«Путешествие Капельки»
план-конспект занятия на тему

Елисеева Зинаида Васильевна

Форма обучения: нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности детей.

Количество детей: подгруппа

Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.

Программноесодержание:

  • Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;
  • Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды;
  • Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность;
  • Обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы;
  • Активизировать словарь детей словами: круговорот воды, пресная вода, лаборатория, парообразные вещества
  • Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
  • Воспитывать аккуратность при работе; умение работать сообща.

Предварительнаяработа:

  • Беседа с детьми о значении воды
  • Чтение стихотворения Н.Николаенко «Дождик-душ»
  • Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н.А.Рыжовой
  • Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды»
  • Чтениесказки «ПутешествиеКапельки»
  • Проведение отдельных опытов с водой (см. папки «Опыты в картинках» и «Картотеку опытов»

 

Ребята, давайте поздороваемся! Проходите, садитесь на стульчики.

Дети, вы любите смотреть мультфильмы? (Да). Я для вас принесла мультфильм, который называется «Возвращайся, Капитошка!»

(Дети смотрят мультфильм «Возвращайся,  Капитошка»)

Под музыку

Появляется Капитошка:  Вот я и вернулась. Здравствуйте, дети. Здравствуйте, взрослые. Вы меня узнали? Я водяная капелька – КАПИТОШКА.

Дети, давайте знакомиться, я Капитошка. Ты Саша, а я Капитошка. Ты Аня, а я Капитошка……Вот и познакомились. (знакомится с детьми за руку)

(Садится перед детьми на стульчик).

Капитошка:  Дети, а  чтовы знаете о воде? (Вода – это жидкость. Вода  занимает большую часть земли. Для чего нужна вода? Вода нужна, чтобы пить, стирать, мыться.) Молодцы,  вы много знаете о воде.

Капитошка: Дети, а еще вода бывает в  трех состояниях. (Твердой, жидкой, газообразной). (Давайте с вами на доске отобразим схему трех состояний воды). Правильно,  лед это вода в твердом состоянии, вода жидкость, пар- это газообразное состояние воды. Молодцы!

 

Повторите, в каких в  трех состояниях бывает вода?
 

Дети, послушайте историю, которая со мной произошла.
Жил я когда-то в большом-большом океане. Но жил я не один, вместе со мной жили мои сестры и братья, нас было очень много. Однажды в жаркий день мы так разыгрались, что я оторвался от своих братьев и сестер, стал невесомым, легким и полетел вверх”.

Капитошка: Дети, как вы думаете, что произошло с водой в жаркий день? (Вода превратилась в пар).

Капитошка: Давайте вспомним, в какую погоду быстрее высыхает белье? (В жаркую).

Капитошка: Многие хозяйки вывешивают белье на улицу и зимой. Какой можно сделать вывод? (В холодную погоду тоже происходит испарение).

Капитошка: Послушайте  мой рассказ дальше…
Летел я, летел вверх, так интересно было рассматривать землю сверху, а ветер относил меня все дальше, и на своем пути я все чаще стал встречать моих братьев и сестер. Нас уже было целое облако. Но вдруг подул холодный ветер. Мы начали мерзнуть и стали прижиматься друг к другу, чтобы хоть как-то согреться”.

Капитошка: - Какой процесс я описал? (Пар превратился в капельки).

Во что они превращаются зимой? (В льдинки- снежинки)
 

Послушайте  мой рассказ дальше…
Мы превратились в большую тяжелую каплю и уже не могли удержаться высоко над землей и начали падать вниз. Мне было очень интересно, куда же я упаду и что нового увижу”.
Капитошка: В виде чего выпала на землю капля? (В виде осадков)
И приземлился я в речку, и снова встретился там со своими братьями и сестрами. Мы снова стали весело жить и играть. А мне так понравилось путешествовать, что я все время ждал, когда же такой момент наступит снова”.
Капитошка: Дети, давайте построим схему путешествия Капельки.Дети, подойдем к фланелеграфу.

Когда солнце нагревает поверхность водоёма, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождя, зимой – снега. Так происходит круговорот воды в природе.

На доске строится схема “ Круговорота воды”. 



Круговорот воды в природе происходит непрерывно: где-то вода испаряется, где-то выпадает в виде осадков.

Физкультминутка

К речке быстрой мы спустились,

(шагаем на месте)

Наклонились и умылись.

(наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре,

(хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились.

(встряхиваем руками)

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс.

(круги двумя руками вперед)

Одной, другой – это кроль.

(круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин.

(прыжки на месте)

Вышли на берег крутой

(шагаем на месте)

И отправились домой.

- Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это  место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)

- Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим.(Надеть головные уборы  ученых.Капитошка надевает головной убор и мантию.)

- Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются по два человека за один стол.)

