Авторская разработка. Выступление на МО "ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ"
статья по теме

Светлана Анатольевна Устинова (Игнатович)

Доклад на тему: "Индивидуальный образовательный маршрут"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_iom.docx65.12 КБ

Предварительный просмотр:

Дошкольное детство – период интенсивного психического развития, становления важнейших черт личности ребенка, первоначального формирования тех качеств, которые необходимы человеку в течение всей последующей жизни. Необходимость поддерживать индивидуальность каждого ребенка – одна из главных задач дошкольного воспитания. Только на ее основе может быть достигнуто полноценное развитие личности дошкольника, раскрыться его особенности, уникальные способности. Сегодня по отношению к детям с особенностями развития учеными широко используется термин «индивидуальные образовательные потребности» ребенка, под которыми понимаются особенности мотивационной сферы дошкольника, имеющие особую специфику, обусловленную характером развития, социально – психологическими факторами, и для удовлетворения которых требуются особые условия. Речь может идти как о детях с отклонениями в развитии, так и о способных детях, опережающих сверстников в развитии по некоторым параметрам. Одним из вариантов, способствующих реализации таких образовательных потребностей, является индивидуальный образовательный маршрут ребенка - дошкольника. Реализация этой задачи требует развить у педагогов новый взгляд на организацию всего образовательного процесса. Какими качествами должен обладать педагог, работающий с одаренными детьми? По мнению Леонида Пасечника педагог, работающий с одаренными детьми должен быть:

  • Доброжелательным и чутким
  • Разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы
  • Иметь опыт работы в учреждениях образования или взаимодействия со своими детьми
  • Обладать высоким уровнем интеллектуального развития, а так же широким кругом интересов и умений
  • Иметь помимо педагогического второе образование (юридическое, экономическое, филологическое, музыкальное и т.п.)
  • Обладать живым, активным характером, чувством юмора, крепким здоровьем и жизнестойкостью
  • Иметь специальную подготовку к работе с одаренными детьми. И быть готовым к дальнейшему повышению квалификации
  • Быть сдержанным, в меру строгим, воспитанным и порядочным.
  • Иметь позитивную Я-концепцию

Квалификация и позитивный настрой на работу педагога – одно из важнейших условий успешности реализации выделенных нами направлений по работе с одаренным ребенком.

Намеченная работа по созданию образовательного маршрута осуществлялась с использованием утвержденных и рекомендуемых образовательных программ, авторских технологий и практического опыта специалистов, работающих в условиях интеграции. Практика показывает, что одной программы бывает недостаточно для реализации образовательных, социальных задач по развитию ребенка в рамках индивидуального маршрута развития. В этой связи используется комплексирование нескольких программ различных специалистов, работающих по индивидуальному маршруту развития с ребенком. Цель этой работы - оптимизация процесса составления индивидуального образовательного маршрута ребенка и координация междисциплинарного взаимодействия специалистов в условиях командной работы.

Итогом успешной работы педагогов может считаться успешное выполнение Конструкции образовательного процесса:

1. Базовое образование 

Базовое образование - общеобразовательные занятия базисного учебного плана ребенок получил в стенах ДОО.

2. Углубленное обучение

. Углубленное обучение и развитие происходило с помощью индивидуальной целенаправленной работы со специалистами (психологом, логопедом, музыкальным работником, физкультурным работником ит.д).

3. Элитарного обучения

Дальнейшее развитие способностей ребенок получает в виде Элитарного обучения в музыкальной школе, школе искусств и танцевальном коллективе, спортивные секции.

Творческая группа в составе: воспитатель, педагог по физической культуре, психолог, музыкальный руководитель, учитель-логопед, разработала клише программы индивидуального образовательного маршрута для ребенка в детском саду, используя в качестве базовой образовательную программу дошкольного образования "От рождения до школы", парциально включала наработанные материалы специалистов в комплексный маршрут развития ребенка. С учетом индивидуальных особенностей личности, таких как: состояние здоровья и уровень физического развития ребенка, особенности развития психических процессов, особенности интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности, и как следствие – уровня усвоения программного материала.

