Опыт: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с народным старинным ремеслом – бисероплетение». Проект "Бисеринка"
проект (старшая группа)

Вергунова Любовь Юрьевна

I. Актуальность опыта.

     

     Из всех видов народных ремесел, наиболее интересным в дошкольном возрасте, является бисероплетение. Наш детский сад носит статус «казачьего», а бисероплетение было с давних времен казачьим женским рукоделием. Ювелирные украшения из бисера носили и девочки, и казачки старшего поколения, а также казаки, это были подвески, браслеты, гривны, бусы, серьги, пояса, кошельки, кисеты. Техника изготовления изделий из бисера в казачьих семьях передавались из поколения в поколение.

     Бисероплетение является одним из любимых занятий детей, оно развивает творчество ребенка. В.А. Сухомлинский отмечал, что «источник творческих способностей и дарования детей – на кончиках пальцев, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Побуждением к творчеству являются образы действительности, чем больше ребенок воспринимает, чем богаче его опыт, тем больше в его работах разнообразия, неповторимости, творчества. Бисероплетение имеет большие возможности для накопления опыта ребенка. Например, работа с бисером дает возможность восприятия детьми признаков материала разными органами чувств, освоение величины, длины, ширины дает возможность получить представление о разнообразии материала, его свойствах, способах обработки, приемах изготовления поделок, развивает сенсорику, согласованность в работе рук и глаз, совершенствует координацию движений, точность выполнения действий, формирует комбинаторские способности, приобщает ребенка к казачьей культуре.

     Исследования по проблеме развития творчества дошкольников в процессе бисероплетения в настоящее время отсутствуют, этот вид художественной деятельности мало используется в практике работы детских учреждений, потому что бисероплетение трудоемкое занятие, требует большой усидчивости и внимания. Не малую роль имеет личная заинтересованность воспитателя, умелые руки, внимание к организации самостоятельной художественной деятельности детей, знание специфики детского творчества. Ведя кружковую работу по бисероплетению, мне хочется не только научить детей старинному казачьему рукоделию, но и показать в работах красоту донской природы, родного края. Мой опыт позволяет детям освоить художественно-познавательные компетенции – способности познавать художественную сторону произведений искусства бисероплетения.   

 

 

 

 

 

II. Цель:

 

- развитие у старших дошкольников художественно – познавательских способностей;

 

- ручной умелости в процессе освоения ценностей бисероплетения;

 

- приобщение детей к старинному казачьему рукоделию – бисероплетению.

 

 

Задачи:

 

- создание оптимальных условий для старинного казачьего рукоделия (бисероплетение) в процессе художественно – познавательного развития ребенка дошкольного возраста;

 

- комплексное развитие ребенка старшего дошкольного возраста в процессе освоения художественно – познавательных, ценностных и технических компетенций;

 

- создание индивидуальной образовательной базы для «взращивания» одаренных детей, питающих интерес к декоративно-прикладному искусству;

 

- развитие познавательного интереса к произведениям декоративно-прикладного искусства, окружающему миру и ценностно-значимым явлениям жизни, развития потребностей в познании позитивного отношения к жизненным ценностям;

 

- формирование социально-эмоционального устойчивого опыта поведения;

 

- формирование творческого субъективного опыта преобразования и реконструирования объектов действительности, эмоционально-волевой сферы, ручных умений.

 

 

III. История вопроса.

 

     Бисер (араб. «бусра» - фальшивый жемчуг) – мелкие, круглые или многогранные бусины из стекла или металла с отверстиями для продевания нити. Бисероплетение – старинное искусство. А изготовление украшений из бисера имеет очень древнюю историю. Древний человек надевал себе на шею нити бус из красивых камешков, клыков, перьев, костей птиц или животных, использовал ракушки. С развитием ремесел изготовляют металлические бусины. А около IV-го тысячелетия до нашей эры было изобретено стеклоделие. Первыми изготавливать бисер научились египтяне. На территории России изделия из стекла и бисера были известны у народов в V-VI веке до нашей эры. Сарматы, скифы украшали свою одежду, обувь бисерной вышивкой. Во времена Киевской Руси IX-XII веков женщины и дети носили украшения в виде стеклянных бус и браслетов, гайтанов. Начиная с XV века в России стали применять венецианский бисер с русским жемчугом, который добывали в реках России. Из него изготавливали церковную и царскую одежду, украшения для знати и зажиточных людей. Из бисера делали разнообразные украшения: браслеты, броши, колье, ожерелья, подвески, серьги. Женский головной убор имел поднизь-сетку, которая прикреплялась к очелью и закрывала лоб женщины до бровей или окружала верхнюю часть лица пышной оборкой. Поднизь плели из белого или прозрачного бисера.

     Первоначально, серьги были мужским украшением, которое позже сохранялось только у моряков, военных. Позднее серьги стали важным элементом дамской моды. До 1917 года серьги в ушах сохранились только у казаков. По серьгам в ушах командир опознавал единственного сына у родителей.

     Изготовляли украшения, нанизывая бисер на одну или несколько нитей вручную или на специальном станке. Бисер в Россию завозили, хотя в 1752 году М.В. Ломоносов получил разрешение от сената на строительство Усть-Рудицкой фабрики, где изготавливали бисер, стеклярус, но фабрика была закрыта после смерти М.В. Ломоносова.

