Психолого-педагогические условия становления у дошкольников саморегуляции
статья на тему

Чернышкова Юлия Васильевна

В настоящее время наиболее актуально и значимым среди всех направлений, которые должны быть реализованы в дошкольном образовательном учреждении (в соответствии ФГОС) является социально-коммуникативное направление в развитии дошкольника. Наблюдается негативная тенденция в становлении самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий у детей дошкольного возраста. Актуальность проблемы саморазвития личности ребенка обусловлена социально-экономическими и организационными преобразованиями, происходящими в обществе и влекущими за собой значительные перемены в работе образовательного учреждения. Необходимо разрешение противоречий между потенциальными возможностями саморазвития личности, с одной стороны, и недостаточной востребованности подходов, методов и средств в использовании педагогических условий в становлении образа «Я» ребенка в практике дошкольного образования. В изменяющихся условиях саморазвитие личности является базовой основой для формирования и развития интеллектуального и духовного потенциала России. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого-педагогические условия становления у детей дошкольного возраста саморегуляции, целенаправленности и самоконтроля собственных действий

Чернышкова Юлия Васильевна,

воспитатель,

 ГБОУ ООШ п. Верхняя Подстепновка с/п «Детский сад»

 Самарская обл., м.р. Волжский,

В настоящее время наиболее актуально и значимым среди всех направлений, которые должны быть реализованы в дошкольном образовательном учреждении (в соответствии ФГОС) является социально-коммуникативное направление в развитии дошкольника. Наблюдается негативная тенденция в становлении самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий у детей дошкольного возраста. Актуальность проблемы саморазвития личности ребенка обусловлена социально-экономическими и организационными преобразованиями, происходящими в обществе и влекущими за собой значительные перемены в работе образовательного учреждения. Необходимо разрешение противоречий между потенциальными возможностями саморазвития личности, с одной стороны, и недостаточной востребованности подходов, методов и средств в использовании педагогических условий в становлении образа «Я» ребенка в практике дошкольного образования. В изменяющихся условиях саморазвитие личности является базовой основой для формирования и развития интеллектуального и духовного потенциала России.

Так же актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников волевых качеств: самостоятельности, организованности, целенаправленности, ответственности, дисциплинированности. Формирование волевой сферы - важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того, как будет воспитан дошкольник в волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции. Недооценка важности воспитания волевых качеств с ранних лет приводит к установлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей, к излишней опеке последних, что может стать причиной лени, несамостоятельности детей, неуверенности в своих силах, низкой самооценки, иждивенчества и эгоизма.

Воспитание ребенка протекает в деятельности. Деятельность является частью общественно – исторического опыта, ее роль в развитии ребенка огромна. Воспитательное воздействие взрослого дети пропускают через призму своего жизненного опыта и в зависимости от этого строят свое поведение. Воспитательные воздействия могут носить и внутренний характер, когда человек предъявляет к себе требования, пытается воздействовать на себя с помощью определенных действий с целью формировать определенные качества. Для детей дошкольного возраста характерны элементы самовоспитания на основе сознательного подражания образцам поведения взрослых и сверстников. Ребенок научается управлять своим телом (делать утром зарядку, чтобы быть сильным), движениями, воздерживаться от грубости. Развитие произвольности поведения детей, сопряжено с осознанием себя и отдельных компонентов деятельности. Ребенок к 5 годам выделяет не только цели и объекты, но также способы действия с ними. А к 6 годам опыт построения деятельности становится обобщенным. Активность и инициативность самого ребенка говорит о сформированности произвольных действий.

Ведущим видом деятельности дошкольников является игра (Эльконин Д. Б., Выготский Л. С. И д.р). В практике детского сада широко используются разные виды игр, но среди многообразия следует выделить те, в которых все играющие вовлекаются в активные действия, обусловленные сюжетом и правилами и направленные на достижение определённой условной цели, поставленной перед детьми взрослыми или самими участниками.