Реализация намеченной работы происходила в соответствии с принципами:

  • Единство диагностики и коррекции, неразрывность речевого и психологического развития ребенка;
  • Осуществление обучения и воспитания детей с позиции индивидуально – дифференцированного подхода;
  • Принцип деятельностного подхода к развитию личности ребенка (с учетом структуры деятельности);
  • Принцип развивающего обучения (формирование «зоны ближайшего развития»);
  • Принцип доступности, повторяемости и концентричности предложенного материала;
  • Принцип комплексности, в тесном взаимодействии всех специалистов ДОУ;
  • Принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения ребенка (обязательное включение родителей в процесс коррекции).

Этапы создания индивидуального маршрута ребенка

1 этап. Выбор

Коллегиальное решение и выбор ребенка для работы по построению индивидуального маршрута развития

2 этап. Наблюдение

1. Наблюдение за ребенком в организованной взрослым деятельности;

2. Наблюдение за ребенком в свободной деятельности;

3. Беседа о склонностях и предпочтениях ребенка с педагогами;

4. Беседа о склонностях и предпочтениях ребенка с родителями;

3 этап. Диагностика

1. Определение «проблемных» и «успешных» зон развития (углубленное диагностическое обследование)

2. Построение маршрута с ориентированием на зону ближайшего развития ребенка

3. Подбор методик, определение методов и приемов работы

4 этап. Работа

1. Подбор индивидуальных заданий

2. Связь с родителями и педагогами

3. Домашние задания

4. Корректировка задач, методов работы с ребенком

5 этап. Контроль

1. Итоговая диагностика

2. Представление работ ребенка на мероприятиях в ДОУ.

Можно сделать вывод, что индивидуальный образовательный маршрут – это продуманный и построенный педагогами персональный путь развития и реализации личностного потенциала ребенка.

Индивидуальный маршрут ребенка в ДОУ.

  Таблица 1.                                                                                                  

Месяц/день

Тема

НОД

Цель, задачи

НОД

Самостоятельная работа

Взаимодействие с родителями

Вывод педагога

Таблица 2.

 Маршрут индивидуального сопровождения ребёнка МБДОУ

Ф.И. воспитанника, возраст _________________________________________

Участники консилиума _____________________________________________

 Подписи  _____________________________________________

Наличие отклонений и особенности развития ребёнка: ___________________________________________________________

_________________________________________________________________

         Содержание сопровождающей деятельности участников консилиума:

Участники консилиума

Содержание и формы работы

Сроки проведения

Воспитатель

Учитель-логопед

Педагог-психолог

Старшая

медсестра

Музык.

руковод-ль

Инструктор

по физк-ре

    Дата заполнения___________________________________________

Метод индивидуального сопровождения ребенка начинается с:

  1. диагностики существа проблемы;
  2. обеспечения родителей информацией по существу проблемы, имеющейся у ребенка;
  3. создание индивидуального плана;
  4. оказание помощи родителям в реализации плана;
  5. консультации для родителей и педагогов, работающих с ребенком;
  6. промежуточная диагностика;
  7. корректировка плана реализации при необходимости.

 Такой план дальнейшего взаимодействия         предлагается родителям, обратившимся за помощью, но одновременно родители должны быть готовы к тому, что решение проблемы – дело родителей, а мы только помогаем принять правильное решение, помогаем решать возникающие трудности, помогаем узнать собственного ребенка, помогаем предупредить возникновение сложных, конфликтных ситуаций. Родители могут рассчитывать на нас, когда необходимо выбрать образовательную программу, разъясняем суть дефекта и коррекционную направленность на пути его преодоления.

Индивидуальный маршрут для одаренных детей.

Индивидуальный образовательный маршрут - это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного воспитанника, направленная на развитие его индивидуальных способностей. Индивидуальный образовательный маршрут поможет одаренному ребенку раскрыть все свои таланты и определиться в мире профессий. Приходим к выводу, что использование индивидуальных образовательных маршрутов в системе дополнительного образования является одной из форм педагогической поддержки личностного, жизненного и профессионального самоопределения воспитанников. Для развития одаренности воспитаннику необходимы индивидуальные формы обучения, исходя из его индивидуальных возможностей и особенностей.

Известный специалист в области одаренных детей Джон Рензулли считает, что учитель, разрабатывающий индивидуальный образовательный маршрут должен действовать примерно по такой схеме:

-        Определить уровень развития ребенка (в т. ч. его качества и способности);

  • Очертить долгосрочные и краткосрочные цели и пути к их достижению.
  • Определить время, которое должен затратить ребенок на освоение стандартной и специальной программы;
  • Предусмотреть участие родителей;
  • Определить способы оценки успехов воспитанника.

