"Коммуникативная компетентность педегог в дошкольном образовании"
консультация на тему

АнохинаТатьяна Анатольевна

Профессиональная компетенция педагога является условием эффективности организации воспитательно-образовательного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Коммуникативная компетентность педагогов дошкольного образования».

Анохина Татьяна Анатольевна

  Сегодня, в связи с введением ФГОС  в дошкольное образование, возрастают требования к профессионализму педагогов, работающих в дошкольном образовательном учреждении, развитию у него необходимых компетенций. Эффективность образовательной среды дошкольного учреждения во многом определяется личностью педагога, уровнем его готовности строить компетентные, целесообразные взаимоотношения со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса: коллеги, дети, родители. 

  Общеизвестно, что универсальным средством развития личности ребенка в период дошкольного детства, содержательного вежливого общения, является коммуникативная компетентность педагога, ее когнитивных, эмоциональных и поведенческих компонентов, умелое руководство им поэтапным выстраиванием обучения мотивации общения. У младших детей преобладают деловые мотивы, они нуждаются в помощи взрослого в процессе практической деятельности, полностью поглощены действиями с предметами. В среднем дошкольном возрасте появляются познавательные интересы, и взрослый становится партнером по игре. У старших дошкольников уже преобладают познавательные и личностные мотивы общения с взрослыми, связанными с повышенным интересам к людям и их взаимоотношениям.

    Коммуникативная культура –совокупность знаний, умений и коммуникативных качеств личности, оказывающая успешное воздействие на воспитанников и позволяющая наиболее эффективно организовывать процесс обучения и воспитания и регулировать коммуникативную деятельность в процессе решения педагогических задач. Коммуникативная культура педагога предполагает овладение коммуникативными умениями и развитие коммуникативных способностей, понимается как целостная система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению, т.е. достигающему цели (эффективное) и эмоционально благоприятному (психологически комфортное) для участвующих сторон.

  Опыт работы показывает, что одной из острых проблем стала проблема общения педагога с родителями и детьми.

 Гуманистическая психология относит потребность в общении к основным, базовым потребностям человека.

 Личностная психологическая готовность предполагает достаточный уровень владения техникой общения. Воспитателю важно научиться общаться с родителями так, чтобы избегать позиции «обвинителя», негативной оценки ребенка. Эффективно помогает в этом техника «Я-сообщения», разработанная Т. Гордоном. При условии умелого применения, она способствует формированию взаимопонимания между педагогом и родителем, а также снижению напряжения.

 Успешность работы педагога, сопряженной с постоянными контактами с детьми, родителями, коллегами, безусловно, в еще большей степени зависит от умения общаться. При этом ведущая роль в общении принадлежит педагогу, т. к. именно он является профессионалом и официальным представителем образовательного учреждения.

Коммуникативные умения педагога:

- умения устанавливать эмоциональный контакт, завоёвывать инициативу в общении;

- умения управлять своими эмоциями;

- наблюдательность и переключаемость внимания;

- социальная перцепция, т. е. понимание психологического состояния по внешним признакам;

- умение «подавать себя» в общении;

- речевые (вербальные) и неречевые (невербальные) умения коммуникации и др.

 По определению А. В. Мудрика, коммуникативная культура как компонент профессиональной культуры личности педагогов представляет собой систему знаний, норм, ценностей и образов поведения, принятых в обществе и умение органично, естественно и непринужденно реализовывать их в деловом и эмоциональном общении.

    Коммуникативная культура выражается в умении установить гуманистические, личностно-ориентированные взаимоотношения с детьми, родителями воспитанников и коллегами, что предполагает наличие у специалиста:

- ориентации на признание положительных качеств, сильных сторон, значимости другого;

- способности к эмпатии, пониманию и учету эмоционального состояния другого;

- умения давать положительную обратную связь другому;

- умения мотивировать других на деятельность и достижения в ней;

-конкретных коммуникативных умений: приветствовать, общаться,

задавать вопросы, отвечать, активно слушать, оценивать, просить,

поддерживать, отказывать и т. д. ;

- уважения к самому себе, знания собственных сильных сторон, умения

использовать их в собственной деятельности;

-способности осуществлять педагогическую поддержку организации

совместной деятельности и межличностного общения воспитанников;

-речевой культуры.

