Главные вкладки

    Консультация для педагогов "Дидактическая игра как средство развития речевой деятельности в группах раннего возраста"
    консультация на тему

    Гришкина Наталья Владимировна

    «Дидактическая игра

     как средство развития речевой деятельности

     в группах раннего возраста»

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл didakticheskaya_igra_v_gruppah_rannego_vozrasta.docx26.63 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казённое дошкольное учреждение «Детский сад № 6 «Ягодка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

    по социально – личностному развитию детей»

    «Дидактическая игра

     как средство развития речевой деятельности

     в группах раннего возраста»

    Киров 2018

    Проблема развития активной речи детей на сегодняшний день является актуальной по ряду причин:

    одна из причин - ранний возраст - это период более быстрого, интенсивного развития всех психических функций. Основным новообразование этого периода является овладение речью; следующая – речь постепенно становится важнейшим средством передачи ребенку общественного опыта, управления его деятельностью со стороны взрослых;

    так же, постоянно растет число детей, имеющих нарушения речи, связанные с отсутствием внимания к развитию устной речи со стороны родителей, существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей; и ещё одна причина - глобальное снижение уровня речевой и познавательной культуры в обществе.

    Поэтому важно с раннего возраста начинать работу по развитию речевой активности детей и предупреждению речевых нарушений, вовремя заметить и скорректировать отставание в формировании речевой функции, стимулировать ее развитие, способствуя полноценному развитию ребенка.

    Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является игровым методом для детей дошкольного возраста, самостоятельной игровой деятельностью и средством всестороннего развития ребенка. У детей развиваются сенсорные способности, знакомятся с цветом, формой, величиной предмета. Пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение. В игре ребенок на сенсорном уровне демонстрирует с помощью конкретных предметов, которые являются символом чего-то другого, то, что он когда-либо прямым или косвенным образом испытал. Иногда связь совершенно очевидна, а иногда она может быть отдельной. В любом случае, игра представляет попытку детей организовать свой опыт.

    В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в их развитии. Уже на первом году жизни ребенок в состоянии брать и удерживать предметы, а позднее производить ряд разнообразных действий: держать чашку и пить из нее, есть ложкой, закрывать и открывать коробки, нанизывать на стержень кольца и многое другое. К двум – двум с половиной годам он хорошо овладевает ходьбой, бегом, может взбираться на небольшое возвышение и спускаться с него.

    В раннем детстве дети приобретают умение различать предметы по их внешним признакам (форма, величина, цвет и др.) и правильно с ними действовать.

    В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достижением человечества – речью. На втором году он понимает обращенную к нему речь, сам начинает говорить и к трем годам довольно свободно объясняется с окружающими.

    Этот бурный процесс не происходит сам собой, только благодаря природным возможностям организма. Для правильного развития ребенка необходимо активное воздействие на него окружающих взрослых людей.

    Маленький ребенок многое усваивает путем непосредственного подражания окружающим его людям, а так же непосредственно соприкасаясь с разными предметами. Это самостоятельно добытый опыт имеет большое воспитательное значение: будит любопытство, умственную активность, доставляет много конкретных впечатлений.

    В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни ребёнка. В игре ребёнок делает открытия того, что давно известно взрослому. Дети, в игре, не ставят каких либо иных целей, чем играть. Игра так же указывала на возможность расширения впечатлений, представлений в игре, вхождения детей в жизнь. Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать в целях решения определённых образовательных задач.

    В игре ребёнок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствуют восприятия, внимания, память, мышления, развития творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

    Дидактические игры – это игры обучающего характера, с помощью которых можно обогащать словарный запас детей. Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни. Так развивается монологическая речь ребёнка. Так же они используются для закрепления словаря детей, культуры поведения, навыков общения.

    Особенность игры состоит в том, что она представляет собой воображение в наглядно действенной форме: ребенок использует один предмет, в качестве заместителей реальных предметов, осуществляющих символизацию. Многие дидактические игры побуждают детей превращаться в разные предметы рукотворного мира и описывать их: форму, цвет, размер, из какого материала сделан, для чего нужен, из каких частей состоит, где его можно увидеть сегодня и т. д.

    В работе с детьми раннего возраста дидактическая игра является наиболее подходящей формой обогащения чувственного опыта малышей. Дидактическая игра как одна из форм обучения проводится во время, которое отводится в режиме на непосредственную образовательную деятельность. Важно установить правильное соотношение между этими двумя формами обучения, определить их взаимосвязь и место.

