Обобщение опыта. «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа)

Белкина Ольга Владимировна

Цель: Создать условия для развития речи детей дошкольного возраста посредством дидактических и сюжетно – ролевых игр. Изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon individualnyy_pedagogicheskiy_modul.doc751.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ВОСПИТАТЕЛЯ ПЕРВОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ

МБДОУ ЦРР № 5«МИР ДЕТСТВА»

Белкиной Ольги Владимировны

Тема:

«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»

Цель: Создать условия для развития речи детей дошкольного возраста посредством дидактических и сюжетно – ролевых игр. Изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей

                        Содержание:

1. Содержание опыта

2.Теоретическая интерпретация опыта.

3. Условия формирования опыта.

4. Список литературы.

Содержание опыта

 В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности

детей раннего возраста, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию: ухудшение состояния здоровья детей; существенное сужение объёма общения родителей и детей; глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе; недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребёнка. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игровая деятельность помогает создать такие ситуации, в которых развивается речь детей.

Я работаю с детьми младшего возраста на протяжении 2-х лет. Всё это время наблюдаю за детьми, за их развитием. Наблюдая за тем, как развивается речь детей, как играют малыши, я сделала вывод о том, что с каждым годом ситуация ухудшается.

Дети перестали общаться между собой с помощью речи, не вступают в диалог. А ведь развивать у детей речь как основное средство общения с окружающими необходимо. И начинать эту работу надо уже в раннем возрасте.

 Этот процесс должен происходить не только на специально организованных занятиях, но и в повседневной жизни дошкольного образовательного учреждения. Для решения данной задачи важно, чтобы педагоги дошкольного образования были заинтересованы, а дети были активными субъектами этого процесса (проявляли интерес, самостоятельность в получении дополнительных знаний).

Побеседовав с родителями, проведя небольшой опрос, наблюдая за общением между взрослым и ребёнком, я решила начать работу над развитием речи детей в игре.

Именно поэтому я выбрала тему для исследования: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности».

 Решение данной проблемы составляет цель исследования:

Цель: Создать условия для развития речи детей дошкольного возраста посредством дидактических и сюжетно – ролевых игр. Изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей.

Объектом исследования – процесс развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования - игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Для себя я выявила основные актуальные задачи:

 

 1. Изучить методическую литературу по данной теме.

 2. Учить детей излагать свои мысли связно, последовательно;

 3. Развивать навыки активной, разговорной, образной речи;

 4. Продолжать развивать диалогическую, монологическую речь;

 5. Подготовить консультации для родителей по данной теме.

 6. Подобрать игры по развитию речи.

 Несомненно, эту работу необходимо осуществлять на всех возрастных этапах при условии чёткой, грамотной организации педагогического процесса и комплексного подхода, который предполагает взаимосвязь традиционных и нетрадиционных способов действий, путем их последовательного, поэтапного их проведения.

 

На первом этапе, прежде всего, для себя я выяснила, какую цель необходимо поставить перед собой, проанализировать сложившуюся проблему (противоречие) и поставить задачи для ее разрешения, определить насколько целесообразно использование различных видов игр и методов для развития речи детей. 

На втором этапе была проанализирована реальная материальная база в группе, ее развитие, был накоплен для дальнейшей деятельности необходимый материал, спланирована методика комплексного применения различных средств разрешения исследуемой проблемы на практике, раскрыта сущность ее реализации, определены объект, предмет, методологическая основа.

При рассмотрении состояния исследуемой проблемы на практике использовались такие методы, как:

-анализ психолого-педагогической литературы;

-комплексный метод диагностики речевого развития, эксперимент, наблюдения, анкеты для родителей;

-количественный и качественный анализ полученных данных.

 

На третьем этапе рассмотрены исследуемые проблемы на практике и раскрыта сущность их реализации, разработаны тематические планы.

Известно, что важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игровая деятельность помогает создать такие ситуации, в которых развивается речь детей. Необходимо развивать у детей речь как основное средство общения с окружающими. Речевому общению ребёнка со взрослыми предшествует эмоциональное общение. Именно в эмоциональном общении закладываются основы будущей речи, будущего общения с помощью осмысленно произносимых и понимаемых слов.