Используя данную методику, была разработана схема построения индивидуального образовательного маршрута для одаренных детей в системе дополнительного образования.

Итак, на основе базовой программы и данной схемы педагог может разрабатывать индивидуальный маршрут.

Этап диагностики уровня развития способностей воспитанника и его индивидуальных особенностей. Очень важен и примечателен тот факт, что педагогические работники в своей практической деятельности, чтобы не проглядеть, не потерять одаренность проявляют большое внимание к установлению уровня способностей и их разнообразия у детей. И, наоборот, теряя дарование, талант и просто заметные способности, педагоги образовательных учреждений теряют и всех остальных.

Существует множество методик диагностики уровня развития способностей и одаренности. Назовем несколько из них:

  • тест «А не живёт ли с вами вундеркинд?»;
  • для детей дошкольного возраста применяются тесты Стенфорда - Бине, Векслера, а так же различные методики и их комплексы (Е.П.Торренс, Д.Б.Богоявленская, В.А.Петровский, К.В. Тарасова и др.);
  • диагностика умственных способностей;
  • анкета для родителей;
  • диагностика мышления;
  • методика «оценка общей одарённости»;
  • методика «индивидуальный портрет»;
  • пожелания воспитанника.

Исходя из результатов диагностики, педагог совместно с воспитанником и его родителями определяет цели и задачи маршрута.

Третий этап - «Определение времени» не должен вызвать у педагога затруднение. В индивидуальном порядке по согласованию с родителями и самим воспитанником срок действия маршрута определяется в соответствии с поставленными целями и задачами. Возможно совмещение занятий индивидуального маршрута с основной программой, только в углублённом изучении проблемы затрагиваемой на занятии.

Четвертый этап - «Определение роли родителей воспитанника в реализации маршрута». Он предусматривает участие родителей в разработке маршрута, определении целей в совместной творческой деятельности со своим ребенком (Например, изготовление костюма для выступления на концерте и др.)

На пятом этапе - «Разработка учебно-тематического плана» педагогу необходимо совместно с воспитанником и родителями подобрать темы занятий дополнительно к темам из базовой программы, опираясь на интересы воспитанника, его возможности и поставленные цели.

Перейдем к 6-му этапу - «Определение содержания учебно-тематического плана, формы занятий, приемов и методов, формы определения итогов». Рассмотрим его подробнее. Каждый одаренный ребенок неповторим, но существует много черт характерных для большинства одаренных детей. Учитывая эти особенности, можно очертить круг методов и технологий образовательной деятельности, которая проходит в рамках индивидуального образовательного маршрута.

Возможные формы занятий: Беседа. Игра. Экскурсия. Бенефис. Наблюдение. Практическое занятие. Размышление. Тренинг. Творческая мастерская Творческий отчет. Эксперимент. Беда эвристическая. Мозговой штурм.

Возможные формы подведения итогов: Концерт. Зачетная работа. Открытое занятие. Показ достижений. Тест. Рефлексия. Персональная выставка.

Характеристика качеств личности и методы работы с ребёнком

№ п/п

Качество личности

Характеристика качеств личности

Методы и формы работы

1.

Любопытство, любознательность, познавательная потребность

Любопытство характерно для каждого ребёнка и одарённого и обычного.

Любознательность -признак одарённости. Ребёнок испытывает удовольствие от умственного напряжения. Одарённым детям в большей степени свойственно стремление к познанию.

Исследовательская деятельность (например: реферат по истории фотографии, по истории музыкальной культуры, исследование народного песенного творчества родного края).

2.

Сверхчувствительность к проблеме

Способность видеть проблему там, где другие не видят никаких сложностей, где всё

представляется как будто ясным - одно из важнейших качеств, отличающих истинного творца от посредственного человека.

Проблемные, ориентированные на самостоятельную творческую работу задания.

3.

Склонность к задачам дивергентного типа

Дивергентность развития -многообразие появляющихся в ходе развития признаков и свойств, действий и способов поведения

Творческие задания, которые допускают множество правильных ответов.

на основе их

постепенного

расхождения.

4

Оригинальность мышления

Способность выдвигать новые неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных.

Работа по разработке новых идей или уже существующих.

5.

