Формирование вокально- хоровых навыков через здоровьесберегающие технологии
статья

Калужская Татьяна Алексеевна

Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Почему бы не использовать великую силу музыки, накопленного опыта в работе с детьми по укреплению и восстановлению их психического и физического здоровья, приобщению к искусству, пробуждению интереса к творчеству. Музыкальная терапия может стать эффективным методом сохранения здоровья дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet20-21.docx25.93 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет по теме самообразования

"Формирование вокально- хоровых навыков через здоровьесберегающие технологии ".

Калужской Татьяны Алексеевны,

музыкального руководителя

структурного подразделения

по реализации программы

дошкольного образования

МОУ "Школа № 2 р.п. Новые Бурасы"

Тема самообразования: Формирование вокально- хоровых навыков через здоровьесберегающие технологии

Дата начала работы над темой  01.09.2020

Дата окончания работы  28.05.2021

Ожидаемый результат: владение голосом это сложнейший процесс, поэтому для развития вокально-певческих навыков у детей педагогу требуется знать и понимать основы вокальной работы в процессе работы над голосом. Применение  инновационных здоровьесберегающих технологий даёт возможность формировать положительную динамику в образовательном процессе с помощью внедрения в ежедневную среду наглядности, дидактического материала, игровых технологий.

Этапы работы над темой по самообразованию:

Диагностический:  Постановка проблемы детальное изучение материала литературы и имеющегося опыта по данной теме. Анализ затруднений. Прогностический:   Определение целей и задач работы над темой Разработка системы мер опыта по данной теме. Прогнозирование результатов.

Практический:  Обобщение работы над темой. Выступление  на педагогических советах.

 Обобщающий:    Анализ  проведённой работы. Описание результатов работы по проблеме. Применение в работу с детьми темы самообразования.  

I. Актуальность выбранной темы. Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Почему бы не использовать великую силу музыки, накопленного опыта в работе с детьми по укреплению и восстановлению их психического и физического здоровья, приобщению к искусству, пробуждению интереса к творчеству.

Музыкальная терапия может стать эффективным методом сохранения здоровья дошкольников.  Моя задача, как музыкального руководителя– создать полноценные условия для сохранения здоровья детей, развить интерес к занятиям, включающим здоровьесберегающие технологии, внедрить эти технологии в ежедневный образовательный процесс и закрепить навыки и умения детей с целью улучшения физического здоровья, голосовых и музыкальных данных, а так же здоровья психики ребенка и комфортного состояния в образовательном процессе.

Успешно применяю на своих занятиях вокально-хоровые упражнения, а именно:

- игровой массаж;

- дыхательная гимнастика;

- артикуляционная гимнастика;

- фонопедические упражнения;

- вокально-интонационные упражнения,

- речевые игры;

- музыкотерапия.

В основе обучения детей пению на занятиях всегда лежит игровой метод, ведь игра - наиболее доступный для детей вид деятельности. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях.

Игры на формирование правильного певческого дыхания

(активный, быстрый, бесшумный вдох носом, длительный выдох ртом)
1. «Цветок»
Берем в руки цветок и коротко, но глубоко вдыхаем его аромат (вдох – носом, выдох – ртом).
2. «Ветерок»
Ручку с салфеткой вытягиваем вперед и дуем, чтобы салфетка улетела. У кого салфетка дальше всех улетит – тот победил!
3. «Шарик»
Ставим руки возле губ – это (шарик). Делаем быстрый вдох и медленно выдыхаем его в «шарик» (дуть надо очень осторожно, чтобы «шарик не лопнул»). У кого получится дуть дольше всех, тот надул большой шарик! 
4. «На море». (Для лучшего восприятия и ощущений можно включить звуки «Шум моря»).

Мы купаемся в море. «Нырнули под воду» (вдох носом и носик зажали пальцами, присели на корточки), потихоньку выдыхаем, у кого дыхание закончилась, тот «всплывает» (встает на ноги).

5 «Хомячок».

 Пошмыгать носом с закрытым ртом.

6  « Надуваем шарик»

 вдох живот надуть (надуваем шарик) задержка дыхания на счёт 1,2,3,4,5, выдох …….у-у-у-у-у-у-у кто дольше будет спускать шарик, тот и выиграл.

 7  «Зеркальце» 

глядя в ладошку, как в зеркало, ребёнок выдувает воздух тоненькой струйкой в середину ладошки.

