Работа с родителями
материал по теме

Бородко Ирина Михайловна

Работа с родителями к опыту работы по теме: «Сказка – источник нравственного воспитания младших дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_roditelyami.docx439.69 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 2

Консультация для родителей «Роль сказки в жизни ребенка раннего возраста».

hello_html_74894ba2.jpg

Великий русский педагог К.Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии на ребенка.

Взрослые иногда недооценивают роль сказки, в формировании личности, в развитии ребенка. В настоящее время русские народные сказки отходят на второй план, они заменяются многочисленными энциклопедиями и обучающей литературой, мультфильмами по телевизору, играми на планшете. Мультфильмы интересно смотреть, но они не развивают воображение, ведь действия представлены на экране. Если вы хотите, чтобы ребенок развивался творчески, необходимо предоставлять ему простор для фантазирования.

Рассказывая малышу сказку, мы развиваем его внутренний мир. И чем раньше мы будем читать книжки, тем раньше он начнет говорить и правильно выражаться. Сказка формирует основы поведения, общения.

  Со сказки начинается знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом. Сказка будит любознательность и воображение ребенка, развивает его интеллект, помогает понять самого себя, свои желания и эмоции, а также желания и эмоции других людей. Сказка делает свое дело: заставляет его почувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро, за свободу, и, когда надобность в ней минует, ребенок сам разрушает ее. Сказка нужна ребенку для того, чтобы возможно полнее, богаче пережить этот полезнейший для его психического развития период. Необходимо использовать тяготение ребенка к сказке, чтобы развить, укрепить, обогатить и направить их способность к творческой мечте и фантастике. Лучше всего читать сказку перед сном, когда ребенок спокоен, находится в хорошем настроении и готов внимательно слушать. Читать нужно эмоционально. По окончанию можно обсудить сказку: что понравилось, а что нет. Попросить ребенка описать героев.

Образность - важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются главные черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т.п. Эти черты раскрываются в событиях, и благодаря разнообразным художественным средствам. Рассказывайте сказку интересно, как бы чувствуя, что это другой мир. Читайте с хорошей дикцией и интонацией, тогда ребенок научится четко выговаривать звуки.

Сказка может не только воспитывать, но и корректировать поведение, во многих случаях снимать сложные психологические проблемы и стрессы, тревожащие неокрепшую психику ребенка. Но самая главная мораль – что есть зло, а что добро. В наших сказках именно это и выражено. В результате ребенок сравнивает себя с хорошим персонажем и знает, что зло наказуемо. Через сказку легче всего объяснить ребёнку первые и главные понятия нравственности: что такое "хорошо" и что такое "плохо". Сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла.

hello_html_m5083df36.jpg

Консультация для родителей «Как подружить ребёнка с книжкой»

КАК ПОДРУЖИТЬ РЕБЁНКА С КНИЖКОЙконсультация для родителей "Как подружить ребёнка с книжкой"

 

Наверное, каждый родитель мечтает о том, чтобы, приходя домой, хоть иногда видеть ребёнка не за монитором компьютера, а за книжкой. Но далеко не каждый может похвастаться любовью или хотя бы интересом своих детей к литературе. Детские впечатления самые сильные, и все основные качества и пристрастия закладываются в нас в детстве. Поэтому надо быть очень осторожным, чтобы слишком настойчивыми попытками приучить ребёнка читать и не отбить у него желание открывать книги в принципе. 
Чтение – это не необходимость. Оно не должно ассоциироваться у ребёнка с чем-то важным, серьёзным и обязательным. Это удовольствие.

    А в первые годы жизни малыша, когда он ещё не может читать самостоятельно, это ваше совместное удовольствие. Если вы не знаете, с каких книг лучше начать (детское книгоиздание развивается очень стремительно), воспользуйтесь нашими советами. 
                       1. Иллюстрации 
             Ребёнок познаёт мир, и ему интересно всё вокруг. Поэтому удержать его внимание размеренным чтением может быть сложно. И ваш главный помощник в этом – иллюстрации. Если в книге есть картинки, ребёнок точно обратит на неё внимание. Свобода выбора здесь безграничная - переиздания работ старых мастеров, рисунки современных молодых художников, реалистичность изображений или, наоборот, нарочитая «детскость» … Вы точно найдёте книжку, которую с удовольствием будете рассматривать вместе с ребёнком. 
       Но особое внимание стоит обратить на популярного шведского писателя и художника Свена Нурдквиста. Он прославился своими простыми забавными историями про старика Петсона и его котёнка Финдуса. Самое главное в его книгах – это иллюстрации. Они насыщены таким количеством деталей, что за разглядыванием одной картинки можно провести часы! Это не просто иллюстрации, это целые миры! И, закончив книжку, можно придумывать свои собственные истории по картинкам Нурдквиста. 
              2. Волшебно и странно 

