План по самообразованию
материал (старшая группа) на тему

Костина Марина Николаевна

Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. Очень важно удивляться вместе с ними, побуждать не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать еще больше.

Увлекательные наблюдения на прогулках, первые самостоятельные опыты, развивающие занятия помогут детям в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы. Создают условия для формирования нравственных и эстетических качеств будущего гражданина, защитника не только себя, своего отечества, но и всего самого прекрасного, что создала ПРИРОДА.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_ekolog_2017-2018.docx914.25 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД

ВОСПИТАТЕЛЯ КОСТИНОЙ М.Н.

C:\Users\PC\Desktop\zemlja.png

г. Клин

2017 г.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

ВО ВСЕХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Актуальность темы:

«Всё хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем

сердцем

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала,

Не наукой, а частью души! »

Богат и многообразен мир природы. Но интенсивная хозяйственная деятельность человека непрестанно вносит в него изменения, нарушая экологическое равновесие окружающей среды. Поэтому так важно изучать ее и заботиться об ее охране. Чтобы каждый осознал значимость этого всенародного дела, необходимо уже с детства прививать человеку любовь к природе родного края.

Из всего многообразия мира природы наиболее доступны детям для непосредственного наблюдения растения и домашние животные.

Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. Очень важно удивляться вместе с ними, побуждать не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать еще больше.

Увлекательные наблюдения на прогулках, первые самостоятельные опыты, развивающие занятия помогут детям в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы. Создают условия для формирования нравственных и эстетических качеств будущего гражданина, защитника не только себя, своего отечества, но и всего самого прекрасного, что создала ПРИРОДА.

Цель:

- Формирование у детей  осознанного, экологически грамотного отношения к природе.

Задачи: 

- повышение уровня экологических знаний педагогов, детей и родителей;

- формирование практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе;

- формирование гуманного отношения к природе;

-  развитие познавательной активности в процессе ознакомления с окружающим миром;

- воспитание любви и бережного отношения  к природе.

Предполагаемый результат:

- сформирование начал экологической культуры у детей;

- формирование осознанно правильного отношения к объектам и явлениям природы, экологического мышления;

• развитие практических действий по охране природы;

• развитие навыков экспериментирования.

Формы экологического воспитания

 1. Непосредственно образовательная деятельность - ведущая форма организации работы по ознакомлению детей с миром природы.  НОД позволяет педагогу формировать знания о природе в системе и последовательности с учетом возрастных особенностей детей и природного окружения.

2. Экскурсии занимают большое место в экологическом воспитании личности.  Благодаря экскурсиям дети знакомятся с многообразием природного мира и наблюдают за явлениями природы. Экскурсии также важны для накопления знаний об особенностях природы родного края и ориентирования на местности: умение находить взаимосвязи в природе, наблюдать народные приметы, предсказывать последствия деятельности человека, как благоприятной, так и негативной. Во время экскурсии дети учатся взаимодействовать с окружающим миром.

3. Прогулки также широко используются для экологического воспитания детей.  Дети учатся замечать сезонные изменения на прогулочном участке детского сада.

4. Роль сказки в воспитании дошкольников трудно переоценить, а экологические сказки интересны, прежде всего, новизной сюжета и введением необычных персонажей. Благодаря сказкам детям в доступной форме можно рассказать о сложных явлениях в природе, об отношениях природы и человека и важности человеческого труда. Особое место занимают сказки, придуманные самими детьми.

5.Одним из основных видов обучения дошкольников являются дидактические игры по экологическому воспитанию. Благодаря игре ребенок учится выделять признаки явлений и предметов, сравнивать их и классифицировать. Дети усваивают новую информацию о природном мире, развивая память и восприятие, рассуждают о жизни животных и растений, развивая мышление и речь. Дидактические игры способствуют применению полученных знаний для совместных игр, совершенствуя в детях навыки коммуникации.

6. Одной из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка.

7. Элементарная поисковая деятельность детей.

      Под элементарной поисковой деятельностью понимается совместная работа воспитателя и детей, направленная на решение познавательных задач, возникающих в учебной деятельности, в повседневной жизни, в игре и труде, в процессе познания мира. Поисковая деятельность предполагает высокую активность и самостоятельность детей, открытие новых знаний и способов познания.

        Поисковая деятельность начинается с постановки воспитателем и принятие детьми познавательной задачи (возможна также постановка познавательной задачи детьми). Затем осуществляется ее первичный анализ и выдвигаются предположения, отбираются способы проверки предположений, выдвинутых детьми, осуществляется их проверка. Завершается поисковая деятельность анализом полученных в ходе проверки результатов и формулированием выводов.

Методы экологического воспитания

Наглядные методы:

-  наблюдение,

- рассматривание картин,

- демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов

 Практические методы: 

- игра,

- элементарные опыты,  

- моделирование

Словесные методы:

- рассказы воспитателя и детей,

- чтение художественных произведений о природе,

- беседы

№п/п

Мероприятие (Тема)

Сроки

          Форма    

  распространения  

          опыта

Изучение психолого – педагогической, методической литературы по теме самообразования

1.

 С.Н.Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду».2002г.

Сентябрь- октябрь

Составление перспективного плана работы

2.

