Проект «Природа и музыка»
проект (средняя группа) на тему

Актуальность:

        Воспитание экологической культуры - одно из важнейших направлений всестороннего развития личности дошкольника. Красочный, выразительный, образный язык пробуждает интерес детей к  классической музыке, способствует формированию духовного и эмоционального мира ребёнка. Приобщение детей к классической музыке во взаимосвязи с экологией - тема новая, и, несомненно, очень интересная. 

      Дошкольное детство - пора наиболее оптимального приобщения к миру прекрасного. Важно не только научить понимать и любить музыку, но и через музыку видеть прекрасное в окружающем нас мире. Музыка имеет первостепенное  значение в развитии способности к эмоциональному восприятию окружающего мира. Недаром  тема природы издавна привлекала музыкантов. Ещё древний человек ощущал себя частью природы, а с течением времени, с развитием цивилизации эта связь разрушилась, но человек начал размышлять о том, в каких отношениях с природой он находится. Тема природы по-разному проявлялась в стихах и музыкальных произведениях разных периодов, направлений. Природа дарила звуки, которые слышались в пении птиц, в журчании ручьев, в шуме грозы, шуршании листвы, завывании вьюги. Для более эффективной работы по экологическому воспитанию дошкольников на музыкальных занятиях был разработан проект «Гармония музыки и природы». Приобщить ребёнка к миру природы, воспитать бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи данного проекта.

 

Тип проекта.

v Краткосрочный

v Познавательно-творческий

v Групповой

 

Сроки реализации проекта.

С 01.11.17 г.  по 15.12.17 г.

 

Участники проекта.

v Воспитатель средней группы Лебеденко В.Д.

v Музыкальный руководитель Тюльпарова С.А.

v Дети средней группы.

 

Цель проекта.

v Формирование эстетического вкуса у детей, через приобщение к миру природы. Показать возможность музыки в передаче картин природы. Расширить знания детей о природе.

Задачи проекта.

v Познакомить с творчеством композитора П.И. Чайковском, как о композиторе, воспевающем красоту русской природы.

v Используя музыкальные произведения (цикл фортепианных пьес «Времена года П.И. Чайковского и «Времена года» А. Вивальди) систематизировать знания детей о временах года.

v Дать детям более полное представление о животном мире с помощью цикла фортепианных пьес К. Сен-Санса «Карнавал животных».

v Через игры-драматизации учить детей имитировать голоса животных и птиц, подмечая наиболее характерные особенности.

v Развивать умение передавать содержание музыкальных произведений, свои чувства и настроения, в и рисунках.

 

Ожидаемый результат:

v Повышение интереса детей к музыкальным  произведениям и эмоциональной отзывчивости на них.

v Развитие бережного отношения к природе и ее обитателям.

v Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста.

v Развитие у детей фантазии, эмоциональности.

v Накопление детьми эмоционального позитивного опыта общения с природой на музыкальных занятиях.

v Умение передавать в рисунках, свои чувства и переживания связанные с содержание музыкальных произведений.

Продукт проектной деятельности

v Развлечение  « В гости к Лесовичку»

v Выставка рисунков «Музыкальный вернисаж» (внутри группы).

v Музыкально-познавательная викторина  «Знатоки природы».

 

Этапы реализации проекта.

1.Подготовительный этап

v Постановка цели и задач.

v Подбор материала по данной теме.

v Подбор информации для родителей.

v  Подготовка атрибутов к итоговому мероприятию.

 

2. Основной этап организационно – практический.

v Рисование «Мое Настроение» под фоновую музыку Вивальди « Времена года».

v Игра «Весело и Грустно», «Пазл».

v Слушание произведения  композиторов П.И. Чайковского, Вивальди и

Сен – Санса.

v Музыкально - познавательная викторина «Знатоки природы».

v Выставка рисунков «Музыкальный вернисаж» (внутри группы).

v Консультация  для родителей «Музыка и экологическое воспитание».

v Консультация для родителей: «Экологическое воспитание детей средствами музыки»

 

3. Заключительный этап:

v Итоговое мероприятие развлечение « В гости к Лесовичку».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_priroda_i_muzyka.docx43.74 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

« Детский сад общеразвивающего вида №16»

Проект

«Природа и музыка»

(средняя группа)

Авторы  проекта:

                                                                           воспитатель

Лебеденко В.Д.

