"Лебединое озеро" П. И. Чайковский
презентация к уроку (подготовительная группа) на тему

Позинова Наталья Васильевна

Все мы хорошо знаенм имя великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. Знакомы с некоторыми его произведениями из "Детского альбома", цикла "Времена года". Есть у него произведения, которые могут быть понятны как детям, так и взрослым и любимы ими. Среди них балет "Лебединое озеро".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lebedinoe_ozero.docx19.94 КБ
Файл le6bedinoe_ozero.pptx1.65 МБ

Предварительный просмотр:

    Балет – сказка П.И.Чайковского «Лебединое озеро».

 Цель: Познакомить детей музыкой балета П.Чайковского, с сюжетом сказки, положенной в основу произведения. Учить детей чувствовать характер музыки. Формировать умение следить за развитием музыкальных образов, различать тембры музыкальных инструментов.

Ход занятия.

Слайд 1.

Муз. рук.: Вы хорошо знаете имя великого русского композитора – Петра Ильича Чайковского, знакомы с некоторыми его произведениями из «Детского альбома», цикла «Времена года». Музыка П. Чайковского так прекрасна, что вы, наверняка, будете с удовольствием слушать ее в разные годы своей жизни. Есть у него произведения, которые могут быть понятны как детям, так и взрослым и любимы ими. Среди них балет «Лебединое озеро».

 Слайд 2.

   Кто из вас знает, что такое балет? Это театральный спектакль, но необычный. Главный рассказчик в нем музыка. В балете герои не произносят ни одного слова, они только танцуют под музыку.

            Итак, сказка первая. Она называется «Лебединое озеро».

Слайд 3 (старый замок).

    Представьте себе старый замок, бал в честь дня рождения принца.

Слайд 4.

   Все кружатся в вальсе. На следующий день бал продолжается, и принц должен будет выбрать себе невесту.

            Вдруг гости увидели стаю лебедей,

Слайд 5.    словно плывущих по небу, и предложили принцу поохотиться на них. Долго продолжалась погоня по лесу за скрывшимися лебедями.

Слайд 6 (Лебеди на воде).    

Все вернулись назад, только принц продолжал бродить по лесу и вдруг оказался на берегу большого озера, по которому красиво скользили белые лебеди.

      Неожиданно один из лебедей превратился в прекрасную девушку.

Слайд 7 (Царевна-лебедь).    

 Она рассказала принцу, что злой колдун заколдовал ее и подруг,  превратив в птиц. По ночам они могут сбрасывать лебединые перья, а наутро опять становятся птицами. Только верная любовь юноши может менять это заклятье. Принц полюбил девушку, пообещал, спасти ее.

Слайд 8 (Злой колдун).    

Но их разговор подслушал злой волшебник. Он задумал обмануть принца – привести на бал свою дочь, сделав ее похожей на девушку-лебедя. На следующий день он явился на бал со своей дочерью. Она была так похожа на девушку лебедя, что принц не понял, что его обманули. В конце бала он назвал дочь колдуна своей невестой.

    В это время  в раскрытом окне показалась девушка- лебедь. Она горестно взмахивала белыми крыльями. Как только принц увидел ее, он понял, что был обманут. Принц бросился бежать к озеру, чтобы найти его. Он признался ей, что любит только ее. В это время появился злой колдун. Принц вступил с ним в бой, победил его и спас девушек.

            Так закончилась эта сказка.

            Предлагаю детям послушать несколько отрывков из балета. Например, когда принц встретился с лебедями.

Слайд 9.

Эта тема лебедей в балете встречается несколько раз. Она меняет свою краску в зависимости от того, что происходит в сказке. Звучит то нежно и грустно, то тревожно и грозно, то радостно и торжественно.

            ( Звучит фрагмент «Лебеди» в грамзаписи. Дети говорят, что сначала музыка нежная и грустная, а потом тревожная. )

            Муз. рук.: Прислушайтесь, как задушевно звучит мелодия. Она исполняется на гобое, это духовой инструмент (показываю его на картинке). Он произошел от народных инструментов типа свирели, рожка. Мелодия все время возвращается к одному и тому же звуку, опускается, падает и снова поднимается, будто взмахи лебединых крыльев. А аккомпанемент играют скрипки – быстро, тревожно, взволнованно, как предчувствие беды. В аккомпанементе слышны и звуки арфы, словно всплески воды – нежные, переливчатые.

Мелодия эта такая длинная, как будто не имеет конца. Она начинается трепетно, грустно, потом звучит все напряжённое, беспокойнее, взволнованное. Мелодия очень выразительна и красива. Послушаем еще раз.

                      (Звучит фрагмент).

            Теперь послушаем другой фрагмент из балета, сцену, когда девушка – лебедь рассказала принцу о своей беде, а он обещал освободить ее и подруг от злых чар колдуна.  Лебеди кружатся в танце.

Слайд 10.

    (Исполняется «Танец лебедей»).

Муз. рук.: Как звучит музыка?

Дети: Радостно, легко.

Муз. рук.: Какой это танец?

Дети: Вальс.

