Рабочая программа музыкального руководителя
рабочая программа на тему

Зухова Светлана Николаевна

Рабочая программа по музыкальному воспитанию на основе программы  "Гармония" (автор К.В. Тарасова, Т.В. Нестеренко) для детей 3-7 лет

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 22 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей»

ул. Затонская, 5 – А, г. Красноярск, РФ, 660025, тел./факс: (391)213 -11-74, e-mail:  mdou22@yandex.ru

ОКПО 54493022, ОГРН 1022401951428, ИНН/КПП 2461023042/246101001

 

                                                                                                                                                                                     

                

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  

на  2017- 2018 учебный год

Образовательная область  «Художественно-эстетическое развитие»

Раздел «Музыка» (на основании программы К. В. Тарасовой, Т.В. Нестеренко)

 (для детей дошкольного возраста 3-7лет)        

                                                                                         

                                                                                                   

 Разработал : Музыкальный руководитель

                                                                                                                                             С.Н. Зухова МБДОУ№22

                                                               

Содержание программы

№ п/п

Содержание

Страница

I.

Целевой раздел

3

1.

Пояснительная записка

3

1.1

Цели и задачи реализуемой программы

4

1.2

Принципы и подходы к формированию программы

6

1.3

Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста

7

1.4

Планируемые результаты части формируемой участниками образовательных отношений

11

II.

Содержательный раздел

12

2.1

Содержание образовательной деятельности   рабочей программы

12

2.1.1

Содержание работы по реализации основных задач по видам музыкальной деятельности с учетом возрастных особенностей дошкольников

 15

2.2

Особенности образовательной деятельности разных видов, культурных практик

25

2.3

Способы и направления поддержки детской инициативы

26

2.4

Особенности взаимодействия педагогического коллектива и семей воспитанников

27

III.

Организационный раздел

28

3.1

Материально-техническое обеспечение программы

28

3.2

Перечень программно-методических материалов

30

3.3

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

32

Пояснительная записка.

           «Музыка является одним из важнейших средств гармоничного развития личности. В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в музыкальном искусстве,  в интеграции различных видов художественной деятельности.

Сегодня актуальность музыкального воспитания подрастающего поколения возрастает как никогда, поскольку в постоянно изменяющемся, непредсказуемом, агрессивном мире, где реальное общение часто подменяется виртуальным,  современному человеку очень важно найти для себя способ эмоционального самовыражения. Музыкальное искусство, обладая уникальными свойствами воздействовать на эмоциональную сферу, является удивительно тонким и в то же время эффективным инструментом развития внутреннего мира ребенка, раскрытия его творческого потенциала, поистине всестороннего воспитания его личности.

Особое значение музыкальное искусство приобретает в вопросах духовно-нравственного воспитания личности, формировании таких  тонких качеств, как эмпатия, тактичность, чувство меры, стремление к прекрасному.

Рабочая программа по реализации раздела «Музыкальное развитие» разработана с учетом основных принципов требований к организации и содержанию различных видов музыкальной деятельности в ДОУ, возрастных особенностей детей, на основе программы «Гармония» К.В. Тарасовой, Т.В. Нестеренко.

Программа «Гармония» отличается творческим, профессиональным подходом к  развитию музыкальных способностей дошкольника в процессе специфических дошкольных видов деятельности. Большое внимание в программе уделяется развитию творческих способностей ребенка. Эта программа основана на развитии творчества, фантазии, что дает возможность вызвать эмоциональную отзывчивость у детей, помогает их раскрепостить, а также формирует устойчивый интерес к занятиям.  Главная задача программы — развитие у детей музыкальных способностей во всех доступных им видах музыкальной деятельности. Эта задача определяет содержание, методы и общую структуру программы.

 Рабочая программа состоит из 4 разделов, рассчитана на 4 года обучения:

 1 год - вторая младшая группа с 3 до 4 лет;

 2 год - средняя группа с 4 до 5 лет;

 3 год - старшая группа с 5 до 6 лет;

4 год - подготовительная к школе группа с 6 до 7 лет.    

 Организация учебного процесса в МБДОУ регламентируется учебным планом, годовым календарным учебным графиком, расписанием занятий.  

  Рабочая программа по музыке предполагает проведение музыкальной непосредственной образовательной деятельности (НОД) 2 раза в неделю в каждой возрастной группе соответственно требованиям СанПиН - 2.4.1.3049-13.

Объем учебной нагрузки:

                                 Возрастные группы

2 младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная

         группа

Длительность НОД

15

20

             25

              30

Количество в неделю

           2

              2

              2

                2

Общее время в часах

          30

            40

             50

               60

Учебный план по реализации раздела «Музыкальное развитие»:

Н

О

Д

2 младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготов. группа

В

неделю

В год

В

неделю

В год

В

неделю

В год

В

неделю

В год

      2

72

2

72

2

72

2

72

   

 

1.1.Цели и задачи реализуемой программы

Основные цели и задачи раздела «Музыкальное развитие»

Цель:     -  Целостное развитие ребенка средствами музыкального воспитания, развитие у детей музыкальных способностей во всех доступных им видах деятельности.

К основным видам музыкально-творческой деятельности традиционно относятся:

•        восприятие музыки;

•        исполнительская деятельность (пение, музыкально-ритмическая  деятельность, творческое музицирование);

•        музыкально-творческая деятельность (специально организованная импровизация в различных видах исполнительской деятельности);

•        музыкальная познавательная деятельность (освоение элементарных знаний, формирование основных представлений о музыкальном искусстве, доступных дошкольникам).

