Главные вкладки

    ИКТ в работе музыкального руководителя (из опыта работы)
    статья на тему

    Иващенко Елена Николаевна

    Об использовании инновационных компьютерных технологий в музыкальном развитии дошкольников, что способствует качественному улучшению учебно-воспитательного процесса, делает его более увлекательным, насыщенным и комфортным для детей и педагога, охватывает все этапы музыкальной деятельности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ikt_v_rabote.docx678.45 КБ

    Предварительный просмотр:

    ИКТ в работе музыкального руководителя ДОУ.

                                                         Из опыта работы Иващенко Е.Н.

            Работа в современном дошкольном образовательном учреждении требует от музыкального руководителя применения новых технологий, направленных на эффективное усвоение детьми содержания образовательных программ в условиях ФГОС, способствующих формированию человека современного общества. Музыкальная деятельность занимает особое место в жизни ребёнка, так как музыка – это источник детской радости, положительных эмоций, познания и возможности самовыражения. Чтобы обучение для ребёнка стало интересней, насыщенней, давало детям возможность активного участия в процессе познания и творчества, в дошкольном учреждении должны использоваться методы и приёмы, отвечающие запросам современных детей. Изменение окружающей жизни диктует необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых технологий.

        Музыкальная деятельность оказывает влияние не только на развитие творческих сторон личности ребёнка, но и на сферу познавательного развития.     В современном образовательном учреждении созданию музыкальной предметно-развивающей среды отводится особая роль.

              Поэтому одна из моих целей в работе - найти инновационные подходы в обучении и построении музыкально-игрового пространства, создание комфортных условий для усвоения программного материала. Ведь от того, насколько продуктивна, интересна и доступна музыкальная предметно-развивающая среда в музыкальном зале и в групповых музыкальных уголках, зависят показатели музыкального и личностного развития каждого ребенка, уровень его активности, эмоциональное состояние.

        При создании предметно-развивающей среды я стараюсь учитывать различные факторы: возраст детей, их потребности и увлечения, требования программы воспитания и обучения, нормы СанПиН, методические разработки. Я вижу и понимаю, что современные дети во многом отличаются от своих сверстников, которые воспитывались в детском саду 10–20 лет назад.                   У современных детей иные физиологические, психологические особенности, кроме этого, они по-другому воспринимают окружающий мир, который, в свою очередь, также претерпел значительные изменения. Современная музыкальная развивающая среда должна носить проблемный характер. Все это позволяет детям фантазировать, творить, сравнивать, моделировать, размышлять, решать проблемные ситуации. Поэтому нормой музыкальной жизни в детском саду становится постоянное использование ИКТ в образовательной деятельности, на мероприятиях и музыкальных праздниках.

                   Использование компьютера в учебном процессе даёт, во-первых, дополнительную учебную информацию, во-вторых, это разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и динамический (слайды, анимации, видеоматериалы). А это мощное средство повышения эффективности обучения, усиление мотивации дошкольника, занимательного интереса. Использование новых приёмов объяснения и закрепления в игровой форме повышает непроизвольное внимание детей. Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход, позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала.

                 Например,

    • знакомство с новой темой я сопровождаю показом слайдов, видеофрагментов, фотографий;
    • при слушании музыки использую показ репродукций картин художников и портретов композиторов;
    • демонстрирую графический материал (модели, схемы);
    • моделирую сюжеты и явления, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.
    • “посещаем” с детьми музеи, театры, концерты;    

             В НОД я использую презентации по темам: «Музыкальные инструменты», «Оркестр», «Композиторы». С помощью обучающих мультимедийных программ знакомлю детей с основами музыкальной грамоты: они узнают о нотном стане и нотах, знакомятся с высотой, длительностью звуков, динамикой, темпом и тембрами музыки, основными музыкальными жанрами (песня, танец, марш- в младших группах, опера, балет – в старших), а также узнают такие термины как «соло», «дуэт», «трио», «ансамбль», «композитор», «исполнитель», «дирижёр» и многое другое. Более прочному усвоению музыкальных понятий и терминов способствуют мультимедийные дидактические игры: «Угадай, что звучит», «Короткие и длинные звуки», «3 медведя», «Песня, танец, марш», «Весело-грустно» и др. Благодаря методу наглядности у детей активнее развиваются музыкально-сенсорные и общие музыкальные способности: ладовысотный, звуковысотный и тембровый слух, чувство ритма.

