Проект «Я познаю мир»
проект (средняя группа) на тему

Подолина Галина Петровна

Актуальность:

В современном мире очень актуальна проблема воспитания, развития творческой личности. А экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства.  Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Дошкольный  возраст – период активного роста и развития ребёнка, стремящегося всё потрогать руками ,рассмотреть, даже попробовать на вкус. Это  доказывает, что дети познают мир  чувственно. Давно доказана  взаимосвязь  речевой, сенсорной и двигательной областей. Чем  большее  количество  информации  получит мозг ребёнка  через различные анализаторы, тем лучше ребёнок  будет функционировать, тем богаче будет его опыт.  Академик Н.Н. Поддьяков  выделяет  деятельность экспериментирования  ребёнок  выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно  воздействующий  различными способами  на окружающие его предметы  и явления  с целью более полного их познания и освоения.»

Чтобы выявить умения  детей  анализировать объект  или явление, выявлять существенные признаки и стороны ,сопоставлять  различные факты ,что напрямую  связано с развитием  любознательности ,мы провели диагностическое задание-игру  «Да-нет». Результаты показали ,что дети  не проявляют  достаточного  интереса к экспериментированию , предпочитая другие виды деятельности ,исследовательский интерес заканчивается  на уровне  минутного любопытства, дети  не стремятся делать выводы , искать причины происходящего. Дети  воспринимали  увиденное эмоционально , на уровне развлекательного   представления . Поэтому    встала  необходимость углубленной  работы  по теме   « Развитие  любознательности  детей среднего дошкольного  возраста   посредством  опытов  и экспериментов »

Проблема: На протяжении дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребёнка имеет поисково-познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

^ Цель проекта: – создание  условий для формирования основ целостного мироведения ребёнка среднего дошкольного возраста  средствами  физического эксперимента.

Задачи:

1.Расширить  представления детей  о  физических  свойствах  окружающего мира ( различные свойства веществ , основные виды и характеристики движения , основные  виды  и характеристики движения ,основные  физические явления ).

2.Повышать  уровень развития  любознательности  ,исследовательских навыков  : умение анализировать  объект или явление, выделять существенные признаки ,соблюдать  последовательность действий при проведении опытов, отбирать необходимые  материалы для самостоятельной деятельности.

3.Развивать речь: обогащать словарный запас детей , знакомить с терминами .закреплять умение давать полные ответы на поставленные   вопросы .делать выводы , строить  логические речевые  высказывания.

4.Развивать умение сотрудничать с другими детьми ,оказывать помощь друг другу.

5.Развивать эмоционально-ценностное  отношение к окружающему миру.

6.Формировать опыт выполнения  правил техники безопасности при проведении физических эксперимент

Тип проекта: практико-экспериментальный.

Объект исследования: познавательный интерес детей к объектам природы.

План реализации: 2 месяца

Участники  проекта:  воспитатель, дети средней группы, родители

Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуаций



Ожидаемый результат:

У дошкольников развиваются умения:

 активно познавать окружающий мир;

 применять разные способы детского экспериментирования;

 ставить новые вопросы и искать на них ответы самостоятельно;

 доказательно объяснять полученный результат;

У родителей повышается компетентность в вопросах детского экспериментирования.

 

Этапы реализации проекта.

 

1 этап. Подготовительный.

1. Изучение методической литературы по теме проекта.

2. Подготовка материала, оборудования для экспериментов.

3. Подбор для занятий:

- практические методы  (опыты, эксперименты);

- наглядные методы  (модели, схемы и т.д.);

- словесные методы  (пояснения, рассказ, познавательные сказки)

Основной этап:

1. Планирование экспериментальной деятельности на период с октября по декабрь - 2017 года.

2. Планирование работы с родителями по экспериментальной деятельности.

Заключительный этап:

1. Сформировать картотеку по экспериментам.

2. Создать для детей в группе уголок для самостоятельного экспериментирования.