Раздел «СЛУШАНИЕ»   

- ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений;  

 - развитие музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки;  

 - развитие способности различать характер песен, инструментальных пьес, средств их выразительности;

- формирование музыкального вкуса;  

 - развитие способности эмоционально воспринимать музыку.

 Раздел «ПЕНИЕ» 

 - формирование у детей певческих умений и навыков;  

 - обучение детей исполнению песен на занятиях и в быту, с помощью воспитателя и  самостоятельно, с сопровождением и без сопровождения инструмента;

  - развитие музыкального слуха, т.е. различение интонационно точного и неточного пения, звуков по высоте, длительности, слушание себя при пении и исправление своих ошибок;

  - развитие певческого голоса, укрепление и расширение его диапазона.

 Раздел «МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ» 

 - развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства и в связи с      этим ритмичности движений;  

- обучение детей согласованию движений с характером музыкального произведения, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности, развитие пространственных и временных ориентировок;  

 - обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски и упражнения;   - развитие художественно-творческих способностей.  

Раздел «ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ» 

 - совершенствование эстетического восприятия и чувства ребенка;  

 - становление и развитие волевых качеств: выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость;  

 - развитие сосредоточенности, памяти, фантазии, творческих способностей,        музыкального вкуса;  

 - знакомство с детскими музыкальными инструментами и обучение игре на них;                          

 - развитие координации музыкального мышления и двигательных функций организма.

 Раздел «ТВОРЧЕСТВО»:

( песенное, музыкально-игровое, танцевальное).  

Импровизация на детских музыкальных инструментах.

  - развивать способность творческого воображения при восприятии музыки;  

 - способствовать активизации фантазии ребенка, стремлению к достижению самостоятельно поставленной задачи, к поискам форм для воплощения своего замысла;  

 - развивать способность к песенному, музыкально-игровому, танцевальному  творчеству, к импровизации на инструментах.

 Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста осуществляется на  музыкальных занятиях, а так  же в течение дня.

1.2. Принципы и подходы к формированию программы

Рабочая программа  базируется на нескольких основных принципах:

 Первый принцип — связи музыки с ведущими интересами детей, с их жизнью. Музыкальные занятия строятся по тематическим блокам, доступным и интересным детям того или иного возраста. Каждый из блоков конкретизируется в одной или нескольких тем.

 Второй принцип — сочетания в музыкальном репертуаре высокохудожественной народной, классической и современной музыки. В данной программе в систему репертуара, значительно более широкую, чем в традиционной программе, включены произведения Вивальди, Моцарта, Гайдна, Сен-Санса, Мусоргского, Свиридова, Шнитке, Денисова.  

Третий принцип - «горизонтального движения» музыкального репертуара. Одно и то же музыкальное произведение проходит, как правило, не в одном, а в нескольких видах музыкальной деятельности. Такое построение способствует более глубокому освоению и запоминанию музыки, помогает преодолеть разорванность, «клочковатость» музыкальных занятий, включающих большое количество никак не связанных между собой музыкальных произведений, по поверхности которых «скользит» сознание ребенка.

 Четвертый принцип — импровизации. Он касается работы и детей, и взрослых. С самого начала у всех участников педагогического процесса создается «установка на творчество», музыкальную импровизацию во всех видах деятельности.  Данная рабочая программа по музыкальному развитию детей разработана на основе требований ФГОС ДО, на основе обязательного минимума содержания по музыкальному развитию детей дошкольного возраста с учетом федерального компонента образовательного стандарта и приоритетным направлением развития МБДОУ .

Содержание музыкального занятия в рамках НОД

Музыкальные занятия состоят из 3 частей.

1. Вводная часть

 Подразумевает освоение и усовершенствование музыкально- ритмических движений, которые будут в дальнейшем использоваться в играх, плясках, танцах, хороводах.

2. Основная часть

Слушание

Научить ребенка вслушиваться в звучание музыки, создающей музыкально-художественный образ, эмоционально реагировать на музыку. Дать понять ребенку, что музыка выражает эмоции , характер, настроение человека.

Пение и подпевание

Развивать координации слуха и голоса детей, приобретение детьми певческих навыков (учить чисто интонировать, четко проговаривать слова, брать дыхание, начинать и заканчивать пение вместе с аккомпанементом).

Также в основную часть входить игра на музыкальных инструментах, что особенно помогает развить у ребенка чувства ритма. Использование музыкально- дидактических игр.

3. Заключительная часть

Пляска, хоровод, игра. Освоение элементов танца и ритмопластики для создания музыкальных двигательных образов в играх и драматизациях.

1.3 Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста

Возрастные особенности детей 3-4лет.

В возрасте 3-4 лет необходимым становится создание условий для активного экспериментирования и практикования ребёнка со звуками с целью накопления первоначального музыкального опыта. Манипулирование музыкальными звуками и игра с ними (при их прослушивании, элементарном музицировании, пении, выполнения простейших танцевальных и ритмических движений) позволяют ребёнку начать в дальнейшем ориентироваться в характере музыки, её жанрах. Содержанием музыкального воспитания детей данного возраста является приобщение их к разным видам музыкальной деятельности, формирование интереса к музыке, элементарных музыкальных способностей и освоение некоторых исполнительских навыков. В этот период, прежде всего, формируется восприятие музыки, характеризующееся эмоциональной отзывчивостью на произведения. Маленький ребёнок воспринимает музыкальное произведение в целом. Постепенно он начинает слышать и вычленять выразительную интонацию, изобразительные моменты, затем дифференцирует части произведения. Исполнительская деятельность у детей данного возраста лишь начинает своё становление. Голосовой аппарат ещё не сформирован, голосовая мышца не развита, связки тонкие, короткие. Голос ребёнка не сильный, дыхание слабое, поверхностное. Поэтому репертуар должен отличаться доступностью текста и мелодии. Поскольку малыши обладают непроизвольным вниманием, весь процесс обучения надо организовать так, чтобы он воздействовал на чувства и интересы детей. Дети проявляют эмоциональную отзывчивость на использование игровых приёмов и доступного материала. Приобщение детей к музыке происходит и в сфере музыкальной ритмической  деятельности, посредством доступных и интересных упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов, помогающих ребёнку лучше почувствовать и полюбить музыку. Особое внимание на музыкальных занятиях уделяется игре на детских музыкальных инструментах, где дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, различают красоту звучания различных инструментов.

