Духовно - нравственное воспитание детей раннего возраста
статья (младшая группа) на тему

Поршнякова Валентина Сергеевна
Духовно-нравственное воспитание детей лежит в основе любых поступков человека, формирует его облик, определяет его ценности и характер. В наше время необычайно остро стоит проблема духовно-нравственного воспитания детей всех возрастов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Духовно - нравственное воспитание детей раннего возраста

                                «Чтение сказок – тропинка, по которой, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

                                                                                                                                В.А.Сухомлинский

Духовно-нравственное воспитание детей лежит в основе любых поступков человека, формирует его облик, определяет его ценности и характер. В наше время необычайно остро стоит проблема духовно-нравственного воспитания детей всех возрастов.

В основе лежат всем известные гуманистические ценности: доброта, уважение к старшим, справедливость, порядочность, честность, сочувствие, готовность прийти на помощь, ориентированность личности действовать для «других», общественно-значимые для человека и общества в целом представления о добре и зле, справедливости, патриотизме, дружбе, которые не подвергаются сомнению и служат эталоном, идеалом для всех людей.

На ребенка с самого рождения наваливается тяжкий груз информации: СМИ, бесконечное множество мультфильмов, интернет и это все не способствует освоению нравственных норм и заставляет нас задуматься над проблемой нравственного воспитания ребенка.

Общение ребенка с прекрасным: природой, музыкой, литературой, живописью, театром – является мощным источником духовно-нравственного воспитания. Ещё великий русский педагог В.А.Сухомлинский писал: «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок».

Первые шаги и первые слова, первый поход в гости и первая стрижка, первый утренник и первый выученный стишок - это памятные моменты в жизни каждого малыша, которые становятся возможными благодаря своевременному развитию движений и действий, речи, восприятия, памяти и мышления. В возрасте 2-3 лет ребенок уже может проявлять характер и требовать того, что ему хочется, но физическое и эмоциональное состояние ещё не развито настолько, чтобы понимать, что хорошо для него, а что плохо. В этом возрасте роль родителей и педагогов во многом заключается в «смягчении» активных проявлений малыша. У ребенка необходимо сформировать самые первые моральные оценки и суждения. Научить понимать, что такое нравственная норма, и сформировать свое отношение к ней. Как же воспитывать ребенка в возрасте 2-3 лет, объясняя ему правила социума, и не нарушая личности ребенка?

Средства духовно-нравственного воспитания могут быть самыми разнообразными: это может быть сказка, игра, музыка, народное творчество, детский фольклор, искусство, книга, труд, музейное дело, православная культура, театр, народные традиции и так далее.

Педагог В.А.Сухомлинский писал: «Чтение сказок – тропинка, по которой, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

Поэтому работу по духовно – нравственному развитию детей раннего возраста необходимо начинать именно с интереса к устному народному творчеству. Сказки, песенки, потешки – это самые первые и любимые произведения у детей.

Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста осуществляется в процессе решения следующих задач:

- С раннего возраста воспитывать у детей любовь к родителям, к близким людям; воспитывать чувство симпатии к сверстникам, создавать условия для формирования доброжелательности, доброты и дружелюбия.

- Воспитывать любовь к родному дому, детскому саду, родному краю.

- Знакомить детей с основами труда.

В работе по духовно - нравственному развитию можно выделить несколько направлений:

Духовно - образовательное направление: занятия, беседы.

Оздоровительно – воспитательное направление: праздники, народные игры, прогулки, физкультминутки.

Культурно – познавательное направление: кукольный и пальчиковый театры, музыкальные минутки.

Нравственно – трудовое направление: организация продуктивной и трудовой деятельности детей.

В группе раннего возраста тема духовно-нравственного направления распределяется в течение всего года. Знакомство с русскими народными сказками, песенками, потешками, включая в себя использование всех видов фольклора не только на занятиях, но и во время проведения режимных моментов, способствует усвоению детьми вечных ценностей, таких как милосердие, сострадание, любовь. Формирует идеалы добра и правды, стремление ко всему светлому, и неприятие зла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста на сказках.

«Чтение сказок – тропинка, по которой, умный, думающий воспитательнаходит  путь к сердцу ребенка»./В.А.Сухомлинский./          Духовно-нравствен...

Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания детей раннего возраста

«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы...

Методическая разработка "Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста"

Общение ребенка с прекрасным: природой, музыкой, литературой, живописью, театром – является мощным источником духовно-нравственного воспитания. Ещё великий русский педагог В.А.Сухомлинский писал...

Презентация на тему: "Духовно - нравственное воспитание детей раннего возраста посредством фольклора"

ldquo;От того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце, – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»    ...

Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста посредством чтения художественной литературы

Нравственное поведение – поведение глубоко осознанное, сознательное, основанное на принятых человеком моральных принципах, на его мировоззрении. Однако в младшем дошко...