Мастер-класс "Использование театрализованной деятельности для развития творческих способностей детей в ДОУ"
методическая разработка по теме

Сикорская Елена Юрьевна

Целью данного мастер-класса является освоение навыков кукловождения, создание условий для развития творческих способностей педагогов средствами театрального искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass.doc661 КБ

Предварительный просмотр:

                   

Мастер класс

музыкального руководителя

Е. Ю.Сикорской.

«Использование театрализованной

деятельности для развития творческих способностей педагогов  в ДОУ»

Кукла – самая древнейшая из всех игрушек – появилась почти одновременно с появлением человека. И всегда была рядом с ним, принимая самые разнообразные облики и выполняя любые функции.

Кукла – это больше, чем игрушка. Кукла является посредником между взрослыми и ребенком, т. к. позволяет взрослому без принуждения и насилия над чувствами и желаниями детей управлять их поведением.

 Куклы развивают очень важные человеческие качества: доброту, ответственность, внимание, умение сочувствовать и помогать.  С куклой дети учатся придумывать разные ситуации, развивая при этом свою речь, эмоциональность, кукла играет роль живого существа. Существует различное множество кукол. Все они довольно разные и все имеют право на существование. Благодаря этому кукольный театр занимает важное место в воспитании детей.

    Театр обладает удивительной способностью влиять на детскую психику «играючи». Ребенок вливается в действие на сцене, сопереживает героям, активно помогает им бороться с трудностями. Он подражает мимике, голосовым интонациям, движениям актеров.  Встреча с театральной куклой помогает детям расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу. Просмотр спектакля развивает речь, так как, ребенок легче запоминает новые слова и выражения, при этом в его сознании формируется грамматическая структура речи.

Целью  сегодняшней встречи является создание условий для максимального проявления и развития педагогического мастерства

участников мастер-класса в   использовании театрализованной 

деятельности для развития творческих способностей детей  дошкольного возраста. Я надеюсь, что проведенный сегодня мастер-класс поможет вам активно внедрять полученный опыт в практику работы с детьми.

«Творчество - это не привилегия избранных, а шанс каждому выразить себя».

        Воспитателю необходимо стремиться, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх,  дети смогли применить в повседневной жизни.

Я считаю, что формирование творческой активности детей необходимо  начинать с развития творческих качеств у самих взрослых. Прежде чем учить детей средствам выразительности, проверьте готовы ли вы сами к этому: читая сказку, изменять голос в зависимости от персонажа, скажем, говорить то за Красную Шапочку, то за волка. Необходимо убедительно выразить испуг, сострадание, просьбу, жалобу. Интонация нашего голоса – образец для детей.        

Существует множество нетрадиционных кукольных театров, таких как:

театр цветных карандашей, театр из поролоновых губок, конусов,

дисков и прищепок, бобин от ниток, стаканчиков и т. д.

        Из всех видов кукольного театра в детских садах наибольшей популярностью пользуются: театр картинок, разделяемый на картинки на фланелеграфе и картинки на картоне, театр игрушек и театр петрушек. И мы сегодня поговорим о них. У нас есть условия для театрально-игровой деятельности детей:  пальчиковый театр, настольный деревянный театр, а также есть куклы-бибабо, т.е.  театр петрушек.

Пальчиковый театр - это набор фигурок-персонажей, которые надеваются на отдельный пальчик. Игрушки для пальчикового театра небольшого размера. Хороши они тем, что одновременно можно управлять несколькими персонажами на одной руке.  Это могут быть просто отдельные куколки, животные или всем известные персонажи наших любимых русских народных сказок.  Данный вид кукольного театра может использоваться в младшей группе самим педагогом в качестве сюрпризного момента на занятиях, в режимных моментах. Давно доказано, чтобы сказка запомнилась и произвела впечатление на ребёнка, необходимо воспользоваться игрушкой.

Вариативность использования:

-Разучивание потешек.

-Разыгрывание сказок: «Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба».

-Придумай свою сказку.

-Угадай героя.

-«Назови какого цвета герой?» (колобок - жёлтый, лиса - оранжевая, мышка -серая).

-Куклы можно использовать для знакомства и изучения счета (например, в сказке «Теремок» стали жить мышка, лягушка, заяц- втроем, потом пришла лиса – их стало четверо).

