"Значение театрализации в развитии слабовидящих детей"
статья по теме

В статье рассказывается о значении театрализации в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья по зрению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo_teatralizatsiya.docx29.37 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация муниципального образования городского округа «Воркута»                        Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение                                          «Начальная школа – детский сад № 1» г. Воркуты                                          

«Ичöт школа-челядьöс 1 №-а видзанін» Воркута карса

муниципальнöйвелöдан учреждение

«ЗНАЧЕНИЕ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ В РАЗВИТИИ СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ»

Овдусенко Елена Сергеевна,

воспитатель

МБОУ «Начальная школа –

детский сад № 1» г. Воркуты

г. Воркута

2018 год

Особую роль общение приобретет для детей с ограниченными возможностями здоровья, так как оно во многом определяет их успешную социализацию. Внутренний мир ребенка с особыми потребностями развития сложен. Педагогам нужно помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающего мира. Дошкольный возраст является самым сензитивным периодом для развития творческого потенциала, индивидуальных возможностей, овладения им различными видами деятельности. Однажды С.В. Образцов высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актерству. Знакомство с театром, его атмосферой таинства и волшебства, ожиданием чуда находит отклик в детской душе и пробуждает самые искренние и добрые чувства, вызывает желание посетить и приобщиться к этому сказочный миру снова и снова.

Вот некоторые цели, которые ставятся при обучении и знакомстве детей с театрализованной деятельностью:

- развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;

- знакомство с различными эмоциями и умение передавать их с помощью мимики, движения, жеста;

- обогащать и активизировать словарь детей, закреплять умение произносить, правильно артикулируя все звуки;

- знакомить с многообразием черт характера человека (естественно присущим и сказочным героям – животным, передавать эту черту через актерское мастерство, природные актерские данные, пластику ребенка;

- формировать умение сопереживать, проявлять заботу и участие по отношению к героям художественного произведения, понимать чувства других людей, адекватно на них реагировать.

При работе с детьми с нарушением зрения, можно еще добавить и коррекционные цели, а именно:

- формирование предметных представлений;

- формирование ориентировки в пространстве;

- развитие сенсорных функций, цветоощущения и форморазличения;

- формирование и развитие фонематического слуха;

- развитие глазомера, зрительных функций, слухового восприятия;

 - развитие содружественного движения рук и глаз;

- развитие ориентировки на заданный объект;

- развитие общей моторики;

Приобщение к первым театральным действиям происходит в процессе разнообразных игр – забав, пальчиковых игр на основе фольклора, хороводов. Благодаря  детской художественной литературе, особенно сказкам,  формируется представление о прекрасном, обогащается внутренний мир, дети учатся понимать шутки, адекватно реагировать на них. В русских народных сказках всегда добро побеждает зло, это настраивает ребенка на оптимистическое восприятие жизни, формирует положительные черты характера, нравственность и мораль. Со зрительным образом персонажей знакомство происходит в показе театрализованных постановок взрослыми, также он хорошо представлен в советских мультфильмах, что немало важно для полного восприятия услышанного. Театрализация является наиболее эффективным средством социализации детей  с ОВЗ, она  имеет коллективный характер, способствует установлению контактов между играющими, учат взаимодействовать с другими людьми, в общем, способствуют развитию коммуникативных навыков. Все это и раскрывает творческий потенциал детей с ОВЗ.

        Из всех видов театрализованных игр для решения задач всестороннего развития и социализации детей младшего и среднего школьного возраста с ОВЗ наиболее эффективной избрана игра-драматизация, поскольку она требует от ребёнка  точного словесного, эмоционального отражения позиции изображаемого героя, а также умения переходить от монологической речи к диалогу и полилогу. Все это способствует обогащению опыта, познанию системы человеческих взаимоотношений в игре через вхождение в образ героя.

Помимо решения задач по социализации детей, использование в совместной деятельности театральных игр помогает   оказывает позитивное влияние на речевое развитие дошкольника в силу двух причин: в театрализованной  деятельности используются лучшие образцы художественного слова; ситуация речевого общения активизирует словарь, совершенствует связную речь и грамматический строй речи. Так как специфическим речевым нарушением у слабовидящих детей дошкольного возраста является не сформированность лексико-грамматического строя связной речи, обусловленная проблемами в чувственном восприятии окружающего мира. Чтение стихов, потешек, песенок и других художественных произведений способствует коррекции речевых нарушений и дает возможность формировать и совершенствовать фонематический слух, звуковой анализ, грамматический стой речи, лексико-семантическую сторону речи, связную речь. Пальчиковый театр способствует формированию пространственных представлений, развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений, мелкую моторику и, как следствие, позитивно влияет на развитие речи дошкольников.

Театрализация сказок способствует активному эмоциональному, интеллектуальному развитию, прививает социально-нравственные качества.  Движения детей становятся более уверенными, эмоционально яркими, речь – интонационно выразительнее. Благодаря театру и театрализованной деятельности ребенок учится чувствовать и понимать различные эмоции, переживания, развивает в себе способность к сочуствию, сопереживанию, уважительному отношению к взрослым и сверстниками. С приобщением детей к миру театра, происходит их знакомство с музыкальной, литературной и театральной культурной.

Таким образом, театр – это не просто игра, театр – чудесное средство развития детей дошкольного возраста. Театрализованная деятельность – то, что способствует развитию у детей восприятия, речи, эмоциональной сферы и, что немаловажно, развитию творческой, гармонической личности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение фольклора в развитии речи детей

Уважаемые родители,если Вы хотите сделать своих детей более эмоциональными,раскрепощёнными,улучшить у них речь,внимание,память,воспитать их гармонически развитой личностью,то приобщайте детей к народн...

Значение зрительной гимнастики для слабовидящих детей и детей с сохранным зрением

В статье освещены цели, задачи и особенности выполнения гимнастики для глаз...

консультация Роль сочинения сказки и её театрализация в развитии речи детей

Сказки могут помочь воспитать ум,дать ключи для того, чтобы войти в действительностьновыми путями, может помочь ребѐнку узнать мири одарить его воображение».Д. Родари...

Консультация для родителей: «Роль театрализации в развитии речи детей»

Консультация для родителей: «Роль театрализации в развитии речи детей»...

План самообразования по театрализации.Тема: «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности».

План самообразования на год для воспитателя детского сада.Используется при работе с детьми дошкольного возраста. Данное самообразование направленно на развитие речи детей дошкольного возраста посредст...

Работа об особенностях музыкального развития слабовидящих детей

Особенности развития детей с нарушением зрения, технологии и опыт работы....

Методическая разработка "Дидактические игры и их роль в развитии слабовидящих детей"

В данной разработке расмотренны важнейшие задачи обучения и воспитания. Развитие познавательной деятельности учащихся, формирование интереса к знаниям. Среди средств и методов, используемых педагогами...