Доклад на РМО "Система работы ДОУ по художественно-эстетическому направлению развития"
методическая разработка на тему

Корченко Елена Петровна

Доклад старшего воспитателя на районном методическом объединении старших воспитателей по теме "Система работы ДОУ по художественно-эстетическому направлению развития"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Новосибирского района Новосибирской области – детский сад

комбинированного вида «Медвежонок»

ДОКЛАД

«Система работы ДОУ

по художественно-эстетическому развитию

 дошкольников»

Старший воспитатель высшей категории:

Корченко Елена Петровна

д.п. Кудряшовский

Доброе утро, уважаемые коллеги! Рада представить вашему вниманию опыт работы нашего ДОУ по приоритетному художественно-эстетическому направлению развития.

В детстве не было лучше подарка:
Краски, кисточки, тонкий альбом…
Рисовали мы смело и ярко
Солнце жёлтое на голубом,
Папу с мамой, цветы без названья
И морозный узор января,
Чуть завидуя тем, чьё призванье –
Быть художником, радость творя.
Если глубже в картину вглядеться,
Сразу вспомнишь о чём-то своём.
Все художники – родом из детства,
Их коснулась жар-птица крылом!

(Такмакова О. В.)

По ФГОС ДО

5 направлений развития (образовательные области)

  • социально-коммуникативное;
  • познавательное;
  • речевое;
  • художественно-эстетическое;
  • физическое.

Приоритетное направление: художественно-эсетическое развитие.

В нашем детском саду «Художественно-эсетическое развитие» является приоритетным направлением. Во всех группах мы внесли его в учебный план в соответствии с Сан ПиНом. Оно проходит по пятницам по длительности как НОД.

Цель приоритетного направления: развитие личности ребенка через овладение языком искусства.

Задачи:

  • Формирование эстетического отношения к миру и художественное развитие ребенка средствами искусства.
  • Сохранение и укрепление психологического здоровья ребенка.
  • Развитие художественных способностей ребенка (музыкальных, изобразительных).
  • Приобщение детей к истокам мировой и национальной культуры.
  • Формирование всесторонне развитой личности:
    - развитие коммуникативных качеств, речи;
    - развитие воображения, как основы творческой деятельности;
    - развитие образной, ассоциативной памяти, внимания;
    - формирование нестандартного мышления;
    - развитие координации и мелкой моторики;
  •  Развитие детского творчества в различных видах

деятельности.

  • Формирование умения интегрировать различные виды

художественной деятельности.

1 раздел.  Знакомство с различными изобразительными техниками:

С 3 до 4 лет - это флористика, выполнение оттисков, пальчиковая живопись, насыпные картинки, монотипия, работа восковыми мелками и акварелью.

С 4 до 5 лет - это коллаж, флористика, аппликация из изоленты и скотча,  работа восковыми мелками и акварелью, пластилиновая живопись, тестопластика, рисование песком.

С 5 до 6 лет – это тестопластика, пластилиновая живопись, граттаж, декорирование предметов, коллаж из ткани, бумажная пластика, работа акварелью по-сырому, чеканка.

С 6 до 7 лет – это флористика, техника изготовления

панно из крупы, тестопластика, рисование по клеткам, конструирование

из бросового материала.

2 раздел. Развитие мелкой моторики.

С 3 – 4 лет - развитие умения проводить различные формообразующие линии, рисовать геометрические фигуры, изображать отдельные предметы, создавать развернутый, полный сюжет, использовать в работе весь цветовой спектр.

С 4 – 5 лет развитие умения смешивать цвета, получать разные оттенки одного цвета, производные цвета, различать теплые и холодные цвета.

С 5 – 6 лет развитие глазоручной координации, умения работать с мелким сыпучим материалом,

С 6 – 7 лет – развитие умения регулировать силу нажима при работе в технике «пластилиновая живопись», подготовки руки к письму.

3 раздел. Беседы об искусстве.

С 3 до 4 лет – это знакомство с творчеством Ю. Васнецова, с книжной графикой. С историей появления матрешки, кукол. Знакомство с пейзажной живописью: Н. Осенев И. Грабарь Н. Ромадин; с портретом, натюрмортом. Знакомство с жанровой живописью — мифологический жанр.

С 4 до 5 лет – это знакомство с творчеством И. Шишкина, И. Грабаря, А. Саврасова, И. Левитана. Иллюстратор русских народных сказок Е. Рачёв. Знакомство с жанровой  живописью — бытовой жанр. Портретная живопись:

А. Мыльников, В. Серов.

С 5 до 6 лет – это знакомство с творчеством художникова –иллюстратора

А. Кокорина к сказкам Х.К. Андерсена, а так же с творчеством  К. Ф. Юона,

И. Шишкина, Н. Ромадина, В. Бакшеева. Знакомство с жанрами живописи: натюрморт, портрет, пейзаж и исторический батальный жанр.