Высокая концентрация внимания

Способность долгое время

концентрировать внимание на одном объекте.

Сложные и сравнительно долговременные задания.

6.

Способность к оценке

Производное

критическое

мышление

Задания   по анализу собственной или чужой деятельности

7.

Отличная память

Синтез    памяти и способности классифицировать, структурировать, систематизировать не редко  выражается в склонности к коллекционированию.

Задания  по ведению летописи, собирание материала для музея.

8.

Широта интересов

Одарённые дети могут ели не всё, то многое

Развивать и поддерживать широту интересов.

Используя данную таблицу, педагог может подобрать методы работы с одаренным ребенком по индивидуальному образовательному маршруту и добавить их к традиционным методам из базовой программы.

На седьмом этапе «Интеграция с другими специалистами» разработчик маршрута, проанализировав результаты диагностики и исходя из содержания учебно-тематического плана, решает нужно ли для достижения поставленной цели привлечь к работе с данным воспитанником других специалистов. (Например: Если воспитанник занимается вокалом, то ему возможно необходимо занятие и с хореографом, или если по результатам диагностики выяснилось, что у воспитанника есть психические особенности, то ему необходимы занятия с психологом).

Заключительный восьмой этап «Определение способов оценки и самооценки успехов воспитанника». Способ оценки и самооценки успехов выбирает педагог совместно с воспитанником.

Рекомендовано проводить оценку успехов освоения маршрута каждые три месяца или по окончании какого-либо образовательного блока или этапа, по карте одаренности, которую уже использовали на этапе диагностики.

Приложение 1.

Рекомендации педагогам и родителям воспитанника, обучающегося по индивидуальному образовательному маршруту для воспитания исследовательских наклонностей и умение самостоятельно получать

знания.

  1. Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций, относительно, чем они должны заниматься.
  2. Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно.
  3. Научите ребенка прослеживать межпредметные связи и использовать знания, полученные при изучении других предметов.
  4. Приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализы ситуаций.
  5. Используйте трудные ситуации, возникшие у детей в школе или дома, как область приложения полученных навыков в решении задач.
  1. Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний.
  2. Подходите ко всему творчески.

 Приложение 2.

Образец составления индивидуального маршрута

для детей         направленности

МБДОУ

Актуальность:

Цель:

Задачи:

Количество занятий в неделю:

Учебный план:

№ п/п

Дата, время

Тема занятия, количество часов

Используемые технологии, формы и методы

Возможность работы с другими специалистами

Реализация индивидуального маршрута:

№ п/п

Дата, время

Тема занятия

Содержание занятия (краткое)

Результат занятия

Цель (на что направлено):

(что удалось, а что необходимо доработать)

Способы оценки успехов воспитанника:

Рекомендации по работе с родителями:

Индивидуальный маршрут детей с ОВЗ.

Нередко возникают ситуации, когда родителей «запугивают» проблемами ребенка, и родитель начинает пасовать, а затем и самоустраняться, перекладывая все на плечи педагога, врача, специалиста-логопеда, психолога, дефектолога. Существуют элементарные, но действенные пути коррекции, которыми могут овладеть заинтересованные и любящие родители. Пробуждение интереса к собственному ребенку, желание помочь сближает всех членов семьи, помогает адаптироваться ребенку в семье, стать полноправным членом.   Индивидуальный план работы с ребенком составляется на основании полученных данных  подробного изучения анамнеза  с обязательным привлечением мамы, т. к. дома она должна общаться, играть с ребенком, продолжая процесс развития даже в простых, бытовых ситуациях. Этому она должна научиться, присутствуя на занятиях логопеда, если ребенок посещает консультативно-практическую группу. При сопротивлении мамы желательно приглашать ее на занятия в мягкой форме, постоянно подчеркивая успехи ее ребенка.

 Следующим этапом  проводится длительная работа по установлению с ребенком доверительных и теплых отношений через совместные игр, короткие и несложные занятия в присутствии мамы (условия консультативной группы).

Примерный план индивидуального сопровождения ребенка с проблемами в речевом развитии.

Время сопровождения

Содержание занятий (сентябрь, 2011

Продолжительность

1-ая неделя

Знакомство с семьей. Беседа с мамой. Сбор анамнеза. Подтверждение соглашения на дальнейшее сопровождение ребенка.

