Программа для детей старшего дошкольного возраста по народному творчеству "Культура Вепсов"
методическая разработка (старшая группа) по теме

Алексеева Татьяна Васильевна
Основная цель программы заключается в том, чтобы приобщить детей к культурам своей страны, в большей степени к вепсской культуре. Тем самым развивать в детях чувство патриотизма ,знания своей страны и вместе с тем развивать и эстетические чувства, любовь к искусству и художественный вкус благодаря Декоративно-Прикладному Искусству, рисованию и созданию предметов одежды и украшений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kultura_vepsov.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

Программа для детей старшего дошкольного возраста по народному творчеству "Культура Вепсов"

Основная цель программы:

заключается в том, чтобы приобщить детей к культурам своей страны, в большей степени к вепсской культуре. Тем самым развивать в детях чувство патриотизма,знания своей страны  и вместе с тем развивать и эстетические чувства, любовь к искусству и художественный вкус благодаря Декоративно-Прикладному Искусству, рисованию и созданию предметов одежды и украшений.

Задачи обучения:

I.ОБУЧАЮЩАЯ - познакомить детей, с созданием вепсских кукол, вепсских орнаментов, детали вепсской одежды и вепсскими украшениями.

II.РАЗВИВАЮЩАЯ-продолжать развивать  продуктивную деятельность детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд)

III.ВОСПИТЫВАЮЩАЯ - формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувство принадлежности к мировому сообществу.

На какое время рассчитана программа?

Данная программа рассчитана  на 1 год. Программа делится на 8 частей, где каждая тема рассматривается подробнее.

1- «Познакомимся с культурой вепсов»;

2- «Вепсские куклы»;

3- «Вепсские народные костюмы»;

4- «Вепсские украшения»;

5- «Вепсские орнаменты»;

6- «Вепсский фольклор»;

7- «Вепсская кухня»;

8- «Вепсские обычаи, праздники и поверья».

Возраст детей:

Данная программа разработана для детей дошкольного возраста. С ней начитают знакомиться дети в подготовительной группе.  Старший дошкольный возраст является этапом интенсивного психического развития. Именно в этом возрасте происходят прогрессивные изменения во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований.

Общее количество часов:

 Общее количество часов в течение года составляет 72 часа.

Количество занятий в неделю:

занятия проводятся 2 раз в неделю, по времени занятие длится 1 час.  За это время дети изучают темы по плану, рисуют, создают аппликации, играют.

Продолжительность занятия:

продолжительность занятий зависят от возрастных особенностей детей. В подготовительной группе занятие рассчитано на 35 минут. На занятиях дети занимаются положенное время. Остальные 25 минут дети играют, отвлекаются от деятельности. Но хочу отметить, что все проводимые игры связаны непосредственно с темой данной программы.

Количество детей в группе:

количество детей в группе составляет не более 15 человек. Для того, чтобы дети лучше усвоили программу, необходим индивидуальный подход к каждому ребенку.

Материалы, инструменты необходимые для работы:

 В разделе «Познакомимся с культурой вепсов»

альбом; кисть (2 шт. - тонкая и толстая); цветные карандаши; фломастеры.

В разделе  «Вепсские куклы»

кусочки тканей (10х10)-былого цвета и цветные, лучше ситец; шерстенные нитки (ярких цветов); нитки обычные (белые); вата; иголки; ножницы.

В разделе «Вепсские народные костюмы»

клей ПВА или карандаш; альбом для рисования; Шерстенные нитки красного и белого цветов; ножницы.

В разделе  «Вепсские украшения»

пластилин; стека; кисточки (тонкая и толстая - для клея); Клей ПВА; нитки обычные (любого цвета, кроме черного); гофрированная бумага; ножницы; цветная бумага.

В разделе «Вепсские орнаменты»

бумага – А 4; краски - гуашь; кисть (белка 2); ткань (15х30) белого цвета, ситец; нитки красного цвета; иголка; Белый картон.

В разделе «Вепсский фольклор»

краски - гуашь; цветные карандаши; фломастеры; альбом для рисования; чистый диск CD RV.

 В разделе «Вепсская кухня»

фартук; чашка с блюдцем; пластилин; стека; вата.

В разделе «Вепсские обычаи, праздники и поверия»

альбом для рисования; фломастеры; цветные карандаши; краски – гуашь;

Во время занятий необходимо приобрести-

2 альбом для рисования или листы А4; Кисточки белка (2 и 6),кисть для клея; Краски – гуашь; Цветные карандаши; Фломастеры; CD-диск для отчета о работе; Тетрадь 48 листов.