Волшебные миры, волшебные существа – практически беспроигрышный вариант, чтобы заинтересовать ребёнка. Правда, сейчас едва ли не любой, кто умеет писать, стремится выдумать собственный мир, собственных странных героев с труднопроизносимыми именами, как будто в этом залог успеха. Но удачных примеров немало! Один из них – книга Ирины и Леонида Тюхтяевых «Зоки и Бада». Зоки – это маленькие и очень непослушные создания, которые больше всего на свете любят есть мёд и устраивать бедному Баде весёленькую жизнь. Поверьте, вы получите от этой книги не меньше удовольствия, чем ребёнок. Подзаголовок книги – «Пособие для детей по воспитанию родителей». Поэтому наверняка во многих ситуациях вы узнаете себя и сможете со стороны над собой посмеяться. А дети будут смеяться над уморительными зоками и незадачливым Бадой. 
          
3. На самом интересном месте! 
          Практически все детские книжки небольшие по объёму. Долго держать внимание ребёнка очень трудно, мы об этом уже говорили. Но это не повод избегать длинных историй и толстых книг. 
             «Продолжение следует…» - одна из самых интригующих фраз в мире. По-настоящему интересная история с продолжением может увлечь самого отчаянного не любителя книг и превратить семейное чтение в самый приятный домашний ритуал. Тут главное – правильно выбрать историю. Она должна быть насыщена событиями, но не слишком, чтобы ребёнку было не сложно следить за повествованием и запомнить героев. 
            Для этого идеально подходят книги норвежской писательницы Анне-Кат Вестли «Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик» и «Маленький подарок Антона». Это простые истории о жизни семьи. Но и обычная жизнь может быть полна приключений – у папы украли грузовик, а дети отправились его искать, из деревни приехала бабушка, в лесу дети встретились с настоящим медведем… 
            
Самый простой способ заинтересовать ребёнка – оставить развязку очередной мини-истории на следующий день. Кто же украл папин грузовик? Смогут ли ребята сами его найти? И вам не придётся уговаривать ребёнка немножко почитать, он сам будет просить вас об этом!

Из более современных писателей обратите внимание на Кейт ДиКамилло. Героями её чудесных книг являются дети и животные. Они дружат, вместе попадают в разные переделки и помогают друг другу. Кстати, такие «долгоиграющие» книги лучше коротких рассказов ещё и потому, что ребёнок успеет привыкнуть к героям, а значит, научится сопереживать им. 
                  4. Вечные ценности 
           Ну и напоследок – тяжёлая артиллерия! Вспомните всё, что вы сами любили читать в детстве. Достаньте с дальних полок зачитанные сборники сказок Андерсена, книги Астрид Линдгрен, Виктора Драгунского, Николая Носова, Эдуарда Успенского…Теперь вы с чистой совестью можете прочитать их снова (а заодно и сравнить, как отличается ваше сегодняшнее восприятие книги от того, как вы воспринимали её в детстве, - это очень увлекательно). На этих книгах выросло не одно поколение детей, так что они точно не подведут! 
            Вообще, единственный способ приучить ребёнка к чтению – это читать. Читать самим, чтобы он видел, что это действительно интересное занятие, раз взрослые посвящают ему столько времени. И читать вместе с ребёнком. Сначала вы ему, а потом – по очереди. Несмотря на все советы, выбор книг не так уж важен. Важен подход. Чтобы семейное чтение приносило удовольствием всем его участникам, читайте то, что по-настоящему нравится вам самим. 

       

           "Сказки от непослушания"

                                  Уважаемые родители!

Детские капризы… Кто из родителей не сталкивался с ними?! Ребенок отказывается есть, ложиться спать, убирать за собой игрушки, не хочет ходить в детский сад, часто плачет и устраивает истерики, берет чужое или постоянно дерется и ссорится с другими детьми — такие проблемы встречаются на каждом шагу. И от нас, родителей, зависит, сможем ли мы преодолеть их, не нанеся вреда ребенку и нашим с ним отношением.      