С 6 до 7 лет – это знакомство с творчеством художников

-анималистов Н. Чарушина и Н. Тырса. Иллюстрации к

рассказам Н.Сладкого и В.Бианки. Ознакомление детей с

творчеством художника И. Левитана.

Пейзажная и портретная живопись в сравнении. При знакомстве с искусством используется полихудожественный подход.

ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ:

  • Принцип полноты. Отражены все жанры живописи: пейзаж, портрет, натюрморт.
  • Принцип системности. Работа проводится системно весь учебный год, не менее одного раза в месяц, ведётся кружковая работа.
  • Принцип сезонности. Осенние пейзажи рассматриваем осенью, зимние – зимой, весенние – весной, а летние - перед летом в конце мая.
  • Принцип возрастной адресованности. Перспективный план выстроен последовательно. Для младшего дошкольного возраста занятия проходят более просто, ознакомительно. Старшие дошкольники сравнивают творчество разных художников на одну тему, знакомятся с творчеством художников, рассматривая уже несколько картин сразу.
  • Принцип интеграции. Данный план не стал искусственной надстройкой, а органично интегрировался в целостный педагогический процесс, так как он удачно вплетается в содержание программы.
  • Принцип координации деятельности педагогов. Тематические планы воспитателей скоординированы таким образом, чтобы избежать повторов и последовательно развертывать определённые темы.
  • Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях ДОУ и семье. Родителям выступают активными участниками педагогического процесса, когда принимают участие в выставках, проводимых ежеквартально в ДОУ.

Знакомство дошкольников с живописью

Очень важно научить ребёнка видеть красоту окружающих предметов, явлений и то, как по-разному их отображают в своём творчестве художники.

План работы по знакомству дошкольников с живописью (приложение).

Полихудожественное воспитание

Американские специалисты под руководством Даймонта исследовали воздействие музыки на человека и выявили следующую закономерность: классическая музыка, фольклорная, джазовая и рок-н-ролл повышают креативные функции человека и оказывают развивающее действие. А тяжелый рок и музыка диско уменьшают объем внимания и памяти, человек в прямом смысле «резко глупеет».

Благотворно на психике дошкольников сказывается взаимопроникновение видов деятельности: рассматривание картин с прослушиванием классической музыки и чтением стихов (полихудожественное развитие детей).

Направления кружковой работы

В нашем детском саду функционируют 6 кружков для детей и один для педагогов. Все кружки проводят воспитатели 1 категории.

Кружковая работа по художественно-эстетическому развитию:

  • Волшебная страна Оригами
  • Город мастеров
  • Художники-волшебники
  • Рукодельница

Кружковая работа

Ежегодно составляем учебный  план  дополнительного  образования, по кружковой работе. Кружки проводят воспитатели 1 категории во вторую половину дня, в совместной деятельности. 1 раз в неделю, с подгруппой детей. У каждого педагога своё направление работы.

Сырова Е.Н. –пейзажная живопись

Мартынова И.В. –нетрадиционные техники рисования

Наметышева Н.Б. –оригами

Окишева Н.В.- вышивка

Кружок «Город мастеров»

Руководитель: воспитатель 1 категории Мартынова Ирина Валерьевна. Занимаются нетрадиционными техниками рисования. Более подробно о своей работе она расскажет сама.

Кружок «Волшебная страна Оригами»

Руководитель: воспитатель 1 категории Наметышева Наталья Борисовна.

Продолжительность кружковой работы-30 минут в неделю для подготовительной группы. 

Цель: овладение детьми навыками и культурой ручного труда для подготовки детей к успешному обучению в школе. Складывание фигурок оригами основано на освоении базовых форм и специфических приемов, которые нужно знать и уметь выполнять. Оригами развивает конструктивные способности, память, воображение, речь, дисциплинированность. трудолюбие.

Кружок по использованию нетрадиционных техник в пейзажной живописи «Художники-волшебники».

Руководитель: воспитатель 1 категории Сырова Елена Николаевна. Продолжительность кружковой работы-20 минут в неделю для средней группы. Общее количество учебных занятий в год – 31.

Цель: знакомство детей с различными художественными техниками на творческих занятиях  по изображению пейзажа.

Создана рабочая программа кружка «Художники-волшебники».

Которая составлена с учетом интеграции образовательных областей: художественное творчество, познание, чтение художественной литературы. Более подробно о своей работе Елена Николаевна расскажет сама.