-для знакомства с героями и сюжетом сказки.

-для знакомства с понятиями «справа – слева», «рядом», «друг за другом».

-«Кто как говорит» (звукоподражание).

КУРИЦА.    КО-КО-КО!

Весь день кудахчет Курица -

За птенцов волнуется:

С крыши прыгать - высоКО,

КО-КО-КО.

В речке плавать - глубоКО,

КО-КО-КО.

А за домом - КО-КО-КОшка...

Не ходите далеКО!

ЛЯГУШКА: Ква – Ква – Ква!

После дождика лягушки,

Веселятся на опушке,

Ква – ква – ква.

Ты запомни, навсегда,

Говорят Лягушки – КВА!!!

МЫШКА: Пи, пи, пи, пи.

Я серенькая мышка,

Я в норочке живу.

В свой маленький домишко

Я что-нибудь несу.

Коротенькая стрижка,

Помпончик на носу,

И только пи, пи, пи,

Тихонько говорю.

        В театре игрушек и петрушек все объемное.

Правила  вождения кукол в настольном театре:

- Держим фигурки за спинку.

- Не отрываем от стола.

- Не подпрыгиваем.

- Выдерживаем паузы.

        В настольном театре используются    готовые  деревянные фигурки.  Оформляется спектакль также деревянными игрушками. При подготовке спектакля не требуется никаких поделок, что облегчает подготовительную работу.

Небольшие сценки можно показывать детям, используя обыкновенные игрушки. При показе настольного театра игрушек воспитатель не только произносит авторский текст и реплики всех действующих лиц, но и является прямым посредником между детьми и персонажами. В этом театре используются обычные детские куклы и игрушки. Оформляется спектакль также игрушками. Желательно, чтобы все игрушки были однофактурные, т.е. все деревянные, мягкие, из папье-маше или резиновые. Воспитатель сидит открыто перед детьми за столом, не маскирует руки, на глазах у детей берет игрушки руками, передвигает их и говорит за них.

Обычно все внимание детей сосредоточивается на игрушках, они с увлечением следят за происходящим действием  на столе. Чтобы показать, что игрушка идет,  надо передвигать ее медленно вперед, если бежит - быстрее, поворачивать игрушку   разные стороны, наклонять ее,  заставлять прыгать.

         Чувства и переживания игрушек выражаются очень примитивно. Например, чтобы показать, что зайка плачет, надо закрыть его мордочку рукой, при радости – заставить прыгать, при испуге – дрожать. Например, «Мы веселые зайчата будем прыгать и играть.                                                               Ну-ка, хитрая лисица, ты попробуй нас догнать».

Если персонаж живой, веселый, добрый и находчивый – говорить быстро и звонко. Если флегматичный и  фигурка двигается медленно – говорить медленно.

Например, «Вышли мишки погулять, погулять в лесочке.                                                                                 Стали весело плясать около пенечков».

Все это надо  учесть при работе над текстом, который надо знать наизусть, читать громко, внятно и выразительно. Движения игрушек должны совпадать с текстом. Если две игрушки разговаривают между собой, их лица должны быть обращены друг к другу. При этом говорящая игрушка  немного наклоняется или покачивается, а когда кончает говорить, становится неподвижной. Этот прием помогает детям различать, какая игрушка говорит в данный момент. Все игрушки воспитатель кладет около себя на стульчики, так чтобы они не были видны детям. Игрушки, которые появляются справа, кладутся на правый стул, которые появляются слева – на левый стул, которые выходят позднее – кладутся вниз, которые раньше –сверху. Все это продумывается заранее, чтобы во время показа не прерывать текст и не производить шума. Цель показов таких спектаклей – внести разнообразие в их игры, развлечь и порадовать детей.

        Театр петрушек  назван по имени старинного народного кукольного героя - Петрушки.  Данный вид  кукольного театра используется в средней группе самим педагогом в качестве сюрпризного момента на занятиях, в режимных моментах, в кукольных спектаклях с детьми старшей и подготовительной групп.

