Роль интерактивных игр в экологическом воспитании дошкольников.
статья (младшая группа) на тему

Ежова Алла Вячеславовна

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx20.08 КБ
Файл prezentatsiya_k_kruglomu_stolu.pptx2.75 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Роль интерактивных игр в экологическом воспитании дошкольников.

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.
Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Поэтому проблема экологического воспитания дошкольников не может потерять своей актуальности на современном этапе развития дошкольного образования.

Ведущей формой деятельности для дошкольного возраста является игра, где ребёнок естественным образом усваивает различные сложные представления о явлениях природы и закономерностях. Игра доставляет радость ребенку, поэтому познание природы, общение с ней, происходящее на ее фоне, будут особенно эффективными.

Дидактические игры — это игры с готовым содержанием и правилами. В процессе дидактической игры дети уточняют, конкретизируют, закрепляют, расширяют, систематизируют имеющиеся у них представления о природе. Вместе с тем дидактическая игра оказывает влияние на развитие мыслительных операций дошкольников, развивает память и внимание.

Существуют различные типы  дидактических игр: словесные, настольно печатные, игры-эксперименты, моделирование ситуаций, интерактивные игры.  Я хотела бы остановиться на интерактивных играх. В последние года с развитием информационных технологий этот тип игры становится все более и более популярным. Всем известно, что дети уже с малого возраста тянутся к  компьютерам и прочим устройствам. Эту страсть можно использовать в полезном ключе и через интерактивные игры сформировать у детей необходимые экологические знания и представления, осуществлять нравственное и эстетическое развитие, а также многое другое.

 Само слово «интерактивность» пришло к нам из латинского языка от слова interactio, что подразумевает inter – «взаимный, между» и action – действие т. е. «вид информационного обмена обучающихся с окружающей информационной средой».

В интерактивной системе педагог является помощником ребенка в его стремлении познать мир, в то время как сам процесс познания происходит при помощи компьютера и другой техники.

Обучение с помощью интерактивных технологий обладает массой преимуществ:

движения, мультипликация и звук надолго привлекают внимание малышей;

информация преподается в игровой форме, что вызывает огромный интерес у детей;

ребенок не замыкается в себе — напротив, поощряется его участие в диалогах с педагогом и сверстниками;

компьютер позволяет смоделировать различные ситуации, недоступные в повседневной жизни (полет ракеты, исторические события, необычные и неожиданные эффекты).

Облегчает работу педагога (не нужно вручную изготавливать наглядные пособия)

Такой подход положительно сказывается на развитии ребенка, повышает мотивацию к обучению, расширяет воображение и творческие способности, развивает мышление и формирует активную жизненную позицию.

Я хочу представить вашему вниманию несколько интерактивных игр на экологическую тематику, которые использовала в своей деятельности при работе в младшей группе. Возраст детей: 3-4 года.

Игра называется « Наведи порядок».

Цель данной игры: воспитывать бережное отношение к природе. Расширять понятия детей о правилах поведения на природе. Она может быть использована, как на этапе ознакомления с правилами поведения на природе, так и на этапе закрепления и систематизации знаний. Перед непосредственно началом игры можно рассмотреть картину и обсудить с детьми, как плохо поступили люди, оставив на поляне столько мусора, какой вред природе они этим нанесли, как некрасиво и неуютно стало на поляне. Затем предложить навести на поляне порядок. Весь мусор отправляется в мусорку. И полянка стала чистой. И опять можно провести беседу и сравнить, как было и как стало на полянке, на какой полянке приятнее отдыхать, что нужно делать, чтобы всегда было приятно находиться на природе.

Другая игра называется «Животные зимой» . Цель этой игры: расширить и закрепить знания детей об обитателях нашего леса и об их образе жизни в зимний период года. Опять же вместе с ребятами рассматриваем картину и обсуждаем, всё ли изображено верно, кого на картине не должно быть. Медведя, ежа и мышь отправляем спать по домам.  В продолжении этой игры можно подобрать каждому свой дом.

Исходя из того, что современные родители достаточно хорошо владеют компьютерными технологиями, дети тоже в домашних условиях легко общаются с компьютером, мы предположили, что взрослым не составит труда использовать интерактивные игры для закрепления материала программы, реализуемой в детском саду.

На первых порах мы предлагаем игру сами. Каждому ребенку подбираются игры с учетом его уровня развития на закрепление и расширение опыта, а также игры, стимулирующие продвижение вперед, что позволяет осуществлять дифференцированный подход к каждому ребенку.

Таким образом, использование интерактивных игр позволяет не только повысить качество  образовательного процесса, способствует развитию ребенка во всех пяти образовательных областях, повышает активность, самостоятельность, мотивацию дошкольников, но и создает условия для организации дистанционного общения воспитателей  и родителей, ставят родителей в активную позицию, повышают готовность родителей к взаимодействию с педагогом. За время использования интерактивных игр в моей практике дети стали более активными, любознательными, они с нетерпением ждут появления новых игр и с удовольствием участвуют в них.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Роль учителя -логопеда в экологическом воспитании дошкольника с ОНР".

Если задача воспитателя в экологическом воспитании- формирование доступных дошкольнику экологических знаний, бережного отношения к природе, то задача логопеда -поддержать его в этом, решая коррекционн...

Роль уголка природы в экологическом воспитании дошкольников Крайнего Севера

Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и к...

"Роль развивающей среды для экологического воспитания дошкольников" (для конкурса "Воспитатель года - 2015")

Текстовый документ к презентации "Роль развивающей среды для экологического воспитания дошкольников"...

Консультация для воспитателей "Роль сюжетных игр в экологическом воспитании дошкольников".

В дошкольном возрасте у детей активно развивается сюжетно-ролевая игра. Игры тесно связаны с воображением, с восприятием окружающего мира. В настоящее время очень актуальна стала экологическая п...

Интерактивная игра по экологическому воспитанию дошкольников

Интерактивная игра "Фиксики - знатоки при​роды!"...

Интерактивные технологии в экологическом воспитании дошкольников

Статья посвящена современным интерактивным технологиям,  которые используются в экологическом воспитании дошкольников  в  условиях ДОУ....