Муз. Руководитель

Тюльпарова С.А.

        

г. Майкоп – 2017 г.

Актуальность:

        Воспитание экологической культуры - одно из важнейших направлений всестороннего развития личности дошкольника. Красочный, выразительный, образный язык пробуждает интерес детей к  классической музыке, способствует формированию духовного и эмоционального мира ребёнка. Приобщение детей к классической музыке во взаимосвязи с экологией - тема новая, и, несомненно, очень интересная.  

      Дошкольное детство - пора наиболее оптимального приобщения к миру прекрасного. Важно не только научить понимать и любить музыку, но и через музыку видеть прекрасное в окружающем нас мире. Музыка имеет первостепенное  значение в развитии способности к эмоциональному восприятию окружающего мира. Недаром  тема природы издавна привлекала музыкантов. Ещё древний человек ощущал себя частью природы, а с течением времени, с развитием цивилизации эта связь разрушилась, но человек начал размышлять о том, в каких отношениях с природой он находится. Тема природы по-разному проявлялась в стихах и музыкальных произведениях разных периодов, направлений. Природа дарила звуки, которые слышались в пении птиц, в журчании ручьев, в шуме грозы, шуршании листвы, завывании вьюги. Для более эффективной работы по экологическому воспитанию дошкольников на музыкальных занятиях был разработан проект «Гармония музыки и природы». Приобщить ребёнка к миру природы, воспитать бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи данного проекта.

 

Тип проекта.

  • Краткосрочный
  • Познавательно-творческий
  • Групповой

Сроки реализации проекта.

С 01.11.17 г.  по 15.12.17 г.

Участники проекта.

  • Воспитатель средней группы Лебеденко В.Д.
  • Музыкальный руководитель Тюльпарова С.А.
  • Дети средней группы.

Цель проекта.

  • Формирование эстетического вкуса у детей, через приобщение к миру природы. Показать возможность музыки в передаче картин природы. Расширить знания детей о природе.

Задачи проекта.

  • Познакомить с творчеством композитора П.И. Чайковском, как о композиторе, воспевающем красоту русской природы.
  • Используя музыкальные произведения (цикл фортепианных пьес «Времена года П.И. Чайковского и «Времена года» А. Вивальди) систематизировать знания детей о временах года.
  • Дать детям более полное представление о животном мире с помощью цикла фортепианных пьес К. Сен-Санса «Карнавал животных».
  • Через игры-драматизации учить детей имитировать голоса животных и птиц, подмечая наиболее характерные особенности.
  • Развивать умение передавать содержание музыкальных произведений, свои чувства и настроения, в и рисунках.

Ожидаемый результат:

  • Повышение интереса детей к музыкальным  произведениям и эмоциональной отзывчивости на них.
  • Развитие бережного отношения к природе и ее обитателям.
  • Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста.
  • Развитие у детей фантазии, эмоциональности.
  • Накопление детьми эмоционального позитивного опыта общения с природой на музыкальных занятиях.
  • Умение передавать в рисунках, свои чувства и переживания связанные с содержание музыкальных произведений.

Продукт проектной деятельности:  

  • Развлечение  « В гости к Лесовичку»
  • Выставка рисунков «Музыкальный вернисаж» (внутри группы).
  • Музыкально-познавательная викторина  «Знатоки природы».

Этапы реализации проекта.

1.Подготовительный этап

  • Постановка цели и задач.
  • Подбор материала по данной теме.
  • Подбор информации для родителей.
  • Подготовка атрибутов к итоговому мероприятию.

2. Основной этап организационно – практический.

  • Рисование «Мое Настроение» под фоновую музыку Вивальди « Времена года».
  • Игра «Весело и Грустно», «Пазл».
  • Слушание произведения  композиторов П.И. Чайковского, Вивальди и

Сен – Санса. 