     В настоящее время основным поставщиком бисера является Чехия, а также Япония, Тайвань, Китай. В России выпускается бисер в Подмосковье (Клинский бисер) и на фабрике в Костино.

     В искусствоведческой литературе были выделены следующие виды бисерного искусства: вышивание, вязание, плетение, ткачество, мозаика.

     Бисероплетение сохраняет традиции древнего мастерства, изделия мастеров отличаются разнообразием, неповторимостью, радуют красотой, передают традиции от старшего поколения к младшему, воспитывают уважительное отношение к мастерам бисероплетения. Бисероплетение позволяет овладеть ручной умелостью и приобщить детей к трудовой деятельности, создает художественную среду жизни, является средством для украшения одежды, жилища, развивает эстетические чувства, доставляет удовольствие другим людям.

     Технический компонент бисероплетения позволяет детям изготовлять простые изделия из бисера, стекляруса, пайеток, которые выполняются одним или несколькими приемами низания, овладеть основными способами плетения.

 

 

Технология бисероплетения.

 

     Плетение не требует особых приспособлений. Самый простой прием – нанизывание на одну нить. Здесь используется либо игла, либо лощеный (опущенный в клей или лак и высушенный) кончик нити. Детям, при работе, иглой лучше не пользоваться – это травмоопасно. Существует плетение на нескольких нитях, концы которых пропускают через одну бусинку. Работа получается двусторонней. В место нити можно использовать леску, проволоку, тонкую, круглую резинку.

     Содержательный компонент художественно – познавательных компетенций представлен понятиями «бисер, бисероплетение».

    

- в бисероплетении используются следующие материалы: бисер, бусины, стеклярус, рубка, стразы, пайетки, блестки;

- выразительными средствами в бисероплетении является узор, орнамент, композиция, цвет, гармония, ритм, симметрия;      

- свойствами бисера (блеск, сияние, блёсткость, матовость);

- историей бисероплетения;

- инструментами, которые используются для работы с бисером.

     Художественно – познавательный компонент способствует познанию художественной стороны искусства бисероплетения и развитию интереса к данному виду искусства, что позволяет дошкольнику открывать для себя новые возможности бисера, стекляруса, бусин и обнаруживать красоту данных материалов, происходит освоение детьми ценностей бисероплетения.      

 

Техника параллельного плетения.

 

      Данная техника используется для изготовления листьев, лепестков, плоскостных игрушек, брошек и др. Начинает плести с середины проволоки по схеме. Нанизывает три бусины, сдвигаем их на середину проволоки. Правый конец проволоки продеваем через две бусины навстречу левому концу проволоки, подтягиваем. Получается треугольник – конец лепестка. Концы проволоки поменялись местами. На левый конец проволоки нанизывает далее по схеме три бусинки. Правый конец проволоки продеваем через три бусинки навстречу левому концу. Оба конца подтягиваем. И так продолжаем по схеме.

     Когда начали плести цветы для мамы, не у всех получалось сразу, дети помогали друг другу, объясняли, подсказывали. И пальчики начинали работать проворнее – ведь для мамы цветок. Сначала научились плести отдельно лепестки, листья, тычинки и соединять их в цветок. Так плели подснежники, нарциссы, лилии. И только когда дети освоили этот метод плетения, стали плести такие цветы, где лепестки наполовину соединены между собой – белоснежные ландыши, голубые колокольчики, яркие тюльпаны. Цветы – это самый лучший подарок. А вазочку для цветов дети лепили из глины и расписывали. После таких подарков некоторые мамы и сестры пришли к нам учиться плести из бисера. И дети с гордостью выступали в роли учителей.

      При изготовлении бус, браслетов, «фенечек» мы воспользовались способом плетения «крестики». Этот способ очень популярен и доступен дошкольникам. Цепочка «крестики» - один из распространенных видов украшений из бисера. Элемент плетения – нанизанный в определенном порядке по заранее составленной схеме зафиксированный набор бисера, фиксирующая бисерина которого является началом следующего элемента.

      Набираем на леску четыре бисерины, располагаем их посередине лески или нити. Продеваем левый конец нити в четвертую бисерину навстречу правому концу. Концы нити поменялись местами. Получаем первый крестик цепочки. На левый конец нити набираем две бисерины (5-ю и 6-ю), а на правый – одну (7-ю). Продеваем правый конец нити в 6-ю бисерину навстречу левому. Получаем второй крестик. Так же плетем все последующие крестики цепочки.

      Звенья цепочки «крестики» можно расширить, удлинить или сделать и то и другое. Такие цепочки называют «колечки».

      Эта техника привлекла детей разнообразий комбинаций по цвету, величине, форме используемого бисера, бусин, стекляруса. Различные браслеты, «фенечки» и даже шнурки для сотовых телефонов дети плели для себя, в подарок маме и папе, сотрудникам детского сада. Они изменяли, дополняли готовые схемы и придумывали свои варианты. Изготовление украшений «крестиками» особенно увлекло мальчишек. Это было подобно игре в конструктор, где соединенные детали превращались в оригинальное украшение. Видя результат своей работы, получая удовольствие от вручения подарков, сделанных своими руками, дети с особым интересом занимаются ручным трудом, который требует точных, направленных, согласованных движений кисти рук и пальцев.