Рекомендации по организации работы кружка:

А) готовность помещения, наличие наглядных пособий и технических средств

Б) своевременность прихода кружковцев на занятия, их внешний вид;

В) оборудование рабочего места;

Г) соблюдение правил техники безопасности для кружковцев;

Д) обязательно ведение журнала. В кружках технического назначения, ручного труда, кройки и шитья и т.п. оформить стенды с правилами на видном месте.

Методы работы:

1 НАГЛЯДНЫЙ-

-показ фильма о вепсах, о вепсских куклах, о вепсских костюмах;

-рассматривание репродукций, картин с изображением вепсской природы;

-рассматривание картинок с вепсской одеждой;

-рассматривание изображения с куклами вепсов;

-рассматривание нескольких видов украшений (в том числе вепсских бус);

-рассматривание посуды с вепсскими орнаментами;

-рассматривание вепсских орнаментов на одежде;

-применение плана хода действий.

2 СЛОВЕСНЫЙ-

-беседа;

-прослушивание музыки вепсов;

-вопросы к детям (уточнение и закрепление темы);

- разбор пословиц;

-разучивание стихов;

-чтение сказок;

-придумывание поздравлений;

-демонстрация детей своих работ;

-словесные народные игры;

-художественное слово.

3 ПРАКТИЧЕСКИЙ-

-игра;

-рисование на предложенную тему;

-самостоятельная творческая работа детей;

-создание кукол;

-подготовка материалов;

-лепка на предложенную тему;

-плетение пояса;

-составление выставок (помощь воспитателю);

-проигрывание вепсской сказки по ролям (театр);

-вышивание орнаментов;

-роспись глиняной посуды;

-игровые ситуации;

-пластика;

-эмоциональный настрой;

 

Формы работы с детьми:

-индивидуальная работа;

-работа с подгруппой детей;

-закрепление пройденного материала;

-коллективная работа.

Условие реализации программы:

программа ставит перед собой задачу приобщения детей к истокам народных ремесел, формирование интереса и любви к декоративно-прикладному искусству.

Занятия следует проводить в помещении с хорошим освещением и вентиляцией.

Оборудование для занятий: 8 столов; краски; кисточки; палитры; 15 пар ножниц; листы – А 4;

Материалы-иглы, клей.

Технические средства: фотоаппарат, магнитофон, компьютер.

Информационные средства: художественная, научная, и периодическая  литература, методические материалы, Интернет.

Художественные средства: произведения искусства.

Дидактические средства:

разработки педагога для обеспечения образовательного процесса: планы, конспекты занятий;

разработки для проведения занятий: наглядные пособия, схемы плетения, раздаточный материал для самостоятельной работы, учебные задания для индивидуальной и групповой работы;

разработки для организации контроля и определения результативности обучения: тесты, анкеты, вопросники.

Формы работы с родителями:

-индивидуальная работа

-беседа

-родительское собрание

-совместная работа с детьми и родителями

-домашние задания

Форма работы с педагогами:

-Совещания по текущей деятельности;  

-Мастер-классы, открытые занятия, творческие мастерские;

-Консультации;

-Методические, творческие объединения;

-Педагогические чтения, конференции;  

Тематические планирования:

1 раздел-ЗНАКОМСТВО С КУЛЬТУРОЙ ВЕПСОВ

тема

часы на тему

1

«Посмотри на природу»

1 час

2

«Россия со своими красками»

1 час

3

«Нарисуй мне природу»

2 часа

4

«Чудесный мир вепсов»

1 час

5

«Вепсы наши друзья»

1 час

6

«Природа вепсов»

2 часа

                                                                                                Всего:8 часов

 2 раздел - ВЕПССКИЕ КУКЛЫ

тема

часы на тему

1

«Поиграем»(вепсские игры)

1 час

2

«Рассмотрим вепсских кукол»

1 час

3

«Куклы-мартинички»

2 часа

4

«Традиционная вепсская кукла»

4 часа

                                                                                              Всего 8 часов

3 раздел - ВЕПССКИЕ НАРОДНЫЕ КОСТЮМЫ

тема

часы на тему

1

«Встречают по одежке, провожают по уму»

1 час

2

«Вепсская одежда»

1 час

3

«Пояс вепсов»

4 часа

4

«В мире вепсских дней»

1 час

5

«Вепсские игры»

1 час

                                                                                               Всего 8 часов

4 раздел – ВЕПССКИЕ УКРАШЕНИЯ

тема

часы на тему

1

«Красота»

1 час

2

«Украшения»

1 час

3

«Вепсская красота»

1 час

4

«Бусы - это красиво»

2 часа

5

«Подарок маме на Новый год»

1 час

6

«Выставка»

1 час

7

«Подарок»

1 час

                Всего 8 часов

5 раздел – ВЕПССКИЕ ОРНАМЕНТЫ

тема

часы на тему

1

«Что такое орнаменты?»