Реализация проекта:

Основываясь на анализе системы работы в детском саду, условиях и подходах к экспериментированию, как средству развития познавательной активности детей  я спроектировала  свою последующую работу, где реализация поставленных задач будет осуществляться  в рамках нерегламентированной образовательной деятельности.

Работа будет проводиться в организованном в группе «центре экспериментирования» с небольшими группами с учетом уровня развития и познавательных интересов детей. 

 После эксперимента планирую   воспитательные моменты -  дети  самостоятельно наводят   порядок на рабочем месте (почистить и спрятать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом).

Оборудование центра экспериментирования: игровой материал и оборудование для опытно-экспериментальной деятельности с водой, песком, воздухом.

Центр «Песок-вода»: емкости разного размера, мерные кружки, стаканчики, ложки, лейки, формочки, камешки, песок, вода, трубочки, мыло, трубочки для коктейля, воронки, предметы из разных материалов (резиновые мячики, игрушки, пластмассовые пуговицы и т.д.), пластмассовые стаканчики разной формы, величины, степени прозрачности.

Центр «Воздух»: веревочки, полиэтиленовые пакеты, воздушные шарики, ленточки, флажки.

По проекту «опытно-экспериментальная деятельности по изучению неживой природы в средней группе» предусмотрена также работа с родителями.

Памятка для родителей «экспериментирование с водой» и консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

 Памятка для детей:

«Правила техники безопасности  при проведении опытов»

Аккуратно пользоваться  емкостью для воды .

Своевременно поддерживать порядок на рабочем столе

Работать нужно аккуратно, результат опыта зависит от чистоты проведения эксперимента.

Не пробовать на вкус вещества .

 

 

Планирование экспериментальной деятельности на период с октября по декабрь  2017 года.

Тема

Содержание деятельности

Цели и задачи

 

Октябрь

 

1.«Узнаем, какая вода»

Материал: игрушка –Хрюши; 2 шара воздушных разрисованных (1 большой весёлый, 1 маленький грустный) ; ватные шарики, прозрачные бутылочки, стаканы, трубочки, салфетки; мыльные пузыри; колпак; альбомные листы, гуашь, полиэтиленовые пакеты по количеству детей.

 

Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес. текучая).

2.« Волшебник - воздух»

Материал: Полиэтиленовые пакеты, воздушные шары.

Цель: Обнаружить воздух в окружающем пространстве.

 3.«Как вытолкнуть воду?»

Материал: Мерная ёмкость с водой, камешки, ложки.

Цель. Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду погружать предметы. Развивать мыслительные процессы, мелкую моторику, активизировать словарь ( край, поднимается, опускается, выше, ниже ). Поддерживать положительное отношение к своей работе и работе своих товарищей.

 4.«Как растения пьют воду?».

Материал: Пищевые красители, листья салата.

Формировать представления детей о процессе движения воды по растению. Развивать любознательность, мыслительные процессы. Содействовать заботливому отношению к растениям.

 

5.Перемещение предметов без рук.

Материал: пёрышко, вата, кубик,  бумажный кораблик, карандаш , книга.

Убедиться, что при помощи воздуха можно передвигать предметы

6. «Дождевые облака»

Материал: пластиковая прозрачная бутылка, пена для бритья, пипетки, цветная вода.

Объясняющей детям, как идет дождь.

7. «Утопи и съешь»

Материал: два апельсина, ёмкости с водой.

Доказать детям, что в апельсиновой кожуре много пузырьков воздуха.

8.Тема. "Есть ли в почве воздух?"

Банка с водой, ёмкость с примятой и рыхленной землёй.

Показать, что в почве есть воздух. Развивать мыслительные процессы, активизировать словарь детей (пузырьки, сжимаются, вытаптывать). Содействовать бережному отношению к природе.