  • Музыкально - познавательная викторина «Знатоки природы».
  • Выставка рисунков «Музыкальный вернисаж» (внутри группы).
  • Консультация  для родителей «Музыка и экологическое воспитание».
  • Консультация для родителей: «Экологическое воспитание детей средствами музыки»

3. Заключительный этап:

  • Итоговое мероприятие развлечение « В гости к Лесовичку».

Консультация для родителей

«Музыка и экологическое воспитание».

Консультация для родителей:

«Экологическое воспитание детей

средствами музыки»

Одним из важных средств воспитания эстетического восприятия окружающего мира является музыка.

Музыка, как и любое другое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживанием.

Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения к миру прекрасного. Важно не только научить понимать и любить музыку, но и через музыку видеть прекрасное в окружающем нас мире.

Основными видами музыкальной деятельности являются: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения и музыкальное творчество.

Музыка имеет первостепенное значение в развитии способности к эмоциональному восприятию окружающего мира. Недаром величайшие композиторы прошлого и современности в своём творчестве теме природы отводили особое место. Нам известны музыкальные циклы "Времена года" П.И. Чайковского,  А. Вивальди, романсы М.И. Глинки, сюита «Карнавал животных» К. Сен-Санса. В них композиторы при помощи средств музыкальной выразительности рисуют яркие, красочные и поэтичные картинки природы.

Слушание музыки обязательно сочетается с танцевальными движениями. Представляя себя то бабочкой, то лебедем, то весенним ручейком или снежинкой, ребёнок в пластике ещё и ещё раз переживает состояние образа, эмоциональную окраску которому даёт музыка.

Использование на занятиях по экологическому воспитанию разных видов музыкальной деятельности способствует более успешному формированию у детей дошкольного возраста экологического сознания и экологического отношения к природе, к растениям и животным.

Музыка раскрывает перед детьми яркие образы, затрагивает детские души, оказывает большое влияние на нравственные и эмоциональные чувства. Чем раньше мы станем вводить ребенка в мир музыки, тем успешнее будут решаться задачи экологического воспитания. Воспитание посредством музыки – это воспитание на чувственном уровне, это возможность достучаться до души и сердца каждого, пока еще маленького человека, который однажды вырастет и в его руках окажется огромная ответственность перед будущим поколением. Чем больше мы будем доносить до наших детей мысль: «Человек – часть Природы», тем дольше сохранится жизнь на Земле! В музыкальных произведениях заложен огромный воспитательный потенциал. Музыка учит любить, ценить, сострадать. Поэтому экологическое воспитание дошкольников посредством музыки – это более успешное и продуктивное воспитание.

Музыкально - познавательная викторина

«Знатоки природы»

Цель: 

Расширить знания детей о лесе и его обитателях, воспитывать бережное

отношение   и любовь к ним; закрепить умение детей вести себя на природе.

Материалы: 

2 корзинки,  карточки «грибы», картины с изображением

птиц, грибов и зверей; репродукции картин русских художников, посвященных лесу; «Волшебный мешочек», листья из картона;         фонограмма с  записью звуков леса и пения птиц; полумаска совы для    подвижной  игры «Совушка»; 2 картины  для игры «Пазл».  

Ход  викторины:

 Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами  необычное занятие – викторина. За каждый  правильный ответ  вы будете получать  грибочек и складывать в корзинку,  а в конце викторины мы определим победителя. Сейчас мы с вами разделимся на команды  и отправимся  в путешествие по лесу. (Во время чтения стиха показ слайдов -репродукции картин русских художников, посвященные лесу)

      Здравствуй, лес, дремучий лес,

      Полный сказок и чудес!

      Ты о чём шумишь листвою

      Ночью тёмной, грозовою?

      Что нам шепчешь на заре?

      Весь в росе, как в серебре?

      Кто в глуши твоей таится:

      Что за зверь, какая птица?

      Всё открой, не утаи:

      Ты ведь знаешь - мы свои!      

                

 Музыкальный руководитель:  

     1 остановка в нашем путешествии – «Грибы – ягоды»

Многие из вас, ребята,  ходили в лес по ягоды, по грибы. А наш лес необычный, он  волшебный  - в нём растут загадки, а это ещё интереснее.