    C:\Users\Windows 7\Pictures\ДС\ДС03.2015\P3190069.JPG

             Музыкальные клипы и показ репродукций великих художников на тему «Природа и музыка» позволяют комплексно подойти к обучению детей восприятию музыки, способствуют более полному пониманию красоты и богатства музыкальной культуры человечества, развитию эстетического восприятия окружающего мира. Дети с удовольствием слушают сопровождаемые красочными слайдами и видеосюжетами произведения П. И. Чайковского и А. Вивальди из цикла «Времена года», окунаются в сказочную атмосферу музыки Грига, Сен-Санса, Римского-Корсакова, Мусоргского. Такое слушание музыкальных произведений способствует развитию образного восприятия.

        C:\Users\Windows 7\Pictures\ДС\ДС1\PB060051.JPG   

     В разделе «Пение» для разучивания новых песен использую такой дидактический приём: на экране появляются картинки, соответствующие словам песни, и ребёнок должен узнать песню  по картинкам и  исполнить  её. Этот приём закрепляет   ранее разученные песни, тренирует память. Дети очень любят дидактическую игру на развитие дикции и выразительности речи «Сказка говорит», где они пропевают  короткие фразы, пословицы и поговорки, подражая голосам  сказочных  героев или животных, которых  видят  на  экране. 

               В разделе «Игра на  музыкальных инструментах»  компьютерные презентации и  игры помогают детям запоминать названия музыкальных инструментов, вовремя вступать, соблюдать общий темп и динамику при игре в оркестре.

                 Весёлые занятия с использованием такого дидактического материала помогают преодолению излишней застенчивости, скованности повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, мышления, расширяет музыкальное воспитание ребёнка.

               В музыкальной жизни нашего детского сада широко используется мультимедийная техника.  Так, праздники и развлечения сопровождаются показом красочных слайдов с соответствующей музыкой по теме праздникаИспользование компьютерных технологий помогает мне и в такой сложной в настоящее время теме как знакомство с народными праздниками и традициями.

        Таким образом, использование инновационных компьютерных технологий в музыкальном развитии дошкольников способствует качественному улучшению учебно-воспитательного процесса, делает его более увлекательным, насыщенным и комфортным для детей и педагога, охватывает все этапы музыкальной деятельности.

    Литература:

    1. Радынова, О.П. «Дошкольный возраст: как формировать основы музыкальной культуры» //«Музыкальный руководитель» 2005.- №1. –с.3

    2. Радынова О.П. «Дошкольный возраст - задачи музыкального воспитания» //  Дошкольное воспитание 1994.- № 2, с. 24 - 30

    3. Тарасова, К.В. «Развитие музыкальных способностей в дошкольном детстве» //«Музыкальный руководитель» 2010 г . - №1. – с.10

    4. Белов Г. Г., Горбунова И. И., Горельченко А. В. Музыкальный компьютер (новый инструмент музыканта). – Спб.: СМИО Пресс 2010.

    5. Дебердеева, Т. Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества/ Т. Х. Дебердеева// Инновации в образовании. — 2010. — № 3. – с. 79


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Здоровьесберегающие технологии в работе музыкального руководителя (из опыта работы).

     Планирование работы по здоровьесбережению:самостоятельная деятельность детейсовместная деятельность педагога и детейработа с детьми ОВЗвзаимодействие с родителями...

    Создание условий, активизирующих самостоятельную музыкальную деятельность. (Из опыта работы музыкального руководителя МАДОУ детского сада «Буратино» п. Пруды Вдовцевой О.Д.)

    Создание условий, активизирующих самостоятельную музыкальную деятельность.(Из опыта работы музыкального руководителя МАДОУ детского сада «Буратино» п. Пруды Вдовцевой О.Д.)...

    Из опыта работы «Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя»

     Здоровье человека- актуальная  тема  для разговора во все времена. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Экологические проблемы, химические добавк...

    Консультация для музыкальных руководителей: «Взаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движений»

    Если говорить вам сложно –Музыка всегда поможет! Построение коррекционно – педагогического процесса развития речи детей логопедического пункта на музыкальных занятиях в н...

    Использование образовательных технологий в работе музыкального руководителя (Из опыта работы)

    Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении. на современном этапе, наполняется новым содержанием - растить человека способного к самостоятельному творческому труду, личнос...