В своей педагогической деятельности использую расширение игровой среды за счёт целенаправленных педагогических воздействий, которые оказывают эффективное влияние на развитие речи детей, и, прежде всего, с помощью игровой

деятельности. Развивающая предметно – пространственная среда обеспечивает творческое и речевое развитие детей на основе игровой деятельности. Оборудование расположено так, чтобы малыши могли свободно пользоваться им, не прибегая к помощи взрослого, в любое время, чтобы с его помощью ребёнок мог легко включиться в игровую ситуацию. При построении среды учитываю требования в ФГОС. На развитие мелкой моторики рук благоприятное воздействие оказывают игры с предметами: мозаика, пирамидки, шнуровка, игры с карандашами, прищепками, песком, фасолью, пластилином; пальчиковое рисование

Театр для ребёнка – это всегда праздник, яркие незабываемые впечатления. Ведь театрализованная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребёнка: стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. У детей активизируется речь, они активно вступают в диалог со сверстниками и взрослыми.

Большое влияние для сенсорного развитияи совершенствования ловкости рук оказывают народные игрушки: башенки, матрешки, неваляшки, разборные шары, яйца, мячи и многие другие. Детей привлекают красочность этих игрушек, забавность действий с ними. Играя, ребенок приобретает умение действовать на основе различения формы, величины, цвета предметов, овладевает разнообразными новыми движениями, действиями.

Еще одна из технологий, применяемая в моей практике – технология артикуляционной и дыхательной гимнастики. Важнейшие условия правильной речи - это плавный длительный выдох, четкая ненапряженная артикуляция. У детей дошкольного возраста речевое дыхание и четкость речи часто нарушаются.

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.

При проведении подвижных игр с текстом использую соответствующие атрибуты (картинки с персонажами игр, маски, побуждаю к повтору текста. Обязательно вовлекаю в игру даже застенчивых детей, которые в игре раскрывают свои возможности, у них развивается речь, малыши учатся общаться с окружающими.

С помощью дидактических игр активизирую словарь детей. Каждая дидактическая игра имеет своё программное содержание. В связи с этим в программное содержание игры входит и определённая группа слов, которую должен освоить ребёнок. Так играя с малышами в дидактические игры с игрушками и предметами, такие как: «Кукла Маша проснулась», «Магазин игрушек» помогаю детям закрепить знания о названии одежды, столовой посуды, активизирую речь.

 Итак, игровая деятельность служит закреплению знаний, полученных на занятиях, и активизации словаря. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игровая деятельность создаёт тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Таким образом, использование разнообразных игр помогает выявляет индивидуальные способности, личностные качества ребёнка, позволяет определить уровень его знаний и представлений, что необходимо для дальнейшей эффективной работы воспитателя с каждым ребёнком.

        

Теоретическая интерпретация опыта

         Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.
  Проблема развития связной речи нашла отражение в исследованиях К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого. Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева. Они указывают на сложную организацию связной речи и необходимость специального речевого воспитания.

Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах М. М. Кониной, А. М. Леушиной, Л. А. Пеньевской, Е. И. Тихеевой, А. П. Усовой, Е. А. Флериной, О. И. Соловьевой и др. Исследователи раскрывают содержание понятия «связная речь, как смыслового развернутого высказывания, обеспечивающего общение и взаимопонимание.

Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.

Диалогическая речь представляет собой яркое проявление коммуникативной функции языка. Диалог протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Для диалога характерны: разговорная лексика и фразеология; краткость, недоговоренность, обрывистость; простые бессоюзные предложения; кратковременное предварительное обдумывание.

Монологическая речь – связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени. Монолог не рассчитан на немедленную реакцию слушателей. Имеет более сложное строение, выражает мысли одного человека. Поэтому высказывание развернуто, т. е. содержит полную формулировку сообщаемой информации. Для монолога характерны: внутренняя подготовка, предварительное обдумывание высказывания, сосредоточение мысли на главном. Здесь тоже важны неречевые и определенные речевые средства: жесты, мимика, интонация, умение говорить эмоционально, выразительно, но они занимают подчиненное место. Монологу присущи следующие особенности: литературная лексика; развернутость высказывания, логическая завершенность; синтаксическая оформленность (развернутая система связующих элементов). Связность монолога обеспечивается одним говорящим.

Данные формы речи отличаются мотивами. Монолог стимулируется внутренними мотивами. Содержание и языковые средства используемые в монологе выбирает сам говорящий. Диалогическая речь стимулируется не только внутренними, но и внешними мотивами, например: ситуацией, в которой происходит диалог, реплики собеседника.

