Экскурсия в мини-музей «Хохлома»
план-конспект занятия на тему

Андрусик Татьяна Александровна

- познакомить с историей промысла и особенностями хохломской росписи;

- развивать интерес к народным традициям и обычаям;

- продолжить воспитывать у детей интерес к народным промыслам и желание их изучать;

- воспитывать в детях любовь к русскому народному творчеству;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_ekskursii.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Экскурсия в мини-музей

«Хохлома»

  Цели.

- познакомить с историей промысла и особенностями хохломской росписи;

- формировать у воспитанников  навыки   различать характерные признаки техники работы с деревом;

- развивать интерес к народным традициям и обычаям;

- продолжить воспитывать у детей интерес к народным промыслам и желание их изучать;

- воспитывать в детях любовь к русскому народному творчеству;

-  развивать навыки составления рассказа о предмете, закрепление в памяти назначение старинной русской посуды: ендовы, братины, ковша.

Материал: предметы народного прикладного искусства и их изображения; аудиозапись мелодии « Золотая хохлома»

Ход  экскурсии.

 

I. Экскурсовод:  Сегодня мы познакомимся с работой мастеров деревянного промысла. Я приглашаю вас на экскурсию в наш мини-музей «Золотая Хохлома».

II. Экскурсовод: А почему Хохлому называют золотой мы с вами узнаем немного позже?

    Дерево всегда было одним из самых доступных и любимых материалов русских умельцев. Один из деревянных промыслов зародился в Нижегородской области, в окрестностях г.Нижний Новгород. Здесь находится село с весёлым названием Хохлома. В селе делают посуду из мягких пород деревьев (липы, берёзы, ольхи). Посуду изготавливали и во многих окрестных сёлах, а затем свозили в Хохлому. И уже оттуда она отправлялась на ярмарки.

   

   Роспись хохломских изделий полна неповторимого своеобразия и уходит корнями в прошлое. Вначале основной узор напоминал детское изображение солнца. Он назывался «рыжик», «ярило», «красное». В дальнейшем появились ягоды, листья, цветы и травка. Чёрно-красная травка по золотистому фону считается классической для хохломской росписи. Другой традиционный узор получил название «кудрины».

   Искусство росписи передавалось из поколение в поколение – от отца к сыну, от деда к внуку. Дети приобщались к росписи по дереву с ранних лет и к 14-15 годам становились настоящими мастерами. У каждого был свой «почерк», свои любимые узоры.

Об узорах вам расскажут наши помощники:

(дети группы в стихаха рассказывают о росписи)

На черный фон, как ночь густая,

Ложилась краска золотая,

А сочных ягод красный цвет

Похож на утренний рассвет.

Вот кружевной листок калины,

Алеют кисточки рябины,

Вот здесь петух, а там цветы –

Все небывалой красоты.

Здесь ветки нежно изогнулись,

К траве – муравушке пригнулись.

И птица жар над всем сияет,

Все ярким светом озаряет.

 I. Экскурсовод:

Давайте и мы с вами рассмотрим изделия хохломских мастеров.

Как волшебница жар-птица

Не выходит из ума,

Чародейка-мастерица,

Золотая Хохлома!

И богата, и красива,

Гостю рада от души.

Кубки, чаши и ковши.

И чего в них только нету:

Гроздья алые рябин,

Маки солнечного света

И ромашки луговин.

          (дети рассматривают хохломские изделия, звучит музыка)

Особенно красивой росписью украшали предметы, предназначенные для торжественных событий.

   А сейчас, ребята, возьмите любое понравившееся изделие, ещё раз внимательно посмотрите и ответьте на вопросы.

   Какие цвета использует художник? Правильно, есть чёрный, красный, встречается зелёный и золотой цвет. Теперь вы понимаете, почему говорят «Золотая Хохлома»?

   Назовите элементы узора (есть ягоды, листья, цветы, травка).

Обратите внимание на композицию: плавно изогнутые ветки с ягодами, листьями. «Травка» занимает всё пространство между ними. Она лёгкая, изогнутая. Узор занимает почти всю поверхность. Край изделия украшен прямой каймой.

   У вас в руках очень красивые и разные предметы. Кто хочет рассказать о своём изделии. Надо назвать предмет, для чего предназначен, каким узором украшен, какое настроение вызывает.

   Рассказы детей (2-3).

Итог: Как видите, русский народ богат своей фантазией, умением работать. Но даже самый умный и талантливый мастер говорит о том, что и он когда-то ничего не умел. Есть даже такая пословица: «Всему можно научиться – важно только не лениться».

     На этом наша экскурсия заканчивается. Спасибо за участие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсия в мини – музей «Транспорт» Тема экскурсии: «Знакомство с видами специального транспорта: пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина»

Тема «Транспорт на страже жизни и здоровья человека» Группа: средняя, 4 экскурсовода, гости из другой группы среднего возраста. Цель экскурсии: создать условия для обогащения представлений детей о мир...

Экскурсия в мини-музей группы "Золотая хохлома"

Ознакомление дошкольников с художественным промыслом "Хохломская роспись"...

мини-музей "Золотая хохлома"

В нашем детском саду ведется большая работа по ознакомлению с декоративно -прикладным искусством.В нашей группе был создан музей "Золотая хохлома"....

Мини-музей "Золотая хохлома"

Создание мини-музея  в старшей группе "Золотая хохлома"с активным участием  детей и привлечением родителей....

Организация мини - музея в старшей группе "Я - экскурсовод" ( в мини - музее «Золотая Хохлома»)

Цель: Познакомить детей с видом народного промысла хохломой.          Задачи:          Образовательные: Р...

Организация мини - музея в старшей группе "Я - экскурсовод" ( в мини - музее «Золотая Хохлома»)

Цель: Познакомить детей с видом народного промысла хохломой.          Задачи:          Образовательные: Р...

Конспект экскурсии в мини-музей «Золотая Хохлома»

Конспект экскурсии разработан с целью приобщения детей к декоративно-прикладному искусству через музейную педагогику....