      Эта техника привлекла детей разнообразий комбинаций по цвету, величине, форме используемого бисера, бусин, стекляруса. Различные браслеты, «фенечки» и даже шнурки для сотовых телефонов дети плели для себя, в подарок маме и папе, сотрудникам детского сада. Они изменяли, дополняли готовые схемы и придумывали свои варианты. Изготовление украшений «крестиками» особенно увлекло мальчишек. Это было подобно игре в конструктор, где соединенные детали превращались в оригинальное украшение. Видя результат своей работы, получая удовольствие от вручения подарков, сделанных своими руками, дети с особым интересом занимаются ручным трудом, который требует точных, направленных, согласованных движений кисти рук и пальцев.

     

      Кроме того, занятия с бисером:

 

♦ способствуют развитию творчества, воображения, художественного вкуса, эстетических чувств;

 

♦ знакомят с особенностями художественного языка;

 

♦ развивают органы чувств, особенно зрительное восприятие, основанное на развитии мышления, умении наблюдать, анализировать, запоминать;

 

♦ развивают умственные, конструктивные способности – дети учатся работать со схемой, дополняя или изменяя ее;

 

♦ способствуют обогащению словаря.

     

      Хотелось бы обратить внимание на то, как важно развитие равных возможностей левой и правой рук. Об этом редко задумываются, но способность работать обеими руками наравне удивительно благотворна для развития памяти, мышления и речи.

      А с каким восторгом дети готовились к выставке! При оформлении выставки вместе со взрослыми у детей развивается активность, самостоятельность, инициатива, умение воспринимать действительность и конструировать художественный образ, воображение, гибкость и оригинальность мышления.

ПРОЕКТ: «Бисеринка»

 

                                                                                         

      ЦЕЛЬ:

      Развитие мелкой моторики рук и творческих способностей через занятия с бисером.

      Приобщение детей к основам рукоделия.

    

      ЗАДАЧИ:

  1. Разработать перспективный план кружковой деятельности, учитывая принцип «От простого – к сложному», индивидуальные интересы, склонности и способности детей, способствующие самореализации личности и создание мотивации.
  2. Создать развивающую среду, позволяющую осуществлять на практике различные идеи.
  3. Познакомить детей с техникой безопасности в работе с бисером и бусинами.
  4. Побуждать детей к художественному творчеству путем постановки интересных, разнообразных творческих заданий, предполагающих выход на самостоятельное решение.
  5. Установить такие взаимоотношения, которые позволяют создать атмосферу увлеченности, эмоционального воздействия, сотворчества взрослого и ребенка.
  6. Вовлечь родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
  7. Приобщить детей к дизайн-деятельности в создании кукольно-игрового интереса и в оформлении детского.
  8. Приобщить детей к прошлому и настоящему своей культуры.
  9. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти.
  10. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, учить проговариванию своих действий.
  11. Развивать мелкую моторику пальцев рук, согласованность движений рук, ловкость, умение управлять своими движениями.
  12.  Формировать умение работать со схемой, предложенной взрослым, дополнять или изменять ее, составлять свою.
  13. Способствовать развитию эстетических чувств – умение видеть красоту форм, пропорций, цвета, цветосочетаний.

 

 

Перспективный план работы кружка «Умелые ручки»

Первый год обучения

Второй год обучения

месяц

тема

техника

тема

техника

 

 

Сентябрь

«Знакомство с бисером» «Плетем украшения для кукол»

Простое низание – чередование бусин и бисера по схеме

«Осенний букет из веточек рябины» (коллективная работа)

Петельное и параллельное плетение

 

Октябрь

«Осеннее деревце» (коллективная работа)

Простое низание – основа для петельного плетения

«Подвеска» - для украшения костюмов

Крестики – колечки

 

 

Ноябрь

«Веселые игрушки» (из пластмассовых футляров от киндер-сюрпризов)

Простое низание – детали для игрушек (плавники, крылья и т.д.)

Новогодние фантазии – снежинки, украшения

Плетение с помощью иглы по кругу

 

Декабрь

«Игрушки на новогоднюю елочку»

Чередование бусин и бисера по схеме

«Символ года в подарок»

Сочетание знакомых техник

 

Январь

«Брелок для ключей в подарок папе»

Петельное, параллельное плетение

«Шнурок для сотового в подарок папе»

Разнообразные крестики

 

Февраль

«Цветы для мамы» (подснежники, лилии и т.д.)

Параллельное плетение

«Браслет для мамы»

Крестики – колечки, техника мозаики

Март

«Украшения для модниц»

Крестики

«Весенний букет»

Петельное, параллельное плетение дугами

Апрель

«Фенечки для лета»

Крестики – колечки

«Корзинка для пасхального яйца»

Крестики – колечки и плетение дугами

 

Май

«Игрушки из бисера» (змейка, сороконожка, червячок и т.д.)

Сочетание знакомых техник

«Закладка»

Техника мозаики

Лето

«Летний букет»

Сочетание знакомых техник

«Фенечки с именами»

Техника мозаики

      Составляя план работы, учитывала уровень развития мелкой моторики детей, принцип «от простого – к сложному», разнообразие видов деятельности и мотивацию изготовления поделок.

 

С чего начинать?

 

      Начинали с рассматривания, обследования всех необходимых для работы материалов. Ознакомились с техникой безопасности в работе с бисером, проволокой, леской и др. осваивать техники плетения начинали с мелких бусин и крупного бисера, так как некоторым детям было очень сложно удерживать пальцами мелкие бисеринки. Нанизывали на проволоку (работа с проволокой безопасна для детей, так как не требуются иголки, и это очень податливый материал, изделиям из нее легко придать любую форму).

