Формирование вокально-хоровых навыков у дошкольников по технологии М.Ю. Картушиной
статья по теме

Миронова Елена Александровна

В данной статье я подробно описываю систему работы М.Ю. Картушиной по формированию вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста и возможности ее применения на практике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование вокальных навыков у детей старшего дошкольного возраста по технологии М.Ю. Картушиной

Миронова Елена Александровна,

музыкальный руководитель

МБДОУ «Детский сад №334» г.о. Самара

«Все начинается с детства!». Нам всем хорошо известны эти слова В. Сухомлинского. С детского сада нужно развивать ребенка эмоционально. Музыка - самое доступное средство. Но если серьезные музыкальные произведения еще недоступны для восприятия малышами, то пение вызывает у детей только положительные эмоции.

Для того, чтобы пение было одним из любимых занятий у ребенка, предлагаю вам в своей работе использовать методику вокально - хорового пения М.Ю. Картушиной.

Цель: развитие певческих способностей детей, воспитание у ребенка интереса и любви к пению, создание условий для высоконравственного личностного и интеллектуального развития старших дошкольников, формирование общей культуры посредством обучения детей пению.

Задачи.

  1. Формировать у детей устойчивый интерес и любовь к пению.
  2. Продолжать формировать восприятие определенных способов певческих умений (певческая установка, исполнение на одном дыхании фразы песни, правильность звукообразования, смена различных способов звуковедения).
  3. Совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию, качество звучания голоса (тембра, звукового и динамического диапазона, чистоты интонирования, четкости дикции, подвижности голоса).
  4. Расширять певческий диапазон.
  5. Формировать навыки выразительности исполнения вокальных произведений, активному выражению своих чувств и настроений в пении, сопереживанию.
  6. Способствовать пробуждению творческой активности детей.
  7. Учить детей взаимодействию в хоровом исполнении песни.
  8. Развивать музыкальные способности детей и эмоциональную отзывчивость дошкольников.
  9. Укреплять здоровье детей (охранять детский певческий голос) через здоровьесберегающую технологию – дыхательную гимнастику (дыхательные упражнения).
  10. Воспитывать у детей чуткость, восприимчивость к музыке, любовь к русским народным песням и интерес к песням современных авторов.

Автор предлагает начать с певческой установки.

Певческая установка - это положение, которое должен принять вокалист перед началом пения.

При ознакомлении с певческой постановкой корпуса педагог может использовать разные приемы: песня, стихотворение, упражнение.

При ознакомлении с певческой установкой автор предлагает педагогу спеть песенку Л. Абелян «Петь приятно и удобно» [1].

Напомнить детям об осанке поможет песенка: «Сидит дед»[5]

Второй этап – работа над дыханием.

Дыхание - один из основополагающих факторов голосообразования. Певческое дыхание требует волевых усилий. Наиболее целесообразен грудобрюшное дыхание, при котором грудная клетка при вдохе остается спокойной, нижние ребра раздвигаются, диафрагма опускается, живот немного выдается вперед. Выдох в пении происходит за счет работ мышц брюшного пресса.

Автор включает следующие упражнения для развития дыхания:

  • звуковые («пузырь», «котенок и шар», «Две собаки», «Комар», «Муха», «Жук»);
  • незвуковые (по Н.И. Журавленко, А.Н. Стрельниковой, М. Лазареву);
  • произнесение скороговорок на одном дыхании, шепотом;
  • дыхательные упражнения под музыку.

Надо отметить, что автор взяла многое из методик других авторов - среди них В. Емельянов, Д. Огороднов, Б. Толкачев, М.Л. Лазарев, А.Н. Стрельникова.[8],[7],[4].

Приведем ниже пример авторской разработки - скороговорки, которую произносят на одном дыхании:

На пенечках пять опят

Дружно выстроились в ряд,

Раз опенок, два опенок…..пять опенок.

Вот какой у нас отряд

Крепких маленьких  опят.