Следовательно, монологическая речь является более сложным, произвольным, более организованным видом речи и поэтому требует специального речевого воспитания (Л. В. Щерба, А. А. Леонтьев).

Дошкольное детство – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. В процессе развития речи решаются задачи умственного, эстетического и нравственного развития детей. 
Одним из действенных средств развития речи дошкольника и его полноценного развития как личности является игровая деятельность.  Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально – волевых качеств, в ней реализуются потребность общения и познания ребенком окружающего мира.

В педагогике фундамент теории игры как важнейшего средства всестороннего воспитания детей заложили исследования таких ученых, как Е.А. Флериной, Е.И. Тихеевой, Е.А. Аркина. Позднее игре были посвящены работы Р.Я. Лехтман-Абрамович, Ф.И. Фрадкиной, Н.М. Аксариной, А.П. Усовой, Д.В. Менджерицкой, Р.И. Жуковской, В.П. Залогиной, Т.А. Марковой и др.

Одно из основных положений педагогической теории детской игры заключается в том, что игра имеет историческую, а не биологическую природу. Такое понимание природы игры и закономерностей ее развития нашло отражение в исследованиях психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца и их последователей. Ученые считают, что детские игры стихийно, но закономерно возникли как отражение трудовой и общественной деятельности взрослых людей.

Широкую известность получили труды Ефима Ароновича Аркина. Он считал речевое общение детей со взрослыми источником познания маленьким ребенком окружающего мира. В монографии «Ребенок от года до четырех лет» (1931), а также в ряде статей Аркин прослеживает изменение словаря и грамматических форм детской речи; опираясь на труды И.П. Павлова, В.М. Бехтерева, объясняет психофизиологические механизмы речи, природу первых голосовых реакций, показывает взаимосвязь развития речи и интеллекта, ритмические колебания в развитии речи.

Большое влияние на содержание и методы работы по развитию речи оказала деятельность Елизаветы Ивановны Тихеевой, известного общественного деятеля в области дошкольного воспитания.

Она определила основные задачи (разделы) работы по развитию речи детей в детском саду:

развитие речевого аппарата у детей, его гибкости, четкости, развитие речевого слуха;

накопление содержания речи;

работа над формой речи, ее структурой.

Е.И. Тихеева показала пути решения этих задач. В ее трудах представлена стройная система работы над словом.

В игре развивается воображение, фантазия, создаётся основа для формирования инициативной, пытливой личности. Игровая деятельность протекает в процессе обмена информацией между ее участниками, что обусловливает ее значение для речевого развития детей. Игра доставляет ребенку удовольствие, радость, а эти чувства являются сильным средством, стимулирующим активное восприятие речи и самостоятельную речевую активность. «Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора, элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации».

Однако известно, что умение играть (особенно это относится к ранним этапам дошкольного детства) возникает не путем автоматического переноса в игру усвоенного в повседневной жизни. Нужно приобщать детей к игре. И от того, какое содержание будет вкладываться взрослым в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом своей культуры подрастающему поколению.

Таким образом, тема актуальна тем, что игровая деятельность дает воспитателю возможность проводить занятие по обучению речи более плодотворно.

Условия формирования опыта работы

Свою работу по данной теме я начала с изучения методической литературы, передового опыта коллег, что помогло мне выстроить собственную концепцию речевого сопровождения детей раннего возраста через игровую деятельность. В ежедневной работе с детьми своей группы я обязательно использую игры.

Опираясь на целевые ориентиры, разработала перспективный план работы с воспитанниками и их семьями.

Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении         и. И именно игровая деятельность помогает создать такие ситуации, в которых развивается речь детей.

Большое значение для развития речи имеет жизненная обстановка, в которой воспитывается ребёнок, отношение к нему взрослого.

В развитии речи ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю – в детском саду, родителям и близким – в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребёнком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка.

Поэтому считаю актуальным использование различных видов игр для развития речи детей дошкольного возраста. Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, значению в воспитании и обучении.

 Рассмотрим подробнее игры, направленные на развитие связной речи ребенка-дошкольника.

Сюжетно-ролевая игра.

 

Цель: расширить словарный запас, правильное звукопроизношение, умение правильно выражать свои мысли, закрепить навык построения предложений.