      Сначала использовали прием простого низания бисера на одну нить – плели бусы, браслеты для кукол, использую одинаковые или отличающиеся по цвету, форме, величине бусины, чередуя их согласно схеме. Дети учились работать со схемой, проговаривать свои действия, упражнялись в счете. Нити или проволока с нанизанными на них бусинами называются снизки.

     

      Снизки использовали:

♦ как готовые изделия – бусы, цепочки, браслеты для детей или для кукол;

 

♦ как детали для игрушек из бросового материала – крылья и чубчик для цыпленка, плавники и хвост для золотой рыбки, крылья для стрекозы, ручка для корзинки и т.д.;

 

♦ как основа для выполнения листьев, лепестков, цветов, выполненных в технике петельного плетения – работа начинается с середины проволоки, на которой выполняется первая петля, затем на каждом из концов делаются еще петли или используются отдельные петли, концы которых соединяются и закручиваются;

 

♦ как основа для игрушек, например для новогодней елки, - бисеринки или бусины нанизываются на проволоку в определенной последовательности согласно схеме, и затем придается необходимая форма.

 

 

 

Направление деятельности

Содержание деятельности

(формы работы)

Сроки

 

 

Информационно-методическое обеспечение

 

1. Изучение литературы.

2. Составление плана работы кружка «Умелые ручки».

3. Оформление картотеки схем по бисероплетению.

4. Создание в группе уголка и мини-библиотечки «Мастерилка».

 

 

Сентябрь

 

Ноябрь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с детьми

 

1. Диагностика уровня развития мелкой моторики и уровня развития творческих способностей у детей.

2. Рассматривание украшений и поделок из бисера, выделение элементов, цветосочетаний.

3. Рассматривая бисера, бусин, их обследование.

4. Рассматривание вспомогательных материалов: проволока, леска, нить иглы; их обследование.

5. Беседа о технике безопасности в работе с бисером.

6. Изготовление игольниц.

7. Рассматривание схем бус, браслетов, «фенечек» и др. поделок.

8. Показ приемов нанизывания бисера, бусин на проволоку по схеме.

9. Показ приемов плетения из бисера.

10. Плетение украшений из бисера и бусин для кукол, для себя, в подарок.

11. Изготовление поделок из бисера.

12. Изготовление и вручение подарков мамам, папам, сотрудникам детского сада.

13. Украшение новогодней елки игрушками, снежинками из бисера.

14. Участие в тематических выставках детского сада.

15. Оформление группы, детского сада к праздникам.

16. Выставка детских работ.

17. Сравнительная диагностика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Согласно плану работы кружка «Умелые ручки»

 

 

Сотрудничество с родителями

 

1. Анкетирование родителей.

2. Оснащение необходимыми материалами: бисер, бусины, медная проволока, леска, бисерные иглы.

3. Участие в изготовлении поделок на выставку.

4. Помощь в подготовке и организации выставок, их посещение.

 

 

Сентябрь

 

В течение года

    Ожидаемый результат

  1. Более высокий уровень развития мелкой моторики, технических навыков и умений.
  2. Устойчивый интерес к творческому процессу, желание мастерить своими руками.
  3. Стремление детей к созданию украшений для кукол, для кукольного и детского интерьера, для себя и близких.

 

Организация рабочего места и времени

      Познакомив родителей с тем, как влияет развитие мелкой моторики на развитие речи, какую пользу детям дают занятия с бисером, как заинтересовались дети данным видом рукоделия, получила полную поддержку с их стороны в оснащении необходимыми материалами и оказании помощи в создании развивающей среды.

      В группе выделили и оформили уголок «Мастерилка», где расположили весь необходимый материал и инструменты:

♦ бисер,

♦ бусины, разные по форме, цвету, материалу,

♦ стеклярус,

♦ проволока медная гибкая (диаметр – 0,28-0,32 мм),

♦ гофрированная бумага и флористическая лента для декорирования стеблей,

♦ клей ПВА,

♦ ножницы,

♦ леска разной толщины.

      Совместно с родителями собрали мини-библиотечку по бисероплетению, где можно увидеть не только интересные поделки из бисера, но и способы изготовления. Оформили картотеку схем для детей и педагогов. Чтобы работа спорилась и доставляла радость, нужно не только запастись необходимым материалом, но и позаботиться о рабочем месте, особенно о том, как расположить на нем бисер. Для удобства хорошо использовать плотную шероховатую ткань. По количеству детей изготовили салфеточки размером 25×30 см. лучше всего работать за столом при дневном свете или свете потолочных ламп. Свет должен падать таким образом, чтобы тень от рук и головы не ложилась на рабочую поверхность стола.

      Если рабочее место оборудовано правильно, то работать легко и приятно. Но в любом случае следует ограничивать время занятий бисером до 20 – 25 минут.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт:

«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с народным старинным ремеслом – бисероплетение».

I. Актуальность опыта.

     

     Из всех видов народных ремесел, наиболее интересным в дошкольном возрасте, является бисероплетение. Наш детский сад носит статус «казачьего», а бисероплетение было с давних времен казачьим женским рукоделием. Ювелирные украшения из бисера носили и девочки, и казачки старшего поколения, а также казаки, это были подвески, браслеты, гривны, бусы, серьги, пояса, кошельки, кисеты. Техника изготовления изделий из бисера в казачьих семьях передавались из поколения в поколение.

