Главные вкладки

    Авторская программа кружка "Школа вежливых наук"
    рабочая программа на тему

    Боголюбова Наталья Геннадиевна

    Программа кружка разработана и адаптирована в соответствии с ФГОС. Относится к образовательной области, общеобразовательной программы "Социализация". Раздел о развитии социальных представлений о мире людей, нормах взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, эмоций и самосознания.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное

    учреждение детский сад №2  г. Приморск

                                                                                                                     Утверждаю

                             Согласовано                                         Заведующая МДОУ д/с №2

                         _______________                                      _____________ Е.А.Белых

                     _________________ Ж.Б. Капети            «____»  ___________ 2016г

     

     

                                                                   

                                                                 Руководитель кружка:

                                                            Воспитатель 1 категории    

                                              Боголюбова  Наталья Геннадиевна

       Программа кружка разработана и адаптирована в соответствии с ФГОС. Относится к образовательной области, общеобразовательной программы "Социализация". Раздел о развитии социальных представлений о мире людей, нормах взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, эмоций и самосознания. Этот раздел в кружковой работе представлен следующими направлениями: «Этикет и ситуации общения», «Безопасное поведение». Содержание программы так-же реализуется в различных видах деятельности: общение, игра, познавательно-исследовательская деятельность по принципу интеграции основных образовательных областей.

        Использование методов, приёмов, средств обучения и выбор способов организации деятельности позволяет мне создавать благоприятную среду на занятиях, организовывать взаимодействия взрослого и ребёнка. Основные мои задачи связаны с развитием интересов, способности каждого ребёнка, стимулированием активности, самостоятельности. Эта деятельность позволяет ребёнку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного.

         В кружковой деятельности обучение детей строится как увлекательная игровая деятельность, обеспечивающая субъективную позицию ребёнка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. Обогащаются представления дошкольников о людях - взрослых и детях: их взаимоотношениях, эмоциональных и физических состояниях, особенностях внешности, проявлениях половозрелых отличий, правилах отношений между взрослыми и детьми. Дошкольники учатся «прочитывать» эмоции в мимике, жестах, интонации речи и соответственно реагировать: пожалеть обиженного, утешить, угостить, разделить переживаемые чувства. Дети так же осваивают культуру общения со взрослыми и сверстниками, культуру поведения в общественных местах. Углубляются представления о семье, родственных отношениях. Дети приучаются активно выражать в поступках и действиях, доброе отношение к близким. Речь детей обогащается вежливыми речевыми оборотами. Дети осваивают разные формы приветствия, прощания, выражения признательности, обращения с просьбой. Развиваются умения элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий, взаимоотношение с окружающими.

    Программа рассчитана  на дошкольников 3 - 6 лет.

                        

    .

    в неделю

    в месяц

    Всего:

    1 занятие

    4 занятия

    28 занятий

    Длительность занятия:

    Младшая группа

    15 минут

    Средняя группа

    20 минут

    Старшая группа

    25 минут

    Сетка составлена с учётом оптимальной и образовательной

    нагрузки для детей 3 - 6  летнего возраста.

             

    «Формирование и развитие социально-нравственных умений и навыков, через этикет».

            

    • Знакомство с правилами этикета.
    • Формирование навыков культурного поведения в повседневной жизни.
    • Учить детей видеть свои недостатки в поведении и уметь их исправлять, относиться  к окружающим с заботой и терпением, при этом проявлять нетерпимость к дурным поступкам людей.

           

    1. Воспитывать культуру общения с взрослыми и сверстниками, желание самостоятельно выполнять правила: - здороваться, прощаться, благодарить за услугу, обращаться к взрослым на «вы», учиться сдерживать отрицательные эмоции, стремиться к совместным играм и взаимодействию в паре или небольшой подгруппе.
    2. Расширять знание о сервировки стола и столовых приборах. Знакомить с тем, что, как и чем едят. Учить способом общения за столом, демонстрировать специальные речевые формулы. Совершенствовать умение пользоваться ложкой, вилкой, бумажной салфеткой.
    3. Воспитывать доброжелательное отношение к взрослым и детям, быть приветливыми, проявлять интерес к действиям и поступкам людей, желание помочь. Развивать понимание необходимости заботы и сочувствия к сверстнику (обиженному, слабому, неумелому).