        Игры для формирования протяжного, напевного звучания голоса
 1. «Веревочка»

 Песенка – это веревочка, которая длинная, не должна рваться. Берем вдох и поем звуки: 

Иииииииииии

Ээээээээээээ

Ааааааааааа

Ооооооооооо

Уууууууууууу

У кого длиннее и ровнее получится веревочка.

 2. «Мячик»
Катим по столу мячик и одновременно поем так же ровно и протяжно, как катится мячик. Кто дольше всех и ровнее всех пропел – тот победил! Для формирования навыка отрывистого пения мячик можно подбрасывать, и петь так же упруго и отрывисто. Как прыгает мячик.
                     
Игровые приемы для отработки фальцетного пения

Фальцетное пение – самое естественное, фонопедически правильное для детского голоса. 
1. «Машина»

 Взяли в руки «руль» и «едем» губами (вибрация с разной звуковысотностью), скатываемся и поднимаемся в горку.
2. «Здравствуйте»

Здороваемся как птичка (высоко и тоненько, руку поднимаем вверх), как медведь (низко, руку опускаем вниз). Дальше педагог показывает рукой, дети повторяют. Игра на внимательность и отработка фальцетного пения. Участвуют два голосовых регистра – высокий и низкий.

3. «На луне»

 Поем знакомые распевки («Андрей-воробей», «Тук-тук»), сидя на луне (высоко) и под землей (низко).

Для развития дикции и артикуляции

  1. «Ворона»

Ворона сидит на дереве и как каркнет во все воронье горло: «Карррррррррррррррррррррррр!» (можно показать руками большой клюв).

  1.  «Машинка заезжает в гараж»                                                                   

Рот – «гараж», должен открыться так, чтобы в него «въехала машинка» из четырех пальчиков, не оцарапав «кузов» о стенки гаража.
Упражнение для смачивания и размягчения голосовых связок

  1. «Шпага»

Уколы языком поочерёдно в щёчки.

  1. «Голодный лев»

Голодный лев лежит и «жует» свой язык («покусывание» всего язычка, начиная от кончика).

  1. «Лошадка»

Лошадка скачет по лугу и разговаривает с жеребенком (цоканье языком).

Упражнения для ощущения мягкого нёба и маленького язычка

  1. «Больной щенок»

Скулить как больной щенок.

  1. «Котенок»

Мяукать как маленький котёнок.

Упражнения для развития артикуляционного аппарата

  1. «Поросенок»

Показываем губами «пятачок-улыбка» (чередовать).

  1. «Поросенок играет»

Вращение «пятачком» «по часовой стрелке», надувание щёк до предела.

  1.  «Удивлённый бегемот»

 Бегемотик удивляется и при этом широко открывает рот на звук «А».

Певческий диапазон – это объем звуков, который определяется интервалом (расстоянием) от самого высокого до самого низкого звука, в пределах которого хорошо звучит голос.

Необходимо постоянно следить, чтобы дети пели и разговаривали без напряжения, не подражая излишне громкому пению взрослых, разъяснять родителям вредность крикливого пения и разговора у детей, не разрешать

II. Теоретическая база

Теоретической базой наряду с программой «Ладушки» авторы: Ирина Каплунова, Ирина Новоскольцева для разработки педагогического опыта использовались методические разработки и технологии.

Цель: Формирование детского голосового аппарата, песенных и исполнительских умений и навыков, через здоровьесберегающие технологии у детей дошкольного возраста

Задачи:

 -  развивать музыкальные способности (слух, память, ритм, ансамбль);

-  способствовать развитию у детей певческих навыков в процессе упражнений и музыкальных игр;

−  совершенствовать певческий голос детей и вокально-слуховую координацию;

−  приобщать детей к активному участию в певческой деятельности,

−  расширять певческий диапазон, брать правильное дыхание (перед началом пения, между фразами, удерживать до конца фразы);

−  развивать сенсорные способности (чувствовать, ощущать, сопереживать);

−  развивать воображение, ассоциативное мышление, память;

−  воспитывать в детях эстетическое видение мира, певческую культуру звука, любовь к музыке; Основные приёмы и методы, которые были использованы в течении  каждых занятий: − наглядно-зрительный;

−  наглядно- слуховой;

−  беседа;

-  высоты мелодии,


III. Принципы, методы и приёмы, здоровьесберегающие технологии, используемые с детьми.

 Работая с детьми, я постоянно слежу за соблюдением правил по охране голоса, за тем, чтобы ребята пели естественным голосом, не форсируя звуки, не говорили слишком громко. Крик, шум портят голос, притупляют слух и отрицательно влияют на нервную систему детей. Не следует позволять детям исполнять песни с большим диапазоном.