     Бисероплетение является одним из любимых занятий детей, оно развивает творчество ребенка. В.А. Сухомлинский отмечал, что «источник творческих способностей и дарования детей – на кончиках пальцев, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Побуждением к творчеству являются образы действительности, чем больше ребенок воспринимает, чем богаче его опыт, тем больше в его работах разнообразия, неповторимости, творчества. Бисероплетение имеет большие возможности для накопления опыта ребенка. Например, работа с бисером дает возможность восприятия детьми признаков материала разными органами чувств, освоение величины, длины, ширины дает возможность получить представление о разнообразии материала, его свойствах, способах обработки, приемах изготовления поделок, развивает сенсорику, согласованность в работе рук и глаз, совершенствует координацию движений, точность выполнения действий, формирует комбинаторские способности, приобщает ребенка к казачьей культуре.

     Исследования по проблеме развития творчества дошкольников в процессе бисероплетения в настоящее время отсутствуют, этот вид художественной деятельности мало используется в практике работы детских учреждений, потому что бисероплетение трудоемкое занятие, требует большой усидчивости и внимания. Не малую роль имеет личная заинтересованность воспитателя, умелые руки, внимание к организации самостоятельной художественной деятельности детей, знание специфики детского творчества. Ведя кружковую работу по бисероплетению, мне хочется не только научить детей старинному казачьему рукоделию, но и показать в работах красоту донской природы, родного края. Мой опыт позволяет детям освоить художественно-познавательные компетенции – способности познавать художественную сторону произведений искусства бисероплетения.  

II. Цель:

- развитие у старших дошкольников художественно – познавательских способностей;

- ручной умелости в процессе освоения ценностей бисероплетения;

- приобщение детей к старинному казачьему рукоделию – бисероплетению.

Задачи:

- создание оптимальных условий для старинного казачьего рукоделия (бисероплетение) в процессе художественно – познавательного развития ребенка дошкольного возраста;

- комплексное развитие ребенка старшего дошкольного возраста в процессе освоения художественно – познавательных, ценностных и технических компетенций;

- создание индивидуальной образовательной базы для «взращивания» одаренных детей, питающих интерес к декоративно-прикладному искусству;

- развитие познавательного интереса к произведениям декоративно-прикладного искусства, окружающему миру и ценностно-значимым явлениям жизни, развития потребностей в познании позитивного отношения к жизненным ценностям;

- формирование социально-эмоционального устойчивого опыта поведения;

- формирование творческого субъективного опыта преобразования и реконструирования объектов действительности, эмоционально-волевой сферы, ручных умений.

III. История вопроса.

     Бисер (араб. «бусра» - фальшивый жемчуг) – мелкие, круглые или многогранные бусины из стекла или металла с отверстиями для продевания нити. Бисероплетение – старинное искусство. А изготовление украшений из бисера имеет очень древнюю историю. Древний человек надевал себе на шею нити бус из красивых камешков, клыков, перьев, костей птиц или животных, использовал ракушки. С развитием ремесел изготовляют металлические бусины. А около IV-го тысячелетия до нашей эры было изобретено стеклоделие. Первыми изготавливать бисер научились египтяне. На территории России изделия из стекла и бисера были известны у народов в V-VI веке до нашей эры. Сарматы, скифы украшали свою одежду, обувь бисерной вышивкой. Во времена Киевской Руси IX-XII веков женщины и дети носили украшения в виде стеклянных бус и браслетов, гайтанов. Начиная с XV века в России стали применять венецианский бисер с русским жемчугом, который добывали в реках России. Из него изготавливали церковную и царскую одежду, украшения для знати и зажиточных людей. Из бисера делали разнообразные украшения: браслеты, броши, колье, ожерелья, подвески, серьги. Женский головной убор имел поднизь-сетку, которая прикреплялась к очелью и закрывала лоб женщины до бровей или окружала верхнюю часть лица пышной оборкой. Поднизь плели из белого или прозрачного бисера.

     Первоначально, серьги были мужским украшением, которое позже сохранялось только у моряков, военных. Позднее серьги стали важным элементом дамской моды. До 1917 года серьги в ушах сохранились только у казаков. По серьгам в ушах командир опознавал единственного сына у родителей.

     Изготовляли украшения, нанизывая бисер на одну или несколько нитей вручную или на специальном станке. Бисер в Россию завозили, хотя в 1752 году М.В. Ломоносов получил разрешение от сената на строительство Усть-Рудицкой фабрики, где изготавливали бисер, стеклярус, но фабрика была закрыта после смерти М.В. Ломоносова.

     В настоящее время основным поставщиком бисера является Чехия, а также Япония, Тайвань, Китай. В России выпускается бисер в Подмосковье (Клинский бисер) и на фабрике в Костино.

     В искусствоведческой литературе были выделены следующие виды бисерного искусства: вышивание, вязание, плетение, ткачество, мозаика.

     Бисероплетение сохраняет традиции древнего мастерства, изделия мастеров отличаются разнообразием, неповторимостью, радуют красотой, передают традиции от старшего поколения к младшему, воспитывают уважительное отношение к мастерам бисероплетения. Бисероплетение позволяет овладеть ручной умелостью и приобщить детей к трудовой деятельности, создает художественную среду жизни, является средством для украшения одежды, жилища, развивает эстетические чувства, доставляет удовольствие другим людям.