Третий этап - атака в пении.

Атака - это переход голосового аппарата от дыхательного к певческому состоянию, начало звука. Атака бывает твердая, мягкая, и придыхательная. В пении используется мягкая атака. Твердая - при декламации стихов, в пении при попытки передать страдания, отчаяния, гнева, страсти. Придыхательная- при попытки передать чувства трусости, бессилия, усталости. В работе с дошкольниками используют только мягкую атаку звука.

Четвертый этап - Работа над звукообразованием. 

Звукообразование (фонация, от греч. - звук) – извлечение певческого и речевого звука, результат действия голосового аппарата. Певческий звук возникает в результате колебания связок.

Автор предлагает ряд упражнений в работе над правильным звукообразованием:

  • пение закрытым ртом,
  • с приставленной к уху ладонью,
  • упражнения на раскрепощение подбородка,
  • песенки - попевки «Колокольчик», «Гуси» «Баран»,detsad-77482-1407318689.jpg
  • музыкальные игры «кукушка»,
  • пособие «Поющие часы»

Пятый этап - Работа над звуковедением.

Звуковедение - способ исполнения звуков при пении с той или иной степенью связанности или расчлененности.

Приемы.

Легато - в основе лежит связное пение, при котором гласные связаны между собой, а согласные звуки произносятся максимально быстро, не нарушая единого звукового потока.

Стаккато - в основном при воспроизведении череды легких коротких звуков, при этом каждый раз возобновляется атака, а голос при этом звучит легко, упруго, но не громко.

Нон легато – такой прием, при котором звуки разделяются кратковременной задержкой дыхания перед каждым звуком.

Маркато - более плотное исполнение легато, подчеркивающее звуки, требующая более четкого и решительного звука.

Для закрепления навыков звуковедения автор предлагает использовать работу с карточками и упражнения.

Шестой этап - Работа над интонацией. 

Интонация - это степень акустической точности воспроизведения мелодии при исполнении. Автор уточняет, что все дети не могут чисто петь. Есть так называемые «гудошники», которые поют песню на одном звуке.

Приемы для чистоты интонирования:

1) пение а капелла или в сопровождении металлофона,

2) пропевание интонационно сложных элементов мелодии на звук «у»,

3) пение с солистами,

4) узнавание попевок по графическому изображению мелодии с последующим пропеванием их («Ходит зайка по саду», «Василек»),

5) использование дидактических пособий с движущимися деталями, показывающими высоту звука «Качели», «Листопад»,[6]

6) использование картинок, основанных на ассоциациях, например попевка «Зимние забавы», «Тучка»,

7)использование наглядных пособий с целью поощрения за чистое пение («Выгляни в окошко»),

8) выкладывание фрагментов мелодий, разучиваемых песен на нотном стане снежинками, капельками, листочками,

9) использование игровых моментов

(попевка «Лесенка» сопровождается

движением игрушки по лесенке вверх или вниз),

10) использование сказок, историй при распевании

(попевка «Друзья»),

11) показ движения мелодии рукой,

12) игры - повторялки «Мы - веселые ребята», «Попугаи», «Пой со мной»,

13) игра «Мелодическое эхо», при котором на металлофоне педагог играет небольшой мотив, а дети повторяют на слог «лё» или «лю».

Седьмой этап - Работа над развитием ладового чувства.

Лад - это система взаимоотношений между устойчивыми и неустойчивыми звуками. Является организующим началом высотного соотношения звуков в музыке.

Упражнения на развитие ладового чувства:

- распевки, основанные на звуках тонического трезвучия и опевания тоники,

- попевки, в которых каждая фраза заканчивается на тонику, например, «Слон»,

- попевки с окончанием фраз по звукам тонического трезвучия «Листики», музыкальное приветствие «Здравствуйте»,

- упражнения на точное интонирование тонической терции «Кто как кричит?»,

- наглядные пособия с движущимися деталями «Падают листики»,

- использование музыкально - дидактических игр «Кузнечик», «Птички на проводах»,

- песни - добавлялки, суть которых в допевании детьми слов, основанных на четкой тонической опоре. Например, «Маша и каша»,

- певческая импровизация - очень эффективный метод развития ладового чувства и музыкально - слуховых представлений вообще.

