Формирование конструктивных умений для умственного развития детей дошкольного возраста
статья на тему

Формирование конструктивных умений для умственного развития детей дошкольного возраста

Современное состояние системы образования характеризуется всё большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала развития личности ребёнка. Это объясняется, во-первых, значимостью способностей для развития личности, во-вторых, возросшей потребностью общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, способных созидать новое в различных сферах жизни.

Процесс овладения любым видом деятельности имеет огромное значение для умственного и физического развития ребенка и усвоения им социального опыта. Одним из подобных видов деятельности является конструирование.

Дети – прирождённые конструкторы, изобретатели и исследователи,

их творческие возможности и технические решения остроумны и  оригинальны.

Прирождённые задатки детей познавать и совершенствоваться в

конструировании начинается с раннего возраста. С помощью конструирования у детей открываются безграничные возможности, они придумывают и создают свои постройки, проявляют любознательность, сообразительность, смекалку и творчество. Благодаря этой деятельности особенно быстро совершенствуются навыки и умения, умственное и эстетическое развитие.

Конструирование по простейшим чертежам, и наглядным схемам было разработано С. Леона Лоренсо и Валентиной Васильевной Холмовской. Авторы отмечают, что моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются отдельные функциональные особенности реальных объектов, предоставляет возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. Эти возможности наиболее успешно могут реализовываться в случае обучения детей сначала построению простых схем-чертежей, отражающих образцы построек, а затем, наоборот, практическому созданию конструкций по простым чертежам- схемам. Вместе с тем дети, как правило, испытывают трудности в выделении плоскостных проекций объемных геометрических тел (деталей строительного материала). Для преодоления таких трудностей были специально разработаны шаблоны (Веры Владимировны Брофман), которые дети пользовали для построения наглядных моделей (чертежей), отражающих их конструктивные замыслы. Конструирование по чертежам и схемам способствует развитию у детей образного мышления и познавательных способностей, т.е. они начинают строить и применять внешние модели «второго порядка» — простейшие чертежи в качестве средства самостоятельного познания новых объектов.

Анализ литературных данных по проблеме обучения дошкольников конструированию показывает, что его роль и значение в развитии ребёнка многозначны.  Процесс конструирования способствует появлению новых знаний в различных областях окружающего мира, стимулирует фантазию и творческую инициативу, содействует значительному улучшению общей и мелкой моторики, улучшает способность самостоятельных умозаключений, способствует развитию самостоятельности личности, обогащает социальные связи, развивает чувство собственного достоинства, уверенности в себе, способствует развитию речи.

Помимо развивающего влияния на мыслительную деятельность детей, данная форма конструирования способствует решению ряда задач при оснащении и организации занятий.  Занятия конструированием по образцу  требуют достаточно большого количества строительного материала, где цвета и размеры строительных деталей предлагаемых  каждому ребенку, должны соответствовать деталям в образце.

Анализ  литературных данных по проблеме изучения конструктивных способностей у дошкольников показал, что данная тема не получила своего должного развития, мы не обнаружили в литературе научно - методических разработок по данному направлению. Значительно большее внимание было уделено развитию общих способностей детей в процессе обучения конструированию.

В раннем детстве и дошкольном возрасте закладывается психофизиоло­гический базис для дальнейшего развития индивида. Известно, что к трем годам восприятие ребенка максимально приближа­ется к восприятию взрослого человека. Существенным результатом предыду­щего развития ребенка в раннем детстве является возникновение константного восприятия в связи с накопившимся опытом деятельности. К концу раннего детства ребенок начинает осмысленно воспринимать предметы и узнает их в независимости от внешних положений, в том числе в независимости от удаленности расположения в пространстве, сочетания с другими предметами или изменениями фона. Если восприятие какого-либо предмета младенцем ориен­тировано на внешние признаки, зависит от структуры, фона, в котором находится предмет, то этот же предмет в восприятии ребенка старше 3 лет несет прежде всего смысловую нагрузку и не зависит от внешней среды.

Трудность восприятия формы детьми 4-летнего и более младшего возраста заключается в том, что перцептивные действия (в данном случае движение глаза) при ознакомлении с формой осуществляются преимущественно внутри фигуры, а не по ее конуру. Об этом свидетельствует эксперимент, опи­санный Леонидом Абрамовичем Венгером, Владимиром Петровичем Зинченко и Антониной Григорьевной   Рузской,  в  котором  движение  глаз  детей,  рассматривающих  фигуру,                                                           снималось на кинопленку. Вполне сло­жившийся способ перцептивного действия при обследовании формы обнаружен в ходе эксперимента только у детей, старше 6 лет. Следовательно, процесс восприятия формы у детей младше 6 лет находится в стадии формирова­ния и определенное педагогическое вмешательство, т.е. специальное обуче­ние, в данный возрастной период может способствовать формированию перцептивных действий на более высоком уровне.

