Конспект открытого комплексного НОД по познавательному развитию «Русский чай»
методическая разработка (старшая группа) на тему

Мацкевич Татьяна Сергеевна

обобщить и систематизировать знания детей о чае, его происхождении, о традициях употребления чая в России, об истории самовара, фольклоре. Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, к народным традициям.  Познакомить детей с целебными свойствами чая. Активизировать познавательный интерес, внимание, и память детей. Развивать связную речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kmo_pro_chay.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: обобщить и систематизировать знания детей о чае, его происхождении, о традициях употребления чая в России, об истории самовара, фольклоре. Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, к народным традициям.  Познакомить детей с целебными свойствами чая. Активизировать познавательный интерес, внимание, и память детей. Развивать связную речь.

Активизация речи: чайный куст, легенда, император, тульский, жаровой, набивать.

Материал:  железные, бумажные  баночки с зелённым и чёрным чаем, самовар жаровой, электрический. Шишки, щепки, веточки, угольки. Чайная посуда, атрибуты к чаепитию, угощения.

Предварительная работа: познавательное занятие «В гостях у самовара», «Не попить ли нам чайку», рассматривание репродукции картин:  Б. Кустодиев «Купчиха за чаем», К. Коровина «За чайным столом»… заучивание стихов, загадок, пословиц о самоваре, чае.

Последующая работа: Знакомство с некоторыми традициями употребления чая.

Работа с родителями Привлечение родителей к пополнению выставки «Русский самовар», изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм. Консультация «Секреты чайного стола»

Ход занятия:

- Добрый день гости дорогие! Удобно садитесь, у меня для каждого найдётся и словечко, и местечко, и забавушек  припасла на всякий вкус.

Дети заходят в зал, с музыкой играя на ложках их, встречает хозяйка.

Танец «Ложкари»

Хозяйка - Добро пожаловать к русскому чаю!

Очень часто за событиями

И за сутолокой дней

Старины своей не помним

Забываем мы о ней

И хоть более привычны

Нам полёты на луну

Вспомним русские обычаи

Вспомним нашу старину.

- Много старинных обычаев было и есть на Руси. Но один из самых замечательных – это чаепитие. В старинной избе под шумок самовара вёлся согревающий душу и сердце разговор. Обычай сохранился и до наших дней.

- Но на Руси пили не только чай.

-Ребята, а что же пили на Руси в старину вы знаете название напитков, которые пили люди ?

-Да.

-Назовите их. (Квас, сбитень, травяные чаи, кисель, компот)

(Спрашиваю детей)

Рассказывают дети.

- Очень на Руси любили пить квас. Его пили больше чем воду, ведь он очень полезен. Квас помогает от болезней. Квас ласково называли квасок. Лучшие квасы славились по всей Руси.

- Напиток Сбитень появился на Руси очень давно. Готовили его на меду с душистыми травами.  Сбитень был не только вкусным напитком, он обладал лечебными свойствами.

- Особенно хорош напиток из травы, которую называли «Иван-чай». Он помогал людям при простуде.  В старину говорили, что Иван-чай не только излечивает тело, но и просветляет ум, поднимает дух.

- Ребята, а вы знаете, что такое чай?

- Да.

Рассказывает ребёнок

- Чай- это вечно зелённое растение, которое требует большого ухода. Для чая – на чайных плантациях  срывают верхушки плодовых побегов с 2-3 мя листочками и складывают их в корзины. Собранные зелённые листочки чая отправляют на фабрику, где их  сортируют, скручивают и сушат. Готовый чай в специальной таре перевозят на другую фабрику, где его фасуют в пакеты, банки, коробки и только после этого чай попадает к нам на стол.

-  Ребята,   а вы хотите посмотреть во что фасуют чай?(Да) Тогда, я приглашаю вас пойти со мной  на выставку и посмотреть  то многообразие разных сортов чая.  (красивые упаковки, различие по запаху, внешне, гранулированный, листовой, в пакетиках)

- Вы посмотрели многообразие различного чая. Какой он бывает разный. А ведь он был завезён на Русь из далёких, далёких стран. А как это произошло, я вам сейчас расскажу легенду.

- Вы хотите её услышать? (Да)

- Садитесь поудобнее. (рассказываю)

Один богатый Император любил совершать поездки по стране. Однажды во время путешествия он решил отдохнуть возле густого кустарника. Лежал он и ждал, пока закипит вода в котле. Он следил за своим здоровьем и пил только кипяченую воду. Внезапный порыв ветра занёс в котёл несколько листьев с кустов, которые позже назвали чайными. Когда он попробовал воду, ему очень понравился её необычный вкус. Он почувствовал прилив сил и отправился в путь  раньше намеченного срока. И в те самые времена чай был завезён на Русь.

- А все ли имели возможность выпить чаю в те далёкие времена?

- Нет, только богатые и знаменитые люди, так как чай был очень дорогим.

- Для (крестьянина) простого человека чай же был недоступен, и они его пили лишь в особых случаях. Поэтому и возникло выражение «Чайком побаловаться». Многие бедняки даже не знали, как чай заваривать.

- Нередко случались смешные истории, связанные с чаем. И сейчас Лиза и Руслан нам пропоют частушки.

Частушки

Принимал гостей мой барин,

Чай велел мне заварить,

Как заваривать не знаю,

Постараюсь угодить!

Взял тогда налил водицы,

Чай весь высыпал в горшок

И добавил перцу, луку

Да петрушки корешок.