    В связи с введением Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям её реализации вопрос создания предметно - пространственной развевающей среды в детском саду на сегодняшний день стал особенно актуальным.

    Существует ряд классификаций дидактических игр. Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:

    - игры с предметами;

    - настольно – печатные;

    - словесные.

    Игры с предметами или игрушками

    Игры направлены на развитие тактильных ощущений, умения манипулировать с различными предметами и игрушками, развивают творческое воображение, мышление.

    Словесные игры

    Они построены на словах и действиях играющих. Такие игры служат средством развития памяти, внимания, связной диалогической речи, умения и желания выражать свои мысли. Воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря.

    Настольно-печатные

    Настольно-печатные игры содействуют расширению кругозора детей, развивают сообразительность, внимание к действиям товарища, ориентировку в изменяющихся условиях игры, умение предвидеть результаты своего хода. Участие в игре требует выдержки, строгого выполнения правил и доставляет детям много радости. Такие игры проводятся в младших группах по продолжительности как целое занятие.

    В дидактической игре содержатся все структурные элементы (части), характерные для игровой деятельности детей: замысел (задача), содержание, игровые действия, правила, результат.

    Очень важно в раннем возрасте развивать словарь ребенка. Малыш, увлекаясь игрой, не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики будет протекать активнее, быстрее. Чем веселее и интересней речевое сопровождение, тем больше игра нравится детям и тем больший эффект в развитии речи.

    Игры с использованием предметов, игрушек и картинок:

    Игра «Угадай, что изменилось». С помощью этой игры можно закреплять знание предметов; пространственные ориентировки (ближе, дальше); части речи; предлоги; название цветов и т. д.

    Игра «Чудесный мешочек». Дети достают из мешочка предметы, и называю их.

    Игры с куклой. Основная цель этих игр - закрепление с детьми последовательности бытовых процессов (умывание, раздевание принятие пищи и т. д.): «Кукла мама пришла в гости», «Напои кукол чаем», «Уложи кукол спать».

    Список использованной литературы:

    1. Лямина Г.М. Развитие речи ребенка раннего возраста: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 96 с.

    2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.- М.: Просвещение, 1991.-160с.

    3. Жердева Е.В. Дети раннего возраста в детском саду Изд.3-е – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 186 с.

    4. Галанова Т.В. « Развивающие игры с малышами до 3х лет», Ярославль, 1996г, 240с.

    5. Дёмина «Развитие речи детей раннего возраста»

    6. Новосёлова С.Л. «Дидактические игры с малышами до 3х лет».

    7. Павлова Л.Н., Волосова Е.Б., Пилюгина Э.Г. Раннее детство: познавательное развитие. Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 152 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические рекомендации, направленные на развитие речевой деятельности детей раннего возраста в процессе предметной деятельности

    Своевременное и полноценное формирование речи ребенка в раннем возрасте – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшей его успешной познавательной деятельности.Недопустима заде...

    Опыт работы по теме: "Театрализованная игра как средство развития речевой деятельности детей раннего возраста»

    Описание опыта работы по теме: "Театрализованная игра как средство развития речевой деятельности детей раннего возраста». Раскрывается новизна, актуальность, технология опыта....

    Консультации для воспитателей. «Устное народное творчество как средство развития речевой активности детей раннего возраста»

    Буквальнос первых дней в жизнь ребёнка входит так называемая "материнская поэзия": колыбельные, потешки, прибаутки, песни, сказки. "Материнская поэзия" развивает и его эмоциональную сферу, и мышление:...

    «Пальчиковые игры - лучший способ развития речевой деятельности детей раннего возраста»

    Одной из важнейших проблем детской возрастной и педагогической психологии является проблема развития мелкой моторики. В настоящее время у большинства детей отмечается слабое развитие моторики, и в час...

    Устное народное творчество как средство развития речевой активности детей раннего возраста

    Для развития речевой активности детей раннего возраста очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. И в этом нам, педагогам, помогают малые формы фольклора. Многолет...

    «Пальчиковые игры - лучший способ развития речевой деятельности детей раннего возраста»

    Дети, редко делают что – то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития мелкой моторики. Поэтому у большинства детей дошкольно...