1-2 часа

2-ая неделя

Знакомство с ребенком. Контакт, расположение. Выявление умений. Обследование визуальное и тестовое. /Невербальные формы/. Состояние макромоторики. Коммуникабельность.

1-2 часа

3-ая неделя

Предложение совместной деятельности. Вызывание интереса, побуждение к вниманию. Состояние микромоторики. Расположение в игре. Обеспечение совместной деятельности мамы и ребенка. (Пирамида, кубики)

1-2 часа

4-ая неделя

Введение ребенка в подгруппу (еще один мальчик) – расположение, взаимодействие. Игры на звукоподражание. Обучение мамы совместному рассматриванию («чтению») книги. Игра «Найди (дай) такой же»

1-2 часа

Планирование ведется только на последующее занятие, так как ребенок не всегда может взаимодействовать по намеченному сценарию, приходится менять ход занятия спонтанно, ребенок – непредсказуем и в этом целесообразно следовать за ребенком, а не навязывать ему свои предложения в играх. Постоянно проводится наблюдение за реакциями во время различных видов деятельности, подстраиваясь под настроение ребенка, используя его позитивный настрой на выбранный вид занятия.

        Параллельно оказывается помощь семье, маме, которая большую часть дня проводит с ребенком. Каждый раз с мамой оговариваются детали поведения ребенка, намечается план дальнейших действий, отмечаются малейшие позитивные сдвиги в развитии ребенка.

        В отличии от консультативной группы, работа с детьми речевой группы строится в несколько ином ключе. Находясь в детском учреждении полный «рабочий» день, дети имеют больше контактов с педагогами, детьми и ограниченно общаются с мамой и другими родственниками. При этом они имеют совершенно отличный от других детей темп и ритм жизни, способности, настроение, отличный от других способ познания мира. Это обязательно должно учитываться в коррекционно-образовательном процессе. Для того чтобы выбрать наиболее оптимальный путь сопровождения ребенка, необходимо достоверно изучить возможности ребенка на данном временном отрезке, предлагая программный материал в тех порциях и таким способом, которые будут приниматься ребенком с речевой патологией без напряжения, с хорошей отдачей и положительной мотивацией. Для этого проводится подробная диагностика по всем параметрам психофизического, речевого, эмоционального развития ребенка. Данные, полученные в ходе сбора анамнеза, заносятся в речевую карту и карту психологического сопровождения. Проводятся тестирование опытным психологом, педагогом и специалистами – медиками. К сожалению, есть социальные трудности и проблемы в познании, которые родители не в состоянии устранить самостоятельно. Они могут быть вызваны потерей слуха, слабым зрением, повышенным тонусом. Оказывается, что вовсе не индивидуальный способ познания мешает ребенку овладеть навыками правильной речи, координацией, поведением в обществе, существуют другие причины, которые может установить только специалист, владеющий знаниями в этой области. Об этом необходимо знать родителям, которые, получив информацию, будут заинтересованы в организации помощи своему ребенку. С проведенными тестами целесообразно ознакомить родителей, объяснить им цели и прогноз.

Усилия специалистов ДОУ в заданных рамках дошкольного образовательного учреждения направлены на решение следующих задач:

- определение уровня возможностей дошкольников с ОВЗ;

- выявление имеющихся потребностей и формирование системы социальных потребностей;

- создание адекватной среды для удовлетворения потребностей, для обеспечения оптимальных условий жизнедеятельности всех детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение.

Индивидуальный образовательный маршрут строится как взаимосвязанный, гармоничный и целостный процесс, активными участниками которого являются все специалисты дошкольного образовательного учреждения.

                                                                                                Таблица 1

Алгоритм психолого-педагогического сопровождения ребенка в ДОО, реализующем инклюзивную практику

Этап медико-психолого-педагогического сопровожения ребёнка с ОВЗ

Содержание работы

I этап - Подготовительный.

Сбор первичной информации, обозначение проблемы, определение путей и способов ее решения. Изучение запроса родителей (законных представителей); данных о развитии ребенка, кратких сведений из анамнеза; сведений об условиях развития и воспитания ребенка;  анализ ситуации социального окружения ребенка; специфика проявления особенностей развития, возрастных особенностей; выявление реальных трудностей.

