Проектная деятельность в старшей группе детского сада "Дикие животные Кузбасса"
проект (старшая группа) на тему

Туранова Светлана Анатольевна

  Проект посвящён изучению многообразия животного мира нашего края, выделению  существенных и отличительных признаков животных, воспитанию доброго отношения, развитию желания беречь и заботиться о братьях наших меньших; развитию творческих способностей, коммуникативных навыков, мышления; воспитанию художественной культуры детей. В проекте принимают участие дети, родители, педагоги. Совместный сбор материала по теме проекта, игры, раскрывают творческие способности детей, что , естественно, сказывается на их результатах. Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_dikie_zhivotnye_kuzbassa._star.gr_.docx30.81 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность в старшей группе «Дикие животные Кузбасса»

  Данный проект посвящен изучению многообразия животного мира нашего края, выделению их существенных и отличительных признаков, воспитанию доброго отношения, развитию желания беречь и заботиться о братьях наших меньших; развитию творческих способностей, коммуникативных навыков, речи и мышления; воспитанию художественной культуры детей. Проект соответствует следующим предметным областям: окружающий мир, введение в художественную литературу, изобразительное искусство, ручной труд.

Особенности взросло-детского проекта заключаются в том, что в проекте принимают участие дети, родители, педагоги. Совместный сбор материалов по теме проекта, игры,  раскрывают творческие способности детей, что, естественно, сказывается на их результатах.

Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.

Участники проекта: педагоги, дети старшей группы,  родители.

 Срок реализации: 4 недели

Тип проекта: информационно-творческий, коллективный.

Проблема: Недостаточный уровень знаний детей о животном мире родного края.

Цель проекта:

  Расширение представлений детей о диких животных, живущих в Кузбассе.

Задачи проекта

1. Познакомить детей с особенностями природных условий тайги

2. Формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания

3. Развивать умение классифицировать животных по заданному признаку

4. Формировать конкретные представления о защите животных (сохранении жизни отдельных индивидов и сохранении их среды обитания – их дома)

5. Совершенствовать знания об образе жизни обитателей тайги

6. Развивать интерес к познанию природы, поощрять самостоятельные «открытия»

7. Развивать умение детей формулировать вопросы и ответы в рамках определенного познавательного материала

Предполагаемый результат для детей: 

В процессе реализации проекта дети научатся:

•        Знать и называть животных наших лесов, особенности внешнего вида, повадки, приспособления к среде обитания (сезонные изменения, способы защиты).

•        Владеть обобщающим понятием «дикие животные».

•        Сравнивать животных по нескольким признакам, находя сходство и различие.

•        Связно и последовательно передавать содержание литературного текста с опорой на предметные картинки.

•        Уметь с помощью различного материала совместно с родителями создавать образ животного, подбирать интересный познавательный материал об этом животном.

Предполагаемый результат для воспитателя:

Презентация проекта «Животные нашего края», оформление книги « Сказки о животных».

Предполагаемый результат для родителей:

* Повышение уровня взаимодействия между родителями,  детьми, воспитателями.

* Повышение уровня экологического воспитания в семье.

Итоговая работа:

Книга «Сказки о животных»

 

Перспективный план проекта «Животные нашего края»

Направления работы

Совместная деятельность педагога с детьми

Игровая деятельность

1. Сюжетно-ролевые игры: «Зоопарк», «На лесной полянке»

2. Дидактические игры: «Кто где живёт», «Кто чем питается»

3. Этическая игра (с мячом) «Можно - нельзя»

4. Игра – драматизация по русским народным сказке «Заюшкина избушка»

Коммуникативная деятельность

1. Составление рассказов о животных и создание книги рассказов

2. Обогащение словаря детей

  • Беседа с детьми по темам: «Как животные готовятся к зиме?»
  • Рассматривание сюжетных картин по теме: «Дикие животные наших лесов»
  • Разбор и комментирование путаниц
  • Использование пословиц, поговорок, чистоговорок по теме

Чтение художественной литературы

Русские народные сказки, М Пришвин, В. Бианки,

Соколов-Микитин, Акимушкин, Скребицкий, В.Степанов

Познавательно-исследовательская

деятельность

  • Загадывание загадок о животных
  • Рассказы воспитателя на темы: «Зачем ежу иголки?», «Почему зайца

 называют косым?», «Что делают белки, если корма в лесу не хватает?»