                    Какие же загадки  «растут»  в нашем лесу:


Очень дружные ребята,                           У березок, посмотри:

У пенька живут... (опята).                        Здесь один, тут целых три!

                                                                     (подберезовик)

Белая панамка,                                          Где хвоинок многовато,

Бледная... (поганка)                                  Поджидают нас... (маслята).

                                              

Я в красной шапочке расту,                      Он в    лесу стоял,

Среди корней осиновых,                           Никто его не брал,

Меня узнаешь за версту                            В красной шапке модной,

Зовусь я …..      (подосиновик)                   Никуда не годный. (мухомор)                           

Музыкальный руководитель:  Вкуснее грибов могут быть только лесные ягоды.  А за ягодами мы пойдем с вами в лес:

Танец – хоровод «По малину в лес пойдем»

(дети садятся на стульчики)

Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята, отправляемся дальше.

2  остановка в нашем путешествии -  «Деревья – наши друзья»

И она будет музыкальной.

Песня «Деревца»

(муз. Е. Тиличеева)

Воспитатель: А сейчас, ребята,  я предлагаю вам поиграть в игру  «С какого дерева листочек?»

Каждый  ребенок  берет из «Волшебного мешочка»  листочек и должен назвать, с какого дерева он слетел. За правильные ответы начисляются очки (Грибочки). 

Игра «С какого дерева листочек»

Воспитатель: Молодцы, ребята, отправляемся  дальше.

                             3 остановка -  « В гостях у птиц »

     Ребята, а кто же в лесу главные жители деревьев? (Ответы детей)

        Поговорим о птицах.  

Непоседа пёстрая,                                         Всё вертится, суетится,

Птица длиннохвостая,                                   Её на месте не сидится,

Птица говорливая,                                         Это бойкая …(синица)

Самая болтливая. (сорока) 

 

Чернокрылый, красногрудый,                   Кто стучит в лесу с утра?

И зимой найдёт приют,                                Отвечай-ка детвора,

Не боится он простуды                                То: «Тук тук», то «Так так так»

С первым снегом тут как тут.                      Строит дом другим чудак,  

                                        (снегирь)                 В красной шапочке приятель,                                  

                                                                         Кто же он?- конечно   (Дятел)

Кто в лесу у нас гадает                                Угадайте, что за птица,                    

И про жизнь твою все знает?                      Света яркого боится,

 Прокукует, подсчитаешь,                             Клюв – крючком, глаза - пятачком

 Сколько жить тебе узнаешь!                        Ушастая голова, это …(сова)

 Птичка, серая подружка,

 А зовут её  .. (Кукушка)

Музыкальный руководитель: А  сейчас давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Совушка».

Подвижная игра «Совушка»

Методика проведения: В уголке площадки - обруч.  Это «гнездо совы». В него становится ребёнок, который избран «совушкой». Остальные дети - это «мотыльки» и «жучки». Они становятся на другой стороне площадки. Середина площадки свободная.

     На слова воспитателя: «День начинается, все просыпаются» - мотыльки и жучки начинают бегать по площадке, приседать, будто собирают сок из цветов.

    На слова воспитателя: «Ночь наступает, все засыпает» - дети замирают в любой позе. Совушка в это время тихо вылетает на охоту - ходит, медленно размахивая руками, и забирает мотыльков и жучков, которые пошевелились. Отводит их в своё гнездо. Совушка  ловит до тех пор, пока воспитатель не скажет: «День». Тогда она возвращается к гнезду, а мотыльки и жучки снова начинают летать. Совушка выходит на охоту два-три раза. Потом избирают нового ведущего, и игра начинается сначала.

Воспитатель :  Ребята, вы – молодцы, а нам надо дальше продолжать наше путешествие.

