«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с народным календарем»
материал (старшая, подготовительная группа) на тему

Рудаченко Наталья Владиславовна

Выступление на семинаре

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через праздники и традиции» 

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 50 общеразвивающего вида»

Выступление на семинаре

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через праздники и традиции»

на тему «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с народным календарем»

                

Составил: воспитатель 1 квалификационной категории                                           Рудаченко Н. В.

                                                                              28.10.2015

                           

г. о. Электросталь


В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях резко возник интерес к изучению родного края. Это обусловлено множеством причин: желанием познать мир, в котором живешь; новыми подходами к процессу воспитания, гуманизацией образования, ориентацией на развитие личности; осознанием эффективности краеведческого принципа воспитания и обучения (известного к неизвестному, от частного к общему) и т.п.

Изучение особенностей родного края в дошкольном образовании, есть не что иное, как важное средство связи учреждения с жизнью. Культурной традицией любого народа является бережное отношение к уже имеющимся знаниям по истории, природе и быту своего края, а также приобретению нового опыта. В самых увлекательных формах (экскурсии, походы, подготовка экспонатов для выставок, создание музеев и т.д.) воспитатель дает возможность приобщить дошкольников к культуре и традициям, флоре и фауне своей «малой родины».

Вопрос создания предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с новыми Федеральными государственными требованиями (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В соответствии с ФГТ программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ №655 от 23.11.2009г.).

Особенно сильным и действенным средством воспитания являются прогрессивные национальные традиции и обычаи. Они выступают в виде принципов, норм, правил, идеалов, которые регламентируют жизнь человека. Много народных традиций, обычаев, установок, регулирующих поведение детей, способствующих формированию положительных качеств личности. Среди них особое место у бурят занимает устойчивая традиция культа предков, старших, родителей. Люди справедливо отмечают, что человек, оторванный от своего народа, не впитавший его культуру, подобен дереву, которого лишили корней.

Для того, чтобы лучше понимать традиции русского народа, мы рекомендуем изучать с детьми  народный календарь. Ведь календарь русского народа – явление удивительное.

Он создавался в течение тысячелетий, отражая в себе видение того мира, в котором поколения за поколениями жили наши предки. Точнее, они видели два мира: мир – природу, сотворенного богами, в ее вселенском, бескрайнем проявлении, и мир – общину, созданный человеком и имеющий свои границы.

 Русский народный календарь – циклическое собрание русских народных праздников, обрядов, поверий и примет на каждый день, с помощью которого организуется повседневная жизнь людей в течение года.

 Народный календарь является своего рода энциклопедией крестьянского быта с его праздниками и буднями. Издавна основным занятием славян было земледелие, поэтому культура в целом и основная масса обрядов и праздников носила аграрный характер. Праздники отмечались главным образом после важных трудовых периодов, в сравнительно свободное от работ время или же в переломные кризисные моменты в явлениях природы.

– Народный календарь отмечал праздничное и будничное время, начало и конец важнейших сельскохозяйственных работ, дни совершения различных ритуалов и проведения религиозно-магических действий. Вместе с тем он представлял собой своего рода народную энциклопедию, рассказывающую об устройстве мира, о природе человека, об общественном устройстве. Все эти знания находили свое выражение в приметах, присловьях, пословицах, песнях, притчах, легендах, заклятьях, приуроченных к тем или иным дням, неделям годового круга.

– Народный календарь, возникший в глубокой древности, был пропитан язычеством. Все, что окружало человека, было одушевлено благожелательной или злой силой, доставляло радость или печаль. В календаре наделялись свойствами живых существ солнце-батюшка, земля-мать, месяц-молодец, весна-молодица, зима-белолица, осень-водяница.

– Названия праздников нередко включали эпитеты, не имевшие ничего общего с христианским содержанием, они могли быть святыми, светлыми, чистыми, благими. Недели имели свои персональные названия: пестрая, всеядная, сырная, зеленая, постная и др. Для обозначения праздника широко использовались цвета: дни бывали белыми, красными, черными, зелеными. Также дни могли быть мужскими и женскими, молодыми и старыми, мертвыми и веселыми, толстыми и голодными, теплыми и холодными.

 Народный календарь родился много веков назад.

– Народный календарь родился много веков назад на основе наблюдений за природой и длительного хозяйственного опыта. Народный календарь существовал и развивался в устной форме: от отца к сыну, от бабушки к внучке. Однако уже в XVII в. существовали “заветные, колдовские тетрадки”, в которых народные знания, народный опыт фиксировался письменно. Наряду с ними в русских деревнях были и деревянные календари, на которых специальными нарезками отмечались месяцы, недели, дни, праздники. “Знатник” — умеющий разбираться в этих зарубках человек — всегда мог сказать односельчанам, “когда сеять, когда жать, когда в скирды метать”, когда какого святого почитать.

Основные моменты народного календаря – дни весеннего и осеннего равноденствия, зимний и летний солнцевороты.