  • Просмотр слайдов по теме
  • Обучение правилам поведения в природе
  • Работа со схемами-моделями для составления описательных рассказов

о животных

  • Проблемные ситуации по теме: «Как люди могут помочь животным»
  • Рассказы педагога из личного опыта о животных

Продуктивная деятельность

  • лепка «Ёжик»
  • рисование животных наших лесов
  • коллаж «Царство диких животных»
  •  книга детских рисунков и сказок «Дикие животные»

Театрализованная деятельность

 Импровизация «Заюшкина избушка»

Двигательная деятельность

  • П/игры: «Пустое место», «Узнай по голосу», «Охотник и зайцы», « У медведя во бору»,

« Волк во рву», «На водопой», «Узнай по голосу», «На лесной опушке»

  • Загадки-движения «Угадай животное»
  • Физкультминутки по теме: «Заблудились мы в лесу»,

 « Между ёлок, между сосен…»; « Скучно белочке в дупле»

Творческая деятельность

  • Слушание музыкального произведения: Л. Ребиков «Медведь»
  • Слушание DVD и аудиозаписи: «Звуки леса»
  • Показ театра: «Шёл заяц по дорожке»

Содержание проекта «Животные нашего края»

Этапы проекта

Деятельность педагога

Взаимодействие с семьей

Деятельность с детьми

Вводный

Вводит в проблемную ситуацию: Почему лиса (заяц, волк, ёж, белка) не могут жить в квартире?

Анализируют ситуацию с детьми Посещение родителей с детьми зоопарка с целью изучения диких животных нашего края

Принимают участие в обсуждении

Планирование деятельности

Планирование содержания работы с родителями по речевому развитию детей в рамках темы «Дикие животные».

Консультативная работа с родителями.

Построение системы работы с детьми: перспективное планирование развивающих ситуаций, деятельности по созданию предметно-развивающей среды, позволяющей детям самостоятельно или под руководством педагога определить содержание деятельности, наметить план действий, распределить своё время и активно участвовать в процессе обучения и воспитания, взаимодействуя друг с другом, педагогом, родителями.

Реализация проекта

Педагог организует, направляет и корректирует сотрудничество взрослых и детей, поощряет усилия обеих сторон.

Просмотр дома телепередач о животных.

Совместная деятельность педагога с детьми по перспективному плану.

Презентация проекта

Создание книги «Дикие животные»

Оказывают помощь в сборе бросового материала.

Активные участники.

Подведение итогов

Организует презентацию и представление созданной книги «Дикие животные».

Оформление рисунков с составлением описательных рассказов о животных.

Создание книги о диких животных.

Изготовление поделок диких животных из разнообразного материала для экспозиции в мини-музее «Краеведение».


Перспективный план работы с родителями в рамках реализации

      проекта « Дикие животные Кузбасса»

Направление по повышению компетентности родителей

Совместная деятельность педагога с родителями

Совместная деятельность родителей с детьми

Результат

Информационно-аналитическое

Познакомить родителей с предполагаемым проектом

Поддерживают интерес к данной теме через беседы, наблюдения и др.

Получение родителями информации о предстоящей работе

Познавательное

Консультация:

«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с животными»

Чтение энциклопедий о животных; просмотр иллюстраций, телепередач о животных

Домашнее задание на выходные дни: «Оформление рисунков диких животных наших лесов с составлением описательного рассказа».

Воспитание у детей повышенного интереса и любви к природе

Пополнение предметно-развивающей среды:

  • Настольный театр «Зоопарк».
  • Книга «Дикие животные».
  • Д/и: «Кто в домике живёт?»

Наглядно-информационное

Папка-передвижка: «Игры, позволяющие лучше узнать о диких животных»

Информация для родительских уголков с сезонными изменениями в природе

Домашнее задание для родителей с детьми по активизации и обогащению словаря по данной теме

Развитие грамматического строя речи у ребёнка:

упражнять в образовании притяжательных местоимений;

образование существительных с помощью суффикса –ищ;

образование сложных прилагательных;

образование существительных мн. числа именительного и родительного падежей.