 

Возрастные особенности детей 4-5 лет.

В среднем дошкольном возрасте благодаря возросшей самостоятельности и накопленному музыкальному опыту ребёнок становится активным участником танцевальной, певческой, инструментальной деятельности. Чувственное познание свойств музыкального звука и двигательное, перцептивное восприятие метро - ритмической основы музыкальных произведений позволяют дошкольнику интерпретировать характер музыкальных образов, настроение музыки, ориентируясь в средствах их выражения.

Умение понять характер и настроение музыки вызывает у ребёнка потребность и желание пробовать себя в попытках самостоятельного исполнительства.  Начинает  развиваться образное мышление.  Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на  заданную тему. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной  сосредоточенная деятельность в течение 20 минут. Он способен удерживать в памяти при  выполнении каких-либо действий несложное условие.

В  среднем дошкольном возрасте улучшается произношение  звуков  и  дикция.  Речь  становится предметом активности детей.  Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей.  

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого.  Оно выходит за пределы  конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный  мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной  и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.  У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала

Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности;  появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности;  конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием  образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием  памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия;  формированием потребности в уважении со стороны взрослого.

Возрастные особенности детей 5-6 лет

В старшем дошкольном возрасте у детей происходит созревание такого важного качества, как произвольность психических процессов   ( внимания, памяти, мышления), что является важной предпосылкой для более углубленного музыкального воспитания.

Старших дошкольников отличает яркая эмоциональная реакция на музыку. Появляется интонационно-мелодическая ориентация музыкального восприятия. Дошкольники могут петь без напряжения, плавно, отчетливо произнося слова; свободно выполняют танцевальные движения: полуприседания с выставлением ноги на пятку, поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке и т.д. Могут импровизировать, сочинять мелодию на заданную тему. Формируются первоначальные представления о жанрах и видах музыки

Дети этого возраста отличаются большей самостоятельностью, стремлением к самовыражению в различных видах художественно-творческой деятельности, у него ярко выражена потребность в общении со сверстниками. К этому возрасту у детей развивается ловкость, точность, координация движений, что в значительной степени расширяет  их исполнительские возможности в ритмике. Значительно возрастает активность детей, они очень энергичны, подвижны, эмоциональны.

У детей 6-го года жизни более совершенна речь: расширяется активный и пассивный словарь, значительно улучшается звукопроизношение, грамматический строй речи, голос становится звонким и сильным. Эти особенности дают возможность дальнейшего развития певческой деятельности, использования более разнообразного и сложного музыкального репертуара.

Однако все перечисленные особенности проявляются индивидуально и в  целом дети 6-го года жизни еще требуют очень бережного и внимательного отношения: они быстро утомляются, устают от монотонности..

  Эти возрастные особенности необходимо учитывать при планировании и организации музыкальных образовательных ситуаций.

Возрастные особенности детей 6-7 лет

Возраст 6-7 лет- это середина детства. Подвижные энергичные дети активны во всех видах музыкально-художественной деятельности. В этот период у них качественно меняются психофизиологические возможности: голос становится звонким, движения- ещё более координированными, увеличивается объём внимания и памяти, совершенствуется речь. У детей возрастает произвольность поведения, формируется осознанный интерес к музыке, значительно расширяется музыкальный кругозор. Новые качества позволяют реализовывать более сложные задачи музыкального развития детей.

 К семи годам значительно обогащается индивидуальная интерпретация музыки. Ребенок определяет к какому жанру принадлежит прослушанное произведение. Чисто и выразительно поет,  правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя). Дошкольник может самостоятельно придумать и показать танцевальное или ритмическое движение.

Занятия проводятся два раза в неделю по 30 минут, их построение основывается на общих задачах музыкального воспитания, которые изложены в Программе. Музыкальное развитие детей осуществляется и на занятиях, и в повседневной жизни.

Обогащается слуховой опыт детей при знакомстве с основными жанрами, стилями и направлениями в музыке

Накапливается представления о жизни и творчестве русских и зарубежных композиторов

 Дети учатся  анализу, сравнению и сопоставлению при разборе музыкальных форм и средств музыкальной выразительности

При этом детям свойственна эмоциональная неустойчивость и психологическая утомляемость, что  необходимо учитывать при планировании и организации музыкальных образовательных ситуаций.

1.4. Планируемы результаты части формируемой участниками образовательных отношений

2 младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовит. группа

-слушать музыкальное произведение до конца;

узнавать знакомые песни;

- различать звуки по высоте (октава); - замечать динамические изменения (громко-тихо);

- петь, не отставая друг от друга;

- воспитывать любовь и интерес к пению;

-развивать естественное звучание голоса  (Формировать навыки звукообразования);

 - развивать умения петь протяжно, пропевая все слова удерживая на дыхании музыкальную  фразу –  до 2-х секунд (или одно слово).