   В содержательный компонент коммуникативной культуры включаются такие знания как: знание возрастных и индивидуально-психологических особенностей личности; психологических приемов привлечения и удержания внимания; атрибутов общения (внешний вид, средства, формы, время, пространство); стандартов коммуникативного поведения (способов прощания, приветствия, выражения благодарности и несогласия и т. п.); особенностей монологической и диалогической форм общения; соблюдение норм современного литературного языка; учет функциональных стилей общения; знания в области межкультурного общения и др.

   В мотивационном компоненте коммуникативной культуры содержатся мотивы и потребности (желание получать, передавать и создавать информацию, получать эмоциональную поддержку от партнера, интерес к личности партнера, потребность переживания радости от общения и др.).

 Личностно-деятельностный компонент коммуникативной культуры включает коммуникативные, информационные, аналитические, конструктивные, прогностические, организаторские, рефлексивные и перцептивные умения.

  Важнейший принцип коммуникативной культуры – толерантность (терпимость). Этот принцип связан с осознанной невозможностью преодолеть немедленно многие слабости и несовершенства человеческого рода. Толерантность рождает взаимное доверие, понимание, откровенность, помогает преодолевать конфликтные ситуации, способствует проявлению доброжелательности и глубокой человечности, помогает психологической «притирке» характеров.

   Для педагогического работника искусство общения является важнейшей профессиональной чертой, так как главным средством реализации обучения и воспитания выступают интеракция (выработка общей тактики и стратегии), социальная перцепция (восприятие и понимание друг друга), и коммуникация (сложный процесс установления и развития контактов между партнёрами, обусловленный их совместной деятельностью и включающий в себя обмен информацией). И, следовательно, от уровня развития у преподавателя коммуникативных способностей и овладение им коммуникативных умений во многом зависит эффективность его работы. А это и составляет коммуникативную культуру педагога, т.е. умение устанавливать эмоциональный контакт, завоевывать инициативу в общении, управлять своими эмоциями, преодолевать волнение, нерешительность, сдерживаться, создавать необходимое настроение, а также наблюдательность и переключаемость внимания, понимание психологического состояния воспитанника по внешним признакам, речевые (вербальные) и неречевые (невербальные) умения коммуникации и другое. В своей совокупности такие умения и способности составляют технику педагогического общения или характеризуют технологическую сторону коммуникативной культуры педагога. 

  Д.Н. Ушакова … «компетенция» это: 1.Круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом. 2.Круг полномочий, область подлежащих чьему-нибудь ведению вопросов, явлений.

  Д. С. Лихачев говорил, что общаясь друг с другом, люди учатся смотреть на мир, узнавать жизнь, понимать и оценивать окружающих, сообща, совместно, учитывая мнение друг друга. Тем самым они обогащаются и как бы формируют, создают друг друга и самих себя.

  1. Жуков Ю. М., Петровская Л. А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. Москва, Издательство МГУ, 1991.
  2.  Ельцова О. М. Практикум по профессиональной коммуникации педагогов. Волгоград, 2011.
  3. Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками. Москва, Издательский центр «Академия», 2000.
  4. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. Москва, Мозаика – Синтез, 2004.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста через использование средств арт-терапии.

В статье в краткой форме представлен проект организованной деятельности с детьми подготовительной группы по формированию коммуникативной компетентности через использование средств арт-терапии. Занятия...

«Театрально - игровая деятельность как средство развития коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста».Анализ опыта работы.

Анализ опыта работы по теме : «Театрально - игровая деятельность как средство развития коммуникативной компетентности у детей  дошкольного возраста». Представлен на районном конкурсе "Воспитатель...

Педагогический совет «Формирование социально - коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста»

- повысить уровень профессионального  мастерства  педагогов в вопросах  реализации ФГОС – область «Социально-коммуникативное развитие»   - формировать творческий подход в...

Тематический педсовет "Формирование социально-коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста"

Установление эффективного взаимодействия (поддерживающего, развивающего, продуктивного) между воспитывающими взрослыми (педагогами и родителями) для дальнейшего успешного социально-коммуникативного ра...

Сюжетно-ролевая игра и её роль в формировании коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста

Коммуникативная компетентность детей старшего дошкольного возраста проявляется в общении и взаимодействии со взрослыми и сверстниками и использовании устной речи как основного средства общения, поэтом...

Формирование коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре

В статье рассматриваются содержание и результаты экспериментальной работы по формированию коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре. Материал статьи вкл...