Часто уговоры, крики, долгие нотации и нравоучения не приносят никакой пользы. О вреде же рукоприкладства написано и сказано немало, да и сами Вы, вероятнее всего, не раз убеждались в неэффективности подобных методов. Что же делать? Есть простой, но очень действенный метод борьбы с детскими капризами. Попробуйте не ругать ребенка, не наказывать его своим невниманием и т.п., а вместо этого расскажите ему сказку.  

Это особые психологические сказки, которые помогут справиться с большинством капризов ребенка. Для малыша подобные сказки очень интересны. В них он видит героев, которые встречаются с теми же проблемами, что и он, и малыш начинает понимать, как выйти из сложной ситуации.  

Каждую сказку можно изменять в зависимости от особенностей Вашего ребенка и особенностей проблемной ситуации. Вы можете попробовать вместе с малышом придумать свою историю или продолжение заинтересовавшего Вас сюжета. Эффект от совместного творчества не заставит себя долго ждать. Вы не только станете лучше понимать друг друга, но и наполните общение радостью и вдохновением.

               Сказка для детей, которые не любят умываться.

                                 Сказка про зайца-грязнулю.

 

Жил-был в лесу заяц. Все зайцы были как зайцы: летом серые, зимой белые. А этот и зимой и летом был одним цветом. И цвет этот был не белый, не серый, а просто грязный, потому что заяц никогда не умывался.   Шел как-то он по тропинке, а навстречу ему лиса. — Ты кто? — спрашивает лиса. — Заяц, — ответил заяц. — Не может быть, — замотала головой лиса. — Я никогда таких зайцев не видела, таких страшных не бывает! Может быть, ты еж? — Почему? — удивился заяц. — Потому что на тебе солома старая, шелуха от шишек и шерсть вся свалялась, на иголки стала похожа.   Заяц обиделся, но решил, что умываться все равно не будет. Повалялся он по земле стряхнул старую солому и шелуху от шишек и пошел дальше. А навстречу ему волк. — Ты кто? — спрашивает волк. — Заяц, — ответил заяц. — Не может быть, — сел на задние лапы волк. — Я никогда таких зайцев не видел, таких страшных не бывает! Может быть, ты крот? — Почему крот? — удивился заяц. — Потому что ты весь в земле, вон какой черный!   Заяц обиделся, но решил, что умываться все равно не будет. Покатался он по траве, стряхнул землю и пошел дальше. А навстречу ему медведь. — Ты кто? — спрашивает медведь. — Заяц, — ответил заяц. — Не может быть, — замотал головой медведь. — Я никогда таких зайцев не видел, таких страшных не бывает! Может быть, ты лягушка? — Почему? — удивился заяц. — Потому что весь зеленый! Заяц обиделся, но решил, что умываться все равно не будет.   «Ну и что, зато не съели», — подумал он и пошел дальше. Видит, на поляне играют зайцы. — Привет! — закричал заяц, выскочив на опушку. — Возьмите меня к себе поиграть. — А ты кто? — хором спросили зайцы. — Как кто? Заяц! — Не может быть, — сказал один из игравших на поляне зайчиков. — Ты на нас совсем не похож. — Как не похож? — расстроился грязный заяц. — Разве я не такой же, как вы? — Нет! — хором прокричали зайцы. — Вот пойдем к речке, посмотрим в воду, отражения сравним. И поскакали они все к речке. Сели чистые зайцы рядком, а грязный заяц в самом конце пристроился. Наклонились они над водой, а там…   Все зайцы как зайцы — серые, а рядом с ними кто-то такой страшный! Закричал грязный заяц от страха и свалился в воду. Поплавал-поплавал, понырял, да и выпрыгнул на берег. — Ой! — закричали зайцы. — И правда, ты заяц! Он осторожно вернулся к реке и посмотрел на свое отражение. — Какой я красивый, оказывается, — удивился заяц и пошел играть к своим новым друзьям. С того дня он каждое утро бегал вместе со всеми к речке умываться. 

                              Как Андрюша животик кормил.

                           Сказка для детей, которые плохо едят.