 - выполнять танцевальные движения в парах;

- двигаться под музыку с предметом.

- слушать музыкальное произведение, чувствовать его характер;

- узнавать знакомые мелодии и песни;

 - различать звуки по высоте (секста-септима);

 - петь протяжно, четко произнося слова;

- выполнять движения в соответствии с характером музыки; - инсценировать (вместе с педагогом) песни, хороводы; - играть на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке.

 - различать жанры в музыке  (песня, танец, марш);

 - звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка);

- узнавать музыкальные произведения по фрагменту;

 - петь без напряжения, легким звуком, отчетливо произнося слова с аккомпанементом и без аккомпанемента;

- ритмично двигаться в соответствии с характером музыки; менять движение в соответствии с 3-х частной формой произведения; - самостоятельно инсценировать песни, хороводы, действовать не подражая друг другу; - играть мелодии на металлофоне по одному и в группе.  

   

  - узнавать гимн РФ;

- определять музыкальный жанр произведения;

- различать части музыкального произведения;

 - определять характер музыкального произведения, слышать в музыке изобразительные моменты;

- воспроизводить и чисто петь песни в удобном диапазоне;

- сохранять правильное положение корпуса при пении (певческая посадка);

- выразительно двигаться в соответствии с характером музыки;

- передавать несложный ритмический рисунок;

 - выполнять качественно танцевальные движения;

 - инсценировать игровые песни; - исполнять сольно и в оркестре простые мелодии и песни.  

II. Содержательный раздел

2.1. Содержание образовательной деятельности   рабочей программы

Предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений музыкального искусства, становление эстетического отношения к окружающему миру; восприятие  музыки, фольклора; стимулирование  сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию  самостоятельной творческой деятельности детей.

 Содержание образовательной области «Музыкальное развитие» направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку, через решение следующих задач:

• развитие музыкально художественной деятельности;

• приобщение к музыкальному искусству.

Формы работы

Музыкальное развитие детей, осуществляемой в процессе организованной образовательной деятельности, предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы взаимодействия  с воспитанниками.

Музыкально-творческое взаимодействие  с группой детей организуется на основе игрового сюжета, например: «В гостях у Матрешки», либо «Путешествие в осенний лес», и др. Основа организации педпроцесса – сюрпризы, затейничество, импровизация с использованием различных видов музыкально-художественной деятельности. Как правило, каждая музыкальная образовательная ситуация является интегративной моделью взаимодействия детей и  педагога, который активно использует не только различные виды музыкальной деятельности, но и стихи, загадки, сказки, пословицы и поговорки, и др., а также художественные иллюстрации, различные виды театрализации. Наиболее актуальными формами организации художественно-творческой деятельности являются:

- интегративные музыкальные образовательные ситуации, построенные на  основе какой-либо ведущей (доминирующей) деятельности (например, творческого музицирования)

- игровые  художественно-творческие проекты, организованные на основе театрализованной деятельности, для реализации которых необходима одна или несколько встреч;

-игровые художественно-творческие, исследовательские проекты организованные на основе  освоения какой-либо познавательной темы.  

Виды занятий.

Характеристика.

1 . Индивидуальные музыкальные занятия

Проводятся отдельно с ребенком. Это типично для детей  младшего дошкольного возраста. Продолжительность такого занятия 5-10 минут, 2 раза в неделю. Для детей старшего дошкольного возраста организуется с целью совершенствования и развития музыкальных способностей. Умений и навыков музыкального исполнительства; индивидуальные сопровождения воспитанника в музыкальном воспитании и развитии.

2. Подгрупповые музыкальные занятия

Проводятся с детьми 2-3 раза в неделю по 10-20 минут, в зависимости от возраста дошкольников.

3.Типовое (или традиционное) музыкальное занятия

Включает в себя все виды музыкальной деятельности детей (восприятие. исполнительство и творчество) и подразумевает последовательно их чередование. Структура музыкального занятия может варьироваться.

4. Доминантное занятие

Это занятие с одним преобладающим видом музыкальной деятельности. Направленное на развитие какой-либо одной музыкальной способности детей (ладовое чувство, чувство ритма, звуковысотного слуха). В этом случае оно может включать разные виды музыкальной деятельности, но при одном условии – каждая из них направлена на совершенствование доминирующей способности у ребенка).

5. Тематическое музыкальное занятие

Определяется наличием конкретной темы, которая является сквозной для всех видов музыкальной деятельности детей.

6. Комплексные музыкальные занятия

Основываются на взаимодействии различных видов искусства – музыки, живописи, литературы, театра, архитектуры.  Их цель – объединять разные виды художественной деятельности детей(музыкальную, театрализованную, художественно- речевую, продуктивную) обогатить представление детей о специфики различных видов искусства и особенностях выразительных средств; о взаимосвязи искусств.

7. Интегрированные занятия

Отличается наличием взаимовлияния и взаимопроникновения (интеграцией)содержание разных образовательных областей программы, различных видов деятельности, разных видах искусства, работающих на раскрытие в первую очередь идеи или темы, какого – либо явления, образа.