Работа по певческой импровизации проводится в 4 этапа:

1 этап - начальный. Его задача научить ребенка не стесняться при пении и попадать в тонику (игра «Допой попевку», «Кошкин дом», «Не плачь», «Мороз»).

2 этап - импровизация целой фразы. Ребенок делает первые попытки сочинить фрагмент мелодии («Зайка, где бывал?», «Что ты хочешь, кисонька» и др.).

3 этап - требует от детей фантазии при сочинении ответов. Детям дается задание закончить музыкальную фразу, спетую педагогом. Сочиняя текст, ребенок ищет не рифму, а подходящее по смыслу.

4 этап - самый сложный. Ребенок должен придумать песенку на четверостишие или закончить песенку от лица героя. Например, «Ворона и осень», «Ежик и бычок».

Восьмой этап - Работа над артикуляцией и дикцией.

Артикуляция - это работа органов речи, а также их положение при произношении того или иного звука.

Дикция - ясность, разборчивость произнесения текста. Непременное условие вокального исполнения.

Этапы работы.

1 Утрированный показ артикуляции при начальном этапе.

2. Артикуляционная гимнастика, озвученная артикуляционная гимнастика (упражнения «Ручеек», «Мотоцикл» и др.).

3. Музыкальные пальчиковые игры «Мышки», «Неумеха» и др.

4. Проговаривание и пропевание скороговорок «Три сороки», «Щенок» , «от топота копыт».

5. Логопедические распевки «Шипящие звуки».

6. Вокальные упражнения на гласные «Плач», «Волк», «Заболели зубы».

7. Пневмопластические упражнения (по М. Лазареву) «На болоте».

8. Пение попевок на произнесение определенных слогов «Переполох».

9. Беззвучная активная артикуляция при мысленном пении с опорой на внешнее звучание.

10. Проговаривание слов песни нараспев на одной высоте «высоким» голосом с целью постановки речевого голоса.

Ноты вокальных распевок можно посмотреть в пособии М.Ю. Картушиной [5].

Девятый этап - Работа над расширением диапазона.

Диапазон – это звуковой объем голоса (инструмента) от самого нижнего до самого верхнего звука. Общеизвестно, что певческий диапазон у детей небольшой.

Г.П. Стулова предлагает концентрический метод развития певческого диапазона и выделяет следующие основные положения:

1) пение без придыхания, плавно;

2) при вокализации на гласную должна звучать чистая фонема;

3) пение должно быть непринужденным;

4) рот при пении открывается умеренно;

5) пение без гримас и усилий;

6) уметь долго тянуть звук ровным по силе голосом;

7) петь не громко и не тихо;

8) петь звукоряд вверх и вниз ровным по тембру голосом;

9) прямо, без «подъездов», попадать в ноту;

10) не допускать, чтобы начинающий певец уставал

Автор предлагает следующую последовательность вокальных упражнений:

1 этап - на одном звуке в пределах примарной зоны;

2 этап - на двух звуках, расположенных рядом, которые нужно плавно соединять;

3 этап - тетрахорды, как подготовка к скачкам;

4 этап - упражнения на постепенно расширяющиеся скачки с последующим поступенным заполнением;

5 этап - арпеджио и гаммы.

Автор предлагает использовать фонопедические упражнения В. Емельянова, И.А Трифоновой, Д. Огороднова.

В пособии представлено фонопедическое авторское упражнение «В осеннем лесу» [5,84], а также автор предлагает использовать музыкально – дидактическую игру «Баба Яга».

Десятый этап - Работа над динамикой.