Центральным моментом сюжетно-ролевой игры является роль, которую берёт на себя ребёнок. При этом он не просто называет себя именем соответствующего взрослого человека, старается действовать как взрослый человек, роль которого он взял на себя и этим отождествляет себя с ним. Игровая роль в концентрированной форме воплощает в себе связь ребёнка с миром взрослых. Принято различать сюжет и содержание игры.

Сюжет игры – область действительности, которая воспроизводится детьми в игре (больница, семья, магазин и пр.). Сюжеты игр отражают конкретные условия жизни ребёнка. Они изменяются в зависимости от конкретных условий, вместе с расширением кругозора ребёнка, знакомством с окружающим миром.

Содержание игры – воспроизведение ребёнком важных моментов в человеческих отношениях в которых живёт ребёнок. Они определяют не только сюжеты, но прежде всего содержание детских игр.

В играх-драматизациях содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т. п.

          

 Они сходны с сюжетно - ролевыми играми: в основе тех и других условное воспроизведение явления, действий и взаимоотношений людей и т. д., а также имеются элементы творчества. Своеобразие игр драматизаций заключается в том, что по сюжету сказки или рассказа дети исполняют определённые роли, воспроизводят события в точной последовательности.

Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи - умения общаться с другими людьми, отстаивать свою точку зрения, а также интеллектуального, коммуникативного, художественно - эстетического воспитания, развития музыкальных и творческих способностей.


Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. Воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, правила, действия.

Для развития связной речи детей используют следующие виды дидактических игр:

– игры с предметами (игрушки, реальные предметы, природный материал, предметы декоративно-прикладного искусства и др.);

– настольно-печатные (парные картинки, домино, кубики, лото);

– словесные игры.

  

Строительно-конструктивные игры – разновидность творческих игр, в которых дети отображают окружающий предметный мир, самостоятельно возводят сооружения и оберегают их. В процессе строительных игр воспитатель учит детей наблюдать, различать, сравнивать, соотносить одни части построек с другими, запоминать и воспроизводить приёмы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Под его руководством школьники овладевают точным словарём, выражающим название геометрических тел,пространственных отношений: высоко низко, направо налево, вверх-вниз, длинный короткий, широкий узкий, выше ниже, длиннее короче и т. п.

  

 

Подвижные игры со словами– сознательная, активная, эмоционально окрашенная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.

Игры на развитие мелкой моторики. 

Целенаправленная работа по развитию мелкой моторики помогает преодолеть различные нарушения в психофизической сфере ребёнка. Развитие движений пальцев рук взаимосвязаны с речевой функцией. Если развитие мелкой моторики отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть в норме. Поэтому развитие мелкой моторики рук является стимулирующей в развитии речевой функции, познавательной деятельности. Чем больше малыш работает своими пальчиками, тем лучше идет развитие мелкой моторики, раньше и лучше развивается его речь. Существует много игр и упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук.

- Электронно-дидактической игры

В процессе электронно-дидактической игры разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер, а также дидактическая игра помогает закрепить полученные знания при обучении

 

Особое место в речевом развитии детей занимают праздники. Высокий эмоциональный подъем, ожидание торжественного события обостряют чувства детей, они лучше воспринимают, усваивают материал, содержания песен, стихов.        

 Положительный эмоциональный  фон праздников и развлечений дает возможность наиболее эффективно решать задачи воспитательной  работы с детьми. Сопричастность дошкольников  к всенародным праздникам — это особое средство ознакомления их с явлениями общественной жизни, возможность обогащения новыми впечатлениями, пробуждения у них чувства любви к Родине.

 Участвуя в праздничных утренниках, развлечениях, дети приобретают не только навыки, знания, но и закрепляют материал, который был отработан на занятиях. У детей постепенно развиваются чувство уверенности  в себе и творческие способности.

«Новогодний карнавал»

              «В гости к солнышку!»                                                        «День счастья!»

                       «Рождественские встречи»                                   «Масленица»

\

                                                       «День защитника Отечества»

Слово является для ребенка частью действительности. Из этого вытекает, как важно в интересах стимулирования деятельности детей и развития их языка продуманно организовать их игровую обстановку, предоставлять им в соответствующем отборе предметы, игрушки, которые будут питать эту деятельность и на основе ею обогащаемого запаса конкретных представлений развивать их язык.