   

  Приложение

ИГРА НА РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ СЛОВА С ДВИЖЕНИЕМ «НА ВОДОПОЙ»

Жарким днём лесной тропой                      (дети идут по кругу друг за другом)
Звери шли на водопой.
За мамой-лосихой топал лосёнок,               (идут, громко топая)
За мамой-лисицей крался лисёнок,             (крадутся на носочках)
За мамой-ежихой катился ежонок,    (приседают, медленно двигаются вперёд)
За мамой-медведицей шёл медвежонок,     (идут вперевалку)
За мамою-белкой скакали бельчата,            (скачут вприсядку)
За мамой-зайчихой – косые зайчата,           (скачут на прямых ногах)
Волчица вела за собою волчат,                    (идут на четвереньках)
Все мамы и дети напиться хотят.                 (лицом в круг, делают движения

                                                                          языком, «лакают»)

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «ЕСТЬ У КАЖДОГО СВОЙ ДОМ»

У лисы в лесу глухом есть нора – надёжный дом.    (Дети загибают пальцы на
Не страшны зимой метели белочке в дупле на ели.     обеих руках: по одному
Под кустами ёж колючий нагребает листья в кучу.     пальцу на каждую  

                                                                                             строчку)                                                                                                                                                                                                                                    
Из ветвей, корней, коры хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый, до весны сосёт он лапу.
Есть у каждого свой дом, всем тепло, уютно в нём.     (Удары ладонями и      

                                                                                            кулачками поочерёдно)

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

 «Узнай по голосу»

Я по кругу хожу и в окошечко гляжу. Мы по кругу идём, 
К одному я подойду и тихонько постучу. Мы лисичку зовём,
- Тук-тук! Пусть глаза не открывает,
- Кто там? Нас по голосу узнает.
- ……..(Саша)
- Зачем пришёл?
- Побежали вперегонки, как …….
(зайцы, медведи, лисы и т.д.)

   «На лесной опушке»

  Дети водят хоровод

     На лесной опушке

     Собрались зверушки.

     Весь лесной народ

     Дружно водит хоровод.

    Вы, лисички, выходите,

    С нами вместе попляшите!

Таким образом выбираются все звери,  которые участвуют в хороводе.

         СТИХОТВОРЕНИЯ О ЖИВОТНЫХ (Вл. Степанов)

     Медведь.                                                       Белка.

По завалам, по оврагам                     Белка – с кисточками ушки -
Ходит зверь хозяйским шагом.        Гриб увидит на опушке -
Любит он душистый мёд,                 Прыг за ним с густых ветвей
Да малину с веток рвёт.                    И несёт домой скорей.

      Кабан.                                                             Лось.

Опускается туман,                            Лось – рога ветвистые
Просыпается кабан.                          Да копыта быстрые.
Роет землю у реки,                            Головой качая, он
Точит острые клыки.                        Задевает небосклон.

          Ёж.                                                              Барсук.

Серый ёжик весь в иголках,             Встанет за полночь барсук,
Словно он не зверь, а ёлка.              Обойдёт свой дом вокруг.
Хоть колюч молчун лесной –           Острый нюх и зоркий глаз -
Ёжик добрый, а не злой.                    Наступил охоты час.

Гимнастика пробуждения  «Медвежата проснулись»

   Медвежата все проснулись,  

   Хорошенько потянулись,

   С боку на бок повернулись

   И на место все вернулись.

   Сели на велосипеды

   Наши мишки – непоседы.

   На животик повернулись

   И в водичку окунулись.

   Ножками болтаем дружно,

   Ведь расти большими нужно!

   А теперь с кроватки встали,

   Солнышко рукой достали!

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в старшей группе детского сада "Витамины на окошке".

Проетк предназначен для детей 5 - 6 лет, краткосрочный. Сроки выполнения март - сентябрь....

Проектная деятельность в старшей группе детского сада по теме "Космос далекий и близкий"

Проектная деятельность в старшей группе по теме "Космос далекий и близкий"...

Проектная деятельность в старшей группе на тему: «Домашние животные».

Материал  раскрывает  этапы проведения работы воспитателей, родителей и детей в виде наблюдений, исследований, знакомства с различной литературой по ознакомлению с домашними  животными....

Проектная деятельность в старшей группе детского сада. Проект «Моя семья»

Семья и ДОУ — два института социализации детей. Проектная деятельность в старшей группе детского сада. Проект «Моя семья»...

План проектной деятельности в старшей группе детского сада

Здесь представлен вариант планирования проектной деятельности для старших дошкольников....

Проектная деятельность в старшей группе «Мир природы и животных»

Проектная деятельность в старшей группена тему: «Мир природы и животных». Участники: дети старшей группы № 17 «Радуга» и воспитатель.Вид проекта: познавател...