Информационно-коммуникативные технологии как средство формирования творчества детей старшего дошкольного возраста»
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Валерия Наилевна

Текст выступления

 Наша деятельность с детьми позволяет сделать вывод, что информационно-коммуникативные технологии активно участвуют в формировании творчества у детей старшего дошкольного возраста.

Мне, как психологу, было интересно, прежде всего, проследить взаимосвязь развития творчества и воображения у детей старшего дошкольного возраста, в том числе и через ИКТ.

Значение творческого воображения в этот период нельзя недооценивать, оно очень активно и помогает детям всесторонне развиваться, познавать окружающий мир и является основой наглядно-образного мышления. Также оно участвует в развитии памяти, речи и мышления в целом. И здесь большая роль отводится организации жизнедеятельности ребенка таким образом, чтобы условия и обстоятельства создавали благоприятные предпосылки для развития творчества.

 Так какие же методы и приемы способствуют этому развитию?

-игра;

-проблемные ситуации, где требуется поиск решений;

-эксперимент;

-сказка;

-театрализованные инсценировки;

-творческий рассказ;

-продуктивная деятельность и т. д.

Главным и ведущим видом деятельности для развития творческого воображения, а также других познавательных процессов у дошкольников, является игровая деятельность. И одним из основных принципов, согласно общим положениям ФГОС, является «реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка».

Само слово игра уже совершенно иначе настраивает детей на восприятие образовательного процесса, создает мотивацию, познавательный интерес, желание участвовать, проявить себя наилучшим образом; настраивает на внимание даже тех деток, кто обычно непоседлив и их бывает сложно организовать.

  Как пишет Выготский Л.С. «игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но как творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и впечатлениям самого ребенка».

  Поскольку, творческое воображение основывается на впечатлениях реальной жизни, на их яркости, эмоциональности, значимости, то в создании этих впечатлений у детей, при организации воспитательно-образовательного процесса, нам очень помогают различные средства ИКТ, такие как видео-, фото- презентации, обучающие видеоролики, музыкальное и звуковое сопровождение.

Также ИКТ применяется при организации продуктивной деятельности. Например, видеопрезентация различных приемов лепки, знакомство с народным творчеством. По конструированию, для наглядности в 3D, демонстрируются модели различных построек. На НОД по окружающему миру детям очень интересно было посмотреть проращивание зерна в ускоренном видео. В работе с детьми по ОБЖ, видеопрезентации также позволяют наглядно отразить, например, последствия небрежного обращения с огнем, объяснить детям правила поведения на железной дороге.

На непосредственно-образовательной деятельности совместно с информационно- коммуникативными технологиями мы применяем игры- путешествия. Например, на НОД по развитию речи, по ФЭМП, по окружающему миру, на продуктивных видах детской деятельности.

Для детей старшего возраста характерно проявление творческого воображения при взаимодействии с предметом. Например, на НОД по развитию речи,путешествие в страну Алфавитию на волшебном поезде, где дети знакомятся с разными звуками, выполняют различные задания в игровой форме, помогают главному герою, проходят «испытания», проявляя успешность. В игре предмет и вовсе может отсутствовать и при этом дети творчески могут представлять с ним некое действие по сценарию. Поэтому в старшей группе мы применяли игры-путешествия, где дети только представляли место и действие. Например, на НОД по окружающему миру, тема «Путешествие на весенний луг». После просмотра яркого с музыкой видеоролика о весне, детям предлагалось в форме релаксационного упражнения, при удобном положении  под звуки природы  совершить воображаемое путешествие на весенний луг под руководством воспитателя, который описывал происходящее путешествие и при этом каждый ребенок представлял что-то свое. Далее дети делились своими впечатлениями от путешествия в обсуждениях со сверстниками и с воспитателем и в продуктивной деятельности по замыслу отражали то, что они представляли.

  В том числе, нами применяются разнообразные игры на взаимодействие между детьми, где они делятся на пары или команды и выполняют обучающие задания,  проявляя творчество, индивидуальный подход.