        - Приступим к нашему исследованию.

        

Опыт 1. Какой формы вода? (Выполняют все дети).

        Как вы думаете, а имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.

        

        Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. (Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы, и вывешивает на магнитную доску)

 

 Опыт 2.А теперь я вам покажу фокусы.

(На подносе стоят три баночки с водой и крышками. На дне каждой крышки нанесена капля краски определенного цвета: красная, синяя, зеленая. Хлопает три раза в ладоши. Детипоочередно берут  баночку, встряхивают её, Капитошка произносит слова.)

 Была вода студеная, стала вода – ЗЕЛЕНАЯ.

Какого цвета стала вода?

Дети:

Зеленая!

Капитошка: Проделай этот фокус Саша. Хлопни три раза в ладоши. Встряхни баночку.

Капитошка:Была вода прекрасная, стала вода –КРАСНАЯ

Какого цвета стала вода?

Дети:

Красная!

Капитошка:Была вода зимняя, стала вода –СИНЯЯ.

Какого цвета стала вода?

Дети:

Синяя!

Вывод: Как изменяется прозрачность воды? Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. Итак, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость, но может окрашиваться.  Баночка с чистой водой и 3 баночки с краской.

Итог занятия. Итак, уважаемые исследователи. Проделав ряд опытов, мы с вами узнали много интересного о таком простом веществе как вода. Она может быть  жидкой, твердой, газообразной. Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится,  вода прозрачная жидкость, но может окрашиваться. Уважаемые, коллеги, нам пора из нашей лаборатории возвращаться в детский сад, но мы с вами обязательно ещё раз встретимся.

А в подарок я вам оставляю игрушки, с которыми можно играть в воде. Дети, пойдемте я вас провожу в группу.  До свидания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл forma_obucheniya.docx22.81 КБ

Предварительный просмотр:

Форма обучения: нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности детей.

Количество детей: подгруппа

Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.

Программноесодержание:

  • Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;
  • Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды;
  • Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность;
  • Обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы;
  • Активизировать словарь детей словами: круговорот воды, пресная вода, лаборатория, парообразные вещества
  • Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
  • Воспитывать аккуратность при работе; умение работать сообща.

Предварительнаяработа: 

  • Беседа с детьми о значении воды
  • Чтение стихотворения Н.Николаенко «Дождик-душ»
  • Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н.А.Рыжовой
  • Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды»
  • Чтениесказки «ПутешествиеКапельки»
  • Проведение отдельных опытов с водой (см. папки «Опыты в картинках» и «Картотеку опытов»

Ребята, давайте поздороваемся! Проходите, садитесь на стульчики.

Дети, вы любите смотреть мультфильмы? (Да). Я для вас принесла мультфильм, который называется «Возвращайся, Капитошка!»

(Дети смотрят мультфильм «Возвращайся,  Капитошка»)

Под музыку

Появляется Капитошка:  Вот я и вернулась. Здравствуйте, дети. Здравствуйте, взрослые. Вы меня узнали? Я водяная капелька – КАПИТОШКА.

Дети, давайте знакомиться, я Капитошка. Ты Саша, а я Капитошка. Ты Аня, а я Капитошка……Вот и познакомились. (знакомится с детьми за руку)

(Садится перед детьми на стульчик).

Капитошка:  Дети, а  чтовы знаете о воде? (Вода – это жидкость. Вода  занимает большую часть земли. Для чего нужна вода? Вода нужна, чтобы пить, стирать, мыться.) Молодцы,  вы много знаете о воде.

Капитошка: Дети, а еще вода бывает в  трех состояниях. (Твердой, жидкой, газообразной). (Давайте с вами на доске отобразим схему трех состояний воды). Правильно,  лед это вода в твердом состоянии, вода жидкость, пар- это газообразное состояние воды. Молодцы!

http://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/521/520068/520068_html_m6856d05f.png

Повторите, в каких в  трех состояниях бывает вода?

Дети, послушайте историю, которая со мной произошла.
Жил я когда-то в большом-большом океане. Но жил я не один, вместе со мной жили мои сестры и братья, нас было очень много. Однажды в жаркий день мы так разыгрались, что я оторвался от своих братьев и сестер, стал невесомым, легким и полетел вверх”.

Капитошка: Дети, как вы думаете, что произошло с водой в жаркий день? (Вода превратилась в пар).

Капитошка: Давайте вспомним, в какую погоду быстрее высыхает белье? (В жаркую).

Капитошка: Многие хозяйки вывешивают белье на улицу и зимой. Какой можно сделать вывод? (В холодную погоду тоже происходит испарение).

Капитошка: Послушайте  мой рассказ дальше…
Летел я, летел вверх, так интересно было рассматривать землю сверху, а ветер относил меня все дальше, и на своем пути я все чаще стал встречать моих братьев и сестер. Нас уже было целое облако. Но вдруг подул холодный ветер. Мы начали мерзнуть и стали прижиматься друг к другу, чтобы хоть как-то согреться”.