ноябрь

«Путешествие в научную лабораторию»

 Материалы: колбы, пипетки, микроскоп, песок, вода, картофель, зубочистки, йод, камни, салфетки, спички, картон, одноразовые стаканчики пластмассовая ёмкость для проведения игры «Тонет-не тонет», картинки по теме.

изучение свойства различных предметов

2. Золушка. Статическое напряжение.

Материал: Надутый воздушный шарик, соль, перец.

 Показать детям  что такое статическое напряжение.

3 Замерзшая вода

Материалы, кусочки льда, холодная вода, тарелочки, картинка с изображением айсберга.

выявить, что лед — твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.

4 Все увидим, все узнаем

Материалы: лупы, маленькие пуговицы, бусинки, семечки кабачков, подсолнуха, мелкие камешки и прочие предметы для рассматривания, рабочие листы, цветные карандаши.

познакомить с прибором-помощником — лупой и ее назначением.

5 . «Извергающийся вулкан»

 Материал: Вулкан:

- Конус слепить из пластилина (можно взять уже однажды использовавшийся пластилин)

- Сода, 2 ст. ложки

Лава:

1.Уксус 1/3 стакана

2.Красная краска, капля

3.Капелька жидкого моющего средства, чтобы вулкан лучше пенился;

Показать детям вулкан.

6. Ловись, рыбка, и мала, и велика.

Материалы: игра магнитная «Рыбалка», магниты, мелкие предметы из разных материалов, таз с водой, рабочие листы.

выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.

7. Фокусы с магнитами

Материалы: магниты, вырезанный из пенопласта гусь с вставленным в клюв металлич. стержнем; миска с водой, банка с вареньем, и с горчицей; деревянная палочка, с одного края кот. прикреплен магнит и сверху покрыт ватой, а с другой—на конце только вата; фигурки животных на картонных подставках; коробка из-под обуви с отрезанной стенкой с одной стороны; скрепки; магнит, прикрепленный с помощью скотча к карандашу; стакан с водой, небольшие металлические стержни или иголка.

выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.

декабрь

1.«Как получаются цветные льдинки?»

Оборудование. Вода, мелкие формочки, краски, ниточки.

Выявить свойство воды замерзать на холоде. Развивать умение устанавливать простейшие связи между предметами, различать основные цвета. Вызвать интерес к изготовлению цветных льдинок, к объектам неживой природы.

2. «Откуда берётся иней?».

 

Оборудование: Термос с горячей водой, тарелка.

Показать детям  что при нагревании вода превращается в пар, пар — при охлаждении превращается в воду, вода в иней.

3. «Почему снег греет?».

 

Оборудование: Лопатки, две бутылки с тёплой водой.

Доказать детям что, снег сохраняет тепло.

4. «Животворное свойство воды».

Материал: веточки с дерева.

Показать важное свойство воды – давать жизнь живому.

5. Солёная снежинка

Материалы, которые Вам понадобятся:

- синельная проволока ("пушистая" проволока или палочки-синель);

- стеклянная банка, объемом 0,5л;

- поваренная соль (18 чайных ложек);

- белая нитка;

- деревянная палочка для подвешивания снежинки.

 

«Почему льда больше, чем воды?»

Стаканчик с водой, фломастер, кубики льда

Показать детям, что при замерзании вода расширяется. Развивать умение сравнивать свойства воды и льда, активизировать словарь. Стимулировать интерес к опытно- экспериментальной деятельности.

Итоговое мероприятие с родителями   «Неизведанное рядом»

 

 

      

 

 

 

 

Работа с родителями

1. Консультация для родителей «Организация экспериментальной работы по ознакомлению с окружающим миром».

2. Консультация для родителей «Волшебная водичка».

3. Оказание помощи в создании детской лаборатории.

4. Подбор материалов, предметов для коллекций.

5. Итоговое мероприятие с родителями   «Неизведанное рядом».

