Консультация для педагогов «Дидактическая игра как средство развития речевой деятельности в группах среднего возраста»
консультация на тему

Гришкина Наталья Владимировна

«Дидактическая игра

 как средство развития речевой деятельности

 в группах среднего возраста»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskaya_igra_v_gruppah_srednego_vozrasta.docx31.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное учреждение «Детский сад № 6 «Ягодка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по социально – личностному развитию детей»

«Дидактическая игра

 как средство развития речевой деятельности

 в группах среднего возраста»

Киров 2018

Современный словарь по педагогике так определяет «дидактическую игру» - вид игры, организуемой взрослым для решения обучающей задачи; является формой обучения детей дошкольного возраста.

Дидактические игры по праву считаются одним из эффективнейших средств обучения. В практике работы дошкольных образовательных учреждений они используются и на занятиях.

Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего воспитания личности ребенка. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию («Какого цвета предмет?», «Собери в желтую сумочку предметы желтого цвета», «Чудесный мешочек»).

Ведущая роль в развитии речи принадлежит игре. Дидактическая игра развивает речь детей. В игре развивается и формируется способность аргументировать свои утверждения, выводы. Дидактическая игра широко используется и как средство нравственного воспитания.

У дошкольников формируется нравственные представления о бережном отношении к предметам, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности. Используя четкую, постепенно развивающуюся систему игр воспитатель повышает эффективность физического развития дошкольников. Он создает у детей радостное настроение через игру. А положительное эмоциональное состояние - это залог полноценного физического и нервно-психического развития ребенка, и, вместе с тем, условие воспитания жизнерадостного характера.

Многие дидактические игры ставят перед детьми задачи: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения.

Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.

Дидактическая игра- одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка. В то же время игра - основной вид деятельности детей.

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний. Игра обеспечиваетзаинтересованное восприятие детьми изучаемого материала.

Выделяют следующие виды дидактических игр:

игры - путешествия,

игры – поручения,

игры – предположения,

игры – загадки,

игры – беседы.

Виды дидактических игр:

  1. Игры – путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом.
  2. Игры – поручения по содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.
  3. Игры – предположения («что было бы, если…»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.
  4. Игры – загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости.
  5. Игры – беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов.

В средней группе игры детей становятся более разнообразными. Развитие речи, достаточный запас знаний воспитанников позволяют педагогам формировать у них более сложные умения в различный видах игр: сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных.

Дети начинают различать характерные особенности каждого вида игры и использовать в своей деятельности соответствующие игровые способы и средства.

Игры-экспериментирования

Игры-экспериментирования: с природными объектами, с животными и людьми, общения с людьми, со специальными игрушками для экспериментирования.

В средней группе появляются первые попытки работать самостоятельно. Непосредственное участие взрослых в работе уже не так важно, если, конечно, процедуры просты и не опасны.

В средней группе впервые начинают проводиться эксперименты по выяснению причин отдельных явлений, например:

«Почему этот камешек нагрелся сильнее?» -- «Потому что он имеет черный цвет»;

 «Этот платочек высох быстрее. Почему?», -- «Потому что он был на батарее».

Сюжетныесамодеятельные:

Сюжетно-ролевыеигры.

Характернойособенностьюигры является применение в ней предметов-заместителей, взятие на себя роли. В игре происходит углубление анализа отображаемых явлений. В сюжетно-ролевой игре формируются нравственные качества личности (настойчивость, ответственность, доброта, честность, самостоятельность и т. д.), коллективные взаимоотношения (умение согласовывать действия). Дети приобретают эмоциональный опыт: сопереживание, переживание. Чувства детей в игре, связанные с проявлением инициативы, творчества, близки эстетическим чувствам - это говорит о том, что сюжетно-ролевая игра является средством эстетического воспитания. Сюжетно-ролевая игра оказывает влияние на физическое развитие детей: совершенствуются разнообразные движения.

Сюжетно-ролеваяигра- основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Основные компоненты сюжетно-ролевой игры: воображаемая ситуация, сюжет, роли.

Разнообразие сюжетов и содержания определяет необходимость классифицировать их: а) бытовые игры (быт семьи, детского сада); б) игры на тему труда; в) игры с общественной тематикой. На построение сюжета ребенком влияет: игровая культура той игровой группы детей, в которую он включен; игровая традиция.