– Народный земельный календарь опирался на смену времен года, а основными его вехами были дни весеннего и осеннего равноденствия, зимний и летний солнцевороты. Новый солнечный год по этому календарю начинался тогда, когда, по мнению крестьян, солнце поворачивало к новому свету, в дни зимнего солнцеворота. При определении сроков и продолжительности времен года русские крестьяне опирались на реальные климатические условия России. Зима у них была самым длинным временем года.

Ее начало приходилось на первые числа октября, а конец — на последние числа апреля. Весна заканчивалась в двадцатых числах июня, а лето — в конце июля, затем начиналась осень.

– Жизненный уклад земледельца изначально определялся сменой времён года, поворотными сроками солнечного календаря, фазами развития хлебов.

Особо выделялись в календаре 4 момента, связанные с Солнцем как источником света и тепла и условием произрастания всего в природе: это зимний и летний солнцевороты, весеннее и осеннее равноденствия. (22 декабря; 21 марта; 22 июня; 23 сентября).

В древности в эти дни гасили все огни и древним способом (трением дерева об дерево) возжигали новый. Позже эта традиция перешла на Пасху.

– Важнейшие на Руси языческие обряды и праздники были тесно связаны с земледельческим трудом, с жизнью природы. Наши предки верили в божества, поклонялись им. Первыми, еще в глубокой древности, возникли праздники, связанные с земледельческим календарем предков восточных славян. Начинаясь в декабре, когда солнце "поворачивается на лето", предвещая скорое пробуждение кормилицы матери-земли от зимнего сна, и заканчиваясь осенью, с завершением уборки урожая, праздники составляли целостный календарный цикл. Отсюда и принятое в науке их название – календарные или праздники народного календаря. В отличие от праздников, появившихся в более поздние времена, они имели преимущественно магический характер. Их цель – обеспечить здоровье людям и лад в семье, хороший урожай полевых и огородных культур, богатый приплод домашней живности.

– Обрядовая структура народного календаря представляет собой цикл, который условно можно поделить на группу:

(1) святочные обряды (рождественские);
(2) масленичные обряды;
(3) ранневесенние обряды (недели Великого поста, Благовещение и др.);
(4) средневесенние обряды (Пасха, Юрьев день, Вознесение и др.);
(5) поздневесенние обряды (троицко-купальский период);
(6) летние обряды (жатвенная обрядность, Ильин день, Успение, и др.);
(7) осенние обряды, слабее всего выраженный в ритуальном плане (Рождество Богородицы, Покров, и др.);
(8) зимние обряды (Андреев день, Варварин день, Никола зимний и др.).

– Праздник предполагал также полную свободу от всякой работы. В этот день запрещалось пахать, косить, жать, шить, убирать избу, колоть дрова, прясть, ткать, то есть выполнять всю повседневную крестьянскую работу. Праздник обязывал людей нарядно одеваться, для разговора выбирать темы приятные, радостные, иначе вести себя: быть веселым, приветливым, гостеприимным. Характерной чертой праздника было многолюдье.

– В русской деревне все праздники включались в единую многоступенчатую последовательность. Они справлялись из года в год, из века в век в определенном порядке, установленном традицией. Среди них был главный праздник, обладавший, с точки зрения крестьян, наибольшей сакральной силой, — Пасха. Праздники великие: Рождество, Троица, масленица, Иванов и Петров дни и малые праздники, еще их называли полу – праздники, были связаны с началом разного рода крестьянских работ: первый день сева зерновых, заготовка на зиму капусты и т. п.

– Народный календарь энциклопедия крестьянского быта с его праздниками и буднями. Издавна основным занятием славян было земледелие. Праздники отмечались главным образом после важных трудовых периодов. Народный календарь рассказывает об устройстве мира, о природе. Все эти знания находили свое выражение пословицах, обычаях и традициях, легендах и преданиях т.п. Народный календарь, возникший в глубокой древности, был пропитан язычеством. Люди верили в разные божества. Народный календарь родился много веков назад. Народный календарь существовал и развивался в устной форме.

Народный земельный календарь опирался на смену времен года, а основными его вехами были дни весеннего и осеннего равноденствия, зимний и летний солнцевороты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным исскуством "ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА"

Введение, конспект интегрированного занятия по окружающему миру с детьми старшего дошкольного возраста "ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА"...

Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с народными промыслами родного края через изобразительную деятельность

Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с народными промыслами родного края через изобразительную деятельность....

Проэкт :«Живи родник традиций» ознакомление детей старшего дошкольного возраста с народными традициями

Проект: «Живи, родник традиций!» направлен на знакомство детей и родителей с устоями, обычаями каждой семьи и передачу их из поколения в поколение....

Проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с народными традициями «Живи, родник традиций!»

Данный проект  направлен на возрождение семейных традиций, которые, как «кованые сундуки с приданым», будут передаваться из поколения в поколение, которые будут вспоминаться на протяж...

Опыт: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с народным старинным ремеслом – бисероплетение». Проект "Бисеринка"

I. Актуальность опыта.          Из всех видов народных ремесел, наиболее интересным в дошкольном возрасте, является бисероплетение. Наш детский сад носит с...