           

    Для детей 3 - 4 лет:  

    Ребёнок приветлив с окружающими, проявляет активный интерес к словам и действиям взрослых. По показу и побуждению взрослых повторяет положительные действия. Дружелюбно настроен. Спокойно играет с детьми. Охотно участвует в организованной взрослым общей деятельности с другими детьми. Различает людей по полу и возрасту. Стремится к положительной оценке окружающих. Говорит о себе в первом лице, хорошо знает своё имя, фамилию, пол, возраст, положительно оценивает себя.

    Для детей 4 -5 лет:

    Ребёнок сохраняет преимущественно жизнерадостное, дружелюбное настроение. Стремится к положительным формам поведения. Имеет представления о некоторых правилах культуры поведения, самостоятельно выполняет правила общения со взрослыми (здоровается, прощается, обращается на "вы"). Проявляет желание понять замыслы сверстников, замечает их эмоциональное состояние, проявляет сочувствие. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Вступает в ролевой диалог. Оценивает действия и поступки других с позиции известных правил.

    Для детей 5 -6 лет:

    Ребёнок положительно настроен по отношению к окружающим. Ориентируется на общепринятые нормы и правила культуры поведения. Без напоминания здоровается, прощается, благодарит, обращается к взрослым на "вы" и по имени отчеству. Умеет принимать общий замысел, договариваться, вносить интересные предложения, соблюдает общие правила в игре и совместной деятельности. Распознаёт разные эмоциональные состояния. Охотно откликается на просьбу помочь, научить другого тому, что хорошо освоил. В оценке поступков опирается на нравственные представления. Испытывает чувство гордости и удовлетворения от хорошо и красиво выполненной работы и одобрения старших.

     

    1. Взаимодействие со сказочным персонажем (играть вместе, подсказать, помочь, брать пример).
    2. Словесные приёмы (рассказ взрослого из личного опыта, сказка познавательного содержания, вопросы, беседа).
    3. Игровые приёмы  (занятие-игра, игровые упражнения, дидактические игры, игры путешествия, элементы сюжетно-ролевых игр, игры – путаницы, кроссворды).
    4. Наглядные приёмы (картинки, видеоматериалы: диафильмы, мультфильмы, видеозаписи, фотографии).
    5. Использование театра (спектакли кукольного, настольного театра, театра на фланелеграфе, инсценировки в исполнении отдельных детей, элементы театрализованной деятельности).
    6. Художественное слово (стихи, сказки, загадки, рассказы, пословицы, басни).
    7. Музыка (детские и популярные песни, классическая и инструментальная музыка).
    8. Практические действия (самостоятельные действия с чайными и столовыми принадлежностями, изготовление рисунков, аппликаций для украшения праздничного стола, разбор проблемных ситуаций с игрушками).
    9. Наблюдения (за действиями взрослого и ребёнка, любование красотой эстетического оформления: стола, букета, подарка, салфетки).

    • Занятия
    • Экскурсии
    • КВН
    • Круглый стол
    • Развлечения
    • Занятия в форме дидактических упражнений и игр.

    Тематический план для детей 3 – 4 лет.

    Октябрь

    Недели

    Тема

    Цель

    1-ая неделя

    « Знакомство с детским садом»

    Формировать представление о детском саде как о социальном объекте. Развивать наблюдательность. Знать название детского сада. Уметь ориентироваться (называть помещения: спортзал, музыкальный зал)

    2-ая неделя

    «Кто нас кормит»

    Формировать представления о работе и профессиях детского сада. Дать знания о профессии «повар», и рабочих инструментах. Воспитывать уважение к труду взрослых.