     Технический компонент бисероплетения позволяет детям изготовлять простые изделия из бисера, стекляруса, пайеток, которые выполняются одним или несколькими приемами низания, овладеть основными способами плетения.

Технология бисероплетения.

     Плетение не требует особых приспособлений. Самый простой прием – нанизывание на одну нить. Здесь используется либо игла, либо лощеный (опущенный в клей или лак и высушенный) кончик нити. Детям, при работе, иглой лучше не пользоваться – это травмоопасно. Существует плетение на нескольких нитях, концы которых пропускают через одну бусинку. Работа получается двусторонней. В место нити можно использовать леску, проволоку, тонкую, круглую резинку.

     Содержательный компонент художественно – познавательных компетенций представлен понятиями «бисер, бисероплетение».

     

- в бисероплетении используются следующие материалы: бисер, бусины, стеклярус, рубка, стразы, пайетки, блестки;

- выразительными средствами в бисероплетении является узор, орнамент, композиция, цвет, гармония, ритм, симметрия;      

- свойствами бисера (блеск, сияние, блёсткость, матовость);

- историей бисероплетения;

- инструментами, которые используются для работы с бисером.

     Художественно – познавательный компонент способствует познанию художественной стороны искусства бисероплетения и развитию интереса к данному виду искусства, что позволяет дошкольнику открывать для себя новые возможности бисера, стекляруса, бусин и обнаруживать красоту данных материалов, происходит освоение детьми ценностей бисероплетения.      

Техника параллельного плетения.

      Данная техника используется для изготовления листьев, лепестков, плоскостных игрушек, брошек и др. Начинает плести с середины проволоки по схеме. Нанизывает три бусины, сдвигаем их на середину проволоки. Правый конец проволоки продеваем через две бусины навстречу левому концу проволоки, подтягиваем. Получается треугольник – конец лепестка. Концы проволоки поменялись местами. На левый конец проволоки нанизывает далее по схеме три бусинки. Правый конец проволоки продеваем через три бусинки навстречу левому концу. Оба конца подтягиваем. И так продолжаем по схеме.

     Когда начали плести цветы для мамы, не у всех получалось сразу, дети помогали друг другу, объясняли, подсказывали. И пальчики начинали работать проворнее – ведь для мамы цветок. Сначала научились плести отдельно лепестки, листья, тычинки и соединять их в цветок. Так плели подснежники, нарциссы, лилии. И только когда дети освоили этот метод плетения, стали плести такие цветы, где лепестки наполовину соединены между собой – белоснежные ландыши, голубые колокольчики, яркие тюльпаны. Цветы – это самый лучший подарок. А вазочку для цветов дети лепили из глины и расписывали. После таких подарков некоторые мамы и сестры пришли к нам учиться плести из бисера. И дети с гордостью выступали в роли учителей.

      При изготовлении бус, браслетов, «фенечек» мы воспользовались способом плетения «крестики». Этот способ очень популярен и доступен дошкольникам. Цепочка «крестики» - один из распространенных видов украшений из бисера. Элемент плетения – нанизанный в определенном порядке по заранее составленной схеме зафиксированный набор бисера, фиксирующая бисерина которого является началом следующего элемента.

      Набираем на леску четыре бисерины, располагаем их посередине лески или нити. Продеваем левый конец нити в четвертую бисерину навстречу правому концу. Концы нити поменялись местами. Получаем первый крестик цепочки. На левый конец нити набираем две бисерины (5-ю и 6-ю), а на правый – одну (7-ю). Продеваем правый конец нити в 6-ю бисерину навстречу левому. Получаем второй крестик. Так же плетем все последующие крестики цепочки.

      Звенья цепочки «крестики» можно расширить, удлинить или сделать и то и другое. Такие цепочки называют «колечки».

      Эта техника привлекла детей разнообразий комбинаций по цвету, величине, форме используемого бисера, бусин, стекляруса. Различные браслеты, «фенечки» и даже шнурки для сотовых телефонов дети плели для себя, в подарок маме и папе, сотрудникам детского сада. Они изменяли, дополняли готовые схемы и придумывали свои варианты. Изготовление украшений «крестиками» особенно увлекло мальчишек. Это было подобно игре в конструктор, где соединенные детали превращались в оригинальное украшение. Видя результат своей работы, получая удовольствие от вручения подарков, сделанных своими руками, дети с особым интересом занимаются ручным трудом, который требует точных, направленных, согласованных движений кисти рук и пальцев.

      Эта техника привлекла детей разнообразий комбинаций по цвету, величине, форме используемого бисера, бусин, стекляруса. Различные браслеты, «фенечки» и даже шнурки для сотовых телефонов дети плели для себя, в подарок маме и папе, сотрудникам детского сада. Они изменяли, дополняли готовые схемы и придумывали свои варианты. Изготовление украшений «крестиками» особенно увлекло мальчишек. Это было подобно игре в конструктор, где соединенные детали превращались в оригинальное украшение. Видя результат своей работы, получая удовольствие от вручения подарков, сделанных своими руками, дети с особым интересом занимаются ручным трудом, который требует точных, направленных, согласованных движений кисти рук и пальцев.

     

      Кроме того, занятия с бисером:

♦ способствуют развитию творчества, воображения, художественного вкуса, эстетических чувств;

♦ знакомят с особенностями художественного языка;

♦ развивают органы чувств, особенно зрительное восприятие, основанное на развитии мышления, умении наблюдать, анализировать, запоминать;

♦ развивают умственные, конструктивные способности – дети учатся работать со схемой, дополняя или изменяя ее;

♦ способствуют обогащению словаря.