 

 Съел Андрюша перед обедом конфетку, а тут его мама за стол позвала. Налила ему суп, а Андрюша закапризничал: — Я не голодный, я уже конфетой пообедал! — Но ты же нагулялся, набегался, тебе пообедать надо, — уговаривает его мама. — Не хочу! И вдруг слышит Андрюша — кто-то плачет. Оглянулся — никого нет. Кто же это? А это, оказывается, его животик плачет! — Что с тобой? — испугался Андрюша. — Кто тебя обидел? — Вот сижу, жду обеда, а горлышко мне ничего не дает! А я кушать хочу! Стал Андрюша горлышко строго спрашивать: — Ты почему животику ничего не даешь? Он там с голоду умирает! А горлышко отвечает: — У меня самого с утра маковой росинки не было! Я тоже голодное! Меня ротик не накормил! Стал Андрюша ротик ругать: — Ты почему горлышко не кормишь? Из-за него и животик плачет! А ротик отвечает: — Андрюша суп не кушал, и я, ротик, суп не кушал, и горлышку не досталось, и животик голодный. — Я же тебе конфетку дал, — возмущается Андрюша. — Надо было поделиться! — Этой конфетки мне одному мало. Она во рту растаяла, и нет ее. До животика ничего не дошло. Что же делать? Жалко Андрюше свой животик. Схватил он ложку и стал суп в рот складывать. Ротик сразу обрадовался, стал жевать и горлышко угощать. А горлышко в животик суп отправило. Андрюша всю тарелку съел и спрашивает: — Ну что, животик, наелся? — Нет еще! — кричит животик. — Второе хочу! Андрюша и картошку съел. — Ну, теперь наелся? — А компот? — спрашивает животик. Андрюша у мамы компот попросил. — Ну, наелся? А у животика даже сил ответить нет — так наелся. Только булькать может. — Спасибо тебе, Андрюша, — пробулькал животик. — И маме спасибо, вкусный суп! Андрюша «спасибо» маме передал: — Мама, тебе мой животик спасибо сказал! — Пожалуйста, мои дорогие!    

           Сказка про суп для детей, которые плохо едят.

                                        Волшебный суп.

 Жила-была девочка Настенька. Она очень не любила кушать. «— Смотри, какая вкусная кашка», — говорила ей бабушка. — Съешь хоть ложечку, только попробуй, и тебе обязательно понравится. Но Настенька крепко сжимала губы и мотала головой. — Скушай творожок, — уговаривал Настеньку дедушка. — Он очень вкусный и полезный. Но и творожок она есть не хотела. «— Смотри какой вкусный супчик», — говорила мама. — Посмотри только, какой он красивый! Там красная морковка, зеленый горошек, белая картошечка! — Не буду! — кричала Настенька и убегала из кухни. День шел за днем. Как-то пошла Настенька с подружками гулять, и решили они покататься на горке. А на ту горку вела высокая лесенка. Подружки топ-топ-топ — и поднялись на самую вершину, а Настенька стоит внизу и расстраивается: — Вон вы все какие большие да сильные! А почему же я такая маленькая? На ступеньки мне не подняться, за перильца не удержаться, на горке не покататься! — И правда, — удивились подружки, — что же ты такая маленькая? — Не знаю, — расстроилась Настенька и пошла домой. Заходит она в дом, раздевается, а слезки так и капают: кап да кап, кап да кап. Вдруг слышит она шепот. Зашла Настенька в свою комнату. Нет никого, тихо. Зашла к бабушке с дедушкой. Тоже пусто. Заглянула она в комнату к родителям: и там никого. — Ничего не понимаю, — пожала плечами девочка. — Кто же шепчется? А! Я на кухне не была. — И она на цыпочках прокралась к кухне. Приоткрыла Настенька дверь, шепот стал громче. На стуле пусто, в углах пусто. Только на столе стоит тарелка супа. — Ой, — удивилась Настенька, —да это же овощи разговаривают! — Я тут самая главная, — сердилась морковь. — Во мне есть витамин А, это самый главный витамин. Он помогает детям расти, а еще тот, кто ест витамин А, хорошо видит, почти как орел. Без меня никуда! — Нет, мы, нет, мы, — подпрыгивали горошинки. — В зеленом горохе тоже есть витамин А, но нас больше, значит, мы главнее! И вообще, в нас еще и витамин В есть. — Во мне тоже есть витамин В, я же не хвастаюсь, — проворчало мясо. — Во мне вообще много всяких витаминов, которые нужны, чтобы хорошо работало сердечко, и чтобы зубки и десны были здоровыми. — А во мне витамин С, — подпрыгнула картошка. — Он важнее всех остальных. Кто ест витамин С, тот не простужается, вот! Тут они закричали все хором и чуть не подрались. Большая столовая ложка, тихо дремавшая рядом с тарелкой, поднялась, шлепнула по бульону и сказала: — Хватит спорить! Вот услышит Настя про то, что суп волшебный и что тот, кто хорошо кушает, быстро растет и не болеет, обрадуется и съест вас всех вместе с витаминами. — А я слышала, слышала! — закричала Настенька, вбегая в кухню. — Я очень хочу вырасти и кататься на горке вместе со всеми! Взяла она ложку и съела суп. С тех пор Настенька хорошо кушала каждый день. Вскоре она выросла и даже стала выше подружек.