Совместная деятельность

•Совместные праздники, развлечения в ДОУ (включение родителей в праздники и подготовку к ним)

•Театрализованная деятельность (концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей, совместные театрализованные представления, шумовой оркестр)

•Открытые просмотры непосредственной образовательной деятельности

•Создание наглядно-педагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмы-передвижки)

•Оказание помощи родителям по созданию предметно-музыкальной среды в семье

Самостоятельная деятельность

  • Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов, музыкальных игрушек, макетов инструментов, театральных кукол, атрибутов и элементов костюмов для театрализации. Портреты композиторов. ТСО
  • Создание для детей игровых творческих ситуаций (сюжетно-ролевая игра), способствующих импровизации в пении, движении, музицировании)
  • Придумывание мелодий на заданные и собственные слова
  • Придумывание простейших танцевальных движений
  • Инсценирование содержания песен, хороводов
  • Составление композиций танца
  • Импровизация на инструментах
  • Музыкально-дидактические игры
  • Игры-драматизации
  • Аккомпанемент в пении, танце и др.
  • Детский ансамбль, оркестр

Игра в «концерт», «музыкальные занятия»

2.1.1. Содержание работы по реализации основных задач по видам музыкальной деятельности с учетом возрастных особенностей дошкольников

Содержание работы по реализации основных задач по видам музыкальной деятельности для детей 3-4лет.

Раздел «СЛУШАНИЕ»

Задачи:

-ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений;

-развитие музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки;

-развитие способности различать характер песен, инструментальных пьес, средств их выразительности; формирование музыкального вкуса;

- развитие динамического, ритмического слуха, музыкальной памяти;

- помощь в восприятии связи музыкального искусства с окружающим миром;

- развивать систему музыкальных способностей, мышление, воображение;

- воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку;

- побуждение детей к вербальному выражению эмоций от прослушанного произведения;

- развитие музыкально-сенсорного слуха детей;

- расширение кругозора детей через знакомство с музыкальной культурой;

- обучение взаимосвязи эмоционального и интеллектуального компонентов восприятия.

Раздел «ПЕНИЕ»

Задачи:

- формирование у детей певческих умений и навыков;

- обучение детей исполнению песен на занятиях и в быту, с помощью воспитателя и самостоятельно, с сопровождением и без сопровождения инструмента;

- развитие музыкального слуха, т.е. различение интонационно точного и неточного пения, звуков по высоте,

длительности, слушание себя при пении и исправление своих ошибок;

- обучение диафрагмальному дыханию;

- совершенствование голосового аппарата детей;

- закрепление навыков естественного звукообразования;

- обучение пению с жестами.

Раздел «МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ»

Задачи:

- развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства и в связи с этим ритмичности движений;

- обучение детей согласованию движений с характером музыкального произведения, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности, развитие пространственных и временных ориентировок;

- обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски и упражнения;

- развитие художественно-творческих способностей;

- развитие музыкально-сенсорных способностей детей;

- содействие эмоциональному восприятию музыки через музыкально-ритмическую деятельность;

- обучение реакциям на смену двух и трёхчастной формы, динамики, регистра;

- расширение навыков выразительного движения;

- развитие внимания, двигательной реакции.

Раздел «ТВОРЧЕСТВО (песенное, музыкально-игровое, танцевальное. Импровизация на детских музыкальных инструментах)»

Задачи:

- развитие способности творческого воображения при восприятии музыки;

- способствование активизации фантазии ребенка, стремлению к достижению самостоятельно поставленной задачи, к поискам форм для воплощения своего замысла;

- развитие способности к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству;

- формирование устойчивого интереса к импровизации;

- развитие эмоциональности детей.

Содержание работы по реализации основных задач по видам музыкальной деятельности детей 4-5 лет

Раздел «СЛУШАНИЕ»

Задачи:

-ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений;

-развитие музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки;

-развитие способности различать характер песен, инструментальных пьес, средств их выразительности; формирование музыкального вкуса;

- развитие динамического, ритмического слуха, музыкальной памяти;

- помощь в восприятии связи музыкального искусства с окружающим миром;

- развивать систему музыкальных способностей, мышление, воображение;

- воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку;

- побуждение детей к вербальному выражению эмоций от прослушанного произведения;

- развитие музыкально-сенсорного слуха детей;

- расширение кругозора детей через знакомство с музыкальной культурой;

- обучение взаимосвязи эмоционального и интеллектуального компонентов восприятия.

 

Раздел «ПЕНИЕ»

Задачи:

- формирование у детей певческих умений и навыков;

- обучение детей исполнению песен на занятиях и в быту, с помощью воспитателя и самостоятельно, с сопровождением и без сопровождения инструмента;

- развитие музыкального слуха, т.е. различение интонационно точного и неточного пения, звуков по высоте,

длительности, слушание себя при пении и исправление своих ошибок;

- обучение диафрагмальному дыханию;

- совершенствование голосового аппарата детей;

- закрепление навыков естественного звукообразования;

- обучение пению с жестами.

Раздел «МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ»

Задачи:

- развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства и в связи с этим ритмичности движений;

- обучение детей согласованию движений с характером музыкального произведения, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности, развитие пространственных и временных ориентировок;

- обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски и упражнения;

- развитие художественно-творческих способностей;

- развитие музыкально-сенсорных способностей детей;

- содействие эмоциональному восприятию музыки через музыкально-ритмическую деятельность;

- обучение реакциям на смену двух и трёхчастной формы, динамики, регистра;

- расширение навыков выразительного движения;

- развитие внимания, двигательной реакции.

Раздел «ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ»

Задачи:

- совершенствование эстетического восприятия и чувства ребенка;

- становление и развитие волевых качеств: выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость;

- развитие сосредоточенности, памяти, фантазии, творческих способностей, музыкального вкуса;

- знакомство с детскими музыкальными инструментами и обучение детей игре на них;

- развитие координации музыкального мышления и двигательных функций организма;

- работа над ритмическим слухом;

- развитие мелкой моторики;

- совершенствование музыкальной памяти.

