Картотека игр, развивающих творчество
картотека (старшая группа) на тему

Подкорытова Вера Николаевна

Опыт, проведенный учеными в детском саду, показал, что игра и творчество имеют много общего: требуют относительной свободы и независимости; позволяют активно выразить собственное отношение к миру, получить удовлетворение от процесса создания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_tvorchestvo.docx18.69 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр, развивающих творчество

Подкорытова В.Н. воспитатель первой квалификационной категории детский сад «Солнышко», старшая/подготовительная группа.

    Детская игра – это творческая деятельность, которая не направлена на конечный продукт. В отличии рисования и лепки в игре дети ничего не создают.

     Опыт, проведенный учеными в детском саду, показал, что игра и творчество имеют много общего: требуют относительной свободы и независимости; позволяют активно выразить собственное отношение к миру, получить удовлетворение от процесса создания.

    В игре развиваются творческие способности детей. Чтобы их совершенствовать, родителям и педагогам следует:

  1. Поощрять игровое экспериментирование с предметами (шарф может стать ковром-самолетом, облаком или рекой).
  2.  Предлагать, кроме игрушек, картон, бруски, шарики, бумагу и т.д.
  3. Поддерживать творческие усилия ребенка при создании новых сюжетов игровых действий, правил.

Игровые приемы

  1. «Оживление» предмета

       Любая вещь наделяется человеческими чувствами, желаниями, манерой поведения. Например, ребенок или взрослый берет на себя роль холодильника. Что может хотеть холодильник? Что бы в нем было как можно больше вкусных продуктов. Чего он может опасаться? Чтобы их у него не отобрали. Какая история с ним могла произойти? Однажды холодильник купил тысячу брикетов мороженого и пошел в парк, чтобы раздать их детям.

Информация для воспитателя. Дошкольники вообще склонны оживлять мир. Например, дети считают облака живыми, так как они движутся.

     Предлагаемая игра позволяет ребенку четко различать мир реальный. В нем «вольности» не всегда допустимы, и мир воображаемый, где возможны любые преобразования и превращения.

  1. «Перевирание» сказки

    Известные сказочные герои наделяются противоположными чертами характера.

    Воспитатель говорит: «Злая волшебница заколдовала Золушку и ее сестер. Теперь Золушка злая, грубая, ленивая, а ее сестры – трудолюбивые, добрые девочки. (Выбирается Золушка и сестры.)

     Педагог рекомендует детям продолжить новый сюжет, затем разыграть ее.

  1. Игра в «волшебника»

     Взрослый предлагает ребенку стать волшебником: «Вот тебе волшебная палочка! Ты можешь превращать людей и вещи во что пожелаешь! Только помни одно условие: не навреди никому!»

     Правила для остальных участников игры: «Как только палочка коснется вас,  вы превращаетесь в…  Слушайте волшебника!»

  1.  «Салат» из сказок

      Из нескольких сказок составляется новая. Например, Царевна-лягушка повстречала Мальчика с пальчик и просит помочь ей: придумать заклинание, чтобы победить злого волшебника.

Другой вариант: злой волшебник требует от братьев, желающих спасти царевну, исполнения своих желаний и т.д.

      Это может быть режиссерская игра, когда один ребенок разыгрывает все роли, или коллективная, в которой участвует несколько детей. В любом случае участие взрослого обязательно.

     При недостатке атрибутов или артистов вводятся куклы, предметы-заместители. Рекомендуется иметь ценные, с точки зрения детей, атрибуты, например, красивую корону для Царевны-лягушки или копье для Мальчика с пальчик, что может сделать роль более желанной.

     При создании «салата» из сказок размывается, нарушается сюжет, но характеристики героев остаются прежними. В сказку можно вводить волшебные предметы: ковер-самолет, сапоги-скороходы, шапку-невидимку.

Информация для воспитателя. В ходе преобразования знакомых сюжетов следует поощрять стремление ребенка к самовыражению. Это является основной целью, а гибкость сюжета и необычность сочетания героев разных сказок – цель подчинения.

      Следует иметь в виду, что при разыгрывании сюжетов младший дошкольник будет идти от игровых действий к изменению сюжета, а старший дошкольник сначала начнет обговаривать сюжет.

  1. Прием «овеществлении»

      Живое наделяется свойствами неживого. Например, педагог говорит:  «Человек – сосулька». Надо показать действия этого человека, рассказать, где он живет, что ест, ходит, чего опасается. (Дети- сосульки живут в холодильнике, питаются снегом и любят шоколад.  Больше всего они опасаются тепла. Из своей квартиры – холодильника они выходят только зимой и осторожно, чтобы не разбиться, гуляют и т.д.)

  1. Игры-смешинки

     Вариант первый. Придумываются и частично разыгрываются смешные истории. Например, воспитатель говорит: «Дети, сегодня к вам пришел вместо воспитателя медведь, слушайтесь его!»

Ребенку, исполняющему эту роль, даются указания:»Ты предлагаешь детям делать все наоборот: спать под кроватями, есть мячи вместо каши. Ты не знаешь, как надевается шапка, пальто и т.д.

     Информация для воспитателя. Дошкольник предпочитает не представить, увидеть смешное действие, поэтому следует поощрять детей к показу, как они «едят» мяч, ходят на четвереньках и т.д.

       Вариант 2.

        Дети придумывают правило, которое необходимо соблюдать на протяжении определенного времени. Например: «Сегодня до завтрака выполнять поручения воспитателя следует, прыгая на одной ноге или держась с приятелем за руку и т.д.

  1. Игры в заданном ключе

      Детям предлагается ситуация, а они должны придумать и разыграть ее продолжение. Например, что могло бы произойти, если бы исчезло солнце, или вы превратились бы в деревья и т.д.

Литература:

1.О.А. Белобрыкина Речь и общение Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль «Академия развития» «Академия К», 1998

2.Журнал Ребенок в детском саду - № 5/2001, с. 38-42


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ ТВОРЧЕСТВО

Игра и творчество имеют много общего: тре­буют относительной свободы и незави­симости; позволяют активно выразить собственное отношение к миру, полу­чить удовлетворение от процесса со­здания.В игре ра...

Картотека. Устное народное творчество в математике.

Картотека по математике ( считалки. чистоговорки)...

"Игры,развивающие творчество детей"

в статье говорится о том, как помочь ребенку развить свои музыкальные способности...

Картотека "Устное народное творчество в режимных моментах детского сада"

Народное слово – великолепный "учитель".Попевки, приговорки, потешки – первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь,...

Картотека Устное народное творчество."Заклички"

Картотека Устное народное творчество."Заклички"...

картотека игр и заданий, развивающих творчество в театрально- игровой деятельности

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24194731","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]  [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24194797","attributes":{"alt...