Разлил варево по плошкам,

Хорошенько размешал,

Остудил его немножко,

На господский стол подал.

Все ругались и плевались,

Барин был ужасно зол,

Наказать меня заставил,

Меня розгами порол.!

Я всё думал, удивлялся

Чем я мог не угодить?

А потом уж догадался

Чай забыл я посолить!

- Ребята, чай был и остаётся самым любимым напитком на Руси и поэтому с ним связано много пословиц и поговорок.

- А вы знаете их ?

 Чай пьёшь сто лет проживёшь.

Выпьешь чайку – забудешь тоску.

За чаем не скучаем.

Если чай не пьёшь – где силы берёшь?

-А без чего же  не обходилось русское чаепитие. Я вам подскажу загадкой.

Стоит толстячок,

Подбоченивши бочок,

Шипит и кипит

Всем пить чай  велит

                        (самовар)

- Правильно самовар.

- Для Русского народа самовар был и есть нечто большее, чем просто предмет домашней утвари. Самовар - символ очага, уюта, дружеского общения, занимал почётное место в каждом жилище, будь то купеческий дом, или крестьянская изба. И отношение к нему было особое. Недаром говорили «Печка матушка- самовар батюшка».

- А почему «самовар» так называется? (Самовар сам варит, то есть кипятит воду.)

- А в каком городе изготавливаются самовары? (Тула)

- Как пользовались жаровым  самоваром я вам сейчас расскажу и покажу. (в трубу, которая находиться в нутрии самовара засыпали сосновые шишки, или древесные угли, поджигали их лучиной, вода закипала, брали самовар и ставили его на стол)

- Ребята, а в наше время таким самоваром пользоваться удобно?

-Нет неудобно.

- Поэтому в наше время люди придумали электрические самовары.

- Ребята, а в то время когда закипал, самовар велись задушевные разговоры, пели песни и водили хороводы. И мы сейчас с вами поиграем в хороводную игру «Марома, моя Маромушка»»

Хороводная игра «Марома, моя Маромушка».

1.Марома, моя Маромушка

Развесёлая головушка.

У Маромушки кисель да блины,

У Маромушки горячи пироги.

-Здорова Марома?

-Здравствуйте!

Жива ли?

Жива!

-Что делаешь?

Блины пеку!

Ну пеки!

2. Марома, моя Маромушка

Развесёлая головушка.

У Маромушки кисель да блины,

У Маромушки горячи пироги.

-Здорова Марома?

-Здравствуйте!

-Что делаешь?

- Избу мету!

-Ну мети.

3.  Марома, моя Маромушка

Развесёлая головушка.

У Маромушки кисель да блины,

У Маромушки горячи пироги.

-Здорова Марома?

-Здравствуйте!

-Что делаешь?

-Вас ловлю!

Итог:Сегодня мы с вами узнали, очень много  говорили о чае.  Что вы интересного узнали? (о чае, самоваре, русском гостеприимстве).

Добро сидеть за самоваром

И пить из блюдца не спеша

Поёт, горит, исходит жаром

Его славянская душа.

Песня «Самовар»

1 куплет

В дом заходите

Всех приглашаем

Вот уж стоит на столе самовар.

Ярко на солнце

Боками сверкая

Весело пускает колечками пар.

Припев:

Самовар кипит

Самовар поёт

В нём вода бурлит

Разговор ведёт

До чего ж хорош

Наш душистый чай

Веселей смотри

Да гостей встречай.

2 куплет

Чашка и блюдце

Ждут не дождутся.

Вкусного чая налейте скорей.

С мёдом вареньем

С плюшкой, печеньем,

Вот как на Руси принимают гостей.

Припев:

Самовар кипит

Самовар поёт

В нём вода бурлит

Разговор ведёт

До чего ж хорош

Наш душистый чай

Веселей смотри

Да гостей встречай.

Приложение №

Негосударственное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №162 ОАО «РЖД»

Конспект открытого комплексного занятия по познавательному развитию

«Русский чай»

2010г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого итогового просмотра по познавательному развитию в старшей группе. Тема: «Знакомство с русской избой».

Прежде всего это сформировать у детей представления о русской избе. А именно познакомить, что представляет собой русская изба: внутри, снаружи. Также познакомить детей с домашним бытом....

Открытое комплексное занятие по познавательному развитию в старшей группе «Народные куклы - обереги»

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад № 30»,г. Азов     Открытое комплексное занятие по познавательному развитию в старшей группе«Народные...

Конспект открытого занятия по ОО "Познавательное развитие" (математическое и сенсорное развитие) во 2 младшей группе

Выявление полученных знаний в познавательном развитии детей: умении ориентироваться в пространстве, умении дифференцировать основные цвета, умении называть круг, квадрат и треугольник по двум признака...

Конспект открытой образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Космическое путешествие» с использованием инновационных технологий интеллектуально-творческого развития: палочки Кюизенера и логические блоки Дьенеша в рамках зон

Конспект открытой образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Космическое путешествие» с использованием инновационных технологий интеллектуально-творческого ...

Конспект открытого интегрированного занятия по познавательному развитию с использованием художественно–творческой деятельности на тему: «Русская изба» в подготовительной группе

Цель: приобщение детей к традициям русской народной культуры.Задачи:Образовательные:Приобщение детей к истокам русской народной культуры;Дать общее представление детям о внутреннем убранстве русс...