

«Православная культура» 

Занятия данного цикла знакомят детей с историей православных праздников, традициями отечественной культуры, с тем, как встречают православные праздники в России, помогают в подготовке и проведении (с участием детей и родителей) календарных праздников, раскрывают их жизненный смысл.

Основные задачи цикла: привить уважение и любовь к православным традициям своего народа; воспитывать желание подражать благим образам.

Тематика занятий: «Рождество Христово»; «Крещение»; «Сретение»; «Благовещение»; «Вербное воскресение»; «Пасха»; «Вознесение»; «Троицын День»; «Преображение»; «Воздвижение Креста»; «Рождество Богородицы»; «Введение во Храм»; «Успение»; «Покров»; «Иконография».

«Хозяева и хозяюшки» 

На занятиях данного блока дети знакомятся с духовно-нравственными традициями и укладом жизни в православной семье, осмысленным и целесообразным устройством предметной среды русского дома, особенностями мужских и женских домашних трудов, традиционной подготовкой и проведением праздничных дней, узнают об особенностях разных материалов и правилах пользования простыми инструментами при изготовлении поделок.

Основные задачи цикла: воспитание любви, уважения и милосердного отношения к ближним, формирование умения понимать свое место в семье, деятельно участвовать в домашних делах; ориентировать детей на мужественный и женственный образцы поведения

 Разработанная тематика занятий ставит своей целью:

- содействовать становлению нравственного компонента личности ребенка;

-учить смотреть на мир сквозь призму нравственных ценностей;

- формировать представления о нравственных ценностях, нравственных качествах;

-адекватное эмоциональное отношение;

- адекватное нравственное поведение.

При планировании и проведении занятий педагоги ДОУ опирались на собственное творчество, вносили некоторые изменения в соответствии с темой и задачами, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

                                             Список литературы.

  1. Детская библия.
  2. Громыко М.М. Мир русской деревни. М., 1991
  3. Иванова С.Ф. Введение во храм слова. М., 2004.
  4. Кузомлина С. Закон Божий для детей. М., 2002.
  5. Православные праздники для детей. Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 2005.
  6. Рождество. Альманах. Январь. «Планета» 2000, «Малыш» 2001.
  7. Сысоев Д. Летопись начала. М., 2003.
  8. Сергеева О.А. Азбука святых Кирилла и Мефодия для славян. Учебное пособие 1. С-Пб, 200
  9. О.Князева «Приобщение детей к истории русской народной культуры».
  10. М.Семенова «Мы славяне».
  11. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» от 05.11.2008г.
  12. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «об образовании в Российской Федерации»
  13. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013г. № 1155 г.Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».3.
  14. Галицкая И.А., Метлик И.В. Понятие «духовно-нравственного воспитания в современной педагогической теории и практики. Педагогика,2009г.№10,с.36-46.2.
  15. Нравственное воспитание в детском саду. Под редакцией В.Г.Нечаевой и Т.А. Марковой. М.»Просвещение»,1975г.
  16. Л.Л. Шевченко «Православная культура для малышей» и учебно-методический комплект для дошкольников «Добрый мир». М.: Центр Поддержки культурно-исторических традиций отечества, 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...