Кружок для педагогов «Рукодельница»

Руководитель: музыкальный руководитель 1 категории Окишева Наталья Владимировна. Кружок для желающих педагогов проводится 1 раз в неделю с 13 до 14 часов во время тихого часа. Педагоги имеют возможность пообщаться в неформальной обстановке на отвлеченные от работы темы, заниматься творчеством. Это психологически сплочает коллектив. Наталья Владимировна показывает начинающим приёмы для закрепления нитей без узлов, знакомит с вышивкой счётным крестом и бисером, а также смешанной техникой.

Главный принцип развивающей среды группы – доступность. 

В каждой группе нашего детского сада создана зона для свободного творчества детей: рисования, аппликации и т.п. Там находиться всё необходимое для творчества: краски, карандаши, различная бумага, ножницы и т.д..

Руками педагогов в каждой группе созданы стенды по живописи, знакомящие детей с её жанрами: портрет, пейзаж, натюрморт.

Смешивание цветов

Имеется палитра основных и дополнительных цветов. Во всех группах знакомят с ними по-разному. Где-то цветные ленточки, где-то кружочки. На этом слайде представлен вариант в стихотворной форме. Благодаря ей дети легко осваивают смешивание цветов.

Полочка любования

Не забываем и о народном творчестве. В группах созданы «полочки любования»,  где дети знакомятся с росписями: гжельской, хохломской, жестовская и другими.

Организовать образовательный процесс помогают игры.

Чтобы детям было интересно образовательный процесс проходит в игровой форме. Педагоги на НОД используют подвижные и дидактические игры, физминутки и другое.

Игры с различными предметами при создании натюрморта.

Например, сами создают натюрморты, перед тем, как рисовать их. Из того, что нравиться.

Развивающая среда рядом: лето на пленэре.

В рисовании пейзажей тоже используем натуру. Если позволяет погода. А зимой наблюдаем за деревьями на улице, а зарисовываем после прогулки.

Взаимодействие с родителями.

Хотелось бы сказать про взаимодействие с родителями. Сейчас это очень важно.

Участие в конкурсах 

В декабре 2012 года прошел конкурс детского плаката «Сохрани жизнь и здоровье», по его результатам в номинации: «Путешествие на зелёный цвет» диплом 3 степени награждена Запрягаева Даша, группа «Пчёлка», воспитатель Мартынова Ирина Валерьевна. Участвовали и в других конкурсах по художественному творчеству: «Хочу стать поваром», « Игрушка своими руками», «Профессия врача - глазами детей».

Участие в проектной деятельности

Проект «Разноцветный мир».

Даже участвуя в проектах по экологии: «Подснежники», «Птицы»,

«Белоствольная красавица» дети много рисуют и занимаются творчеством.

Выставки в детской саду.

В подготовке выставок участвуют дети и их родители, педагоги ДОУ. Идея создания постоянно меняющихся выставок возникла в связи с тем, что сложно организовать выезд детей в картинную галерею или музей. Выставки - центр культурно-эстетического развития ребёнка. Участие родителей в выставках способствует укреплению семьи.

Оформление групп

Дошкольный возраст - золотой век  детского рисования

Работы детей

Краски осени глазами детей

Традиционны сезонные выставки детских работ, посвященные временам года.

Зимушка-зима

 «Наши любимые сказки»

Иллюстрации к стихам и рассказам

Рисунки на асфальте

Преемственность со школой искусств

Ежегодно дети, посещающие школу искусств,  многие из которых наши бывшие выпускники, в мае приходят к нам с концертом. А в прошлом году они показали нам музыкальную «Зимнюю сказку» перед новым годом.

Преемственность со школой № 25

Дети подготовительных групп ходили на концерт Барышевского детского дома.  На выставку осенних поделок.

Результаты деятельности:

С нашей точки зрения системная работа педагогов с детьми по художественно-эстетическому развитию формирует в детях творческое начало, проявляющееся в умении решать нестандартные задачи, фантазировать, конструировать. Помогает детям становиться более свободными, открытыми, готовыми к общению. Все это способствует дальнейшему продуктивному обучению в школе.

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружковой работы "Волшебные ручки" (художественно-эстетическое направление)

Цель:Развитие у детей творческих способностей, фантазию, воображение и активизацию творческого потенциала средствами нетрадиционной аппликацииОсновные задачи: Образовательные:  1.Познакомить...

Система работы ДОУ по художественно-эстетическому направлению в рамках развития творческих способностей детей дошкольного возраста

laquo;То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности. Это правило касается всех сфер духовности жизни ребенка и особенно эстетического воспитания». В.А.Сухомлинский  ...

План работы с детьми художественно-эстетического направления

Перспективный план работы с детьмиХудожественно-эстетического направленияНа 2018-2019 учебный год....

Программа работы с одаренными детьми "Волшебный песок" по направлениям художественно-эстетического и речевого развития

Современное состояние системы образования характеризуется всё большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала развития личности одаренного ребёнка.Это объясняется, во-первых, значимост...