Раздел «ТВОРЧЕСТВО (песенное, музыкально-игровое, танцевальное. Импровизация на детских музыкальных инструментах)»

Задачи:

- развитие способности творческого воображения при восприятии музыки;

- способствование активизации фантазии ребенка, стремлению к достижению самостоятельно поставленной задачи, к поискам форм для воплощения своего замысла;

- развитие способности к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству;

- формирование устойчивого интереса к импровизации;

- развитие эмоциональности детей.

 Содержание  работы по реализации основных задач по видам музыкальной деятельности детей 5-6 лет

        

Раздел «СЛУШАНИЕ»

Задачи:

-ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений;

-развитие музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки;

-развитие способности различать характер песен, инструментальных пьес, средств их выразительности; формирование музыкального вкуса;

- развитие динамического, ритмического слуха, музыкальной памяти;

- помощь в восприятии связи музыкального искусства с окружающим миром;

- развивать систему музыкальных способностей, мышление, воображение;

- воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку;

- побуждение детей к вербальному выражению эмоций от прослушанного произведения;

- развитие музыкально-сенсорного слуха детей;

- расширение кругозора детей через знакомство с музыкальной культурой;

- обучение взаимосвязи эмоционального и интеллектуального компонентов восприятия.

Пение

Задачи:

- формирование у детей певческих умений и навыков;

- обучение детей исполнению песен на занятиях и в быту, с помощью воспитателя и самостоятельно, с сопровождением и без сопровождения инструмента;

- развитие музыкального слуха, т.е. различение интонационно точного и неточного пения, звуков по высоте,

длительности, слушание себя при пении и исправление своих ошибок;

- обучение диафрагмальному дыханию;

- совершенствование голосового аппарата детей;

- закрепление навыков естественного звукообразования;

- обучение пению с жестами.

- учить петь под фонограмму минус 

 Музыкально - ритмическая деятельность

 Задачи:

- развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства и в связи с этим ритмичности движений;

- обучение детей согласованию движений с характером музыкального произведения, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности, развитие пространственных и временных ориентировок;

- обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски и упражнения;

- развитие художественно-творческих способностей;

- развитие музыкально-сенсорных способностей детей;

- содействие эмоциональному восприятию музыки через музыкально-ритмическую деятельность;

- обучение реакциям на смену двух и трёхчастной формы, динамики, регистра;

- расширение навыков выразительного движения;

- развитие внимания, двигательной реакции

 

Раздел:  «ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ»

Задачи:

- совершенствование эстетического восприятия и чувства ребенка;

- становление и развитие волевых качеств: выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость;

- развитие сосредоточенности, памяти, фантазии, творческих способностей, музыкального вкуса;

- знакомство с детскими музыкальными инструментами и обучение детей игре на них;

- развитие координации музыкального мышления и двигательных функций организма;

- работа над ритмическим слухом;

- развитие мелкой моторики;

- совершенствование музыкальной памяти.

Раздел:  «ТВОРЧЕСТВО (песенное, музыкально-игровое, танцевальное. Импровизация на детских музыкальных инструментах)»

Задачи:

- развитие способности творческого воображения при восприятии музыки;

- способствование активизации фантазии ребенка, стремлению к достижению самостоятельно поставленной задачи, к поискам форм для воплощения своего замысла;

- развитие способности к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству;

- формирование устойчивого интереса к импровизации;

- развитие эмоциональности детей.

Структура и формы работы по реализации основных задач по видам музыкальной деятельности детей 6-7 лет

        

Раздел «СЛУШАНИЕ»

Задачи:

-ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений;

-развитие музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки;

-развитие способности различать характер песен, инструментальных пьес, средств их выразительности; формирование музыкального вкуса;

- развитие динамического, ритмического слуха, музыкальной памяти;

- помощь в восприятии связи музыкального искусства с окружающим миром;

- развивать систему музыкальных способностей, мышление, воображение;

- воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку;

- побуждение детей к вербальному выражению эмоций от прослушанного произведения;

- развитие музыкально-сенсорного слуха детей;

- расширение кругозора детей через знакомство с музыкальной культурой;

- обучение взаимосвязи эмоционального и интеллектуального компонентов восприятия.

 

Раздел «ПЕНИЕ»

Задачи:

- формирование у детей певческих умений и навыков;

- обучение детей исполнению песен на занятиях и в быту, с помощью воспитателя и самостоятельно, с сопровождением и без сопровождения инструмента;

- развитие музыкального слуха, т.е. различение интонационно точного и неточного пения, звуков по высоте,

длительности, слушание себя при пении и исправление своих ошибок;

- обучение диафрагмальному дыханию;

- совершенствование голосового аппарата детей;

- закрепление навыков естественного звукообразования;

- обучение пению с жестами.

 

Раздел «МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ»

Задачи:

- развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства и в связи с этим ритмичности движений;

- обучение детей согласованию движений с характером музыкального произведения, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности, развитие пространственных и временных ориентировок;

- обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски и упражнения;

- развитие художественно-творческих способностей;

- развитие музыкально-сенсорных способностей детей;

- содействие эмоциональному восприятию музыки через музыкально-ритмическую деятельность;

- обучение реакциям на смену двух и трёхчастной формы, динамики, регистра;

- расширение навыков выразительного движения;

- развитие внимания, двигательной реакции 

 

 

Раздел «ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ»

Задачи:

- совершенствование эстетического восприятия и чувства ребенка;

- становление и развитие волевых качеств: выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость;

- развитие сосредоточенности, памяти, фантазии, творческих способностей, музыкального вкуса;

- знакомство с детскими музыкальными инструментами и обучение детей игре на них;

- развитие координации музыкального мышления и двигательных функций организма;

- работа над ритмическим слухом;

- развитие мелкой моторики;

- совершенствование музыкальной памяти.