Например, игровое упражнение «Зеркало», «Сервировка стола» -развитие памяти, внимания, воображения, мелкой моторики, быстроты движения. «Определи материал» -развитие внимания, мышления, памяти. «Изобрази животное»-развитие памяти, воображения,«Игра-соревнование» на закрепление понятий домашние и дикие животные - развитие памяти, мышления  (НОД окр. мир.);«Игра-соревнование» на закрепление понятий высокий, низкий (ФЭМП).

  Также предлагаем детям упражнения, где необходимо по замыслу выполнить задание с определенными условиями, или выложить из геометрических фигур гусеницу (счет до 10-ти)  или  домик для Маши и Медведя (понятия высокий, низкий)- развитие воображения, памяти, мышления.

  При выполнении таких заданий дети сразу видят, оценивают и сравнивают результат и правильность своих действий с действиями других сверстников.

 ИКТ активно развиваются и уже прочно вошли в нашу повседневную жизнь, поэтому мы также проводим необходимую работу с родителями, индивидуальные беседы консультации по рекомендациям относительно игр, развивающих воображение, внимание, память и мышление.

  Несмотря на то, что мы только в начале пути по применению ИКТ, мы можем отметить, что применение данных технологий в виде презентаций, фото, видеороликов и музыкально-звукового сопровождения, положительно сказывается на формировании и развитии творчества у детей старшего дошкольного возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx18.4 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ д/с «СКАЗКА»

«Информационно-коммуникативные технологии как средство формирования творчества детей старшего дошкольного возраста»

Подготовила: воспитатель

Гималиева В.Н.

Котельники,2016 г.

Текст выступления

 Наша деятельность с детьми позволяет сделать вывод, что информационно-коммуникативные технологии активно участвуют в формировании творчества у детей старшего дошкольного возраста.

Мне, как психологу, было интересно, прежде всего, проследить взаимосвязь развития творчества и воображения у детей старшего дошкольного возраста, в том числе и через ИКТ.

Значение творческого воображения в этот период нельзя недооценивать, оно очень активно и помогает детям всесторонне развиваться, познавать окружающий мир и является основой наглядно-образного мышления. Также оно участвует в развитии памяти, речи и мышления в целом. И здесь большая роль отводится организации жизнедеятельности ребенка таким образом, чтобы условия и обстоятельства создавали благоприятные предпосылки для развития творчества.

 Так какие же методы и приемы способствуют этому развитию?

-игра;

-проблемные ситуации, где требуется поиск решений;

-эксперимент;

-сказка;

-театрализованные инсценировки;

-творческий рассказ;

-продуктивная деятельность и т. д.

Главным и ведущим видом деятельности для развития творческого воображения, а также других познавательных процессов у дошкольников, является игровая деятельность. И одним из основных принципов, согласно общим положениям ФГОС, является «реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка».

Само слово игра уже совершенно иначе настраивает детей на восприятие образовательного процесса, создает мотивацию, познавательный интерес, желание участвовать, проявить себя наилучшим образом; настраивает на внимание даже тех деток, кто обычно непоседлив и их бывает сложно организовать.

  Как пишет Выготский Л.С. «игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но как творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и впечатлениям самого ребенка».

  Поскольку, творческое воображение основывается на впечатлениях реальной жизни, на их яркости, эмоциональности, значимости, то в создании этих впечатлений у детей, при организации воспитательно-образовательного процесса, нам очень помогают различные средства ИКТ, такие как видео-, фото- презентации, обучающие видеоролики, музыкальное и звуковое сопровождение.

Также ИКТ применяется при организации продуктивной деятельности. Например, видеопрезентация различных приемов лепки, знакомство с народным творчеством. По конструированию, для наглядности в 3D, демонстрируются модели различных построек. На НОД по окружающему миру детям очень интересно было посмотреть проращивание зерна в ускоренном видео. В работе с детьми по ОБЖ, видеопрезентации также позволяют наглядно отразить, например, последствия небрежного обращения с огнем, объяснить детям правила поведения на железной дороге.