        Но эти куклы могут использоваться не только для театрализации. Эти игрушки могут жить вместе с детьми в группе. Дети могут с ними беседовать, рассуждать, их можно передавать из группы в группу. Они могут быть как бы помощниками воспитателя, потому что на них можно отрабатывать разные ситуации, которые хочется с детьми обсудить, чтобы не было  прямого, авторитарного воспитания: «не так сделали, неправильно поступили». Использование кукол воспитатель может  превратить в игру и сделать любые замечания, любые воспитательные воздействия не такими директивными и авторитарными.

        Сценой театра петрушек является ширма, на ней происходит действие

        спектакля. Свет должен падать на ширму со стороны зрителей. Кукловод управляет ими из-за ширмы.

Превращается рука

И в котенка, и в щенка,

   Чтоб рука артисткой стала,

   Нужно очень, очень мало,

   Специальные перчатки,

   Ум, талант и все в порядке!  

                Куклы могут сидеть, лежать, наклоняться из стороны в сторону, хлопать в ладоши, медленно и быстро передвигаться. Кукла должна выходить не сразу, как из-под земли, а постепенно: сначала появляется ее голова, затем плечи, грудь и только при приближении к грядке она показывается немного выше колен. Уходя  с ширмы, она должна также постепенно опускаться.  Когда встречаются две куклы, одна должна не двигаться когда другая разговаривает, чтобы зрителям было понятно, какая кукла разговаривает.

Артисты-кукловоды должны уметь не только водить кукол, но еще и разговаривать красиво, четко, выразительно.                                                                    Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать,

Все правильно и внятно,

Чтоб всем было понятно!                                                                                                       Кто умеет тараторить скороговорки? Вот послушайте!

«Хохлатые хохотушки хохотом хохотали!»  Тогда вместе со мной по движению моей руки – начали! Замечательно! Какие молодцы! Проговорите скороговорку сердито, испуганно, радостно, грустно (прием – для развития интонационной выразительности речи).

А теперь давайте  по очереди попробуем произнести с разной интонацией фразу: «Я скоро буду артистом!»  с опорой на разные слова. (Участники мастер-класса по очереди произносят фразу).

Работа творческих групп

Голосовой аппарат  мы подготовили, а теперь предлагаю посмотреть мини-спектакль.

(Педагоги отрабатывают навыки кукловождения, выполняя задания)

Лиса и Петух

Русская народная сказка для чтения и представления.

Продолжительность спектакля: 2 минуты; количество актеров: 3. 
Действующие лица: 
Лиса 
Петух 
Рассказчик 

Рассказчик :
Только солнышко над лесом 
Показалось на вершок. 
Спрыгнул петушок с насеста 
И, расправив гребешок, 
На плетень взлетел высокий, 
Начал крыльями махать. 
Петух:
Солнце встало на востоке! 
Ку-ка-ре-ку! Хватит спать! 
Рассказчик:
А тем временем лисица 
Вдоль плетня в курятник шла. 
Лиса:
Петя, ты моя Жар-птица, 
Этой встречи я ждала! 
Для меня ты спой, дружочек, 
Еще раз «Ку-ка-ре-ку!» 
Золотой твой голосочек 
Гонит прочь мою тоску. 
Рассказчик:
Прокричал петух польщенный 
«Ку-ка-ре-ку» десять раз. (
Петух кукарекает)
А лиса ему смущенно: 
Лиса:
Я готова целый час 
Слушать, как поешь ты, Петя, 
Песню сладкую свою 
О закате и рассвете. 
Петух:
Хочешь, я еще спою? 
Лиса:
Что ты говоришь, не слышу, 
Ты спустился бы ко мне. 
Сядь хоть чуточку пониже, 
Слаще будет песнь вдвойне! 
Петух:
Нет, лиса, домашним птицам 
За плетнем нельзя гулять. 
Лиса:
Глупый, кто ж лису боится? 
Хватит вредность проявлять! 

Петух:
Что ты, лисонька, конечно, 
Не тебя – других боюсь! 
Быть негоже мне беспечным. 
Лиса:
Друг сердечный мой, не трусь! 
Давеча указ издали – 
Всем на свете в мире жить! 
Слабых чтоб не обижали… 
Так что, Петь, давай дружить! 
Петух:
Это хорошо, лисичка, 
Вижу, псы сюда бегут. 
Раньше бы тебя, сестричка, 
В клочья разорвали тут. 
А теперь чего бояться? 
Лиса:
Все же, Петя, я пойду. 
Петух (ехидно):
Ты куда? Могла б остаться! 
Лиса (в сторону):
Как бы не попасть в беду! 
Петух (смеется):
Зря бежишь, указ же вышел, 
Псы тебя не тронут… 
Лиса (обиженно):
Да? 
Может, про указ не слышал 
Пес их главный никогда! 
Рассказчик:
В лес лисица побежала, 
Позабыв про свой обед. 
Ведь она-то точно знала, 
Что того указа нет!

Конец. О. Емельянова.

Предлагаю разыграть несколько эпизодов.

Настольный театр.

ЩЕНОК. Гав, гав ! Шарик прибежал!
Гав, гав! Громко лаять стал!

ПЁС: Р-р-р! Гав! Гав! Гав!

Я хозяевам служу,

Дом неплохо сторожу!

Р-р-р! Я проверен, я не глуп,

Я люблю и кость и суп!

Гав! Гав! Гав!

ПЕТУШОК: Ко –ко- ко. Всем известно, знают все,

Я – хозяин во дворе.

Песню звонко-ко-ко-ко  я пою,

Всё одну - КУ-КА-РЕ-КУ

ПЧЁЛКИ: З – з – з – з – з!

Я маленькая  пчёлка

Летаю и жужжу.

Уж – жа – лю ! Уж – жа – лю!

***********************************************

КОШКА: МЯУ! Ты со мной знаком ведь близко

Я – пушистенькая киска,

Ушки, хвостик, коготки –

Меня дружок ты не дразни! МЯУ!

КОРОВА.  МУ! – на языке коров

Заменяет двести слов.

ПочеМУ так много МУх?

ПочеМУ уснул пастух?

Черепаха (медленно).

Ходят по дорожке
Черепашьи ножки –
Раз шажок и два шажок,
Не скачок и не прыжок.
Я ходить быстрее
Просто не умею.
Даже если побегу,
То проворней не смогу.
Но и еле-еле
Я дойду до цели.

****************************************************

ВЕДУЩАЯ: Кто мяукнул за окошком?
КОШКА: Мяу-мяу, это кошка!

Я несу для вас на ножки
Очень модные сапожки,
Чтоб за 10 новых лет,
Обошли вы целый свет

ВЕДУЩАЯ: Посмотрите, чудеса,
К нам пришла сама лиса!
ЛИСА: Я – лисичка-лиса,
Всему лесу я краса.
И для всех детей

Принесла я карасей.

*****************************************

Би-ба-бо.

Мышка. Где ты была сегодня, киска?

Кошка. У королевы у английской.

Мышка. Что ты видала при дворе?
Кошка. Видала мышку на ковре. МЯУ – У - У!

*******************************************

Используемая литература.

1. Караманенко Т.Н. Кукольный театр-дошкольникам. М.: Просвещение, 1982.

2. О. Емельянова. Сценарии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Важность театрализованной деятельности в развитие речи.

Интересно и познавательно для детей разыгрывать сюжеты сказок с помощью настольного театра, игрушек, картинок. Сначала это делает сам воспитатель, а затем привлекает и детей, когда они достаточно осво...

Роль театрализованной деятельности в развитие творческих способностей ребёнка.

Театральное искусство оказывает огромное воздействие на эмоциональный мир ребёнка. Занятие театрализованной деятельностью развивают его память,внимание,совершенствуют речь и пластику движений,способст...

Использование художественной литературы в театрализованной деятельности и развитии речи дошкольников. Интеграция видов деятельности (из опыта работы воспитателя Чепановой А.М.)

Данный материал поможет в работе с детьми  над развитием художственно-речевой и театрально -игровой деятельности, формирование их творческих способностей....

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

ПРОЕКТ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ теме: «Влияние театрализованной деятельности на развитие речевого и творческого потенциала детей посредством реализации кружковой работы ».

Детское творчество – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Пре...

Доклад «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к театрализованному искусству» (на семинаре – практикуме для воспитателей ДОУ ГКПД по теме: «Театрализованная деятельность в развитии детей дошкольного возраста»)

Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. Театральная игра и игра ребёнка исходят из одной и той же условности и фокусируют в себе действительн...