Создание условий для формирования у детей основ экологической культуры

Бондаренко Т.М. «Комплексные занятия в старшей группе детского сада». ТЦ «Учитель». Воронеж 2009

Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Экология. Конспекты занятий в старшей группе детского сада». ТЦ «Учитель». Воронеж 2010

Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста». 2-е изд. ДЕТСТВО –ПРЕСС. Санкт-Петербург 2011

Зенина Т.Н. «Экологические праздники для старших дошкольников» Учебно-методическое пособие. Педагогическое общество России. Москва 2008

Иванова А.И., Михайленко В.Я. «Сезонные наблюдения в детском саду». Методическое пособие. Творческий центр «Сфера». Москва 2010

Рыжова Н. А. « Не просто сказки» ЛИНКА-ПРЕСС. Москва 2002

Масленникова О.М., Филиппенко А.А. «Экологические проекты в детском саду». Волгоград. Издательство "Учитель", 2015

В течение года

Проведении НОД и других форм работы с детьми

Выступление на родительском собрании

Организация экологических досугов, праздников

3.

Проект «Организация метеоплощадки»

Ноябрь-декабрь

Изучить пособие  Масленникова О.М., Филиппенко А.А. «Экологические проекты в детском саду», изготовить приборы для метеоплощадки

4.

Изготовление демонстрационного и раздаточного материала для непосредственно образовательной деятельности с детьми

В течение года

Выставка игр, пособий для практической деятельности

5.

Разработать карты мониторинга


Разработать анкеты опроса педагогов и родителей

В течение года

Обобщить опыт работы по организации экологического воспитания дошкольников

Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса

1.

Разработать перспективный план работы кружка "Мир вокруг нас"

Сентябрь

Календарно – тематическое планирование

2.

Составить конспекты НОД  по экологическому воспитанию детей

Сентябрь-май

Оформление конспектов

3.

Мастер-класс для воспитателей: «Мир вокруг нас»

Ноябрь

Организация и проведение деловой игры "Опыты и эксперименты"

4.

Родительское собрание по итогам учебного года 

Май

Подготовка анкет, 
памяток, рекомендаций для педагогов, родителей и детей

5.

Накопление практического материала по теме «Исследовательская деятельность в ДОУ"

Май

Пополнение методической копилки

6.

Подготовка материала к информационным стендам, папкам-передвижкам

В течение года

Оформление группы

Представление опыта работы по теме

1.

Обобщение опыта работы

В течение года

Проведение консультаций для педагогов и родителей

2.

Участие в профессиональных конкурсах по теме самообразования

Ноябрь

Декабрь

"Сфера профессионализма"

"Методический потенциал педагога"

3.

Подготовка статьи для публикации в "Педагогической газете"

Январь

Представление педагогического опыта на интернет-портале

4.

Презентация опыта работы по теме самообразования

Апрель

Консультация для педагогов

5.

Обобщение опыта

Май

Оформление отчета

Взаимодействие с родителями

1.

Наглядная агитация

В течение года

1. Оформление родительских уголков по теме "Времена года"

 2. Оформление папок-передвижек на темы:

"Дикие животные наших лесов", "Зима", "Зимующие птицы", "Экологические сказки", "Знакомимся с месяцами", "Научные опыты для детей", "Опыты с водой"

2.

Анкетирование

В течение года

«Экологическое образование в семье», «Экологическое воспитание детей»

3.

Выставки

В течение года

Выставка-конкурс  поделок из природного материала "Осенний калейдоскоп", из бросового материала "Цветик-семицветик"

Фотовыставки: «Наши питомцы», «Клин осенью», «Весна-красна»

Конкурс снежных фигур на прогулочном участке

4.

Акции

Апрель

Трудовой десант «Украсим Землю цветами»

 «Дома для птичьих семей»

5.

Круглый стол

Май

«Волшебный мир книги, как средство повышения экологической культуры родителей»

        

Мероприятия для детей

                                      

"В царстве комнатных растений"

Октябрь

Развлечение

"Зимующие птицы"

Ноябрь

Развлечение

1

"В мире животных"

Декабрь

Развлечение

2

"Животные холодных и жарких стран"

Январь

Викторина

3.

"Хлеб - всему голова"

Февраль

Досуг

4.

"Перелетные птицы"

"Весна"

Март

Развлечение

Досуг

5.

«День Земли»

"Насекомые"

Апрель

Экологический праздник

Развлечение

6.

"Путешествие в волшебный лес"

"Цветочная поляна"

Май

Кукольный экоспектакль

Развлечение

6.

Экологическое воспитание во всех видах деятельности

В течение года

Экологические игры, опыты, чтение стихотворений, загадывание загадок, наблюдения, беседы

7.

Акции:

«Первоцветы»

 «Поможем птицам»

В течение года

Рисование плакатов в защиту растений

Конкурс на лучшую кормушку

8.

«Уголок леса»

 «Волшебница-зима»

 «Зелёная аптека»

В течение года

Тематические прогулки

9.

«Осень»

 «Зима»

"Весна"

В течение года

Конкурс экологических сказок

10.

«Читайте вместе с нами»

В течение года

Литературные выставки по лексическим темам

C:\Users\PC\Desktop\19364938.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию

Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...

План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»

Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей  в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период  с 01.0...