На непосредственно-образовательной деятельности совместно с информационно- коммуникативными технологиями мы применяем игры- путешествия. Например, на НОД по развитию речи, по ФЭМП, по окружающему миру, на продуктивных видах детской деятельности.

Для детей старшего возраста характерно проявление творческого воображения при взаимодействии с предметом. Например, на НОД по развитию речи,путешествие в страну Алфавитию на волшебном поезде, где дети знакомятся с разными звуками, выполняют различные задания в игровой форме, помогают главному герою, проходят «испытания», проявляя успешность. В игре предмет и вовсе может отсутствовать и при этом дети творчески могут представлять с ним некое действие по сценарию. Поэтому в старшей группе мы применяли игры-путешествия, где дети только представляли место и действие. Например, на НОД по окружающему миру, тема «Путешествие на весенний луг». После просмотра яркого с музыкой видеоролика о весне, детям предлагалось в форме релаксационного упражнения, при удобном положении  под звуки природы  совершить воображаемое путешествие на весенний луг под руководством воспитателя, который описывал происходящее путешествие и при этом каждый ребенок представлял что-то свое. Далее дети делились своими впечатлениями от путешествия в обсуждениях со сверстниками и с воспитателем и в продуктивной деятельности по замыслу отражали то, что они представляли.

  В том числе, нами применяются разнообразные игры на взаимодействие между детьми, где они делятся на пары или команды и выполняют обучающие задания,  проявляя творчество, индивидуальный подход.

Например, игровое упражнение «Зеркало», «Сервировка стола» -развитие памяти, внимания, воображения, мелкой моторики, быстроты движения. «Определи материал» -развитие внимания, мышления, памяти. «Изобрази животное»-развитие памяти, воображения,«Игра-соревнование» на закрепление понятий домашние и дикие животные - развитие памяти, мышления  (НОД окр. мир.);«Игра-соревнование» на закрепление понятий высокий, низкий (ФЭМП).

  Также предлагаем детям упражнения, где необходимо по замыслу выполнить задание с определенными условиями, или выложить из геометрических фигур гусеницу (счет до 10-ти)  или  домик для Маши и Медведя (понятия высокий, низкий)- развитие воображения, памяти, мышления.

  При выполнении таких заданий дети сразу видят, оценивают и сравнивают результат и правильность своих действий с действиями других сверстников.

 ИКТ активно развиваются и уже прочно вошли в нашу повседневную жизнь, поэтому мы также проводим необходимую работу с родителями, индивидуальные беседы консультации по рекомендациям относительно игр, развивающих воображение, внимание, память и мышление.

  Несмотря на то, что мы только в начале пути по применению ИКТ, мы можем отметить, что применение данных технологий в виде презентаций, фото, видеороликов и музыкально-звукового сопровождения, положительно сказывается на формировании и развитии творчества у детей старшего дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей ДОУ по теме «Квиллинг как средство развития творчества детей старшего дошкольного возраста»

Мастер-класс, который имеет цель формировать у педагогов представление об одном из видов декоративно-прикладного искусства - квиллинге , как средстве развития творчества детей старшего дошкольного воз...

Презентация "Сюжетно- ролевая игра-как средство формирования взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста"

1.Актуальность выбранной темы2.Цель и задачи3.Методическая литература4."Диагностика уровня сформированности игровых навыков" Р.Р.Калининой5.Диагностика "Одень куклу" О.Е.Смирновой6.Педагогический мони...

Презентация : «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста".

Игра-ведущий вид деятельности детей,в ней формируются навыки межличностного общения....

Тема самообразования: " Устное народное творчество как средство формирования словаря детей старшего дошкольного возраста."

Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности. Вслушива...

Модель экологического содержания как средство формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о живой природе

Процесс познания окружающего мира непрост для ребёнка.  Начинается  он  с  чувственного  восприятия.  Однако некоторые явления  природы  невозможно  воспри...

«Прозрачный мольберт как средство развития творчества детей старшего дошкольного возраста»

Краткая презентация о работе воспитателя с детьми на прозрачном мольберте...