: отчет самообразование «Формирование вокально-хоровых навыков через здоровьесберегающие технологии» 2018-2019
материал для подготовки к егэ (гиа)


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_o_samoobrazovanii.docx23.91 КБ

Предварительный просмотр:

Отчёт  по  самообразованию

музыкального руководителя Редько Елены Евгеньевны

Тема: «Формирование вокально-хоровых навыков через здоровьесберегающие технологии»

        Актуальность темы.

Проблема  раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни. Актуальность применения здоровьесберегающей технологии в музыкально-образовательной деятельности в ДОУ. Снижение уровня заболеваемости детей ОРВИ,  ОРЗ. Эффективность музыкального воздействия на физиологию ребёнка. Повышения уровня профессиональной компетенции музыкального руководителя в условиях педагогики оздоровления.

               Проблема постановки певческого голоса ребенка–дошкольника – одна из наиболее сложных и наименее разработанных в музыкальной педагогической теории и практике. В то же время  одна из самых важных проблем практики музыкального воспитания дошкольников. Поэтому тема  самообразования     2018-2019 учебного  года «Формирование вокально-хоровых навыков через здоровьесберегающие технологии»  

Прекрасным помощником работы в данном направлении стала технология М.Ю. Картушиной  «Вокально – хоровая работа в детском саду». Она очень простая, в ней представлен многолетний опыт работы автора. Даны практические рекомендации по развитию вокально-хоровых навыков у дошкольников. Методика содержит большое количество упражнений, распевок, игр, конспектов занятий. Можно использовать как отдельные элементы, так и целые занятия.  Для детей дошкольного возраста огромное значение имеет наглядность.  М.Ю. Картушина разработала  комплект наглядных пособий.

Целью моей работы является:

Повышение  профессиональной  компетентности  педагога.

  • Исходя  из  этого, я определила и поставила следующие  цели и задачи: Цель: Формирование детского голосового аппарата, песенных и исполнительских умений и навыков, через здоровьесберегающие технологии у детей дошкольного возраста.  
  • Задачи: 
  • учить детей петь естественно, легко, без напряжения, мягким звуком; петь согласованно, не отставать и не опережать, одновременно начинать пение и заканчивать, слушать других;  
  • обучать детей четкой дикции, внятно произносить слова, активно артикулировать;  
  • развивать музыкальные способности (слух, память, ритм, темповый ансамбль, внимания);  
  • правильно передавать направление мелодии (вверх, вниз), различать звуки по высоте, длительности, динамические оттенки, темпы; сохранять ритмический рисунок;  
  • отмечать правильное и неправильное пение;  
  • способствовать развитию у детей певческих навыков в процессе упражнений и музыкальных игр;
  • совершенствовать певческий голос детей и вокально-слуховую координацию; - приобщать детей к активному участию в певческой деятельности, приучать самостоятельно использовать приобретённые умения и навыки;
  • расширять певческий диапазон, брать правильное дыхание (перед началом пения, между фразами, удерживать до конца фразы);  
  • развивать сенсорные способности (чувствовать, ощущать, сопереживать);  - учить импровизировать;

-развивать воображение, ассоциативное мышление, память;

  • воспитывать в детях эстетическое видение мира, певческую культуру звука, любовь к музыке;

   

        

На  первом  этапе работы  по  теме самообразования я сделала

  1.Анализ диагностики музыкального развития с целью выявления одарённых детей и детей, нуждающихся в коррекционной помощи

2.Изучала передовой педагогический опыт и литературу по данной теме.

3. Провела  корректировку перспективного  плана работы с учётом данной проблемы.

4. Изучила влияние здоровьесберегающих технологий на  развитие вокально-хоровых навыков у дошкольников.

Поэтому на втором  этапе  своей  работы  по  теме  самообразования я  стала  изучать,  собирать, а затем  самостоятельно  создавать  необходимый  материал для  дальнейшей  работы,  для  применения полученных  знаний  на  практике. Беседуя с детьми, я задавала вопрос «Что нужно делать, чтобы хорошо петь?». Дети затруднялись ответить, не могли сформулировать свои мысли.

Поэтому в процессе ОД использовала разные приёмы, стараясь донести до детей  важные моменты вокально–хоровой деятельности.

Начинала с  певческой установки, т.е. с положения, которое должен принять вокалист перед началом пения. Предлагала послушать песенки «Сидит дед», «Баба Яга» М. Картушиной, затем дети сами с удовольствием их пели.  Вела  работу над дыханием,  планировала  разнообразные  упражнения: звуковые, незвуковые, произнесение скороговорок на одном дыхании, шепотом.

 Работала  над интонацией:  в процессе ОД  дети пели не только с музыкальным сопровождением, но и а капелла; пели хором и слушали  солистов;  использовали  дидактические пособия М. Картушиной с движущимися деталями, показывающими высоту звука,  «Качели», «Горошина»;  отмечали  движение мелодии рукой.