Муз. рук.: Да, П. Чайковский очень любил вальсовый ритм и многие его произведения или отдельные темы  написаны в этом жанре. В этом и других его балетах много вальсов. Но каждый вальс имеет свое настроение, свою окраску, звучит то мечтательно и нежно, то празднично, то тревожно. Вы правильно почувствовали, что этот вальс звучит радостно, нежно, полётно. Девушки надеются, что принц спасет их.

   Давайте выберем несколько девочек, которые попробуют потанцевать вальс так же легко, радостно, как его танцуют лебеди.

                     (Звучит вальс. Дети танцуют).

      Послушайте еще один фрагмент из балета прощание девушки-лебедя с принцем в этой же сцене.

Слайд 11.

            Светает. Девушкам пора превращаться в лебедей. Какая счастливая и одновременно грустная музыка, прислушайтесь. Счастливая потому, что принц и Одетта полюбили друг друга. Грустная потому, что им нужно расставаться.

    (Звучит фрагмент «Одетта и Зигфрид»).

 Муз. рук.: Да, средняя часть звучит радостно, счастливо, а крайние части – очень нежно, печально. Прислушайтесь к голосам музыкальных инструментов. В начале звучит арфа. Она напоминает плеск воды. Арфа  аккомпанирует нежной, взволнованной скрипке. А в конце эту же мелодию играет виолончель. Она поет низким голосом, а нежная скрипка вторит ей. Оба эти инструмента похожи друг на друга, но у них разный тембр. У скрипки высокий звук, а у виолончели низкий. Эти струнные инструменты обладают красочными, выразительными тембрами. Мелодия как бы с трудом поднимается все выше, но в конце поникает с грустью. Послушайте ещё раз фрагмент этого произведения.    

           (Звучит фрагмент «Одетта и Зигфрид»).

     Сейчас вы услышите следующий фрагмент. Маленькие лебеди тоже захотели потанцевать, глядя на взрослых. Послушайте любимый многими фрагмент из балета – «Танец маленьких лебедей». Какая изящная, грациозная музыка.

Слайд 12.

    ( Звучит «Танец маленьких лебедей».)

Муз. рук.: Ребята, как звучит этот танец?

Дети: Легко, отрывисто, изящно.

Муз. рук.: А сейчас снова перенесёмся в старинный замок.

Слайд 13.

На бал,  в честь дня рождения принца, прибывает множество гостей из разных стран.

Итак, звучит венгерский танец «Чардаш» - нежный, лёгкий, грациозный, потом решительный и быстрый.

Слайд 14.

   ( Звучит « Чардаш»).

Муз. рук.: Входят гости из Испании – звучит огненная, ритмичная музыка – испанский танец «Болеро» в сопровождении бубна, кастаньет.

Слайд 15.

   (Звучит «Болеро»).

Муз. рук.: Затем исполняется «Русский танец»

Слайд 16.

- плавный, неторопливый, нежный вначале и тоже разгорающийся весельем к концу.

  (Звучит «Русский танец»).

Муз. рук.: Прибывают гости из Италии.

Слайд 17.

Эта мелодия очень известная – «Неаполитанская песенка» из «Детского альбома» П. Чайковского. Мелодию играет труба – звонко, призывно, энергично.

  (Звучит «Неаполитанский танец»).

Слайд 18.

Муз. рук.: И, наконец, последний танец – польская «Мазурка» - яркая, праздничная, горделивая, блестящая.

  (Звучит «Мазурка»).

Слайд 19.

Муз. рук.: Вот так музыка рассказала нам сказку звуками.

             

 

 

 

 

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пётр И льич Чайковский

Слайд 14

Венгерский танец «Чардаш»

Слайд 15

Испанский танец «Болеро»

Слайд 16

Русский танец

Слайд 17

Неаполитанский танец

Слайд 18

Польский танец «Мазурка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по слушанию по технологии О.П.Родяновой. Балет - сказка П.И.Чайковского "Лебединое озеро"

В конспекте описывается занятие по технологии О.П.Родыновой "Музыкальные шедевры". Предлагается детям в доступной форме воспринимать музыку П.И. Чайковского.  Происходит знакомство с одним из вид...

конспект занятия " Сказка в музыке" на примере балета П.И.Чайковского " Лебединое озеро"

конспект занятия по ознакомлению детей с жанром " балет" и творчеством П.И.Чайковского....

Музыкальная гостиная Знакомство с балетом П.И. Чайковского "Лебединое озеро"

Познакомить детей с музыкой балета П.И. Чайковского, с сюжетом сказки, положенной в основу произведения; учить чувствовать характер музыки....

Музыкально-творческий проект "Путешествие в мир балета П.И. Чайковского "Лебединое озеро" в подготовительной группе

Паспорт проектаВид проекта:групповой, музыкально-творческий.Продолжительность проекта:краткосрочный (1, 5 месяца) .Срок реализации проекта:с 10.03.2014г. по 25.04.2014г.Место реализации:МБДОУ де...

Балет П.И.Чайковского "Лебединое озеро"

Балет П.И.Чайковского "Лебединое озеро"...

Балет П.И.Чайковского «Лебединое озеро».

Познакомить детей с балетом, как видом искусства....

Презентация на тему: балет "Лебединое озеро" П.И.Чайковский

Знакомство с творчеством выдающегося русского композитора П.И.Чайковского, с жанром искусства балет....