 

Результаты реализации проекта

Для создания условий по реализации проекта приобрели  различные емкости  с крышками,  4 лупы, пластмассовые бутылки, одноразовые стаканчики, жидкие красители, ванилин, сахар, соль,  полиэтиленовые пакеты, тазы для воды, иллюстрации, салфетки, фартучки, ведерки, подносы, одноразовые ложечки, термос, свечи.

Дети узнали о свойствах воды (прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес, текучая). Научились обнаружить воздух в пространстве. Умеют называть свойства предметов (твердый, мягкий, тонет, не тонет в воде). Познакомились со свойствами воды, во что она может превращаться. Для кого она нужна и для чего она нужна.  Дети научились работать с прибором-помощником — лупой .   Познакомились со способностью магнита притягивать некоторые предметы, а на некоторые предметы не реагировать. Узнали что такое статическое напряжение. Научились анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования.

Совместно с родителями и детьми провели открытое мероприятие на тему: «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты», где каждая семья совместно со своим ребенком знакомили нас со своими опытами.

Кроме того, мы оформили выставку картотек наших опытов, энциклопедий для дошкольников, зарисовки детей после проведения опытов в течение реализации нашего проекта.

 

 

 

 

 

 

Литература

1. Дыбина О. В  Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера»,2005

2.Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.

3.Поддьяков А.И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком»// Вопросы психологии, 1990. №

4.Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира// Формирование начал экологической культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира)/ Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.

5.Интернет ресурсы.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx28.44 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность:

В современном мире очень актуальна проблема воспитания, развития творческой личности. А
экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства.  Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Дошкольный  возраст – период активного роста и развития ребёнка, стремящегося всё потрогать руками ,рассмотреть, даже попробовать на вкус. Это  доказывает, что дети познают мир  чувственно. Давно доказана  взаимосвязь  речевой, сенсорной и двигательной областей. Чем  большее  количество  информации  получит мозг ребёнка  через различные анализаторы, тем лучше ребёнок  будет функционировать, тем богаче будет его опыт.  Академик Н.Н. Поддьяков  выделяет  деятельность экспериментирования  ребёнок  выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно  воздействующий  различными способами  на окружающие его предметы  и явления  с целью более полного их познания и освоения.»

Чтобы выявить умения  детей  анализировать объект  или явление, выявлять существенные признаки и стороны ,сопоставлять  различные факты ,что напрямую  связано с развитием  любознательности ,мы провели диагностическое задание-игру  «Да-нет». Результаты показали ,что дети  не проявляют  достаточного  интереса к экспериментированию , предпочитая другие виды деятельности ,исследовательский интерес заканчивается  на уровне  минутного любопытства, дети  не стремятся делать выводы , искать причины происходящего. Дети  воспринимали  увиденное эмоционально , на уровне развлекательного   представления . Поэтому    встала  необходимость углубленной  работы  по теме   « Развитие  любознательности  детей среднего дошкольного  возраста   посредством  опытов  и экспериментов »

Проблема: На протяжении дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребёнка имеет поисково-познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

^ Цель проекта: – создание  условий для формирования основ целостного мироведения ребёнка среднего дошкольного возраста  средствами  физического эксперимента.

Задачи:

1.Расширить  представления детей  о  физических  свойствах  окружающего мира ( различные свойства веществ , основные виды и характеристики движения , основные  виды  и характеристики движения ,основные  физические явления ).

2.Повышать  уровень развития  любознательности  ,исследовательских навыков  : умение анализировать  объект или явление, выделять существенные признаки ,соблюдать  последовательность действий при проведении опытов, отбирать необходимые  материалы для самостоятельной деятельности.

3.Развивать речь: обогащать словарный запас детей , знакомить с терминами .закреплять умение давать полные ответы на поставленные   вопросы .делать выводы , строить  логические речевые  высказывания.

4.Развивать умение сотрудничать с другими детьми ,оказывать помощь друг другу.

5.Развивать эмоционально-ценностное  отношение к окружающему миру.

