Речевые игры с детьми 4-5 лет
консультация (средняя группа) на тему

Чариева Ульяна Викторовна

игры в которые можно поиграть с ребёнком дома

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_rechevye_igry.docx20.49 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад №22 Кировского района общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-

речевому развитию Кировского района Санкт-Петербурга

(198215, Санкт-Петербург, ул. Счастливая, д.3, (3773658)

Консультация

для родителей

на тему: «Речевые игры с детьми 4-5 лет»

Воспитатель

Средней группы№9

Чариева Ульяна Викторовна

Санкт-Петербург

2017г.


Речевые игры с детьми 4-5 лет


Главное направление развития речи детей среднего возраста – формирование контекстной речи. Этот процесс начинается у некоторых детей уже на четвертом году жизни, но особое значение приобретает в среднем дошкольном возрасте. На первый план выступает специальное обучение связной речи рассказыванию, как коллективное, так и индивидуальное.

На пятом году жизни происходят заметные изменения в освоении способов словообразования. Ребенок начинает подмечать связь между структурой слова и функцией предмета (человека, объекта), который этим словом обозначается, вследствие чего дети активно экспериментируют со словами. Происходит как бы взрыв словотворчества («узорчивая», «угольчатая» (снежинка), «собачоночка», «сынок-слоненчик», я «красавлюсь» - примеры К.Чуковского). Ребенок играет словами, получая от этого удовольствие, подмечая разнообразие форм.

На пятом году жизни ребенка начинает привлекать повествование, причем повествование-импровизация, которое сродни творческому рассказыванию. Полезно организовывать с детьми игры-драматизации по народным сказкам: «Гуси-лебеди», «Зимовье зверей», «Рукавичка», а также авторским рассказам: «Поезд» Я.Тайца, «Кто сказал «мяу»?» В.Сутеева, «Сказка о глупом мышонке» С.Маршака и др. Наряду с сюжетно0ролевыми играми по мотивам фольклорных и литературных произведений дети этого возраста уже способны разыгрывать театрализованные представления.

Но следует заметить, что для переноса речевых умений, получаемых ребенком в игре, в монологическую связную речь часто требуются определенные условия. Главное среди них – включение в педагогический процесс ситуации устного рассказа. При этом перед детьми ставится цель оформить свои мысли в виде рассказа, а взрослый оказывает необходимую помощь, подсказывая сюжетные ходы, логические связи, а нередко и начало каждого предложения.

Методика руководства детским рассказыванием в непосредственном общении должна быть неформальной. Воспитатель может участвовать в сотворчестве, радуясь находкам ребенка.

Игры на усвоение категорий рода, числа, падежа существительных, вида и наклонения глаголов:

«Узнай по описанию», «Чего не хватает Мише, чтобы пойти на прогулку?», «Кафетерий», «Ателье», «Петрушкины команды», «Вы хотите? – Мы хотим», «Зайкина гимнастика», «Прятки», «Почтальон принес открытки».

Игры на словообразование:

Страшный зверь», «День рождения Пуха», «Что за животное?», «Магазин посуды», «Чье, чье? Мое!».

Игры на развитие понимания смысловой стороны слова:

«Что мы делали», «Ты кто?», «Кто играет с Таней?», «Что делает Буратино?», «Найди ножку», «У кого такой предмет», «Бывает – не бывает», «Какая, какой, какое?»

Речевые ситуации. Они не дают готовый ответ, а побуждают к активизации знаний, представлений, заставляют совершать словесно-логические операции (находить нужное слово).

«Скажи наоборот», «Кто внимательный?», «Назови ласково», «Что умеют делать звери?», «Я начну, а ты продолжи», «Кто знает другое слово?», «Помоги Петрушке выбрать слово», «Скажи наоборот», «Расколдуй картинку», «Дополни предложение», «Исправь ошибку Незнайки», «Подбери словечко».


^ Речевые игры дома

Важность речевых игр для развития детей трудно переоценить. Во время проведения таких игр решаются важные задачи:

• воспитание звуковой культуры речи

• формирование грамматического строя речи

• обогащение словарного запаса

• развитие связной речи

Приведу несколько игр и упражнений для занятий с детьми дома.

«Это правда или нет?».

 Цель игры – формировать умение находить неточности в тексте.

Взрослый читает стихотворение, а ребенок внимательно слушает и отмечает, чего на свете не бывает.

Теплая весна сейчас, виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу летом прыгает в снегу.

Поздней осенью медведь любит в речке посидеть.

А зимой среди ветвей «Га-га-га! – пел соловей.