4  остановка -  « Звериное царство »

Не только птицы живут в нашем лесу, а кто ещё - отгадайте:

Куцехвостик, длинноушка,                                      На спине его иголки,           

На пеньке ты как игрушка.                                      Удивительно как колки,

Лапки ты свои поджал...                                          Их руками не возьмёшь,

От лисички убежал? (заяц)                                      Потому что это (ёж)

 

Я хозяин леса строгий,                                            Юркий, маленький зверек,

Спать люблю зимой в берлоге.                              По деревьям прыг да скок.  (белка)

И всю зиму напролёт

Сниться мне душистый мёд.     

Страшно я могу реветь,                             

Кто же я, скажи? (медведь

У кого из всех зверей                                     Разбойник он серый, нет ему веры

Хвост пушистей и длинней (Лиса)               Всё клыками щёлк,

                                                                        кто же это? ( волк)    

                         

 Музыкальный руководитель:  Ребята,  а теперь следующее задание, каждой команде надо собрать лесную картинку.

                                                   Игра «Пазл»

Музыкальный руководитель:  Но вот, ребята,  и подошло к концу наше путешествие. Кого же  вы сегодня  встретили  в нашем путешествии.  

(ответы детей)

Воспитатель:  Ребята, послушайте еще одну загадку.

Богатырь стоит богат, угощает всех ребят.

Ваню – земляникой, Таню – костяникой,

Машеньку – орешком,  Петю – сыроежкой.

Что же это, ребята,  за богатырь, где все растет? (Лес) 

А кто следит за порядком в лесу и если нужно, помогает всем его обитателям? Может, мне кто-то подскажет? (Ответы детей)

Музыкальный руководитель:  Да, ребята, лесничий (или егерь) – главный человек в лесу.  В чём заключается работа лесника? (ответы детей) 

Ребята, какие вы сегодня были молодцы, как много вы знаете о природе, и теперь настало время подвести итоги.

Ребята, а Лесничий пришел к нам не с пустыми руками, он принес для вас угощение. Спасибо тебе, Лесничий, за такое угощение. Вам понравилась викторина? (ответы детей). Спокойно уходят в группу.

        

        

Литература:

  • Булкин А. П. «В дружбе с людьми и природой»: — М: Просвещение,1991.
  • Рыжова Н. А. «Экологическое воспитание в детском саду»: — М: «Карапуз»,2000.
  • Шишкина В. А. «Проблемы и перспективы экологического воспитания в дошкольных учреждениях». Луконина, Н.Н. Утренники в детском саду: Сценарии о природе / Луконина Н.Н., Чадова Л.Е.. - Москва: Айрис- пресс, 2002. - 240с.: ил. - (Внимание, дети).учреждениях: — М: ВООП,1998. 
  • Федотова А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с. – (Библиотека Воспитателя).
  • Зенина Т. «Экологическое воспитание детей раннего возраста» / Зенина, Т.// Дошкольное воспитание. - 2005. - №7. - С. 16 - 26.
  • Радынова О.П. Природа и музыка. Конспекты занятий и развлечений по 4 – ой теме программы « Музыкальные шедевры» с детьми4 – 5 лет.: Издательство ГНОМ и Д», 2000.-80с.
  • «Времена года» комплексные занятия для детей 4 – 7лет Фесюкова Л.Б. Харьков 2008.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к проекту "Природа нашего края"

Данный проект направлен на формирование у детей патриотических чувств (воспитание любви к родному городу, семье и т.д.), нравственных ценностей (добрых, дружественных отношений и т.д.)....

Проект "Природу любим, охраняем-своё здоровье укрепляем"

Актуальность: История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе ее вопросы традиционного взаимодействия с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Есл...

Презентация к проекту «Природу любим, охраняем- своё здоровье укрепляем»

Как же приучить их беречь и охранять природу, все живое, окружающее нас? В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-т...

Инновационный проект "Природу края береги"

«Любовь к Родине начинается с любви к природе». Именно под этим лозунгом детское экологическое движение страны проводит все мероприятия, которые ...

План - карта действий по реализации проекта «Природу не уродуй, природу не обидь.Родился человеком, так надо им и быть" с детьми 3-5 лет.

В план-карту действий по реализации проекта   «Природу не уродуй, природу не обидь.Родился человеком, так надо им и быть" с детьми 3-5 лет вошли темы "Мой дом - моя планета", "Столовая для п...