6.Формировать опыт выполнения  правил техники безопасности при проведении физических эксперимент

Тип проекта: практико-экспериментальный.

Объект исследования: познавательный интерес детей к объектам природы.

План реализации: 2 месяца

Участники  проекта:  воспитатель, дети средней группы, родители

Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуаций



Ожидаемый результат:

У дошкольников развиваются умения:

 активно познавать окружающий мир;

 применять разные способы детского экспериментирования;

 ставить новые вопросы и искать на них ответы самостоятельно;

 доказательно объяснять полученный результат;

У родителей повышается компетентность в вопросах детского экспериментирования.

Этапы реализации проекта.

1 этап. Подготовительный.

1. Изучение методической литературы по теме проекта.

2. Подготовка материала, оборудования для экспериментов.

3. Подбор для занятий:

- практические методы  (опыты, эксперименты);

- наглядные методы  (модели, схемы и т.д.);

- словесные методы  (пояснения, рассказ, познавательные сказки)

Основной этап:

1. Планирование экспериментальной деятельности на период с октября по декабрь - 2017 года.

2. Планирование работы с родителями по экспериментальной деятельности.

Заключительный этап:

1. Сформировать картотеку по экспериментам.

2. Создать для детей в группе уголок для самостоятельного экспериментирования.

Реализация проекта:

Основываясь на анализе системы работы в детском саду, условиях и подходах к экспериментированию, как средству развития познавательной активности детей  я спроектировала  свою последующую работу, где реализация поставленных задач будет осуществляться  в рамках нерегламентированной образовательной деятельности.

Работа будет проводиться в организованном в группе «центре экспериментирования» с небольшими группами с учетом уровня развития и познавательных интересов детей.  

 После эксперимента планирую   воспитательные моменты -  дети  самостоятельно наводят   порядок на рабочем месте (почистить и спрятать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом).

Оборудование центра экспериментирования: игровой материал и оборудование для опытно-экспериментальной деятельности с водой, песком, воздухом.

Центр «Песок-вода»: емкости разного размера, мерные кружки, стаканчики, ложки, лейки, формочки, камешки, песок, вода, трубочки, мыло, трубочки для коктейля, воронки, предметы из разных материалов (резиновые мячики, игрушки, пластмассовые пуговицы и т.д.), пластмассовые стаканчики разной формы, величины, степени прозрачности.

Центр «Воздух»: веревочки, полиэтиленовые пакеты, воздушные шарики, ленточки, флажки.

По проекту «опытно-экспериментальная деятельности по изучению неживой природы в средней группе» предусмотрена также работа с родителями.

Памятка для родителей «экспериментирование с водой» и консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

 Памятка для детей:

«Правила техники безопасности  при проведении опытов»

Аккуратно пользоваться  емкостью для воды .

Своевременно поддерживать порядок на рабочем столе

Работать нужно аккуратно, результат опыта зависит от чистоты проведения эксперимента.

Не пробовать на вкус вещества .

Планирование экспериментальной деятельности на период с октября по декабрь  2017 года.

Тема

Содержание деятельности

Цели и задачи

Октябрь

1.«Узнаем, какая вода»

Материал: игрушка –Хрюши; 2 шара воздушных разрисованных (1 большой весёлый, 1 маленький грустный) ; ватные шарики, прозрачные бутылочки, стаканы, трубочки, салфетки; мыльные пузыри; колпак; альбомные листы, гуашь, полиэтиленовые пакеты по количеству детей.

Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес. текучая).

2.« Волшебник - воздух»

Материал: Полиэтиленовые пакеты, воздушные шары.

Цель: Обнаружить воздух в окружающем пространстве.

 3.«Как вытолкнуть воду?»

Материал: Мерная ёмкость с водой, камешки, ложки.

Цель. Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду погружать предметы. Развивать мыслительные процессы, мелкую моторику, активизировать словарь ( край, поднимается, опускается, выше, ниже ). Поддерживать положительное отношение к своей работе и работе своих товарищей.