     

      Хотелось бы обратить внимание на то, как важно развитие равных возможностей левой и правой рук. Об этом редко задумываются, но способность работать обеими руками наравне удивительно благотворна для развития памяти, мышления и речи.

      А с каким восторгом дети готовились к выставке! При оформлении выставки вместе со взрослыми у детей развивается активность, самостоятельность, инициатива, умение воспринимать действительность и конструировать художественный образ, воображение, гибкость и оригинальность мышления.

ПРОЕКТ: «Бисеринка»

                                                                                         

      ЦЕЛЬ:

      Развитие мелкой моторики рук и творческих способностей через занятия с бисером.

      Приобщение детей к основам рукоделия.

     

      ЗАДАЧИ:

  1. Разработать перспективный план кружковой деятельности, учитывая принцип «От простого – к сложному», индивидуальные интересы, склонности и способности детей, способствующие самореализации личности и создание мотивации.
  2. Создать развивающую среду, позволяющую осуществлять на практике различные идеи.
  3. Познакомить детей с техникой безопасности в работе с бисером и бусинами.
  4. Побуждать детей к художественному творчеству путем постановки интересных, разнообразных творческих заданий, предполагающих выход на самостоятельное решение.
  5. Установить такие взаимоотношения, которые позволяют создать атмосферу увлеченности, эмоционального воздействия, сотворчества взрослого и ребенка.
  6. Вовлечь родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
  7. Приобщить детей к дизайн-деятельности в создании кукольно-игрового интереса и в оформлении детского.
  8. Приобщить детей к прошлому и настоящему своей культуры.
  9. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти.
  10. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, учить проговариванию своих действий.
  11. Развивать мелкую моторику пальцев рук, согласованность движений рук, ловкость, умение управлять своими движениями.
  12.  Формировать умение работать со схемой, предложенной взрослым, дополнять или изменять ее, составлять свою.
  13. Способствовать развитию эстетических чувств – умение видеть красоту форм, пропорций, цвета, цветосочетаний.

Перспективный план работы кружка «Умелые ручки»

Первый год обучения

Второй год обучения

месяц

тема

техника

тема

техника

Сентябрь

«Знакомство с бисером» «Плетем украшения для кукол»

Простое низание – чередование бусин и бисера по схеме

«Осенний букет из веточек рябины» (коллективная работа)

Петельное и параллельное плетение

Октябрь

«Осеннее деревце» (коллективная работа)

Простое низание – основа для петельного плетения

«Подвеска» - для украшения костюмов

Крестики – колечки

Ноябрь

«Веселые игрушки» (из пластмассовых футляров от киндер-сюрпризов)

Простое низание – детали для игрушек (плавники, крылья и т.д.)

Новогодние фантазии – снежинки, украшения

Плетение с помощью иглы по кругу

Декабрь

«Игрушки на новогоднюю елочку»

Чередование бусин и бисера по схеме

«Символ года в подарок»

Сочетание знакомых техник

Январь

«Брелок для ключей в подарок папе»

Петельное, параллельное плетение

«Шнурок для сотового в подарок папе»

Разнообразные крестики

Февраль

«Цветы для мамы» (подснежники, лилии и т.д.)

Параллельное плетение

«Браслет для мамы»

Крестики – колечки, техника мозаики

Март

«Украшения для модниц»

Крестики

«Весенний букет»

Петельное, параллельное плетение дугами

Апрель

«Фенечки для лета»

Крестики – колечки

«Корзинка для пасхального яйца»

Крестики – колечки и плетение дугами

Май

«Игрушки из бисера» (змейка, сороконожка, червячок и т.д.)

Сочетание знакомых техник

«Закладка»

Техника мозаики

Лето

«Летний букет»

Сочетание знакомых техник

«Фенечки с именами»

Техника мозаики

      Составляя план работы, учитывала уровень развития мелкой моторики детей, принцип «от простого – к сложному», разнообразие видов деятельности и мотивацию изготовления поделок.

С чего начинать?

      Начинали с рассматривания, обследования всех необходимых для работы материалов. Ознакомились с техникой безопасности в работе с бисером, проволокой, леской и др. осваивать техники плетения начинали с мелких бусин и крупного бисера, так как некоторым детям было очень сложно удерживать пальцами мелкие бисеринки. Нанизывали на проволоку (работа с проволокой безопасна для детей, так как не требуются иголки, и это очень податливый материал, изделиям из нее легко придать любую форму).

      Сначала использовали прием простого низания бисера на одну нить – плели бусы, браслеты для кукол, использую одинаковые или отличающиеся по цвету, форме, величине бусины, чередуя их согласно схеме. Дети учились работать со схемой, проговаривать свои действия, упражнялись в счете. Нити или проволока с нанизанными на них бусинами называются снизки.

     

      Снизки использовали:

♦ как готовые изделия – бусы, цепочки, браслеты для детей или для кукол;

♦ как детали для игрушек из бросового материала – крылья и чубчик для цыпленка, плавники и хвост для золотой рыбки, крылья для стрекозы, ручка для корзинки и т.д.;

♦ как основа для выполнения листьев, лепестков, цветов, выполненных в технике петельного плетения – работа начинается с середины проволоки, на которой выполняется первая петля, затем на каждом из концов делаются еще петли или используются отдельные петли, концы которых соединяются и закручиваются;

♦ как основа для игрушек, например для новогодней елки, - бисеринки или бусины нанизываются на проволоку в определенной последовательности согласно схеме, и затем придается необходимая форма.