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование следующих здоровьесберегающих технологий:

1. Валеологические распевки, которые задают позитивный тон, улучшают эмоциональный климат на занятии, поднимают настроение, подготавливают голос к пению. В практике моей работы песни-распевки имеют здоровьесберегающую направленность. Распевки предупреждают заболевания верхних дыхательных путей, укрепляют хрупкие голосовые связки детей.

2. Дыхательная гимнастика – управление всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра.

3. Артикуляционная гимнастика – выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Для правильного звукообразования большое значение имеет четкая работа голосового аппарата

Упражнения выполняем с детьми сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, ноги и руки находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого и, если есть возможность, свое лицо в зеркале.

4. Пальчиковые упражнения - развивают двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием

IV.Взаимодействие музыкального руководителя с воспитателями и родителями в развитии певческих навыков.

Важнейшим этапом в развитии певческих навыков является дошкольное детство. Однако успех в формировании певческого голоса зависит не только от плодотворной работы педагогического коллектива ДОУ по музыкальному воспитанию, но и от отношения к музыке в семье. Для родителей выставлялись папки  - передвижки с материалами о музыкальном  воспитании в  семье,  о также о развитии  певческих навыков у дошкольников  «Пойте детям колыбельные», «Музыкальные игры в семье»,   «Охрана детского голоса». Проводила анкетирование.

Для успешного освоения детьми певческих навыков необходима совместная работа музыкального руководителя и  воспитателей. В группе  с воспитателем разучивался песенный репертуар, давались рекомендации по использованию музыкального репертуара и в повседневной жизни. Воспитатели оказывали действенную помощь. Для воспитателей была  проведина  консультация «Игры и упражнения для формирования вокально-хоровых навыков». Музыка прочно вошла в быт ребят. Они поют в группе, дома для родителей и вместе с родителями, не только в сопровождении инструмента, но и самостоятельно без чьей-либо помощи.

V. Результативность проводимой работы. Творческие достижения.

Описанные выше здоровьесберегающие  технологии при помощи  вокально – хоровых навыков у детей, так как постоянно использую на музыкальных занятиях. В результате дети любят петь, понимают многие вокальные термины, дирижерские жесты стали качественнее осваивать музыкальный материал, наблюдается тенденция к уменьшению количества заболеваний верхних дыхательных путей и ОРЗ, повысились показатели их общего физического развития. Ребята стали более раскрепощенными. Работая систематически в течение года, по результатам диагностики, я сделала вывод:

• Дети стали эмоциональны и раскованы на занятиях

• У детей сформировались навыки выразительного исполнения : они умеют владеть интонацией, петь выразительно в различной динамике.

• Умеют понимать содержание произведения и эмоционально передавать свои впечатления.

• Легко определяют звуковысотное положение мелодии.

• Голоса детей приобрели естественно звучание.

Воспитанники нашего детского сада поют не только  на музыкальных занятиях, но и неформальной обстановке самостоятельно, принимают  активное участвовали в праздничных мероприятиях

Вывод: Подводя итоги работы по самообразованию за год, хочется отметить, за счет формирования вокально- хоровых навыков, их систематическое использование, формируют устойчивые певческие навыки, которые будут закрепляться, совершенствоваться при разучивании песенного материала. Перечисленные виды упражнений играют важную роль в профилактике заболеваний, связанных с дыханием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие Вокально-хоровых навыков через театральную деятельность.

Театральная деятельность близка детям потому что она связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей  жизни ребенку хочется воплотить в жизнь.  Входя в образ , он и...

формирование вокально-хоровых навыков у дошкольников

В презентации выделены основные вокально-хоровые навыки, показаны упражнения  с использованием  наглядно-дидактического материала  М.Ю.Картушиной....

Работа с дошкольниками по формированию вокально-хоровых навыков. Дыхание. Звукообразование. Дикция

Вначале идет работа над выработкой напевности звучания на основе элементарного овладения певческим дыханием, которое существенно влияет на чистоту и красоту звука, выразительность исполнени...

Формирование вокально-хоровых навыков у дошкольников по технологии М.Ю. Картушиной

В данной статье я подробно описываю систему работы М.Ю. Картушиной по формированию вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста и возможности ее применения на практике....

Формирование вокально- хоровых навыков через здоровьесберегающие технологии

Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Каждый человек, родившись, получает от матушки-природы драгоценный и великий дар — особого ка...