Формирование сотруднических взаимоотношений в педагогическом коллективе.
статья на тему

Карпова Мария Олеговна

Данная статья написана на очень актуальную тему. Интерес к межличностным отношениям в педагогическом коллективе на данном этапе времени растет. В статье проведен анализ, который позволяет рассматривать межличностные отношения, как необходимое условие жизнидеятельности человека, без которого невозможно гармоничное развитие личности. Так же в статье раскрыты нравственные аспекты педагогической деятельности, которые способствуют регулирующим взаимоотношениям в коллективе, но многое зависит от руководителя, какой тон задаст руководитель так и будет работать весь педагогический коллектив. Успехом решений профессиональных задач педагогического коллектива атмосфера содружества и организованность.

Ключевые слова: сотруднические взаимоотношения, педагогический коллектив, руководитель, межличностные отношения, формирование. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья19.71 КБ

Предварительный просмотр:

Карпова Ханова Платова ИЦРОН.docx

Секция №10. Педагогическое мастерство и профессиональная компетентность педагога

ФОРМИРОВАНИЕ СОТРУДНИЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

1Карпова М.О., 1Ханова Т.Г., 2Платова А.Г.

1Нижегородский государственный педагогический университет

им. К. Минина, г. Нижний Новгород

2МБДОУ «Детский сад № 319», г. Нижний Новгород

Изучение психолого-педагогической литературы свидетельствует, что в настоящее время растет интерес к проблеме оптимизации межличностных отношений в педагогическом коллективе. Анализ практики показывает, актуальность данной проблемы обусловлена обострением существенного противоречия между реальной необходимостью формирования позитивных межличностных отношений в педагогическом коллективе, с одной стороны, и, наблюдающимся сегодня ростом и усложнением жизненных притязаний людей, с другой. М.А. Аралова определяет межличностные отношения как процесс познания участниками общения друг друга [1]. Любой поступок человека – это учет приобретенного знания и преобразования внутреннего мира партнеров по общению. Межличностные отношения, согласно позиции А.А. Бодалева, представляют собой содержание процесса действия объективных общественных законов и отношений [5]. Стоит подчеркнуть, что фактом межличностных отношений в педагогическом коллективе следует считать то, что любой другой человек не является объектом отстраненного познания и наблюдения, т.к. каждому человеку важно, как к нему относятся другие, а самое главное, какова их реакция на какие-либо его поступки и поведение. Так или иначе, каждый человек сравнивает себя с другими людьми, сопереживает им, радуется вместе с ними, оказывает поддержку, предлагает помощь в определенной ситуации. Все это (помощь, радость, поддержка, сопереживание) составляет связь человека с другими людьми, поэтому в межличностных отношениях всегда отражено собственное «Я» человека. Ведущей функцией межличностных отношений выступает, прежде всего, познание друг друга, а также оптимизация профессионального взаимодействия, направленного на совместный поиск решений поставленных задач.

Проведенный анализ позволяет рассматривать межличностные отношения как необходимое условие жизнедеятельности человека, без которого невозможно гармоничное развитие личности. Именно этим фактом обусловлен значительный рост научного интереса к проблеме профессиональных взаимоотношений в коллективе, изучению основ профессиональной этики как системы моральных принципов, норм и правил поведения в структуре профессиональной деятельности [2]. В нор­мах педагогической этики аккумулированы общечеловеческие, нравственные требования и запреты, касающиеся специфики педагогической профессии. Этика профессионального взаимодействия, рассматриваемая как форма актуализации нравственных основ педагогической деятельности, опирается на традиционные идеалы общечеловеческой морали и конкретные принципы профессионально-педагогических отношений, обеспечивает практическую целесообразность деятельности, способствует успешному выполнению профессиональных задач, активизации субъектов в отборе эффективных средств деятельности, развитии собственной самостоятельности и творчества. Слагаемые профессиональной этики, определяющей нравственный аспект педагогической деятельности и регулирующей взаимоотношения в коллективе, включают:

1) деловые качества и свойства личности, такие как ответственность, целеустремленность, настойчивость, оптимизм, креативность, объективность, инициативность, принципиальность;        

2) педагогическое мастерство как синтез высокого уровня развития профессиональных знаний, умений и способностей, а также преданность педагогической профессии, профессиональный долг, педагогический такт и эти­кет [3]. Долг побуждает педагога к постоян­ному самосовершенствованию, активности, стимулирует творчество и повышение уровня мастерства, укреп­ляет социальный статус.

В научно-педагогических исследованиях убедительно показано, что межличностные отношения в коллективе определяются преимущественно целями и содержанием деятельности. Грамотное построение межличностных отношений, будь это детский сад или школа, является важным условием взаимодействия между педагогами. Так, в коллективе складывается отношение педагога к моральным ценностям, окружающим людям, своей деятельности, себе самому. В любом педагогическом коллективе характер взаимоотношений между коллегами оказывает значительное влияние на уровень психологического состояния человека, реализацию права на комфортные условия деятельности [4]. Взаимоотношения в педагогическом коллективе можно условно разделить на две группы:

1. Официальные (формальные, служебные, деловые) – это те отношения, в которых важнейшая основа взаимодействия людей реализуется профессиональными задачами, в том числе в образовательном процессе. Эти взаимоотношения официально закреплены в организационной структуре педагогического коллектива и прописаны в нормативных документах: законах, приказах, уставах, правилах, положениях, инструкциях.

2. Неофициальные (неформальные, неслужебные, личностные) отношения складываются в зависимости от индивидуальных особенностей каждого из участников, гибкости их подхода к людям, доминирующего характера отношений, моральных установок и ценностей, симпатий или антипатий, коллективных идеалов, др.