Направление деятельности

Содержание деятельности

(формы работы)

Сроки

Информационно-методическое обеспечение

1. Изучение литературы.

2. Составление плана работы кружка «Умелые ручки».

3. Оформление картотеки схем по бисероплетению.

4. Создание в группе уголка и мини-библиотечки «Мастерилка».

Сентябрь

Ноябрь

Работа с детьми

1. Диагностика уровня развития мелкой моторики и уровня развития творческих способностей у детей.

2. Рассматривание украшений и поделок из бисера, выделение элементов, цветосочетаний.

3. Рассматривая бисера, бусин, их обследование.

4. Рассматривание вспомогательных материалов: проволока, леска, нить иглы; их обследование.

5. Беседа о технике безопасности в работе с бисером.

6. Изготовление игольниц.

7. Рассматривание схем бус, браслетов, «фенечек» и др. поделок.

8. Показ приемов нанизывания бисера, бусин на проволоку по схеме.

9. Показ приемов плетения из бисера.

10. Плетение украшений из бисера и бусин для кукол, для себя, в подарок.

11. Изготовление поделок из бисера.

12. Изготовление и вручение подарков мамам, папам, сотрудникам детского сада.

13. Украшение новогодней елки игрушками, снежинками из бисера.

14. Участие в тематических выставках детского сада.

15. Оформление группы, детского сада к праздникам.

16. Выставка детских работ.

17. Сравнительная диагностика.

Согласно плану работы кружка «Умелые ручки»

Сотрудничество с родителями

1. Анкетирование родителей.

2. Оснащение необходимыми материалами: бисер, бусины, медная проволока, леска, бисерные иглы.

3. Участие в изготовлении поделок на выставку.

4. Помощь в подготовке и организации выставок, их посещение.

Сентябрь

В течение года

    Ожидаемый результат

  1. Более высокий уровень развития мелкой моторики, технических навыков и умений.
  2. Устойчивый интерес к творческому процессу, желание мастерить своими руками.
  3. Стремление детей к созданию украшений для кукол, для кукольного и детского интерьера, для себя и близких.

Организация рабочего места и времени

      Познакомив родителей с тем, как влияет развитие мелкой моторики на развитие речи, какую пользу детям дают занятия с бисером, как заинтересовались дети данным видом рукоделия, получила полную поддержку с их стороны в оснащении необходимыми материалами и оказании помощи в создании развивающей среды.

      В группе выделили и оформили уголок «Мастерилка», где расположили весь необходимый материал и инструменты:

♦ бисер,

♦ бусины, разные по форме, цвету, материалу,

♦ стеклярус,

♦ проволока медная гибкая (диаметр – 0,28-0,32 мм),

♦ гофрированная бумага и флористическая лента для декорирования стеблей,

♦ клей ПВА,

♦ ножницы,

♦ леска разной толщины.

      Совместно с родителями собрали мини-библиотечку по бисероплетению, где можно увидеть не только интересные поделки из бисера, но и способы изготовления. Оформили картотеку схем для детей и педагогов. Чтобы работа спорилась и доставляла радость, нужно не только запастись необходимым материалом, но и позаботиться о рабочем месте, особенно о том, как расположить на нем бисер. Для удобства хорошо использовать плотную шероховатую ткань. По количеству детей изготовили салфеточки размером 25×30 см. лучше всего работать за столом при дневном свете или свете потолочных ламп. Свет должен падать таким образом, чтобы тень от рук и головы не ложилась на рабочую поверхность стола.

      Если рабочее место оборудовано правильно, то работать легко и приятно. Но в любом случае следует ограничивать время занятий бисером до 20 – 25 минут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа для детей старшего дошкольного возраста по народному творчеству "Культура Вепсов"

Основная цель программы заключается в том, чтобы приобщить детей к культурам своей страны, в большей степени к вепсской культуре. Тем самым развивать в детях чувство патриотизма ,знания своей страны ...

«МАСТЕРСКАЯ МАЛЕНЬКИХ ВОЛШЕБНИКОВ» Программа кружка по художественно – эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Использование народных промыслов Сибири в изобразительной деятельности детей».

Работа по данной Программе  направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа на основе знакомства их с народными промыслами Сибири. Она основана на формировании эм...

Презентация "Формирование интереса к народной культуре у детей старшего дошкольного возраста средствами народной игры"

В настоящее время в воспитательной практике дошкольных образовательных организаций наблюдается повышение активного интереса к потенциалу народной культуры, именно в ней содержится многовековая мудрост...

Рабочая программа "Русская народная игра как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к народной культуре"

Цель:создание условий для популяризации народных алтайских игр, приобщение детей к изучению и сохранению культурного наследия своей малой Родины.  ...

Детско-взрослый образовательный проект по расширению представлений детей о быте, культуре и традициях русского народа: «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с народными календарно-обрядовыми праздниками»

Одной из задач ФГОС ДО, является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм по...

Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста "Назови предметы старины"

Возраст детей : старший дошкольный возрастЦель: Познакомить детей с тем, как жили люди в старину, когда не было привычных для нас приборов, удобств, что их заменяло. Развивать интерес к истории своего...