Выступление на родительском собрании «Сказка - ложь, да в ней намёк для родителей урок».

Сказка в гости к нам идет-

Сказку за руку ведет.

В сказке солнышко горит,

Справедливость в ней царит!

Сказка- умница и прелесть!

Ей повсюду путь открыт!

Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего возраста, когда формируется характер, отношение к миру, окружающим людям.

в этике существуют две основные категории - добро и зло. Соблюдение моральных требований ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуется как зло. Понимание этого побуждает человека вести себя в соответствии с моральными требованиями общества.

Заглянуть в "кладовые" личности и извлечь оттуда такие качества, как справедливость, отзывчивость, доброжелательность, милосердие, преданность, дружелюбие, самостоятельность, трудолюбие, ответственность, взаимовыручка, патриотизм, честность и многое др. вероятно, но необходимо иметь свой "ключик" к человеческой индивидуальности. Возможно, чтобы нравственное развитие происходило не только на основе пассивного, непроизвольного подражания, "заражения", чувствами другого, а имело своевременное и осознанное вмешательство.

Один из путей такого "вмешательства" лежит через сказку.

Сказка. Произнося это слово, мы в мгновение ока переносимся в волшебный мир детства. Какие сказки вы любили больше всего? Какие сказки читали вам родители? Какие сказки читаете вы своим детям?

(ответы аудитории)

Прежде всего, это должны быть добрые сказки. Мудрые сказки, развивающие восприятие мира. Интересные сказки, полные таинственности и чудес. Красивые сказки с прекрасным содержанием и иллюстрациями. Сказки, пробуждающие в ребенке все самое лучшее и доброе. Сказки, несущие в себе свет и радость, надежду и веру, загадку и вдохновение.

Сказка не дает прямых наставлений детям (типа "Слушайся родителей", "Уважай старших", "Не уходи из дома без разрешения", но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

Давайте с вами разберем, чему же учат сказки.

"Репка"-учит быть дружными, трудолюбивыми.

"Маша и медведь" - предостерегает: в лес одним ходить нельзя, можно попасть в беду, а уж если так случилось - не отчаивайся, старайся найти выход из сложившейся ситуации.

"Теремок"," Зимовье зверей" - учат дружить.

"гуси-лебеди", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Снегурочка" - в этих сказках звучит наказ слушаться родителей, старших.

Страх и трусость высмеиваются в сказке " У страха глаза велики", хитрость-в сказках "Лиса и журавль", "Лиса и тетерев", "Лисичка сестричка и серый волк"

Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается "Хаврошечка", "Мороз Иванович", "Царевна-лягушка", мудрость восхваляется "Мужик и медведь", "Как мужик гусей делил", забота о близких поощряется "Петушок и бобовое зернышко".

Дошкольный возраст- возраст сказки. И здесь ребенок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Ребенка в сказках пленяют неожиданная удача и счастливая судьба простых, скромных, близких детям своей наивностью и простодушием героев, чудесные превращения лягушек, лебедей в прекрасных царевен, кара, постигающая злых, высокомерных гордецов, завистливых старух, жадных и жестоких богачей и властителей. Близок и мил им самый язык сказки, ее стиль, простота и выразительность, яркость и наглядность образов, обилие сравнений повторений, которые так свойственны речи ребенка. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдет в детях чутких, внимательных слушателей.

Игры, викторины и другие затеи на сказочную тематику помогут организовать интересные и познавательные встречи со сказкой.