Не забывала, что  непременным  условием  вокального исполнения является дикция. Т.е. ясность, разборчивость произнесения текста. Постоянно работаем над правильным произношением окончаний слов, пропеваем мелодии на слоги «ма», «ля», «но», что способствует развитию дикции, произносим скороговорки быстро и по несколько раз.  

Старалась соблюдать  требования к песенному репертуару (по М.Ю. Картушиной), обращая внимание на:

Художественную ценность произведения.

Доступность для понимания детей.

Соответствие возрастному диапазону.

Песня должна быть интересна детям.

Должна способствовать вокальному росту ребенка.

 

На этом  этапе был  наработан  следующий  материал.

  • Включала в ОД валеологические распевки и   дыхательную артикуляционную гимнастику.

При помощи правильного дыхания можно избежать гайморита, астмы, неврозов, избавиться от головной боли, насморка, простуды, расстройства пищеварения и сна и быстро восстановить работоспособность после умственного и физического утомления. Для полноценного дыхания необходимо соблюдать следующие правила: дышать надо только через нос равномерно и ритмично; стараться максимально наполнять легкие воздухом при вдохе и делать максимально глубокий выдох; при появлении малейшего дискомфорта занятия дыхательной гимнастикой прекратить.

  • Музыкальные игры с пением
  • Самомассаж.
  • Музыкотерапия.

   В своей работе я использую современные здоровье сберегающие технологии, чтобы поддержать интерес к организованной образовательной деятельности, снять усталость, поднять эмоциональный настрой и повысить работоспособность.

Релаксацию  проводила  в  конце  ОД.  Старалась использовать  спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы).

                      Оформила  информационную папку-передвижку для родителей :

«Музыка,  как средство здоровьесбережения»,

«Роль дыхательной гимнастики, как метод оздоровления дошкольников», «Музыкальная терапия»

Организовала  консультацию  для педагогов  МАДОУ по проблеме

«Роль дыхательной гимнастики, как метод оздоровления дошкольников»

В ноябре в нашем образовательном учреждении с детьми старшего дошкольного возраста  мною был проведен праздник «Мамина пластинка» на котором использован материал технологии М. Картушиной «Вокально – хоровая работа в детском саду», где дети продемонстрировали свои певческие навыки  исполнении песен для мам. Дети активно учувствуют в городских и всероссийских конкурс, где становятся активными участниками и призерами в вокально-хоровом исполнении.

Вывод:  Положительные результаты в формирование вокально-хоровых навыков через здоровьесберегающие технологии дошкольников возможны только при взаимодействии с родителями: родительские собрания, беседы, анкетирование. При беседе родители учатся ближе видеть сложный многогранный процесс воспитания ребёнка, осваивают практические навыки. В своей работе использую наглядную информацию в родительских уголках, где периодически меняются консультации для родителей, отражающие правила личной гигиены, закаливания, советы, брошурки, методические рекомендации по применению фитотерапии, ароматерапия, витаминотерапии в образовательном учреждении и семье;

За период  2018-2019 учебного года я увидела положительную динамику моей целенаправленной работы по теме самообразования.

Работая над темой  считаю,  что  постепенно добиваюсь главной цели работы,  которая  заключается в  том,  чтобы совершенствовать певческий голос детей и вокально-слуховую координацию; - приобщать детей к активному участию в певческой деятельности, приучать самостоятельно использовать приобретённые умения и навыки  сохранять и укреплять психофизическое здоровье детей.

За  период  2018-2019 уч. г.:

  • Изучила  методическую  литературу;
  • Применила  полученные  знания на  практике;
  • Активно  сотрудничала с педагогами  и  родителями;
  • Значительно повысила свой профессиональный уровень.

Перспектива  дальнейшей  работы:

  • Продолжать  активное  сотрудничество с  педагогами  и  родителями;
  • Создать  картотеку  вокально-хоровых упражнений, дыхательной и артикуляционной гимнастики.
  • Использовать  в  своей  работе  инновационные  технологии  (проектная  деятельность).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование «Развитие вокально-хоровых навыков дошкольников с использованием здоровьесберегающих технологий»

Цель: развивать вокально-хоровые навыки посредством здоровьесберегающих технологий...

Формирование вокально-хоровых навыков у дошкольников по технологии М.Ю. Картушиной

В данной статье я подробно описываю систему работы М.Ю. Картушиной по формированию вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста и возможности ее применения на практике....

План по самообразованию. Формирование вокально - хоровых навыков.

Моделирование структуры музыкального занятия – как основа для оздоровления детей в процессе образовательной деятельности....

Формирование вокально- хоровых навыков через здоровьесберегающие технологии

Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Каждый человек, родившись, получает от матушки-природы драгоценный и великий дар — особого ка...

Формирование вокально- хоровых навыков через здоровьесберегающие технологии

Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Почему бы не использовать великую силу музыки, накопленного опыта в работе с детьми по укреплению и восстановлению их психического и физического ...