 

Раздел «ТВОРЧЕСТВО (песенное, музыкально-игровое, танцевальное. Импровизация на детских музыкальных инструментах)»

Задачи:

- развитие способности творческого воображения при восприятии музыки;

- способствование активизации фантазии ребенка, стремлению к достижению самостоятельно поставленной задачи, к поискам форм для воплощения своего замысла;

- развитие способности к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству;

- формирование устойчивого интереса к импровизации;

- развитие эмоциональности детей.

2.2. Особенности образовательной деятельности разных видов, культурных практик

Мероприятие

Время проведения

Форма предъявления

«Театральный сезон»

Ноябрь

Премьера детских спектаклей, постановок  возрастными группами  

Всемирный день матери

Ноябрь

Совместные досуги, развлечения

Организация Новогодних каникул

Январь

Проведение развлечений «Святки», «Колядки» - знакомство с народными традициями.

 Помощь по реализации образовательных проектов «Новый год шагает по планете»;      

Международный женский день 8 Марта

Март

Подготовка конкурса «Мама и я – лучшие друзья»

Городской конкурс – выставка «Поддержка одаренных детей»

Апрель

Подготовка детских художественных номеров

 Музыкально- литературная гостиная:. «От героев былых времен, не осталось порой имен»

Май

Подготовка  художественных номером (художественное чтение, разучивание и инсценировка песен- посвященных ВОВ. )


2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы детей

Направления

Способы

Игровая деятельность

1.Организация предметной развивающей среды:

-Подбор музыкальных инструментов(озвученных и неозвученных), музыкальных игрушек.

- Подбор театральных кукол, атрибутов для ряжения, элементов костюмов для театрализации, театральных кукол.

-Материалы и атрибуты для музыкально- дидактических игр, игр- драматизаций.

-ТСО

2.Создание для детей игровых ситуаций  

3.Создание условий для импровизации во всех видах музыкальной деятельности.

Художественная творческая деятельность

1.Организация предметной развивающей среды:

- Подбор театральных кукол, атрибутов для ряжения, элементов костюмов для театрализации, театральных кукол.

-Подбор музыкальных инструментов(озвученных и неозвученных), музыкальных игрушек.

-Материалы и атрибуты для музыкальных  игр- драматизаций. «Доктор Айболит и его друзья в Африке»; «Петушок»

-ТСО

2.Создание условий для эмоционального и сознательного «погружения» детей в творческие, проблемные  ситуации .

Познавательная деятельность

-Продолжать приобщать детей к музыкальной культуре.

-Воспитывать художественный вкус.

-Продолжать обогащать музыкальные впечатления детей.

-Способствовать дальнейшему формированию певческого голоса.

-  Способствовать дальнейшему развитию навыков движения под музыку.

-обучать игре на ДМИ (звуковысотные д\м инструменты, ударные инструменты).

-Знакомить с элементарными, музыкальными понятиями.

2.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива и семей воспитанников

 Цель: Привлечение родителей, законных представителей к образовательной деятельности.

Задачи:

  • Организация вариативных форм привлечения родителей к образовательной деятельности в вопросах музыкального развития;
  • Привлечение родителей посредством организации конкурсной деятельности ;
  • Привлечение родителей, законных представителей, семей воспитанников посредством реализации совместных образовательных проектов.

 Направление работы

Содержание мероприятия

Сроки

Ответственный

1.Организация вариативных форм привлечения родителей к образовательной деятельности в вопросах музыкального развития;.

1.Театральный сезон

2.Музыкальные викторины     - «Звездный час» по творчеству композитора

В. Я. Шаинского;

- «Угадай мелодию» по творчеству композитора

 Ю.М. Чичкова

3.Музыкальная гостиная

«Новый год у ворот»

октябрь

ноябрь

февраль

январь

Музыкальный руководитель

Музыкальный руководитель

Музыкальный руководитель

Музыкальный руководитель

2. Организация конкурсной деятельности

1. «Лесенка успеха»

2. Конкурс

- «Частушка- хохотушка»

- «День танца»

Февраль-март

апрель

сентябрь

Музыкальный руководитель

Музыкальный руководитель

3.Привлечение посредством реализации совместных образовательных проектов

1. Совместный образовательный проект  

«Шаинский - детям»

2.Совместный образовательный проект «Музыкальная гостиная». «От героев былых времен, не осталось порой имен»

ноябрь

май

Музыкальный руководитель

Музыкальный руководитель


III. Организационный раздел

3.1. Материально-техническое обеспечение программы

Перечень основного оборудования (комплектов и отдельных видов оборудования)

Технические средства обучения

Детские музыкальные инструменты:

трещетки

дудочки,

губные гармошки,

свирели,

рожки,

ложки,

маракасы,

бубенцы,

колокольчики

треугольники

и др.)

Музыкальные игрушки:

Электропианино

Электрогитара

Электроксилофоны

Шарманки

музыкальные книжки и др.),

Неозвученные музыкальные игрушки:

гитары

балалайки,

пианино и др.),

Сюжетные картинки,

Иллюстрации,

Портреты композиторов,

Репродукции картин,

Музыкально - дидактические игры.

(« Музыкальная лесенка»; «Птица и птенчики»; «Угадай, на чем играю »и др.)