Значение сказки в воспитании ребенка и детского коллектива неоценимо.

Она ярко, выразительно раскрывает все богатство родного языка, способствует развитию детского воображения, фантазии, приобщает ребенка к творчеству. Сказкаформирует представление о добре и зле, с детства закладывает в душу человека заряд оптимизма, ведь в ней всегда побеждает добро, а зло наказывается. Большие развивающие возможности сказки- в формировании комфортного психологического климата в детском коллективе. Творческие задания, театрализация, разнообразные конкурсы, затеи, праздники, игровые программы, викторины, основанные на сказочных сюжетах, представляют интерес для организации межличностного общения, коллективной и групповой работы, создания ситуации самопознания, самоутверждения.

Беседа с родителями «Как рассказывать сказки детям»

Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки, сказки) практически не используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях пяти - шести лет.

СКАЗКА - самый удивительный жанр устного народного творчества. В ней все необычно и все возможно. Через сказку ребенок получает представление о добре и зле, о ценностях материальных и духовных, о жизни как свершении самых дерзновенных мечтаний во имя любви и правды. Сказка - великая сила, но ребенка нужно учить вдумчиво слушать и читать ее.

ЗНАКОМСТВО С ВАРИАНТАМИ. Полезно знакомить ребенка с вариантами сказок. Дети тонко подмечают оттенки в сюжетах, в характерах и поведении персонажей. Идет переоценка услышанного ранее. Внимательнее дети начинают слушать и другие сказки, вникать в события, характеры. У них могут появиться и свои собственные придуманные варианты сказок.

ПОВТОРНОЕ ЧТЕНИЕ. Читать и рассказывать сказки надо неоднократно. При первом прослушивании впечатления часто бывают неточными. Во время повторных прослушиваний впечатления углубляются, сила эмоциональных переживаний нарастает, так как ребенок все более вникает в ход событий, яснее становятся для него образы сказочных персонажей, их взаимоотношения, поступки.

Как читать книги ребенку

ЧТЕНИЕ ВСЛУХ. Полнота восприятия во многом зависит от того, насколько глубоким окажется проникновение в текст, насколько выразительно вы донесете образы персонажей, передадите и моральную направленность, и остроту ситуаций, и свое отношение к событиям. Дети чутко реагируют на интонацию, мимику, жест.

ПЕРЕСКАЗ И БЕСЕДА по книге позволяют лучше понимать и запоминать содержание. Однако не пытайтесь сразу напрямую объяснять своими словами содержание или мораль прочитанного. Это может разрушить обаяние художественного произведения, лишить ребенка возможности почувствовать то, что он еще не может осмыслить.

РАССМАТРИВАНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ учит замечать художественные детали, понимать характеры сказочных героев и их взаимоотношения, чувствовать гамму красок, их эмоциональную выразительность, проникаться чувствами и настроениями, которые выражает рисунок.

Консультация для родителей «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников».

Нравственное воспитание – важнейшая сторона воспитания ребенка, оно способствует обогащению духовного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание социальной действительности, повышает познавательную активность дошкольников.

Период дошкольного детства наиболее благоприятен для нравственного воспитания ребёнка, ведь впечатление детства человек проносит через всю свою жизнь.

Одним из средств создания положительных нравственных представлений детей, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми в семье и в детском саду является сказка.

Известно, что сказка – древнейший жанр народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастичностью сказочной фабулы и вымысла скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказочной фантастики.

Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей. Она является незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.

Понятие о нравственности, нормы и правила поведения, заложенные в ярких образах сказки, способствуют становлению нравственных представлений. В процессе работы со сказкой дети постигают азы духовной культуры своего народа. На каждом возрастном этапе усваиваются более сложные нравственные понятия. Обогащение содержания речи, правильный выбор речевых средств определяют эффективность воспитательного процесса. На формирование нравственных представлений в дошкольном возрасте направлены воспитательные возможности сказки.

В решении задач нравственного воспитания мне помогают сказки. В младших группах необходимо учить детей слушать сказки, следить за развитием действия в ней, сопереживать героям произведения. Важно объяснить детям поступки персонажей и последствия этих поступков, повторить наиболее интересные, выразительные отрывки и дать возможность детям договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы.