Огромную роль в развитии речи детей играют взрослые. Наше участие в свободных играх детей не может ограничиться организацией обстановки, подбором игрового материала. Мы должны проявлять интерес к самому процессу игры, давать детям новые, с новыми ситуациями связанные слова и выражения; разговаривая с ними по существу их игр, влиять на обогащение их языка. Руководя наблюдениями детей при ознакомлении их с окружающей средой, взрослые должны содействовать тому, чтобы наблюдаемая детьми жизнь стимулировала их к воспроизведению в игре, а стало быть и в речи, своих положительных, лучших сторон.

Развитие речи – это всего лишь один аспект в развитии и формировании личности, он очень тесно связан с нравственным воспитанием, развитием интеллекта, физической закалкой, эмоциональным становлением. Просто во всех этих ипостасях язык является главным средством общения с малышом.

Таким образом, наиболее полное развитие речи детей раннего возраста происходит в тесном общении со взрослыми. И это способствует разностороннему, активному и полноценному развитию ребенка.

      В своей педагогической деятельности использую расширение игровой среды за счёт целенаправленных педагогических воздействий, которые оказывают эффективное влияние на развитие речи детей, и, прежде всего, с помощью игровой деятельности.

Развивающая предметно – пространственная среда обеспечивает творческое и речевое развитие детей на основе игровой деятельности. Она не только обеспечивает игровую деятельность, но и призвана помочь в установлении эффективного общения детей с воспитателем и друг с другом.

Большая работа проводится с родителями. Семья – это источник воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он проносит через всю жизнь. Дети должны видеть, что в семье их поддерживают, уважают их увлечения, радуются успехам.

Очень важно для полноценного развития ребёнка опыт, полученный в семье, пример его родителей. Если ребёнок видит, что мама искренне огорчается тому, что ребёнок неправильно произносит слова, не хочет повторить стихотворение, это, несомненно, произведёт на него неизгладимое впечатление. Поэтому мы стараемся донести до родителей информацию о том, как нужно правильно обращаться с ребёнком, как лучше выучить стихотворение, своим примером доказывать необходимость правильного произношения слов.

Чтобы расширить кругозор, предлагаю родителям проводить выходные вместе с детьми с пользой для них. Почитать вместе книгу, посмотреть сказку, погулять, обращая внимание на всё, что даёт детям новые впечатления, знания.

Родители всегда готовы помочь в нашей работе, что не может не повлиять на развитие наших воспитанников.

Демонстрировала наглядный материал с помощью разных консультаций, проводили родительские собрания, анкетирование, приглашали родителей на праздники, индивидуальные рекомендации, обучали родителей правильному выполнению упражнений артикуляционной диагностики (с помощью моделей и схем, а также практического показа).

В настоящее время мной разработана рабочая программа обучению чтению по методике

Н. А. Зайцева. Учёными доказано, что развитие связной речи, фонематического слуха находится в тесной связи с развитием руки. Поэтому в программах предшкольной подготовки так важно развитие этого раздела школьной зрелости. Изучив программы, методики формирования развития речи, навыков чтения, я пришла к пониманию того, что наиболее интересной, учитываюшей психологическое развитие детей является здоровьесберегающая технология Н. А. Зайцева.

Большая роль в привитии навыков чтения дошкольников отводится игре. Но, пожалуй, никому не удавалось с такой полнотой и эффективностью встроить игру в сложный процесс овладения ЧТЕНИЕМ, как это сделал Николай Александрович Зайцев – автор новых направлений в методике обучения чтению.

Предложенная программа полностью соответствует требованиям методики Н. А. Зайцева, тематическое планирование позволяет педагогу доносить материал детям в системе «от лёгкого к сложному», включая деятельность по развитию психомоторики ребёнка.

Проведя исследование, я выявила, что в игровой деятельности речь ребенка достаточно хорошо развивается. Игровая и творческая деятельность, театрализованные представления и всевозможные игры раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений, тем самым обогащают эмоциональную сферу дошкольника адекватно содержанию текста.

В играх ребенок учится правильно общаться со сверстниками, узнает новые слова, учится правильно строить предложения.

Следовательно, игра является неотъемлемой частью жизни ребенка-дошкольника. И главное в этом участие родителей и воспитателей, которые могут правильно организовать игры детей, подсказать. Также было раскрыто значение игр для детей дошкольного возраста, их роль в развитии детей.

Таким образом, игровая деятельность связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада. В ней отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, закрепляются правила поведения, к которым приучают детей в жизни.