    3-тья неделя

    «Хорошо у нас в саду»

    (1 – занятие)

    Формировать представления о кабинетах и помещениях детского сада. Продолжать знакомить с трудом взрослых в детском саду (воспитатель, няня, музыкант, мед сестра, заведующая).

    4-ая неделя

    «Хорошо у нас в саду»

    (2 – занятие)

    Учить и называть город и улицу, на которой находится д/сад. Повторить название. Углублять представления о труде взрослых, основных трудовых процессах.

    Ноябрь

    1-ая неделя

    «Как я выгляжу».

    Учить детей опрятности. Формировать неприязнь к собственному неряшливому виду. Вызывать выглядеть эстетично.

    2-ая неделя

    «Где аккуратность там и опрятность».

    Развивать у детей представление об особенностях внешнего вида. Воспитывать неприязнь к неряшливому внешнему виду.

    3-тья неделя

    «Я, дружу с Мойдодыром».

    Учить детей выражать своё мнение, оценивать свой внешний вид и поведение. Создавать психологические портреты героев сказки в определенных ситуациях.

    4-ая неделя

    «Правила для воспитанных детей».

    Познакомить детей с правилами взаимоотношений людей друг с другом. Формировать у детей понимание того, что этичные поступки это когда человек считается с мнением и поступками товарищей.

    5-ая неделя

    «Знакомства с хорошими манерами»

    Познакомить детей с историей  этикета;  формировать навыки использования в речи вежливых слов  ; учить соблюдать этикет и быть приятными для окружающих;  развивать память, внимание. Воспитывать у детей навыки вежливости.

                                                          Декабрь

    1-ая неделя

    «Умеешь ли ты дружить?»

    Познакомить детей с понятием «Настоящий друг». Учить беречь своих друзей. Осуждать предательство, ценить преданность.

    2-ая неделя

    «Дружба верная, не сломается!»

    Продолжать знакомить детей с правилами дружеских взаимоотношений. Учить делать выводы в процессе игры.

    3-тья неделя

    «Без друзей жить нельзя!».

    Продолжать знакомиться с правилами крепкой дружбы. Воспитывать порядочность, бережное отношение к друзьям.

    4-ая неделя

    «Учимся ходить в гости».

    Знакомить детей с правилами приёма гостей. Учить продумывать программу праздника. Подвести к выводу, что хозяин, принимающий гостей – это очень ответственно. Учить принимать подарки, сервировать стол.

    Январь

    2-ая неделя

    «В гости к бабушке»

    (Мы едем в гости)

    Познакомить детей с понятием «Подарок». Учить выбирать подарок. Подвести к выводу: что подарок символ уважения, внимания, признательности, доброго отношения к человеку.

    3-тья неделя

    «Гостям всегда рады».

    (Встречаем гостей)

    Продолжать знакомить детей с правилами этикета в общении с гостями. Воспитывать тактичность, сдержанность, скромность.

    4-ая неделя

    «Хорошее настроение, помогает дружить!»

    Учить детей ориентироваться в пиктограммах человеческих эмоций, настроений. Развивать умение понимать и изображать эмоциональное состояние человека посредством мимики. Воспитывать умение находить выход из сложных ситуаций, воспитывать умение делать комплименты сверстникам, сочувствие к окружающим людям, желание оказать им помощь.

    Февраль

    1-ая неделя

    «Моя семья».

    (1 занятие)

    Формировать у детей представление о семье; учить правильно называть членов своей семьи; воспитывать добрые чувства по отношению к своим близким; формировать духовно – нравственные ценности; развивать диалогическую речь.

    2-ая неделя

    «Моя семья»

    (2 занятие)

    Продолжать формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе; воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.

    3-тья неделя

    «Дружная семейка».

    Закрепить знание детей о семье. Воспитать чувство привязанности к членам своей семьи. Формировать знания о родственных отношениях.

    4-ая неделя

    «Семья петушка»

     Продолжать знакомить детей с понятием "Семья" на примере семьи Петушка. Показать, что члены семьи любят друг друга, мама и папа заботятся о своих детях.

    Март

    1-ая неделя

    «Чем можно порадовать маму»

    Воспитывать у детей чувство глубокой любви и привязанности к самому близкому человеку – маме. Вызвать желание помогать маме в её работе по дому, радовать её добрыми делами.

    2-ая неделя

    «Самая хорошая – мамочка моя!»

    Воспитывать в детях уважительное отношение к самому дорогому человеку – маме. Побуждать детей заботиться о маме, не огорчать, и помогать ей.

    3-тья неделя

    «Я должен спросить у мамы»

    Воспитывать в детях умение общаться с незнакомыми людьми. Учить детей общаться со взрослыми  в духе добра и взаимопонимания.

    4-ая неделя

    «Поделись улыбкою своей»

    Закрепить умение узнавать, показывать эмоции, словесно обозначать и адекватно реагировать на них.

    Совершенствовать коммуникативные навыки детей. Воспитывать доброжелательность, сочувствие.

    Апрель

    1-ая неделя

    «Урок вежливости»

    Обогащать словарь детей выражениями словесной вежливости, довести до сознания детей, что истинно вежливый человек не только знает «волшебные слова», но и  всегда старается сделать приятное другим людям; приучать детей к мысли, что без вежливых слов  очень трудно обходится в любом обществе.

    2-ая неделя

    «Страна волшебных слов»

    Продолжать обогащать словарь детей «вежливыми словами». Развивать воображение.

    Способствовать развитию сотрудничества, умению договариваться, познавать пространство.

    Закрепить знания детей о вежливом обращении к окружающим.

    3-тья неделя

    «Что такое хорошо и что такое плохо».

    Формировать у детей представление о добре и зле, о хороших и плохих поступках,  нормах и правилах поведения и общения друг с другом. Воспитывать в детях такие качества как щедрость, честность, справедливость.

    4-ая неделя

    «Театр вежливости»

    Довести до сознания детей (используя примеры из литературы), что истинно вежливый человек не только знает волшебные слова, но и всегда старается сделать приятное другим людям. Учить анализировать свои поступки и поступки литературных героев.

    Тематический план для детей 5-6 лет.

    Октябрь

    Недели

    Тема

    Цель

    1-ая неделя

    «Здравствуйте!»

    «До свидания!»

    Учить детей соблюдать социальные нормы и правила. Предоставить детям возможность самостоятельно делать выводы, формировать ответ. Воспитывать доброжелательное отношение к другим людям.

    2-ая неделя

    «Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте вам!»

    Воспитывать культуру общения со взрослыми и сверстниками. Побуждать самостоятельно здороваться, быть вежливыми в общении.

    3-тья неделя

    Волшебные слова.

    «Путешествие в страну вежливости».

    Формировать у детей правильные представления о взаимоотношении людей. Создавать психологические портреты героев в определённых ситуациях.

    4-ая неделя

    «В мире вежливых слов».

    Продолжать формировать у детей доброжелательное

    Отношение к другим людям. Учить детей видеть ситуации, в которых вежливые слова необходимы

    Ноябрь

    1-ая неделя

    «Чем похожи мальчики и девочки».

    Формировать толерантное, уважительное отношение к сверстникам своего и противоположного пола.

    2-ая неделя

    «Настроения и чувства».

    Формировать основы внимательного, заботливого отношения к сверстникам, близким людям, животным. Способствовать возникновению интереса к эмоциональным проявлениям живых объектов.

    3-тья неделя

    «О настоящих мальчиках».

    Формировать поло ролевую социализацию и маскулинных  качеств у мальчиков. Способствовать проявлению потребности в социально одобряемом поведении.

    4-ая неделя

    «О настоящих девочках».

    Формировать поло ролевую социализацию и

    фемининных качеств у девочек. Способствовать проявлению потребности в социально одобряемом поведении. Дифференцировать представления о качествах девочек.

    5-ая неделя

    «О красоте, мужской

     и женской»

    Формировать поло ролевую социализацию. Первоначальные представления о внутренней и внешней красоте мужчин и женщин, об особенностях их одежды, проявлениях их достойного поведения.

     

                                                          Декабрь

    1-ая неделя

    «Умеешь ли ты дружить?»

    Познакомить детей с понятием «Настоящий друг». Учить беречь своих друзей. Осуждать предательство, ценить преданность.

    2-ая неделя

    «О дружбе и друзьях»

    Продолжать знакомить детей с правилами дружеских взаимоотношений. Учить делать выводы в процессе игры.

    3-тья неделя

    «Без друзей жить нельзя».

    Продолжать знакомиться с правилами крепкой дружбы. Воспитывать порядочность, бережное отношение к друзьям.

    4-ая неделя

    «Ура! Гости».

    (Мы принимаем гостей)

    Знакомить детей с правилами приёма гостей. Учить продумывать программу праздника. Подвести к выводу, что хозяин, принимающий гостей – это очень ответственно. Учить принимать подарки, сервировать стол.

    Январь

    2-ая неделя

    «В гости к бабушке»

    Познакомить детей с понятием «Подарок». Учить выбирать подарок. Подвести к выводу: что подарок символ уважения, внимания, признательности, доброго отношения к человеку.

    3-тья неделя

    «Гостям всегда рады». (мы едем в гости)

    Продолжать знакомить детей с правилами этикета в гостях. Воспитывать тактичность, сдержанность, скромность.

    4-ая неделя

    «Наше настроение»

    Учить детей ориентироваться в пиктограммах человеческих эмоций, настроений. Развивать умение понимать и изображать эмоциональное состояние человека посредством мимики. Воспитывать умение находить выход из сложных ситуаций, воспитывать умение делать комплименты сверстникам, сочувствие к окружающим людям, желание оказать им помощь.

    Февраль

    1-ая неделя

    «Родственники

     – это кто?».

    Формирование основ уважительного отношения к членам своей семьи. Формировать представление о семье как совокупности людей разного возраста и пола, объединённых родовым началом. Проявлять заботу, любовь и уважение к членам семьи, родственникам.

    2-ая неделя

    «Взаимоотношения и общение в семье»

    Становление основ уважительного, заботливого, внимательного отношения к членам своей семьи. Формировать навыки бесконфликтного поведения в семье, совместному обсуждению семейных проблем.

    3-тья неделя

    «Семейные праздники».

    Формирование уважительного отношения к семейным традициям.

    Формировать представление о «мужских» и «женских» праздниках, способах поздравления друг друга.

    4-ая неделя

    «Семья петушка»

     Продолжать знакомить детей с понятием "Семья" на примере семьи Петушка. Показать, что члены семьи любят друг друга, мама и папа заботятся о своих детях.

    Март

    1-ая неделя

    «Чем можно порадовать маму»

    Воспитывать у детей чувство глубокой любви и привязанности к самому близкому человеку – маме. Вызвать желание помогать маме в её работе по дому, радовать её добрыми делами.

    2-ая неделя

    «Самая хорошая»

    Воспитывать в детях уважительное отношение к самому дорогому человеку – маме. Побуждать детей заботиться о маме, не огорчать, и помогать ей.

    3-тья неделя

    «Я должен спросить у мамы»

    Воспитывать в детях умение общаться с незнакомыми людьми. Учить детей общаться со взрослыми  в духе добра и взаимопонимания.

    4-ая неделя

    «Поделись улыбкою своей»

    Закрепить умение узнавать, показывать эмоции, словесно обозначать и адекватно реагировать на них.

    Совершенствовать коммуникативные навыки детей. Воспитывать доброжелательность, сочувствие.

    Апрель

    1-ая неделя

    «Урок вежливости»

    Обогащать словарь детей выражениями словесной вежливости, довести до сознания детей, что истинно вежливый человек не только знает «волшебные слова», но и  всегда старается сделать приятное другим людям; приучать детей к мысли, что без вежливых слов  очень трудно обходится в любом обществе.

    2-ая неделя

    «Страна волшебных слов»

    Продолжать обогащать словарь детей «вежливыми словами». Развивать воображение.

    Способствовать развитию сотрудничества, умению договариваться, познавать пространство.

    Закрепить знания детей о вежливом обращении к окружающим.

    3-тья неделя

    «Что такое хорошо и что такое плохо».

    Формировать у детей представление о добре и зле, о хороших и плохих поступках,  нормах и правилах поведения и общения друг с другом. Воспитывать в детях такие качества как щедрость, честность, справедливость.

    4-ая неделя

    «Театр вежливости»

    Довести до сознания детей (используя примеры из литературы), что истинно вежливый человек не только знает волшебные слова, но и всегда старается сделать приятное другим людям. Учить анализировать свои поступки и поступки литературных героев.

      Используемая литература.

    1. Агапова И. , Давыдова М., «Игры и задания, для чудо – воспитания. Этикет для детей», «Лада» ,2012 г.
    2. Алябьева Е.А. «Дни этики в детском саду. Планирование, игры, сказки, стихи». М.: ТЦ Сфера, 2015г.
    3. Богусловская Н.Е. , Купина Н.А.  «Весёлый этикет. Развитие коммуникативных способностей ребёнка». «Флинта» 2007 г
    4. Демонстрационный материал. Беседы по картинкам, «Уроки вежливости». 2013 г.
    5. Д/в №8. 2014г. «Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников».
    6. Ефанова З.А., «Весёлая школа вежливых наук». «Корифей»  2016 г.
    7. Кочанская И.Б. «Полезные сказки. Беседы с детьми о хороших привычках». М.: ТЦ Сфера, 2015 год.
    8. Курочкина И.Н., «Дошкольнику о хороших манерах и этикете. Методическое пособие для педагогов». «Просвещение», 2007г.
    9. Семеренко И.Г. , «Азбука хорошего поведения для малышей». «Литера»  2015 г.
    10. Интернет-сайты: festival.1 september.ru;  www.moi-detsad.ru;  www.solnet.ee;  nsportal.com.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Занятие по этическому воспитанию "В стране Вежливых Наук"

    Задачи:Расширить знания дошкольников о вежливых и добрых словах и их применении в жизненных ситуациях.Воспитывать чувство доброты, вежливости, взаимопонимания.Развивать способность понимать действия, ...

    Конспект НОД по ознакомлению с окружающим по теме «В царстве вежливых наук».

    НОД построена в игровой форме, направлена на социализацию дошкольников: развитие представления о том, что такое "дружба", "вежливость", "гуманность"....

    Подборка стихов по теме: "Школа вежливых наук"

    Что такое этикет?Мы сейчас дадим ответ:Это правила такие, надо знать их с малых лет!Что сказать, когда войти,Как в гостях себя вести,Что с волшебными словамиДелать дома и в пути.Если вежливыми с...

    Конспект занятия по ознакомлению с правилами этикета в «В царстве вежливых наук»

    Мною представлен конспект непосредственно-образовательной  деятельности социально-коммуникативной и духовно-нравственной направленности по ознакомлению с правилами этикета в старшей группе  ...

    КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе "Фантазёры" на тему:"Школа вежливых наук"

    Воспитатель: Ребята к нам сегодня придут гости. Что мы делаем, когда ждём гостей? (наводим порядок, готовим угощение, накрываем стол).Дети распределяются и выполняют обязанности.2. Приходит Мальвина (...

    Конспект НОД в старшей группе по теме «Школа вежливых наук»

    Цель: формировать у детей навыки культуры общения и поведения.Задачи: - продолжать расширять представление о вежливых поступках, словах и их значении; - закреплять знания детей о том, ч...