Дети рано приучаются верно оценивать размеры явлений, дел и поступков и понимать смешную сторону всяких жизненных несоответствий. Веселый и задорный колобок так уверен в себе, что и сам не заметил, как стал хвастуном, которому льстит собственная удачливость, - вот он и попался лисе («Колобок»).

Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью сказок, в том числе о животных. Эти сказки помогают мне показать:

как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);

что зло наказуемо («Кот, петух и лиса»«Заюшкина избушка»);

как дружба помогает победить зло («Зимовье»).

Третий год обучения

Наша задача - учить оценивать поступки сказочных героев, дать возможность побывать в роли персонажа, подействовать, прочувствовать эмоции, которые сопровождают поступки героя.

В этом возрасте среди факторов, способствующих воспитанию патриотизма, самым главным выступает национальная культура, в том числе культура семейного лада.

Продолжаем знакомить детей со сказками. Необходимо фиксировать внимание детей не только на содержание сказки, но и на некоторые особенности литературного языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения).

После рассказывания сказок необходимо учить детей отвечать на вопросы, связанные с содержанием. Очень важно после чтения сказки правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное – действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам.

Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно, чем в сказках о животных. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Для девочек это красная девица (умница, рукодельница., а для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину).

Идеал для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность.

Детям старшего дошкольного возраста нравится волшебная сказка. Русская волшебная сказка создала поразительно живой, замысловатый мир. Все в нем необыкновенно: люди, земля, горы, реки, деревья, даже вещи - предметы быта, орудия труда - и те приобретают в сказках чудесные свойства. Топор сам рубит лес; дубинка бьет недругов; мельница мелет зерно; печка разговаривает; яблоня укрывает своими ветвями детей, бегущих от посланных Ягой гусей-лебедей; взмывает в небо ковер-самолет; в маленьком сундучке помещается большой город с жителями, домами и улицами. Этот сказочный мир будит и развивает воображение ребенка. Малыш с горячим сочувствием следит за всем, о чем говорится в сказке: радуется победам Ивана-царевича, чудесам Василисы Премудрой, огорчается их невзгодам.

Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание сказок. В этом возрасте начинаем прививать интерес к чтению больших произведений (по главам): “Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могущем богатыре ГвидонеСалтановиче и о прекрасной царевне Лебеди” А. Пушкин; П. Бажов “Серебряное копытце” и др. Необходимо продолжать воспитывать читателя, способного испытывать сострадание к героям, побуждать детей рассказывать о своем восприятии конкретного поступка персонажа, помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев.

Анализ сказки должен быть таким, чтобы дети смогли понять и почувствовать ее глубокое идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились образы.

С древних времён сказка являлась самым доступным и эмоциональным способом передачи знаний, опыта в человеческом обществе. Позднее сказка стала не только средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитанияподрастающих поколений. Преодолевая пространство и время, сказка до сих пор обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребёнка.

Работа, проводимая нами с детьми по сказкам, включает нетрадиционные приемы при её организации развивает сферу чувств, будит соучастие, сострадание, формирует нравственные представления, развивает различные способности детей.

Формируя нравственные представления у ребёнка через сказку мы обеспечиваем становление в будущем такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные нравственные качества и нравственную чистоту. Основной целью воспитания, основанной на выбранном нами приоритете общечеловеческих ценностей, является формирование чувствующего, думающего и любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по повышению правовой компетентности родителей Методическое пособие для воспитателей и специалистов ДОУ по работе с родителями

Предлагаемое методическое пособие подготовлено с целью оказания  помощи педагогам дошкольных образовательных учреждений в работе с родителями по формированию у них правовой и педагогической...

Совместная работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников. Работа с родителями

Важным аспектом в системе экологического образования в детском саду является работа с родителями как постепенный и непрерывный процесс....

Методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников «Совместная эколого – оздоровительная работа с детьми и родителями»

Материал содержит методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников. Раскрывает цель, задачи и основные принципы работы с родителями по экологическому воспитанию детей д...

Работа с родителями. Статья: « Проектная деятельность в работе с родителями»

      Работу с родителями веду параллельно, с самого начала выявления ипривития детям интереса к музыке. По мере возможности изучаю условияжизни ребёнка; выявляю индивидуальные с...

Работа с родителями. Методические рекомендации по теме: «Работа с родителями»

Работа с родителями. Методические рекомендации по теме:«Работа с родителями»...

Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».

В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...