Исследования показывают, что характер взаимоотношений в педагогическом коллективе обусловлен рядом важнейших мотивов: интерес к общему делу, осознание необходимости сотрудничества в решении общих профессиональных задач, стремление к взаимодействию с референтными людьми. Взаимоотношения педагогов выступают одной из форм непосредственного контакта в ходе учебно-воспитательного процесса, общественной работы, бытового и житейского общения и кардинальным образом зависят от качества организации совместной деятельности, личного примера руководителя, психологической совместимости людей, уровня развития их внутренней культуры, индивидуальных особенностей, таких как: возраст, интересы, характер, темперамент, мировоззрение, способности, национальная и религиозная принадлежность и т.д. Однако, главную роль в педагогических взаимоотношениях, на наш взгляд, играет степень согласованности и единства действий коллектива, проявляющихся в увлеченности общим делом, поддержке деловых, доброжелательных отношений, готовности помочь, взаимной уступчивости, терпимом отношении к критике, развитии самокритики, свободном обмене мнениями и т.д. Грамотно организованное творческое взаимодействие в педагогическом коллективе устраняет формализм и авторитарность, способствует росту профессиональной компетентности и мастерства.

Подчеркнем, тон взаимоотношений в коллективе задает руководитель, поэтому в отношениях к подчиненным он должен, прежде всего, руководствоваться нормами профессиональной этики, проявлять уважение, доверие, доброжелательность, справедливость. Необходимо быть на одной позиции с подчиненными, искренне интересоваться их проблемами и трудностями, понимать внутренний мир, уважать их честь и достоинство, право на собственное мнение [6]. Должное отношение руководителя к подчиненным, как правило, порождает ответную положительную реакцию.

Заключая вышеизложенное, следует отметить, что успех в решении профессиональных задач, развитие сплоченности педагогического коллектива зависят, в первую очередь, от качества взаимоотношений руководителя с персоналом, его умения создать атмосферу содружества субъектов педагогического процесса, организовать совместный научный поиск. Благоприятные взаимоотношения между коллегами формируются в том случае, если руководитель лично соблюдает и требует от подчиненных выполнения основных принципов профессиональной этики: принцип взаимоуважения и субординации, принцип профессионализма и творчества, принцип сплоченности и взаимопонимания, принцип сочетания уважения и требовательности к личности, принцип гуманизма, принцип единства слова и дела. Без должного внимания и наставления со стороны руководителя коллективные взаимоотношения будут носить стихийный характер, что в конечном итоге неизбежно приведет к нежелательным последствиям, появлению социально-психологических барьеров, вызывающих разрушение межличностных отношений, рост недовольства и конфликтности.

Список литературы

1. Аралова М.А. Формирование коллектива ДОУ: Психологическое сопровождение. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 197 с. – 64 с.

2. Belinova N.V., Bichevа I.B., Kolesova O.V., Khanova T.G., Кhizhnaya A.V. Features of professional ethics formation of the future teacher // Revista ESPACIOS. – Año 2017. – Vol. 38 (№25). – Р. 9.

3. Бичева И.Б., Варивода В.С. Структура и содержание профессиональной этики будущего педагога: теоретико-образовательный контекст // Вестник Мининского университета. – 2016. – № 3 (16). – С. 6.

4. Бичева И.Б., Ханова Т.Г., Потанина П.Ю., Гладкова Н.Е. Особенности формирования правовой компетентности будущего педагога дошкольного образования // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 5. – С. 32-35; URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11660 (дата обращения: 11.11.2017).

5. Бодалев А.А. Личность и общение. – М., 1983. – 150с.

6. Кортунова Е. П. Управленческая культура руководителя образовательного учреждения в современных условиях // Молодой ученый. – 2011 – № 6. Т. 2. – С. 94–96.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педсовете « Формирование сотруднических взаимоотношений в педагогическом коллективе» май 2023

доклад на педсотете о необходимости сотрудничества и взаимоуважения....

План по самообразованию воспитателя старшей группы на тему: «Формирование дружеских взаимоотношений в детском коллективе"

План по самообразованию воспитателя старшей группына тему: «Формирование дружеских взаимоотношений в детском коллективе"...

План по самообразованию воспитателя старшей группы на тему: «Формирование дружеских взаимоотношений в детском коллективе"

Педагоги призваны сеять в детские души только разумное, доброе, вечное. Заронить в благодатную почву семена внимательного отношения друг к другу, взаимопомощи, справедливости, из которы...

План по самообразованию воспитателя на тему :«Формирование дружеских взаимоотношений в детском коллективе" старшая группа.

Цель:Создать доброжелательную, комфортную обстановку в коллективе детей, научить их бережно относится к своим товарищам, проявлять доброту и внимание, научить общаться друг с другом;Формировать у дете...

Отчет по самообразованию на тему:" Формирование дружеских взаимоотношений в детском коллективе"

Актуальность темы. В наше время изучение человеческих дружеских взаимоотношений является для педагогики ключевой проблемой. Слово «общение» говорит о мощности совместного дела, и тема...

План по Самообразованию «Формирование дружеских взаимоотношений в детском коллективе"

План по Самообразованию «Формирование дружеских взаимоотношений в детском коллективе"...

Тренинг для педагогов. Психологический тренинг как эффективный метод гармонизации взаимоотношений в педагогическом коллективе.

Психологический тренинг как эффективный метод гармонизации взаимоотношений в педагогическом коллективе  В ходе такого обучения, выступающего в единстве с творческим решением сложных ситуаций...