Быстро дайте мне ответ – это правда или нет?

«Какое слово заблудилось?».

 Цель игры – формировать умение подбирать точные по смыслу слова.

Взрослый читает стихотворение, а ребенок должен заметить смысловые несообразности и подобрать нужные слова.

Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме:

Там ползет зеленый 
лук (жук) с длинными усами.
Врач напомнил дяде Мите: «Не забудьте об одном:

Обязательно примите десять 
цапель (капель) перед сном».

Жучка 
будку (булку) не доела. Неохота, Надоело.

Забодал меня 
котел (козел), на него я очень зол.


«Шутка». 

Цель игры – ребенок должен заметить как можно больше небылиц.

У нас в переулке есть дом с чудесами,

Сходите, взгляните – увидите сами:

Собака садится играть на гармошке,

Ныряют в аквариум рыжие кошки,

Носки начинают вязать канарейки,

Цветы малышей поливают из лейки,

Старик на окошке лежит, загорает,

А внучкина бабушка в куклы играет.

А рыбы читают веселые книжки,

Отняв потихонечку их у мальчишки. 


«Как сказать правильно?». 

Цель игры – формировать умение находить слово, точно оценивающее заданную ситуацию.

Взрослый спрашивает: «Как сказать правильно?»

1. Папа, иди шепотом.

2. Мама, нитки раскатушились, помоги их снова закатушить.

3. Мама, я ботинки наизнанку надел.

4. Зима наступила на осень

«Подскажи словечко».

 Цель игры – учить детей подбирать рифмы к словам.

Щиплют травку возле речки в теплых кожушках … (овечки).

Пошел котик на торжок, купил котик … (пирожок).

Ток-ток-ток, стучит по крыше … (молоток).

Динь-дон, динь-дон, в переулке ходит … (слон).

Для птенцов и для зверят тоже нужен … (детский сад).

И рыщут по дороге слоны и …(носороги).

Часто к озеру напиться ходит рыжая … (лисица).

«Как сказать по-другому?». 

Цель игры – познакомить с переносным значение слов и словосочетаний, подбирать к ним близкие по смыслу слова.

Взрослый просит объяснить значение выражений:

Одна нога здесь, другая там. Сгореть со стыда.

Ворон считать. Морочить голову. 

Как снег на голову. Летит как угорелый.

Зарубить на носу. Надуть губы.

«О чем говорит пословица». 

Цель игры – развивать образное мышление.

Взрослый проводит небольшую беседу о значении пословиц. Затем предлагает ребенку придумать небольшую сказку или рассказ, в котором кто-то из героев мог бы ее сказать.

У страха глаза велики.

Трусливому зайке и пенек – волк.

Не рой другому яму, сам в нее попадешь.

Кто зря сердит, у того голова болит.

Как аукнется, так и откликнется.

Какие сани, такие и сами.

Одна пчела много меда не наносит.

«Три линейки». 

Цель игры – формировать умение ориентироваться на окончания слов при определении родовой принадлежности существительных.

Материал: лесенка (или три полоски бумаги); мелкие игрушки (или картинки) и предметы, обозначаемые существительными мужского, женского и среднего рода (блюдце, яйцо, яблоко, полотенце, кольцо. Совок, грибок, апельсин, груша, пуговица, матрешка); поднос.

Взрослый объясняет ребенку, что нужно рассмотреть предметы на подносе и разложить их на лесенку так, чтобы на нижней ступеньке были те предметы, про которые говорят «один», на второй ступеньке – про которые говорят «одна», на третьей ступеньке – про которые говорят «одно».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевые игры с детьми "Играем вместе" с 25.05.-31.05.20г.

Лексическая тема" Скоро лето" Программа "Мозаика"Скоро лето. Летние травы и цветы. Младшая средняя. старшая группы.Скоро лето . Реки и моря. Обитатели рыбы. Старшая, подготовительн...

Консультация для родителей «Речевое развитие детей 2–3 лет. Речевые игры с детьми»

Данна консультация направлена на просвещение родителей в вопросах норм речевого развития детей 2-3 лет. А также предлагаются речевые игры для дальнейшего развития...

Консультация для родителей «Речевое развитие детей 2–3 лет. Речевые игры с детьми»

Речь детей раннего возраста постоянно улучшается, ребенок каждый день учит новые слова, и как губка впитывает в себя их. Многие мамы двухлетних детей не понимают, что каждый ребенок индивидуален...

Консультация для родителей "Речевое развитие детей 2-3 лет. Речевые игры с детьми"

Консультация для родителей  "Речевое развитие детей 2-3 лет. Речевые игры с детьми"....