Для театрализованной деятельности: различные  виды  настольного кукольного, кулачкового, варежкового, пальчикового театра;

Костюмы

Атрибуты

Грим

Декорации, реквизит к театральным постановкам.

Музыкальный центр "LG"

Магнитофон

Интерактивная доска,  Ноутбук

Фортепьяно,

Баян, ионика,

Синтезатор "Casio"

3.2.Перечень программно-методических материалов

Направление развития

Программное обеспечение

Методическое обеспечение

  1. Художественно-эстетическое развитие:
  1. предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений

музыкального искусства, становление эстетического отношения к окружающему миру; восприятие  музыки, фольклора; стимулирование  сопереживания

персонажам художественных произведений; реализацию  самостоятельной творческой деятельности детей.

Парциальная программа «Гармония» под ред. К.В. Тарасовой, М.: Центр «Гармония», 2003 г.

Т.В. Нестеренко, К.В. Тарасова. «Хрестоматия к программе «Гармония» для детей 7-го года жизни Раздел: Музыкальное движение». М.: «Центр Гармония», 2004г.

К.В. Тарасова пособие для детей 7-го года жизни к программе  «Гармония» раздел «Пение». – М. Центр Гармония», 2005г.

К.В. Тарасова пособие для детей 7-го года жизни к программе  «Гармония» раздел «Слушание музыки». – М. Центр Гармония», 2004г.

К.В. Тарасова пособие для детей 7-го года жизни к программе  «Гармония» раздел «Игра на детских музыкальных инструментах». – М. Центр Гармония», 2003г.

К.В. Тарасова пособие для детей 7-го года жизни к программе  «Гармония» раздел «Музыкальное движение». – М. Центр Гармония», 2004г.

Т.В. Нестеренко, К.В. Тарасова. «Хрестоматия к программе «Гармония» для детей 6-го года жизни» части I и II. М.: «Центр Гармония», 2004г.

Т.В. Нестеренко, К.В. Тарасова, Т.Г. Рубан «Хрестоматия к программе «Гармония» для детей 5-го года жизни» части I и II. М.: «Центр Гармония», 2002г.

Т.В. Нестеренко, К.В. Тарасова, Т.Г. Рубан «Хрестоматия к программе «Гармония» для детей 4-го года жизни». М.: «Центр Гармония» части I и II., 2002г.

Комплекты аудиокассет к программе «Гармония»: «Слушание музыки», «Музыкальное движение»

М.Ю. Картушина «Праздники в детском саду» старший дошкольный возраст

Москва 2015г.

М.Ю. Картушина «Праздники в детском саду» младший дошкольный возраст

Москва 2015г.


3.3. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

В группах расположены художественно-эстетического центры. В каждой группе созданы условия для развития самостоятельной музыкальной деятельности в соответствии с возрастом. Имеются детские музыкальные инструменты (дудочки, губные гармошки, свирели, рожки, ложки, колокольчики и др.) и игрушки (электропианино, электрогитара, электроксилофоны, шарманки, музыкальные книжки и др.), не озвученные музыкальные игрушки (гитары, балалайки, пианино и др.). Для обеспечения музыкальной среды в каждой возрастной группе имеются технические средства (CD-плееры, музыкальные центры, микрофоны, DVD). В МБДОУ собрана коллекция DVD (36 шт.) «Шедевров мировой классической музыки», сборники русской народной музыки, этнического фольклора, джазовых композиций, детских песен.     Созданная музыкальная среда направлена не только на воспитание музыкальной культуры, но и оказывает психотерапевтическое воздействие на детей. Дидактические игры и пособия подбираются в соответствии с программным материалом.

Театральные уголки для реализации задач развития музыкально - художественных способностей в каждой группе имеется разнообразное оснащение для драматизации и постановки спектаклей. Театральные уголки оснащены  различными  видами  настольного кукольного, кулачкового, варежкового, пальчикового театра и др. Оборудованы в зависимости от возраста  костюмерные, гримерные и уголки ряженья. Имеются ширмы для показа кукольных спектаклей, системы хранения реквизита и декораций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА музыкального руководителя по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» направление «Музыкальное развитие» на 2015 – 2016 учебный год

Рабочая программа музыкального руководителя разработана для детей от 2-х до 8-ми лет и определяет обязательную  часть  основной общеобразовательной программы дошкольного образования детей от...

Рабочая программа музыкального руководителя с учетом ФГОС ДО (для детей от 1,6 до 7 лет) Составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Под редакцией: Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильев

Рабочая программамузыкального руководителяс учетом ФГОС ДО (для детей от 1,6 до 7 лет)Составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования«От рождения до школы»Под реда...

Рабочая программа музыкального руководителя по реализации основной образовательной программы дошкольного образования на 2016-2017 учебный год.

Целью программы является формирование общей культуры личности воспитанников, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности...

Рабочая программа музыкального руководителя с учетом ФГОС ДО ( для детей от 1,5 до 7 лет) Составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Под редакцией: Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Ва

Программа написана для музыкальных руководителей ДОУ в соответствии с федеральными государств енными требованиями. Программа состоит из целевого и организационного раздела. В организационный раздел вх...

Рабочая программа музыкального руководителя по реализации основной образовательной программы дошкольного образования на 2017-2018

Целью программы является формирование общей культуры личности воспитанников, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности...

Рабочая программа музыкального руководителя по освоению образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" (музыкальная деятельность для детей 2-7 лет разработанная на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Рабочая программа музыкального руководителя по освоению образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" (музыкальная деятельность для детей 2-7 лет разработанная на основ...