 

Учитывая возрастные особенности восприятия формы и цвета детьми среднего дошкольного возраста, следует отметить, что в процессе обучения при демонстрации каких-либо предметов, знаков необходимо обеспечить возможность включения одновременно нескольких сенсорных анализаторов. Например, можно предложить детям игры и упражнения, в которых они будут иметь возможность манипулировать предметами, а также сопоставлять предметы по форме и цвету, выявлять тождественные элементы и произносить на­звание эквивалентного сенсорного эталона.

В дошкольном возрасте дети способны овладеть конкретными обобщёнными и условно-символическими действиями. Формирование этих способностей происходит наиболее успешно в процессе овладения моделирующими видами деятельности.

Применение графического моделирования в конструировании позволяет включить ребёнка в самостоятельную конструктивную деятельность. Об этом говорят психологические исследования Александра Романовича Лурия; Евгении Николаевны Кабановой-Миллер; Нины Петровны Линьковой; Тамары Виктороны  Кудрявцевой; и др.

На занятиях по конструированию дети учатся понимать строение предмета, что обогащает представления и образы, которыми они оперируют при конструировании построек. Обогащение представлений тесно связано с работой по формированию чувственной основы слова, его предметной соотнесённости.

Вопрос о развитии конструктивной деятельности и её значения для умственного развития детей специально изучался Александром Романовичем Лурия. На основе исследований им был сделан вывод о том, что упражнения в конструировании по моделям действительно оказывают существенное влияние на развитие ребёнка, радикально изменяя характер познавательной деятельности.

Эту идею поддержал и развил в экспериментальных исследованиях Леонид Абрамович Венгер. Он указывал, что сама конструктивная деятельность носит моделирующий характер и непосредственно включает детей в практику активного самостоятельного построения наглядных моделей предметного мира. Создавая постройки, дети учатся понимать признаки предметов реального мира.

В дошкольном возрасте дети способны овладеть конкретными обобщёнными и условно-символическими действиями. Формирование этих способностей происходит наиболее успешно в процессе овладения моделирующими видами деятельности.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что процесс конструирования способствует появлению новых знаний в различных областях окружающего мира, стимулирует фантазию и творческую инициативу, содействует значительному улучшению общей и мелкой моторики, улучшает способность самостоятельных умозаключений, способствует развитию речи.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.86 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование конструктивных умений для умственного развития детей дошкольного возраста

Современное состояние системы образования характеризуется всё большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала развития личности ребёнка. Это объясняется, во-первых, значимостью способностей для развития личности, во-вторых, возросшей потребностью общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, способных созидать новое в различных сферах жизни.

Процесс овладения любым видом деятельности имеет огромное значение для умственного и физического развития ребенка и усвоения им социального опыта. Одним из подобных видов деятельности является конструирование.

Дети – прирождённые конструкторы, изобретатели и исследователи,

их творческие возможности и технические решения остроумны и  оригинальны.

Прирождённые задатки детей познавать и совершенствоваться в

конструировании начинается с раннего возраста. С помощью конструирования у детей открываются безграничные возможности, они придумывают и создают свои постройки, проявляют любознательность, сообразительность, смекалку и творчество. Благодаря этой деятельности особенно быстро совершенствуются навыки и умения, умственное и эстетическое развитие.

Конструирование по простейшим чертежам, и наглядным схемам было разработано С. Леона Лоренсо и Валентиной Васильевной Холмовской. Авторы отмечают, что моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются отдельные функциональные особенности реальных объектов, предоставляет возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. Эти возможности наиболее успешно могут реализовываться в случае обучения детей сначала построению простых схем-чертежей, отражающих образцы построек, а затем, наоборот, практическому созданию конструкций по простым чертежам- схемам. Вместе с тем дети, как правило, испытывают трудности в выделении плоскостных проекций объемных геометрических тел (деталей строительного материала). Для преодоления таких трудностей были специально разработаны шаблоны (Веры Владимировны Брофман), которые дети пользовали для построения наглядных моделей (чертежей), отражающих их конструктивные замыслы. Конструирование по чертежам и схемам способствует развитию у детей образного мышления и познавательных способностей, т.е. они начинают строить и применять внешние модели «второго порядка» — простейшие чертежи в качестве средства самостоятельного познания новых объектов.

Анализ литературных данных по проблеме обучения дошкольников конструированию показывает, что его роль и значение в развитии ребёнка многозначны.  Процесс конструирования способствует появлению новых знаний в различных областях окружающего мира, стимулирует фантазию и творческую инициативу, содействует значительному улучшению общей и мелкой моторики, улучшает способность самостоятельных умозаключений, способствует развитию самостоятельности личности, обогащает социальные связи, развивает чувство собственного достоинства, уверенности в себе, способствует развитию речи.

Помимо развивающего влияния на мыслительную деятельность детей, данная форма конструирования способствует решению ряда задач при оснащении и организации занятий.  Занятия конструированием по образцу  требуют достаточно большого количества строительного материала, где цвета и размеры строительных деталей предлагаемых  каждому ребенку, должны соответствовать деталям в образце.