 4.«Как растения пьют воду?».

Материал: Пищевые красители, листья салата.

Формировать представления детей о процессе движения воды по растению. Развивать любознательность, мыслительные процессы. Содействовать заботливому отношению к растениям.

5.Перемещение предметов без рук.

Материал: пёрышко, вата, кубик,  бумажный кораблик, карандаш , книга.

Убедиться, что при помощи воздуха можно передвигать предметы

6. «Дождевые облака»

Материал: пластиковая прозрачная бутылка, пена для бритья, пипетки, цветная вода.

Объясняющей детям, как идет дождь.

7. «Утопи и съешь»

Материал: два апельсина, ёмкости с водой.

Доказать детям, что в апельсиновой кожуре много пузырьков воздуха.

8.Тема. "Есть ли в почве воздух?"

Банка с водой, ёмкость с примятой и рыхленной землёй.

Показать, что в почве есть воздух. Развивать мыслительные процессы, активизировать словарь детей (пузырьки, сжимаются, вытаптывать). Содействовать бережному отношению к природе.

ноябрь

«Путешествие в научную лабораторию»

 Материалы: колбы, пипетки, микроскоп, песок, вода, картофель, зубочистки, йод, камни, салфетки, спички, картон, одноразовые стаканчики пластмассовая ёмкость для проведения игры «Тонет-не тонет», картинки по теме.

изучение свойства различных предметов

2. Золушка. Статическое напряжение.

Материал: Надутый воздушный шарик, соль, перец.

 Показать детям  что такое статическое напряжение.

3 Замерзшая вода

Материалы, кусочки льда, холодная вода, тарелочки, картинка с изображением айсберга.

выявить, что лед — твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.

4 Все увидим, все узнаем

Материалы: лупы, маленькие пуговицы, бусинки, семечки кабачков, подсолнуха, мелкие камешки и прочие предметы для рассматривания, рабочие листы, цветные карандаши.

познакомить с прибором-помощником — лупой и ее назначением.

5 . «Извергающийся вулкан»

 Материал: Вулкан:

- Конус слепить из пластилина (можно взять уже однажды использовавшийся пластилин)

- Сода, 2 ст. ложки

Лава:

1.Уксус 1/3 стакана

2.Красная краска, капля

3.Капелька жидкого моющего средства, чтобы вулкан лучше пенился;

Показать детям вулкан.

6. Ловись, рыбка, и мала, и велика.

Материалы: игра магнитная «Рыбалка», магниты, мелкие предметы из разных материалов, таз с водой, рабочие листы.

выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.

7. Фокусы с магнитами

Материалы: магниты, вырезанный из пенопласта гусь с вставленным в клюв металлич. стержнем; миска с водой, банка с вареньем, и с горчицей; деревянная палочка, с одного края кот. прикреплен магнит и сверху покрыт ватой, а с другой—на конце только вата; фигурки животных на картонных подставках; коробка из-под обуви с отрезанной стенкой с одной стороны; скрепки; магнит, прикрепленный с помощью скотча к карандашу; стакан с водой, небольшие металлические стержни или иголка.

выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.

декабрь

1.«Как получаются цветные льдинки?»

Оборудование. Вода, мелкие формочки, краски, ниточки.

Выявить свойство воды замерзать на холоде. Развивать умение устанавливать простейшие связи между предметами, различать основные цвета. Вызвать интерес к изготовлению цветных льдинок, к объектам неживой природы.

2. «Откуда берётся иней?».

Оборудование: Термос с горячей водой, тарелка.

Показать детям  что при нагревании вода превращается в пар, пар — при охлаждении превращается в воду, вода в иней.

3. «Почему снег греет?».

Оборудование: Лопатки, две бутылки с тёплой водой.

Доказать детям что, снег сохраняет тепло.

4. «Животворное свойство воды».