Капитошка: - Какой процесс я описал? (Пар превратился в капельки).

Во что они превращаются зимой? (В льдинки- снежинки)

Послушайте  мой рассказ дальше…
Мы превратились в большую тяжелую каплю и уже не могли удержаться высоко над землей и начали падать вниз. Мне было очень интересно, куда же я упаду и что нового увижу”.
Капитошка: В виде чего выпала на землю капля? (В виде осадков)
И приземлился я в речку, и снова встретился там со своими братьями и сестрами. Мы снова стали весело жить и играть. А мне так понравилось путешествовать, что я все время ждал, когда же такой момент наступит снова”.
Капитошка: Дети, давайте построим схему путешествия Капельки.Дети, подойдем к фланелеграфу.

Когда солнце нагревает поверхность водоёма, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождя, зимой – снега. Так происходит круговорот воды в природе.

На доске строится схема “ Круговорота воды”. 
Круговорот воды в природе происходит непрерывно: где-то вода испаряется, где-то выпадает в виде осадков.

Физкультминутка

К речке быстрой мы спустились,

(шагаем на месте)

Наклонились и умылись.

(наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре,

(хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились.

(встряхиваем руками)

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс.

(круги двумя руками вперед)

Одной, другой – это кроль.

(круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин.

(прыжки на месте)

Вышли на берег крутой

(шагаем на месте)

И отправились домой.

- Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это  место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)

- Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим.(Надеть головные уборы  ученых.Капитошка надевает головной убор и мантию.)

- Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются по два человека за один стол.)

        - Приступим к нашему исследованию.

        

Опыт 1. Какой формы вода? (Выполняют все дети).

        Как вы думаете, а имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.

        

        Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. (Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы, и вывешивает на магнитную доску)

 

 Опыт 2.А теперь я вам покажу фокусы.

(На подносе стоят три баночки с водой и крышками. На дне каждой крышки нанесена капля краски определенного цвета: красная, синяя, зеленая. Хлопает три раза в ладоши. Детипоочередно берут  баночку, встряхивают её, Капитошка произносит слова.)

 Была вода студеная, стала вода – ЗЕЛЕНАЯ.

Какого цвета стала вода?

Дети:

Зеленая!

Капитошка: Проделай этот фокус Саша. Хлопни три раза в ладоши. Встряхни баночку.

Капитошка:Была вода прекрасная, стала вода –КРАСНАЯ

Какого цвета стала вода?

Дети:

Красная!

Капитошка:Была вода зимняя, стала вода –СИНЯЯ.

Какого цвета стала вода?

Дети:

Синяя!

Вывод: Как изменяется прозрачность воды? Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. Итак, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость, но может окрашиваться.  Баночка с чистой водой и 3 баночки с краской.

Итог занятия. Итак, уважаемые исследователи. Проделав ряд опытов, мы с вами узнали много интересного о таком простом веществе как вода. Она может быть  жидкой, твердой, газообразной. Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится,  вода прозрачная жидкость, но может окрашиваться. Уважаемые, коллеги, нам пора из нашей лаборатории возвращаться в детский сад, но мы с вами обязательно ещё раз встретимся.

А в подарок я вам оставляю игрушки, с которыми можно играть в воде. Дети, пойдемте я вас провожу в группу.  До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие «Путешествие капельки».

уточнить представления детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без нее не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела, всех предметов, кот...

Интегрированое занятие в старшей группе "Путешествие капельки". Экология + развитие речи.

На занятии дети в увлекательной форме знакомятся с круговоротом воды в природе, упражняются в составлении сложных предложений, развивают графические навыки. Занятие способствует развитию воображения, ...

КОНСПЕКТ ИГРОВОГО ЗАНЯТИЯ/старшая гриппа/."ПУТЕШЕСТВИЕ КАПЕЛЬКИ"

Познавательное  игра- занятие ,ознакомление с окружающей средой....

Конспет занятия " Путешествие капельки"

Конспект занятия "Путешествие капельки" с приёмами мнемотехники.(интектуального тренинга)...

Интегрированное занятие "Путешествие капельки"

Детей знакомят с круговоротом воды в природе. В гости приходит капелька, с которой дети путешествуют, исполняя песни, пляски, игры и хороводы....

Конспект развлечения- авторской сказки "Путешествие капельки"

Маленьким детям даётся понятие о круговороте воды в природе...

Сказка про капельку "Путешествие капельки"

Сказку "Путешествие капельки" можно использовать при проведении тематической недели "Праздник воды и земли" в средней группе по речевому развитию .Цель:  формировать  нач...