Список литературы

1. Алексеева М.М. Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. – М.: Академия, 2000. – 159 с.

2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2000. — 272 с.

3. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / Сост. С. Г. Бочаров, примеч. С. С. Аверинцев и С. Г. Бочаров. М.: Искусство, 2003. - 423 с.

4. Белоус Е. Развитие речи и фонематического слуха в театрально-игровой деятельности // Дошкольное воспитание. – 2009. - №7. – С. 66-70.

5. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. – М.: Просвещение, 2002.

6. Ветчинкина Т. Игровая деятельность как средство коррекции речевых нарушений у дошкольника // Учитель. – 2009. - №3. – С. 14-15.

7. Выготский Л.С. Педагогическая психология - М.: Педагогика, 1991.

8. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2006. — 96 с.

9. Герасимова А.С. Уникальное руководство по развитию речи / Под ред. Б.Ф. Сергеева. – 2-е изд. – М.: Айрис-Пресс, 2004. – 160 с.

10. Двинянинова Ю.А. Творческие игры в старшем дошкольном возрасте // Воспитатель ДОУ. – 2009. - №12. – С. 43-47.

11. Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. — М.: Академия, 2006. — 320 с.

12. Леонтьев А.Н. Психология общения / А.Н. Леонтьев. – М.: Тарту, 2002.

13. Лисина М.И. Этапы генезиса речи как средства общения // Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. - Москва: Институт практической психологии, 2000. - 304 с.

14. Лямина Г. Учимся говорить и общаться // Дошкольное воспитание. – 2006. - №4. – С. 105-112.

15. Мухина В.С. Детская психология. – М.: Апрель-пресс, 2004. – 315 с.

16.  Немов Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Владос, 2000. – кн.1: Общие основы психологии. – 345 с.

17. Немов Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Владос, 2001. – кн.3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – 640 с.

18. Нищева Н.В. Развивающие сказки: Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста - учебно-методическое пособие-конспект. - Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2002 год. – 47 c.

19. Основные этапы нормального речевого развития ребенка// Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитате-лей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2003. – 240 с.

20. Пичугина Е.А. Речевые игры в группе и на прогулке // Воспитатель ДОУ. – 2008. - №6. – С. 52-54.

21. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – М.: Мозаика-Синтез, 2007 – С. 130 – 132.

22. Развитие речи у детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 2001.

23. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2001. – 433 с.

24. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.

25. Силберг Д. Речевой тренинг (развивающие игры для детей от 3 до 6 лет) //

.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребёнка №5 «Мир детства».

- детский сад общеобразовательного вида

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

Воспитателя Белкиной Ольги Владимировны

              Стаж работы 11 лет

Тема: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности».

2020-2021 уч.г.

г. Тула

Тема: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»

       Цель: Создать условия для развития речи детей дошкольного возраста посредством игр. Изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей.

      Задачи:

 1. Изучить методическую литературу по данной теме.

 2. Учить детей излагать свои мысли связно, последовательно;

 3. Развивать навыки активной, разговорной, образной речи;

 4. Продолжать развивать диалогическую, монологическую речь;

 5. Подготовить консультации для родителей по данной теме.

 6. Подобрать игры по развитию речи.

Методы работы 

  Словесные 

  Наглядные 

  Практические

  Игровые 

        Актуальность темы: Тема моего самообразования – «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности», которую я обозначила для себя. Тема выбрана мной не случайно. Данная тема очень актуальна для дошкольного образования, ведь овладение правильной связной речью способствует формирование у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств. Развитие связной речи у детей считают одной из главных задач детского сада, так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых; дает возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детейсуществует множество проблем: бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление не литературных слов и выражений, не способность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, отсутствие логических обоснований и выводов, отсутствие навыков культуры речи и культуры общения. Все это связано, вопервых, с недоразвитостью речевого аппарата и его анатомического строения, во-вторых, из-за недостаточного общения детей друг с другом и со взрослыми. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников очень сложное и важное дело. Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Именно в дошкольном возрасте нужно обогащать пассивный словарь ребёнка, приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы. Связное высказывание дошкольника свидетельствует, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем и одновременно отражает уровень готовности ребенка к школе. Что касается игры? Игра – основной и наиболее доступный для ребенка вид деятельности. Играя, дети обучаются всему тому, что так пригодиться в жизни. Поэтому именно с помощью «игры» я и решила развивать связную речь детей.