Динамика – совокупность явлений, связанных с громкостью, силой звучания. Динамика в музыкальном произведении обозначается нюансами.

Нюанс - динамический оттенок звука.

Нюансировка – важное средство выразительности.

Автор отмечает, что forte для детей – наиболее сложный, т.к. могут перейти в крик. Поэтому детям надо петь тихое forte.

А при пении piano исполнять с той же активностью, «не проваливаться», не «пропадать».

М.Ю. Картушина в своем пособии предлагает упражнения для работы с динамикой.

  1. Игры с ладошками.
  2. «Крещендо на осенних листьях» (по Е. И. Юдиной).
  3. «Морской прилив и отлив».
  4. Проговаривание потешек и пропевание песен  в полярной динамике.
  5. Пение попевок на активное пиано.
  6. Пропевание попевок с подвижными нюансами («Села кошка на такси».
  7. Игра «Эхо».
  8. Ритмодекламация с подвижными динамическими оттенками (например, слушая «Марш деревянных солдатиков» Чайковского, проговаривать стих В. Лунина).

Одиннадцатый этап - Работа над ритмом.

Ритм – соотношение длительностей звуков и их последовательности. Объединяясь в определенной последовательности, складывается ритмический рисунок.

Упражнения.

  1. Прохлопывание ритма ладошками, палочками.
  2. Узнавание попевок  по графическому изображению ритма или по отстукиванию ритма педагогом.
  3. Ритмический аккомпанемент.
  4. Игра «Узнай песню по ритму».
  5. Игра «Зеваки и торопыги» (прохлопывание ритмического рисунка песни по «цепочке»).
  6. Игра «Хлопки».

Ноты, текст попевок и графические карточки представлены автором в пособии.

Двенадцатый этап - Работа над темпом.

Темп - скорость исполнения, выраженная в частоте чередования метрических долей.

Автор считает, что исполнение песни в одном темпе, слаженно – непростая задача для дошкольников. Поэтому, чтобы дети пели все вместе, прислушиваясь к другим детям, предлагает следующие упражнения.

  1. Телесные игры «автобус» (пение раскачиваясь).
  2. Коллективная игра на скорость движения «Поезд».
  3. Исполнение попевок и песен с контрастным темпом («Карамель»).
  4. Пение с ритмическим аккомпанементом (под барабан).

Тринадцатый этап - Работа над выразительностью.

Выразительное исполнение - яркое, экспрессивное исполнение вокального произведения, колоритно передающее его содержание. Прежде всего, это эмоциональное исполнение.

Упражнения на развитие выразительности:

  1. Этюды на звукоподражание.
  2. Воссоздание особенностей речи героев сказок (голосом Кощея, Кикиморы, Буратино).
  3. Произнесение звуков с разной интонацией.
  4. Озвучивание картин (по Ю. Алиеву).
  5. Проговаривание скороговорок с разным выражением (крик, новость, удивление и т.д.).
  6. Речевая декламация стихотворений, допускающая модуляцию голоса по высоте (по методике Д. Е. Огороднова).
  7. Мелодекламации и ритмодекламации.image006_38.jpg
  8. Пение звукоподражаний с

различным эмоциональным выражением.

  1. Игра «Звериный концерт».
  2.  Пение по пиктограммам.

Также автор в пособии дает советы по выбору репертуара. Правильный выбор репертуара, считает автор, является важнейшей задачей музыкального руководителя. Тем более это актуально в наше время, когда выбор музыкальных произведений осуществляет сам музыкальный руководитель.

Требования к репертуару (по М.Ю. Картушиной).

  • Художественная ценность произведения.
  • Доступность для понимания детей.
  • Соответствие возрастному диапазону.
  • Песня должна быть интересна детям.
  • Должна способствовать вокальному росту ребенка.