1 час

2

«Вепсские орнаменты»

1 час

3

«Глиняная посуда»

1 час

4

«Удивительные узоры»

1 час

5

«Украшаем глиняную посуду»

2 часа

6

«Веселые тарелочки»

1 час

7

«Выставка»

1 час

8

«Вышиваем узоры»

3 час

9

«Орнаменты на ткани»

1 час

        Всего 12 часов

 

6 раздел – ВЕПССКИЙ ФОЛЬКЛОР

тема

часы на тему

1

«Веселые мелодии»

1 час

2

«Воображение»

1 час

3

«Вепсские сказки»

2 часа

                       Всего 4 часа

7 раздел – ВЕПССКАЯ КУХНЯ

тема

часы на тему

1

«Калитки»

1 час

2

«Полепим калитки»

1 час

3

«Традиционные блюда»

2 часа

4

«Чудо – еда»

2 часа

5

«Базар»

1 час

6

«Этикет»

1 час

        Всего 8 часов

8 раздел – ВЕПССКИЕ ОБЫЧАИ, ПРАЗДНИКИ, ПОВЕРИЯ

тема

часы на тему

1

«Игры»

1 час

2

«Праздник вепсов»

7 часов

3

«Костюмы на праздник»

1 час

4

«Обычаи вепсов»

1 час

5

«Поверия вепсов»

1 час

6

« Украшения к празднику»

4 часа

7

«Выставка детских работ»

1 час

              Всего 15 часов

Содержание программы:

1 раздел «Познакомимся с культурой вепсов» - 8 часов.

Материалы: альбом; кисть (2 шт. - тонкая и толстая); цветные карандаши; фломастеры.

В этом разделе дети учатся-

видеть краски изображаемых картин, сравнивать городской пейзаж и вепсский пейзаж, видеть детали и особенности вепсской природы. Дети учатся рисовать пейзаж с тематикой вепсской природы, со всеми ее оттенками, настроениями и особенностями. Совершенствуются навыки владения рисования по мокрой бумаге. Дети познакомятся с бытом, поселением особенностями их жизни через показ фильма. Будут различать музыку вепсских народов  от русской народной музыки. Познакомятся с играми вепсского народа. В конце темы детям дается творческое задание для того, чтобы дети показали, на сколько они усвоили материал данного раздела.

2 раздел  «Вепсские куклы» - 8 часов.

Материал: кусочки тканей (10х10)-былого цвета и цветные, лучше ситец; шерстенные нитки (ярких цветов); нитки обычные (белые); вата; иголки; ножницы.

В этом разделе дети учатся-

делать вепсских кукол, различать их по видам, по функциям, для чего она нужна. Учатся готовить материал к работе, формировать куклу по частям. Видеть в кукле традиционное начало.

3 раздел «Вепсские народные костюмы» - 8 часов.

Материалы: клей ПВА или карандаш; альбом для рисования; шерстенные нитки красного и белого цветов; ножницы.

В этом разделе дети учатся-

объяснять значение поговорок и пословиц и применять их в повседневной жизни. Учатся рассматривать костюмы разных народов мира, сравнивая их между собой. Знакомятся с народными костюмами вепсских народов. Дети учатся видеть детали костюма и пытаться объяснить их назначения. Учатся изготавливать вепсские пояса. Играют в  игры-драмотизации обыгрывая сделанный предмет одежды. Учатся уважать вепсские народы, через познания ручного труда. Узнают, для чего вепсам пояса, какое у них предназначение.

4 раздел  «Вепсские украшения» - 8 часов

Материалы : пластилин; стека; кисточки (тонкая и толстая - для клея); Клей ПВА; нитки обычные (любого цвета, кроме черного); гофрированная бумага; ножницы; цветная бумага.