II этап – Комплексной диагностики

Выявление особенностей физического, психического развития, личностной и познавательной сферы ребенка: диагностика психического развития, выявление индивидуально-психологических особенностей; диагностика речевого развития; педагогическая диагностика, выявление трудностей в обучении; определение уровня актуального развития; фиксирование характера отклонений в развитии; выявление личностного ресурса, определение зоны ближайшего развития.

III этап – Разработка индивидуального образовательного маршрута

По данным заключений в результате углубленной диагностики “команды” специалистов на заседании психолого-медико-педагогического консилиума составляется и утверждается индивидуальный образовательный маршрут, разрабатывается план конкретных мероприятий, направленных на решение выявленных проблем.

IV этап – Коррекционно-развивающая и образовательная работа по реализации индивидуального образовательного маршрута.

Индивидуальные и групповые занятия с психологом, логопедом, дефектологом, воспитателем. Максимальное раскрытие личностных ресурсов ребёнка и включение его в образовательное пространство ДОУ.

V этап – Промежуточная диагностика.

Выявление динамики в развитии. Анализ результатов изменения изученных характеристик после проведения коррекционно-развивающих мероприятий. Оценка эффективности выбранных методов коррекционно-развивающей работы. При необходимости - внесение корректив в индивидуальную коррекционно-развивающую программу.

VI этап – Коррекционно-развивающая и образовательная работа по реализации индивидуального образовательного маршрута

Учитывается  динамика в развитии ребёнка. Закрепление приобретённых знаний, умений и навыков.

 

VII этап – Итоговая диагностика.

Мониторинг эффективности реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы. Составление прогноза относительно дальнейшего развития ребёнка.

                                                                                                       Таблица 2

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ

Дата заполнения: ___________________________________

  1.   ОБЩИЕ ДАННЫЕ

Ф.И.О. ребенка

Дата рождения

Сведения о семье:

Мать (ФИО, образование, место работы)

Отец  (ФИО, образование, место работы)

Воспитатели (ФИО):

Специалисты:

Учитель-логопед:

Учитель-дефектолог:

Педагог-психолог:

Музыкальный руководитель:

Старшая медицинская сестра:

Группа здоровья

Режим пребывания ребёнка в ДОУ

Заключение ПМПК

Рекомендации ПМПК

Долговременные цели

Цели на текущий период (учебный год)

                                                                                                          Таблица 3

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ

Специалист

 

Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Задачи коррекционно-развивающей работы

 

Режим и формы организации коррекционно-развивающей работы

(заполняется только теми специалистами, которые будут сопровождать ребёнка непосредственно – по решению ПМПк ДОУ) 

Таблица 4

Взаимодействие с социальными партнерами

Организация

Направления взаимодействия

Формы совместной деятельности (возможные)

                                                                                                       Таблица 5

Взаимодействие с семьей

Направления взаимодействия

Формы взаимодействия

Содержание работы

Ответственный педагог/специалист

 

Таким образом, благодаря выстраиванию индивидуальных образовательных маршрутов развития детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования; детей, с ограниченными возможностями здоровья, мы обеспечиваем нашим воспитанникам равные стартовые возможности при поступлении в школу.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

«Центр развития ребёнка – детский сад №39

____________________________________________________________

683024 Камчатский край г. Петропавловск – Камчатский, ул. Толстого,2

тел. 23-27-39; 23-08-88; факс: 23-27-39; e-mail: mdou-39@pkgo.ru

Составление индивидуальных образовательных маршрутов в соответствии с ФГОС ДО

Доклад подготовила ИГНАТОВИЧ СВЕТЛАНА АНАТОЛЬЕВНА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская разработка. КОНСПЕКТ открытого показа образовательной деятельности в области «Художественное творчество», в разделе рисование Тема: «Красивые воздушные шары»

КОНСПЕКТ открытого показа образовательной деятельности в области «Художественное творчество»,   в разделе рисованиеТема: «Красивые воздушные шары» Вторая младшая группа...

Разработка индивидуального коррекционно-развивающего образовательного маршрута ребёнка с учётом стартовых возможностей детей с ТНР (ОНР)

Коррекционно – развивающая работа представляет собой систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в  условиях образовательного ...

Авторская разработка. Выступление на МО мастер-класс "Проектная деятельность"

Данный материал будет интересен педагогам и методистам ДОУ...

Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута и адаптированной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи

В презентации представлены основные направления работы и нормативно-правовая база при создании ИОМ и АОП для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи....