Обобщение обыта работы по теме "Развитие мелкой моторикик у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности"
презентация к уроку (младшая группа) на тему

В работе представлены игровые приемы для создания интереса у детей к играм с мелкими предметами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 14 «Солнышко» г. Омутнинска Кировской области

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности

        Выполнила:

Владыкина Виктория Сергеевна,

воспитатель МКДОУ детского сада

№ 14 «Солнышко» г. Омутнинска

Омутнинск

2018


Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

 в игровой деятельности

Почему человек, не находящий нужные слова для объяснения, часто помогает собеседнику жестами? Потому что со становлением речи тесно связано развитие тонких движений пальцев. Известный исследователь детской речи Марионилла Максимовна Кольцова пишет «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией. Развитие руки и речи у людей шло параллельно, то есть одновременно».

Сегодня уровень развития мелкой моторики рук – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.

Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом указано развитость у ребенка мелкой моторики.

Для нашего детского сада проблема развития мелкой моторики рук у детей является актуальной: у 10 детей из 17 в старшей группе недостаточно развита мелкая моторика.

Наблюдая за детьми в различных видах деятельности, выделила следующие проблемы: дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Неутешительные результаты наблюдений заставили меня всерьез задуматься над вопросом: как и чем можно помочь детям? За ответом на вопрос обратилась к научным публикациям, посвященным развитию мелкой моторики у детей.

Изучив мнение специалистов (Е. А. Аркин, Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев) выяснила, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное взаимодействие тело и разума, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии, подтверждают связь тонкой моторики с развитием мозга.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. А еще, всем известно, что дети очень любят играть.

Определила цель своей работы по самообразованию: развить мелкую моторику рук у детей младшего дошкольного возраста посредством игр.

Для достижения цели поставила следующие задачи, представленные на слайде.

Новизна состоит в разработке игровых приемов для вызова интереса детей к играм с мелкими предметами.

В работе придерживаюсь следующих принципов:

- Принцип систематичности проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением.

- принцип последовательности. В своей работе использую схему «от простого к сложному».

- принцип индивидуализации содержания работы. В ходе реализации поставленных задач мною используются разнообразные виды игр по развитию мелкой моторики, что обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который из всех предложенных ему мероприятий выбирает ту деятельность, которая отвечает его интересам.

На основе изученной методической литературы мной был разработан перспективный план по развитию мелкой моторики;
были систематизированы игры, развивающие мелкую моторику рук; дополнена развивающая предметно-пространственная среда дидактическим материалом. В группе по возможности создала условия по развитию мелкой моторики
. Имеющийся материал расположила таким образом, что бы дети могли свободно, по интересам себе выбирать игрушки, продолжать то, что они делали в непосредственно образовательной деятельности, закончить начатую игру, реализовать свои замыслы.

В план работы были включены следующие виды игр по развитию мелкой моторики рук, представленные на слайде.

Подробнее остановлюсь на самых интересных из них.

- Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры. «Пальчиковые игры» – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается речь и моторика.

- Игры с мелкими предметами. В таких играх развиваются соотносящие действия рук. Использую камешки, пуговицы, мелкие игрушки, крышки от пластиковых бутылок.

- Завязывание бантиков, шнуровка, застегивание пуговиц, замков развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева».  Использую игровые упражнения «Ежик», «Жук», «Улитка», «Бабочка», «Домик», «Пуговица», «Колобок» и

другие.

- Игры в «сухом бассейне», наполненном фасолью или цветными крышками: нахождение заданных предметов, угадывание предмета с закрытыми глазами на ощупь. В группе использую пластиковую коробку, наполненную крупой. Предлагаю детям рисовать на крупе прямые или извилистые дорожки, шагать по ней пальчиками, найти спрятанную игрушку и наощупь определить, что это.

- Игры с прищепками – развивают мелкую моторику, пространственное воображение. Также возможно широкое применение в игровой форме. Например: Игра «Елочка». Вырезаю из зеленого картона треугольник. Это – елочка. Предлагаю ребенку прицепить на елочку с обеих сторон иголочки (прищепки). Игра «Травушка-муравушка». Вырезаю из зеленого картона длинный прямоугольник и предлагаю ребенку прицепить к нему сверху зеленые прищепки. Получается травка.

- Нанизывание Материал для нанизывания использую самый разнообразный: пуговицы с крупными и мелкими дырочками, макароны, разрезанные на части трубочки для сока. «Разноцветные бусы»  – помогут скоординировать движения обеих рук. В этой детской игре формируется не только ручная умелость, но и сенсорные эталоны (цвет, форма, величина). Величину нанизываемых предметов нужно варьировать в зависимости от возраста детей, чем они старше, тем лучше они будут справляться с более мелкими деталями.

- Вдавливание в пластилин различных мелких деталей для развития силы рук – полезное занятие, для этого предлагаю детям бусины, камушки или ракушки, а так же использую фасоль, горох, семечки подсолнуха.

Определи на ощупь. Для этой игры в группе имеется «Волшебный мешочек», предлагаю детям определить наощупь, сколько фасоли в мешочках: много, мало, одна, ни одной. Действия, совершаемые при перебирании пальчиками фасоли, концентрируют внимание, а в целом доставляют ребенку положительные эмоции и приятные ощущения.

Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в увлекательную игру. Для этого использую игровые приемы, они очень помогают мне заинтересовать детей:

- различные игровые упражнения; обыгрывание той или иной ситуации;

- использование сюрпризного момента, прием неожиданного появления игрушек, сказочных героев;

- решение маленьких «проблем», возникающих у игрушек, сказочных героев.

Приведу пример. Ни для кого не секрет, что маленькие дети любят игры с водой. Оказывается, можно соединить это увлечение со специальными пальчиковыми упражнениями. Такой метод называется аквагимнастика. В миску наливаем немного воды, на дно миски выкладываем пуговицы разных форм, размеров и цветов, камушки, ракушки. А дальше… пальчики превращаются… в осьминогов, человечков, рыбок, которые «путешествуют» по морскому дну или находят таинственные клады. Здесь нет предела фантазии.

Еще пример,  беру яркий поднос. Тонким слоем рассыпаю по подносу мелкую крупу. Провожу пальчиком ребёнка по крупе – получается яркая контрастная линия. Ребенок рисует несколько линий, а затем рисуем какие-нибудь предметы: забор, дождик, волны, облака.

Из мозаики выкладываем неваляшку бабочку, снеговика, мячики, бусы.

Игры с пальчиками использую во всех формах организации детей. Индивидуально объясняю, например, последовательность шнуровки. С подгруппой детей собираем мозаику, нанизываем бусы. На занятиях со всей группой занимаемся лепкой, выкладыванием дорожек из камушек.

Специальные занятия проводятся 1 раз в неделю. Также игры с пальчиками гармонично включаются и в другие виды образовательной деятельности: познавательно-исследовательскую, изобразительную, коммуникативную и т. д.

Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей.

В начале года провела с родителями консультацию «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников», познакомила с содержанием и значением необходимости развития мелкой моторики детей, постаралась убедить родителей в том, что участие родителей в развитии мелкой моторики рук не должно быть, разовым, эпизодическим.

В информационном уголке поместила рекомендации по развитию мелкой моторики: зная про занятость родителей, постаралась включить в них описание пальчиковых игр, несложных для проведения в быту. Например: «Игры с прищепками», «Пока мама на кухне», «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка».

Следуют заметить, что родители моих воспитанников активно участвуют в образовательном процессе: изготавливают совместно с детьми поделки, участвуют в изготовлении пособий по развитию мелкой моторики рук.   Мои воспитанники с гордостью демонстрируют творения. Часто наша группа в конкурсах детского сада занимает первые и призовые места.

В качестве диагностики в младшей группе использую элементарные наблюдения, например, во время работы ребенка с пластилином, определяю, умеет ли раскатывать ладонями шарик или «колбаску», катать шарик пальцами. Когда дети станут старше, можно пронаблюдать, например,  насколько точно ребенок может делить кусок пластилина на определенное количество частей. Неплохой тест на ловкость пальчиков – уборка со стола счетных палочек и способность удерживать собранные палочки в ладошке.

До итоговой диагностики есть еще время, но уже сейчас наблюдаются положительные результаты работы:  

- в процессе игр дети более четко и своевременно сопровождают движения рук с текстом;

- играя в игры на развитие мелкой моторики, дети стремятся к общению со взрослым и сверстниками, активно подражают им в движениях;

- дети с удовольствием откликаются на предложения взрослого поиграть в игры с пальчиками.

Поэтому уверена, что использование в системе игр и игровых упражнений по развитию мелкой моторики, сохранит не только физическое и психологическое здоровье ребёнка, поможет развить речевые навыки и в дальнейшем сформировать навыки письма.

В перспективе планирую организацию в детском саду методической выставки «Игры, способствующие развитию мелкой моторики у детей».

Список литературы

1. Бардышева, Т.  Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры [Текст]. – М.: Карапуз, 2007. – 142 с.

2. Большакова, С. Е. Формирование мелкой моторики рук: игры и упражнения [Текст]. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 129 с.

3. Ермашова, И. А. Развиваем мелкую моторику у детей [Текст]. – СПб: Литера, 2007. – 158 с.

4. Крупенчук, О. И. Пальчиковые игры [Текст]. – СПб: Литера, 2007. – 169 с.

5. Пименова, Е. П. Пальчиковые игры [Текст]. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 221 с.

6. Решетник, Т., Анисина Е. Энциклопедия развивалок под редакцией [Текст]. – М.: ООО «ЭКСМО», 2011. – 275 с.

7. Соколова, Ю. А. Игры с пальчиками [Текст] / Ю. А. Соколова. – М.: ООО ЭКСМО, 2006. – 78 с.

8. Тимофеева, Е. Ю, Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики [Текст] /. – СПб: Корона-Век, 2007. – 147 с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности Подготовила: Владыкина Виктория Сергеевна, воспитатель МКДОУ детского сада № 14 «Солнышко» г. Омутнинска

Слайд 2

«Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног» (Википедия)

Слайд 3

ФГОС дошкольного образования Раздел IV . Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования Пункт 4 .6. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: … « у ребенка развита крупная и мелкая моторика»…

Слайд 4

Задачи работы

Слайд 5

Основные принципы работы п ринцип систематичности проведения игр и упражнений; принцип последовательности; принцип индивидуализации образования

Слайд 6

Этапы реализации работы

Слайд 7

Виды игр по развитию мелкой моторики рук пальчиковые игры; и гры с предметами; дидактические игры

Слайд 8

Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается речь и моторика

Слайд 9

Игры с мелкими предметами. В таких играх развиваются соотносящие действия рук

Слайд 10

Завязывание бантиков, шнуровка, застегивание пуговиц, замков развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; развивают пространственное ориентирование

Слайд 11

Игры в «сухом бассейне», наполненном фасолью или цветными крышками

Слайд 12

Игры с прищепками – развивают мелкую моторику, пространственное воображение

Слайд 13

« Разноцветные бусы» – помогут скоординировать движения обеих рук. В игре формируется не только ручная умелость, но и сенсорные эталоны (цвет, форма, величина )

Слайд 14

Вдавливание в пластилин различных мелких деталей для развития силы рук – полезное занятие

Слайд 15

Действия , совершаемые при перебирании пальчиками фасоли, концентрируют внимание, доставляют ребенку положительные эмоции и приятные ощущения

Слайд 16

Игровые приемы И гровые упражнения; Обыгрывание той или иной ситуации; Использование сюрпризного момента, прием неожиданного появления игрушек, сказочных героев; Решение маленьких «проблем», возникающих у игрушек, сказочных героев

Слайд 17

Выкладывание из мозаики различных предметов

Слайд 18

Работа с родителями Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников» (сентябрь 2017 г.) Привлечение родителей воспитанников к созданию картотеки потешек для применения в режимных процессах с детьми (март 2018 г.) Привлечение родителей к созданию пальчикового театра по мотивам русских народных сказок (март-май 2018 г.) Мастер-класс «Совместное творчество детей и родителей «Книжка своими руками» (апрель 2018 г.)

Слайд 19

Промежуточные результаты работы В процессе игр дети более четко и своевременно сопровождают движения рук с текстом; И грая в игры на развитие мелкой моторики, дети стремятся к общению со взрослым и сверстниками, активно подражают им в движениях; Д ети с удовольствием откликаются на предложения взрослого поиграть в игры с пальчиками

Слайд 20

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности

Многие родители, заботясь о том, как  лучше подготовить детей  к школе, обращают внимание, в основном, на чтение и счет.Но именно в сфере моторики произвольного внимания  чаще всего наб...

Презентация "Обобщение опыта работы по теме " Социально- нравственное развитие детей младшего дошкольного возраста в системе целостного развития".

quot; Социально- нравственное развитие детей младшего дошкольного возраста в системе целостного развития"....

Презентация " Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через игровую и продуктивную деятельность в соответствии с ФГОС".

Проблема развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования». Проблема развития ручной умелости и мелк...

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ»

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ»...

Обобщение опыта. «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»

Цель: Создать условия для развития речи детей дошкольного возраста посредством дидактических и сюжетно – ролевых игр. Изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей дошкольного возраста...

Перспективный план работы по самообразованию «Формирование экологической культуры детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности с использованием маркеров игрового пространства»

Экологические игры — это форма экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании игровой деятельности детей, стимулирующая высокий уровень мотивации, ин...

Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста, через игровую деятельность

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполн...