Конспект НОД в старшей группе по теме «Школа вежливых наук»
план-конспект занятия на тему

Цель: формировать у детей навыки культуры общения и поведения.
Задачи: - продолжать расширять представление о вежливых поступках, словах и их значении; 
- закреплять знания детей о том, что вежливым поведением можно воздействовать на поведение людей, на их чувства; 
- формировать предпосылки компьютерной грамотности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkola_vezhlivykh_nauk.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ельцова Людмила Ивановна,

воспитатель;

АУДОУДСОВ №16 «Снежинка», г. Радужный

Конспект НОД  в  старшей группе по теме «Школа вежливых наук»


Цель: формировать у детей навыки культуры общения и поведения.
Задачи: 
Образовательные: 
- продолжать расширять представление о вежливых поступках, словах и их значении; 
- закреплять знания детей о том, что вежливым поведением можно воздействовать на поведение людей, на их чувства; 
- формировать предпосылки компьютерной грамотности.
Развивающие: 
- развивать монологическую форму речи;
- развивать умение видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, объяснять свои суждения;
- упражнять детей в использовании вежливых слов.
Воспитательные: 
- воспитывать потребность в общении со сверстниками;

- применять полученные навыки общения в игровых и жизненных ситуациях.
Материал и оборудование: игрушка Незнайки, письмо, картинки с изображением детей, совершающих хорошие и плохие поступки, ноутбук.
Предварительная работа: беседа о правилах поведения, рассказ на этическую тему, пример, решение проблемных ситуаций.

Ход НОД: 
Мотивация:

Вот и мы, и ты, и я.                                                                                        

Мы - одна семья.                                                                                          

Улыбнись тому, кто слева.                                                                        

Улыбнись тому, кто справа.                                                                                    

Мы – одна семья.

Появляется Незнайка: До свидания, ребята. 
Воспитатель: Проходи Незнайка только ты неправильно с нами поздоровался.  Ребята, как нужно было поздороваться? (Здравствуйте).
Незнайка: Ребята, сегодня я получил письмо. Меня пригласили ребята из другого детского сада в гости. В письме написано, что в этом детском саду все дети вежливые. Помогите мне, я не знаю, что значит быть вежливым, какие вежливые слова надо говорить? 
Воспитатель: Хорошо Незнайка  ты пришел к нам по адресу. Присаживайся, пожалуйста, наши дети  тебя научат вежливым наукам. Ребята, скажите, что значит быть вежливым? Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, какие слова приветствия вы знаете? (Здравствуйте, привет, добрый день, добрый вечер, доброе утро).
Воспитатель: Кто из вас знает, что обозначает слово «здравствуйте»? (желаем здоровья, от слова «здравие»).
Воспитатель: С давних времен идет обычай, здороваясь, снимать перчатку с правой руки. При встрече говорят друг другу слова «здравствуй». Близкие и друзья могут сказать друг другу «привет». Молодые люди при встрече иногда вместо слова «привет» употребляет слово «салют». Если люди находятся на некотором расстоянии, то они здороваются кивком головы, а водители при встрече поднимают руку.
Ребята, а какие «волшебные» вежливые слова вы знаете? (Будьте добры, подайте, пожалуйста, вы очень любезны).

Воспитатель: Как вы думаете, дети, для чего всем людям нужно знать вежливые слова?

(Вежливые слова помогают найти много друзей).
Воспитатель:  Что можно сказать, если вы увидели незнакомую девочку или мальчика? (Здравствуй, давай с тобой дружить).

Воспитатель: Вежливые слова помогают мирить, если вы обидели друга, что надо сказать, чтобы помириться? (Прости, пожалуйста).
Воспитатель:  Вежливые слова помогают быть гостеприимными, когда приходят гости, надо всегда поздороваться и сказать гостям? 
(Проходите, пожалуйста).

Появляется улыбающееся солнышко.

Воспитатель: Ребята давайте  напомним Незнайке все вежливые слова.

Приветствие (добрый день, привет, здравствуйте).                              

Прощание (до свидания, счастливого пути).

Извинение (извините, простите).

Благодарность (спасибо, благодарю).                                                                

Просьба (будьте добры, пожалуйста).

Дети выкладывают лучики к солнышку за каждое «Вежливое слово».

Воспитатель:  Посмотрите, ребята у нашего солнышка появились лучики, за ваши вежливые слова и в течение дня оно  нам будет светить, помогать, дружно работать.

Игра «Пожалуйста»  
Если я вас прошу выполнить действие и говорю слово «пожалуйста» вы выполняете, а если я забываю сказать это слово, вы не выполняете.

Дети встаньте, пожалуйста! (дети встают)  

Дети похлопайте, пожалуйста! (дети хлопают)
Поднимите руки вверх.
Улыбнитесь друг другу, пожалуйста (улыбаются) 
Хлопните в ладоши один раз, пожалуйста (хлопают) 
Присядьте.
Потопайте.
Покружитесь.
Возьмите друга за руку, пожалуйста.

Улыбнитесь друг другу, пожалуйста.
Молодцы, ребята.
Воспитатель: Незнайка, ты можешь познакомиться с нашими друзьями «Барбариками»  и совершить вместе с ними добрые поступки.
Физминутка

Музыкальный клип «Барбарики» – «Что такое доброта».
Воспитатель: Ребята, посмотрите на столе картинки, на них изображены дети.  Вам нужно выбрать картинки, где дети совершают хорошие поступки, разместить их на мольберте.  
(Каждый ребенок берет соответствующую картинку и располагает ее на мольберте.)
Воспитатель: Пожалуйста,  кто выбрал картинку, расскажите, почему вы считаете, что это хороший поступок. Ответы детей.
Воспитатель: Посмотрите на столе остались картинки, почему? (На этих картинках совершались плохие поступки).
Воспитатель: Почему вы считаете, что это плохой поступок? Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что чувствует мальчик? Ответы детей.
Воспитатель: Что можно сделать, чтобы исправить плохой поступок?  (Возможно, извинится).
(Вариант вопроса по другой картинке, как ты утешишь мальчика, что ты ему скажешь).

Воспитатель: Давайте повторим, что плохо и что хорошо.

Порвал, обидел, поссорился, отобрал, толкнул, ударил, разрушил. (Плохо)

Защитил, проведал, обогрел, помог, поделился, успокоил, развеселил. (Хорошо)

Воспитатель: В начале занятия  появилось солнышко, лучами которого стали «волшебные» слова. Как вы думаете, есть ли что-то общее между     солнцем и волшебными словами? Почему вы так считаете?

(Солнечные лучи освещают и согревают землю; под лучами солнца растут и цветут растения; в солнечную погоду у людей хорошее настроение).

Воспитатель: Ребята, а вы со мной согласны, что  достаточно только знать «волшебные» слова?  

(Нет. «Волшебные» слова надо не только знать, но обязательно употреблять в речи. «Волшебное слово» надо говорить – тихим голосом, глядя прямо в глаза).

Воспитатель называет 3 пословицы (дети рассказывают, как они понимают значение этих пословиц).

Жизнь дана на добрые дела.

У земли – ясно солнце, у человека – слово.

Добрый пример лучше ста слов.

Воспитатель: Солнышко изменяет землю. Делает её краше. Даже холодной зимой снег сверкает и серебрится под солнечными лучами. Так и человек с помощью слов может изменить всё вокруг. А самое главное с помощью «волшебных» слов, изменить свою жизнь к лучшему.

Незнайка: Спасибо, ребята, теперь я знаю вежливые слова, можно отправляться в гости!

Воспитатель: Ребята давайте, проводим Незнайку нашей любимой речевкой.

Речевка.

Все мы дружные ребята, мы ребята-дошколята.

Никого не обижаем, как заботиться, мы знаем.

Никого в беде не бросим, не отнимем, а попросим.

Пусть всем будет хорошо, очень радостно, светло!

Воспитатель:   Если есть «волшебные» слова, то значит и все мы с вами немного волшебники.  У каждого человека есть желание, а о чём мечтаете вы или хотите пожелать всем детям и взрослым? (Чтобы все дети дружили, и все люди на Земле были вежливы друг к другу).

Воспитатель:  Я благодарю вас за помощь Незнайке и хочу подарить каждому эмблему солнышка.

Список литературы:

1.        Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 128 с..2.        Борохов Э. Энциклопедия афоризмов: В мире мудрых мыслей / Э. Борохов. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 672 с..3.Бочкарева Л.П., Коршикова Т.В. Культурологическое образование детей дошкольного возраста. Программно-методическое обеспечение формирования у дошкольников основ духовной этики. – Ульяновск: ИПК ПРО, 1999. – 80 с..4. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. сада / Р.С. Буре, Г.Н. Година, А.Д. Шатова и др.; Под ред. А.М. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1989. – 96 с..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подборка стихов по теме: "Школа вежливых наук"

Что такое этикет?Мы сейчас дадим ответ:Это правила такие, надо знать их с малых лет!Что сказать, когда войти,Как в гостях себя вести,Что с волшебными словамиДелать дома и в пути.Если вежливыми с...

КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе "Фантазёры" на тему:"Школа вежливых наук"

Воспитатель: Ребята к нам сегодня придут гости. Что мы делаем, когда ждём гостей? (наводим порядок, готовим угощение, накрываем стол).Дети распределяются и выполняют обязанности.2. Приходит Мальвина (...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе на тему «Школа вежливых наук» с использованием ИКТ. Воспитатель Соловьева Наталья Петровна

Цель: формировать у детей навыки культуры общения и поведения.Задачи:Образовательные:- продолжать расширять представление о вежливых поступках, словах и их значении.Развивающие:- развивать умение виде...

Совместная организованная деятельность воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ, тема: «Школа вежливых наук».

Задачи: 1. Продолжать расширять представление о вежливых поступках, словах и их значении. 2. Закреплять знания детей о том, что вежливым поведением можно воздействовать на поведение людей, на их чу...

Непрерывной образовательной деятельности с детьми средней группы на тему: «Школа вежливых наук» с использованием ИКТ

Цель: формировать у детей навыки культуры общения и поведения. Задачи:Образовательные:продолжать расширять представление о вежливых поступках, словах и их значении. закреплять знания де...