Театрализованные игры

Театрализованные игры в отличие от сюжетно-ролевых предлагают наличие зрителей (сверстники, младшие дети, родители). В их процессе у детей формируется умение с помощью изобразительных средств (интонации, мимики, жеста) точно воспроизводить идею художественного произведения и авторский текст. Эта сложная деятельность требует обязательного участия взрослого, особенно в подготовительный ее период. Чтобы театрализованные игры стали по-настоящему зрелищными, нужно обучить детей не только способам выразительного исполнения, но и сформировать у них умение готовить место для представлений. Все это для детей среднего дошкольного возраста является нелегкой задачей.

Режиссерскиеигрыиигры-драматизации

В этих играх проявляется эмоциональный опыт детей, его отношение к сюжету сказки (если конец сказки печальный, ребенок может его сделать оптимистичным). Ребенок в режиссерских играх проявляет творчество и фантазию, придумывает содержание игры, распределяет роли между игрушками или предметами-заместителями игрушек (палочка - ребенок, листик - кораблик). Ребенок является режиссером в игре. Речь является в такой игре главным компонентом.

Строительная игра

Строительная игра-это такая деятельность ребенка, основным содержанием которой является созидание. Строительная игра многообразна: иногда в ней ребенок подражает строительной деятельности взрослых, тогда он берет на себя роль «рабочего-строителя», но чаще всего он просто сооружает известные ему постройки, предметы, а иногда пытается реализовать и неясные еще творческие замыслы.

Строительные игры детей - увлекательная творческая деятельность, в которой дети выражают свои впечатления о строительстве, транспорте, о труде взрослых людей. Строительные игры открывают широкие возможности для проявления инициативы, умственной и двигательной активности детей. В строительной игре дети включаются в разнообразные взаимоотношения: договариваются об общем замысле, распределяют между собой роли, помогают друг другу.

Настольно-печатные

Используются как наглядное пособие направленные на развитие зрительной памяти и внимания.

Обязательными атрибутами в игровом процессе являются обучающие и воспитывающие задачи, четкие правила и точная последовательность действий.

Игровые действия - основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.

В дидактическом материале выделяется целый спектр целевых ориентаций:

обучающие: формирование определённых умений и навыков, расширение кругозора, познавательная деятельность;

развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления. Умений сравнивать, сопоставлять, воображения, фантазии.

Дидактическая игра - сильный стимулятор умственной и коммуникативной деятельности детей. Она позволяет закрепить знания и навыки дошкольников, применить их на практике, приучает к самостоятельности в работе, соблюдению норм речевого этикета, активизирует творческую деятельность.

Дидактические игры для решения задач речевого развития, закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих.

Список используемой литературы:

  1. Аванесова В.Н. Дидактическая игра как форма обучения в детском саду. – М., 1972
  2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.- М., 1991
  3. Карпухина Н.А. Конспекты занятий в первой младшей группе детского сада.- В., 2008
  4. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.- М., 2000
  5. Максаков А.И. Правильно говорит ваш ребенок. – М., 1988
  6. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду.- М., 1982
  7. Тихеева Е.И. развитие речи детей. – М., 1981
  8. Усова А.П. Обучение в детском саду. – М., 1981
  9. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения.- М., 1981
  10. Фесюкова Л.Б. От трёх до семи. – Харьков, СПб, 1996


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: "Театрализованная игра как средство развития речевой деятельности детей раннего возраста»

Описание опыта работы по теме: "Театрализованная игра как средство развития речевой деятельности детей раннего возраста». Раскрывается новизна, актуальность, технология опыта....

Консультация для педагогов "Дидактическая игра по развитию мыслительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста"

Дидактические игры в образовательном процессе имеют развивающую и обучающую ценности. Поэтому их применение в работе с детьми дошкольного возраста незаменимо. Данная консультация рассказывает о дидакт...

Консультация для педагогов «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста»

Моим воспитанникам очень нравится создавать картины из пластилина. и я надеюсь, что эта консултация будет полезна и интересна педагогам....

Консультация для педагогов "Искусство как средство развития речевых коммуникаций у дошкольников"

Незаменимым средством речевого развития является искусство. Искусство бесконечно расширяет и пополняет опыт общения ребенка с внутренним и внешним миром. В детских садах традиционно использу...

Театрализованная игра, как средство развития речевой деятельности детей раннего возраста

Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом обще...

ПРОЕКТ «Театрализованная игра, как средство развития речевой деятельности детей раннего возраста»

ЦЕЛЬ:создать условия для развития речи детей через  театрализованную деятельность....