В этом разделе дети учатся –

видеть красоту в украшениях, рассматривать их (из чего они сделаны, как с ними обращаться). Познакомятся с вепсскими бусами. Учатся изготавливать вепсские бусы поэтапно, выполняя предварительную работу подготовки материалов. Учатся составлять выставку и представлять свои работы на ней. Дети придумывают поздравления для родителей, учатся дарить подарки.

5 раздел «Вепсские орнаменты» - 12 часов

Материал: бумага – А 4; краски - гуашь; кисть (белка 2); ткань (15х30) белого цвета, ситец; нитки красного цвета; иголка; белый картон.

В этом разделе дети знакомятся –

с орнаментами (где они изображаются, какие бывают). Рассматривают вепсские орнаменты на одежде, посуде. Знакомятся с глиняной посудой и расписывают ее вепсскими орнаментами. Учатся вышивать на бумаге вепсские орнаменты. Составляют выставку и представляют свою работу.

 

6 раздел «Вепсский фольклор» - 4 часа

Материал: краски - гуашь; цветные карандаши; фломастеры; альбом для рисования.

В этом разделе дети учатся –

продолжают знакомиться с музыкальными композициями вепсских народов, сравнивая ее с русской народной музыкой. Учатся рисовать задуманное, передавать настроение в рисунках под музыку. Знакомятся с вепсскими сказками, изображают по сюжету сказки рисунок.

 7 раздел «Вепсская кухня» - 8часов

Материал: фартук; чашка с блюдцем; пластилин; стека; вата.

В этом разделе дети учатся –

знакомятся с традиционным блюдом вепсов – калитками, и с другими традиционными блюдами. Лепят из пластилина калитки по такому же плану, как их делают. Дети учатся представлять свои блюда на «Базаре». У детей формируется этикет поведения за столом.

8 раздел «Вепсские обычаи, праздники и поверья» - 15 часов

Материал: альбом для рисования; фломастеры; цветные карандаши; краски – гуашь.

В этом разделе дети учатся –

это самый большой раздел в данном проекте и самый значимый. Дети продолжают знакомиться с культурой вепсских народов. Узнают праздники народные, их обычаи и поверья. Дети рисуют праздники под музыку. Рассматривают праздничный наряд вепсов. Дети готовятся к празднику вепсов. Делают выставку своих работ. На последнем занятии проводится праздник вепсов, где мы подводим итоги пройденного материала.

Что должен уметь ребенок в результате работы кружка на конец года:

-изображать на рисунках природу вепсов (густой лес, речки, деревни);

-делать куклы – Мартинички;

-уметь делать вепсскую традиционную куклу;

-уметь делать пояса;

-уметь изображать вепсские орнаменты на глиняной посуде, на ткани;

-уметь вышивать вепсские орнаменты по шаблону;

-должен знать вепсские народные сказки и вепсский фольклор;

-должен знать, как делаются калитка (традиционное блюдо вепсов);

-должен знать, как правильно оформляются выставки;

-должен разбираться в праздниках, обычаях и поверьях вепсов.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«МАСТЕРСКАЯ МАЛЕНЬКИХ ВОЛШЕБНИКОВ» Программа кружка по художественно – эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Использование народных промыслов Сибири в изобразительной деятельности детей».

Работа по данной Программе  направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа на основе знакомства их с народными промыслами Сибири. Она основана на формировании эм...

Презентация "Формирование интереса к народной культуре у детей старшего дошкольного возраста средствами народной игры"

В настоящее время в воспитательной практике дошкольных образовательных организаций наблюдается повышение активного интереса к потенциалу народной культуры, именно в ней содержится многовековая мудрост...

Программа приобщения детей старшего дошкольного возраста к основам русской народной культуры "Истоки"

Данные методические материалы позволят воспитателю организовать необходимые условия по ознакомлению дошкольников в возрасте 5-7 лет с культурой России и своего региона, чем окажут действенную помощь в...

Рецензия на программу приобщения детей старшего дошкольного возраста к основам русской народной культуры"Истоки"

Рецензия на программу приобщения детей старшего дошкольного возраста к основам русской народной культуры "Истоки"...

Разработка программы развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста средствами народного декоративно-прикладного искусства

Современное общество нуждается в творческих людях. Развитие творческой активности начинается с дошкольного детства. Это определяет актуальность данной программы. Программа включает цикл занятий по дек...

Рабочая программа "Русская народная игра как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к народной культуре"

Цель:создание условий для популяризации народных алтайских игр, приобщение детей к изучению и сохранению культурного наследия своей малой Родины.  ...