№ п/п

Наименование работы

Краткое содержание

Срок выполнения

Отметка о выполнении

1

Изучить основные положения (нормативные документы)

  • Устав МБДОУ ЦРР №5 «Мир детства»
  • Основные положения «конвенция о правах ребёнка»
  • Концепция воспитания гражданина

Чтение литературы, консультации со старшим воспитателем

В течение года

2

Совершенствовать навыки работы на ИКТ

Посещение МО ,

Перенятие опыта работы педагогов, консультации, публикация материалов на сайте.

В течение года

3

Изучить методическую литературу по теме: -

- Печора. К. Л. «Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста». Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2006. – 96 с.

- Лямина Г. М. Развитие речи ребенка раннего возраста: Методическое пособие. – М. : Айрис-пресс, 2005. – 96 с.

- Герасимова А. С. уникальное руководство по развитию речи 2007. – 160.:

- Дёмина «Развитие речи детей раннего возраста»

- Павлова Л. Н. Ранее детство : Развитие речи и мышление. – Москва, 2000.

- Под ред. Ушаковой. Развитие речи и творчества дошкольников. – Москва, 2001.

- Бородич, А. М. Методика развития речи у детей. — М. : Просвещение, 1981.

- Ушакова, О. С, Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-метод. пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

- Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения Москва, Просвещение, 1989 г.

- Изучение статей, конспектов по самообразованию и проектной деятельности на интернет сайтах.

Чтение, конспектирование учебной литературы, изучение интернет-ресурсов.

В течение года

4

Принять участие в работе дошкольных семинарах, конференций, педсоветов.

Активное и пассивное участие,

перенятие опыта работы педагогов, консультации, обсуждение.

В течение года

5

Принять участие в работе РМО воспитателей

Активное и пассивное участие,

перенятие опыта работы педагогов, консультации, обсуждение.

В течение года

6

Создание перспективного плана по теме: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности».2020-2021 уч.г.

Опираясь на диагностику детей, учебный план, создаю перспективное планирование на тему: «Развитие речи в игровой деятельности у детей дошкольного возраста"

Сентябрь

7

Использование метода тематических  проектов, как средство речевого развития.

«Страна волшебных слов» (Цель: развитие умений обращаться к взрослым с просьбой, используя вежливые слова; употреблять вежливые слова в общении с другими людьми);

«Правила доброты» (Цель: освоение правил этикета, умений использовать их в повседневном общении);

«Остров дружбы», «Школа доверия» (Цель: развитие регуляционно — коммуникативных умений: умение совместно решать бытовые и учебные задачи, доверять, поддерживать партнера по деятельности);

«Что такое хорошо и что такое плохо»» (Цель: освоение этикета поведения в трудных ситуациях);

«О дружбе и рыцарстве» (Цель: развитие умений видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения);

«Гость и хозяин» (Цель: освоение гостевого этикета).

В течение года

8

Проведение диагностики уровня развития речи детей.

Определить какой уровень развития речевых умений у детей и насколько они ими владеют

В виде беседы (методику (семантический метод) О.С. Ушаковой и Е.Струниной.)

Сентябрь

9

Работа с родителями

Консультация “Особенности и проблемы речевого развития у детей раннего возвраста”

Сентябрь

10

Работа с детьми

Дидактические игры: «Где кто живет?», «Кто чем питается?», «Кто где обитает?»Крупные пазлы и разрезные картинки наборы умных карточек: «Противоположности», «Учимся сравнивать»,наборы карточек «Первые уроки»  

Сентябрь

11

Занятия в соответствии с перспективным планированием по теме: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» на 2020-2021уч.г.

Составление конспектов и публикация на интернет-платформах,выполнение заданий

Октябрь

12

Разработка игр для развитие речи дошкольников.

 

Внедрение в работу с детьми новых дидактических игр и пособий. Привлечение родителей к работе по созданию развивающей среды в группе

Октябрь

13

Пополнение папки по работе с родителями

«Роль детского сада в развитии речи ребенка»

Октябрь

14

Работа с детьми

Театральная деятельность «Тайны лесной полянки»

октябрь

15

Занятия в соответствии с перспективным планированием по теме«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»на 2020-2021уч.г.