Материал: веточки с дерева.

Показать важное свойство воды – давать жизнь живому.

5. Солёная снежинка

Материалы, которые Вам понадобятся:

- синельная проволока ("пушистая" проволока или палочки-синель);

- стеклянная банка, объемом 0,5л;

- поваренная соль (18 чайных ложек);

- белая нитка;

- деревянная палочка для подвешивания снежинки.

«Почему льда больше, чем воды?»

Стаканчик с водой, фломастер, кубики льда

Показать детям, что при замерзании вода расширяется. Развивать умение сравнивать свойства воды и льда, активизировать словарь. Стимулировать интерес к опытно- экспериментальной деятельности.

Итоговое мероприятие с родителями   «Неизведанное рядом»

Работа с родителями

1. Консультация для родителей «Организация экспериментальной работы по ознакомлению с окружающим миром».

2. Консультация для родителей «Волшебная водичка».

3. Оказание помощи в создании детской лаборатории.

4. Подбор материалов, предметов для коллекций.

5. Итоговое мероприятие с родителями   «Неизведанное рядом».

Результаты реализации проекта

Для создания условий по реализации проекта приобрели  различные емкости  с крышками,  4 лупы, пластмассовые бутылки, одноразовые стаканчики, жидкие красители, ванилин, сахар, соль,  полиэтиленовые пакеты, тазы для воды, иллюстрации, салфетки, фартучки, ведерки, подносы, одноразовые ложечки, термос, свечи.

Дети узнали о свойствах воды (прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес, текучая). Научились обнаружить воздух в пространстве. Умеют называть свойства предметов (твердый, мягкий, тонет, не тонет в воде). Познакомились со свойствами воды, во что она может превращаться. Для кого она нужна и для чего она нужна.  Дети научились работать с прибором-помощником — лупой .   Познакомились со способностью магнита притягивать некоторые предметы, а на некоторые предметы не реагировать. Узнали что такое статическое напряжение. Научились анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования.

Совместно с родителями и детьми провели открытое мероприятие на тему: «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты», где каждая семья совместно со своим ребенком знакомили нас со своими опытами.

Кроме того, мы оформили выставку картотек наших опытов, энциклопедий для дошкольников, зарисовки детей после проведения опытов в течение реализации нашего проекта.

Литература

1. Дыбина О. В  Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера»,2005

2.Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.

3.Поддьяков А.И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком»// Вопросы психологии, 1990. №

4.Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира// Формирование начал экологической культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира)/ Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.

5.Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Играя, познаем Ямал!"

Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. С учё...

Презентация проекта "Экспериментируя - познаем окружающий мир"

Наверное, каждый воспитатель за свою педагогическую практику не раз слышал от детей интересующие вопросы: «А откуда появляются сосульки? Откуда появилась лужа? «Почему качаются  деревья?»  Д...

Мини-проект "Я познаю себя!"

«Здоровье детей – богатство нации.» Это высказывание не утрачивает своей актуальности во все времена. Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребёнка привычку к физической культуре, чисто...

Проект «Интересуясь – познаем, познавая – развиваемся».

Длительность проекта: долгосрочный. Вид проекта: практико-ориентированный.Поблема:  Недостаточно высокий профессиональный уровень молодых воспитателей в условиях внедрения   ФГОС Д...

Проект «Интересуясь – познаем, познавая – развиваемся».

Длительность проекта: долгосрочный. Вид проекта: практико-ориентированный.Поблема:  Недостаточно высокий профессиональный уровень молодых воспитателей в условиях внедрения   ФГОС Д...

Проект «Интересуясь – познаем, познавая – развиваемся».

Длительность проекта: долгосрочный. Вид проекта: практико-ориентированный.Поблема:  Недостаточно высокий профессиональный уровень молодых воспитателей в условиях внедрения   ФГОС Д...

Проект "Мир познаем вместе"

Игры с песком и водой...