Этапы разучивания песен (по М.Ю. Картушиной):

1 этап - разучивание (без аккомпанемента, в удобной тесситуре, в медленном темпе);

2 этап - закрепление (моделирование);

3 этап - работа над  качеством исполнения (на звук «у», а капелла, мысленное пение, прием «уши – назад», на слог «лю», задержка на одном звуке, пение по фразам);

4 этап – закрепление песни (по подгруппам, по рядам, по уголкам, прием «дирижер», «солист», инсценирование песен;

5 этап - концертное исполнение.

Кроме того, в методике М.Ю. Картушиной приводятся готовые доминантные занятия по привитию вокально-хоровых навыков.

В заключении автор приводит таблицы диагностики вокально-хоровых способностей детей, которую разработала на основе методик Н.А. Ветлугиной, К.В. Тарасовой, О.П. Радыновой, М.Л. Лазарева, а также рекомендаций по развитию голоса Т.М. Орловой и С.И. Бекиной.

В заключение надо отметить, что в своей работе я успешно применяю технологию М.Ю. Картушиной. Она очень простая, в ней представлен многолетний опыт работы автора. Даны практические рекомендации по развитию вокально-хоровых навыков у дошкольников. Методика содержит большое количество упражнений, распевок, игр, конспектов занятий. Можно использовать как отдельные элементы, так и целые занятия. Кроме того надо отметить, что для детей дошкольного возраста огромное значение имеет наглядность. Она предполагает не только показ яркой, привлекательной картинки, а использование наглядного пособия с определенной целью. Наибольшей эффективностью пользуются у детей «ожившие» картинки. М.Ю. Картушина разработала комплект наглядных пособий. Я рекомендую другим музыкальным руководителям познакомиться с технологией автора и использовать на занятиях ее дидактический материал.

Литература

  1. Абелян Л. Как Рыжик научился петь. - М.: Сов. Композитор, 1989. – С.6.
  2. Алексеева Л.Н. и Голубева Е.И. Певческая азбука. – Московская государственная консерватория им П.И. Чайковского, 2003 – М. -89с.
  3. Горохова Л.С. Вокально – артикуляционные упражнения в детском саду. – Архангельск: ГОУ СПО «Арх. пед. колледж», 2009.
  4. Емельянов В.В., Трифонова И.А. Фонопедический метод развития голоса: I уровень: Развивающие голосовые игры. – СПб.,1999.
  5. Картушина М.Ю. Вокально - хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. – 176 с.
  6. Картушина М.Ю. Вокально - хоровая работа в детском саду. Комплект наглядных пособий. + методические рекомендации к комплекту наглядных пособий Издательство «Скрипторий2003»2010, - М. - 12 с.
  7. Лазарев М.Л. Система развивающей терапии детей, страдающих астмой. – М.: Издательство ЦВЛД, 1993
  8. Щетинин Михаил - Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой для детей - Издательство «Метафора»,2012 – М. 168 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование вокально-хоровых навыков у дошкольников

В презентации выделены основные вокально-хоровые навыки, показаны упражнения  с использованием  наглядно-дидактического материала  М.Ю.Картушиной....

Работа с дошкольниками по формированию вокально-хоровых навыков. Дыхание. Звукообразование. Дикция

Вначале идет работа над выработкой напевности звучания на основе элементарного овладения певческим дыханием, которое существенно влияет на чистоту и красоту звука, выразительность исполнени...

Работа с дошкольниками по формированию вокально-хоровых навыков. Чистота интонирования. Ансамбль

Работу над интонированием (точное воспроизведение мелодии) начинаю с понятия высоты звука. Чистота интонации зависит от музыкального окружения ребенка. Чистота интонации в пении требует пос...

Формирование вокально- хоровых навыков через здоровьесберегающие технологии

Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Каждый человек, родившись, получает от матушки-природы драгоценный и великий дар — особого ка...

Формирование вокально- хоровых навыков через здоровьесберегающие технологии

Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Почему бы не использовать великую силу музыки, накопленного опыта в работе с детьми по укреплению и восстановлению их психического и физического ...