Составление конспектов и проведение

Ноябрь

16

Посетить открытые мероприятия ДОУ

Фиксация важных моментов

Ноябрь

17

 «Игра в жизни ребёнка»

При помощи анкетирования выяснить мнение родителей, нужно ли использовать игры в воспитании детей

Ноябрь

18

Вечер развлечений «В мире загадок"

Отгадывание загадок детьми

Ноябрь

19

Работа с детьми Дидактические игры с применением картинок.

 «Транспорт», «Бабочки и цветы», «Одежда», «Путешествие пчел», «Найди предметы для повара», «Собери грибочки», «Найди и назови»,Дидактические игры  с различными предметами и материалами. «Кто как кричит?», «Кто в домике живет», «Лисичка, пляши».

Ноябрь-декабрь

20

Провести открытое занятие по развитию речи в младшей группе

Разработка конспекта и проведение

Декабрь

21

Консультация для воспитателей

 «Речевые игры по дороге на прогулку»

Декабрь

22

Занятия в соответствии с перспективным планированием по теме: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» на 2020-2021уч.г.

Составление конспектов и публикация на интернет-платформах,выполнение заданий

Декабрь

23

Оформление в группе уголка в соответствии с тематикой самообразования

«Организация предметно-развивающей среды по мелкой моторике»

декабрь.

24

работа с родителями

Индивидуальные беседы с родителями по данной теме (по мере необходимости).

Январь

25

Занятия в соответствии с перспективным планированием по теме: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» на 2020-2021уч.г

Составление конспектов и публикация на интернет-платформах,выполнение заданий

Январь

26

Словесные игры с использованием художественного слова.  Работа с детьми

1. Картотека игр

2.  Дидактическая игры «Угадай сказку», «Из какой сказки герой»

Январь

27

Работа с родителями

Консультация: “Всегда ли правельно звучит ваша речь, взрослые?”

Февраль

28

Театрализованные игры как средство развития речи детей.

Работа с детьми:

(Театр на руке - пальчиковый)

Игра «Курочка ряба»

Февраль

29

Консультация для педагогов

Разработка презентации для педагогов «Проведение игр, направленных на развитие речи дошкольников»

Март

30

Подвижные игры с элементами развития речи,(сопровождаются диалогами)

 «У медведя во бору», «Лохматый пес», «Кот Васька», «Лягушата», «Птичий двор» «Гуси лебеди» Используя в играх различные «выручалочки»  (чистоговорки, скороговорки, стихи-диалоги и так далее).

Март

31

Занятия в соответствии с перспективным планированием по теме: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» на 2020-2021уч.г.

Составление конспектов и публикация на интернет-платформах,выполнение заданий

Март

32

Подготовка презентации по теме самообразования

Обобщение знаний и опыта по теме самообразования, создание условий для активного использования опыта детей, их знаний.

Апрель

33

Работа с детьми

Вечер развлечений «В мире игр»

Апрель

34

Начать оформлять модуль работы

Собрать накопившейся опыт, оформить папку, дополнить материал

Апрель

35

Подготовить отчет по теме: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» на 2020-2021уч.г.

Собрать материал, проанализировать опыт, подготовить сообщение, дополнить материал, выступить на педсовете

Апрель

36

Работа с родителями

«Дидактическая игра, как средство развития речи»

Апрель

37

Занятия в соответствии с перспективным планированием по теме«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» на 2020-2021уч.г.

Составление конспектов и публикация на интернет-платформах,выполнение заданий

Май

38

Работа с родителями.

Памятка в родительский уголок «Артикуляционные и дыхательные упражнения по развитию речи»

Май

39

Работа с детьми

Театрализация старшими дошкольниками для младших «Три поросенка»

40

Провести диагностику  уровня развития речевых умений у детей.

В виде беседы (методику (семантический метод) О.С. Ушаковой и Е.Струниной.)

Май

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности...

Отчёт по теме самообразования «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»

Отчёт  по  теме  самообразования «Развитие речи детей младшего   дошкольного возраста   в игровой деятельности»...

Педагогический опыт на тему: "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности"

ВведениеПроблема владения языком издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей, и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать...

Самообразование. Тема: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности».

Цель: продолжение развития мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности....

консультация для воспитателей "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности"

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Для того чтобы помочь детям справ...

Самообразование. Тема: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»

Цель: продолжение развития мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.Совершенствование условий для развития мелкой мото...

самообразование «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»

Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средствами общения. Дети, не получившие в раннем возрасте соотве...