Анализ  литературных данных по проблеме изучения конструктивных способностей у дошкольников показал, что данная тема не получила своего должного развития, мы не обнаружили в литературе научно - методических разработок по данному направлению. Значительно большее внимание было уделено развитию общих способностей детей в процессе обучения конструированию.

В раннем детстве и дошкольном возрасте закладывается психофизиологический базис для дальнейшего развития индивида. Известно, что к трем годам восприятие ребенка максимально приближается к восприятию взрослого человека. Существенным результатом предыдущего развития ребенка в раннем детстве является возникновение константного восприятия в связи с накопившимся опытом деятельности. К концу раннего детства ребенок начинает осмысленно воспринимать предметы и узнает их в независимости от внешних положений, в том числе в независимости от удаленности расположения в пространстве, сочетания с другими предметами или изменениями фона. Если восприятие какого-либо предмета младенцем ориентировано на внешние признаки, зависит от структуры, фона, в котором находится предмет, то этот же предмет в восприятии ребенка старше 3 лет несет прежде всего смысловую нагрузку и не зависит от внешней среды.

Трудность восприятия формы детьми 4-летнего и более младшего возраста заключается в том, что перцептивные действия (в данном случае движение глаза) при ознакомлении с формой осуществляются преимущественно внутри фигуры, а не по ее конуру. Об этом свидетельствует эксперимент, описанный Леонидом Абрамовичем Венгером, Владимиром Петровичем Зинченко и Антониной Григорьевной   Рузской,  в  котором  движение  глаз  детей,  рассматривающих  фигуру,                                                           снималось на кинопленку. Вполне сложившийся способ перцептивного действия при обследовании формы обнаружен в ходе эксперимента только у детей, старше 6 лет. Следовательно, процесс восприятия формы у детей младше 6 лет находится в стадии формирования и определенное педагогическое вмешательство, т.е. специальное обучение, в данный возрастной период может способствовать формированию перцептивных действий на более высоком уровне.

Учитывая возрастные особенности восприятия формы и цвета детьми среднего дошкольного возраста, следует отметить, что в процессе обучения при демонстрации каких-либо предметов, знаков необходимо обеспечить возможность включения одновременно нескольких сенсорных анализаторов. Например, можно предложить детям игры и упражнения, в которых они будут иметь возможность манипулировать предметами, а также сопоставлять предметы по форме и цвету, выявлять тождественные элементы и произносить название эквивалентного сенсорного эталона.

В дошкольном возрасте дети способны овладеть конкретными обобщёнными и условно-символическими действиями. Формирование этих способностей происходит наиболее успешно в процессе овладения моделирующими видами деятельности.

Применение графического моделирования в конструировании позволяет включить ребёнка в самостоятельную конструктивную деятельность. Об этом говорят психологические исследования Александра Романовича Лурия; Евгении Николаевны Кабановой-Миллер; Нины Петровны Линьковой; Тамары Виктороны  Кудрявцевой; и др.

На занятиях по конструированию дети учатся понимать строение предмета, что обогащает представления и образы, которыми они оперируют при конструировании построек. Обогащение представлений тесно связано с работой по формированию чувственной основы слова, его предметной соотнесённости.

Вопрос о развитии конструктивной деятельности и её значения для умственного развития детей специально изучался Александром Романовичем Лурия. На основе исследований им был сделан вывод о том, что упражнения в конструировании по моделям действительно оказывают существенное влияние на развитие ребёнка, радикально изменяя характер познавательной деятельности.

Эту идею поддержал и развил в экспериментальных исследованиях Леонид Абрамович Венгер. Он указывал, что сама конструктивная деятельность носит моделирующий характер и непосредственно включает детей в практику активного самостоятельного построения наглядных моделей предметного мира. Создавая постройки, дети учатся понимать признаки предметов реального мира.

В дошкольном возрасте дети способны овладеть конкретными обобщёнными и условно-символическими действиями. Формирование этих способностей происходит наиболее успешно в процессе овладения моделирующими видами деятельности.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что процесс конструирования способствует появлению новых знаний в различных областях окружающего мира, стимулирует фантазию и творческую инициативу, содействует значительному улучшению общей и мелкой моторики, улучшает способность самостоятельных умозаключений, способствует развитию речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Кедр" по развитию и формированию социальных умений и навыков у детей дошкольного возраста.

Ввведение.Радикальные преображения последних лет происходящих в России ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. Основным приоритетом сегодня выступает личносто- ориентированное ввз...

Конструктивная деятельность как эффективное средство умственного развития детей дошкольного возраста

инновационная деятельность по конструктивной деятельности дошкольников...

«Внедрение комплекса нетрадиционного физкультурного оборудования на занятиях по плаванию для развития и формирования плавательных умений и навыков у детей дошкольного возраста»

   Обучение навыку плавания и его совершенствование достигается путем многократного повторения. Однако ребенок не может долго концентрировать свое внимание на однообразной р...