В детском саду, особенно в старших дошкольных возрастах, одним из значимых видов деятельности, в котором возникает такое взаимодействие, является игра с правилами, трудовая деятельность.

В дошкольной педагогике принято считать, что игра с правилами имеет большое значение для умственного развития детей. Вместе с тем, как показывают психологические исследования, развивающий потенциал игры с правилами шире. Это становление элементов произвольного поведения, овладение способами совместной организации деятельности, становление взаимной нормативной регуляции, развитие стремления к успеху в достижении определенного результата, развитие самооценки и самоконтроля. Выполнение роли в игре является внешней опорой, помогающей ребенку управлять своим поведением. Правила относятся к ребенку не прямо, а именно через роль. Взрослый мотивирует действия ребенка и помогает осознать их. Дошкольникам не составляет труда выполнять правила в сюжетно-ролевой игре, причем эти правила могут нарушаться в жизни.

Используя наблюдение за игровой деятельностью, как в режимных моментах, так и на прогулке, можно выяснить, как у дошкольника происходит становление целенаправленности; проявляет ли он инициативу; каким играм он отдает предпочтение; как он достигает цель; прослеживается ли их динамика развития. Исходя из этих наблюдений, прослеживаются недостаточно сформирована самостоятельность собственных действиях, дети не ставят перед собой определенные цели (действует незадумываясь), не проявляет инициативу, ребенок не обладает достаточным опытом, для самостоятельного определения достигнутого результата. Следует отметить, что у детей старшего дошкольного возраста без руководства взрослых может отсутствовать потребность в самоконтроле.

        Более успешно самоконтроль возникает при взаимоконтроле дошкольниками друг друга. Когда дети меняются функциями «контролера» и «исполнителя», при взаимопроверке, у них повышается требовательность к своей работе, стремление сравнивать ее с работой других, желание выполнить ее лучше. То есть взаимоконтроль является стимулом для освоения самоконтроля, что требует умения соотносить выполняемую деятельность с правилом.

Появление в поведении самостоятельности действий, сосредоточенности, связано с самоконтролем и зависит от практики обучения. Дети, в основном, не нуждаются в напоминаниях, что нужно быть внимательными, сосредоточенными в указаниях, ведь сам процесс обучения имеет дисциплинирующее влияние на детей и их поведение.

Развитым самоконтроль можно считать, когда есть умение сопоставлять выполняемые действия с образцом, предвидеть результаты своих действий, предотвращать появление ошибок. Самоконтроль приводит к существенным изменениям в психике детей, способе действия. Дети не только «слушают», но и «слышат» указания, используют их в своей работе. Способность «слушать» у детей обусловлена правильно поставленной воспитательной работой в детском саду. Способность «слышать» связана с реакциями взрослого – ребенок просит что–то пересказать, задает вопросы, просит объяснить и т.д.

Литература:

  1. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. СПб. : Питер, 2009. – 400 с.
  2. Гамезо М. В., Петрова Е. А., Орлова Л. М. Возрастная и педагогическая психология. М. : Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.
  3. Ильин Е. П. Психология для педагогов. - ПИТЕР, 2012. - 638 с.
  4. Завязкин, О.В. Самоконтроль и саморегуляция / О.В. Завязкин. - М.: Сталкер, 2012. - 320 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психолого-педагогические основы воспитания и обучения дошкольников» на тему: «Речевое развитие дошкольников»

ЭССЕ«Психолого-педагогические основы воспитания и обучения дошкольников»на тему: «Речевое развитие дошкольников»...

Использования ментальных карт как условия становления инициативности дошкольника

Опыт работы по развитию инициативности детей старшего дошкольного возраста...

Сообщение на педагогический час «Психолого-педагогические методы взаимодействия с семьями дошкольников»

Сообщение на педагогический час «Психолого-педагогические методы взаимодействия с семьями дошкольников»...

Психолого-педагогические основы современного патриотического воспитания дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения (ДОУ)

Статья раскрывает основы патриотического воспитания дошкольников, психолого-педагогические условия при формировании патриотического воспитания, рассматривает сочетания трех основных компонентов при ор...